уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке по 223 фз

Содержание

Как происходит расторжение контракта по 223-ФЗ по соглашению сторон и в одностороннем порядке?

В отличие от законодательства о контрактной системе 44-ФЗ в законе о закупках отдельными юрлицами никак не регулируются вопросы расторжения подписанных по результатам торгов по 223-ФЗ.

Возможность расторжения договора по 223-ФЗ

Законодательство только указывает на возможность расторжения договоров, заключенных по 223-ФЗ, а также на право сторон на изменения контрактов. Косвенно указывает на возможность изменения договора обязанность заказчика передать сведения о внесенных изменениях в договор в реестр договоров. Также в 223-ФЗ есть упоминание о необходимости внесения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщиках, договоры с которыми были расторгнуты в судебном порядке из-за существенных нарушений при исполнении контракта.

В 223-ФЗ указано, что, помимо самого закона о закупках отдельными юрлицами, заказчики должны руководствоваться в своей деятельности положениями гражданского законодательства (в частности, Гражданского кодекса) и локальным Положением о закупках.

Расторжение договора допускается по следующим основаниям:

В Гражданском кодексе подчеркивается, что стороны могут расторгнуть договор по соглашению сторон. Но такая возможность должна быть предусмотрена договором. В некоторых соглашениях заказчики указывают на невозможность изменения договора по соглашению сторон.

Помимо Гражданского кодекса, заказчики должны учитывать нормы собственного Положения о закупке, которые он принимает в соответствии с ч. 2 ст. 2 223-ФЗ. Обычно в нем содержатся основания и порядок расторжения договора. Регламент расторжения контракта варьируется в разных закупочных Положениях заказчиков по 223-ФЗ. Так, в Положении о закупке допускается прописать, что договор может быть расторгнут по соглашению сторон (при существенном изменении условий исполнения контракта) или в одностороннем порядке (при существенном нарушении одной из сторон своих обязательств по контракту).

Расторжение по соглашению сторон

В отношении расторжения контракта в согласительном порядке никаких специальных норм в 223-ФЗ не содержится. Поэтому стороны могут ориентироваться на ст. 450 ГК, согласно которой, договор допускается расторгнуть по соглашению сторон.

Порядок действий

Порядок расторжения контракта по соглашению сторон следующий:

В случае если поставщик забирает поставленные товары, по которым заказчик перечислил аванс, то поставщик обязан вернуть средства заказчику, согласно Постановлению Пленума ВАС от 2014 года №35.

В реестр недобросовестных поставщиков при подписании дополнительного соглашения о расторжении контракта информация не передается.

При отказе второй стороны расторгнуть договор в согласительном порядке заказчик-инициатор может расторгнуть его по решению суда. Основанием для обращения в суд может стать только существенное нарушение договора второй стороной или изменение внешних обстоятельств реализации контракта, которые нельзя было предвидеть при его заключении.

Требование в суд может быть направлено только в следующем случае:

Оформление

В дополнительном соглашении о расторжении контракта необходимо прописать следующие сведения:

Дополнительное соглашение обязательно имеет письменный формат и оформляется по числу сторон контракта.

Расторжение в одностороннем порядке

Расторжение договора в одностороннем порядке допускается только в строго ограниченных случаях, которые содержатся в договоре, в Положении о закупке или Гражданском кодексе.

Случаи расторжения

По пояснениям письма Минэкономразвития России от 2015 года №ОГ-Д28-2482, основания для одностороннего расторжения должны опираться на нормы Гражданского кодекса. Согласно ст. 310 Гражданского кодекса, у заказчика и поставщика по умолчанию отсутствует право на расторжение контракта в одностороннем порядке, кроме предусмотренных законодательством случаев.

Поставщик вправе расторгнуть контракт, если заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты товаров или допускал неоднократно невыборку партии товаров, предусмотренной контрактом.

Основаниями для расторжения контракта по оказанию услуг могут стать:

В отношении договора возмездного оказания услуг заказчик может отказаться от договора при условии оплаты фактически понесенных расходов, а исполнитель – если полностью возместит убытки учреждению. В отдельных федеральных законах предусмотрен особый порядок расторжения договора в одностороннем порядке. Например, если заказчиком были нарушены сроки оплаты услуг связи, и это нарушение не было устранено в течение 6 месяцев и более после получения уведомления о намерении приостановить оказание услуг, то оператор связи расторгает договор в одностороннем порядке.

Также основаниями для одностороннего расторжения договора могут стать несоответствие поставщика требованиям закупки, отсутствие членства в СРО или отсутствие лицензии, которые обязательны для исполнения контракта.

Заказчик вправе расторгнуть контракт, если им был выявлен факт фальсификации сведений победителем закупки в момент подачи заявки на участие. Стоит отметить, что в данном случае заказчик вправе расторгнуть контракт, а не обязан это сделать, как это сказано в 44-ФЗ.

Алгоритм действий

При расторжении контракта в одностороннем порядке порядок действий следующий:

Заказчик вправе удержать обеспечение исполнения контракта, внесенное поставщиком, если такая возможность была предусмотрена условиями договора или получить выплаты в рамках предоставленной банковской гарантии.

При расторжении договора из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по контракту заказчик вправе направить предложение подписать контракт участнику, который стал вторым. Такой договор подписывается с согласия участника и на условиях, которые были указаны в поданной им заявке на участие в закупке.

Если перед расторжением контракта поставщик частично исполнил обязательства по контракту, то при подписании нового договора объем работ, услуг и поставляемого товара уменьшаются с учетом поставленной партии. Пропорционально уменьшается и стоимость контракта.

Таким образом, в 223-ФЗ нет императивных норм относительно порядка расторжения контракта. Но право на расторжение контракта в одностороннем порядке и по соглашению сторон предусмотрено в законодательстве о закупке отдельными юрлицами. При расторжении контракта подрядчикам и заказчикам по 223-ФЗ необходимо опираться на Гражданский кодекс, условия Положения о закупках и сам контракт.

Источник

Расторжение договора по 223-ФЗ

Регламентация

Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятый в 2011 году, регламентирует порядок проведения закупок компаниями с долей участия государства. Подробный список организаций, работающих по 223-ФЗ, перечислены в пункте 2 статьи 1 данного закона.

Документ даёт возможность заказчикам менять условия заключенного договора в части объемов, сроков и цен работ, услуг и товаров, при этом процедура расторжения контракта не предусматривается. В спорных ситуациях приходится обращаться к положению о закупке, установленному самим заказчиком, и нормам Гражданского кодекса РФ.

Иначе обстоят дела с федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Эксперты называют его более лояльным, так как в законе четко прописаны условия, по которым договор может расторгаться в одностороннем порядке, либо по соглашению сторон.

При этом цену, сроки поставки и другие существенные условия изменить нельзя, если речь не идет о строительных закупках (возможно изменение сроков и объемов работ не более чем на 30 процентов).

Отказ от сделки

Расторжение договора по 223-ФЗ возможно. Гражданское законодательство предусматривает такие варианты отказа от сделки:

Во всех случаях процедура должна осуществляться в рамках действующего законодательства РФ.

Односторонний способ расторжения

Отказ от сделки по инициативе одной из сторон происходит из-за существенных нарушений условий договора другим участником.

Например, заказчик может расторгнуть контракт, если поставщик более одного раза нарушил оговоренные сроки, отказался передать товар или он оказался некачественным, либо в заявке на участие в закупке обнаружились ложные сведения. Поставщик же имеет право на расторжение сделки, если она не оплачена в нужное время.

Инициатор прекращения договора по 223-ФЗ должен направить другой стороне уведомление, в котором следует указать:

Если происходит односторонний отказ от исполнения договора по инициативе заказчика, то сведения о второй стороне передаются в Реестр недобросовестных поставщиков. Однако перед включением в РНП уполномоченный орган может назначить оценку действий поставщика для выяснения всех обстоятельств дела.

Расторжение по соглашению сторон

Это наиболее оптимальный вариант отказа от сделки по 223-ФЗ. Аннулирование по взаимному согласию обоих её участников предусмотрено статьей 450 ГК РФ.

Особый порядок в таких случаях не предусмотрен, достаточно официального письма от одной из сторон с предложением расторгнуть контракт.

Необходимо указать причину, почему необходимо прекратить договорные отношения. Если другая сторона согласна с предложением, она составляет соответствующее соглашение, оба участники закупки его подписывают, и заключенный ранее договор считается недействительным. Если заказчик уже получил часть товара, он обязан его вернуть, а поставщик обязуется перечислить обратно вырученные деньги.

При наличии такой договоренности с заказчиком поставщик не попадает в реестр недобросовестных, его репутация остаётся неизменной.

Расторжение по решению суда

Иногда одна из сторон категорически не желает расторгать контракт. В таких случаях приходится обращаться в суд.

При этом должны иметься существенные основания для прекращения действия договора, и истец обязан доказать наличие нарушений со стороны ответчика. К примеру, если действия последнего нанесли значительный ущерб.

Важно соблюсти претензионный порядок: инициатор расторжения контракта обязан в письменной форме уведомить вторую сторону о своём намерении и предложить устранить нарушения до обращения в судебные инстанции. На ответ выделяется 30 дней, если его не последовало, можно подавать иск.

Расторжение сделки в суде является невыгодным для поставщика, так как сведения о нём также направляются в РНП. Однако подрядчик имеет право оспорить данное решение через суд, чтобы в дальнейшем получить возможность заключать контракты.

Риски и последствия

Расторжение контрактов чаще всего сказывается на репутации подрядчика. Внесение в Реестр недобросовестных поставщиков влечет запрет на участие в государственных торгах, при чем не только по нормам 223-ФЗ, но и по 44-ФЗ. Ограничение вводится на 2 года.

Заказчик в это время не получает исполнение контракта, процедура закупки обесценивается, её придётся проводить заново.

Кроме того, инициатор аннулирования контракта может наложить штрафные санкции за его ненадлежащее исполнение, и ответчик понесет финансовые потери. В соответствии с пунктом 5 статьи 453 ГК РФ потребовать возмещения убытков, которые повлекло расторжение договора, может любая из сторон — как заказчик, так и поставщик. Выплата средств возможна в досудебном порядке, если обе стороны с этим согласны.

В случае обращения в суд также потребуются деньги на издержки.

Есть риск и для истца: если судебная инстанция признает его требования не законными, то он может превратиться в ответчика. Поэтому важно изучить все правовые нормы и условия контракта, прежде чем принимать решение о его расторжении.

Последствия могут быть для каждой из сторон, за несоблюдение законодательства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. 8 видов нарушений при закупках по 223-ФЗ и виды наказаний за них указаны в статье 7.32.3 КоАП РФ.

Таким образом, инициировать прекращение действия договора может и заказчик, и поставщик. Однако для этого должны иметься достаточные основания, важно фиксировать все факты нарушений. И перед тем, как обращаться в суд или прибегать к одностороннему способу расторжения, лучше попробовать договориться.

Источник

Как проводится изменение и расторжение договора по 223 ФЗ

Из нашей статьи вы узнаете:

В действующем законодательстве прописана возможность расторгнуть контракт, который был подписан согласно Федеральному закону №223. Непрямое упоминание о том, что допускается внесение корректировок в контракт, содержится в обязанности заказчика отправлять сведения о поправках в реестр договоров. Закон о закупках — основополагающий нормативный акт. Однако заказчикам надлежит учитывать также положения гражданского законодательства, требования локального положения.

Как происходит по 223 ФЗ расторжение договора

По 223 ФЗ расторжение договора может происходить следующими способами:

Гражданский кодекс в статье 450 предусматривает возможность расторжения договора по соглашению сторон. Однако это должно быть прописано в тексте контракта.

Такой вариант считается наиболее удобным в силу минимального риска неблагоприятных последствий. Инициатором может стать любая сторона, будь то заказчик либо поставщик. Соглашение допускается в ситуации, когда исполнение договорных обязательств не несет выгоды одному из участников договорных отношений, в то время как у второго нет возражений. Законодательные ограничения для реализации процедуры отсутствуют, если таковые не прописаны в положении о закупке.

Процедура следующая. Одна сторона должна выслать уведомление второй. В тексте должно быть сказано о невозможности продолжить контрактные отношения и оговорена просьба об их прекращении. При отсутствии возражений от второй стороны можно подписывать соглашение о расторжении. Его форма идентична контракту — пункт 1 статьи 452 ГК РФ. Далее документация публикуется в единой информсистеме. Такой отказ от исполнения договорных обязательств предпочтителен в силу того, что данные о поставщике не передаются в РНА. Его репутация остается неиспорченной. В том случае, когда контрактные обязательства расторгаются после поставки части ТРУ, заказчику надлежит вернуть переданные ему материальные ценности. От поставщика же требуется произвести возврат перечисленных за них денег.

В одностороннем внесудебном порядке расторгнуть договор можно лишь в тех случаях, которые упомянуты в его тексте либо в положении о закупке или ГК РФ. Односторонний отказ от контракта допускается. Точный порядок выполнения процедуры в ФЗ №223 не оговорен. Это нужно прописать самому заказчику в положении о закупке.

Если речь идет о заказчике, то здесь причинами отказа от договора могут быть:

Заказчику дается право расторжения контракта при обнаружении факта подделки данных победителей закупочного мероприятия при подаче с их стороны заявки на участие.

Порядок действий таков:

С момента получения уведомления контрактные обязательства прекращаются.

Неправильно выполненная процедура отказа от исполнения договорных обязательств влечет неприятные последствия для обеих сторон. Для поставщика это попадание в РНП, что чревато наложением запрета на участие в закупочных мероприятиях на протяжении 2 лет. Об этом говорится в тексте ФЗ №223. Также поставщику придется выплатить неустойку или же штраф, возместить причиненные убытки. Заказчику придется снова проводить закупочную процедуру, причем не исключено, что понадобится повысить цену. Также может быть наложен административный штраф, если договорные обязательства были разорваны с нарушениями. Поставщик может подать жалобу в ФАС или же иск в судебную инстанцию. В итоге заказчик сам станет ответчиком, если было нарушено законодательство.

Только если не удалось решить вопрос описанными двумя способами, приходится обращаться в суд.

Для поиска наиболее выгодных предложений в сфере закупок стоит воспользоваться сервисом Астрал.Поставщик.

Возможна ли пролонгация договора по 223фз

Внести изменение в договор можно и по другому поводу. Одним из них является пролонгация заключенного по ФЗ №223 контракта. Такая возможность предусмотрена положениями нормативного акта. ФЗ №223 допускает добавление в текст контракта почти любого условия, не противоречащего ГК РФ. Разрешено корректировать объем ТРУ, стоимость контракта и точную дату его исполнения. Все это оговорено в части 1 статьи 450 ГК РФ и части 5 статьи 4 ФЗ №223. Число пролонгаций регламентировано лишь положением о закупке.

Есть также нюансы. Пролонгировать контракт с единственным поставщиком становится возможно лишь в том случае, когда это оговорено в положении о закупке и самом договоре. При отсутствии в ЕИС публикации о контракте по причине его малого объема, в то время как пролонгация привела к росту стоимости контракта до 100 тысяч рублей и более, надлежит отправить данные о договоре, чтобы его включили в реестр. Также нужно принять решение о публикации информации о самой закупочной процедуре согласно положению.

Увеличение цены договора

ФЗ №223 считается более лояльным в сравнении с ФЗ №44. Внесение корректировок в контракт допускается и в одностороннем порядке — такие ситуации описаны в статье 450 ГК РФ либо в самом тексте договора.

Повысить цену контракта согласно ФЗ №223 можно в таком случае:

Если речь идет о повышении цены контракта в судебном порядке, понадобится доказать, что имели место следующие обстоятельства:

В этом случае есть шанс на корректировку цены контракта согласно ФЗ №223.

Данные о подписании допсоглашения должны быть отправлены в ЕИС в течение 10 суток с момента, когда было принято решение о корректировках. Это прописано в ФЗ №223. Нормативный акт указывает на то, что данные должны быть опубликованы в ЕИС в том случае, когда цена договора изменилась в сравнении с итоговым протоколом. Поправки следует направить и в реестр контрактов, которые были заключены по итогам закупки согласно Постановлению Правительства №1132.

Изменение цены должно иметь под собой веские причины. В противном случае пересмотр стоимости контракта подлежит обжалованию. Заказчик несет ответственность за нарушение принципов конкуренции. Это подразумевает его проверку на предмет коррупционного сговора с поставщиком.

Возможно ли внесение изменений в аукционную документацию по 223 ФЗ

Отказ заказчиков от закупочной процедуры никак не регламентирован ФЗ №223. В тексте нормативного акта практически нет ограничений в этом вопросе.

Допускается и внесение корректировок в аукционные документы. Достаточно лишь, чтобы такое действие было предусмотрено положением о закупке и сопутствующей документацией. Сделанные поправки понадобится опубликовать в ЕИС. На это дается лишь 3 суток. Исходной точкой является дата принятия решения о внесении поправок. Также срок приема заявок после сделанных корректировок должен быть не меньше половины срока приема заявок, который указан в положении о закупке для электронного аукциона. В противном случае нужно в обязательном порядке увеличить дату окончания подачи заявок.

Разобраться, как действовать в той или иной ситуации, позволит Астрал.Тендер. Эксперты поделятся актуальной информацией касательно работы на ЭТП.

Заключение

Отказ от исполнения договорных обязательств никак не регламентирован ФЗ №223. Единственным регулятором здесь становится гражданское законодательство. Поэтому содержание составленных заказчиками положений о закупке не должно противоречить нормам ГК РФ. Расторжение контракта допускается различными способами. При этом обычно не требуется вмешательство судебных инстанций.

Чтобы принимать участие в госзакупках, надлежит обзавестись ЭЦП для торгов.

Источник

Одностороннее расторжение договора закупки в рамках гражданского законодательства.

Законы № 44-ФЗ[1] и 223-ФЗ[2] устанавливают, что при осуществлении закупок должны соблюдаться нормы гражданского законодательства[3]. Последние в числе прочего регулируют вопросы, связанные с односторонним расторжением договора (контракта)[4]. И если в «скрупулезно-процедурном» Законе № 44-ФЗ имеются отдельные положения по одностороннему расторжению контракта[5], то в «рамочном» Законе № 223-ФЗ таких положений нет.

В отношении одностороннего расторжения договоров, заключенных в рамках Закона № 223-ФЗ, единственным правовым регулятором является гражданское законодательство. В связи с этим содержание разработанных конкретными заказчиками положений о закупке, связанное с односторонним расторжением договоров, также не должно противоречить ГК РФ (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 24.02.2015 № ОГ-Д28-2482). Правда, распространенная практика как раз и заключается в том, что в положениях о закупке лаконично говорится: «расторжение договора осуществляется в соответствии с ГК РФ».

Нормы гражданского законодательства, относящиеся к расторжению договора, рассмотрим в настоящей статье.

Установленные основания для одностороннего отказа.

Односторонний отказ от исполнения обязательств по договору допускается только в случаях, предусмотренных самим Гражданским кодексом, другими законами или иными нормативными актами (ст. 310 ГК РФ).

В частности, в отношении договора купли-продажи в гражданском законодательстве предусмотрено право покупателя отказаться от исполнения такого договора, если продавец не передает покупателю проданный товар (п. 1 ст. 463 ГК РФ). Другой пример: если заключен договор проката, арендатор вправе отказаться его исполнять в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя не менее чем за десять дней (п. 3 ст. 627 ГК РФ).

На основании гражданского законодательства односторонний отказ от исполнения возможен и в отношении договоров поставки, возмездного оказания услуг.

В первом случае право отказаться имеет покупатель, если поставщик предоставил товар ненадлежащего качества, с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, или неоднократно (то есть более одного раза) нарушил срок поставки. Аналогичное право есть у поставщика, если покупатель неоднократного нарушил срок оплаты товаров или допустил их неоднократную невыборку. При этом договор будет автоматически считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения, если иной срок расторжения не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (ст. 523 ГК РФ).

Во втором случае заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель имеет такое же право при условии полного возмещения заказчику убытков (ст. 782 ГК РФ).

Кроме того, и в отношении договора подряда в ГК РФ есть похожая норма: если иное не предусмотрено договором, заказчик в любое время до сдачи ему результата работы вправе отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. При этом заказчик тоже обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу (ст. 717 ГК РФ).

Наконец, гражданское законодательство устанавливает, что при отсутствии у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от его исполнения и потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).

По договорам, заключенным в рамках Закона № 223-ФЗ, сторонам следует придерживаться исключительно норм, содержащихся в самом Гражданском кодексе.

Что касается случаев, установленных в «других законах», в качестве примера приведем ситуацию с оказанием услуг связи, когда пользователь нарушает требования договора и в течение шести месяцев после получения письменного предупреждения от оператора услуг связи не устраняет это нарушение. Тогда оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор (ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»). С полным перечнем подобных случаев можно ознакомиться в справочно-правовых системах, пройдя по соответствующим ссылкам к п. 1 ст. 310 ГК РФ.

Дополнительно укажем, что к числу данных случаев относятся и закупки по Закону № 44-ФЗ. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (см. выше), при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Более того, в определенных случаях это даже является обязанностью заказчика. Например, если в ходе исполнения контракта выяснится, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением и (или) документацией о закупке требованиям к участникам и (или) поставляемому товару либо поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем в закупочной процедуре (ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Но если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, аналогичное право (опять же, по основаниям, установленным ГК РФ) возникает и у поставщика (ч. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Названное решение, принятое заказчиком или поставщиком вступает в силу (контракт считается расторгнутым) через десять дней с даты надлежащего уведомления одной стороной другой стороны об одностороннем отказе от исполнения контракта. Десять дней даются на «исправление ошибок»: если нарушения устранены, принявшая решение сторона должна его отменить и контракт станет исполняться дальше (ст. 13, 14, 21, 22 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Это исключительно «добавочная» норма Закона № 44-ФЗ в отношении порядка и условий одностороннего расторжения контракта. Правда, она уже не будет работать в случае повторного нарушения контракта поставщиком, ставшего основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В данном контексте важно учесть, что информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Расторжение через суд или во внесудебном порядке?

Если на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая с этим не согласна, договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении его условий, допущенном другой стороной, и в иных случаях, предусмотренных законами или самим договором. Причем существенным признается нарушение договора одной стороной, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Иными словами, сторона не может расторгнуть заключенный договор лишь по собственной инициативе, без соответствующего судебного решения. Однако нельзя не отметить: данная норма ГК РФ вступает в некоторое противоречие как с нормами гражданского законодательства, устанавливающими случаи «внесудебного» одностороннего расторжения договора (например, см. описанную выше ситуацию одностороннего отказа от исполнения и расторжения договора поставки), так и с соответствующими нормами других федеральных законов, в том числе Закона № 44-ФЗ.

В связи с этим на практике нередко возникает вопрос: чем же руководствоваться при одностороннем отказе от исполнения и расторжении контрактов по Закону № 44-ФЗ – названным законом или ГК РФ? Чтобы дать ответ, нужно внимательно прочитать ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ. В ней говорится, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие осуществление закупок, в том числе особенности исполнения контрактов, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ. Следовательно, если по ГК РФ нужно расторгать контракт в одностороннем порядке через суд, а в Законе № 44-ФЗ данное расторжение предусмотрено без обращения в суд, превалирует норма Закона № 44-ФЗ.

Впрочем, этот вывод относится только к договорам, заключенным в рамках Закона № 44-ФЗ. Что касается сторон по договорам, заключенным по Закону № 223-ФЗ, им следует придерживаться лишь тех норм, которые содержатся в самом Гражданском кодексе (Закон № 44-ФЗ отношения названных сторон уже не регулирует).

Если в ситуации существенного изменения обстоятельств контрагентам не удалось расторгнуть договор по соглашению сторон, решение принимает суд по требованию инициатора такого расторжения.

То есть, с одной стороны, согласно гражданскому законодательству указанный контрагент может в одностороннем порядке и без обращения в суд расторгнуть только договор поставки (на основании п. 4 ст. 523 ГК РФ). Во всех же остальных случаях, где идет речь только об одностороннем отказе от исполнения договора (например, при заключении договора возмездного оказания услуг), контрагент может лишь отказаться от исполнения своих обязательств по такому договору, а вот расторгать его при невозможности сделать это по соглашению сторон придется через суд. Добиться нужного судебного решения, если отказ от исполнения договора уже произошел в силу возникновения установленных законодательством случаев, будет в принципе несложно, но лишнее время и другие ресурсы все равно будут потрачены.

С другой стороны, в ГК РФ есть отдельная норма, в соответствии с которой в случае одностороннего отказа от договора (его исполнения) полностью или частично (если такой отказ допускается) договор считается расторгнутым или измененным (п. 2 ст. 450.1 ГК РФ). Хотя данная норма, опять же, несколько не стыкуется с анализируемым положением о том, что без согласия одной из сторон договор может быть расторгнут только по решению суда, именно на эту норму можно опираться в ситуации, когда сторона, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора по разрешенным основаниям, считает, что тем самым она одновременно расторгла договор. Такой позиции в отношении закупок по Закону № 223-ФЗ придерживаются и суды[6].

Отметим, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор по соглашению сторон либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в 30-дневный срок (ст. 452 ГК РФ). Также добавим, что на практике степень значительности ущерба в каждом конкретном случае определяется судом.

Расторжение в связи с существенным изменением обстоятельств.

Сторона может выступить с инициативой о расторжении договора в случае так называемого существенного изменения обстоятельств – настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы заключен или был заключен на значительно отличающихся условиях (ст. 451 ГК РФ).

Если в данной ситуации контрагентам не удалось расторгнуть договор по соглашению сторон, решение принимает суд по требованию инициатора расторжения.

Судебная практика применительно к указанному положению ГК РФ в основном касается расторжения кредитных договоров, договоров аренды, купли-продажи, дарения недвижимого имущества. Но нашелся пример и из сферы государственных закупок[7].

В 2014 году государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области» обратилось в суд с иском о расторжении госконтракта с межрайонной инспекцией ФНС № 19 по Иркутской области, заключенного в последний день 2013 года. Причина состояла в том, что на момент заключения договора административные здания территориальных органов налоговой службы входили в перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией[8], но уже с 1 января 2014 года (то есть со следующего дня после заключения контракта) были убраны из этого перечня[9].

В связи с данным обстоятельством поставщик услуги (учреждение вневедомственной охраны) предложил заказчику расторгнуть заключенный контракт, но тот не согласился. Вероятно, такая позиция поставщика обусловлена тем, что он был не сильно заинтересован (в финансовом плане) в исполнении данного контракта и, скорее всего, был вынужден заключить его в связи с обязательностью обеспечения охраны полицией зданий налоговых органов. Когда же эта обязательность оказалась отменена, поставщик постарался «избавиться» от контракта.

Убытки, причиненные расторжением договора, могут быть возмещены в досудебном порядке. Но если это оказывается невозможным, потерпевшая сторона вправе обратиться в суд.

Однако суды различных инстанций сочли, что в данном случае поставщик услуг мог предвидеть «существенное изменение обстоятельств» до или в момент заключения договора, поскольку нормативный правовой акт, исключающий здания налоговых органов из перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, был опубликован 12 декабря 2013 года на официальном портале правовой информации pravo.gov.ru и 16 декабря 2013 года – в сборнике «Собрание законодательства РФ» № 50 (ст. 6658), то есть за две недели до даты заключения контракта. Доказательств же того, что контракт фактически был заключен ранее даты публикации указанного нормативного правового акта, истец представить судам не смог.

Возмещение убытков, причиненных расторжением договора.

Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора (п. 5 ст. 453 ГК РФ).

Убытки могут быть возмещены в досудебном порядке. Однако если это оказывается невозможным, потерпевшая сторона вправе обратиться в суд. Рассмотрим пример – Постановление АС СКО от 12.04.2016 № Ф08-1643/2016 по делу № А32-6430/2015.

В 2014 году федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий-профилакторий «Солнечный» внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» заключило в рамках Закона № 44-ФЗ государственный контракт со строительной фирмой на выполнение работ по капитальному ремонту на сумму 3,5 млн руб. В результате исполнения контракта подрядчик допустил различные нарушения его условий: не в полном объеме и некачественно выполнил предусмотренные контрактом работы, не устранил выявленные недостатки, не освободил объект работ от строительного мусора и т. д. На основании всего перечисленного заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта, причем для подтверждения нарушений условий контракта и оснований одностороннего отказа от его исполнения заказчик провел экспертизу. После этого заказчик обратился в суд с требованием о взыскании с подрядчика возмещения своих убытков, связанных с устранением недостатков некачественно выполненных работ, расходов, обусловленных исполнением за подрядчика его контрактных обязательств (вывоз строительного мусора) и проведением экспертизы. По результатам судебных разбирательств, в ходе которых была проведена дополнительная судебная экспертиза нарушений, допущенных подрядчиком, арбитры приняли решение о взыскании с подрядчика в пользу заказчика суммы убытков в размере 1,9 млн руб.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[3] Часть 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ.

[4] Здесь и далее понятия «договор» и «контракт» будут использоваться как тождественные.

[5] Статья 95 Закона № 44-ФЗ.

[6] См., например, Постановление АС ВВО от 09.06.2016 № Ф01-1936/2016 по делу № А79-9006/2015.

[7] Постановление АС ВСО от 25.09.2014 по делу № А19-2397/2014.

[8] Распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией».

[9] Распоряжение Правительства РФ от 10.12.2013 № 2324-p «Об изменении перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией».

консультант по социальной политике Института экономики города,

Источник

Операционные системы и программное обеспечение