увеличение налога на прибыль при прочих равных условиях приводит

Макроэкономика. Тест 17

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Скорость обращения денег равняется
сумме выданных банковских кредитов, деленной на их количество
индексу цен, скорректированному с учетом реального валового внутреннего продукта
среднему количеству платежей, в которых участвует каждая денежная единица в течение года
среднему числу переводов безналичных денег, приходящемуся в год на один коммерческий банк

2. В большинстве развитых стран Европы банковская система имеет два уровня. Эти уровни
Центральный банк и коммерческие банки
Сберегательные банки и банки, выдающие кредиты
Центральный банк и сберегательные банки
Банки и страховые общества

3. Если в России будет дополнительно напечатано 500 млн. р. бумажными купюрами, то прирост количества денег в обращении в России может достигнуть
500 млн. р.
2,5 млрд. р.
480 млн. р.
100 млн. р.

4. Если в текущем году импорт товаров и услуг в Россию в денежном выражении превысит стоимость российского экспорта, то государственный долг России в этом году
может как вырасти, так и сократиться
обязательно сократится
обязательно вырастет
не изменится

5. К числу основных целей фискальной политики государства относится
создание условий для успешного ведения бизнеса
антициклическое регулирование экономики
повышение состояния граждан
перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения

6. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру
как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний
нейтрально
как встроенный (автоматический) стабилизатор
неопределенным образом, в зависимости от факторов

7. К числу инструментов фискальной политики относится
увеличение нормы обязательных резервов
покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке
выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций

8. Какая из перечисленных мер НЕ является фискальной
Изменение ставок налогов на прибыль банков
Изменение Центральным банком нормы банковского резерва
Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство
Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета

9. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики
Фискальная политика — это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране
Фискальная политика — это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты
Фискальная политика — это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста
Фискальная политика — это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста

10. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита
сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.
увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей
повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований
увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей

11. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между
текущими государственными расходами и доходами
фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости
текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу
текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости

12. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся
расходы по обслуживанию государственного долга
подоходные налоги и пособия по безработице
расходы на охрану и защиту природной среды
таможенные пошлины и акцизы

13. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки
не изменяется с увеличением дохода
не изменяется с уменьшением дохода
не изменяется при любом изменении дохода
изменяется в соответствии с изменением дохода

14. Годовой государственный бюджет – это
план государственных доходов и расходов на год
количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных правительством за год
количество денег, имеющихся в наличии у правительства
общая сумма всех поступлений в государственную казну за год

15. Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях
приведет к увеличению поступлений от этого налога
является прерогативой налоговой инспекции соответствующей территории
может привести как к увеличению, так и к снижению поступлений от этого налога
приведет к снижению дефицита государственного бюджета

Источник

Как появился и как может измениться налог на прибыль, и что сейчас надо про это знать

В мае этого года Михаил Мишустин предложил ввести прогрессивную налоговую ставку для компаний, которые выводят дивиденды, а также проценты и роялти из России.

А 9 июня 2021 года замглавы Минфина Алексей Сазанов в интервью Forbes говорил о налоге на прибыль и возможности введения повышенной ставки: «Сейчас обсуждается идея введения повышенной ставки налога на прибыль организаций в том случае, если объем дивидендных выплат превышает разумные значения. Мы пока только на этапе проработки концепции». Минфин рассматривает возможность повышения налоговой ставки до 25-30%.

Историческая справка

Начнем с небольшого экскурса в историю.

Налог на прибыль организаций — это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации. В современном налоговом законодательстве России ему уделяется особое значение. В Налоговом кодексе налогу на прибыль посвящена глава 25, которая так и называется «Налог на прибыль организаций». Глава введена в НК РФ с 1.01.2002 года.

В период возрастания влияния Московского княжества пополнение казны шло за счёт больших поборов с городов. Из разных населенных пунктов в Москву ехали челобитчики с жалобами на высокие налоги. По историческим свидетельствам известно, что челобитчики просили в слёзных жалобах великого князя, позже царя, восстановить справедливость. Часто царь жестоко наказывал жалобщиков для устрашения остальных подданных. Считается, что именно в те времена и появилось знаменитая фраза «Москва слезам не верит».

Первое упоминание в истории Российского государства прототипа налога на прибыль относится к XVII веку, только в тот период налог не имел конкретного названия или определения. В основном этот налог платили городские жители, представители торговли и ремесленного класса.

После появления купеческих гильдий по указу Петра I все купцы стали облагаться единым 40-алтынным подушным окладом и отдельными дополнительными сборами с определенных видов промысла. Но Екатерина II полностью отменила все предыдущие налоги и сборы, касающиеся купеческого сословия. Она провела реформу, по которой купечество было разделено на три гильдии пропорционально размеру капитала. Для купцов был установлен гильдейский сбор от величины капитала в размере 1%.

В начале XIX века после промышленного переворота формируется новый класс предпринимателей. В 1863 году принимается положение «О пошлинах за право торговли и других промыслов». В соответствии с этим документом, все предприниматели были обязаны приобретать свидетельства на право торговли для осуществления своей торговой или промышленной деятельности. Именно это свидетельство позволяло государству взимать налоги, предъявлять требования к предпринимателям и, контролировать их. Однако надзор над торговлей был очень слабым, предприниматели уже тогда ухитрялись уходить от налогов, например, приобретая торговое свидетельство более низкого разряда. Формально торговец имел необходимый документ, но платил за него гораздо меньше.

Складывающаяся налоговая система имела бессвязный и несистематический характер, тяжесть налогового бремени была мало соизмерима с возможностями налогоплательщиков.

Министерство финансов во главе с С.Ю.Витте в 1898 году приняло решение разработать новую систему налогов, и в следующем году появилось положение «О государственном промысловом налоге». Промысловый налог имел сложную структуру и состоял из двух налогов: основного и дополнительного. Этот налог просуществовал вплоть до революции 1917 года.

Советская власть практически ликвидировала существовавшую налоговую систему. В первые годы советской власти были введены ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т. п. Но в 1921 году восстановили часть дореволюционных налогов, в том числе и промысловый. Прямые налоги составили основу налоговой системы и обеспечивали треть всех поступлений в бюджет.

Реформы 1930-1932 гг. положили конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий было введено два принципиально новых налога: налог с оборота и отчисления от прибыли. Система акцизов была полностью упразднена. Для кооперативных предприятий были введены налог с оборота и подоходный налог.

Однако советская налоговая система стала еще сложнее с введением огромного количества налоговых ставок: в середине 1933 года их было более 400, а в 1937 году стало уже 1109.

В конце 70-х годов финансовая система СССР от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий. Отчисления в бюджет происходили в форме нормативных методов распределения прибыли.

Обратный процесс перехода от механизма распределения прибыли между предприятием и государственным бюджетом к налоговой системе проходил в период с 1984 по 1990 год. А с 1990 г. началось полномасштабное восстановление налоговой системы. Основы формирования современного налога на прибыль организаций были заложены именно в этот период.

С 1 января 1991 года вступил в силу закон СССР N 1560-1 «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который комплексно регулировал налогообложение предприятий. Этот закон фактически утратил силу на территории России в связи с принятием Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Результатом принятия этих законов стало установление единого подхода к налогообложению предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Однако постоянные изменения законодательных норм влекли за собой изменения ставок по этому налогу.

Завершающим этапом формирования налоговой системы в России стало введение Налогового кодекса в 1998 году. Принятие кодекса позволило систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную и единую систему.

В современной России

Появление налога на прибыль — это результат естественного развития налоговых правоотношений и повышения финансовой грамотности законодательной власти в России.

В 1995–2001 годах базовая ставка налога составляла 35 % и была выше для банков, страховщиков и др.

В 2002 году была принята 25 глава НК РФ «Налог на прибыль организаций» и налог принял ту форму, в которой мы знаем его сейчас.

В 2002–2008 годах была установлена унифицированная ставка налога в 24%.

С 2009 года ставка по налогу на прибыль была снижена до 20 процентов, из которых 2% зачислялось в федеральный бюджет и 18% — в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).

В соответствии с той же статьей 284 НК РФ установлено, что с 2017 по 2024 год в федеральный бюджет будет зачисляться несколько больше — 3%, а в бюджет субъекта РФ — 17%. Ставка налога при этом не изменяется.

Таким образом, на протяжении всей истории России прибыль предприятий, так или иначе, подлежала обложению налогами и сборами, а поступления от них всегда составляли существенную часть доходов государственного бюджета, несмотря на все изменения в законодательстве.

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2019-2020 гг.

Источник

Спрос, предложение и рыночное равновесие

4.3.2. Введение налогов и предоставление субсидий

Другой формой действия государства, влияющего на цену равновесия, можно считать налоги. Они являются традиционным орудием государственного вмешательства и не нарушают условий протекания рыночных процессов, поскольку прямо не диктуют цены и физические объемы сделок. Тем не менее налоги включаются в цену продаваемого товара, а следовательно, влияют на равновесную цену. Последствия введения налогов для рынка могут быть значительными.

Рыночное равновесие и косвенные налоги

Именно таково влияние косвенных (по-товарных) налогов, к которым в России относятся, в частности, налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины и акцизы на некоторые виды товаров (бензин, табак, алкогольная продукция и др.). Механизм уплаты этих налогов предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства.

В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара ( рис. 4.21).

Продавец вынужден будет запрашивать за любое количество товара цену большую прежней на величину налога. График отражает эту ситуацию сдвигом кривой предложения вверх на величину Т. При взаимодействии этой кривой со спросом установится точка равновесия , которой будет соответствовать новое, уменьшенное равновесное количество и новая, повышенная равновесная цена ().

Это значит, что покупателю придется платить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придется отдать государству сумму, равную величине налога. В результате «цена за вычетом налога», т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только , что явно меньше .

Обратим внимание на то, что налоговые платежи располагаются точно в той части графика рыночного равновесия, где прежде располагались излишки потребителя и производителя (см. рис. 4.7). Другими словами, государство с помощью налогов изымает в свою пользу часть тех и других. При этом заштрихованный на рис. 4.21 треугольник , отражающий еще одну часть сокращения объема излишков потребителя и производителя, не войдет и в доходы государства, т.е. просто пропадет, не доставшись никому. Поэтому его можно определить как чистые потери общества, связанные с налогообложением.

Рыночное равновесие и субсидии

Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии, или дотации, т.е. доплаты производителю. Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя. Так, оно может поддержать убыточную шахту, чтобы не допустить ее закрытия. Или национальное сельскохозяйственное производство, чтобы миллионы фермеров не стали безработными. Или высокотехнологичный проект, чтобы закрепить лидерство своей страны в определенной области техники. Соответствующая ситуация изображена на рис. 4.22.

Субсидия (Н) вызывает понижение кривой предложения из положения S в положение . Тем самым возникает новая точка равновесия и соответствующие ей равновесная цена и равновесный объем . Очевидно, что общая сумма затрат государства на субсидии составит произведение или (на графике) площадь прямоугольника .

За каждый проданный товар производитель получит доплату Н, т.е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет равна . Легко заметить, что по сравнению с прежней равновесной ценой Р0 производитель получит ценовую надбавку в размере (). То есть его выигрыш будет выражаться площадью трапеции . В свою очередь потребители заплатят за товары на () меньше, чем прежняя равновесная цена . Их выигрыш будет равен площади трапеции .

Распределение налогового бремени

Распределение налогового бремени, его воздействие на производство и потребление зависит в первую очередь от эластичности производства и предложения. Воспользуемся полученными знаниями об эластичности и проследим последствия этой зависимости.

Налоги и эластичность спроса

В случае абсолютно эластичного спроса ( рис. 4.23 а) при введении налога равновесная цена не изменяется, зато заметно падает объем продаж. Действительно, именно к таким последствиям приводит сдвиг кривой предложения вверх при горизонтальной кривой спроса. Cхожей (малый подъем цен, большое падение производства) ситуация будет и при просто высоко эластичном (а не абсолютно эластичном спросе), когда его кривая пройдет с небольшим наклоном.

И это понятно, если вспомнить, что эластичный спрос, как правило, предполагает наличие товаров-субститутов, т.е. товаров, замещающих данный товар в потреблении. Если чуть повысишь цену на такой товар, то спрос резко упадет, переключившись на товары-заменители.

В силу равенства старой и новой цен в изображенном на рис. 4.23 а экстремальном случае с абсолютно эластичным спросом потери потребителей отсутствуют. В более реалистичном случае эластичного спроса они возникнут, но будут невелики из-за близости цен без налогообложения и с налогообложением. За единиц продукции потребителям придется заплатить немногим больше, чем до введения налога.

В то же время резкое падение производства после увеличения акцизного сбора способно разорить производителя, поскольку налоговое бремя ему придется нести в одиночку. Ведь цена не изменилась (или почти не изменилась в более реалистическом случае), а налог государству платить надо.

В случае абсолютно неэластичного спроса ( рис. 4.23 б), т.е. в ситуации, когда у потребителя нет возможности ни перейти от подорожавшего вследствие введения налогов товара к более дешевому, ни отказаться от него вовсе, равновесная цена поднимется сильно, а объем реализуемой продукции не сократится. Рост налоговых поступлений в этих условиях будет велик (заштрихованный прямоугольник). Ведь не сократилось и налог уплачивается со всей этой товарной массы.

Распределение налогового бремени будет следующим: потери производителя равны нулю, а потребитель оплатит весь прирост цены. Все это хорошо видно на рисунке: цена больше на Т. Это значит, что за вычетом налогов производитель получит столько же, сколько получал (, или, что то же самое, ). Зато всё повышение налогов Т отразится на повышении цены, т.е. его придется полностью оплатить потребителю.

Налоги и эластичность предложения

Посмотрим теперь, что происходит при введении налогов на рынках с разной эластичностью предложения ( рис. 4.24 а, б).

Повторяя уже знакомый нам ход рассуждений, можно установить, что:

Графическая иллюстрация ситуации станет понятной, если вспомнить, что для производителя высокая эластичность предложения означает, в частности, возможность маневрировать условиями и результатами своей деятельности. Например, изменять ассортимент, технологию и объем выпускаемой продукции. Закономерно, что все это позволяет, приспосабливаясь к рыночной конъюнктуре, перекладывать большую долю налога на потребителя. И наоборот, производители с неэластичным, «негибким» предложением вряд ли смогут переложить налоговое бремя на потребителей, что и отразила наша модель на рис. 4.24 а.

В целом результаты введения новых налогов при разной степени эластичности спроса и предложения сведены вместе в табл. 4.3.

Таблица 4.3. Последствия повышения налогов при разной эластичности спроса и предложения
Чем выше эластичность предложения, тем: Чем выше эластичность спроса, тем:
Выше рост цен Ниже рост цен
Сильнее падение объема Сильнее падение объема
Меньше налоговые поступления Меньше налоговые поступления
Меньше потери производства Больше потери производства
Больше потери потребителя Меньше потери потребителя
Проблема государственного вмешательства в целом

Оба рассмотренных нами направления вмешательства государства в рыночный механизм ценообразования исходят из предпосылки, что государство заботится о благосостоянии общества. Однако на деле последствия такого вмешательства противоречивы.

Вмешиваясь в рыночное ценообразование, государство меняет размеры и направления денежных потоков, идущих от потребителей к производителям, т.е., по сути, ограничивает свободу потребительского выбора и берет на себя те функции, которые в идеальной рыночной модели должен выполнять потребитель. В результате снижается экономическая эффективность, возрастают административные затраты и бюрократическая опека. Рынок сопротивляется вмешательству извне и мстит за него. Рост бюрократии в свою очередь тянет за собой ряд очевидных, особенно в условиях России, последствий от искажения информации о реальных экономических процессах до возрастания коррупции.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение