увеличение доходной части бюджета за счет повышения собираемости налогов

Увеличение доходной части бюджета за счет повышения собираемости налогов

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 октября 2018 года

Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Введение

Методические рекомендации содержат комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на рост экономического и налогового потенциалов, реализация которых на региональном и муниципальном уровнях будет способствовать увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

1. Общие положения

В целях повышения доходной базы региональных и местных бюджетов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется реализовать комплекс следующих мер:

1) меры по повышению эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов;

2) меры по активизации работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов;

3) меры, способствующие развитию экономики территорий;

4) меры по совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию на региональном и муниципальном уровнях.

Многие меры по обеспечению ускоренного роста доходной базы уже применяются на практике региональными и муниципальными органами власти. Применяемые в пилотных регионах меры по увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Применяемые в пилотных субъектах Российской Федерации меры по увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов

С устойчивыми тенденциями развития

Средние показатели развития

Невысокие показатели развития

I. Повышение эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов

Расширение состава комиссий по снижению неформальной занятости, мониторингу уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях и организациях

Разработка дополнительных критериев мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях и организациях

Дальнейшее повышение квалификации работников администраций региона, муниципальных образований

Создание единой онлайн-площадки для обработки обращений населения в региональные и муниципальные органы государственного управления

Создание единой онлайн-площадки для обработки обращений представителей бизнеса в администрации региона и муниципальных образований, а также к представителям Федеральной налоговой службы

Активизация работы по легализации трудовой деятельности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов

Активизация работы по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты налога на доходы физических лиц

Профилактика налоговых нарушений и предотвращение банкротства предприятий и организаций

Осуществление мониторинга финансового состояния крупных предприятий и организаций с целью прогнозирования налоговых поступлений

Активизация работы по приватизации и коммерциализации непрофильных активов

Активизация мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ

II. Активизация работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов

Активизация работы по выявлению незарегистрированных средств водного транспорта и уплаты налога на эти транспортные средства

Дальнейшее развитие системы видео-фиксации нарушений правил дорожного движения

Дальнейшее развитие системы платных услуг: сети платных парковок и платных автодорог

Упорядочение рынка наружной рекламы

Интеграция региональных и муниципальных баз данных по объектам недвижимого имущества и земельным участкам с базой данных Росреестра, сверка этих баз и унификация форматов представления данных

Повышение ставок налога на имущество организаций в пределах, установленных федеральным законодательством

Увеличение ставок транспортного налога для мощных, дорогих и элитных автомобилей

Внедрение передового опыта регионов по реализации проектов, частично финансируемых за счет добровольных пожертвований граждан

Разработка и внедрение единой методики оценки налоговых льгот

Активизация работы по проведению экологического мониторинга

III. Меры, направленные на развитие экономического потенциала регионов и муниципалитетов

Активизация работы по проверке соответствия фактического использования земельных участков разрешенным видам использования, а также выявление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения

Проведение предварительной оценки эффективности предлагаемых к внедрению мер поддержки бизнеса (налоговые льготы, технопарки, бизнес-инкубаторы и т.д.)

Оценка эффективности мероприятий по поддержке бизнеса

Дальнейшее совершенствование мер по поддержке малого и среднего бизнеса

Дальнейшее развитие финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, внедрение дополнительных направлений такой поддержки

Дальнейшее развитие организационной поддержки бизнеса: развитие системы «одного окна» для бизнеса

Дальнейшее развитие информационной и организационной поддержки сельскохозяйственных производителей

Развитие технической поддержки сельскохозяйственных производителей: дальнейшее развитие системы лизинга сельскохозяйственной техники

Активизация работы по расширению рынков сбыта продукции, произведенной в субъекте Российской Федерации

IV. Меры по совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию на региональном и муниципальном уровнях

Развитие системы стимулирования органов местного самоуправления к увеличению доходной базы местных бюджетов путем составления рейтингов органов местного самоуправления

Увеличение нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты

Совершенствование системы стимулов для местных властей к увеличению налоговых доходов от источников на своей территории

Проведенный анализ показал, что применяемые регионами и муниципалитетами меры недостаточно эффективны, и в работе региональных и местных органов власти по обеспечению ускоренного роста доходной базы бюджетов следует уделить наибольшее внимание именно повышению эффективности предпринимаемых мер. Повышение эффективности уже предпринимаемых мер должно базироваться на системном и научно-обоснованном подходах к оценке эффективности.

Другим направлением деятельности может стать поиск новых перспективных мер, основанных на опыте других регионов и международном опыте.

Большинство предлагаемых рекомендаций носит как универсальный характер и касается всех регионов и муниципальных образований, так и включает особенные меры для определенных видов муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений). Рекомендуемые мероприятия отобраны на основе примеров лучшей международной и российской практики.

2. Меры, рекомендуемые к принятию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, для увеличения доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Необходимы совместные усилия муниципальных и региональных властей для развития субъекта Российской Федерации по следующим направлениям деятельности:

активизация экономического роста и укрепление социальной стабильности;

расширение налоговой базы по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу, увеличение поступлений неналоговых доходов;

повышение поступлений по НДФЛ, налогу на прибыль организаций и акцизов;

поддержка малого и среднего бизнеса;

мониторинг налоговой дисциплины получателей средств по государственным (муниципальным) контрактам.

2.1. Повышение эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов.

Важным фактором, влияющим на ускоренный рост доходов региональных и местных бюджетов, является реализация набора мер по повышению эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов, к которому относятся:

разработка дополнительных критериев мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях;

дальнейшее повышение квалификации работников исполнительных органов власти региона, муниципальных образований в сфере администрирования доходов региональных и местных бюджетов;

создание единой онлайн-площадки для обработки обращений населения, представителей бизнеса в органы исполнительной власти региона и муниципальных образований, а также к представителям Федеральной налоговой службы по вопросам уплаты налогов и сборов, улучшения администрирования налогов и сборов;

профилактика налоговых нарушений и предотвращение банкротства предприятий.

Меры по повышению эффективности администрирования бюджетных доходов (налоговых и неналоговых) касаются возможности непосредственного воздействия на собираемость доходов, без изменения их структуры и применения мер экономического развития. Подобные меры связаны с оптимизацией работы существующих в регионах и муниципалитетах комиссий по легализации налоговой базы, созданием и развитием более эффективной инфраструктуры обратной связи с гражданами и предприятиями (в виде онлайн-площадок) по вопросам уплаты налогов и сборов, активизацией разных видов деятельности, связанных с повышением собираемости налогов.

При этом деятельность в сфере сокращения неформальной занятости представляет собой лишь один из компонентов комплексного подхода к формализации экономики с целью повышения налогового потенциала муниципальных образований.

Также органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо активизировать работу с налоговыми органами по сокращению недоимки по уплате налогов в региональные и местные бюджеты, а также по мобилизации дополнительных налоговых поступлений.

2.1.1. Расширение состава комиссий по снижению неформальной занятости, мониторингу уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях.

В регионах и муниципалитетах могут создаваться рабочие группы по рассмотрению вопросов оплаты труда и снижения неформальной занятости, которые осуществляют координацию межведомственного взаимодействия в данном направлении деятельности. С различной частотой могут проводиться заседания таких рабочих групп с участием приглашенных предпринимателей.

В некоторых регионах комиссии по легализации налоговой базы уже осуществляют мониторинг уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях. Тем не менее, во многих из них целесообразно введение в состав комиссий по легализации налогооблагаемой базы различных отраслевых экспертов, как со стороны региональных и муниципальных органов власти, так и научной среды, бизнес-сообщества, профсоюзных организаций.

Включение в состав комиссий экспертов, хорошо знающих особенности работы предприятий соответствующей отрасли, осведомленных о действительном положении дел на предприятиях, позволит более эффективно осуществлять мониторинг предприятий на предмет возможности увеличения налогооблагаемой базы и создаст условия для увеличения собираемости налогов.

2.1.2. Разработка дополнительных критериев мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях.

Основным бюджетообразующим налогом региональных и местных бюджетов является НДФЛ. Его собираемость в большинстве случаев определяется величиной заработной платы наемных работников.

Таким образом, важной частью деятельности комиссий по легализации налоговой базы, существующих в том или ином виде во всех регионах, следует считать меры, касающиеся мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях. В частности, рекомендуется обращать внимание на выявление задолженностей по выплате заработной платы, занижение уровня заработных плат и занижение численности работников (по сравнению со средними уровнями по отрасли).

Мониторинг уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях требует разработки регламента ведения подобного мониторинга. Необходимо определиться с критическими уровнями задолженности, заработных плат и численности работников, которые надлежит считать заниженными. Критические уровни целесообразно увязывать со средними значениями по отрасли. Так, в качестве критического уровня по заработной плате можно, например, ориентироваться на уровень в две трети от среднего уровня заработной платы по отрасли.

Источник

Рекомендации Минфина помогут увеличить доходы местных бюджетов

Минфин подготовил Методические рекомендации по увеличению доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований (письмо от 31.10.2018 № 06-04-11/01/78417). Финансисты изучили российский и зарубежный опыт и предложили меры, которые помогут муниципальному образованию:

Отдельные положения предлагаемых мер уже были апробированы в 10 регионах страны: Московской, Белгородской, Саратовской, Свердловской, Ярославской, Курганской областях, а также в Дагестане, Мордовии, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии.

Оптимизируйте работу комиссий по легализации налоговой базы

Минфин рекомендует совершенствовать работу существующих в муниципалитетах комиссий по легализации налоговой базы. Одна из возможных мер — введение в состав комиссии отраслевых экспертов. Это могут быть представители органов местного самоуправления, научной среды, бизнес-сообществ, профсоюзных организаций. Главное, чтобы они знали особенности конкретной отрасли и были хорошо осведомлены о фактическом положении дел на предприятиях.

Разработайте регламент мониторинга предприятий

Рекомендация: Обратитесь в территориальное управление ФНС. Его специалисты помогут определить критические значения показателей

При проведении мониторинга уровня заработных плат и занятости работников на предприятиях Минфин рекомендует комиссиям сравнивать показатели со средними по отрасли и региону. Совместно с отраслевыми экспертами и профсоюзными работниками разработайте регламент проведения мониторинга предприятий. Укажите в нем, какое отклонение показателей задолженности, зарплаты и численности работников от средних уровней по отрасли считается критическим. По мнению Минфина, зарплата в две трети от среднеотраслевого показателя — это повод разобраться в ситуации на предприятии. Включите в перечень показателей среднее количество работников на единицу стоимости выпускаемой продукции. При проведении мониторинга учитывайте отраслевую специфику и размер предприятия.

Выявляйте нарушителей. Комиссию должны насторожить:

Договоритесь с налоговиками, чтобы те регулярно передавали комиссии информацию о предприятиях с неоправданно низкой налоговой нагрузкой. С профсоюзами и работодателями заключайте трехсторонние соглашения о величине минимальной заработной платы на территории муниципалитета.

Увеличивайте налогооблагаемую базу

Для увеличения налогооблагаемой базы Минфин рекомендует муниципалитетам выявлять:

Самая крупная статья доходов местных бюджетов — НДФЛ. Его собираемость в большинстве случаев определяется величиной заработной платы наемных работников.

На заметку: Мобильные группы проводят рейды в том числе по выходным дням

НДФЛ с трудовых мигрантов

Минфин рекомендует активизировать работу по легализации трудовой деятельности иностранцев, не имеющих разрешительных документов. Это позволит увеличить поступления НДФЛ, а также взносов на обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование. Особенно эффективны рейды.

ПРИМЕР 1. В Белгородской области рейды проводят специальные мобильные группы. В их состав входят участковые инспекторы, сотрудники территориальных органов МВД по вопросам миграции, налоговых органов, органов местного самоуправления. Данные группы выявляют случаи незаконного привлечения мигрантов к трудовой деятельности. В результате этой работы количество выданных миграционных патентов в области возросло в четыре раза.

НДФЛ с арендной платы

По оценке Росстата, доля теневой экономики может достигать 50 процентов от объема сделок по сдаче квартир в аренду.
Чтобы управляющие компании были заинтересованы в выявлении случаев нелегальной аренды, предоставляйте им из местных бюджетов стимулирующие гранты. Выясните, на каких территориях поступления НДФЛ с арендной платы растут. Поощряйте грантами компании, которые обслуживают дома на этих территориях.

Рекомендация: Организуйте горячую линию, по телефонам которой можно сообщать о случаях нелегальной сдачи квартир внаем

Если поступила информация о нелегальной сдаче квартиры внаем, муниципальная комиссия может провести рейд. Чтобы официально зафиксировать факт сдачи жилого помещения в аренду без уплаты налогов, включите в состав комиссии специалистов налоговых органов.

Налог на имущество физических лиц

Чтобы выявлять незадекларированное или некорректно задекларированное имущество, используйте автоматизированные системы кадастра для регистрации и оценки недвижимости и системы управления имуществом. Например, в России уже создана и действует Автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН). Однако многие муниципалитеты сталкиваются с трудностями при передаче информации из Росреестра в базу налоговых органов, а также при переходе на новые программные продукты и централизации баз. Чтобы решить эту проблему, Минфин рекомендует повышать квалификацию муниципальных служащих.

Земельный и сельскохозяйственный налоги

Основным инструментом стимулирования роста бюджетных доходов для городских и сельских поселений остается администрирование земельного налога. Таким муниципалитетам Минфин предложил активизировать работу по проверке соответствия фактического использования земельных участков разрешенным видам использования, а также выявлять неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения.

На заметку: В регионах, где местные бюджеты получают из регионального бюджета отчисления от транспортного налога, имеет смысл активнее выявлять незарегистрированные средства водного транспорта

Регулярно проводите инвентаризацию имущества. По результатам проверок уточняйте сведения в ЕГРН. Обеспечивайте участие субъектов малого предпринимательства в проводимых конкурсах и аукционах по продаже земельных участков, нежилых помещений, передаче муниципального имущества в аренду.

Чтобы увеличить поступления сельскохозяйственного налога в бюджет, федеральные чиновники советуют предоставлять информационную, организационную и техническую поддержку сельхозпроизводителям. Например, развивать систему лизинга сельскохозяйственной техники.

Совершенствуйте меры по поддержке малого и среднего бизнеса

Создавайте условия для создания новых компаний и их роста. Например, можно предоставлять субсидии, чтобы компенсировать новым предприятиям часть затрат:

Также местные администрации могут предоставлять налоговые льготы, организовывать технопарки, бизнес-инкубаторы, системы одного окна для бизнеса. Оказывайте малому и среднему бизнесу информационную и консультационную поддержку, в том числе через специальные центры.

Минфин рекомендует органам местной власти проводить мероприятия по формированию уникального бренда территории. Прямая ассоциация товара с конкретной территорией помогает развивать предпринимательство и увеличивать поступления в местный бюджет. Примеры узнаваемых брендов: пряник из Тулы, черная икра из Астрахани, масло из Вологды. Кроме того, бренд повышает известность места, что позволяет развивать туризм.

ПРИМЕР 2. Уникальный бренд Мышкина способствует росту туризма. В городе открыли ресторан «Мышеловка», гостиницу «Кошкин дом». Местные кузнецы куют фигурки мышек для продажи, а дети туристов на оплаченных родителями мастер-классах лепят мышек из глины.

Минфин предлагает пропагандировать предпринимательскую деятельность и улучшать ее имидж, привлекать к ней молодежь.

Важно запомнить! Проводите оценку эффективности мероприятий по поддержке бизнеса. Это позволит выявлять и развивать наиболее востребованные из них

ПРИМЕР 3. В Астрахани органы местного самоуправления реализуют проект «Школа молодого предпринимателя». Его цели:

Срок реализации данного проекта — 2014–2019 годы, но результаты уже превосходят ожидания. Так, за период с 2014 по 2016 год увеличилось количество реализованных молодыми предпринимателями бизнес-проектов, в том числе социально значимых, — на 35 — и число учащихся, принявших участие в проекте, — на 129.

Развивайте институты самообложения граждан

При развитии институтов самообложения граждан отдавайте предпочтение инициативному бюджетированию. В России оно широко применяется для реализации проектов по ремонту объектов культурной инфраструктуры, благоустройству территорий поселений, обустройству мест отдыха, детских и спортивных площадок. Наибольший опыт инициативного бюджетирования накоплен в рамках Программы поддержки местных инициатив (ППМИ) Всемирного банка. Это часть стратегии «Развитие силами местных сообществ». В России проекты реализуются на средства региональных бюджетов при обязательном софинансировании населением и муниципалитетами.

При реализации проектов опирайтесь не только на нормативно-правовую базу, но и на методические рекомендации. Например, Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив выпустил сборник «25 вопросов об инициативном бюджетировании».

Что Минфин рекомендовал регионам

Региональным органам исполнительной власти Минфин предложил:

Минфин рекомендовал установить на региональном уровне единые и (или) дополнительные нормативы отчислений от налогов в местные бюджеты. При этом федеральные финансисты советуют не снижать единые нормативы в течение трех лет, если бюджеты городских округов и муниципальных районов в регионе — трехлетние.

На заметку: Рейтинги позволят выявлять лучшие практики в сфере муниципальных финансов

Чтобы усилить стимулы к увеличению доходной базы местных бюджетов, Минфин предложил использовать систему рейтингов органов местного самоуправления. Те муниципалитеты, которые занимают высокие места в рейтингах, регионы должны поощрять, в том числе межбюджетными трансфертами.

Федеральные чиновники советуют ослаблять связь между ростом собственных доходов муниципалитетов и снижением дотаций из регионального бюджета. В ряде субъектов РФ такая практика уже реализована.

ПРИМЕР 4. В Новосибирской области при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, где налоговые доходы растут быстрее, чем в среднем по муниципалитетам, финансисты исходят из величины доходов не выше среднемуниципального уровня. Это ослабляет связь между ростом налоговых доходов и уменьшением размеров дотаций, стимулирует муниципалитеты к увеличению доходной базы.

В Кировской области при расчете уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований на очередной финансовый год не учитывают превышение прогнозируемого роста НДФЛ над средним показателем по региону. В результате рост налогооблагаемой базы по НДФЛ в муниципальном образовании не приводит к уменьшению объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В Волгоградской области часть дотаций для муниципальных образований определяется так, чтобы размер расчетной дотации в очередном финансовом году был не ниже, чем в текущем финансовом году. Это позволяет муниципалитетам области сохранить уровень финансовой поддержки, если налоговый потенциал района или городского округа увеличивается быстрее, чем в среднем по области.

В методиках расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований региональные финансисты применяют показатели, которые характеризуют темпы роста поступлений от НДФЛ, налога на имущество организаций, местных налогов. Минфин считает, что эти показатели не должны превышать средние значения по субъекту РФ.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВА, эксперт журнала «Практика муниципального управления», к. э. н.

Источник

Документы

Министерство финансов
Российской Федерации

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2019 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2018-2020 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.

Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2019-2021 годы.

1. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В 2017-2018 ГГ.

С преодолением ко второму полугодию 2016 года последствий мощнейшего за последние полвека внешнего шока государственная экономическая политика (и бюджетная политика как ее неотъемлемая составляющая) ориентировалась на главную цель – обеспечение устойчивых темпов роста экономики и расширение потенциала сбалансированного развития страны.

Достижение этой цели требовало проведения экономической политики, одновременно обеспечивающей:

В этой связи экономическая и финансовая политика страны за последние годы претерпели качественные изменения. Были созданы зрелые институты макроэкономической (в т.ч. бюджетной) политики, по-новому выстроена система межбюджетных отношений, существенно улучшилась организация исполнения федерального бюджета, заработала собственная инфраструктура финансового рынка.

Это позволило быстро и эффективно преодолеть сложнейший в истории страны период и уже по итогам 2017 года выйти на устойчивую траекторию экономического роста:

Несмотря на все вышеперечисленое, складывающееся в российской экономике равновесие пока рано называть оптимальным. Ниже желаемых остаются темпы роста доходов наиболее уязвимых слоев населения, увеличение инвестиционной активности идет недостаточно быстрыми темпами, сохраняются значительные структурные ограничения для динамичного и сбалансированного развития.

Далее в разделе представлены основные итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2017-2018 годах по отдельным целям и направлениям.

1.1. ПРЕДСКАЗУЕМАЯ И УСТОЙЧИВАЯ СРЕДА

Необходимым условием достижения устойчивых темпов экономического роста и повышения инвестиционной активности является обеспечение макроэкономической стабильности – предсказуемости внутренних экономических условий, обеспечение устойчиво низкой инфляции и долгосрочных процентных ставок, стабильной и понятной для экономических агентов налоговой (и квази налоговой) системы.

Внедрение новой конструкции бюджетных правил

В целях формирования предсказуемых экономических условий и снижения зависимости экономики и государственных финансов от цен на энергоносители был осуществлен переход к формированию бюджетной политики на основе долгосрочных принципов устойчивости и сбалансированности бюджетной системы – или «бюджетных правил».

[1] Новая конструкция бюджетных правил законодательно закреплена Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета».

Согласно новой конструкции бюджетных правил предельный объем расходов федерального бюджета определяется как сумма базового объема нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть – 40 долларов США за баррель нефти марки «Юралс» (с ежегодной индексацией с 2018 года на 2%), объема ненефтегазовых доходов и расходов по обслуживанию государственного долга. При этом механизм обеспечивает плавный переход к новым предельным объемам расходов и предусматривает возможность их превышения в 2018 году на 1% ВВП.

Такая координация между параметрами «бюджетных правил», ограничивающих использование рентных нефтегазовых доходов и параметрами, регулирующими операции по накоплению/использованию активов в иностранной валюте, позволяет обеспечить снижение зависимости реального эффективного курса рубля от колебаний цен на нефть. Таким образом, механизм «бюджетных правил» по сути фиксирует определенный уровень цен на нефть для ненефтегазовой экономики и позволяет нивелировать влияние флуктуации цен на мировых рынках – как краткосрочных, так и долгосрочных сырьевых суперциклов – на внутренние макроэкономические условия.

К ключевым итогам реализации новой конструкции «бюджетных правил» можно отнести:

Снижение зависимости курса рубля от цен на нефть при реализации «бюджетных правил» фактически устраняет и первопричину «голландской болезни». Таким образом, такая конструкция макроэкономической политики создает условия для развития конкурентоспособных ненефтегазовых производств, благодаря существенному снижению зависимости их финансовых результатов от цен на нефть и локализации влияния нефтяных шоков в нефтегазовом секторе. Аналогичная конструкция работает, например, в экономике Норвегии– стране, представляющей собой один из наиболее успешных примеров страны-экспортера нефти с развитым сектором высокотехнологичных производств и высоким уровнем благосостояния населения.

1.2. СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Бюджетная политика в 2017-2018 годах была построена на основополагающем принципе, что все расходные обязательства должны финансироваться (1) не в ущерб макроэкономической стабильности и предсказуемости (то есть не за счет конъюнктурных доходов – «бюджетные правила») и (2) в рамках текущей – не низкой для добросовестных налогоплательщиков – налоговой нагрузки (принцип «фискальной нейтральности»).

Такой подход создавал стимул для выработки мер налоговой и бюджетной политики с ненулевой суммой – таких как повышение собираемости налогов за счет сокращения теневого сектора, повышение отдачи от государственных активов, сокращение неэффективных расходов (как прямых, так и встроенных в структуру налоговой системы). Такие меры не только обеспечивают положительный эффект с фискальной точки зрения, но и способствуют созданию положительных структурных изменений – то есть структурной трансформации экономики

Справедливая конкурентная среда и сокращение теневого сектора

На создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволили без увеличения налоговой нагрузки значительно повысить собираемость доходов бюджетов.

При этом повышение собираемости налогов не только способствует мобилизации доходов, но также позволяет устранить неравные конкурентные условия и способствует перераспределению трудовых и материальных ресурсов в пользу эффективных собственников и менеджеров от тех, кто получал конкурентные преимущества за счет недобросовестного поведения.

Из ключевых итогов по данному направлению можно отметить:

Основной этап успешно завершен: более 780 тыс. налогоплательщиков подключили к системе более 2 млн. онлайн-касс (превышает дореформенный парк на 75%), а до 1 июля 2019 года на онлайн-кассы перейдет вся сфера услуг.

Постепенная легализация сферы потребления: двукратный рост средней выручки на одну кассу, резкое ускорение роста поступлений НДС по сектору розничной торговли (+38% в 2017 году), увеличение регистрируемой выручки до оценочного уровня розничной торговли, включающего досчеты на не наблюдаемой прямыми статистическими методами объемы.

Снижение административной (контрольной) нагрузки: за счет автоматизации мониторинга и выявления правонарушений было обеспечено снижение количества оперативных проверок более чем в 2 раза в 2017 году и в 6 раз по итогам 1кв’18 (при увеличении количества проверок, выявивших нарушения до 90%).

На сегодняшний день завершен первый этап работ, связанный с выстраиванием системы взаимодействия между ФТС России и ФНС России, отработкой процедур обмена данными о внешнеторговых операциях налогоплательщиков, их налоговой и финансовой отчетности, сведениями о минимизации рисков нарушения таможенного, налогового и валютного законодательства и результатами правоохранительной деятельности.

Поступления страховых взносов в 2017 году составили 6 784,2 млрд. рублей, что на 7,2% (или 455,7 млрд. рублей) выше, чем в 2016 году, а темп роста поступлений опередил темп роста средней заработной платы на 1.9 п.п. При этом в результате проведенной налоговыми органами работы по взысканию переданной задолженности в бюджет государственных внебюджетных фондов поступило 100 млрд. рублей.

В 2017 году было завершено подключение к ЕГАИС оптового и розничного звена алкогольного рынка, благодаря чему сумма поступивших акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию за 2017 год увеличилась на 10,8 % г/г до 362,8 млрд. руб. (327,6 млрд. рублей за 2016 год).

Созданы правовые основы, предусматривающие наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, правил их маркировки, порядка информационного обеспечения маркировки таких товаров.

Повышение эффективности госкомпаний

В 2017-2018 годах продолжилось поступательное увеличение возврата на акционерный капитал компаний с государственным участием, что было обеспечено в том числе за счет распространения единых принципов дивидендной политики по определению минимального норматива дивидендных выплат в размере 50% от чистой прибыли по МСФО на все публичные госкомпании.

По результатам деятельности публичных компаний с государственным участием за 2017 год большинство из них (кроме ПАО Россети, ПАО Интер РАО, ОАО РЖД и ПАО Газпром) приняли решения о выплате дивидендов в размерах соответствующих минимальному нормативу (либо приняли решение о постепенном приведении дивидендной политики в соответствие с едиными принципами – как ПАО Сбербанк), что с одной стороны обеспечило поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет, а с другой стороны способствовало улучшению качества инвестиционных проектов и создавало стимулы к повышению операционной эффективности.

В будущем ожидается дальнейшее распространение единых принципов дивидендной политики на все публичные компании с государственным участием. Кроме того, в целях повышения эффективности компаний с государственным участием, а также обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов в рамках задачи по отражению неявных бюджетных обязательств и учету связанных с ними бюджетных рисков предполагается разработать единые принципы долговой политики компаний с государственным участием.

Стимулирование инвестиционной активности

В 2017 году в целях создания стимулов к расширению инвестиционных корпоративных программ были приняты следующие меры:

1.3. РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В 2017 году межбюджетное регулирование со стороны федерального бюджета осуществлялось в целях снижения дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития, обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов за счет бюджетной консолидации и принятия мер по ограничению роста государственного долга.

Дефицит бюджетов субъектов Долговая нагрузка субъектов

В 2017 году уровень расчетной бюджетной обеспеченности по 10 наименее обеспеченным регионам составил 69,4 % от среднего по России, или 35,7 тыс. рублей на 1 человека в год. Предоставление в 2017 году из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации способствовало сокращению различий в уровне расчетной бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными регионами с 5,7 до 2,6 раз (или в 2,2 раза).

В целях снижения долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017 году проведена реструктуризация задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам.

На 7 лет продлен срок возврата бюджетных кредитов, предоставленных регионам в 2015-2017 годах, срок погашения которых наступает в 2018-2019 годах и в 2021-2022 годах. В случае обеспечения субъектом в 2018-2019 годах темпов роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов не ниже темпов инфляции, будет предусмотрено продление общего срока реструктуризации до 12 лет, до 2029 года. Это позволит субъектам Российской Федерации обеспечить равномерное погашение задолженности по бюджетным кредитам, снизить объемы возврата бюджетных кредитов, и высвободить средства для финансирования приоритетных расходных обязательств.

Совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлялась разработка программ финансового оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой нагрузки.

На основании анализа данных реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований уточнены подходы по определению размеров расчетных расходов на исполнение полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что учтено при предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2018 год.

Продолжена практика заключения соглашений с субъектами Российской Федерации, определяющих меры, направленные на стимулирование социально-экономического развития и оздоровление государственных финансов субъектов Российской Федерации и устанавливающие ответственность за невыполнение субъектом Российской Федерации указанных обязательств.

В целях совершенствования предоставления межбюджетных трансфертов в 2017 году принят ряд федеральных законов по изменению бюджетного законодательства, предусматривающих:

Комплекс вышеуказанных мер по настройке системы межбюджетных отношений способствовал улучшению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, гармонизации предоставления межбюджетных трансфертов, созданию условий для повышения эффективности использования бюджетных средств.

1.4. ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

В целях повышения операционной эффективности управления бюджетными ресурсами реализованы следующие мероприятия.

впервые Федеральному казначейству предоставлено право осуществления купли-продажи иностранной валюты на организованных торгах (наряду с куплей-продажей иностранной валюты в Банке России), а также заключения на организованных торгах договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предметом которых является иностранная валюта; заключение производных договоров типа «валютный своп» позволит размещать и привлекать рублевые средства под залог иностранной валюты, что увеличит эффективность управления остатками, сократить их объем, позволяя при этом избежать риска наступления кассовых разрывов.

1.5. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Союз, Кодекс Союза), применение положений которого позволит обеспечить ускорение и упрощение перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, сокращение издержек у лиц в связи с облегчением таможенного оформления, а также позволит снизить административное влияние на деятельность предпринимателей. В настоящее время осуществляется работа по приведению законодательства Российской Федерации о таможенном деле в соответствие с Кодексом Союза.

В рамках Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года реализовывались мероприятия по концентрации декларирования товаров на таможенных постах – центрах электронного декларирования, которые к 2020 году должны стать основными местами электронного декларирования товаров.

Начата работа по подготовке нормативно-правовой и информационно-технической базы для проведения эксперимента по совершенствованию таможенных операций в отношении ввозимых товаров для личного пользования, приобретаемых физическими лицами на интернет-площадках и пересылаемых в международных почтовых отправлениях и доставляемых экспресс-перевозчиками в рамках трансграничной интернет-торговли. Данный эксперимент позволит освободить физических лиц от необходимости совершения таможенных операций, в том числе с участием таможенного представителя, а также от необходимости оплаты таможенных платежей непосредственно в месте получения посылок.

2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В 2019-2021

2.1. ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ

Внешнеэкономические условия развития российской экономики по-прежнему будут носить разнонаправленный характер. Уверенное восстановление мировой экономики и, как следствие, внешнего спроса будет сопровождаться ужесточением условий финансирования на мировых рынках вслед за постепенной нормализацией денежно-кредитной политики центральными банками развитых стран. Нерешенность структурных проблем в отдельных крупных развивающихся экономиках, а также геополитические риски могут стать дополнительными вызовами.

Внешний спрос

Начавший ускоряться во второй половине 2016 года рост мировой экономики дополнительно усилился в прошедшем году. По итогам 2017 года темпы роста мировой экономики по оценкам МВФ достигли 3,8% (на 0,6 п.п. выше, чем в 2016 году), что отразилось в увеличении темпов прироста инвестиций, производственной активности и торговли. При этом наращивание экономической активности происходило широким фронтом как в развитых, так и в развивающихся странах.

В 2018 году ожидается сохранение высоких темпов роста мировой экономики: прогноз МВФ составляет 3,9%, а опережающие индикаторы подтверждают реалистичность позитивных прогнозов. Тем не менее, стоит отметить, что наблюдаемое ускорение мирового роста в существенной мере носит циклический характер, в значительной мере связанный с окончательным преодолением последствий долгового кризиса.

В этой связи в среднесрочной перспективе ожидается замедление темпов мирового роста. После циклического восстановления, большинство страны с развитой экономикой вернутся к потенциальным темпам роста, которые значительно отстают от докризисных уровней вследствие старения населения и замедления темпов роста (а в отдельных случаях сокращения) рабочей силы, а также сдержанного роста производительности труда.

Рост ВВП в США замедлится к 2020 году после исчерпания эффекта от смягчения налоговой политики. Темпы роста экономики Китая продолжат нисходящий тренд по мере замедления роста кредитования и фискальных стимулов. Сохраняются риски развития банковского кризиса в Китае (на фоне все большего расхождения темпов роста кредитования и темпов экономического роста).

Несмотря на значимое ускорение темпов роста, глобальная инфляция пока не показывает выраженного ускорения, что позволяет центральным банкам большинства стран сохранять мягкую денежно-кредитную политику. Тем не менее, в среднесрочной перспективе необходимо учитывать риски, связанные с началом процессов ужесточения денежно-кредитной политики и, соответственно, финансовых условий на мировых рынках капитала.

Денежно-кредитная политика крупнейших развитых стран

Определяющая денежно-кредитную политику Банка Англии ставка в ноябре 2017 г. была повышена на 25 б.п. до 0,5% годовых, что стало следствием ускорения инфляции после выхода Великобритании из ЕС. Согласно заявлению Комитета по денежной политике к итогам заседания в июне 2018 года в ближайшее время может потребоваться дополнительное ужесточение ДКП с целью достижения цели по инфляции, однако изменения ставки будут плавными и ограниченными по величине. Банк Англии намерен приступить к сокращению своего баланса после достижения ставкой денежного рынка уровня 1,5% годовых. Ранее планировалась начать этот процесс при достижении 2% годовых.

В США восстановление экономики началось раньше и идет быстрее, чем в большинстве развитых стран. ФРС США продолжает повышение целевой ставки федеральных фондов. В первой половине 2018 года произошло уже два повышения. На июньском заседании руководители ФРС США сообщили об ожиданиях еще двух повышений ставки во второй половине года. Объем ценных бумаг на балансе ФРС США к концу июня текущего года сократился на 130 млрд. долл. США с пиковых значений, достигнутых в апреле 2017 года. Нормализация денежно-кредитной политики и ожидания дальнейшего роста долларовых ставок оказывают давление на цены рискованных активов по всему миру, а также способствуют к оттоку капитала с рынков развивающихся стран, в том числе из России.

Банк Японии в текущий момент держит отрицательную ключевую процентную ставку (-0,1%) и проводит масштабную программу выкупа финансовых активов, таргетируя доходность 10-летних облигаций вблизи нулевого уровня. Стенограммы последних заседаний говорят о том, что монетарные власти Японии планирует продолжить программу количественного смягчения и управление формой временной кривой доходности до тех пор, пока инфляция не достигнет целевых 2% и не стабилизируется на этом уровне.

Балансы центральных банков, % от ВВП Разрыв выпуска

Таким образом, в настоящее время денежно-кредитная политика большинства ведущих центральных банков развитых стран остается относительно мягкой. Однако ускоренное повышение ставок в США и ожидания ужесточения политики в Еврозоне и Великобритании оказывают давление на конъюнктуру глобальных финансовых рынков и ограничивают спрос на рискованные активы. Это является фактором риска, способным снизить темпы экономического роста развивающихся стран и создать давление на цены на сырьевых рынках впервые.

В 2018 году впервые за 10 лет высока вероятность закрытия глобального негативного разрыва выпуска и перехода его в позитивную область. Это позволит перейти к нормализации денежно-кредитной политики в ряде стран, после десятилетия проведения сверхмягкой ДКП. Процесс ужесточения будет сопровождаться изъятием введенных ранее дополнительных экономических стимулов и может привести к «побочным эффектам» в виде активизации рисков для развивающихся стран. В ожидании нормализации ДКП на мировых финансовых рынках растет вероятность снижения спроса на рисковые активы, в частности – сокращения объемов притоков капитала в страны с развивающимися рынками.

Таким образом, во многих развитых странах и странах с формирующимися рынками экономическое оживление происходит на фоне широкого спектра краткосрочных рисков и долгосрочных вызовов. Эффект от наиболее вероятных изменений в мировой экономике и финансовых рынках в ближайшие годы будет неравномерным: выиграют те, кто успел осуществить структурные реформы, снизить зависимость от внешнего финансирования, исправить дисбалансы в бюджетной политике и провести оздоровление банковской и финансовой системы. К таким странам можно отнести Россию, Индию, Мексику.

Проигравшими станут страны, не признавшие прошлые ошибки в экономической политике и не пошедшие по пути подстройки к новой реальности. Такие страны за последние два года нарастили бюджетные и структурные дисбалансы, стали более зависимы от внешнего финансирования и/или накопили потенциал неустойчивости на внутренних финансовых рынках. Ухудшение внешних условий заимствований создаст значительные риски для таких стран. Наиболее зависимые от внешнего финансирования страны (такие как Аргентина или Турция) уже начали испытывать значительные трудности.

Условия торговли

В 2018 году цены на нефть достигли новых максимумов уровней с 2014 года. Основными факторами роста цен стали экономический кризис и обвал добычи нефти в Венесуэле, а также намерение США «обнулить добычу Ирана» после выхода из ядерной сделки (СВПД). Несмотря на это, устойчивые цены рынка нефти находятся ниже текущих значений, в районе порядка 50 долларов США за баррель, а произошедший рост следует расценивать как временный.

Постепенно растущий мировой спрос на нефть требует постоянных инвестиций. Это определяет работу механизма рыночной балансировки, при котором инвестиции и цены на нефть начинают оказывать взаимное влияние друг на друга. В случае низких цен отдача вложений в добычу недостаточна, поэтому инвестиции сокращаются, а рынок довольно быстро приходит к дефицитному состоянию. В ответ цена на нефть начинает двигаться к равновесным уровням. Напротив, при высоких ценах на нефть прибыльными становится слишком много добывающих проектов, избыточные вложения капитала приводят к перенасыщению рынка и последующему снижению цен.

Балансировка не может происходить мгновенно, поскольку между инвестициями и добычей имеется заметный временной зазор. Из-за этого рынок склонен к периодическим циклическим изменениям цены, когда периоды переинвестирования и депрессивных цен сменяются временем недостаточных капиталовложений. Однако в среднем, цены колеблются вокруг равновесных цен, которые определяются структурой полных издержек извлечения. Решающее значение в определении равновесия имеют «худшие» или маржинальные источники, которые при данной цене способны удовлетворить остаточный спрос, остающийся после объема обеспеченного проектами нефтедобычи с лучшей экономикой.

В настоящее время таким главным маржинальным источником добычи в мире является сланцевая добыча США, с границей рентабельности около 50 долларов США за баррель. К этому добавляются шельфовые проекты (Бразилия, Ангола, Нигерия) с требуемой ценой от 40 до 60 долларов США за баррель, а также добыча из битумных песков Канады, которые получают достаточную прибыль при ценах порядка 50-60 долларов США за баррель. Таким образом, цены в районе 50 долларов за баррель достаточны для сбалансированности мирового рынка.

Однако наблюдаемые сейчас высокие цены поддерживаются преимущественно временными факторами, включая геополитические. В 2018 году произошел невероятно быстрый обвал добычи Венесуэлы (производство страны сократилось на треть ниже квоты ОПЕК). Политика США создает риск перехода мирового рынка в состояние дефицита. Администрация Дональда Трампа угрожает ввести санкции против Венесуэлы из-за недостатка демократии в стране. Но решающим фактором стал выход США из ядерной сделки с Ираном, в результате чего в конце 2018 года должны возобновиться полноценные санкции. Главной целью ставится подрыв экспортных доходов Ирана от продажи нефти.

Складывающая ситуация аналогична периоду высоких цен на нефть 2011-2013 годов. В это время маржинальные издержки извлечения цен на нефть находились на уровнях порядка 80-90 долларов США за баррель, определяясь издержками сверхглубоководного и арктического шельфа, добычей нефти из битуминозных песков Канады и Венесуэлы, а также сланцевой добычей США (имевшей в то время низкую эффективность).

Несмотря на это цены на нефть находились выше долгосрочного равновесия, колеблясь около 110 долларов США за баррель. Этому способствовала комбинация факторов, включая Арабскую весну 2011 года, спровоцировавшей войны в Ливии и Сирии, которые обвали добычу этих стран. В 2012 году экспорт нефти Ирана был значительно подорван санкциями ООН из-за ядерной программы. Затем, после периода высоких цен 2011-2013 годов последовала ценовая война ОПЕК со сланцевой добычей США, а маржинальные издержки извлечения нефти во всем мире снизились до текущих 50-60 долларов США за баррель.

Таким образом, если стоимость нефти продолжат оставаться выше долгосрочных равновесных уровней, обвал цен повторится вновь. Ресурсов для добычи в мире достаточно – США, Канада, другие страны имеют возможности и будут наращивать производство.

Спрос и предложение мирового рынка нефти Изменение добычи сырой нефти, 2010 г. = 0

2.2. ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ

Несмотря на нестабильность внешнеэкономических условий, их влияние на ситуацию в российской экономике оценивается как сдержанное. Проведение бюджетной политики на основе «бюджетных правил» и проведение сопряженных операций на валютном рынке, переход к плавающему валютному курсу и режиму инфляционного таргетирования привели к существенному снижению зависимости внутренних экономических параметров от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры.

Кроме того, в настоящий момент структурные пропорции экономики выгодно отличают Россию от многих стран развивающегося и развитого блока, а структура роста экономики стала более здоровой – она не ведет (как прежде) к накоплению дисбалансов и уязвимости от внешней конъюнктуры, а, напротив, усилена ростом конкурентоспособности и укреплением надежности финансового сектора:

Это создает прочный фундамент, на котором, должен стоять каркас современной, эффективной, конкурентоспособной экономики. Для укрепления этого каркаса необходимо преодолеть структурные ограничения, связанные среди прочего с искажениями конкурентного ландшафта и стимулов к инвестициям, демографическими тенденциями и качеством институтов развития человеческого капитала, доступом к современной инфраструктуре.

2.3. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработаны на основании базового варианта сценария социально-экономического развития Российской Федерации (далее базовый сценарий).

Базовый сценарий отражает уточненные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренные посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.

Среди основных предпосылок базового сценария относительно внешнеэкономических условий:

В отношении цен на энергоносители предполагается поступательное снижение стоимости нефти марки «Юралс». Быстрый рост мирового спроса на нефть, резкий рост геополитической премии в цене на фоне усиления политических и торговых конфликтов будут поддерживать высокие цены на нефть на протяжении всего 2018 года (согласно базовому варианту прогноза цена на нефть составит 69,3 долл. США за баррель). Однако, начиная с 2019 года, на фоне договоренности ОПЕК+ об увеличении нефтедобычи, ослабления ограничивающих факторов для повышения добычи нефти в США и учитывая «неравновесный» уровень текущих высоких цен, стоимость нефти марки «Юралс» будет постепенно снижаться, опустившись до 57,9 долл. США за баррель к 2021 году.

Влияние повышения НДС на инфляцию оценивается в районе 1,3 процентного пункта. Согласно базовому варианту прогноза, частичный эффект от повышения НДС проявится уже в 2018 году, за счет роста инфляционных ожиданий. Однако основной вклад изменения ставки налога в рост цен будет зафиксирован в 2019 году, в результате чего по итогам года инфляция составит 4,3%. С учетом проведения Банком России денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, инфляция на конец 2019 г. составит 4,3% г/г, что в целом является незначительным отклонением от целевого ориентира Банка России. По мере выхода из базы расчета вклада от повышения НДС инфляция, вероятно, опустится ниже 4% и впоследствии стабилизируется на целевом уровне.

По итогам 2019 года темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,4%. Замедление темпов экономического роста будет связано как с умеренным замедлением инвестиционной активности, так и снижением темпов роста потребительского спроса. Ожидается замедление реальных темпов роста заработных плат в первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году (в результате доведения до целевого уровня оплаты труда работников социальной сферы, а также доведения размера МРОТ до прожиточного минимума). Кроме того, в 2019 г. индексация прочим категориям работников бюджетной сферы будет проведена с 1 октября (а не с 1 января, как в текущем году). Отсутствие значимого давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных заработных плат в частном секторе с темпом роста производительности труда. С другой стороны, на реальных темпах роста заработной платы, так же как и на их покупательной способности, негативно скажется ускорение инфляции. В результате темп роста реальных заработных плат снизится с ожидаемых 6,3 % в текущем году до менее 1,0% в 2019 году, а реальный темп роста расходов на конечное потребление с 3,5 % г/г в текущем году до 2,6 % г/г в 2019 году (влияние замедления динамики заработных плат на потребительские расходы будет частично компенсироваться снижением нормы сбережения).

Однако уже в 2020 году экономика адаптируется к новым условиям. Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать как перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных и реализация проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов, так и создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора. Второе будет достигаться с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса (что предполагает стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности), а также развитие конкуренции и снижение доли государства в экономике. Кроме того, комплекс мер макроэкономической политики будет включать мероприятия, направленные на создание источников долгосрочных сбережений в экономике (добровольная накопительная пенсионная система, расширение линейки инструментов сбережения населения), а также внедрения элементов стимулирующего банковского регулирования.

Таблица 2.3.1. Основные параметры базового прогноза социально-экономического развития России

Показатель

2019

2020

2021

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США за баррель

Источник

Операционные системы и программное обеспечение