увеличение подоходного налога с граждан

Реформа НДФЛ не уменьшит имущественное неравенство и не увеличит справедливость

При таких параметрах налоговая нагрузка серьезно не вырастет, замечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Доходы свыше даже 3 млн руб., по данным Росстата, получает около 0,7% работающего населения, или 500 000 человек. У скольких из них доход превышает 5 млн руб., Росстат не раскрывает. По оценкам директора Института социальной политики Высшей школы экономики Лилии Овчаровой, дополнительный налог должны будут заплатить около 100 000 человек.

Как собрать

В России есть запрос на прогрессивное налогообложение, показал опрос Центра стратегических разработок (в начале мая его эксперты опросили 1600 человек): за него высказался 61% респондентов. Но одно только повышение ставки до 15% справедливости не прибавит, неравенство не снизит, указывает Суслина, для этого стоило бы снизить нагрузку на бедных, что могло бы стимулировать рост потребления и экономики. Это была бы более социально справедливая мера, согласна Овчарова, хотя не обязательно снижение НДФЛ для бедных приведет к росту их доходов, а не работодателей. Поэтому НДФЛ не лучший инструмент для поддержки малоимущих, говорит она.

По расчетам Экономической экспертной группы за 2017 г., для снижения неравенства доходов в стране нужно было бы втрое увеличить налог на людей с доходами выше среднего, одновременно освободив от него малообеспеченных. Последнюю идею чиновники обсуждали в конце 2019 г. – ввести для таких людей вычет из НДФЛ в размере прожиточного минимума.

Одним из вариантов реформы был вычет в 1,5 прожиточного минимума для всех людей при повышении ставки НДФЛ до 16%.

Конец деофшоризации

Неясно, насколько государству мера может быть выгодна, считает партнер Deloitte Наталья Кузнецова. Сейчас правила КИК призывают возвращать капитал в Россию, этому способствовует, в том числе, льгота, по которой прибыль КИК уменьшается на суммы выплаченных дивидендов, объясняет она. Предложенный же механизм упрощает и делает более привлекательным вывод средств за рубеж, удивляется Кузнецова. Но многих людей, которые решили покинуть Россию, чтобы не платить налоги с КИК, новый режим может побудить вернуться, рассуждает Вахитов, особенно в совокупности с новыми льготами для IT-сектора и возможным повышением налоговой нагрузки на выплаты на Кипр. У тех же, кто не хотел переводить прибыль КИК в Россию, и раньше были инструменты, чтобы избежать репатриации капитала, заключает он.

Источник

НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса

denisart / Depositphotos.com

2020 год был богат на поправки в Налоговый кодекс – за период с января по ноябрь принято 34 федеральных закона, вносящих изменения в отдельные статьи НК РФ. В числе последних – корректировка норм главы 23 «Налог на доходы физических лиц» в части введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ и установления особенностей взыскания НДФЛ с процентов по вкладам в банках, а также принятие актов, актуализирующих формы налоговой отчетности.

Большинство поправок начнет действовать с 1 января 2021 года. Также в планах законодателя на следующий год – упрощение порядка предоставления налоговых вычетов по НДФЛ. Соответствующий законопроект уже подготовлен и внесен в Госдуму.

Об уже принятых и готовящихся изменениях в части НДФЛ рассказал начальник Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов Михаил Сергеев в ходе состоявшегося на прошлой неделе Всероссийского зимнего делового онлайн-конгресса «Налоги и отчетность в 2021 году», организованного компанией Такском и учрежденным ФНС России журналом «Налоговая политика и практика». Остановимся на ключевых моментах.

Прогрессивная шкала налогообложения

Поправки, устанавливающие повышенную ставку налога на доходы, превышающие установленный лимит, были внесены в НК РФ Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 372-ФЗ (далее – Закон № 372-ФЗ). Они предполагают дифференциацию значений налоговой ставки по НДФЛ в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Так, к доходам в размере 5 млн руб. и меньше будет применяться ставка 13%, а к доходам сверх 5 млн руб. – 15% с доходов, превышающих 5 млн руб., помимо суммы налога в размере 650 тыс. руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Таким образом, начиная с 1 января 2021 года в отношении доходов, дата выплаты которых приходится уже на 2021 год, будет применяться шкала ставок – так называемая комбинированная ставка, состоящая из твердой ставки и процентной ставки для доходов, превышающих 5 млн руб., пояснил представитель ФНС России.

Возникает ли у налогоплательщика обязанность уплатить НДФЛ в случае, если он не получает дохода? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в «Энциклопедии судебной практики» системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, идею введения «налога для богатых» озвучил Президент РФ Владимир Путин в ходе своего обращения к гражданам 23 июня 2020 года. Он подчеркнул, что действующая с 2001 года плоская шкала НДФЛ свои задачи выполнила – она позволила вывести зарплаты и доходы из тени, упростить налоговое администрирование. И сейчас в условиях нового администрирования, внедрения цифровых технологий у государства появилась возможность более дифференцированно распределять налоговую нагрузку и направлять дополнительное финансирование на решение конкретных, общественно значимых задач.

По словам Михаила Сергеева, одним из факторов, обусловивших принятие соответствующего закона, стал социальный запрос общества, призывающий к соблюдению принципа социальной справедливости – «кто больше получает, тот больше платит». Эксперт обратил внимание на следующие важные нюансы нового правового регулирования, связанные с введением прогрессивной шкалы налогообложения:

Существенные корректировки претерпит и порядок определения налоговой базы. Так, закон предусматривает раздельное формирование налоговыми агентами налоговых баз – баз в виде оплаты труда, по дивидендам, по ценным бумагам и т. п. Впоследствии планируется их консолидация, которую изначально предполагалось производить уже начиная со следующего года, но из-за того, что некоторые отрасли (в первую очередь, банки и другие финансовые организации) выразили технологическую неготовность сразу реализовать консолидацию баз из разных информационных ресурсов, было решено установить переходный период сроком на два года (2021-2022 годы), в течение которого налоговые базы необходимо считать раздельно (ч. 3 ст. 2 Закона № 372-ФЗ).

Михаил Сергеев подчеркнул, что через два года налоговый агент обязан будет вести консолидированную базу для целей применения конкретной ставки по каждому налогоплательщику. При этом в случае, если имеется несколько баз по разным налогоплательщикам, которые нужно считать раздельно, но налоговый агент эти базы консолидирует самостоятельно и будет применять не 13%, а 15%, налоговый орган не будет предъявлять претензий к налоговому агенту.

Согласно поправкам при суммировании налоговых баз в целях применения прогрессивных ставок налогообложения в отношении физлиц – налоговых резидентов РФ будут учитываться налоговые базы по: доходам от долевого участия; доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей; доходам по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами; операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; операциям займа ценными бумагами; доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества; операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете; доходам в виде сумм прибыли, в том числе фиксированной, контролируемой иностранной компании; иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ в новой редакции (п. 2.1 ст. 210 НК РФ).

Следует учитывать, что переходными положениями Закона № 372-ФЗ предусмотрено освобождение налогового агента от штрафа по ст. 123 НК РФ за неудержание и неперечисление НДФЛ по ставке 15% за 1 квартал 2021 года, включая уплату соответствующих сумм пеней, если он самостоятельно перечислит налог в срок до 1 июля 2021 года. При тех же условиях не будут применяться и положения п. 9 ст. 226 НК РФ в части уплаты НДФЛ за счет средств налогового агента при доначислении (взыскании) сумм налога (ч. 4-5 ст. 2 Закона № 372-ФЗ).

Отметим, ФНС России уже выпустила Письмо от 1 декабря 2020 г. № БС-4-11/19702@, посвященное разъяснениям вопросов исчисления и уплаты налоговыми агентами НДФЛ с доходов, превышающих 5 млн руб. за налоговый период. В нем конкретизирован порядок уплаты НДФЛ в бюджет и указаны необходимые КБК.

Что касается самих налогоплательщиков, то для них поправки не вводят новых обязанностей. Даже если налогоплательщик получает доходы от нескольких налоговых агентов, при этом каждая из сумм не превышает 5 млн руб., и налоговый агент весь налог удержал по ставке 13%, обязанности подавать налоговую декларацию у налогоплательщика не возникает. В данном случае налоговый орган по окончании года самостоятельно рассчитает НДФЛ с совокупной суммы, превышающей указанный лимит, обобщив поступившую от налогоплательщика и налоговых агентов информацию (справки 2-НДФЛ). В налоговом уведомлении, форма которого уже разрабатывается с учетом внесенных поправок в НК РФ, вместе с имущественными налогами по сроку 1 декабря 2022 года будет выставлен счет на доплату налога по ставке 15% с превышения предельной суммы доходов.

Если же гражданин декларирует свой доход самостоятельно (это относится, например, к тем, кто сдавал имущество в аренду, применяя НДФЛ, к налогоплательщикам – ИП и тем, у кого есть источники дохода за рубежом), то ему следует определять сумму налога к уплате без учета сумм доходов, полученных от налоговых агентов, но с учетом порога превышения в 5 млн руб. В декларации 3-НДФЛ налогоплательщик будет исчислять налог исходя из своего фактического дохода – в форму внесут необходимые корректировки. Включать в налоговую декларацию те доходы, с которых налоговым агентом уже был удержан НДФЛ, не потребуется – налоговый орган будет сам агрегировать данные не только по справке 2-НДФЛ, но и по декларации 3-НДФЛ. И если совокупная сумма дохода превысит 5 млн руб., то исчисленный с повышающим коэффициентом налог к уплате будет отражен в налоговом уведомлении.

В целом Михаил Сергеев отметил, что «налоговая нагрузка меняется достаточно терпимо, комфортно для граждан, у которых доходы превышают установленный лимит». По расчетам специалистов, дополнительные поступления в бюджет от реализации поправок составят порядка 60 млрд руб., о чем говорил в упоминаемом обращении глава государства.

Что касается налоговых вычетов по НДФЛ, о планах изменения порядка предоставления которых мы писали ранее, то по ним пока не принято законодательных решений, но уже выработана концепция оптимизации. Михаил Сергеев напомнил, что речь идет не о вычете из налога, а о вычете из налоговой базы, то есть о возможности налогоплательщика-физлица уменьшить свою налоговую базу и вернуть по итогам налогового периода часть средств, уплаченных в виде НДФЛ.

Напомним, сейчас для получения налоговых вычетов необходимо подавать декларацию 3-НДФЛ либо заявление, чтобы получить налоговый вычет у налогового агента. Сама процедура длится порядка 4 месяцев – 3 месяца на камеральную проверку и месяц на осуществление возврата с учетом сроков прохождения документов в казначействе. Поправками планируется сократить процедуру предоставления налоговых вычетов до 1,5 месяцев. Причем упрощенный порядок предполагает проактивность – налоговые органы будут собирать необходимые для налогового вычета документы из внешних источников (от банков, сопровождающих соответствующие платежи по сделкам), выкладывать их в личный кабинет налогоплательщика – физлица, предлагая применить налоговый вычет. «Это совершенно другой, обратный подход, не требующий подачи налоговой декларации и подтверждающих право на вычет документов. При этом действующий порядок получения налоговых вычетов будет сохранен, и у налогоплательщика будет право выбора», – заключил спикер.

По словам Михаила Сергеева, законопроект об упрощенном порядке предоставления налоговых вычетов уже находится в высокой степени готовности. Правительство РФ внесло его в Госдуму и ожидает, что в начале следующего года он уже будет принят. Что касается этапов реализации инициативы, то в отношении имущественных налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья, по уплате процентов по ипотечным кредитам и инвестиционных налоговых вычетов, то уже в следующем году ФНС России будет реализовывать программное обеспечение, позволяющее рассылать в личные кабинеты предложения на оформление вычетов. Определены и предварительные сроки – прием документов от банков ФНС России намерена начать осуществлять в марте 2021 года. Если процесс принятия законодательных решений затянется или банки не будут технически готовы к марту, то сроки будут сдвигать.

В части социальных вычетов прорабатывается концепция использования чеков ККТ, но пока необходимо технологически решить, как из всего объема товаров, купленных в аптеке или объема средств, заплаченных медорганизации, «выцеплять именно то, что имеет отношение к налоговому вычету». Поэтому сначала будет немного упрощена процедура получения налогового вычета у работодателя – если раньше налогоплательщик подавал в налоговую инспекцию заявление вместе с документами, а затем ему приходилось идти в налоговую получать уведомление и самому нести его работодателю, то теперь выдачу уведомления непосредственно работодателю планируется осуществлять по электронным каналам связи. Это позволит исключить необходимость второго посещения налогоплательщиком налогового органа.

«Мы и дальше будем совершенствовать процедуры налогового администрирования для того, чтобы налогоплательщики не испытывали никакого дискомфорта при заявлении суммы НДФЛ, подлежащей возврату», – заверил Михаил Сергеев.

НДФЛ с процентов по вкладам в банках

С 2021 года вступят в силу отдельные поправки, предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Они скорректируют порядок обложения НДФЛ процентов по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках.

Действующая редакция ст. 214.2 НК РФ предусматривает налогообложение процентов по вкладам в размере превышения суммы процентов в соответствии с условиями договора над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 5 процентных пунктов, а по валютным вкладам – исходя из 9% годовых. Начиная со следующего года условия применения НДФЛ к процентному доходу будут аналогичны тем, что действуют в отношении других инвестиционных инструментов.

Так, с 1 января проценты по вкладам будут облагаться НДФЛ по ставке 13% в части, превышающей необлагаемый минимум. Последний равен произведению 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России на первое число налогового периода. Например, необлагаемый доход при текущей ключевой ставке 4,25% будет равен 42,5 тыс. руб. в год (1 млн руб. х 4,25% = 42,5 тыс. руб.) – то есть из всех процентов по депозиту будет вычитаться эта сумма, а остальное – облагаться НДФЛ по ставке 13%.

Как пояснил Михаил Сергеев, налогового агентирования у банков не будет, им потребуется только предоставлять все сведения о суммах выплаченных процентов в отношении каждого физлица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода, налоговому органу (делать это нужно будет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом). А налоговый орган сам консолидирует проценты по депозитам и применит единый вычет по всем открытым вкладам – к совокупной налоговой базе в части НДФЛ с процентов по вкладам в банках. «Этот доход будет учитываться при применении прогрессивной ставки НДФЛ», – заметил эксперт. Также он развеял несколько мифов относительно поправок – сам вклад, равно как и возврат вклада, облагаться налогом не будет. Кроме того, в налоговую базу не войдут проценты: по всем рублевым счетам, у которых ставка не превышает 1% годовых (при этом проценты по счетам в иностранной валюте, пересчитанные в рубли, по курсу на дату получения дохода, будут в полном объеме включаться в налоговую базу и подлежать налогообложению); по счетам эскроу (абз. 2 п. 1 ст. 214.2 НК РФ).

Поправками признаны утратившими силу некоторые нормы НК РФ, касающиеся налогообложения процентов по вкладам, в частности:

Новый порядок вступит в силу в следующем году, однако первый раз уплатить НДФЛ с процентов по банковским вкладам с учетом внесенных в НК РФ поправок нужно будет в 2022 году по итогам 2021 года.

Формы налоговой отчетности

В 2021 году ФНС России консолидирует отчетность по НДФЛ, сделает ее единой. Форма 2-НДФЛ с различными признаками (как основная справка, так и сообщение о неудержанном налоге) станет приложением к расчету 6-НДФЛ. Михаил Сергеев уточнил, что объем отчетности не увеличится, просто исчезнет целая форма, которая станет приложением к другому расчету.

Что касается формы 6-НДФЛ, то в ней также поменяют последовательность разделов, приведя тем самым в соответствие с иными расчетами и налоговыми декларациями. Если раньше в первом разделе отражались доходы и налоговая база, а во втором – итоговые суммы начисления налога, то теперь разделы будут расположены в обратной последовательности – сначала раздел с итоговой суммой налога, подлежащего уплате и перечислению в бюджет, а затем – раздел с детализацией расчета суммы налога. Кроме того, во второй раздел отдельно выведены показатели, связанные с суммой дохода по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера. «Мы будем эти данные стыковать с расчетом по страховым взносам, используя контрольные соотношения», – отметил Михаил Сергеев.

Актуализированная форма 6-НДФЛ, утвержденная Приказом ФНС России от 15 октября 2020 г. № ЕД-7-11/753@, начнет действовать с 1 апреля 2021 года. При этом ФНС России уже разъяснила особенности заполнения расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), в своем Письме от 1 декабря 2020 г. № БС-4-11/19702@. Например, указывается, что в случае выплаты налоговым агентом физлицам в течение налогового периода доходов, облагаемых по разным ставкам, разделы 1 и 2 должны заполняться для каждой из ставок налога. При этом в разделе 2 расчета необходимо указать обобщенные по всем физлицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке. В приложении к письму приведены примеры заполнения расчета по форме 6-НДФЛ в условиях применения прогрессивной ставки налогообложения.

Часть поправок касается и формы 3-НДФЛ. В ней найдут отражение изменения, внесенные в текущем году в порядок уплаты авансовых платежей ИП – они теперь уплачиваются не исходя из предполагаемого дохода, который заявлялся в декларации 4-НДФЛ, а исходя из фактического дохода по аналогии с УСН. А физлицам, которые заявляют налоговые вычеты, будет предоставлена возможность подать заявление о предоставлении вычета в составе налоговой декларации 3-НДФЛ, то есть единым пакетом документов. Соответствующий Приказ ФНС России от 28 августа 2020 г. № ЕД-7-11/615@ начнет действовать с 1 января 2021 года и будет применяться начиная с представления налоговой декларации по НДФЛ за 2020 год.

«Мы постепенно движемся по пути оптимизации отчетности по зарплатным налогам и постепенно упраздняем лишнюю отчетность – и не только формы, но и показатели. Пытаемся сделать отчетность, с одной стороны, меньше по составу показателей, с другой стороны, сохранить объем показателей для нормального качественного налогового администрирования», – пояснил эксперт.

Признавая большую фискальную значимость НДФЛ и его прямое влияние на формирование региональных и муниципальных бюджетов, ФНС России всегда уделяет администрированию этого налога повышенное внимание. Подтверждением этому служит активная работа ведомства, проводимая в последние годы, в части оптимизации порядка исчисления и уплаты налога, снижения административной нагрузки на налогоплательщиков за счет сокращения объема сдаваемых документов, упразднения лишних форм отчетности и т. п.

В 2021 году ФНС России намерена продолжить работу в этом направлении – некоторые необходимые для этого решения уже приняты и скоро вступят в силу, другие еще обсуждаются, но их тоже планируется реализовать в следующем году.

Источник

Путин объявил о новой ставке НДФЛ и повторных выплатах на детей

Конец плоской шкалы НДФЛ

Дополнительные средства будут «окрашены» и целевым образом направлены на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.

По данным Росстата, зарплаты свыше 3 млн руб. в год получают всего 0,8% работающих россиян, что составляет около 500 тыс. человек, а свыше 5 млн руб. — еще меньше.

Сколько тратится на больных с редкими заболеваниями

В 2020 году на обеспечение всех пациентов с жизнеугрожающими орфанными (редкими) заболеваниями из региональных бюджетов планируется потратить порядка 10 млрд руб., а федеральная программа предусматривает расходы порядка 35 млрд руб., сообщила РБК руководитель проектного офиса «Редкие (орфанные) болезни» Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко Елена Красильникова. Кроме того, есть пациенты с редкими заболеваниями, которые не учитываются ни в одном из федеральных регистров, но они частично обеспечиваются по инвалидности из региональных бюджетов. Сколько тратится на такие группы пациентов с редкими заболеваниями, сложно сказать, отметила эксперт, добавив, что в эпидемиологический список орфанных болезней входит порядка 260 заболеваний, но программно оформлены и финансируются по принципу орфанного заболевания только 28.

Из объявленных инициатив решение по НДФЛ является самым ярким и значимым в долгосрочном плане, полагает политолог Александр Пожалов. «Это пусть пока и достаточно аккуратный, но четкий шаг от плоской к прогрессивной шкале и тем самым — ответ на возрастающий запрос победневшего за последние годы общества на социальную справедливость, шаг навстречу левым силам», — добавляет он. Высокие зарплаты топ-менеджмента госкорпораций раздражают основную массу жителей России, и это решение адресовано именно им, отмечает политолог Дмитрий Фетисов. Изменение шкалы НДФЛ для обеспеченных россиян обусловлено скорее общественным запросом на социальную справедливость, а не фискальными соображениями (60 млрд руб. — слишком маленькая сумма в масштабах бюджета), говорилось ранее в комментарии рейтингового агентства НКР.

Об обсуждении повышения ставки НДФЛ для обеспеченных россиян на прошлой неделе сообщали источники Forbes и РБК. Источник, близкий к администрации президента, говорил РБК, что сейчас «идеальная ситуация санкционно-пандемическая» для увеличения ставки НДФЛ с высоких зарплат. По его словам, идею увеличения ставки НДФЛ продвигал бывший министр экономического развития, помощник президента Максим Орешкин. Вопрос повышения НДФЛ обсуждался с премьер-министром Михаилом Мишустиным и экономическим блоком правительства, сказал РБК источник в правительстве. «Первый вариант [порога дохода в год] был 3 млн руб.», — отметил собеседник РБК. По его словам, Мишустин был изначально против. Ранее в Госдуме премьер выступал против прогрессивной шкалы НДФЛ. «Но, учитывая, что сумма достаточно высокая и это была инициатива президента, остановились в дискуссии на сумме 5 млн, точнее, более 5 млн», — сказал источник РБК.

Еще один источник, близкий к правительству, рассказал РБК, что идея повышенного НДФЛ для россиян с высоким доходом прорабатывалась еще в конце прошлого года при подготовке январского послания президента Федеральному собранию. Другой собеседник РБК, близкий к правительству, сказал, что тема повышения НДФЛ обсуждалась еще год назад во время работы кабинета министров Дмитрия Медведева, но тогда до принятия решения дело не дошло.

На днях президент вернул в агитационную повестку по голосованию поправок в Конституцию (намечены на 1 июля) тему «поправки Терешковой» (об обнулении президентских сроков) и не исключил для себя возможность в случае одобрения поправок баллотироваться снова, напомнил Пожалов. На этом фоне инъекция социального оптимизма должна повысить и явку на голосование, и поддержку поправок, вернув президенту заколебавшуюся на фоне кризиса часть избирателей, отметил политолог.

Повышение подоходного налога затронет незначительную долю россиян, но имеет большой потенциал расширения в будущем, полагает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. «Как и с налогом на депозиты, вероятно, отрабатываются механизмы для запуска полноценного прогрессивного налога», — считает он. После «тренировки» на небольшой группе налогоплательщиков через год-полтора возможно повышение ставки НДФЛ и снижение планки доходов, ожидает Табах. Кроме того, отрабатывается федерализация части НДФЛ, все доходы от которого сейчас поступают в региональные бюджеты. НДФЛ — региональный налог (85% зачисляется в бюджет субъекта, 15% — муниципалитета). Однако из слов президента следует, что дополнительный налог на состоятельных граждан в размере 2 п.п. будет централизовываться на уровне федерального бюджета, откуда будет перенаправляться на цели лечения детей.

Еще раз по 10 тыс. семьям с детьми

Самой масштабной антикризисной мерой поддержки стала разовая выплата в июне 10 тыс. руб. на каждого ребенка от трех до 16 лет. Во вторник президент объявил о выплате 10 тыс. руб. еще раз, в июле, но теперь разовое пособие смогут получить все дети с рождения до 16 лет, то есть свыше 27 млн детей. На финансирование выплаты будет направлено более 274 млрд руб., сообщил глава Минтруда Антон Котяков.

«По сути, это деньги, раздаваемые людям в целях повышения покупательной способности населения и тем самым стимулирования экономики, — считает Фетисов. — А учитывая, что российское общество в целом находится в тяжелом экономическом положении и привыкло жить по принципу «деньги нужны сейчас, а потом заработаем», то какой-то прирост на 5–7% голосов за поправки [по Конституции] это вполне может прибавить».

Расширение льготной ипотеки

Программа субсидирования ставок по ипотеке до 6,5% начала действовать в апреле, поучаствовать в ней можно до 1 ноября 2020 года. Субсидировать ставку по кредитам будут на весь срок ипотеки. С апреля льготные ставки действуют для квартир на первичном рынке, для которых покупатель берет кредит не более 3 млн руб.; для Москвы, Московской области, Петербурга и Ленинградской области лимит выше — до 8 млн руб. Первоначальный взнос по кредиту был установлен на уровне 20%, затем президент поручил его снизить до 15%.

О том, что программу льготной ипотеки необходимо расширить, на прошлой неделе сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, с момента запуска программы льготной ипотеки в банки поступило 170 тыс. заявок, большинство из них было одобрено. Было выдано 40 тыс. кредитов на сумму около 100 млрд руб. Всего программа рассчитана на выдачу до 250 тыс. кредитов. С новыми вводными ожидается рост спроса на квартиры большей площади, а также интерес к проектам класса «комфорт+», сообщили в пресс-службе группы ПИК. Коммерческий директор группы МИЦ Геннадий Дикалов также рассчитывает на рост спроса в проектах бизнес-класса. «С увеличением лимита мы ожидаем дополнительного роста спроса со стороны покупателей-ипотечников. Рост максимальной суммы кредита в полтора раза — с 8 млн до 12 млн руб. — позволяет покупателям, которые ранее ориентировались на комфорт-класс, приобрести жилье бизнес-класса, выбрать квартиру с большим числом комнат или в более престижном районе», — констатирует директор по маркетингу компании MR Group Евгения Старкова.

По оценке аналитического центра «Дом.РФ», после расширения госпрограммы по льготной ставке возможно будет купить до 95% квартир в новостройках, продающихся сейчас в России.

Налоговый маневр для ИТ-компаний

Разработать комплексный налоговый маневр для ИТ-отрасли президент поручил 10 июня по итогам совещания о развитии отрасли. Тогда президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров предложил снизить или отказаться от взимания НДС с ИТ-компаний, работающих по сервисной модели, и отказаться от страховых взносов как минимум до конца 2020 года, а также снизить до 2% налог на прибыль для компаний — экспортеров ПО. На днях о деталях готовящегося документа сообщили «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников.

Исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский назвал бессрочное снижение налогов на зарплату одним из важнейших решений для ИТ-отрасли. «Оно позволяет контрактным разработчикам расширить долю на рынках с жесткой ценовой конкуренцией, а продуктовым компаниям — прямо пропорционально снижению налогов увеличить объем собственных инвестиций в развитие, так как для них зарплата разработчиков — это инвестиционные расходы», — заявил он. Глава Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев отметил, что названные меры «точно помогут ИТ-компаниям не просто выжить, но и работать полностью в белой зоне». По его словам, «это выгодно государству и бизнесу и позволит строить долговременные бизнес-планы».

Однако снижение налога на прибыль позитивно скажется на отрасли только в том случае, если ИТ-компании покажут прибыль, указала гендиректор ГК InfoWatch Наталья Касперская. Она отметила, что по результатам опроса ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» в апреле—мае прибыль снизилась на 45–47% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. «Российским разработчикам, среди которых очень много средних предприятий, не ожидающих прибыли, а пытающихся просто выжить, эта мера не поможет. Поможет им только признание ИТ-отрасли пострадавшей от пандемии и получение льгот по аренде на 50%, отсрочки по налогам на год, доступных субсидий на зарплату своим квалифицированным и довольно дефицитным специалистам», — подчеркнула Касперская.

Партнер Deloitte Антон Зыков не исключил, что возможны ситуации, в которых компании, не занимающиеся ИТ, попробуют получить эти льготы, и напротив, некоторым ИТ-компаниям по формальным признакам не удастся получить льготы. «Но, во-первых, это только предложения президента, которые должны материализоваться в законопроекты. На их разработку и принятие есть полгода, поэтому за полгода законодатели могут успеть с аналитиками и представителями отрасли выработать подходящие правила игры. Во-вторых, мы высоко оцениваем возможности ФНС реагировать на потенциальные злоупотребления», — объяснил он.

Попытка вывести из тени активы за рубежом

Бенефициар КИК (физическое лицо) должен платить налог 13% с прибыли офшорной компании. Прибыль определяется по данным финансовой отчетности. Для целей налогообложения определенные доходы не учитываются в прибыли КИК (в частности, доходы от переоценки ценных бумаг), ее также можно уменьшить на сумму распределенных дивидендов. Кроме того, сумму налога можно уменьшить на корпоративные налоги, выплачиваемые с прибыли КИК в иностранном государстве. Наконец, если КИК получила доход менее 10 млн руб. в рублевом эквиваленте, он не подлежит налогообложению.

В ноябре 2019 года РБК писал, что один только российский миллиардер Владимир Лисин (бенефициар НЛМК) обеспечил до 3/4 всех выплат НДФЛ с прибыли контролируемых иностранных компаний в России за январь—сентябрь 2019 года. Других столь же крупнейших плательщиков налога с прибыли КИК не нашлось.

Инициатива президента прежде всего направлена на то, чтобы в очередной раз попытаться вывести из тени тех, кто до сих пор пытается оставаться вне зоны контроля, полагает партнер Amond & Smith Сергей Назаркин. Это может быть интересно лишь тем, у кого размер прибыли за вычетом местных налогов составляет весьма существенные суммы — им теперь достаточно будет заплатить фиксированную сумму 5 млн руб., полагает он. «Но тогда, очевидно, возникает желание раскопать, сколько же все-таки компания зарабатывает денег, пусть не сейчас, а спустя какое-то время. И если нашему государству в целом удалось заставить собственников иностранных компаний раскрыть свои активы в РФ, чтобы как минимум избежать штрафов, то инициатива заставить массово платить фиксированную сумму налога на нераспределенную прибыль КИК выглядит практически нереалистичной задачей», — считает он.

Идея о фиксированном платеже с прибыли КИК пока «вызывает много вопросов», считает партнер Deloitte Наталья Кузнецова. «Сейчас большое количество компаний применяет льготы по правилам КИК. Пока неизвестно, придется ли им платить 5 млн руб. Кроме того, если сейчас компания платит миллионы долларов налога на прибыль КИК, удивительно, что по новым правилам она вдруг должна будет отдавать в бюджет всего 5 млн руб.», — заметила она.

При изменении налогообложения КИК необходим переходный период семь—десять лет, считает руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин: «Было бы правильно на время сохранить статус нерезидентов для тех бизнесменов, которые вернутся в Россию. С одной стороны, это позволит вернуть российских бизнесменов, которые сейчас в принципе ничего не платят в России, а с другой стороны — пополнить бюджет. В будущем такие бизнесмены станут полноценными российскими налогоплательщиками».

Источник

Операционные системы и программное обеспечение