учет передвижных источников 2021

Содержание

Росприроднадзора от 23.12.2020 N РН-09-03-32/45042 Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников в составе ПЭК

Рассмотрен вопрос учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников в составе производственного экологического контроля
В настоящее время юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность на объектах НВОС обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют), в том числе выбросы от передвижных источников, расположенных на открытых стоянках и подобных территориях.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

от 23 декабря 2020 года N РН-09-03-32/45042

О рассмотрении обращения

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников в составе производственного экологического контроля (далее — ПЭК) и сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) ПЭК осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.
Согласно п.7 ст.67 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 утверждены требования к содержанию программы ПЭК (далее — Требования).
Согласно п.2 Требований, программа ПЭК должна содержать сведения, в том числе об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в том числе в часть 1 статьи 22, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте НВОС (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Данные изменения вступили в силу с 01.11.2019.
Таким образом, в настоящее время юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют), в том числе выбросы от передвижных источников, расположенных на открытых стоянках и подобных территориях.
Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок).
Документация по инвентаризации подлежит корректировке в случаях, предусмотренных пунктом 42 Порядка, в том числе при изменении технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и изменений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанных с инвентаризацией выбросов.
Согласно пункту 45 Порядка корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 Порядка.
Условия корректировки данных инвентаризации или проведения новой инвентаризации указаны в разделе VI Порядка.
При инвентаризации выбросов следует выявлять и учитывать качественный и количественный состав всех выбросов на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности, принимая в расчет загрязняющие вещества, которые могут образоваться, выделяться и поступать в окружающую среду. При этом нормативы допустимых выбросов разрабатываются только для стационарных источников. Выбросы передвижных источников, постоянно или временно функционирующих на производственном объекте учитываются при проведении расчетов рассеивания в качестве факторов, формирующих общий уровень воздействия на атмосферный воздух (фоновое загрязнение).
Дополнительно сообщаем, что письма Росприроднадзора не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Источник

Учет передвижных источников 2021

Согласно Письму, при установлении неблагоприятных условий выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух и подготовке исходных данных для расчета концентраций загрязняющих веществ, должна учитываться нестационарность мощностей и других параметров выброса источников выбросов и их совокупность (в течении суток, года, технологических циклов). Как и для одиночного источника выброса, при расчетах приземных концентраций загрязняющих веществ выбросами группы источников принимается наиболее неблагоприятное сочетание значений Мi и Vli, реально осуществляющееся для всех рассматриваемых источников выброса одновременно.

В соответствии с данным Письмом, предельно допустимые выбросы согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» устанавливаются территориальными органами Роспотребнадзора для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих ПДВ санитарным правилам.

Постановка объектов на учет осуществляется посредством направления заявки по каждому объекту, в случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах.

Таким образом, при постановке объектов на учет сохраняется единый принцип учета выбросов по каждому объекту.

Источник

Учет передвижных источников 2021

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 ноября 2019 года N 804

В соответствии с пунктом 2 статьи 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 18, ст.2222; 2019, N 30, ст.4097)

в Министерстве юстиции

24 декабря 2019 года,

регистрационный N 56957

Утверждена
приказом Минприроды России
от 27 ноября 2019 года N 804

Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха

I. Общие положения

3. С учетом возможных изменений интенсивности автотранспортных потоков, схемы организации улично-дорожной сети, а также транспортной инфраструктуры необходимо регулярное обновление данных о выбросах от транспортных средств на автодорогах для территории, для которой проводятся Сводные расчеты. Периодичность указанного обновления данных определяется в соответствии с периодичностью актуализации результатов Сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 04.05.2019* N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха.

II. Организация и проведение натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков

4. Для организации натурных обследований автотранспортных потоков проводится анализ особенностей распределения автотранспортных потоков на территории, для которой проводятся Сводные расчеты, на основе данных о площади и размерах территории, для которой проводятся Сводные расчеты, о климатических условиях, о количестве населения, схемы организации улично-дорожной сети, об особенностях расположения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, о составе и интенсивности автотранспортных потоков и их изменений во времени (сутки, неделя, сезон и год).

6. Программа обследования включает перечень автодорог (участков автодорог) с различной интенсивностью движения, выбранные места наблюдения на каждой автодороге (участке автодороги), способ проведения обследования структуры и интенсивности движения автотранспортных потоков, даты, время суток и длительность проведения такого обследования.

