типовые формы технических заданий росатом

Приказ Госкорпорации «Росатом» от 16.11.2017 N 1/1134-П «Об утверждении единых отраслевых порядков согласования технических заданий и технических условий на оборудование, необходимое для сооружения энергоблоков АЭС на территории Российской Федерации и за рубежом, и внесении изменений в приказы Госкорпорации «Росатом» от 29.04.2013 N 1/450-П, от 26.05.2017 N 1/465-П»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ «РОСАТОМ»

от 16 ноября 2017 г. N 1/1134-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ ПОРЯДКОВ

СОГЛАСОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

НА ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ЭНЕРГОБЛОКОВ

АЭС НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ,

И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗЫ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»

ОТ 29.04.2013 N 1/450-П, ОТ 26.05.2017 N 1/465-П

В целях повышения эффективности процесса материально-технического обеспечения организаций Госкорпорации «Росатом» приказываю:

2. Внести в приказ Госкорпорации «Росатом» от 29.04.2013 N 1/450-П «Об утверждении типовых форм договоров» (в редакции приказа от 22.01.2014 N 1/47-П, с последующими изменениями) изменения согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

3. Внести в приказ Госкорпорации «Росатом» от 26.05.2017 N 1/465-П «Об утверждении типовой формы договора» изменения согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

5. Руководителям организаций Госкорпорации «Росатом», осуществляющих закупочную деятельность в соответствии с ЕОСЗ, на основании принятых локальных нормативных актов об утверждении Положения о закупках, в порядке, утвержденном приказом Госкорпорации «Росатом» от 19.10.2011 N 1/885-П (в текущей редакции), обеспечить применение положений настоящего приказа.

6. Рекомендовать руководителям федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых Госкорпорация «Росатом» осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, акционерных обществ, акции которых принадлежат Российской Федерации и в отношении которых Госкорпорации «Росатом» осуществляет полномочия акционера, их дочерних обществ, хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Госкорпорации «Росатом», их дочерних обществ, учреждений, созданных Госкорпорацией «Росатом» и вышеуказанными организациями, за исключением организаций, указанных в пункте 5 настоящего приказа, обеспечить принятие локальных нормативных актов организации, предусматривающих обязательность применения порядка 1 и порядка 2.

7. Признать утратившим силу приказ Госкорпорации «Росатом» от 16.02.2016 N 1/118-П «Об утверждении Единого отраслевого порядка согласования технических заданий и технических условий на оборудование, необходимое для сооружения энергоблоков АЭС на территории Российской Федерации».

приказом Госкорпорации «Росатом»

от 16 ноября 2017 г. N 1/1134-П

ЕДИНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПОРЯДОК

СОГЛАСОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

НА ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ЭНЕРГОБЛОКОВ

АЭС НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Назначение и область применения

1.2. Порядок используется с учетом следующих ограничений:

Порядок не распространяется на согласование технических заданий и технических условий, включаемых в состав закупочной документации на приобретение оборудования для сооружения энергоблоков АЭС на территории Российской Федерации;

Порядок не распространяется на технические задания и технические условия, согласование которых было начато до утверждения настоящего Порядка;

Порядок не распространяется на деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации ограниченного доступа.

1.3. Соблюдение Порядка является обязательным для всех участников согласования технических заданий и технических условий на разрабатываемое и изготавливаемое в рамках заключенного договора оборудование, приобретаемое для сооружения энергоблоков АЭС на территории Российской Федерации, относящееся к 1, 2, 3, 4 классам безопасности по НП-001-15.

Для организаций вне контура управления Госкорпорации «Росатом» обязательность применения Порядка должна определяться условиями заключенных договоров или иных регулирующих взаимоотношения документов.

Обязательства по срокам согласования ТЗ/ТУ между поставщиком и заказчиком должны быть предусмотрены в условиях заключенного договора.

Взимание платы с поставщика за согласование ТЗ/ТУ организациями атомной отрасли не допускается. Поставщик вправе привлечь Генпроектировщика/проектировщика/главного конструктора реакторной установки (на оборудование и системы реакторной установки) к формированию предложений по их доработке на договорной основе.

Сроки, установленные Порядком, обязательны к учету при планировании закупки в рамках процесса «Планирование закупок товаров, работ, услуг» группы процессов «Управление закупочной деятельностью».

В процессе согласования технических заданий/технических условий участниками согласования могут применяться информационные системы, порядок применения которых устанавливается приложением к договору на изготовление и поставку оборудования (иные виды заключаемых договоров). При этом процесс согласования ТЗ/ТУ уточняется с учетом реализованного функционала информационной системы, без увеличения сроков согласования в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка.

1.4. Ответственным за актуализацию Порядка и контроль его исполнения в соответствии с требованиями Положения о системе регламентирующих документов Госкорпорации «Росатом» является директор по закупкам, МТО и управлению качеством Госкорпорации «Росатом».

1.6. Работу с обращениями по техническим вопросам осуществляет рабочая группа по типизации с привлечением директора по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе (при необходимости). Обращение должно быть рассмотрено в течение 7 рабочих дней. При несогласии с ответом на обращение инициатор обращения вправе обратиться в Комитет по типизации Госкорпорации «Росатом», созданный в соответствии с Приказом N 1/267-П.

2. Сокращения и аббревиатуры

2.1. Сокращения, используемые в целях данного документа, и расшифровки:

специализированная организация, уполномоченная разрабатывать проект АЭС (энергоблока АЭС) и вести иные проектные работы на всех этапах жизненного цикла АЭС для конкретной площадки размещения АЭС (энергоблока АЭС) или базового проекта АЭС, на основании заключенных договоров

юридическое лицо, выполняющее по договору с АО «Концерн Росэнергоатом» комплекс работ по сооружению энергоблоков АЭС, включая закупку продукции

Головной образец оборудования

первый экземпляр изделия, изготовленный по вновь разработанной документации для применения заказчиком с одновременной отработкой конструкции и технической документации для производства и эксплуатации остальных экземпляров изделия

организация атомной отрасли, являющаяся собственником средств или их законным распорядителем, выступающая заказчиком по договору с конечным поставщиком, принявшим на себя обязательства по разработке ТЗ/ТУ, изготовлению и поставке оборудования

юридическое лицо (объединение юридических лиц), осуществляющее изготовление оборудования по договору с поставщиком. Поставщик может выступать в роли изготовителя

Исходные технические требования

документ, содержащий для каждого вида и типа изделий или оборудования в соответствии с составом и структурой проекта технические характеристики, необходимый состав представляемой документации и другие требования, обеспечивающие его безопасность, надежность и экономичность. ИТТ определяются генеральным проектировщиком или разработчиком проекта реакторной установки и могут относиться к любой из стадий жизненного цикла изделия или оборудования (исследованию, проектированию, изготовлению, испытанию (иным формам оценки соответствия), эксплуатации, включая ремонт, снятию с эксплуатации)

код обозначений поставляемого оборудования по системе KKS (Kraftwerk Kennzeihen System)

комплекс взаимосвязанных изделий, имеющий заданное функциональное назначение и предназначенный для использования самостоятельно или в составе другого оборудования

Опытный образец оборудования

образец продукции, изготовленный по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия его заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению

юридическое лицо, являющееся стороной по договору с Заказчиком, принявшее на себя обязательства по разработке ТЗ/ТУ, изготовлению и поставке оборудования

контрольные испытания опытных образцов, опытных партий продукции или изделий единичного производства, проводимые соответственно с целью решения вопроса о целесообразности постановки этой продукции на производство и (или) использования по назначению

приказ Госкорпорации «Росатом» от 29.03.2017 N 1/267-П «О создании Комитета по типизации технических требований Госкорпорации «Росатом» и об утверждении Временного единого отраслевого порядка по типизации технических требований и аудиту достоверности данных» в редакции с последующими изменениями.

юридическое лицо (объединение юридических лиц), осуществляющее разработку продукции в установленном порядке по договору с поставщиком. Поставщик может выступать в роли разработчика

исходный технический документ для разработки продукции и технической документации на нее

документ, содержащий требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к изделию, его изготовлению, контролю, приемке и поставке, которые нецелесообразно указывать в других конструкторских документах. До проведения испытаний и утверждения акта приемочных испытаний под техническими условиями подразумевается проект технических условий.

2.2. Аббревиатуры, используемые в целях данного документа, и их расшифровки:

автоматизированная система управления технологическим процессом

исходные технические требования

АО «Концерн Росэнергоатом»

центральный аппарат АО «Концерн Росэнергоатом»

3. Основные положения

3.1. Общий/предельный срок согласования и утверждения ТЗ не должен превышать 76 рабочих дней с даты получения ТЗ от Поставщика. Общий/предельный срок согласования ТУ не должен превышать 73 рабочих дня, утверждение ТУ осуществляется после проведения приемочных испытаний.

3.2. Требования к комплектующим изделиям должны быть приведены в ТЗ/ТУ на оборудование, для которого предназначены комплектующие изделия.

Необходимость согласования ТЗ/ТУ на комплектующие изделия должна быть указана в ТЗ/ТУ на оборудование, для которого предназначаются комплектующие изделия.

3.3. Перечень лиц, которым ТЗ/ТУ направляется для согласования, должен устанавливаться договором поставки и в общем случае включать в себя:

главного конструктора реакторной установки (при согласовании ТЗ/ТУ на оборудование и системы реакторной установки);

генерального проектировщика и/или проектировщика;

ЦА КРЭА (для оборудования АЭС, относящегося к 1, 2, 3 классу безопасности по НП-001-15, и к 4 классу безопасности, включенного в перечень, утверждаемый локальным нормативным актом КРЭА);

комплектного поставщика АСУ ТП (при согласовании ТЗ/ТУ на оборудование АСУ ТП, имеющее связи с подсистемами комплектной поставки).

3.4. В договоре поставки оборудования должна быть сделана ссылка на настоящий Порядок и адрес его размещения на официальном сайте по закупкам атомной отрасли, находящемся по адресу www.zakupki.rosatom.ru.

3.5. Участники согласования могут привлекать к подготовке заключений для согласования ТЗ/ТУ другие организации, при этом сроки согласования ТЗ/ТУ, установленные Порядком, изменению не подлежат. Участники согласования при привлечении к согласованию сторонних организаций обеспечивают доведение до ответственного за организацию согласования замечаний привлекаемой организации.

3.6. Количество кругов рассмотрений не должно превышать двух: первоначально и после устранения выданных замечаний в полном соответствии с решениями, принятыми на согласительном совещании, проведенном в соответствии с требованиями Порядка (в случае его проведения).

3.8. При направлении на согласование ТЗ/ТУ/извещения об изменении ТУ, дополнения к ТЗ одновременно с сопроводительным письмом и проектом документа направляются следующие документы:

Если ТУ до проведения испытаний в рамках текущего договора не согласовывались с КРЭА, дополнительно предоставляются: ИТТ и требования договора к оборудованию, не отраженные в ИТТ, протоколы и акты периодических испытаний (ГОСТ Р 15.301);

3.9. В случае изменения после подписания договора требований органов государственного надзора, норм законодательства Российской Федерации, распространяющихся на оборудование, требований по обеспечению безопасности АЭС доработка ТЗ по измененным требованиям осуществляется в сроки, определенные дополнительным соглашением к договору, в соответствии с требованиями Порядка.

4. Порядок согласования ТЗ, ТУ

Требования к результату

Разработка ТЗ/ТУ и направление Заказчику

Поставщик своими силами либо силами разработчика, привлекаемого по договору, выполняет разработку ТЗ/ТУ в соответствии с требованиями договора и ИТТ.

ТЗ является основным исходным документом для разработки продукции. Требования к разработке, изготовлению и приемке нового оборудования (при постановке продукции на производство по ГОСТ Р 15.301-2016 и ГОСТ 15.005-86) должны соответствовать согласованным и утвержденным ТЗ. Использование ТУ в качестве ТЗ не допускается.

В случае продолжения производства продукции разрабатываются ТУ, которые согласовываются в соответствии с настоящим Порядком.

Поставщик обеспечивает разработку ТЗ/ТУ в сроки, установленные договором и способствующие своевременному изготовлению оборудования.

Сопроводительное письмо с разработанным ТЗ/ТУ, а также документы в соответствии с п. 3.8, направленные Заказчику для согласования.

ТЗ должны соответствовать следующим нормативным документам:

ГОСТ 34.602-89 в части состава, построения и содержания ТЗ на АСУ ТП; ОСТ 95 18-2001.

ТЗ обязательно должно устанавливать форму оценки соответствия, содержать требования к проведению приемочных испытаний продукции, требования к стадиям и этапам разработки, в которых должен быть оговорен объем документации, представляемой генеральному проектировщику/проектировщику в качестве исходных данных для проектирования или согласовываемой со сторонними организациями.

ТУ должны соответствовать следующим нормативным документам: ГОСТ 2.114-2016, ОСТ 95 526-2001

Документация направляется в формате PDF с приложением версии документа в формате DOC или ином согласованном редактируемом формате.

В сопроводительном письме Поставщика обязательно должны быть указаны: наименование АЭС и номер блока, наименование оборудования или системы, код KKS оборудования, обозначения и проекте сооружения АЭС системой кодирования, наименование организации, заключившей договор на разработку и/или изготовление и поставку оборудования, номер договора с Поставщиком, адрес электронной почты ответственного должностного лица Поставщика.

Требования, устанавливаемые ТЗ/ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям национальных, межгосударственных стандартов, федеральных норм и правил и отраслевых стандартов, распространяющихся на данное оборудование.

ТЗ/ТУ должно содержать техническую информацию на оборудование для разработки проектной документации АЭС в соответствии с объемом, указанным Генпроектировщиком/Проектировщиком в ИТТ.

Техническая документация, разрабатываемая Поставщиком на основании ТЗ/ТУ, должна строго соответствовать требованиям согласованных/утвержденных ТЗ/ТУ.

Направление ТЗ/ТУ на первоначальное рассмотрение

Направление ТЗ/ТУ на согласование одновременно всем Участникам согласования (параллельная схема согласования).

1 рабочий день с даты получения от Поставщика

Комплект документов с сопроводительным письмом в адрес Участников согласования. Объем комплекта установлен в п. 3.8.

В сопроводительном письме обязательно должны быть указаны: наименование АЭС и номер энергоблока, наименование оборудования или системы, код KKS оборудования, обозначение оборудования по ГОСТ 2.201-80, наименование организации, заключившей договор на разработку и/или изготовление и поставку оборудования, номер договора с поставщиком, адрес электронной почты ответственного должностного лица Заказчика.

В случае, если документы направляются лицом, которому в соответствии с п. 3.7. Порядка переданы функции по организации рассмотрения и согласования ТЗ/ТУ, в сопроводительном письме указываются наименование заказчика и реквизиты договора, по которому переданы указанные функции. Заказчик вправе вернуть полученные от Поставщика документы, не направляя участникам согласования, с обоснованием причин отказа в рассмотрении, в следующих случаях:

нарушение Поставщиком требований к результату, предусмотренных этапом 1;

несоответствие наименования представленного ТЗ/ТУ наименованию, указанному в договорной спецификации на данное оборудование;

отсутствие ТЗ/ТУ в представленных документах,

направление ИТТ в качестве согласуемых ТЗ/ТУ.

Отказ должен быть аргументированным и обоснованным. Течение срока рассмотрения в таком случае начинается с даты повторного поступления документов.

Участники согласования рассматривают направленные на согласование документы и принимают решение о результате согласования.

не более 15 рабочих дней с даты получения от Заказчика

Письмо в адрес заказчика о согласовании или несогласовании ТЗ/ТУ с приложением реестра замечаний.

Согласование с условиями (например, «согласовано с замечаниями», «согласовано при учете замечаний») не допускается.

Согласование ТЗ/ТУ оформляется письмом организации участника согласования или визой о согласовании на титульном листе ТЗ согласно ОСТ 95 18-2001 или листе утверждения ТУ согласно ГОСТ 2.105-95.

Решение о несогласовании направляется письмом в адрес ответственного лица Заказчика с приложением к нему реестра замечаний. В письме указывается ФИО, контактный телефон и электронный адрес автора замечаний (рекомендуемая форма реестра замечаний приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку).

Реестр замечаний направляется в нередактируемом формате PDF с приложением версии в редактируемом формате.

Не допускается выдача замечаний, противоречащих требованиям договора, ИТТ, которые приводят к увеличению стоимости договора, за исключением случаев, когда изменения в ходе исполнения договора являются результатом требований органов государственного надзора, принятия законодательных актов органов государственной власти.

Доработка и повторное согласование ТЗ/ТУ (при необходимости в случае наличия замечания от Участников согласования)

Формирование реестра учета замечаний и его направление Поставщику

Формирует, подписывает общий реестр учета замечаний (форма реестра в приложении N 2 к Порядку) и направляет письмо в адрес Поставщика о наличии замечаний и необходимости доработки ТЗ/ТУ с приложением общего реестра учета замечаний участников согласования.

не более 3 рабочих дней с даты получения замечания от последнего участника согласования либо по истечении срока, определенного на этапе 3.

Письмо в адрес Поставщика о наличии замечаний и необходимости доработки ТЗ/ТУ с приложением общего реестра учета замечаний

Рекомендуемая форма реестра замечаний приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку.

Рассмотрение замечаний Поставщиком

Принятие решения о необходимости доработки ТЗ/ТУ.

не более 5 рабочих дней с даты получения реестра замечаний по этапу 4

Организация и проведение согласительного совещания (при необходимости и инициировании Поставщиком)

Принятие решения о необходимости согласительного совещания в случае разногласий по итогам первоначального рассмотрения.

участников согласования, имеющих замечания к ТЗ/ТУ, иных организаций для предоставления экспертной оценки.

Протокол согласительного совещания

Достижение согласованной позиции всеми участниками совещания при наличии разногласий, в том числе в случае, если устранение замечаний участников согласования приводит к изменению проектных характеристик оборудования, строительных конструкций, элементов систем АЭС или влияет на ядерную и радиационную безопасность объекта.

В случае если вопросы не удалось урегулировать в рамках согласительного совещания, окончательное решение принимает уполномоченное должностное лицо КРЭА в срок не более 5 рабочих дней после обращения должностного лица, под руководством которого было проведено согласительное совещание.

Форма протокола приведена в приложении N 3 к Порядку.

Доработка ТЗ/ТУ и направление Заказчику на повторное согласование

Доработка ТЗ/ТУ, формирование, подписание итогового общего реестра учета замечаний и их направление Заказчику на повторное согласование

не более 10 рабочих дней с даты получения письма о наличии замечаний и необходимости доработки ТЗ/ТУ по этапу 4 (если согласительное совещание не проводилось) или не более 5 рабочих дней с даты оформления протокола согласительного совещания по этапу 6 (если согласительное совещание проводилось).

Письмо в адрес Заказчика с приложением реестра учета замечаний, протокола согласительного совещания (при наличии) и комплекта доработанных документов по ТЗ/ТУ

Каждому замечанию в реестре должен быть присвоен статус (учтено/учтено частично/не учтено) и приведена предлагаемая редакция пункта ТЗ/ТУ, по которому получены замечания, а также пунктов, по которым требуется внесение соответствующих выявленных замечаниям исправлений. Дополнение текста ТЗ/ТУ и/или изменение формулировок по тексту ТЗ/ТУ, не связанных с устранением выявленных замечаний, должно рассматриваться как исключение и в обязательном порядке указываться поставщиком в итоговом общем реестре учета замечаний.

При частичном принятии или непринятии замечаний должна быть аргументирована позиция со ссылками на нормативные документы в графе «комментарий».

Итоговый реестр замечаний должен содержать все замечания и соответствовать доработанным ТЗ/ТУ.

Договоры поставки оборудования, необходимого для сооружения АЭС, должны содержать условие о недопущении несоответствия общего реестра учета замечаний доработанным ТЗ/ТУ.

Итоговый общий реестр учета замечаний в не редактируемом формате PDF с приложением версии в редактируемом формате подписывается Поставщиком и направляется Заказчику вместе с комплектом документов и с протоколом согласительного совещания (при наличии) на повторное рассмотрение ТЗ/ТУ.

Направление доработанного ТЗ/ТУ на повторное согласование

Направление доработанного ТЗ/ТУ на согласование одновременно всем Участникам согласования (параллельная схема согласования).

1 рабочий день с даты получения письма и доработанных ТЗ/ТУ от Поставщика

Письмо в адрес участников согласования с приложением итогового реестра учета замечаний, доработанного ТЗ/ТУ, копии протокола согласительного совещания (при наличии)

Повторное рассмотрение доработанного ТЗ/ТУ Участниками согласования

не более 10 рабочих дней с даты получения доработанных ТЗ/ТУ

Письмо в адрес Заказчика о согласовании ТЗ/ТУ либо о наличии замечаний к направленным документам

Повторная доработка и окончательное согласование ТЗ/ТУ (при необходимости в случае наличия замечаний от Участников согласования)

Формирование реестра учета замечаний и направление его Поставщику

Аналогично процессу этапа 4, за исключением срока.

не более 2 рабочих дней с даты получения замечания от последнего участника согласования либо истечения срока, определенного на этапе 9

Письмо в адрес Поставщика о наличии замечаний и необходимости доработки ТЗ/ТУ с приложением общего реестра учета замечаний

Рассмотрение замечаний Поставщиком

Аналогично процессу этапа 5, за исключением срока.

не более 3 рабочих дней с даты получения реестра замечаний от Заказчика по этапу 10

Организация и проведение окончательного согласительного совещания (при необходимости и инициировании Поставщиком)

Принятие решения о необходимости согласительного совещания в случае разногласий по итогам повторного рассмотрения.

Аналогично процессу этапа 6 с условием необходимости принятия окончательного решения.

Срок организации и проведения согласительного совещания, оформления протокола не должен превышать 5 рабочих дней с даты обращения Поставщика о проведении окончательного согласительного совещания по этапу 11.

Протокол согласительного совещания

Повторная доработка ТЗ/ТУ и направление Заказчику

Аналогично процессу этапа 7, за исключением срока

Не более 5 рабочих дней с даты получения письма о наличии замечаний и необходимости доработки ТЗ/ТУ по этапу 10 (если согласительное совещание не проводилось);

2 рабочих дня с даты оформления протокола согласительного совещания по этапу 12 (если совещание проводилось).

Письмо в адрес Заказчика и об учете всех замечаний участников согласования или их снятии (согласовании) с приложением реестра учета замечаний, протокола согласительного совещания (при наличии) и комплекта доработанных документов по ТЗ/ТУ со всеми учтенными/снятыми замечаниями

Отсутствуют неучтенные (неснятые) замечания.

Направление ТЗ/ТУ на окончательное согласование

Направление доработанного ТЗ/ТУ на окончательное согласование участникам согласования

не более 1 рабочего дня с даты получения доработанного ТЗ/ТУ от Поставщика

Письма в адрес участников согласования с приложением ТЗ/ТУ

Окончательное согласование ТЗ/ТУ участниками согласования

Получение ответов от участников согласования

Письма о согласовании от организаций участников согласования; ТЗ/ТУ согласованный участниками согласования.

Согласование ТЗ/ТУ оформляется письмом организации участника согласования или визой о согласовании на титульном листе ТЗ согласно ОСТ 95 18-2001 или листе утверждения ТУ согласно ГОСТ 2.105-95.

Направление согласованного ТЗ на утверждение

Заказчик направляет ТЗ на утверждение: для оборудования АЭС, относящегося к 4 классу безопасности по НП-001-15 и не включенного в перечень, утверждаемый локальным нормативным актом КРЭА

на утверждение в филиал КРЭА-АЭС либо направляет согласованное ТЗ для оборудования АЭС, относящегося к 1, 2, 3 классу безопасности по НП-001-15 и к 4 классу безопасности, включенного в перечень, утверждаемый локальным нормативным актом КРЭА на утверждение в ЦА КРЭА

Не более 3 рабочих дней с даты получения последнего согласования ТЗ

Письмо в адрес АЭС или ЦА КРЭА (для утверждения ТЗ) с приложением согласованного оригинала ТЗ и писем о согласовании от участников согласования (или визы на титульном листе ТЗ)

При направлении на утверждение ТЗ одновременно направляются следующие документы:

согласованный оригинал ТЗ;

Направление актов испытаний для финального согласования ТУ

Заказчик направляет акты испытаний с приложением ТУ:

для оборудования АЭС, относящегося к 4 классу безопасности по НП-001-15 и не включенного в перечень, утверждаемый локальным нормативным актом КРЭА

на согласование в ЦА КРЭА

Не более 2 рабочих дней с даты оформления актов испытаний

с приложением копии ТУ, писем о согласовании от участников согласования, актов испытаний

Финальное согласование ТУ

не более 3 рабочих дней с даты получения ТУ, актов испытаний

Письмо о финальном согласовании ТУ в адрес Заказчика

Утверждение ТЗ и направление утвержденного документа Заказчику

не более 3-х рабочих дней с даты получения документов по этапу 16.1

Письмо в адрес Заказчика о направлении утвержденного ТЗ

Должностное лицо организации, которому дано право утверждения ТЗ, устанавливается в самой организации.

Направление письма о финальном согласовании поставщику (разработчику)

Заказчик направляет Поставщику письмо о финальном согласовании ТУ, акты испытаний

Не более 2 рабочих дней с даты получения письма о финальном согласовании по этапу 16.2.2.

Письмо в адрес Поставщика о направлении финального согласования, актов испытаний

Утверждение ТУ и направление копии ТУ Заказчику

в течение 2 рабочих дней с момента получения финального согласования и актов испытаний по этапу 17.2.1.

Письмо в адрес Заказчика с приложением копии утвержденных ТУ

ТУ на вновь разработанное оборудование утверждаются по итогам приемочных испытаний.

В случае, если Поставщик является разработчиком (изготовителем) оборудования. В иных случаях Поставщик должен обеспечить утверждение ТУ со стороны разработчика (изготовителя) в сроки, установленные настоящим этапом

Направление утвержденного ТЗ, ТУ

Направление участникам согласования копии с утвержденного экземпляра ТЗ/ТУ

в течение 5 рабочих дней с момента получения утвержденных ТЗ/ТУ

Письмо в адрес в адрес участников согласования с приложением копии с утвержденного ТЗ/ТУ

Участникам согласования направляется копия с утвержденного экземпляра ТЗ/ТУ в электронной форме в формате TIF или PDF.

При направлении копии с утвержденных ТУ к ним должны прикладываться заверенные копии актов приемочных испытаний изготовленного оборудования.

5. Изменение ранее утвержденных ТЗ/ТУ

5.1. При необходимости внесения изменений в ранее утвержденные ТЗ/ТУ согласование изменений к ТУ и дополнений к ТЗ должно производиться в соответствии с условиями настоящего Порядка, за исключением сроков рассмотрения и доработки. Срок первичного рассмотрения в таком случае устанавливается в 10 рабочих дней, срок повторного рассмотрения и доработки в 7 рабочих дней.

5.2. В случае отсутствия изменений в ранее согласованные ТУ согласование применимости оборудования, изготавливаемого по данным ТУ, в проекте других строящихся АЭС проводится без разработки извещения об изменении.

5.4. В случае выявления в ходе согласования невозможности применения оборудования по действующим ТУ без корректировок, к ТУ выпускается изменение в соответствии с п. 5.1 Порядка. При изменении технических параметров и конструкции оборудования по требованию КРЭА может разрабатываться ТЗ.

5.5. Согласование применимости в проекте строящейся АЭС оборудования, изготавливаемого по ранее согласованным ТУ и извещений об изменении (в случае необходимости внесения изменений), должно осуществляться для каждого энергоблока (за исключением случаев заключения единого договора на поставку оборудования для нескольких энергоблоков).

5.7. Допускается распространение действия (в том числе посредством разработки дополнения) для другого энергоблока АЭС ранее утвержденного ТЗ на оборудование, относящееся к 1, 2, 3 классу безопасности по НП-001-15, и к 4 классу безопасности, включенное в перечень, утверждаемый локальным нормативным актом КРЭА, ранее разработанное тем же поставщиком/разработчиком, согласованное и утвержденное ЦА КРЭА, в соответствии с п. 5.1 Порядка, при одновременном соблюдении следующих условий

— применение оборудования для того же объекта при сооружении энергоблоков АЭС на территории Российской Федерации;

— применение оборудования для того же объекта при сооружении энергоблоков АЭС на территории Российской Федерации;

6. Нормативные ссылки

1. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.12.2015 N 522 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» (НП-001-15).

2. ГОСТ 15.005-86. Межгосударственный стандарт. Система разработки и постановки продукции на производство. Создание изделий единичного и мелкосерийного производства, собираемых на месте эксплуатации.

3. ГОСТ Р 15.301-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственный стандарт Российской Федерации. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.

4. ГОСТ 15.016-2016. Межгосударственный стандарт. Система разработки и постановки продукции на производство. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению.

5. ГОСТ 2.102-2013. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов.

6. ГОСТ 2.104-2006. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Основные надписи.

7. ГОСТ 2.105-95. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.

8. ГОСТ 2.106-96. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Текстовые документы.

9. ГОСТ 2.114-2016. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия.

10. ГОСТ 2.201-80. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Обозначение изделий и конструкторских документов.

11. ГОСТ 2.301-68. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Форматы.

12. ГОСТ 2.503-2013. Межгосударственный стандарт. Правила внесения изменений.

13. ГОСТ 2.701-2008. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Схемы.

14. ГОСТ 34.602-89. Межгосударственный стандарт. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

15. Приказ Госкорпорации «Росатом» от 29.03.2017 N 1/267-П «О создании Комитета по типизации технических требований Госкорпорации «Росатом» и об утверждении Временного единого отраслевого порядка по материально-техническому обеспечению критически важными товарами, работами, услугами».

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ СОГЛАСОВАНИЯ

Главный конструктор реакторной установки

Генеральный проектировщик и/или проектировщик

Комплектный поставщик АСУ ТП

Соответствие требований к оборудованию и системам требованиям технического проекта, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, требованиям МАГАТЭ, ИТТ, в т.ч.:

технические характеристики оборудования, включая показатели надежности и его интерфейс;

режимы работы, условия работы, модель эксплуатации;

виды испытаний для контроля работоспособности и надежности и другие формы оценки соответствия;

комплектность оборудования и документации;

примененные сырье и материалы;

ядерная, радиационная и промышленная безопасность, включая классификацию;

указания по монтажу и эксплуатации; маркировка оборудования.

Соответствие требований к оборудованию требованиям ИТТ, в т.ч.:

порядок контроля и приемки оборудования;

категории испытаний и иные формы оценки соответствия;

комплектность оборудования и документации;

консервация, упаковка, транспортировка, хранение; маркировка оборудования и документации;

указания по монтажу.

Соответствие требований к оборудованию требованиям проекта, ИТТ, в т.ч.: основные параметры и характеристики оборудования;

классификация изделия, требования по безопасности, соответствие ядерной, радиационной и промышленной безопасности оборудования требованиям проекта;

комплектность оборудования (в части соответствия проекту);

показатели надежности (безотказности, долговечности, стойкости к окружающей среде и средам);

режимы работы, модель эксплуатации, условия работы;

указания по монтажу и эксплуатации (при необходимости).

Соответствие требований к оборудованию согласованным ИТТ.

Соответствие требований к оборудованию федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии.

Соответствие требований к оборудованию нормативной и распорядительной документации эксплуатирующей организации.

требования к приемке и испытаниям;

порядок контроля и приемки;

транспортирование, хранение, консервация, упаковка, маркировка;

указания по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту;

стадии и этапы работ;

комплектность поставки оборудования;

диагностика, прогнозирование технического состояния и техническое освидетельствование при эксплуатации;

кодирование оборудования и документации;

обеспечение расходными материалами и технологическими средами для монтажа, эксплуатации, ремонта.

Соответствие требований к системам и оборудованию требованиям ИТТ.

Соответствие требований к системам и оборудованию федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, а также иным нормам, заявленным к обязательному исполнению в проекте.

Достаточность требований к системе и к ее элементам, в т.ч. структуре и функционированию, надежности, эргономике, эксплуатации, техобслуживанию, ремонту, хранению, транспортабельности, защите информации, защите от влияния внешних воздействий, унификации.

Соответствие требований к оборудованию федеральных нормам и правилам в области использования атомной энергии.

Соответствие требований к оборудованию нормативной и распорядительной документации эксплуатирующей организации.

Соответствие реализуемой единой технической политике КРЭА.

Соответствие требований к оборудованию согласованным ИТТ. Вопросы контроля, приемки, испытаний и проведения оценки соответствия.

Соответствие требований к оборудованию требованиям ИТТ

Соответствие требований к оборудованию требованиям договора поставки

ФОРМА РЕЕСТРА УЧЕТА ЗАМЕЧАНИЙ

Реестр учета замечаний к

Номер сопроводительного письма:

Дата сопроводительного письма:

Раздел, пункт проекта документа

Исходный текст проекта документа

Автор замечания (подразделение, ФИО, контактный телефон, электронный адрес)

Статус замечания (учтено/учтено частично/не учтено)

Текст документа в новой редакции

Столбец является обязательным для заполнения.

Отражается обоснование отказа от учета замечания согласующего. Столбец является обязательным для заполнения, если замечание согласующего не учтено.

СОГЛАСИТЕЛЬНОГО СОВЕЩАНИЯ (ОФОРМЛЯЕТСЯ НА БЛАНКЕ

ОРГАНИЗАЦИИ, ПОД РУКОВОДСТВОМ КОТОРОЙ ПРОВОДИТСЯ

Форма обращения о несоблюдении требований Порядка

Этап и участники этапа согласования

Дата начала этапа, реквизиты письма о направлении на согласование

Дата окончания этапа, реквизиты письма о согласовании/направлении замечаний

Длительность этапа (рабочие дни)

Приложение скан-копий писем обязательно.

Приложение скан-копий писем обязательно.

приказом Госкорпорации «Росатом»

от 16 ноября 2017 г. N 1/1134-П

ЕДИНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПОРЯДОК

СОГЛАСОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

НА ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ЭНЕРГОБЛОКОВ

1. Назначение и область применения

1.2. Порядок используется с учетом следующих ограничений:

Порядок не распространяется на согласование технических заданий, включаемых в состав закупочной документации на приобретение оборудования для сооружения энергоблоков АЭС за рубежом;

Порядок не распространяется на технические задания и технические условия, согласование которых было начато до утверждения настоящего Порядка;

Порядок не распространяется на деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации ограниченного распространения.

1.3. Соблюдение Порядка является обязательным для всех участников согласования технических заданий и технических условий на разрабатываемое и изготавливаемое в рамках заключенного договора оборудование, приобретаемое для сооружения энергоблоков АЭС за рубежом, относящееся к 1, 2, 3, 4 классам безопасности по НП-001-15.

Для организаций вне контура управления Госкорпорации «Росатом» обязательность применения Порядка должна определяться условиями заключенных договоров или иных регулирующих взаимоотношения документов.

Обязательства по срокам согласования ТЗ/ТУ между поставщиком и заказчиком должны быть предусмотрены в условиях заключенного договора.

Взимание платы с поставщика за согласование ТЗ/ТУ организациями атомной отрасли не допускается, если ТЗ/Ту согласованы без замечаний. Поставщик вправе привлечь Генпроектировщика/проектировщика/главного конструктора реакторной установки (на оборудование и системы реакторной установки) к формированию предложений по их доработке на договорной основе.

Сроки, установленные Порядком, обязательны к учету при планировании закупки в рамках процесса «Планирование закупок товаров, работ, услуг» группы процессов «Управление закупочной деятельностью».

Нормативные документы, перечисленные в разделе 6 Порядка, должны входить в приложения «Перечень стандартов» к контрактам с Инозаказчиком, если Инозаказчиком не были установлены требования по соблюдению иных нормативных документов.

В процессе согласования технических заданий/технических условий участниками согласования могут применяться информационные системы, порядок применения которых устанавливается приложением к договору на изготовление и поставку оборудования (иные виды заключаемых договоров). При этом процесс согласования ТЗ/ТУ уточняется с учетом реализованного функционала информационной системы, без увеличения сроков согласования в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка.

1.4. Ответственным за актуализацию Порядка и контроль его исполнения в соответствии с требованиями Положения о системе регламентирующих документов Госкорпорации «Росатом» является директор по закупкам, МТО и управлению качеством Госкорпорации «Росатом».

1.6. Работу с обращениями по техническим вопросам осуществляет рабочая группа по типизации с привлечением директора по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе (при необходимости). Обращение должно быть рассмотрено в течение 7 рабочих дней. При несогласии с ответом на обращение инициатор обращения вправе обратиться в Комитет по типизации Госкорпорации «Росатом», созданный в соответствии с Приказом N 1/267-П.

2. Сокращения и аббревиатуры

2.1. Сокращения, используемые в целях данного документа, и расшифровки:

специализированная организация, уполномоченная разрабатывать проект АЭС (энергоблока АЭС) и вести иные проектные работы на всех этапах жизненного цикла АЭС для конкретной площадки размещения АЭС (энергоблока АЭС) или базового проекта АЭС, на основании заключенных договоров

Контракт на инжиниринг/поставку оборудования/сооружение АЭС, заключенный с Инозаказчиком

первый экземпляр изделия, изготовленный по вновь разработанной документации для применения заказчиком с одновременной отработкой конструкции и технической документации для производства и эксплуатации остальных экземпляров изделия

Держатель Генконтракта с Инозаказчиком

организация (объединение), обладающее необходимыми ресурсами, имеющее в соответствии с законами Российской Федерации и нормативными документами исполнительной власти разрешение на определенный вид деятельности, позволяющее ей заключить договор с Инозаказчиком на выполнение работы, соответствующей этой деятельности

организация атомной отрасли, являющаяся собственником средств или их законным распорядителем, выступающая заказчиком по договору с конечным поставщиком, принявшим на себя обязательство по разработке ТЗ/ТУ, изготовлению и поставке оборудования

юридическое лицо (объединение юридических лиц), осуществляющее изготовление оборудования по договору с поставщиком. Поставщик может выступать в роли изготовителя

иностранное юридическое лицо, выступающее заказчиком предмета генконтракта

Исходные технические требования

документ, содержащий для каждого вида и типа изделий или оборудования в соответствии с составом и структурой проекта технические характеристики, необходимый состав представляемой документации и другие требования, обеспечивающие его безопасность, надежность и экономичность. ИТТ определяются генеральным проектировщиком или разработчиком проекта реакторной установки и могут относиться к любой из стадий жизненного цикла изделия или оборудования (исследованию, проектированию, изготовлению, испытанию (иным формам оценки соответствия), эксплуатации, включая ремонт, снятию с эксплуатации)

код обозначений поставляемого оборудования по системе KKS (Kraftwerk Kennzeihen System)

комплекс взаимосвязанных изделий, имеющий заданное функциональное назначение и предназначенный для использования самостоятельно или в составе другого оборудования

Опытный образец оборудования

образец продукции, изготовленный по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия его заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению

юридическое лицо, являющееся стороной по договору с Заказчиком, принявшее на себя обязательства по разработке ТЗ/ТУ, изготовлению и поставке оборудования

контрольные испытания опытных образцов, опытных партий продукции или изделий единичного производства, проводимые соответственно с целью решения вопроса целесообразности постановки этой продукции на производство и (или) использования по назначению

приказ Госкорпорации «Росатом» от 29.03.2017 N 1/267-П «О создании Комитета по типизации технических требований Госкорпорации «Росатом» и об утверждении Временного единого отраслевого порядка по типизации технических требований и аудиту достоверности данных» в редакции с последующими изменениями

юридическое лицо (объединение юридических лиц), осуществляющее разработку продукции в установленном порядке по договору с поставщиком. Поставщик может выступать в роли разработчика

исходный технический документ для разработки продукции и технической документации на нее

документ, содержащий требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к изделию, его изготовлению, контролю, приемке и поставке, которые нецелесообразно указывать в других конструкторских документах. До проведения испытаний и утверждения акта приемочных испытаний под техническими условиями подразумевается проект технических условий.

2.2. Аббревиатуры, используемые в целях данного документа, и их расшифровки:

Автоматизированная система управления технологическим процессом

Исходные технические требования

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

3. Основные положения

3.1. Общий/предельный срок согласования и утверждения ТЗ не должен превышать 76 рабочих дней с даты получения ТЗ от Поставщика, если генконтрактом не предусмотрено согласование с Инозаказчиком. Общий/предельный срок согласования ТУ не должен превышать 73 рабочих дня, утверждение ТУ осуществляется после проведения приемочных испытаний. Если генконтрактом предусмотрено согласование с Инозаказчиком, данный срок увеличивается на время согласования с Инозаказчиком, определенное генконтрактом.

3.2. Требования к комплектующим изделиям должны быть приведены в ТЗ/ТУ на оборудование, для которого предназначены комплектующие изделия.

Необходимость согласования ТЗ/ТУ на комплектующие изделия должна быть указана в ТЗ/ТУ на оборудование, для которого предназначаются комплектующие изделия.

3.3. Перечень лиц, которым ТЗ/ТУ направляется на согласование, должен устанавливаться договором поставки между заказчиком и поставщиком, и в общем случае включать в себя:

главного конструктора реакторной установки (при согласовании ТЗ/ТУ на оборудование и системы реакторной установки);

держателя контракта с Инозаказчиком;

генерального проектировщика и/или проектировщика;

комплектного поставщика АСУ ТП (при согласовании ТЗ/ТУ на оборудование АСУ ТП, имеющее связи с подсистемами комплектной поставки).

3.4. В договоре поставки оборудования должна быть сделана ссылка на настоящий Порядок и адрес его размещения на официальном сайте по закупкам атомной отрасли, находящемся по адресу www.zakupki.rosatom.ru.

3.5. Участники согласования могут привлекать к согласованию ТЗ/ТУ другие организации, при этом сроки согласования ТЗ/ТУ, установленные Порядком, изменению не подлежат. Участники согласования при привлечении к согласованию сторонних организаций обеспечивают доведение до ответственного за организацию согласования замечаний привлекаемой организации.

3.6. Количество кругов рассмотрений не должно превышать двух: первоначально и после устранения выданных замечаний в полном соответствии с решениями, принятыми на согласительном совещании, проведенном в соответствии с требованием Порядка (в случае его проведения).

3.8. При направлении на согласование ТЗ/ТУ/извещения об изменении ТУ, дополнения к ТЗ одновременно с сопроводительным письмом и проектом документа направляются следующие документы:

3.9. В случае изменения после подписания договора требований органов государственного надзора, норм законодательства, распространяющихся на оборудование, требований по обеспечению безопасности АЭС, доработка ТЗ по измененным требованиям осуществляется в сроки, определенные дополнительным соглашением к договору, в соответствии с требованиями Порядка.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение