учет продолжительности временной приостановки работы

Содержание

Вынужденный простой: правила применения

В условиях пандемии только некоторая часть компаний смогла перевести сотрудников на удаленную работу и продолжила вести дела. Для большинства бизнесов такой режим оказался, к сожалению, неприменим, и они приостановили деятельность. Из-за этого возник вопрос — а можно ли при нынешних обстоятельствах и ограничениях объявить простой?

Этот вопрос среди прочих пользователи задают на сайте Онлайнинспекция.рф, где появился раздел «Коронавирус: горячая линия». Эксперты сервиса отвечают на него утвердительно. Таким образом, бизнес, к которому неприменим удаленный режим работы, действительно вправе объявить простой. Причины, по которым можно это сделать (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ), следующие:

При этом для простоя есть обязательное условие: приостановка деятельности должна быть не номинальной, а фактической.

Простой может распространяться на одного работника, группу работников структурного подразделения или всей компании.

Допустим, из-за пандемии коронавируса компания перестала получать от поставщиков необходимые для работы материалы, так как поставки «заморожены». Соответственно, компания не может обеспечить работой некоторые должности структурного подразделения. И тогда она объявляет простой для этих должностей.

Виды простоя

Основная сложность, связанная с простоем, заключается в том, что трудовое законодательство не определяет предельный перечень обстоятельств, которые могут стать причиной приостановки деятельности компании. При этом эксперты напоминают, что причиной объявления простоя могут быть лишь обстоятельства временного характера. Но ни минимальный, ни максимальный период простоя законом не ограничен. Поэтому приостановка деятельности может быть как краткосрочной, так и длительной (объявленной на неопределенный срок). Срок простоя может продлеваться.

В ст. 157 ТК РФ названы три вида простоя. Они отличаются размером оплаты или ее отсутствием.

По вине работодателя

Такой простой может быть связан, например, с отсутствием заказов.

Он оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, которая определяется за предшествующие простою 12 календарных месяцев.

Конкретный размер оплаты устанавливается коллективным договором, положением об оплате труда, трудовым договором.

По вине работника

Пример: неисправность автомобиля компании в результате ДТП, произошедшего по вине работника-водителя.

Законодательство не предусматривает оплату такого простоя.

По причинам, не зависящим от работодателя и работника

Простой оплачивается в размере двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Так же, как и в случае с простоем по вине работодателя, конкретный размер оплаты прописывается в коллективном договоре, положении об оплате труда, трудовом договоре.

Простой может учитываться в сутках, днях или часах. Средний заработок рассчитывается в соответствии со ст. 139 ТК РФ.

Вынужденный простой по обстоятельствам, не зависящим от сторон, может возникнуть как раз из-за коронавируса. В примере, приведенном выше, перебой в поставках необходимых материалов происходит по причине введения ограничительных мер, которые негативно сказываются на деятельности поставщика и тех компаний, которые с ним сотрудничают.

Как оформить простой из-за коронавируса

Если ваша компания относится к тем, которые в силу обстоятельств не могут продолжать деятельность и обеспечивать людей работой, то для введения простоя у вас есть причина организационного характера. Всю ситуацию вам нужно правильно отразить в документах.

Евгения Конюхова, эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства, в вебинаре «Режим повышенной готовности: действия и ответственность работодателей» рекомендует даже не пытаться искать единые образцы документов, а создавать их под свои конкретные ситуации.

Ситуации сегодня могут быть разными: какие-то организации вообще не работают (например, театры, кинотеатры), другие должны обеспечить режим самоизоляции для части сотрудников старшего возраста. Какие-то компании столкнулись с ситуацией, когда сотрудник уехал в командировку и не может вернуться, так как закрыли границы. Поэтому к составлению документов нужно подходить индивидуально.

Какими правилами руководствоваться

При составлении документов вам поможет прежде всего само определение простоя, которое дается в ст. 72.2 ТК РФ. Несмотря на то, что оно обтекаемое, в нем сформулированы причины.

Четко обоснуйте причину простоя

В зависимости от того, насколько четко вы обоснуете в своем приказе об объявлении простоя организационную причину (а это в том числе и невозможность обеспечить работника работой), тем меньше вопросов к вам возникнет.

Обязанность доказывания причин простоя лежит на работодателе. И если работнику ситуация покажется подозрительной и необоснованной, то он вправе оспорить наличие каких-либо причин, влекущих временную приостановку работы, и с этой целью обратиться с жалобой в инспекцию труда, прокуратуру или даже прийти в суд с иском о признании приказа о направлении его в простой незаконным. Если суд примет сторону работника, то встанет вопрос о взыскании разницы в оплате времени простоя до полного среднего заработка.

По сути, приказ об объявлении простоя должен отвечать на вопрос о типе вашего простоя — по вине работодателя или по обстоятельствам, не зависящим от сторон.

Ответ на этот вопрос крайне важен, поскольку от него зависит оплата. Если по вине работодателя, то это будет две трети заработка, а если по независящим обстоятельствам, то две трети оклада.

Ориентируйтесь на официальные документы

Это поможет вам подобрать правильные формулировки при создании приказа. Так, например, текущая ситуация с коронавирусом хорошо прописана в Указе Мэра Москвы от 23.03.2020 N 26-УМ. В частности, в п. 14 используется термин «непреодолимые обстоятельства». И вам нужно упомянуть об этом.

Алгоритм действий работодателя в связи с простоем

1. Изучение условий введения простоя и порядка его оплаты. Обратите внимание на ст. 157 ТК РФ и ст. 72.2 ТК РФ.

2. Определение причины простоя и того, по чьей вине произошла приостановка деятельность.

3. Издание приказа об объявлении простоя. Основанием приказа является акт о простое, докладная записка или иной документ.

В приказе указывается следующая информация:

Дело в том, что период простоя считается рабочим временем. И законодательство дает компаниям возможность для маневров, чтобы они могли как-то минимизировать свои потери.

Одна из возможностей указана в ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ – перевод сотрудников на другую работу при условии, что она не противопоказана ему по состоянию здоровья, на срок до одного года. Но для этого потребуется письменное согласие сотрудника.

При этом, если простой вызван чрезвычайными обстоятельствами, при которых под угрозу ставится жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, то для перевода согласие сотрудника не требуется, за исключением только ситуации, когда речь идет о переводе на работу более низкой квалификации (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).

Сотрудник знакомится с приказом под роспись. На основании заявления ему может быть выдана заверенная копия документа. Если сотрудник физически не может подписать приказ (допустим, не может вернуться из командировки), то вы объявляете простой в одностороннем порядке или решаете вопрос о продлении командировки.

4. Письменное оповещение территориальной службы занятости (в случае полной приостановки деятельности компании, а не какого-либо подразделения).

В течение 3-х рабочих дней с момента объявления простоя работодатель обязан известить об этом территориальную службу занятости. Это требование обозначено в п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1.

5. Внесение сведений о простое в табель учета рабочего времени и оплата работнику времени простоя.

Поскольку ст. 91 ТК РФ обязывает компании вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, то время простоя тоже нужно фиксировать в табеле учета рабочего времени. Записи вносятся на основании приказа о введении простоя.

Простой и пособие по временной нетрудоспособности

Иногда случаются ситуации, когда временная нетрудоспособность возникает до простоя и далее продолжается в период простоя.

В этом случае пособие за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время зарплата, но не выше размера пособия, которое сотрудник получал бы по общим правилам (ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Порядок введения и оплаты простоя

Важно! Простоем признается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 72.2. ТК РФ).

Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации

Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации

Войти через Госуслуги

Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг

Войти на сайт с логином и паролем

Пожаловаться на описание проблемы

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!

Пользовательское соглашение

1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Предмет соглашения

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3. Использование сервисов, представленных на Портале

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.

3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.

4. Конфиденциальность и защита персональных данных

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.

4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.

4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.

5. Порядок работы Портала

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).

6. Стоимость услуг

6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение