учет периодических изданий в бюджетных учреждениях в 2021 году

Вопросы по закупке периодических изданий и их учету

Может ли учреждение культуры заключить контракт (договор) на подписку на периодические издания с единственным поставщиком?

Да, может на основании пп. 5, 14 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ[1].

Обоснование.

Случаи, при которых закупка периодических изданий может осуществляться у единственного поставщика (то есть без проведения торгов), приведены в ст. 93 Закона № 44-ФЗ. С учетом ее положений учреждение культуры может осуществлять закупку периодических изданий у единственного поставщика в следующих случаях:

1) если сумма закупки не превышает 600 000 руб. (пп. 5). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного подпункта, не должен превышать:

либо 50 % совокупного годового объема закупок заказчика (должен составлять не более 30 млн руб.);

2) при закупке печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также при закупке услуг по предоставлению доступа к данным электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных библиотек, образовательных учреждений, научных организаций. В этом случае ограничений по сумме закупки нет.

Правомерно ли установление в договоре о подписке на периодические печатные издания (их приобретении) предоплаты в размере 100 %?

Обоснование. В соответствии с пп. «в» п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496), получатели средств федерального бюджета вправе в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) о подписке на печатные издания и об их приобретении предусматривать авансовые платежи в размере до 100 % суммы договора (государственного контракта).

Отметим, что в силу п. 16.1 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ[2], п. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ[3] бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, также вправе руководствоваться нормами пп. «в» п. 18 Положения № 1496.

Могут ли бюджетные (автономные) учреждения культуры оплачивать подписку на профессиональные журналы?

Могут, если расходы обозначены в плане финансово-хозяйственной деятельности.

Обоснование. Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений согласно положениям п. 1 ст. 78.1 БК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ осуществляется посредством предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, целевых субсидий и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с уставами указанных учреждений.

Документом, определяющим направления использования бюджетными (автономными) учреждениями вышеуказанных средств, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения (далее – план ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н.

Показатели плана ФХД по выплатам учреждения формируются на соответствующий финансовый год в соответствии с расчетами (обоснованиями) плановых показателей по выплатам, формируемых с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ), а также требований, установленных нормативными правовыми (правовыми) актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

План ФХД учреждения утверждается руководителем данного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Исходя из вышеизложенного, осуществление расходов, связанных с оплатой подписки на профессиональные журналы, бюджетными и автономными учреждениями возможно при наличии в плане ФХД соответствующих направлений выплат и расчетов (обоснований) плановых показателей по указанным выплатам. Подтверждает данный вывод Письмо Минфина РФ от 18.03.2020 № 09-07-09/20728.

По каким КБК следует оплачивать договоры о подписке на периодические издания?

Оплата таких договоров отражается по КВР 244 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.

Обоснование. Согласно п. 10.2.6 Порядка № 209н[4] расходы на подписку на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек (с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки), отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Данная подстатья применяется в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н[5]).

На каком счете учитываются периодические издания, приобретаемые для пополнения библиотечного фонда?

Для учета таких объектов предназначен забалансовый счет 23.

Обоснование. В соответствии с п. 377 Инструкции № 157н[6] для учета периодических изданий (газет, журналов и т. п.), приобретаемых для комплектации библиотечного фонда, используется забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования». Учет на данном счете ведется в условной оценке «один объект (номер журнала, годовой комплект газеты) – 1 руб.».

Выбытие периодических изданий с забалансового счета 23 отражается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным учетным документом (актом приема-передачи, актом на списание, иным актом).

Аналитический учет по забалансовому счету 23 ведется по объектам учета в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 378 Инструкции № 157н).

Библиотека (бюджетное учреждение) в целях пополнения библиотечного фонда заключила договор на подписку на ежемесячный журнал на второе полугодие 2020 года. Полная стоимость подписки (6 номеров) составляет 420 руб. (70 руб. за номер). Расходы на подписку оплачиваются за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете библиотеки данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оплачена подписка в учреждении на журнал

Забалансовый счет 18 (КВР 244 / подстатья 226 КОСГУ)

Отражены расходы на подписку на журнал на момент поступления очередного номера (ежемесячно)

Одновременно поступивший номер журнала принимается к забалансовому учету (ежемесячно)

Забалансовый счет 23

Зачтен ранее перечисленный аванс на сумму поступившего номера журнала

В какой момент в бухгалтерском учете отражаются расходы на подписку на газеты, которые включаются в состав библиотечного фонда, а также принимаются к учету сами газеты?

Порядок принятия к учету подписных газет целесообразно закрепить в учетной политике.

Обоснование. Согласно действующему законодательству в целях внутрибиблиотечного учета и в целях бухгалтерского учета единицей учета газет является годовой комплект (п. 2.1 Порядка № 1077[7], п. 377 Инструкции № 157н). То есть, в отличие от журналов, газеты принимаются к учету не отдельными номерами, а годовым комплектом.

Поскольку полный годовой комплект газеты учреждение-подписчик получает только в конце года, принять его к учету, а также отнести на расходы полную стоимость подписки оно сможет лишь в конце года.

Вместе с тем, по нашему мнению, учреждение вправе самостоятельно установить и закрепить в учетной политике иной порядок принятия к учету таких периодических изданий, как газеты. Например, оно может принять за единицу учета газет не годовой комплект, а номер газеты или установить периодичность отражения расходов на подписку на газеты в сумме поступивших номеров за месяц или квартал.

На каком счете учитываются периодические издания, приобретаемые не для пополнения библиотечного фонда (например, бухгалтерские, кадровые и правовые журналы)?

Отдельный счет для учета таких объектов законодательством не предусмотрен. При этом в целях обеспечения сохранности изданий учреждения вправе ввести дополнительный забалансовый счет для их учета.

Обоснование. Бухгалтерского счета для учета периодических изданий, приобретаемых не для пополнения библиотечного фонда, Инструкция № 157н не предусматривает. Вместе с тем государственным (муниципальным) учреждениям предоставлено право вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учет периодических изданий, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества (п. 332 Инструкции № 157н).

Таким образом, в целях обеспечения сохранности периодических изданий, не включаемых в библиотечный фонд, учреждения вправе самостоятельно ввести забалансовый счет для их учет периодических изданий.

Стоит отметить, что расходы на приобретение периодических изданий не для пополнения библиотечного фонда, как и библиотечная периодика, отражаются по КВР 244 «Прочая закупка периодических изданий, товаров, работ и услуг» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Учреждение культуры (автономное учреждение) за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, оформило годовую подписку на ежемесячный бухгалтерский журнал, необходимый для ведения хозяйственной деятельности учреждения. Стоимость одного номера журнала – 1 000 руб. Согласно условиям договора подписки учреждение осуществляет предоплату в сумме полной стоимости годовой подписки (12 000 руб.). Согласно учетной политике учреждения периодические издания, приобретенные не для пополнения библиотечного фонда, учитываются на дополнительном забалансовом счете 28.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оплачена годовая подписка в учреждении на журнал

Источник

Вопросы по закупке периодических изданий и их учету

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Может ли учреждение культуры заключить контракт (договор) на подписку на периодические издания с единственным поставщиком?

Обоснование. Случаи, при которых закупка периодических изданий может осуществляться у единственного поставщика (то есть без проведения торгов), приведены в ст. 93 Закона № 44‑ФЗ. С учетом ее положений учреждение культуры может осуществлять закупку периодических изданий у единственного поставщика в следующих случаях:

1) если сумма закупки не превышает 600 000 руб. (пп. 5). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного подпункта, не должен превышать:

2) при закупке печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также при закупке услуг по предоставлению доступа к данным электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных библиотек, образовательных учреждений, научных организаций. В этом случае ограничений по сумме закупки нет.

Правомерно ли установление в договоре о подписке на периодические печатные издания (их приобретении) предоплаты в размере 100 %?

Обоснование. В соответствии с пп. «в» п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496), получатели средств федерального бюджета вправе в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) о подписке на печатные издания и об их приобретении предусматривать авансовые платежи в размере до 100 % суммы договора (государственного контракта).

Могут ли бюджетные (автономные) учреждения культуры оплачивать подписку на профессиональные журналы?

Могут, если расходы обозначены в плане финансово-хозяйственной деятельности.

Обоснование. Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений согласно положениям п. 1 ст. 78.1 БК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 4 Федерального закона № 174‑ФЗ осуществляется посредством предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, целевых субсидий и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с уставами указанных учреждений.

Документом, определяющим направления использования бюджетными (автономными) учреждениями вышеуказанных средств, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения (далее – план ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н.

Показатели плана ФХД по выплатам учреждения формируются на соответствующий финансовый год в соответствии с расчетами (обоснованиями) плановых показателей по выплатам, формируемых с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ), а также требований, установленных нормативными правовыми (правовыми) актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

План ФХД учреждения утверждается руководителем данного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Исходя из вышеизложенного, осуществление расходов, связанных с оплатой подписки на профессиональные журналы, бюджетными и автономными учреждениями возможно при наличии в плане ФХД соответствующих направлений выплат и расчетов (обоснований) плановых показателей по указанным выплатам. Подтверждает данный вывод Письмо Минфина РФ от 18.03.2020 № 09‑07‑09/20728.

По каким КБК следует оплачивать договоры о подписке на периодические издания?

Оплата таких договоров отражается по КВР 244 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.

Обоснование. Согласно п. 10.2.6 Порядка № 209н [4] расходы на подписку на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек (с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки), отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Данная подстатья применяется в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н [5] ).

На каком счете учитываются периодические издания, приобретаемые для пополнения библиотечного фонда?

Для учета таких объектов предназначен забалансовый счет 23.

Обоснование. В соответствии с п. 377 Инструкции № 157н [6] для учета периодических изданий (газет, журналов и т. п.), приобретаемых для комплектации библиотечного фонда, используется забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования». Учет на данном счете ведется в условной оценке «один объект (номер журнала, годовой комплект газеты) – 1 руб.».

Выбытие периодических изданий с забалансового счета 23 отражается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным учетным документом (актом приема-передачи, актом на списание, иным актом).

Аналитический учет по забалансовому счету 23 ведется по объектам учета в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 378 Инструкции № 157н).

Библиотека (бюджетное учреждение) в целях пополнения библиотечного фонда заключила договор на подписку на ежемесячный журнал на второе полугодие 2020 года. Полная стоимость подписки (6 номеров) составляет 420 руб. (70 руб. за номер). Расходы на подписку оплачиваются за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете библиотеки данные операции будут отражены следующим образом:

Источник

КОСГУ – 2021: новый код для возмещения затрат, исключение ряда расходов из статей 213 и 226

?ramerocrist.gmail.com/ Depositphotos.com

С 2021 года Порядок применения КОСГУ подвергнется серьёзным изменениям. Большая часть разъяснений Минфина России по использованию КОСГУ, представленная ранее в письмах, будет включена в Порядок №209н и обретёт законную силу. Скорректируют и Порядок применения КБК, в том числе в части КВР. Финансовое ведомство уже подготовило проекты соответствующих поправок в оба документа. Кроме того, на регистрации в Минюсте России находится приказ Минфина России от 8 июня 2020 г. № 98н с изменениями в Порядок № 85н. Так что вести учет и составлять отчетность в следующем году учреждениям предстоит в соответствии с обновленными требованиями к использованию КВР и КОСГУ.

А вот планировать деятельность на 2021 год пора начинать уже сейчас. И составлять Планы ФХД и бюджетные сметы нужно уже с учетом грядущих изменений. С этой целью Минфин России подготовил и ряд сопоставительных таблиц, применение которых при планировании доходов и расходов на 2021 год поможет избежать претензий по некорректному применению кодов. К сопоставительным таблицам мы еще вернемся, а сейчас рассмотрим изменения, ожидающие нас уже в следующем году в части КОСГУ. Новшеств много.

1. КОСГУ-2021 по доходам

Среди изменений в части доходных КОСГУ наиболее заметные – новая подстатья 139 и расширение назначения действующих кодов по доходам от собственности и от оказания платных услуг. А вот подстатьи, детализирующие статью 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» нельзя будет применять для отражения в бухгалтерском/ бюджетном учете кассовых поступлений и/или выбытий. Детально о том, что меняется для доходных кодов КОСГУ 129 «Иные доходы от собственности», 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)», 176 «Доходы от оценки активов и обязательств», а также подстатьей статьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и статьи 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» читайте здесь.

2. КОСГУ-2021 по расходам

В части расходных КОСГУ корректировкам в значительной степени подвергнутся подстатьи 226 и 228 – часть затрат, отражаемых в настоящее время по подстатье 226, с 2021 году будет перенесена в подстатью 228. Однако и многие другие коды КОСГУ затронут существенные изменения, причем как расширяющие перечень отражаемых по ним операций, так и исключающие некоторые из перечисленных в них расходов. Как, например, подстатья 213, из назначения которой будет исключен весь перечень пособий, которые сейчас работодатели оплачивают за счет ФСС России. Это связано с тем, что с 2021 года механизм «прямых выплат» планируется внедрить повсеместно, и такие расходы ФСС России станет выплачивать застрахованным лицам самостоятельно.

Значительные изменения коснутся кодов, детализирующих статью 260 «Социальное обеспечение». Практически все они будут существенно дополнены, и, прежде всего, в положениях Порядка №209н закрепят рекомендации Минфина России, данные в Информации от 13 мая 2019 г. в отношении:

Все многочисленные изменения в части расходных статей КОСГУ – в специальной таблице.

3. Увязки КВР и КОСГУ на 2021 год

Возвращаемся к вспомогательным таблицам, которые позволяют выбрать коды и их сочетания, которые будут актуальны в 2021 году. Минфин России подготовил несколько таких таблиц с сопоставлениями разного рода: одни сравнивают коды бюджетной классификации, действующие в 2020 году, с теми, что будут применяться в 2021 году, другие сопоставляют между собой разные элементы структуры КБК 2021 года.

Здесь же мы обратимся к Таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемая в 2021 году. В целом предложенные Минфином России увязки КВР и КОСГУ будущего года повторяют действующие в настоящее время, однако здесь есть ряд нюансов, на которые стоит обратить внимание.

Так, в Таблице – 2021 вы уже не найдете сочетаний КВР 119, 129, 149 с КОСГУ 225, 226 и подстатьями группы 300, применяющихся сейчас в ряде регионов для отражения расходов на обеспечение мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников в счет начисляемых взносов на травматизм. Применение таких увязок в 2021 году исключено, поскольку с 1 января будущего года во всех регионах страны будет работать механизм «прямых» выплат, и уже все учреждения будут осуществлять такие расходы за счет собственных средств с их последующим возмещением из бюджета ФСС России. Для этих целей и вводится новый код КОСГУ 139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования. «, о котором говорилось выше.

Зато в Таблицу увязок КВР и КОСГУ на 2021 год уже включены сочетания подстатей КОСГУ и новых видов расходов, в том числе в связи с новым законодательством о социальном заказе. Речь, в частности, идет о КВР, предусмотренных находящимся на регистрации в Минюсте России приказом Минфина России от 8 июня 2020 г. № 98н. При перечислении субсидий на обеспечение выполнения соцзаказа ГРБС будут использовать увязки:

614 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

241 «Безвозмездные перечисления государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»

624 «Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

635 «Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

24В «Безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на продукцию»

816 «Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

24А «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию»

Еще ряд новых соотношений в 2021 году предусмотрен для двух новых «закупочных» КВР:

246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем»

225 «Работы, услуги по содержанию имущества»

226 «Прочие работы, услуги»

228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»

320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»

247 «Закупка энергетических ресурсов»

Отдельно обратим внимание на включенные в Таблицу увязок на 2021 год сочетания кодов КОСГУ с КВР 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» – их всего два: с подстатьями 263 и 265. Однако не так давно в Таблицу увязок КВР и КОСГУ на текущий 2020 год Минфин России внес существенные поправки, касающиеся, в частности, КВР 323. О них мы уже рассказывали в новостной ленте 27 августа, однако повторимся.

Согласно этим изменениям помимо кодов 263 и 265 закупки в целях соцобеспечения можно проводить и по КОСГУ 226, 261, 341 и 342, только теперь обновленные увязки с этими подстатьями имеют конкретное назначение, указанное в примечаниях к ним. И если говорить о приобретении материальных запасов для выдачи населению, то получается, что, исходя из предложенных Минфином России увязок и правил, они могут учитываться по КВР 323 по-разному:

Полагаем, столь заметная позиция Минфина России вскоре будет отражена и в Таблице увязок КВР и КОСГУ на 2021 год – следим за обновлениями Таблицы и планируем расходы на соцобеспечение исходя из действующих рекомендаций финансового ведомства.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение