увеличение мрот с 1 января 2021 г федеральный закон

МРОТ 2021

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Право работника на получение заработной платы не ниже МРОТ гарантируется ТК РФ, в соответствии со ст. 133 ТК РФ утвержденный МРОТ действует на территории всей страны и не может быть менее прожиточного минимума трудоспособного населения.

МРОТ прописан в Федеральном законе «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 N 82-ФЗ и подлежит ежегодной индексации.

МРОТ на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной Росстатом за предыдущий год. Проект федерального закона об установлении МРОТ на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. С 2021 года соотношение МРОТ и медианной заработной платы устанавливается в размере 42%. Соотношение МРОТ и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в 5 лет исходя из условий социально-экономического развития РФ. МРОТ на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год. Исчисление медианной заработной платы осуществляется на основании методики, определяемой Росстатом.

О величине прожиточного минимума в Российской Федерации» см. в Справочной информации.

Федеральным законом от 29.12.2020 N 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц.

Таким образом, федеральный МРОТ с 1 января 2021 года равен 12 792 рублям.

В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на организации, финансируемые из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Источник

Минимальная зарплата в 2021 году: размер и правила расчёта

Зарплата работника за полный месяц не должна быть ниже минимального размера, установленного по стране, региону или отрасли. За нарушение этого требования работодателю грозят штрафы — от 10 000 рублей для ИП и от 30 000 рублей для организаций. Расскажем, какой минималки нужно придерживаться и как рассчитать сумму зарплаты.

Статья подготовлена по материалам вебинара Юлии Бусыгиной «Зарплата: изменения, особенности расчёта с 2021 года».

Какой должна быть минимальная зарплата

Месячная заработная плата работника, который полностью отработал норму рабочего времени и исполнил свои трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).

С 1 января 2021 года федеральный МРОТ составляет 12 792 рубля. Его размер определяется по медианной зарплате, а не по прожиточному минимуму, как было раньше.

При назначении зарплаты сотрудников нужно учитывать и региональный МРОТ. Субъекты РФ могут установить свой минимальный размер оплаты труда, который не может быть ниже федерального. Если работник трудится в таком регионе, его зарплата должна быть больше или равна региональному МРОТ. Эти ограничения должны соблюдать только работодатели, которые присоединились к региональным соглашениям. Вас присоединят автоматически, если в течение 30 дней после публикации соглашения вы не направите письменный мотивированный отказ. Если вы смогли отказаться или в вашем регионе таких соглашений нет, платите зарплату не ниже федерального МРОТ.

Увеличить зарплату нужно тем сотрудникам, которые с 1 января за полностью отработанный месяц и до удержания НДФЛ получают меньше МРОТ. Индексацию можно провести путём подписания дополнительного соглашения к трудовому договору и уже с начала года начислять и выплачивать работникам не ниже минимального размера оплаты труда.

Мы не рассматриваем в этой статье отраслевой МРОТ. Узнать о нём можно в отраслевых соглашениях, которые размещены на официальном сайте Минтруда.

Когда начисленная зарплата может быть ниже МРОТ

Если работник трудится в режиме неполного рабочего времени и такой режим работы установлен его трудовым договором, заработная плата выплачивается пропорционально фактически отработанному времени. Причина этому то, что работник полную норму не вырабатывает, так как ему установлена меньшая продолжительность рабочего времени. То есть это нормально.

Пример. В ООО «Соколик» работает Вика, которая совмещает работу с учёбой в университете. Для её должности установлен месячный оклад равный МРОТ при полной рабочей неделе (40 часов). Она отрабатывает 20 часов в неделю, поэтому её труд оплачивают пропорционально отработанному времени. ООО «Соколик» начисляет Вике зарплату в сумме 6 396 рублей (12 792 рубля × (20 часов / 40 часов × 100 %)).

Получать меньше МРОТ могут также совместители и те, кто отсутствовал на работе из-за отпусков, болезней и т.п. В этих случаях зарплату сравнивают с МРОТ, рассчитанным исходя из отработанного рабочего времени.

Какие выплаты включаются в расчёт МРОТ

Если вы посмотрите редакцию ТК РФ от 2002 года, то увидите, что раньше в ст. 133 было чётко сказано, что в МРОТ не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Они идут сверх МРОТ. В свежем ТК РФ таких указаний нет. В нём сказано только то, что месячная зарплата работника, который полностью отработал норму рабочего времени, не может быть ниже минималки.

Когда появилась такая редакция, стали возникать вопросы. «Ведь здесь месячная зарплата имеется в виду, а, в соответствии со ст. 129 ТК, заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от количества, качества, условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты». Получается, что в зарплату вроде бы входит и компенсационная, и стимулирующая части. Некоторые думают, что тогда можно сделать оклад, например 10 тысяч рублей, и компенсационными и стимулирующими выплатами довести его до МРОТ. С одной стороны, да, можно бы и толковать так. Но все эти моменты урегулировал Конституционный суд. Напомним, что его решения обязательны для исполнения всеми работодателями.

Разобраться, как правильно считать зарплату, средний заработок и удерживать НДФЛ, можно в Контур.Школе. По окончании курса вы получите документ об обучении.

Итак, какие выплаты должны идти сверх МРОТ:

Обратите внимание! Региональные и отраслевые соглашения могут вводить особые условия про доплаты и надбавки. Например, в Москве в минималку не входит доплата за работу во вредных условиях.

В 2020 году вышло постановление ВС РФ, где суд указывает на то, что стимулирующие выплаты (такие как премии) тоже должны идти сверх минимального размера оплаты труда (Постановление ВС РФ от 10.02.2020 № 65-АД20-1).

Получается, что в МРОТ не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты, районные коэффициенты, надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Они идут сверху.

Обязательно проконтролируйте, чтобы не получилось так, что у вас в трудовых договорах с работниками указан, допустим, оклад 10 тысяч, а всё остальное вы доводите до МРОТ компенсационными и стимулирующими выплатами. Такой порядок на сегодняшний день неверный.

Читайте также

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Увеличение мрот с 1 января 2021 г федеральный закон

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 16 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Внести в Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4904; 2000, N 22, ст. 2264; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 30, ст. 3739; 2011, N 49, ст. 7041; 2012, N 50, ст. 6956; 2018, N 1, ст. 5; N 31, ст. 4861; 2019, N 14, ст. 1462) следующие изменения:

а) абзац второй признать утратившим силу;

б) абзац третий изложить в следующей редакции:

в) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

2) абзац третий пункта 2 статьи 2 после слов «социальной помощи» дополнить словами «и предоставления мер социальной поддержки»;

3) статью 3 признать утратившей силу;

4) статью 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления

1. Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.

Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента.

Указанное в абзаце втором настоящего пункта соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации. В течение срока действия установленного соотношения величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленной на текущий год.

Исчисление медианного среднедушевого дохода осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

2. Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

3. Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.

На 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в субъекте Российской Федерации в соответствии с абзацами вторым и четвертым настоящего пункта, используется в том числе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации.»;

5) пункт 2 статьи 6 после слов «устанавливаются в соответствии с» дополнить словами «законодательством Российской Федерации и»;

6) в статье 7 слово «ежеквартальному» заменить словом «ежегодному».

Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6417; 2012, N 53, ст. 7583; 2014, N 11, ст. 1098; N 30, ст. 4217; 2015, N 48, ст. 6724; 2016, N 52, ст. 7502, 7503; 2017, N 27, ст. 3951; 2018, N 1, ст. 4; N 41, ст. 6190; N 53, ст. 8462; 2019, N 14, ст. 1462; N 40, ст. 5488; N 49, ст. 6971) следующие изменения:

1) в абзаце седьмом статьи 1 слова «пунктом 4» заменить словами «пунктом 3»;

а) в части 1 слова «пунктом 4» заменить словами «пунктом 3»;

б) в части 4 слова «пунктом 4» заменить словами «пунктом 3»;

в) в части 5 слова «пунктом 4» заменить словами «пунктом 3»;

г) в части 8 слова «пунктами 3 и 4» заменить словами «пунктами 2 и 3»;

д) в части 8.1 слова «пунктом 4» заменить словами «пунктом 3»;

е) дополнить частью 8.5 следующего содержания:

«8.5. В период с 1-го числа месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, до месяца проведения индексации (корректировки) размеров указанных денежных выплат следующего года пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующие размеру произведенной в текущем году индексации (корректировки), но не менее денежных сумм, выплаченных пенсионеру в прошлом году.».

Статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2729; 2002, N 18, ст. 1722; 2003, N 40, ст. 3818; 2005, N 1, ст. 24; 2007, N 17, ст. 1930; 2008, N 26, ст. 3010; 2011, N 23, ст. 3246; 2012, N 50, ст. 6955; 2013, N 49, ст. 6337; 2014, N 49, ст. 6917; 2015, N 51, ст. 7247; 2016, N 23, ст. 3288; N 52, ст. 7509; 2018, N 1, ст. 5; N 11, ст. 1576; N 53, ст. 8407; 2019, N 52, ст. 7781) изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.

Проект федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов.

Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.

Исчисление медианной заработной платы осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.».

Внести в статью 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 2; 2019, N 31, ст. 4464) следующие изменения:

1) в части 2 слова «пунктом 2» заменить словами «пунктом 3», слова «за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты» исключить;

2) в части 5 слова «пунктом 2» заменить словами «пунктом 3», слова «за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты» исключить.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Статья 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2022 года.

3. Установить, что расчет и утверждение величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль
29 декабря 2020 года
N 473-ФЗ

Обзор документа

Скорректированы Законы о МРОТ и о прожиточном минимуме.

Минимум будут рассчитывать не по потребительской корзине, а по медианному среднедушевому доходу за предшествующий год. В результате он будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения. Также от ежеквартального расчета минимума перейдут на ежегодный.

МРОТ при этом будут рассчитывать с учетом медианной зарплаты. Результат не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В 2021 г. МРОТ составит 12 792 руб. в месяц.

Региональный прожиточный минимум будут устанавливать исходя из федерального. Коэффициенты соотношения определит Правительство.

Указанные поправки вступают в силу с 2021 г.

Источник

МРОТ 2021: повышение минимального размера оплаты труда в России

С нового года минимальный размер оплаты труда стал больше на 662 ₽. Рассказываем, как вас это может коснуться.

Виктор Подгорский

С 1 января 2021 года минимальный размер оплаты труда стал больше на 662 ₽. МРОТ влияет на размер зарплат и пособий. Рассказываем, как вас может коснуться новый МРОТ.

Что такое МРОТ

МРОТ — минимальный размер оплаты труда. Это необходимый минимум, который обязан платить работодатель в месяц. Требование касается любых профессий — неважно, речь о промоутере, водителе или гендиректоре.

Есть еще понятие «минимальный прожиточный минимум». Это некая сумма, на которую, по мнению государства, человек может выжить. До 2021 года минимум зависел от стоимости потребительской корзины, а теперь — от медианного среднедушевого дохода. Что это такое, знает любой бухгалтер. Для этой статьи просто запомните, что расчет изменился.

МРОТ связан с прожиточным минимум. Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается не ниже величины прожиточного минимума.

Динамика МРОТ за пять лет

В России за последние пять лет минимальный размер оплаты труда увеличивали восемь раз: с суммы чуть больше шести тысяч рублей до почти тринадцати тысяч.

Сведения о федеральном МРОТ с 2016 года

Дата введения Размер МРОТ, в месяц
01.01.2021 12 792 ₽
01.01.2020 12 130 ₽
01.01.2019 11 280 ₽
01.05.2018 11 163 ₽
01.01.2018 9489 ₽
01.07.2017 7800 ₽
01.07.2016 7500 ₽
01.01.2016 6204 ₽

Кто устанавливает региональный МРОТ

Минимальный размер устанавливается на федеральном уровне: на 1 марта 2021 года МРОТ — 12 792 ₽ в месяц.

Регионы могут определять свой лимит, главное — уложиться в требования: если хочешь, увеличивай по сравнению с общероссийским, но уменьшить не можешь. Правда, для сотрудников бюджетной сферы ничего менять нельзя: для них действует федеральный МРОТ.

Увеличивать ли МРОТ и насколько — решает каждый регион, поэтому сумма может различаться. Условия фиксируются в специальном соглашении.

Регионы вправе использовать сразу два МРОТ — федеральный и региональный. Например, в Тульской области для сотрудников коммерческого сектора, например магазинов, фитнес-клубов, клубов, МРОТ — 14 200 ₽, а для бюджетной сферы — общероссийский, 12 792 ₽.

Пример повышенного регионального МРОТа на 1 марта 2021

Город или регион Размер МРОТ, в месяц
Москва 20 589 ₽
Санкт-Петербург 19 000 ₽
Московская область 15 000 ₽
Тульская область,
для внебюджетной сферы
14 200 ₽
Калининградская область 14 000 ₽

Что зависит от МРОТ

Минимальный размер оплаты труда влияет на зарплату и некоторые пособия.

Зарплата. Здесь все просто: раз есть МРОТ, значит, сотрудник не должен получать меньше этой суммы. Для этого сотрудник должен выполнить все обязанности из трудового договора и отработать полный месяц. Как быть, если отработал меньше, — зависит от формата работы.

Уборщица убирает офис только с утра, и ей платят 7000 ₽ в месяц. Это меньше МРОТ, но не считается нарушением, потому что она работает неполный день.

Пособия. Минимальный размер оплаты труда влияет:

Как считаются пособия — тема для бухгалтера, а для бизнеса важно вот что: для оценки суммы учитывается средний заработок сотрудника. Даже если он по причинам меньше МРОТ, его все равно считают по минимальному размеру оплаты труда. Принцип одинаковый для всех пособий: по больничному, декретному или детским.

Что не зависит от МРОТ

Минимальный размер оплаты труда не влияет на перерасчет надбавок, например, за работу сверх графика или районные коэффициенты.

Сверхурочные и работа в выходные. Вся работа сверх графика должна оплачиваться, и доплата не входят в МРОТ.

Допустим, компания работает с понедельника по пятницу, но офис затопили соседи и руководитель попросил сотрудников выйти в субботу, чтобы помочь разобраться с промокшими вещами. Это и есть пример работы в выходные, за нее нужно платить.

Еще один пример. Магазин платит уборщице 10 000 рублей за месяц, что меньше МРОТа. Директор время от времени просит ее выйти в свой выходной и за это доплачивает.

Общая сумма в месяц — зарплата плюс сверхурочные, как раз на уровне МРОТа. Но это нарушение закона: он должен платить зарплату не меньше минимального размера труда, и сверх нее — за работу в выходной.

Надбавки. В некоторых случаях работодатель обязан увеличивать выплаты на районные коэффициенты. Они действуют в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Коэффициенты могут отличаться в разных регионах. Например, для Томской области — 1,50, а в Якутии на территории, рядом с алмазодобывающей предприятиями — 2.

Неважно, какой коэффициент действует для сотрудников, — эта надбавка все равно считается сверх МРОТ. То есть нельзя сказать, что ее уже учли при расчете: это нарушение законодательства.

Другие надбавки тоже считаются сверх МРОТа, нрапример, если их начисляют совмещении должности или работы в ночное время.

Страховые взносы предпринимателей. До 2018 года ИП платили взносы за себя из расчета МРОТ. Потом эту норму отменили и ввели фиксированные взносы. Они действуют и в 2021 году, меняется только размер.

Порядок расчета МРОТ в 2021 году

Такой способ оценки лучше отражает реальную картину, потому что показатель не завышается за счет больших зарплат руководителей. Вместо этого специалисты учитывают сумму, которую получает группа сотрудников с примерно одинаковыми условиями работы, профессии и должности.

Что если не менять зарплату

Если зарплата меньше МРОТа, работодатель рискует потратить время на разбирательства с трудинспекцией, и возможно, штрафом. Сумма зависит от количества и серьезности нарушений, но один из реальных штрафов — 50 000 рублей для компании.

Недостаточный размер зарплаты попадает под уголовную ответственность, но только если доказана личная корыстная заинтересованность руководства. Сомнительно, что одного сотрудника или даже десяти сотрудников, возбудят дело, но формально такая возможность есть. Так что лучше убедиться, что все зарплаты соответствуют МРОТу.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение