учет нзп по фсбу 5 2019

Содержание

ФСБУ 5/2019 для малого бизнеса: как учитывать запасы с 2021 года

С 2021 года существенно изменились правила учёта запасов. Подробно рассказываем какие послабления предусмотрены для малого бизнеса, как ими воспользоваться и всегда ли это стоит делать. Бонусом — формулировки положений по учёту запасов для учётной политики малого предприятия.

Кто относится к малым предприятиям и при каких условиях они могут вести упрощённый бухучёт

Чтобы предприятие было признано малым, оно должно соответствовать условиям ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Однако, не все малые предприятия имеют право на упрощённый бухучёт. Во, первых, нельзя упростить бухгалтерию тем, кто занимается отдельными видами деятельности, которые перечислены в п. 5 ст. 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Это жилищные и кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, адвокатские и нотариальные палаты и т.д.

Также не могут вести учёт по упрощённом варианту те компании, отчётность которых подлежит обязательному аудиту. Для этого предусмотрены специальные критерии, установленные ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, а также ГК РФ и отраслевыми законами.

В частности, обязательному аудиту подлежат.

Таким образом, проверять право малого предприятия на ведение упрощённого бухучёта нужно в два этапа:

Все компании, которые могут вести упрощённый бухучёт, имеют право упростить и работу с новым стандартом ФСБУ 5/2019 «Запасы».

Кто относится к микропредприятиям и почему им не всегда следует отказываться от ФСБУ 5/2019

Микропредприятия — это особая группа, которую закон № 209-ФЗ выделяет внутри малого бизнеса. Критерии по структуре уставного капитала здесь те же, что и для всех малых предприятий, но ограничения по масштабу бизнеса намного жёстче.

Микропредприятия, которые имеют право на упрощённый бухучёт, могут не применять ФСБУ 5/2019. Отказ от применения стандарта означает, что у организации фактически не будет бухучёта запасов. В этом случае все запасы необходимо списать на расходы сразу в том периоде, когда они были куплены (п. 2 ФСБУ 5/2019).

Такой подход, хотя и упрощает бухучёт, но может создать дополнительные сложности. Например, у бизнесмена не будет возможности контролировать остатки на складе.

Отказ от учёта запасов удобен только, если одновременно выполняются два условия.

Во всех остальных случаях представителям микробизнеса лучше не отказываться от учёта запасов. Особенно это касается производственных компаний, а также тех, кто должен предоставлять бухгалтерскую отчётность банкам и инвесторам.

Что относится к запасам в соответствии с ФСБУ 5/2019

В соответствии с п. 3 ФСБУ 5/2019 активы следует относить к запасам, если они соответствуют одному из двух критериев.

Также в стандарте перечислены отдельные категории активов, которые относятся к запасам. Некоторые из этих активов входили в материально-производственные запасы и до 2021 года.

Кроме того, в составе запасов появились новые виды, которые не были упомянуты в ПБУ 5/01.

Также есть один вид материальных ценностей, которые ранее можно было относить к запасам, а теперь — нельзя. Речь идет о малоценных основных средствах (ОС). Это объекты, которые используются свыше 12 месяцев, но их стоимость ниже установленного лимита.

В соответствии с п. 5 действующего ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» организация может установить лимит первоначальной стоимости, ниже которого основные средства учитываются в составе запасов в пределах до 40 тыс. руб.

Минфин уже утвердил ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который будет обязательным для применения с 2022 года. Но организации имеют право начать применять ФСБУ 6/2020 уже в 2021 году, одновременно с ФСБУ 5/2019. Новый стандарт позволяет устанавливать любой лимит стоимости для учёта объекта в составе основных средств. Компаниям на ОСНО будет удобнее всего установить такой же лимит для ОС, как в налоговом учёте — 100 тыс. руб.

В любом случае, начиная с 2021 года, стоимость всех малоценных ОС, вне зависимости от установленного в компании лимита, можно сразу списывать на расходы:

Как учитывать запасы по ФСБУ 5/2019 и какие послабления есть для тех, кто ведет упрощённый бухучёт

При оценке запасов те компании, которые имеют право вести упрощённый бухучёт, могут воспользоваться рядом поблажек. В начале статьи мы отметили, что вести упрощённую бухгалтерию могут не все представители малого бизнеса, но все-таки у большинства это право есть. Поэтому далее будем для краткости называть их малыми предприятиями.

Оценка при длительной отсрочке платежа

При заключении договоров с длительной отсрочкой (рассрочкой) платежа поставщики обычно увеличивают цены по сравнению с расчётами по предоплате или с короткой отсрочкой. В ФСБУ 5/2019 указан лимит длительности отсрочки в 12 месяцев, но организация может установить и более короткий период.

В общем случае компания при длительной отсрочке должна учесть запасы по такой стоимости, как будто этой отсрочки не было, то есть по меньшей цене. Разницу между оценочной стоимостью запасов и той суммой, которая указана в документах, следует учитывать, как проценты по кредиту (п. 13 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не производить все эти расчёты и учитывать стоимость запасов на основании документов поставщиков, вне зависимости от длительности отсрочки.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Если организация приобретает запасы с отсрочкой (рассрочкой) платежа на период свыше 12 месяцев, то эти запасы принимаются к учёту по цене поставщика. Организация не проводит расчёт разницы между стоимостью запасов, которая была бы при отсутствии отсрочки, и их фактической стоимостью (п. 17 ФСБУ 5/2019)».

Бонусы от поставщиков

Малые предприятия могут не корректировать стоимость запасов на суммы премий, скидок, льгот, которые предоставляют поставщики.

Примерная формулировка для учётной политики:

Транспортно-заготовительные расходы

Если малое предприятие использует вышеперечисленные послабления, то оно не должно включать в себестоимость запасов транспортно-заготовительные расходы (пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019). К таким расходам относятся, например, затраты на доставку, упаковку, сортировку. Они списываются в том периоде, когда были произведены.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Затраты, которые указаны в пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019 (на доставку, упаковку и т.п.), подлежат включению в расходы периода, в котором были понесены (п. 17 ФСБУ 5/2019)».

Расчёт справедливой стоимости

Если оплата за запасы проводится неденежными средствами (полностью или частично), то в общем случае эти запасы нужно оценивать по справедливой стоимости передаваемых ценностей или самих запасов (п. 14 ФСБУ 5/2019). Справедливую стоимость необходимо считать на основании стандарта МСФО (IFRS) 13 (приказ Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н). Малые предприятия могут не рассчитывать справедливую стоимость и оценивать купленные запасы по балансовой стоимости передаваемых активов.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Если организация приобретает запасы на условиях оплаты неденежными средствами, то они принимаются к учёту по балансовой стоимости передаваемых активов. Справедливая стоимость передаваемого или полученного имущества при этом не рассчитывается (абз. 4 п. 14 ФСБУ 5/2019)».

Однако есть ситуация, когда абсолютно все компании, включая представителей малого бизнеса, обязаны рассчитывать справедливую стоимость запасов. Речь идёт о ценностях, полученных безвозмездно (п. 15 ФСБУ 5/2019).Поэтому малым предприятиям лучше по возможности избегать безвозмездного получения запасов, чтобы не разбираться в стандартах МСФО из-за разовой операции.

Обесценение запасов

В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».

Запасы, предназначенные для управленческих нужд

Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».

Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.

Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.

Отраслевые особенности оценки стоимости запасов

Производственные компании должны оценивать стоимость незавершённого производства (НЗП) и готовой продукции (ГП) на основе затрат, связанных с производством. Это может быть зарплата с начислениями, материалы, амортизация.

Затраты на производство делятся на прямые, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции и косвенные, которые необходимо распределить. Порядок отнесения затрат к прямым или косвенным, а также принципы для распределения косвенных затрат, организация устанавливает самостоятельно (п. 23 – 25 ФСБУ 5/2019).

При массовом и серийном производстве организации могут упростить порядок учета запасов ГП и НЗП.

При единичном производстве «незавёршенку» можно учитывать только по фактическим затратам (п. 27 ФСБУ 5/2019),

Торговые компании могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) в расходы на продажу. Таким образом, указанные затраты не будут увеличивать стоимость товаров. Розничные продавцы имеют право учитывать товары по ценам продажи. При этом нужно вести отдельный учёт наценок и регулярно пересматривать их, исходя из изменяющихся условий (п. 20 – 21 ФСБУ 5/2019).

Перечисленные выше особенности оценки материалов в производстве и торговле распространяются на все организации. Отдельных правил для малых предприятий в данном случае нет.

Как перейти на ФСБУ 5/2019: перспективный и ретроспективный методы

При переходе на новый стандарт можно использовать один из двух методов, выбрав его в учётной политике (п. 47, 48 ФСБУ 5/2019).

При ретроспективном методе нужно по состоянию на 1 января 2021 года скорректировать стоимость материальных запасов с отнесением разницы на счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»:

Дт 84 Кт 10 — списание материалов, которые теперь не относятся к запасам: «управленческие» материалы или малоценные ОС;

Дт 10 (41, 43) Кт 84 или Дт 84 Кт 10 (41, 43) — доведение стоимости запасов до справедливой стоимости.

Вторая проводка актуальна для средних и крупных компаний, а также для тех представителей малого бизнеса, которые решили не отказываться от учёта по справедливой стоимости в тех случаях, когда она применима.

В сервисе «Моё дело Профбухгалтер» реализованы все послабления для малого бизнеса, которые содержатся в ФСБУ 5/2019. Это упрощает учёт и позволяет бухгалтеру обслуживать больше клиентов.

Источник

ФСБУ 5/2019 «Запасы»: что нового в учёте

С 2021 года обязателен новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он регулирует учёт материалов, товаров, готовой продукции и незавершённого производства. Отличия нового стандарта от текущих положений рассмотрим в статье.

Кто не применяет новый стандарт

Как и ранее, микропредприятия, у которых есть право на упрощённый учёт, могут признавать стоимость запасов в составе расходов в момент приобретения (абз. 2 п. 2, абз. 1 п. 13.2 ФСБУ 5/2019). Однако остальные организации с упрощённым учётом обязаны применять ФСБУ «Запасы» в полном объёме.
В то же время любая организация может относить на расходы стоимость запасов для управленческих нужд. Это положение нужно закрепить в учётной политике (абз. 2 п. 2 ФСБУ 5/2019).

«Малоценные» основные средства

ФСБУ 5/2019 закрепил критерии отнесения активов к запасам. Один из них — использование активов в одном операционном цикле либо в течение 12 месяцев. Это означает, что новый стандарт запрещает учитывать «малоценные» ОС в запасах, хотя это разрешено в п. 5 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств». Новый стандарт — более поздний документ того же уровня и юридической силы, при коллизии норм он будет иметь приоритет.

Кроме того, новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства» также предписывает относить на расходы стоимость малоценных активов, которые можно признать ОС. С начала применения этого стандарта коллизия устраняется (не позднее 2022 года).

В связи с этим рекомендуем в учётной политике закрепить порядок учёта «малоценных» ОС — и относить их стоимость непосредственно на расходы.

Отмена отдельного порядка учёта спецпредметов

ФСБУ 5/2019 не выделяет как отдельный вид запасов спецпредметы — специальные инструменты, приспособления, оборудование и одежду. Методические указания по их учёту тоже отменяются, поэтому «нестандартные» правила учёта применять больше нельзя.

Затраты на приобретение спецпредметов нужно учитывать в общем порядке.

Новые правила формирования себестоимости НЗП

Новый стандарт относит к запасам незавершённое производство (НЗП). Раньше это подразумевалось, но не было закреплено нормативно. Значит, в стоимость НЗП, как и в стоимость других видов запасов, нельзя включать управленческие расходы (пп. «б» п. 18 ФСБУ 5/2019).

Это означает, что в учётной политике нельзя предусматривать распределение управленческих расходов на себестоимость: списание общехозяйственных расходов проводкой Дт 20 Кт 26 в большинстве случаев будет неправомерно. Единственный «штатный» способ — списывать их на финансовый результат проводкой Дт 90 Кт 26.

Исключение — если управленческие расходы непосредственно связаны с созданием (приобретением) запасов. Например, если руководитель организации лично поехал в командировку для закупки материалов, командировочные расходы (включая средний заработок с начисленными страховыми взносами) нужно отнести на себестоимость этих материалов.

Меняется и порядок оценки себестоимости НЗП. Теперь нельзя оценивать НЗП по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, поскольку этот способ не предусмотрен п. 27 ФСБУ 5/2019.

Формирование себестоимости запасов

ФСБУ 5/2019 ввёл новые правила формирования себестоимости запасов.

Резерв под обесценение запасов

Раньше величину резерва рассчитывали как превышение фактической себестоимости над текущей рыночной стоимостью (ПБУ 5/01). В новом ФСБУ величина резерва — это превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи (п. 30 ФСБУ 5/2019). А это значит, что сумма резерва может увеличиться. Старая и новая формулы для расчёта даны в таблице.

Резерв под обесценение запасов
в ПБУ 5/01 в ФСБУ 5/2019 «Запасы»
Фактическая себестоимость — текущая рыночная стоимость Фактическая себестоимость — текущая рыночная стоимость — затраты на производство — затраты на подготовку к продаже — затраты на продажу

Появилась неопределённость в порядке начисления резерва. Согласно п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», сумма отчислений в резервы относится к прочим расходам. Норм, которые бы противоречили этому положению, в ФСБУ 5/2019 нет.

Но стандарт устанавливает порядок восстановления резерва (абз. 2 п. 31 ФСБУ 5/2019): «Величина восстановления резерва под обесценение запасов относится на уменьшение суммы расходов, признанных в этом же периоде в соответствии с подпунктом «а» пункта 43 настоящего Стандарта».

При этом в пп. «а» п. 43 ФСБУ 5/2019 упоминается выручка от продажи этих запасов. Это значит, что сумму восстановления резерва, созданного в отношении, например, товаров для перепродажи, нужно отнести не на прочие доходы (как требовал п. 7 ПБУ 9/99), а на уменьшение себестоимости продажи товаров.

В этом случае возникает нелогичная с экономической точки зрения ситуация. При начислении или увеличении резерва нужно признать прочие расходы, а при его восстановлении — уменьшить себестоимость, то есть расходы по обычным видам деятельности.

В этой ситуации возможны два варианта действий:

8 декабря пройдёт онлайн-конференция об изменениях учёте.

Переходные положения

Возможны два варианта перехода на применение ФСБУ 5/2019 (п. 47 стандарта):

Перспективный — требования стандарта применяются только в отношении фактов хозяйственной жизни, возникших после даты начала его применения. Сравнительные показатели бухотчётности, например показатели 2020 года в отчётности за 2021 год, пересчитывать не нужно (п. 14 ПБУ 1/2008).

Ретроспективный — требования стандарта применяются и к прошлым, и к будущим периодам. На дату перехода на новый стандарт нужно пересчитать остатки по счетам бухучёта по новым правилам. При составлении бухотчётности — пересчитать сравнительные показатели.

Все корректировки отражаются в корреспонденции со счётом 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Учитываем запасы по-новому: переход на ФСБУ 5/2019 с ПБУ 5/01

Для кого выпущен новый ФСБУ 5/2019 «Запасы»

Федеральный стандарт 5/2019 утвержден приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н. Бухгалтеры начали работать на основании новых положений в обязательном порядке с 1 января 2021 года. Однако желающие могли задействовать их еще в 2020 году, включив условие об этом в учетную политику.

Выполнять требования, заложенные в стандарте, нужно всем организациям, ведущим бухгалтерский учет и составляющим отчетность в соответствии с отечественным законодательством. Исключение предусмотрено лишь для компаний, осуществляющих деятельность в бюджетной сфере. Малые предприятия, которым закон № 402-ФЗ разрешил вести учет по упрощенным правилам, смогут сами выбирать, применять им нормы стандарта в работе или нет.

Что относится к запасам согласно ФСБУ 5/2019

Определение, которое дает федеральный стандарт понятию «запасы», следующее:

Это понятие по сравнению с тем, что давало ПБУ 5/01, расширено за счет включения в перечень новых элементов:

В целом же в перечень входят:

О том, как отразить в учете передачу форменной одежды сотрудникам при применении ФСБУ 5/2019, подскажет готовое решение К+. Оформите бесплатный пробный доступ и просматривайте все интересующие вас материалы.

В стандарте имеется указание и на то, что не относится к запасам. Это:

Далее рассмотрим, в каких случаях признаются запасы и как они оцениваются в учете.

Признаем запасы в бухучете по ФСБУ 5/2019

Для того чтобы запасы были признаны в бухгалтерском учете, необходимо соблюдение двух критериев:

Как изменились правила оценки

Основным новшеством федерального стандарта является то, что теперь запасы придется оценивать дважды — при поступлении и после признания. Причем в первом случае правила оценки различных видов запасов будут существенно отличаться друг от друга.

Оценка запасов при признании

Все запасы в учете нужно признавать по фактической себестоимости. А вот что будет формировать ее?

1. Запасы, за исключением готовой продукции и незавершенного производства

Для основной массы запасов фактическая себестоимость будет представлять собой суммы расходов, направленные на приобретение активов, их доставку, доведение до состояния, пригодного к использованию или продаже.

Если запасы получены безвозмездно или расчеты с их поставщиком осуществлены неденежными средствами, то запасы придется оценивать по справедливой стоимости. В первом случае — получаемых безвозмездно запасов. Во втором — передаваемого имущества. Определение указанной стоимости дает МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

Важно! Затраты, связанные с хранением, отныне не будут формировать фактическую себестоимость запасов, кроме случаев, когда хранение выступает одним из циклов технологического процесса.

2. Незавершенное производство и готовая продукция

Фактическую стоимость указанных видов запасов формируют следующие затраты:

В учете хозсубъекту необходимо разделить все затраты на прямые и косвенные. Порядок такого разделения лучше всего предусмотреть учетной политикой. Прямые затраты будут отнесены к конкретной продукции, а косвенные придется распределять по ее видам. Способы распределения также должны найти отражение в учетной политике.

3. Нюансы признания запасов при поступлении

Для отдельных категорий хозяйствующих субъектов ФСБУ определяет нюансы признания запасов.

Оценка МПЗ после признания

С первой величиной мы уже познакомились, разберемся со второй. Чистая стоимость продажи представляет собой цену за вычетом предполагаемых затрат на производство, подготовку к продаже и продажу запасов.

Превышение фактической себестоимости над чистой продажной стоимостью означает, что запасы обесценились. Обычно это происходит с течением времени, ввиду морального устаревания и т. д. В таком случае организация обязана создать резерв на сумму указанного превышения. Балансовая стоимость сформируется из фактической себестоимости запасов за минусом резерва.

Для организаций с упрошенным ведением учета создание резерва необязательно.

Списываем запасы — что обновлено

Новый стандарт требует, чтобы запасы списывались в определенный момент времени. Это может быть:

При этом в расходах должна быть отражена балансовая стоимость запасов. Для каждого из указанных случаев расходы будут учитываться отдельно.

Способы списания запасов остаются всё теми же, что действуют в настоящее время, и закреплены в ПБУ 5:

Выбранный способ нужно закрепить в учетной политике.

Как достоверно раскрыть информацию о запасах в отчетности

Объем информации, подлежащий раскрытию в отчетности в части запасов, велик. Кроме балансовой стоимости на начало и конец отчетного периода необходимо отразить сведения, касающиеся:

Как применять ФСБУ 5/2019 с 1 января 2021 года

Между положениями ранее применявшегося ПБУ 5/01 и ФСБУ 5/2019 «Запасы» есть существенные различия, поэтому в учетной политике необходимо закрепить способ перехода:

При выборе ретроспективного варианта перехода на новый стандарт корректировать показатели необходимо в корреспонденции со счетом 84.

Приведем примеры проводок в соответствии с ФСБУ 5/2019, если организация выберет второй способ:

Источник

Операционные системы и программное обеспечение