В программу обследований не включаются автодороги (участки автодорог) с интенсивностью движения менее 300 транспортных средств в час, выбросы от автотранспортных потоков которых считаются незначительными для проведения Сводных расчетов.

7. В случае если на протяжении автодороги структура и (или) интенсивность движения автотранспортных потоков изменяется более чем на 20%, автодорога разбивается на участки, для которых отдельно осуществляется обследование и соответствующий расчет выбросов.

8. Перечень автодорог (участков автодорог), включаемых в программу обследований, составляется с учетом климатических, географических, градостроительных особенностей муниципального, городского округа.

10. Способы натурных обследований структуры и интенсивности движения:

фиксация транспортных средств визуально;

видеофиксация по видеофайлам;

видеофиксация по данным непрерывного автоматического учета.

11. Визуальный способ обследования основан на визуальном наблюдении и фиксировании количества транспортных средств, проезжающих по выбранному участку автодороги.

12. Видеофиксация по видеофайлам проводится в два этапа:

видеофиксация и получение видеофайлов, позволяющих идентифицировать типы, конструктивные и технические особенности всех транспортных средств, движущихся в потоке;

визуальное определение интенсивности движения по видеофайлам.

При использовании способа видеофиксации по видеофайлам камера устанавливается на штатив в месте наблюдения за участком автодороги. Запись проводится в течение 20 минут 1-2 раза в течение каждого часа периода наблюдений.

13. Фиксация способом непрерывного автоматического учета осуществляется при условии наличия данных за период не менее двух лет.

14. Фиксация транспортных средств, проезжающих по автодороге (участку автодороги), осуществляется с разделением по следующим типам:

15. Фиксация проезжающих по обследуемой автодороге (участку автодороги) транспортных средств проводится в течение 20 минут каждого часа периода наблюдений.

Для обоснованного выбора часов «пик» при составлении программы обследований анализируются данные об интенсивности и структуре движения автотранспортных потоков, полученные в соответствии с пунктом 4 настоящей методики.

Особенностью автодорог, не являющихся транзитными автодорогами, являются часы «пик» в период с 7-8 часов до 21-22 часов, при этом отмечается два максимума: утренний и вечерний (соответственно с 7-8 часов до 10-11 часов и с 16-17 часов до 19-20 часов) или один максимум в течение дневного времени суток.

17. Натурные обследования структуры и интенсивности движения автотранспортного потока проводятся не менее 4-6 раз в часы «пик» на каждой автодороге (участке автодороги) в течение 5-7 рабочих дней теплого периода года.

18. При проведении натурных обследований на каждой автодороге (или ее участке) фиксируются следующие параметры:

— ширина проезжей части (в метрах);

— количество полос движения в каждом направлении;

— протяженность выбранного участка автодороги (в км) с указанием названий улиц, ограничивающих данную автодорогу (или ее участок);

— средняя скорость автотранспортного потока с подразделением на три основных типа транспортного средства: легковые и грузовые автомобили, автобусы (в км/час).

19. Для определения средней скорости движения автотранспортного потока используются транспортные средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль и автобус).

При движении транспортного средства по всей протяженности обследуемой автодороги (участка автодороги) фиксируется время, затрачиваемое на весь путь. Такая фиксация затрачиваемого времени проводится 3-5 раз в часы «пик». Средняя скорость движения автотранспортного потока (км/час) на обследуемой автодороге (участке автодороги) вычисляется по основным типам транспортных средств как среднее расстояние (км), пройденное транспортным средством по всей протяженности обследуемой автодороги (участка автодороги), отнесенное к среднему времени (час), затраченному транспортным средством для преодоления этого расстояния.

Расстояние, пройденное транспортным средством, определяется по показаниям датчика пройденного пути на панели приборов транспортного средства.

На автодорогах (участках автодорог) с безостановочным движением средняя скорость движения автотранспортного потока может фиксироваться по показаниям датчика скорости движения (км/час) на приборной панели транспортного средства.

20. Для оценки валовых (годовых) выбросов на конкретных автодорогах в программу обследований включаются выходные дни и дни в разные сезоны года.

21. Результаты натурных обследований структуры и интенсивности движения автотранспортного потока оформляются в табличной форме, рекомендуемый образец приведен в таблице N 1 приложения к настоящей методике.

К таблице N 1 должны прилагаться схемы расположения обследуемых автодорог (или их участков).

22. Обработка данных натурных обследований для их использования при проведении расчетов загрязнения атмосферы должна включать: определение средних значений интенсивности движения (за 20 мин.) по каждому типу транспортных средств для каждого часа «пик» в течение всего периода наблюдений.

Из полученного ряда средних значений выбираются наибольшие средние значения интенсивности движения для каждого типа транспортных средств, которые используются при расчетах по формуле (1), приведенной в пункте 26 настоящей методики.

III. Расчет выбросов автотранспортных потоков

23. Определение показателей выбросов автотранспортных потоков выполняется для следующих поступающих в атмосферный воздух с отработавшими газами загрязняющих веществ:

1) углерода оксид (СО);

4) взвешенные частицы ;

8) формальдегид ();

9) бензапирен ();

Источник

Нелегкая судьба нормирования выбросов от передвижных источников

Читайте в декабрьском выпуске журнала «Экология производства», автор М. В. Ламихова, инженер отдела ООС ПАО «ВНИПИгаздобыча»

Тема учета выбросов передвижных источников при инвентаризации по-прежнему актуальна для природопользователей. Все потому, что запутанная законодательная база, низкая правовая грамотность составителей законов и подзаконных актов, субъективная их трактовка превращают простые ситуации в очень сложные. При этом страдают, как всегда, предприятия.

Что говорит закон

Вопрос, нужно ли учитывать в инвентаризации передвижные источники выброса (главным из которых является автотранспорт) и соответственно нормировать такие выбросы, поднимается уже не первый и не второй раз. В Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» 1 в последней редакции говорится следующее →.

Закон № 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019)

Статья 12. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

Как известно, нормирование выбросов проводится на основе данных инвентаризации. Инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух посвящена ст. 22 Закона № 96-ФЗ.

В редакции закона, которая действовала по 01.11.2019, в ст. 22 и других было четко указано, что передвижные источники выбросов не учитываются в инвентаризации и на них не устанавливаются нормативы выбросов. То есть нормировались только выбросы от стационарных источников.

К сведению

С 2015 по 2019 гг. выбросы от передвижных источников не нормировались.

Чтобы разобраться, сравним определения стационарных и передвижных источников, действующие с 2014 г.

Словарь

Источник выброса — сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;

стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;

передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Законодательство определяет разные порядки нормирования стационарных и передвижных источников выброса. Для передвижных предусмотрено техническое регулирование, которое реализуется с помощью технических нормативов →

Словарь

Технический норматив выброса — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника.

Закон № 96-ФЗ

Технические нормативы для передвижных источников устанавливаются в технических регламентах, в частности в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (прил. 3, 8 к регламенту). В связи с такой тенденцией передвижные источники как таковые и были выведены из сферы экологического нормирования. Федеральным законом № 219-ФЗ термин «технический норматив» был закреплен в тексте Закона № 96-ФЗ.

Источник выброса или источник выделения? Стационарный или передвижной? История вопроса

Понятие «источник выброса» базируется на терминах «выброс» и «выделение», которые в экологической практике изначально различались. В соответствии с ныне отмененной Инструкцией по инвентаризации выбросов понятие «источник выброса» отделялось логически от понятия «источник выделения».

Под источником выделения загрязняющих веществ понимался объект, в котором происходит образование загрязняющих веществ (технологическая установка, устройство, аппарат, склад сырья или продукции, площадка для перевалки сырья или продукции, емкости для хранения топлива, свалка промышленных и бытовых отходов ). Источником загрязнения атмосферы считался объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу.

То есть по Инструкции двигатель внутреннего сгорания автотранспорта — это источник выделения, а гараж, стоянка — источник выброса. В такой парадигме весь транспорт учитывался в инвентаризации источников выброса на местах его хранения, технического обслуживания и ремонта.

Сегодня используется другая терминология.

Источник выделения как термин в Законе № 96-ФЗ не предусмотрен. Из-за этого после введения нового понимания стационарного источника выброса в 2014 г. (до принятия приказа № 352 в 2018 г., который определил новый порядок инвентаризации источников) было несколько спорных разъяснений Минприроды. Они касались вопросов:

Так, в письме Минприроды России было выражено мнение, что «открытые автостоянки и подобные территории» не могут являться источниками выбросов. В результате повсеместно перестали учитывать в проектах ПДВ открытые стоянки.

Важно

В августе 2017 г. Росприроднадзор выпустил резонансное письмо по поводу учета в проектах ПДВ гаражей и стоянок как источников выбросов. Оно было ответом на просьбу пояснить необходимость нормирования и получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ от гаража-стоянки и открытой стоянки автотранспорта.

В письме высказывалось мнение, что нахождение в здании передвижных источников не может являться достаточным основанием для отнесения здания (в том числе здания гаража-стоянки) к стационарному источнику выбросов, и был сделан вывод, что гараж (при условии использования его только для въезда и выезда автотранспорта и отсутствия в нем иных источников выбросов), а также открытая автостоянка нормированию не подлежат.

В результате повсеместно перестали учитывать в проектах ПДВ открытые стоянки. Это достаточно болезненно воспринимали санитарные врачи, которые проверяли проекты на соответствие санитарным нормам. Они вообще привыкли видеть в проектах все источники потенциальных выбросов и оценивать влияние объектов комплексно.

Долгое время на вопрос, считать ли гаражи и открытые автостоянки источниками выбросов, однозначного ответа не было.

При этом не все территориальные управления Росприроднадзора согласились с логикой письма, продолжая требовать учета гаражей и стоянок в проектах ПДВ и в инвентаризациях источников выброса.

Какое-то время после этого держался баланс — в каждом регионе свой. Где-то передвижные источники ни в каком виде не попадали в воздухоохраннную документацию, где-то отражались в инвентаризации выбросов, но не нормировались, где-то нормировались и отражались во всех документах.

В 2018 г. вышел новый порядок инвентаризации стационарных источников выброса — приказ Минприроды России № 352. В нем источники выделения упомянуты вскользь →

Пункт 5 приказа Минприроды России № 352

При проведении инвентаризации выбросов:

…определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (далее — источники выделения, ИВ), и выявляются все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества.

Этот порядок в целом вписался в новую парадигму благодаря тому, что в его названии и тексте содержится только слово «стационарный», то есть источник, который неподвижен и координаты которого можно вполне точно определить на карте. Таким образом, по приказу № 352 стали учитываться исключительно стационарные источники выброса, передвижные в инвентаризацию не включались и далее не нормировались.

Источник

Учет передвижных источников 2021

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 ноября 2019 г. № 804 “Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха”

В соответствии с пунктом 2 статьи 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 18, ст. 2222; 2019, № 30, ст. 4097) приказываю:

утвердить прилагаемую методику определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

Министр Д.Н. Кобылкин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2019 г.

Регистрационный N 56957

Утверждена
приказом Минприроды России
от 27.11.2019 № 804

Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха

I. Общие положения

3. С учетом возможных изменений интенсивности автотранспортных потоков, схемы организации улично-дорожной сети, а также транспортной инфраструктуры необходимо регулярное обновление данных о выбросах от транспортных средств на автодорогах для территории, для которой проводятся Сводные расчеты. Периодичность указанного обновления данных определяется в соответствии с периодичностью актуализации результатов Сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 04.05.2019 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха”.

II. Организация и проведение натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков

4. Для организации натурных обследований автотранспортных потоков проводится анализ особенностей распределения автотранспортных потоков на территории, для которой проводятся Сводные расчеты, на основе данных о площади и размерах территории, для которой проводятся Сводные расчеты, о климатических условиях, о количестве населения, схемы организации улично-дорожной сети, об особенностях расположения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, о составе и интенсивности автотранспортных потоков и их изменений во времени (сутки, неделя, сезон и год).

6. Программа обследования включает перечень автодорог (участков автодорог) с различной интенсивностью движения, выбранные места наблюдения на каждой автодороге (участке автодороги), способ проведения обследования структуры и интенсивности движения автотранспортных потоков, даты, время суток и длительность проведения такого обследования.

В программу обследований не включаются автодороги (участки автодорог) с интенсивностью движения менее 300 транспортных средств в час, выбросы от автотранспортных потоков которых считаются незначительными для проведения Сводных расчетов.

7. В случае если на протяжении автодороги структура и (или) интенсивность движения автотранспортных потоков изменяется более чем на 20%, автодорога разбивается на участки, для которых отдельно осуществляется обследование и соответствующий расчет выбросов.

8. Перечень автодорог (участков автодорог), включаемых в программу обследований, составляется с учетом климатических, географических, градостроительных особенностей муниципального, городского округа.

10. Способы натурных обследований структуры и интенсивности движения:

фиксация транспортных средств визуально;

видеофиксация по видеофайлам;

видеофиксация по данным непрерывного автоматического учета.

11. Визуальный способ обследования основан на визуальном наблюдении и фиксировании количества транспортных средств, проезжающих по выбранному участку автодороги.

12. Видеофиксация по видеофайлам проводится в два этапа:

видеофиксация и получение видеофайлов, позволяющих идентифицировать типы, конструктивные и технические особенности всех транспортных средств, движущихся в потоке;

визуальное определение интенсивности движения по видеофайлам.

При использовании способа видеофиксации по видеофайлам камера устанавливается на штатив в месте наблюдения за участком автодороги. Запись проводится в течение 20 минут 1-2 раза в течение каждого часа периода наблюдений.

13. Фиксация способом непрерывного автоматического учета осуществляется при условии наличия данных за период не менее двух лет.

14. Фиксация транспортных средств, проезжающих по автодороге (участку автодороги) осуществляется с разделением по следующим типам:

15. Фиксация проезжающих по обследуемой автодороге (участку автодороги) транспортных средств проводится в течение 20 минут каждого часа периода наблюдений.

Для обоснованного выбора часов «пик» при составлении программы обследований анализируются данные об интенсивности и структуре движения автотранспортных потоков, полученные в соответствии с пунктом 4 настоящей методики.

18. При проведении натурных обследований на каждой автодороге (или ее участке) фиксируются следующие параметры:

— ширина проезжей части (в метрах);

— количество полос движения в каждом направлении;

— протяженность выбранного участка автодороги (в км) с указанием названий улиц, ограничивающих данную автодорогу (или ее участок);

— средняя скорость автотранспортного потока с подразделением на три основных типа транспортного средства: легковые и грузовые автомобили, автобусы (в км/час).

19. Для определения средней скорости движения автотранспортного потока используются транспортные средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль и автобус).

При движении транспортного средства по всей протяженности обследуемой автодороги (участка автодороги) фиксируется время, затрачиваемое на весь путь. Такая фиксация затрачиваемого времени проводится 3-5 раз в часы «пик». Средняя скорость движения автотранспортного потока (км/час) на обследуемой автодороге (участке автодороги) вычисляется по основным типам транспортных средств как среднее расстояние (км), пройденное транспортным средством по всей протяженности обследуемой автодороги (участка автодороги), отнесенное к среднему времени (час), затраченному транспортным средством для преодоления этого расстояния.

Расстояние, пройденное транспортным средством, определяется по показаниям датчика пройденного пути на панели приборов транспортного средства.

На автодорогах (участках автодорог) с безостановочным движением средняя скорость движения автотранспортного потока может фиксироваться по показаниям датчика скорости движения (км/час) на приборной панели транспортного средства.

20. Для оценки валовых (годовых) выбросов на конкретных автодорогах в программу обследований включаются выходные дни и дни в разные сезоны года.

21. Результаты натурных обследований структуры и интенсивности движения автотранспортного потока оформляются в табличной форме, рекомендуемый образец приведен в таблице N 1 приложения к настоящей методике.

К таблице № 1 должны прилагаться схемы расположения обследуемых автодорог (или их участков).

22. Обработка данных натурных обследований для их использования при проведении расчетов загрязнения атмосферы должна включать: определение средних значений интенсивности движения (за 20 мин.) по каждому типу транспортных средств для каждого часа «пик» в течение всего периода наблюдений.

Из полученного ряда средних значений выбираются наибольшие средние значения интенсивности движения для каждому типу транспортных средств, которые используются при расчетах по формуле (1), приведенной в пункте 26 настоящей методики.

III. Расчет выбросов автотранспортных потоков

23. Определение показателей выбросов автотранспортных потоков выполняется для следующих поступающих в атмосферный воздух с отработавшими газами загрязняющих веществ:

1) углерода оксид (СО);

4) взвешенные частицы ;

Выбросы взвешенных частиц от автотранспортных потоков при проведении Сводных расчетов учитываются в составе выбросов взвешенных веществ.

Значения удельных пробеговых выбросов приведены в таблице № 2 приложения N 1 к настоящей методике.

В указанной таблице значения удельных пробеговых выбросов приведены:

25. Значение выбросов i-го загрязняющего вещества от автотранспортного потока ( ) определяется для конкретной автодороги (участка автодороги).

26. Значение выбросов i-го загрязняющего вещества (г/с) от движущегося автотранспортного потока на автодороге (участке автодороги) с фиксированной протяженностью L (км) определяется по формуле (1):

— фактическая наибольшая интенсивность движения, которая определяется как наибольшее количество транспортных средств каждой из k групп, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автодороги за единицу времени (20 минут) в двух направлениях по всем полосам движения;

— поправочный коэффициент, учитывающий зависимость изменения количества выбрасываемых загрязняющих веществ от средней скорости движения автотранспортного потока ( (км/час) на выбранной автодороге (участке автодороги), определяемый по таблице N 3 приложения к настоящей методике. Минимальная скорость движения в «пробке» принимается равной 5 км/час. Для выбросов оксидов азота применяется коэффициент (NOx).

IV. Определение валовых (годовых) выбросов от автотранспортных потоков

27. Определение валовых (годовых) выбросов (т/г) на автодорогах (участках автодорог), включенных в перечень дорог программы обследований, выполняется на основе величин максимальных разовых выбросов (г/с), рассчитанных по формуле (1) с применением показателей удельных пробеговых выбросов, приведенных в таблице N 2.

28. При определении валовых (годовых) выбросов (т/г) на основании максимальных разовых выбросов (г/с) необходимо учитывать изменения выбросов в течение суток, недель и сезонов на протяжении года.

29. Для определения валового (годового) выброса i-го загрязняющего вещества для конкретной автодороги (участка автодороги) в теплый период года применяется формула (2):

— максимальный разовый выброс i-го загрязняющего вещества (г/с), определенный по формуле (1) настоящей методики.

— коэффициент пересчета максимального разового выброса в суммарный годовой выброс в зависимости от категории автодороги/

Категория автодороги определяется на основании результатов обследований структуры и интенсивности движения автотранспортных потоков, исходя из количественных показателей изменений интенсивности движения в течение суток:

Значения приведены в таблице N 4 приложения к настоящей методике.

30. Для расчета валового (годового) выброса загрязняющего вещества для конкретной автодороги (участка автодороги) в холодный период в формуле (2) применяется дополнительный сезонный коэффициент 0,8.

31. При применении в качестве способа обследования структуры и интенсивности движения видеофиксации по данным непрерывного автоматического учета на конкретной автодороге (участке автодороги) валовые выбросы i-гo загрязняющего вещества от автотранспортного потока за текущий календарный год рассчитываются по формуле (3) для любого характера движения и категории автодороги:

— валовые выбросы i-го загрязняющего вещества автотранспортным потоком за рабочие дни календарного года;

— валовые выбросы i-го загрязняющего вещества автотранспортным потоком за выходные, в том числе праздничные, дни календарного года.

Валовые выбросы i-го загрязняющего вещества автотранспортным потоком за рабочие дни календарного года рассчитывается по формуле (4):

— коэффициент 0,0036 соответствует пересчету из г/с в т/год;

Валовый выброс i-го загрязняющего вещества на автодороге автотранспортным потоком за выходные дни календарного года рассчитывается по формуле (5):

— коэффициент 0,0036 соответствует пересчету из г/с в т/год;

1 Статья 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”

Приложение к методике
определения выбросов
загрязняющих веществ в
атмосферный воздух
от передвижных источников
для проведения сводных
расчетов загрязнения
атмосферного воздуха

Таблица
учета характеристик движущегося автотранспортного потока

__________________________________________________________________
(название автодороги, место и способ обследования, направление движения)
__________________________________________________________________
(ширина проезжей части, количество полос движения)

Дата/ рабочий, выходной день Время подсчета, за период 20 минут Число транспортных средств по типам Скорость движения потока, км/ч
Л AM Легковые Грузовые Автобусы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Удельные пробеговые выбросы загрязняющих веществ (г/км) для различных типов транспортных средств

Скорость движения V, км/ч
V 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 60 70 80 100 110 120
1,4 1,35 1,30 1,20 1,10 1,00 0,90 0,75 0,65 0,50 0,30 0,40 0,50 0,65 0,75 0,95
(NOx) 1, 0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,2 1,5

Значения для автодорог различных категорий

Обзор документа

Минприроды утвердило порядок определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для сводных расчетов загрязнения. Порядок содержит:

— процедуру натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков;

— порядок расчета выбросов автотранспортных потоков;

— правила определения валовых (годовых) выбросов.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение