увеличение срока действия договора по 44 фз по соглашению сторон

Увеличение срока действия договора по 44 фз по соглашению сторон

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик может однократно продлить срок выполнения работ по контракту. Если этот срок продлен по вине подрядчика, должен ли заказчик выставить ему неустойку?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если подрядчиком допущено нарушение промежуточных сроков выполнения работ, заказчик не только вправе, но и обязан выставить требование об уплате неустойки до подписания соглашения о продлении сроков исполнения контракта.
После подписания дополнительного соглашения основания для предъявления требований об уплате неустойки могут возникнуть только в будущем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Увеличение срока действия договора по 44 фз по соглашению сторон

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик вправе изменить условие о действии договора на оказание услуг телефонной связи, заключенного на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В отношении прочих перечисленных договоров (контрактов) аналогичная возможность законом не предусмотрена.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Изменение любых условий отдельных категорий контрактов по Закону N 44-ФЗ, заключенных с единственным контрагентом;
— Энциклопедия решений. Возможность продления срока действия контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Подробнее об этом смотрите в ответе на Вопрос: Возможно ли после 01.07.2019 по соглашению сторон вносить изменения в контракты, заключенные до 01.07.2019, на основании п. 10 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)

Источник

Как продлить срок действия госконтракта

Понятие

Есть группа товаров, работ, услуг, которые требуются заказчику постоянно, к примеру, электроэнергия, доступ в Интернет, телефония. Каждый заказчик хотел бы упростить процедуру ведения своей закупочной деятельности и не проводить ежегодно одинаковые заказы. Куда проще просто продлить период действия ранее заключенного контракта, а не утруждать себя проведением новых торгов. Это и называется пролонгация — увеличение периода действия контракта в процессе реализации сторонами своих договорных отношений.

По общему правилу, указанному в нормах гражданского законодательства, соглашение между участниками сделки может быть продлено свыше срока, на который оно заключалось. То есть стороны вправе изменять условия контракта в связи с изменением обстоятельств (ст. 451).

Но стоит учитывать, что деятельность заказчиков в сфере 44 ФЗ и 223 ФЗ должна опираться в первую очередь на специфические нормы данных законов.

Пролонгация по 44-ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 95, стороны не вправе изменять существенные условия контракта, к которым в том числе относится срок его действия. То есть возможность пролонгации 44-ФЗ не предусматривает (письмо Минэкономразвития от 21.07.2015 № Д28и-2020, от 14.07.2016 № Д28и-1818, письмо Казначейства России от 19.05.2015 № 07-04-05/09-319).

Все закупки осуществляются согласно плану-графику, а период исполнения контракта в нем — один из главных показателей, вариативности здесь быть не может. Нарушением будет внесение в текст контракта правил о возможности продления (письмо Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4011). Заключать доп соглашение о продлении срока действия договора заказчик не имеет права (п. 2 ст. 168 ГК, доп соглашение о продлении срока договора является ничтожным, если оно не предусмотрено законом и контрактом).

Нарушение данного требования влечет административное наказание, предусмотренное пунктами 4 и 5 статьи 7.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. для должностных лиц и 200 000 руб. для юридических лиц.

Единственным юридически верным выходом из ситуации является публикация сведений в плане-графике и дальнейшее проведение нового заказа.

Исключение составляет случай изменений существенных условий в связи с решением Правительства, субъекта или местной администрации (пп. 2–4 ч. 1 ст. 95, Постановление от 19.12.2013 № 1186).

Пролонгация по 223-ФЗ

Иная ситуация обстоит в рамках закона 223-ФЗ. Заказчики находятся в менее строгих условиях, так как самостоятельно разрабатывают положение о закупке и могут включать в него положения о пролонгации.

Если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право его пролонгации и при этом не изменяются существенные условия (за исключением объема, цены), то продление срока без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона № 223 ФЗ. Такой позиции придерживается Минэкономразвития в своем письме от 24.03.2017 № Д28и-1993.

Таким образом, чтобы провести процедуру пролонгации, заказчику необходимо соблюсти ряд условий:

Стоит отметить, что нередко увеличение периода действия контракта, заключенного конкурентным способом, расценивается контрольными органами как ограничение конкуренции. Контролеры руководствуются тем, что вместо того чтобы провести очередную закупку и предоставить участникам равные возможности, заказчик обговаривает новые условия только с одним поставщиком

Источник

Как правильно составить соглашение о продлении срока действия госконтракта

Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора — это документ, которым оформляют согласие сторон увеличить период действия сделки. В закупках правила зависят от объекта и закона, по которому работает заказчик.

Скачать пустой бланк допсоглашения на продление сроков госконтракта по 44-ФЗ
Скачать заполненный образец допсоглашения о пролонгации госконтракта по 44-ФЗ
Скачать пустой бланк соглашения о продлении срока сделки по 223-ФЗ
Скачать заполненный образец допсоглашения о продлении срока действия договора 223-ФЗ

Основания для продления

Даты исполнения контрактов по ФЗ 44 раньше переносились только по решению суда. Суды были настроены категорично — истцы доказывали непреодолимость обстоятельств. В актуальной редакции ст. 95 прописано, можно ли продлить срок действия контракта по 44-ФЗ в 2021 году, — можно, в определенных ситуациях:

Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали все возможные ситуации для продления срока действия контракта. Используйте эти инструкции бесплатно.

Продление из-за уменьшения финансирования

Если заказчику сократили объем финансирования, то казенное учреждение в рамках п. 6 ст. 161 БК, п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ заключает с поставщиком допсоглашение о продление срока контракта по 44-ФЗ, в котором согласовывает новый срок исполнения контракта. А иные категории заказчиков, в частности, бюджетные учреждения, по соглашению с поставщиком изменяют и время оплаты. Это допускается для отдельных видов договоров, в которых есть условие о возможности их изменения из-за уменьшения финансирования.

Пролонгация на основе решения госоргана

Решение об изменении срока принимается органом власти, если соблюдаются такие требования:

Период исполнения обязательств

Орган, который принимает решение об изменении условий контракта

Не менее 10 млрд руб.

А если предмет контракта — проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, то минимальная цена должна составлять 40 млн руб.

Не менее 1 млрд руб.

Высший исполнительный орган госвласти субъекта

Не менее одного года

Не менее 500 млн руб.

На основе принятого уполномоченным органом решения заказчик заключает с поставщиком соглашение об изменении срока исполнения контракта. Это указано в п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.

Продление в закупках строительных работ

В закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия срок контракта изменяют, если по вине подрядчика он не исполнен в предусмотренный период или возникли не зависящие от сторон обстоятельства.

В этом случае время исполнения контракта продлевают один раз на срок, который не превышает первоначальный, для выполнения обязательств. Если работы не исполнены вовремя по вине подрядчика, изменить дату можно, если подрядчик:

Если продлите договор в других случаях, оштрафуют по ч. 4 или ч. 5 ст. 7.32 КоАП: на 50 000 рублей — для должностных лиц и 500 000 рублей — для юрлиц.

Как оформить продление срока госконтракта

Опишем пошаговый порядок подготовки и оформления дополнительного соглашения о продлении срока действия договора по 44 ФЗ в 2021 году.

Шаг 1. Составьте проект (два экземпляра), в который включите:

При продлении сроков в зависимости от вида обеспечения контракта согласовывается:

Вот пример такого соглашения.

Шаг 2. Направьте два экземпляра поставщику (подрядчику, исполнителю) заказным письмом с уведомлением о вручении или передайте его представителю. В письме укажите время подписания и возврата.

Шаг 3. После получения допсоглашения на продление от исполнителя проверьте его и подпишите. Один экземпляр верните контрагенту.

Шаг 4. Сведения опубликуйте в ЕИС в течение пяти рабочих дней с даты заключения соглашения (ч. 3 ст. 103 ФЗ 44, постановления № 1084 от 28.11.2013 и № 1132 от 31.10.2014).

Как продлить договор по 223-ФЗ

Законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц пролонгацию договора по 223-ФЗ не запрещает. Заказчики, работающие по этому закону, самостоятельно устанавливают условия закупки положением о закупках.

Вот какие условия для продления срока действия договора по 223-ФЗ есть на практике:

В этом случае не обязательно проводить другую закупку. Продление оформлено верно, если заказчик вовремя разместил все изменения в ЕИС (постановление № 1132 от 31.10.2014).

Вот пример такого соглашения из ЕИС.

Разъяснения по теме

Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-4011 от 31.03.2017

Источник

Если срок исполнения контракта нужно увеличить?

Автор: Лобанова О. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Одним из существенных условий государственного или муниципального контракта, касающихся сроков, является период исполнения обязательств. При разработке проекта контракта, а также технического задания заказчик изначально должен установить срок, в который исполнитель обязан будет передать заказчику поставленный товар либо результаты выполнения работ, исполнения услуг. Рассмотрим особенности установления срока.

В зависимости от предмета и условий закупки срок исполнения обязательств может быть установлен в виде:

конкретной календарной даты (12.08.2019) или нескольких конкретных календарных дат (например, 12.08.2019, 12.09.2019 и 14.10.2019). Такое установление допустимо, когда заказчик точно знает дату, когда эти товары, работы, услуги ему потребуются. Например, на второе полугодие утвержден план культурно-массовых мероприятий, и требуется к определенной дате изготовить тематическую сувенирную продукцию, обслужить гостей и т. д.;

указания периода, например, «поставить товар до 12.08.2019». Обратите внимание на то, что в отношении такой формулировки могут возникнуть споры: что считать крайней датой поставки товара – 11 или 12 августа? Поэтому во избежание разночтений между заказчиком и исполнителем рекомендуется использовать слово «включительно» (например, «до 12.08.2019 включительно»);

указания на событие, которое должно обязательно наступить, например, «в течение 20 дней с даты заключения контракта». Как правило, такая формулировка актуальна для работ, связанных с сезонными или погодными условиями. Например: «Исполнитель обязан приступить к выполнению ремонта системы отопления в течение пяти дней с даты окончания отопительного сезона»;

начальной и конечной даты исполнения контрактных обязательств. Например, «с 01.08.2019 до 12.08.2019 включительно». Такое указание даты исполнения актуально для контрактов в сфере строительства. В соответствии со ст. 708 ГК РФ в договоре подряда определяются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). А в случае, если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более 100 млн руб., контракт должен включать в себя график его исполнения (ч. 12 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)).

Необходимо различать два термина (и промежутка времени), которые указываются в проекте контракта: срок исполнения обязательств и срок действия контракта.

При исполнении контракта зачастую требуется изменить срок его исполнения. При этом и исполнитель, и заказчик согласны установить новый срок исполнения контракта, заключив, например, дополнительное соглашение. Но насколько такие действия правомерны?

С одной стороны, согласно ч. 1 и 2 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о закупке, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. При этом положения ст. 95 Закона о контрактной системе не предполагают возможности внесения в контракт изменений в части срока исполнения обязательств по нему. Таким образом, действующее законодательство не предусматривает заключение дополнительного соглашения с указанием новых сроков исполнения контракта.

К сведению: перечень случаев изменения существенных условий контракта при его исполнении является закрытым и расширению не подлежит.

С другой стороны, с соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Поэтому некоторые заказчики на основании ГК РФ, включают в проект контракта специальные оговорки (например, «в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы») как основание для корректировки сроков исполнения обязательств по контракту. Рассмотрим, насколько такие формулировки правомерны и допустимы с точки зрения ФАС и судебных органов.

Ситуация 1. В УФАС поступила жалоба участника на действия заказчика в части утверждения документации, которые не соответствуют Закону о контрактной системе. В частности, в проекте контракта установлено: «Если, по мнению сторон, выполнение работ может быть продолжено в порядке, действовавшему согласно настоящему контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по настоящему контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия».

По мнению УФАС, изменение сроков выполнения работ контракта не допускается, поскольку перечень случаев изменения существенных условий контракта при его исполнении является закрытым и расширению не подлежит. Таким образом, действия заказчика нарушают ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

К аналогичным выводам пришел и Ставропольский УФАС при рассмотрении жалобы по схожим основаниям жалобы (Решение Крымского УФАС от 09.04.2019 по делу № 06/893-19, Решение Ставропольского УФАС от 09.04.2019 по делу № 026/06/64-78/2019).

Ситуация 2. Участник закупки посчитал, что заказчик установил незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств, нарушив требования ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. В частности, в проекте контракта было указано следующее: «5. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ 5.2. При наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение контракта в срок».

По итогам рассмотрения жалобы комиссия УФАС признала жалобу обоснованной, а заказчик получил предписание. В частности, антимонопольный орган обязал его устранить выявленные нарушения: в контракт внести изменения, включив положения, предусмотренные ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе; п. 5.2 контракта привести в соответствие с требованиями ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Был назначен срок исполнения предписания – в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа на сайте zakupki.gov.ru. А в течение 7 дней с момента исполнения предписания заказчик должен был сообщить об исполнении в Ставропольское УФАС.

Из вышеприведенных примеров можно сделать вывод, что многие территориальные управления ФАС буквально читают и трактуют положения Закона о контрактной системе (в частности, речь идет о ч. 1 его ст. 95 Закона о контрактной системе, которая устанавливает закрытый перечень оснований для внесения изменений в заключенный контракт).

Однако в административной практике встречается и противоположная точка зрения антимонопольной службы.

Ситуация 3. По мнению участника закупки, в аукционной документации неправомерно установлена причина увеличения сроков исполнения обязательств. Проектом контракта определено, что срок исполнения обязательств по контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами. Данные обстоятельства, по мнению подателя жалобы, нарушают ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Комиссия УФАС, проанализировав положения п. 16.1, 16.4 проекта контракта, пришла к выводу, что установленные в данных пунктах обстоятельства не относятся к изменениям и расторжению контракта, а описывают действия заказчика и подрядчика при наступлении обстоятельств непреодолимой силы. При этом информация об изменении существенных условий контракта, о возможности и порядке его расторжения содержится в разд. 14 «Порядок расторжения и изменения контракта» проекта контракта. В итоге комиссия Сахалинского УФАС не увидела в действиях заказчика нарушения положений ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе и в этой части жалоба участника была признана необоснованной (Решение Сахалинского УФАС от 28.03.2019 по делу № 065/06/106-44/2019).

Данная позиция УФАС базируется на нормах ГК РФ. В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно п. 16.4 проекта контракта, если, по мнению стороны, работы могут быть продолжены в порядке, действовавшем согласно контракту до начала обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.

Как видно из приведенных примеров, отсутствует единство позиций региональных ФАС по вопросу правомерности указания в проекте контракта причин увеличения сроков исполнения обязательств. Следовательно, заказчикам необходимо учитывать мнение и практику местного УФАС и с осторожностью использовать подобные формулировки.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение
Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
О возможности продления срока действия контракта в рамках закупки