учет психических особенностей человека при обеспечении безопасности жизнедеятельности

Психические особенности человека

Известно, что проблемы аварийности и травматизма нельзя решить только инженерными методами, поскольку причиной опасности могут быть:

низкий уровень профессиональной подготовки;

недостаток в воспитании;

нетребовательность к соблюдению правил безопасности;

допуск к опасным видам работ лиц с повышенным травматизмом;

пребывание людей в состоянии утомления, опьянения или наркотического воздействия.

Статистика свидетельствует, что примерно 60-90% травм в быту и на производстве происходят по вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в процессе деятельности и снизить риск воздействия опасных факторов.

Психология труда зарождалась в процессе изучения соответствия профессиональных навыков требованиям рабочего места и основывалась на принципах и методах индивидуальной психологии.

Исследования показывают, что психическое состояние человека непостоянно и разнообразно во времени. Психическое напряжение даёт положительный эффект до определённого предела, если предел превышен, то работоспособность может упасть до минимума. Например, для оператора ЭВМ наилучшая работоспособность отмечается при эмоциональном напряжении 40-60% от максимума.

При запредельном эмоциональном состоянии отмечается резкое снижение работоспособности, утрата координации, появляются ненужные вредные формы поведения. Различают два типа поведения при запредельном психическом состоянии:

Психические состояния, характеризующиеся снижением настроения, апатией, депрессией могут длиться месяцы и даже годы. В этом случае снижается внимание, ослабляется самоконтроль, что может привести к травмированию.

Инженерная психология в работе использует следующие методы:

наблюдение за ходом рабочего процесса;

оценка личности (направленность личности, моральный облик, опыт и уровень знаний, индивидуальные особенности и др.).

Методы инженерной психологии применяют при организации трудового процесса: рационализации, нормировании, профессиональном отборе, обучении и изучении психологических особенностей труда.

Одним из важных направлений психологии труда является подбор, расстановка и обучение кадров. Позитивным моментом здесь является возможность получения объективных методов подбора кадров, позволяющих работодателю опираться на данные исследования психофизиологических особенностей кандидата. Существует множество тестов, которые могут быть использованы при отборе и выдвижении работников. Работодателям целесообразно широко практиковать тесты оценки личностных качеств, тесты продуктивности работы и различные методы интервьюирования.

Тестирование применяется не только для подбора кадров, но и для разрешения проблем по распределению работы, для консультаций по выбору профессии или рода занятий, а также в качестве средства клинического обследования для постановки диагноза и поиска средств повышения адаптационных возможностей работника в производственных условиях.

Результаты исследований в области психологии труда (инженерной психологии) целесообразно применять в эргономике, технической эстетике и научной организации тр

Источник

Реферат: Основные психологические особенности человека с точки зрения безопасности жизнедеятельности

Основные психологические особенности человека с точки зрения безопасности жизнедеятельности

К основным психологическим свойствам человека, которые обеспечивают его психологическую надежность с точки зрения БЖД, являются память, сенсомоторные реакции, внимание, воля, темперамент, чувство осторожности, эмоции и др.

По характеру запоминаемого материала: логическая, образная (зрительная, слуховая, осязательная и т.п.), эмоциональная, моторная (двигательная). К основным характеристикам памяти относятся: объем запоминаемой информации, скорость запоминания, длительность сохранения (скорость забывания), полнота и точность воспроизведения, готовность к воспроизведению.

Объем сохраняемой в непосредственной памяти информации зависит от вида анализатора и способа предъявления. В непосредственной памяти практически сохраняется вся информация в течение долей секунды. Затем она быстро теряется, в результате чего через 1-2 с остается порядка восьми символов, которые переходят в оперативную память.

Оперативная память позволяет сохранять текущую информацию на время, необходимое для решения тех или иных практических задач. Это время в реальных условиях изменяется от нескольких секунд до нескольких минут.

Долговременная память обеспечивает хранение информации в течение длительного времени (часы, дни, месяцы, годы).

Сохранение информации в памяти является сложным процессом, в ходе которого осуществляется ее переработка, упорядочение и классификация. В процессе запоминания хранения информации мозг осуществляет статистический анализ, который позволяет оценить события, предвидеть и прогнозировать возможные ситуации, планировать деятельность.

Информация, поступившая в долговременную память, с течением времени забывается. Кривая зависимости сохранения объема информации от времени определяет, какое число элементов может быть воспроизведено через то или иное время. Усвоенная информация наиболее значительно уменьшается за первые 9 ч.: со 100% она падает до 35%, оставшееся через несколько дней число удержанных элементов в дальнейшем практически остается одним и тем же. В целом зависимость сохранения усвоенного материала от времени (рис. 9) является логарифмической кривой. В конкретных условиях сохранение объема информации зависит от прочности запоминания информации, степени организации ее в осмысленные системы, установки на длительное хранение информации, индивидуальных особенностей памяти, характера знаний в период времени между заучиванием и воспроизведением:

Рисунок 9. График зависимости сохранения объема информации от времени

Если рассматривать причины несчастных случаев, то исследователи пришли к заключению, что эти причины вытекают из целого ряда психофизиологических качеств человека. К таким качествам следует отнести эмоциональные свойства и качества темперамента.

Эмоции подразделяются на положительные, отрицательные и нейтральные, их различают по интенсивности и моменту (произведению интенсивности на время действия).

В мозгу человека (подкорке) имеются специальные центры положительных и отрицательных эмоций. Проведенные эксперименты над животными показали, что раздражение электрическим током этих центров вызывает соответствующие реакции гнева или удовольствия, которые не снимаются никакими сигналами других анализаторов. Это означает, что в таком состоянии и человек готов совершить все, что угодно, для того чтобы удовлетворить свои потребности.

Механизм возникновения эмоций связан с накоплением в крови адреналина, который обеспечивает закономерный комплекс изменений. Для эмоций характерно учащение сердечной деятельности, дыхание, подъем кровяного давления, усиление потовыделения, увеличение тонуса мышц, дрожь, расширение зрачков и др.

Особенно выражены эти признаки при отрицательных эмоциях.

При эмоциях нарушается четкость восприятия, возникают ошибки за счет тормозных процессов, неправильной зрительной оценки (расширение зрачков) и т.п. Возникновение эмоций непроизвольно, но в какой-то мере определяется типом нервной системы. Положительные эмоции оказывают благоприятное влияние на организм, а отрицательные приводят к ошибочным действиям, угнетению психики, ступору (оцепенею). Важным фактором в подавлении отрицательных эмоций является воля, т.е. усилие, направленное на выполнение акта при наличии препятствий. Для борьбы с эмоциями необходимы владение полной информацией, тренированность в экстремальных ситуациях и облегчение деятельности человека в системе управления.

Снятие эмоций может быть осуществлено медикаментозным способом, с помощью препаратов, угнетающих эмоциональные центры (андаксин, триоксазин и др.).

Человеческие темпераменты подразделяются в зависимости от свойств мозга и способностей к развитию возбудительных и тормозных процессов.

Учет типа людей необходим при профотборе к ряду профессий, при воспитании, обучении и оптимизации взаимоотношений в коллективе и т.д.

В основу классификации (по И.П. Павлову) положены 3 критерия: сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Различают 4 типа человеческих характеров: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Следует отметить, что в полной мере достоверной методики по определению типа нет в силу невозможности распределения всего разнообразия людей только по 4 категориям.

Конкретнее, подверженности несчастным случаям способствуют: низкое качество внимания, малая наблюдательность, недостаточная сенсорная координация, низкая выносливость, чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску.

В результате исследований выявлен тип человека, склонного к авариям и несчастным случаям.

Среди особенных психических состояний психологи выделяют пароксизмальные расстройства сознания, связанные с употреблением психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).

Биоритмы и их роль в жизнедеятельности человека

Наука, которая изучает биологические ритмы, называется хронобиологией. Идеи хронобиологии помогают людям достичь более высокой работоспособности, стать здоровее.

Состояние организма, его органов и клеток меняется, повторяясь через различные промежутки времени. Примерами хронобиологического функционирования организма может быть сердцебиение, сокращение мышц, смена артериального давления, температуры тела, настроения, самочувствия, деловой активности. Как и большинство периодических процессов, эти изменения принадлежат к ритмам, а т.к. они характеризуют живую систему, их назвали биологическими.

У человека в течение суток меняется температура тела: ночью она несколько ниже, к рассвету повышается и достигает максимума к 18 часам. Днем температура выше, поэтому выше интенсивность биологических реакций, интенсивнее происходит обмен веществ в организме, и как следствие, растет уровень активности. Вечером температура тела уменьшается, человеку легче уснуть. Ритм температуры тела повторяют показатели многих систем организма: пульс, артериальное давление, дыхание.

К моменту пробуждения у человека накопляются биологически активные вещества: адреналин, некоторые гормоны предпочечных желез. Это готовит человека к дневной активной жизни, поднимается артериальное давление, частота пульса, мышечная сила, работоспособность и выносливость. Ученые доказали присутствие внутренних естественных основных биологических ритмов в организме человека.

Существует и другая теория, по которой ритмические изменения в живых организмах, есть не что иное как результат беспрерывных действий космических и геофизических факторов. Американскому биологу Френку А. Брауну удалось доказать, что суточный ритм обмена веществ некоторых морских животных изменяется в зависимости от количества падающих на Землю космических лучей. Со сменой атмосферного давления связано изменение обмена веществ в клубнях картофеля. Куски картофеля в этих условиях могут на 2 дня опережать показания барометра.

При организации посменной работы следует использовать часы оптимального состояния организма, используя сравнительно низкий уровень функционирования для восстановления сил.

Американские исследователи предложили вести обучение студентов дифференцировано, в разные часы суток, с учетом особенностей их биологических ритмов. В Лос-Анджелесе, например, есть библиотека, обслуживающая «сов», которая работает с 21 часа и до утра. Лица, которые имеют различные ритмы работоспособности, отличаются особенностями характера и тем, как реагируют на окружающих, как болеют. А это дает возможность считать ритм работоспособности не результатом привычки к определенному режиму работы, а внутренним признаком, свойственным конкретному человеку.

По методике венгерских ученых Л.Детари, В.Карцати можно рассчитать критические дни физических, эмоциональных и интеллектуальных циклов в жизни человека.

Если прежде производственный труд человека имел преимущественно физический, мускульный характер, то сейчас в связи с достижениями научно-технического прогресса он все более интеллектуализируется. Техника оказывается настолько сложной, что ею становится трудно управлять. Возникает задача согласования конструкции машин с психологическими и физиологическими характеристиками человека. Как бы ни была совершенна техника, ее эффективное применение в конечном итоге зависит от действий людей, управляющих этой техникой. Классификация видов промышленного труда, обладающих общими психологическими особенностями приведена на рисунке 10.

Труд рабочих промышленности по характеру воздействия на продукт труда делится на две категории: непосредственное воздействие на изготовляемое изделие и опосредованное.

Непосредственное воздействие на продукт

Непосредственное воздействие на продукт может осуществляться в рамках конвейерно-поточной системы или вне ее. Конвейерно-поточная система, имеющая очень большое производственное значение, оказывает вместе с тем весьма специфическое воздействие наличность работающего. Поэтому психологически весьма важно, осуществляется трудовой процесс на конвейере (полуавтомат, станок и т.д.) или работа проходит без применения конвейерно-поточной системы.

В машинной работе выделено обслуживание полуавтоматов и работа на станках.

Содержание трудовой деятельности на полуавтоматах низкое. Рабочий здесь только обслуживает машину. Возможности для творчества, рационализаторской деятельности ограничены.

Процесс изготовления продукта осуществляется в заданном темпе. Человеку приходится ожидать, пока машина закончит выполнение операций, т. е. создаётся ситуация не активных действий, а «пассивного ожидания», хотя человек может в любой момент выключить машину и прервать работу, выполнив эту работу в перерыв или после окончания смены.

Содержание труда рабочих-станочников неизмеримо выше, чем на полуавтомате. Причем это справедливо не только по отношению к станочникам-универсалам, но и к рабочим массового производства. Здесь рабочие пользуются чертежами, набором инструментов, различными приспособлениями. У станочника широкие возможности для творческого поиска, рационализации и изобретательства. Здесь темп тоже заданный, его задает станок. Но рабочий может ускорить или замедлить процесс (особенно на металлорежущих станках), остановить его в любое время.

В ручной работе целесообразно выделить трудовую деятельность по контролю за качеством изделий, слесарные работы и работы по регулированию и настройке готовой продукции.

Труд слесаря отличается высоким содержанием. Нужно уметь разбираться в чертежах, уметь оперировать разнообразными инструментами и приспособлениями, работать на различных станках. Здесь высокие возможности для творчества. Своим трудовым процессом управляет сам рабочий.

Опосредованное воздействие на продукт

Труд по наладке и ремонту оборудования требует хорошего знания оборудования. Составной частью этой деятельности является техническое диагностирование неполадок. Здесь раскрываются широкие возможности для творчества. Режим работы здесь заданный, однако он носит иной характер, чем на конвейере или у рабочих полуавтомата. У ремонтников и наладчиков могут возникать ситуации «пассивного ожидания», но к этому они должны стремиться, поскольку такие ситуации являются показателем их хорошей работы.

О содержании трудовой деятельности по управлению производственными процессами трудно сказать однозначно. Работа ограничена функцией наблюдения, если процесс идет нормально. Однако такое наблюдение не пассивно: оно непрерывно активно, поскольку в любой момент может произойти какое-либо отклонение. Такую ситуацию можно назвать ожиданием, но это уже «активное ожидание».

При каких-либо нарушениях в контролируемом процессе требуются быстрые действия по устранению неполадок.

Этот вид трудовой деятельности требует от человека высокой ответственности. Даже незначительные нарушения могут привести к материальным убыткам, опасности для здоровья и жизни людей.

Предмет эргономики и ее задачи

Эргономика изучает функциональные возможности человека в процессе деятельности с целью создания таких условий, которые делают эту деятельность эффективной и обеспечивают комфорт для человека. Другими словами, речь идет об определенных совместимостях характеристик человека, машины и окружающей среды.

Для успешного функционирования системы специалисты выделяют следующие виды совместимостей: информационная, биофизическая, энергетическая, пространственно-антропометрическая и технико-эстетическая.

Информационная модель должна быть такой, которая отражает все нужные характеристики машины в данный момент и позволяет оператору безошибочно принимать и перерабатывать информацию. Иначе говоря, информационная модель должна соответствовать психофизиологическим возможностям человека.

Биофизическая совместимость подразумевает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологическое состояние. Для приведения в действие сенсомоторных устройств (рычагов, кнопок, переключателей и т.п.) требуются определенные усилия, а силовые и энергетические параметры человека имеют определенные границы. Следовательно, усилия не должны быть очень большими (человек будет уставать) или чрезвычайно малыми (человек не почувствует сопротивление рычагов).

Важно, чтобы человек был удовлетворен от общения с машиной, от процесса труда. В этом заключается технико-эстетическая совместимость. Нам всем приятно находиться в комфортной обстановке, пользоваться изящно выполненными приборами или устройствами. Для решения этих задач эргономика привлекает дизайнеров, специалистов, художников.

Таким образом, для длительного сохранения работоспособности необходимо соответствие информационной модели возможностям человека по приему и переработке информации. Но эти возможности обусловлены огромным количеством причин: квалификацией, состоянием здоровья и самочувствием в данный момент времени, уровнем образования, состоянием микроклимата, химическим составом воздушной среды, уровнем освещенности и т.д.

Надежностъ работы оператора

Надежность работы человека определяется как вероятность успешного выполнения работы или поставленной задачи на определенном этапе в течение заданного интервала времени при определенных требованиях. Можно также сказать, что это риск невыполнения работы по самым различным причинам. Кроме того, там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки, квалификации или опыта. Поэтому невозможно прогнозирование надежности оборудования без учета надежности человека.

Рабочий приходит в цех и садится за пульт контроля и управления производственными процессами. Это новая, обусловленная техническим прогрессом профессия оператора. Перед ним приборы и органы управления. Чтобы не вызвать никаких задержек в потоке информации, обеспечить успешную, безопасную и эффективную работу, взаимодействия человека и машины, полезно представить в виде замкнутого информационного контура (рисунок 12). Оператор должен быть все время напряжен, чтобы не пропустить ни одного сигнала.

Рисунок 12. Коммуникацию между человеком и машиной можно рассматривать как замкнутый поток информации в замкнутом контуре, соединяющем их входы и выходы.

Если при оценке надежности системы «человек-машина» учитывать только факторы, характеризующие отказы аппаратуры, не связанные с действиями персонала, то предполагается, что характеристики работы оператора приняты как оптимальные (вероятность безотказной работы оператора, г = 1.00). Так как известно, что в действительности надежность работы оператора безусловно, ниже, чем это могло бы быть в идеальном случае, то следует учитывать в своих оценках характеристики оператора. В противном случае оценки окажутся грубо ошибочными. О влиянии оператора на надежность свидетельствует большое число отказов аппаратуры, возникающих по вине человека. Частота отказов по вине человека составляет обычно от 20 до 95 % всех случившихся отказов. На работу человека оказывает влияние столько случайных факторов, что эффективная реакция человека может соответствовать надежности, которая изменяется от 0 до 0.9999.

Скорость движения зависит также от направления. Более быстрые движения: к телу, в вертикальной плоскости, сверху вниз, справа налево, вращательные, с большой амплитудой. Менее быстрые движения: от тела, в горизонтальной плоскости или под углом, снизу вверх, слева направо, поступательные, с малой амплитудой. Из траекторий движения наиболее выгодными являются эллиптические и круговые.

Силовые характеристики определяются усилием, развиваемым в процессе движения. Важнейшей из них является сила рук. При моторной деятельности оператора необходимо учитывать также силовые характеристики других частей тела, например, ног (рисунок 13). Следует также учитывать, что силовые характеристики изменяются с возрастом человека, достигая максимума в 28-30 лет (рисунок 14).

Рисунок 13. Сила, развиваемая ногой человека при различных положениях

Рисунок 15. Точность действий оператора в различных точках пространства

Для человека большое значение имеет рабочая одежда и влияние факторов рабочей среды на характеристики надежности и скорости работы оператора (табл. 4).

Временные характеристики определяют время выполнения человеком отдельных действий. Временные затраты при работе за пультом управления приведены в таблице 5.

Временные затраты оператора по осуществлению управляющих действий

Название: Основные психологические особенности человека с точки зрения безопасности жизнедеятельности
Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности
Тип: реферат Добавлен 08:54:21 26 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 1665 Комментариев: 20 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Выполняемое действие Время выполнения
1. Включение тумблера 0.14
2. Нажатие кнопки 0.18
3. Отыскание органа управления при групповом их расположении 0.08
4. Набор цифры на номеронабирателе телефонного типа 1.8
5. Поворот переключателя 0.7
6. Вращение маховиков и рукояток 0.6
7. Установка цифры декадным переключателем 2.14
8. Набор четырехзначного номера на пульте 4.2
9. Выдача команд посредством одной из 10 кнопок 0.6

Для многих видов деятельности оператора процесс приема информации сводится к информационному поиску, т.е. нахождению на устройстве отображения объекта с заданным признаком. Среднее время визуального поиска tbn находится по формуле:

Значения длительности фиксации

Более подробные рекомендации по учету взаимного влияния отдельных действий в зависимости от психофизической сущности и места приведены в работах Х.

Таким образом, человек обладает такими свойствами, которые обеспечивают его определенную психологическую надежность с точки зрения БЖД, внутренние свойства организма следует учитывать при организации режима работы и отдыха. Однако следует согласовывать характеристики человека с конструкцией машины, которая управляется человеком, и учитывать надежность работы человека в зависимости от психологической сущности и места работы.

Источник

Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуации

Учебное пособие разработано с целью повышения эффективности процесса изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». В работе ключевыми понятиями являются: психологическое здоровье, психологическая и информационно-психологическая безопасность личности. Автором раскрываются структура и критерии оценки психологической безопасности личности. В учебном пособии также представлены психологические особенности поведения человека в ЧС, психологические последствия ЧС и психологические средства защиты личности от опасности в современном мире. Материал учебного пособия дает возможность студентам приобрести практические навыки самодиагностики и самоанализа. Рекомендуется для студентов всех специальностей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

I. Теоретическая часть

1. Психологическая безопасность личности

1.1. Структура и критерии психологической безопасности личности

Направления анализа безопасности человека

Направление, рассматривающее человека как субъекта деятельности, обладающего мощным жизненным потенциалом, дающим возможность преодолевать трудности, обеспечивать безопасность в различных ситуациях, является наиболее значимым и перспективным для науки.

Структура психологической безопасности: система отношений субъекта, удовлетворенность жизнью, социальная активность. Психологическая безопасность дает возможность личности сохранять целостность, развиваться и реализовывать свои цели в процессе жизнедеятельности.

Критерии психологической безопасности:

1) индивидуально-психологические особенности человека;

2) индивидуальный опыт человека;

3) целостность личности;

4) развитие человека, его личностный рост;

5) самоактуализации личности;

6) гармония с самим собой.

Психологическое здоровье рассматривается как «состояние душевного благополучия 4 ». Данное понятие показывает тесную связь телесного и психического в человеке. О. В. Хухлаева предлагает следующее описание человека, здорового психологически: «это человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией 5 ». Такой человек принимает себя таким, каков он есть, признает ценность и уникальность людей, которые его окружают. Он несет ответственность за свои поступки. Совершая ошибки, анализирует их и извлекает урок из своего опыта. Его жизнь наполнена смыслом. Он постоянно развивается и быстро адаптируется к изменяющимся условиям жизни. Таким образом, человек, обладающий психологическим здоровьем, находится в гармонии с собой, окружающими людьми, природой.

Следовательно, «психологическое здоровье — совокупность психических свойств человека, которые обеспечивают гармонию между потребностями человека и общества 6 ».

Критерии психологического здоровья

1.2. Качества безопасной личности

Субъект, который строит свою жизнь в гармонии с обществом, природой, способный реализовать свой жизненный потенциал, имеющий смысловую регуляцию своей жизнедеятельности, обладает высоким уровнем психологической безопасности. Он способен сохранять свою безопасность благодаря преобразованию опасностей в фактор собственного развития. Личностный потенциал, включающий субъектность как основной компонент, представляет собой базу психологической безопасности человека.

Субъектность рассматривается как психологическое образование, основой которого является отношение человека к себе как к активно действующему субъекту. Факторы субъектности: гуманистическая мотивация, внутренний локус контроля, гибкая, открытая Я-концепция. «Субъектность возникает и развивается в результате взаимодействия людей при осуществлении деятельности 8 ».

Эмоциональная неустойчивость проявляется изменениями настроения, поведение импульсивное, непоследовательное, отсутствует самоконтроль, имеют место аффективные вспышки, чрезмерная раздражительность. Перечисленные проявления проявляются постоянно, независимо от ситуации. Высокий уровень эмоциональной неустойчивости используется для диагностики психических заболеваний.

Склонность к рискованному поведению может проявляться у человека под воздействием ситуационных факторов или благодаря наличию у него определенных индивидуальных качеств.

Сравнительный анализ качеств безопасной личности и личности, предрасположенной к опасности

Готовность к риску имеет возрастные (с возрастом уменьшается), половые (у женщин ниже, чем у мужчин), групповые (проявляется сильнее в группе) особенности проявления.

Самоуверенность (чрезмерная уверенность в себе) часто приводит к возникновению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью человека.

Виктимность — склонность субъекта к поведению жертвы.

2. Защищенность личности от негативных воздействий среды обитания

2.1. Информационно-психологическая безопасность личности в современном мире

В современном информационном обществе человек, как активный социальный субъект, постоянно работает с информацией, которую он получает из личного опыта, общения, СМИ. Поэтому налицо резкое увеличение количества информации, получаемой из «информационных источников 9 », чем из личного опыта и общения.

На протяжении всей своей жизни мы подвергаемся информационно-психологическому воздействию. Информационные технологии и средства мы используем постоянно, и доступность информационных ресурсов является одним из факторов развития личности. Метод «информационного управления 10 » в современном обществе используется наряду с традиционными методами управления.

Информационная безопасность — «защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры 11 ».

Информационная безопасность личности — защищенность личности, которой не может быть нанесен ущерб в результате воздействия окружающего информационного пространства.

Информационно-психологические атаки могут приводить к негативным последствиям в различных сферах жизни общества. Например, могут негативно повлиять на работу социальных институтов, государственных и общественных организаций.

Источниками информационно-психологических воздействий являются: СМИ (печатные издания, радиовещание, телевидение); политические партии и движения, формирующие общественное мнение.

Существенный вред для развития общества приносят информационно-психологические атаки, манипулятивные воздействия на личность, группу, целью которых является воздействие на представления, эмоционально-волевую сферу личности или на групповое, массовое сознание «для побуждения субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия 12 ». Такое воздействие осуществляется с целью изменения мнений людей, побуждение их к определенным действиям, «влияет на психические структуры человека и осуществляется скрытно 13 ».

Информационно-психологическая безопасность личности — защищенность психики личности от действия информационных факторов, препятствующих функционированию «адекватной системы отношений личности к окружающему миру и самому себе» 16 и ее адекватному социальному поведению.

Источники угроз информационно-психологической безопасности личности:

1) внешние («информация, «неадекватно отражающая окружающий мир, способная вводить в заблуждение» 17 );

2) внутренние (индивидуальные особенности личности 18 ).

Государственная система обеспечения информационно-психологической безопасности в России состоит из органов (федеральные, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления) и организаций («научно-исследовательские, научно-технические, проектные, конструкторские государственные организации, осуществляющие исследования в области создания методов и средств защиты от негативных информационно-психологических воздействий на психику человека» 19 и др.).

2.2. Психологическая защита личности

Психологическая защита личности направлена на устранение чувства тревоги или сведение его до минимальных значений.

С позиции психоаналитического подхода, данное понятие, с одной стороны, трактуется как поведение, которое устраняет психологический дискомфорт, а с другой стороны — как результат «функционирования защитных механизмов».

Психологическая защита как нейтрализация манипуляций в процессе межличностного взаимодействия рассматривается рядом исследователей (Г. В. Грачевым, А. А. Деркач, Е. Л. Доценко). Психологические защиты имеют сложное строение и обеспечивают личности психологическую защищенность от психологического внутреннего дискомфорта и внешнего психологического воздействия.

Виды психологической защиты

Индивидуально-личностная защита может проявляться в следующих формах (рис. 1):

Межличностная психологическая защита — деятельность личности для сохранения своей целостности с помощью изменения характера внешнего взаимодействия.

Таксономия межличностных психологических защит

Рис. 1. Индивидуально-личностные средства защиты

Индивидуальные стратегии поведения личности формируются в процессе ее социализации.

Стратегии поведения личности

В результате системного взаимодействия сфер психики человека формируется его индивидуальная стратегия поведения.

Поведение личности зависит от эмоционального восприятия и когнитивной оценки ситуации (первичной: оценка угрозы и вторичной: оценка своих возможностей при решении проблемы). В результате формируется стратегия поведения — коппинг, меняется оценка ситуации и самочувствие человека в позитивную сторону (рис. 2).

Рис. 2. Процесс формирования коппинг-поведения

Межличностная защита проявляется в различных формах и способствует разрешению травмирующей ситуации. Е. Л. Доценко выделяет пять форм психологической защиты: «бегство, уход в укрытие, замирание (маскировка), нападение (уничтожение, изгнание) и контроль (управление) 23 ».

Формы межличностной защиты

Основными факторами формирования внутриличностной психологической защиты являются проблемы семейного воспитания, акцентуации характера и проблемы адаптации.

Таксономия внутриличностных психологических защит

2.3. Психологическая безопасность и причины травматизма

В связи с проявлением высокого уровня производственного травматизма в ХХ в. ученые обратили внимание на изучение психологических и личностных причин несчастных случаев. Исследования данной проблемы показали, что из выборки испытуемых, работающих в одних и тех же условиях и осуществляющих одинаковую работу всегда можно выделить субъектов, которые вообще не имели травм, субъектов, у которых были от одного до двух случаев травмирования, и субъектов, травмирующихся часто.

Применение методов статистического анализа позволило исследователям сделать вывод, что имеет место индивидуальная предрасположенность к несчастным случаям у испытуемых. Карлом Марбе была разработана теория психологической предрасположенности к несчастным случаям, в которой он доказал, что вероятность травмирования человека можно вычислить с помощью статистических методов на основании числа несчастных случаев, которые были у данного субъекта ранее. Автор показал, что причиной несчастных случаев является общая предрасположенность человека к несчастным случаям, которая включает психологические и физиологические свойства субъекта.

К. Марбе считал, что люди с повышенной способностью переключаться (быстро адаптирующиеся к новым, неожиданно возникающим ситуациям) имеют высокую степень защищенности от несчастных случаев.

Пониженная способность субъекта переключаться является показателем его предрасположенности к травматизму. Данная предрасположенность является врожденной характеристикой.

Отечественные и зарубежные ученые проводили исследования, направленные на выявление свойств, определяющих личностную предрасположенность к опасности, несчастным случаям. Ими были разработаны тестовые методики на определение психологической предрасположенности к несчастным случаям. Последующие исследования показали ошибочность теории Марбе, в которой «личностный фактор» рассматривался ограниченно, сводился к индивидуальным свойствам субъекта. Способы профилактики несчастных случаев на основе этой теории сводились только к профессиональному отбору и подбору персонала в организации.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение