учет переданных полномочий в бюджетном учреждении

Содержание

Учет переданных полномочий в бюджетном учреждении

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 20 марта 2020 г. N 02-06-10/23847 Об особенностях передачи полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо и сообщает следующее.

При этом бюджетным законодательством не предусмотрено право передачи уполномоченной организацией исполнения возложенных на нее полномочий иным юридическим лицам (в том числе по договору (контракту).

В части вопроса по передаче руководителем экономического субъекта (учреждения) права первой подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности при условии осуществления полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета уполномоченной организацией (централизованной бухгалтерией).

Отчетность учреждений, составленная уполномоченной организацией (централизованной бухгалтерией), в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение учета и (или) составление бухгалтерской отчетности, а также руководителем, либо лицом им уполномоченным, централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской отчетности, а также должностным лицом (главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии), на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской отчетности.

При этом согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта (учреждения) является лицо, являющееся единоличным исполнительным органом субъекта учета, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта.

Учитывая изложенное, руководитель субъекта учета (органа власти, учреждения) вправе возложить право подписывать бухгалтерскую (финансовую) отчетность от имени экономического субъекта только на должностное лицо, на которое возложена ответственность за ведение экономических дел (выполнение бюджетных полномочий по исполнению бюджета).

Принимая во внимание, что на уполномоченную организацию (централизованную бухгалтерию) не могут быть возложены полномочия по исполнению бюджета (осуществлению полномочий получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, иные полномочия по ведению экономических дел), передача права первой подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности от имени субъекта учета руководителю иного экономического субъекта, в том числе уполномоченной организации (централизованной бухгалтерии), противоречит законодательству Российской Федерации.

В целях разъяснения отдельных положений по передаче полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности Министерством финансов Российской Федерации направлено системное письмо от 12.02.2020 N 02-06-07/9319.

Общие начала правового регулирования деятельности властных структур и должностных лиц должны исходить из правила «дозволено только то, что прямо разрешено законом» и закрепленного законом закрытого перечня полномочий и компетенций.

Следует отметить, что бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача учетных полномочий государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по договору (контракту) иной организации.

В связи с чем передача возложенных согласно законодательству Российской Федерации полномочий ведения бухгалтерского учета бюджетными (автономными) учреждениями по договору иной коммерческой организации противоречит положениям законодательства Российской Федерации.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В целях недопущения передачи бюджетных полномочий на условиях срочных контрактов (договоров), не позволяющих реализовать в полной мере предусмотренные бюджетным законодательством бюджетные принципы, а также бюджетные полномочия по внутреннему финансовому контролю и аудиту, в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены изменения в положение пункта 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, уточняющие право передачи получателями бюджетных средств своих полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) иному государственному (муниципальному) учреждению (Проект N 828241-7 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» принят Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении).

Систему нормативных правовых актов, регулирующих ведение учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения, составляют федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов и инструкции, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного Министерством финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется посредством обобщения и представления информации о финансовом положении и финансовом результате деятельности группы субъектов отчетности, определенной исходя из подведомственности (подконтрольности) субъектов отчетности, принадлежности субъектов отчетности к одному публично-правовому образованию, к группе публично-правовых образований.

Принимая во внимание, что Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено право передать учетные полномочия иному учреждению, а также, что бухгалтерская отчетность бюджетных (автономных) учреждений включается в состав представляемой учредителем бюджетной отчетности (по периметру консолидации), организация осуществления бюджетными (автономными) учреждениями учетных полномочий может быть аналогична организации модели, предусмотренной для получателей бюджетных средств (казенных учреждений). В частности положением, предусматривающим передачу учетных полномочий бюджетных (автономных) учреждений по согласованию с учредителем, в ведении которого они находятся, на основании соглашения иному учреждению.

Кроме того, следует обратить внимание, что выполнение централизуемых полномочий уполномоченной организацией (централизованной бухгалтерией) подразумевает обязательное ведение бюджетного (бухгалтерского) учета обособленно по каждому учреждению, которое передало свои полномочия.

При этом передача уполномоченной организации, осуществляющей централизуемые полномочия участников бюджетного процесса, учетных полномочий государственных (муниципальных) учреждений (казенных, бюджетных (автономных) учреждений), в том числе при условии осуществления таких полномочий централизованными бухгалтериями, созданными по ведомственной подчиненности, не противоречит положениям бюджетного законодательства Российской Федерации и позволяет реализовать единую государственную учетную политику, регламентируемую нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательными к применению как казенными, так и бюджетными (автономными) учреждениями.

Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Романов

Обзор документа

При этом бюджетным законодательством не предусмотрено право передачи уполномоченной организацией исполнения возложенных на нее полномочий иным юрлицам, в том числе по договору (контракту).

На уполномоченную организацию (централизованную бухгалтерию) не могут быть возложены полномочия по исполнению бюджета. Передача права первой подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности от имени субъекта учета руководителю иного экономического субъекта, в том числе уполномоченной организации (централизованной бухгалтерии), противоречит законодательству.

Бюджетные (автономные) учреждения не могут передать полномочия по ведению бухучета по договору иной коммерческой организации.

Разъяснено, каким образом бюджетные (автономные) учреждения могут организовать осуществление учетных полномочий.

Источник

Учет переданных полномочий в бюджетном учреждении

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 26 апреля 2019 г. N 02-07-10/31381 О передаче казенным учреждением иной организации полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности

Согласно статье 1 Бюджетного кодекса отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности относятся к бюджетным правоотношениям.

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса закреплены положениями бюджетного законодательства Российской Федерации (глава 18 Бюджетного кодекса).

При этом согласно части 5 статьи 152 Бюджетного кодекса бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом, в том числе полномочия по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности осуществляются участниками бюджетного процесса при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 Бюджетного кодекса.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса государственные (муниципальные) учреждения в рамках реализации своих полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности осуществляют передачу указанных полномочий получателям бюджетных средств.

Вместе с тем согласно статье 161 Бюджетного кодекса казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

Согласно пункту 5 Инструкции N 157н передача в соответствии с законодательством Российской Федерации ведения бухгалтерского учета, в том числе составления на его основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по договору (соглашению).

Указанное положение соответствует предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации правовым нормам, регулирующим исполнение бюджетных полномочий.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

Обзор документа

Как пояснил Минфин, передать ведение бухучета, в том числе составление на его основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому учреждению (централизованной бухгалтерии) можно по договору (соглашению).

Источник

Учет переданных полномочий в бюджетном учреждении

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ БЮДЖЕТНОЙ МЕТОДОЛОГИИ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

от 11 октября 2019 года N 02-06-10/78291

[О передаче полномочий по ведению бюджетного учета и представлению бюджетной отчетности]

При этом частью 1 статьи 7 Закона N 402-ФЗ установлено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Закона N 402-ФЗ к организациям бюджетной сферы отнесены государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами.

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса закреплены положениями бюджетного законодательства Российской Федерации (глава 18 Бюджетного кодекса).

Ведение бюджетного учета, формирование и представление бюджетной отчетности отнесены к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств (ст.162 Бюджетного кодекса).

Кроме того, в пункте 14 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (в редакции приказа Минфина России от 10.06.2019 N 94н «О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н), указано, что передача ведения бухгалтерского учета и(или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации другому учреждению (централизованной бухгалтерии).

Таким образом, для участников бюджетного процесса действующими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, определена передача полномочий по ведению бюджетного учета и представлению бюджетной отчетности финансовому органу (иному учреждению (централизованной бухгалтерии).

В отношении государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений решение о передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть принято органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, соответствующего публично-правового образования с учетом действующих норм законодательства о бухгалтерском учете.

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,
N 34, 2019 год

Источник

Учет переданных полномочий в бюджетном учреждении

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 29 ноября 2019 г. N 02-07-10/93004 Об осуществлении переданных полномочий получателя бюджетных средств по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности

Согласно статье 1 Бюджетного кодекса отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, относятся к бюджетным правоотношениям.

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса закреплены положениями бюджетного законодательства Российской Федерации (глава 18 Бюджетного кодекса).

При этом согласно части 5 статьи 152 Бюджетного кодекса бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом, в том числе полномочия по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности осуществляются участниками бюджетного процесса при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 Бюджетного кодекса.

Указанное положение соответствует новациям по созданию централизованной модели ведения учета, предусмотренным статьей 264.1 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита»).

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса принятие решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных казенных учреждений по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 проекта постановления финансовым органом субъекта Российской Федерации полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы осуществляются на основании Решения о передаче полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Такое Решение о передаче полномочий должно содержать перечень централизуемых полномочий и перечень органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений, полномочия которых централизуются в соответствии с таким Решением.

Решение о передаче полномочий должно в обязательном порядке предусматривать осуществление централизуемых полномочий средствами государственной информационной системы в единой интегрированной информационной среде.

По мнению Департамента, в случае принятия решения финансовым органом субъекта Российской Федерации о создании информационной системы, необходимой при осуществлении централизуемых полномочий, средствами которой предполагается формирование и обмен информацией и документами в электронном виде (в форме электронных документов), реализация такой системы должна быть осуществлена с учетом оптимизации расходов по ее созданию и использованию.

В случае отсутствия Решения о передаче полномочий право казенного учреждения передать свои полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности может быть реализовано согласно положениям статьи 161 Бюджетного кодекса по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств.

Учитывая вышеизложенное, бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено осуществление переданных полномочий получателя бюджетных средств по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности по двум основаниям, предусмотренным статьей 161 Бюджетного кодекса (осуществление переданных полномочий казенным или бюджетным учреждением) и статьей 264.1 Бюджетного кодекса (осуществление переданных полномочий финансовым органом субъекта Российской Федерации либо его подведомственным казенным учреждением).

При этом, обращаем внимание, что выбор основания для передачи полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности опирается в том числе на необходимость оптимизации бюджетных расходов и обеспечение непрерывности выполнения функций средствами единой интегрированной информационной среды (через учреждения бюджетной сферы).

Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Романов

Обзор документа

Бюджетным законодательством предусмотрено осуществление переданных полномочий получателя бюджетных средств по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности по двум основаниям:

— осуществление переданных полномочий казенным или бюджетным учреждением;

— осуществление переданных полномочий финансовым органом региона либо его подведомственным казенным учреждением.

Как пояснил Минфин, выбор основания опирается в том числе на необходимость оптимизации бюджетных расходов и обеспечение непрерывности выполнения функций средствами единой интегрированной информационной среды (через учреждения бюджетной сферы).

Источник

Полномочия по ведению бюджетного учета и составлению отчетности можно передать только другому участнику бюджетного процесса

kantver / Depositphotos.com

Минфин России разъяснил, кому бюджетная организация может передать полномочия по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (письмо Минфина России от 12 февраля 2020 г. № 02-06-07/9319).

Бюджетным законодательством предусмотрено право для получателей бюджетных средств передавать полномочия по ведению бухучета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 3.1 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Передача бюджетного полномочия осуществляется на основании либо решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, принятого в целях создания централизованной модели ведения учета (п. 6 ст. 264.1 Бюджетного кодекса), либо решения руководителя получателя бюджетных средств, принятого по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств (п. 10.1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

При этом бюджетные полномочия, в том числе и по ведению учета и составлению отчетности осуществляются участниками бюджетного процесса (п. 5 ст.152 Бюджетного кодекса РФ). Одним из основополагающих принципов организации российской бюджетной системы является принцип ее единства, т. е. ведение учета и составление отчетности осуществляется на основе единых принципов, установленных Минфином России в рамках единой методологии. А значит при принятии решения о передаче бюджетных полномочий по ведению учета и составлению отчетности иной организации необходимо обеспечить возможность реализации всей совокупности бюджетных процедур, предусмотренных бюджетным законодательством при организации бюджетного процесса.

Поэтому Минфин России указывает, что передать вышеуказанные полномочий допускается только если они будут возложены на иную организацию – участника бюджетного процесса (казенное учреждение).

Также министерство сообщает, что для недопущения передачи бюджетных полномочий на условиях срочных контрактов (договоров), не позволяющих реализовать в полной мере предусмотренные бюджетным законодательством бюджетные принципы, а также бюджетные полномочия по внутреннему финансовому контролю и аудиту, в настоящее время подготавливаются изменения в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие введение нормы, уточняющей право передачи получателями бюджетных средств своих полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности по соглашению иному государственному (муниципальному) учреждению.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение