т 34 образца 1943 года чертежи

Средний танк Т-34 образца 1943 г. (Т-34-85)

Характеристики среднего танка Т-34 образца 1943 г.

Страна: СССР Тип: Средний танк Дата выпуска: 1943 г. Длинна: 8100 мм (с орудием), 6100 (по корпусу) мм Ширина: 3000 мм Высота: 2720 мм Броня, лоб: 15-90 мм Броня, борт: 15-90 мм Броня, башня: 15-90 мм Экипаж: 5 человек Двигатель: дизель В-2-34, мощностью 500 л.с. Дальность хода: до 400 км Максимальная скорость: 55 км/ч Масса: 32,2 тонны Вооружение: 85-мм ЗИС-С-53 и 2х 7,62-мм пулемета ДТ

К 1943 году, вермахт располагал уже заметным количеством тяжелых танков, не только не уступающих, но даже превосходящих по бронированию и огневой мощи Т-34 образцов 1940-1942 г. Сюда относились не только новые Pz VI «Тигр», Pz V «Пантера», но и «старые», прошедшие модернизацию Pz IV последних серий. Вопрос о резком усилении боевых качеств Т-34 особо резко встал в начале наступательных операций лета 1943-го года.

Основным преимуществом новых немецких танков являлась способность за счет мощного артиллерийского вооружения надежно поражать советские танки с дистанций 1500-2000 м. Советские же Т-34-«76» и КВ-1, вооруженные 76 мм пушкой Ф-34 могли ответить только на дистанциях 400-500 м.

Намного лучше результаты, по сравнению с 76-мм Ф-34, дала 85-мм зенитная пушка образца 1939 г. 52-К, которая в ходе обстрела трофейного «Тигра» пробивала его лобовую броню (а это 10 сантиметров стали) с дистанции в 1000 метров. Оставалось только создать орудие с баллистикой 52-К и втиснуть его в габариты уже существующей машины, которая, к слову, совсем не отличалась просторным боевым отделением.

Новая пушка для старого танка

Еще в январе 1942 году разработку 85-мм танковой пушки начали в ОКБ артиллерийского завода № 9 под руководством конструктора артиллерийского вооружения Ф.Ф. Петрова, Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) под общим руководством В.Г. Грабина и КБ артиллерийского завода № 92 под руководством А.И. Савина. К концу мая — началу июня 1943 г. были готовы рабочие чертежи и опытные экземпляры 85 мм танковых пушек ОКБ завода № 9 — Д-5Т и ЦАКБ — С-50, созданная под руководством ведущих конструкторов В.Д. Мешанинова и В.А. Тюрина, С-53 конструкторов Т.И. Сергеева и Г.И. Шабарова.

Представило свой образец под названием ЛБ-1 и КБ завода № 92. Работы по проектированию среднего танка на основе Т-34 с 85-мм пушкой одновременно развернулись в КБ заводов № 112 (г. Нижний Новгород) под руководством В.В. Крылова и № 183 (г. Нижний Тагил) под руководством М.А. Набутовского и А.А. Малоштанова.

чертеж танка Т-34-85

Установка нового орудия на шасси Т-34 потребовала создания новой, более габаритной башни и как следствие изменения конструкции боевого отделения и корпуса в целом, по причине увеличения диаметра погона башни с 1420 до 1600 мм. В результате проведенных работ на заводе № 112 была создана двухместная башня под орудие Д-5Т с диаметром погона в 1600 мм, выполняя план завод успел к началу 1944 г. изготовить и сдать в войска около 100 единиц танков Т-34 с новой башней и пушкой Д-5Т. К тому времени по результатам испытаний орудие ЦАКБ С-53 было признано лучшим из представленных образцов и новый танк решено было оснащать именно этой пушкой.

1 января 1944 г. С-53 была принята на вооружение. КБ завода № 183 изначально ориентировалось на эту пушку, поэтому башня нижнетагильской разработки была рекомендована для серийного производства. Впрочем, на заводе № 112 выпустили некоторое количество танков с нижнетагильской башней, но с пушкой Д-5Т, установка которого не вызвала значительных затруднений.

23 января 1944 г. постановлением ГКО № 5020сс новый танк под названием Т-34-85 был принят на вооружение (соответственно, танки Т-34 с 76 мм пушкой стали называться Т-34-76). Несмотря на принятие танка на вооружение и подготовка его к серийному производству на профильных предприятиях НКТП, продолжались полигонные испытаний, в ходе которых проявились конструктивные недостатки противооткатных устройств (ПОУ) пушки С-53. Доработка ПОУ была произведена в КБ завода № 92 и с ноября 1944 г. орудие производилось под названием ЗИС-С-53.

Конструктивные особенности Т-34-85 по сравнению с Т-34-76

Большая часть танков Т-34 установленных на монументах — танки Т-34-85

Крыша башни изготовлялась из броневого листа толщиной в 20 мм и крепилась к корпусу посредством сварки. На крыше башни слева ближе к корме устанавливалась цилиндрическая командирская башенка (конструкция на танках произведенных на разных предприятиях могла различаться). По периметру командирской башенки устраивались пять смотровых щелей, прикрытые триплексом. На крыше башенки устанавливался двухстворчатый (после 1945 г. — одностворчатый люк) и командирский смотровой прибор МК-4.

На крыше башни справа от командирской башенки находился люк заряжающего и два прибора МК-4 наводчика и заряжающего.Башня была оборудована механизмом поворота с электроприводом. Рабочие место командира танка располагалось слева от пушки в корме башни, наводчик находился также слева от орудия, впереди командира, рабочее место заряжающего было расположено справа от орудия. остальные члены экипажа располагались также как и на Т-34-76.

В башне на танках ранних выпусков устанавливалась 85 мм танковая пушка Д-5Т, с марта по июль 1944 г. С-53, впоследствии — ЗИС-С-53. Орудие представляло из себя танковую артиллерийскую систему со стволом- моноблоком. Затвор клиновой, вертикальный, полуавтоматика копирного типа. ПОУ включали в себя гидравлический тормоз откатных частей веретенного типа, накатник гидропневматического типа и располагались внизу ствола. Боекомплект орудия состоял из 85 мм выстрелов зенитной пушки 52-К и насчитывал 55 снарядов, расположенных в боеукладках.

Танк оборудовался приборами наблюдения МК-4. В башне танка устанавливалась коротковолновая радиостанция 9-РМ, обеспечивающая двухстороннюю связь на дальности 15-20 км. Серийное производство Т-34-85 было организовано на заводах № 112 (с декабря 1943 г.), № 183 (с февраля 1944 г.), № 174 (г. Омск, с июня 1944 г.). Всего за годы войны с 1943 по 1945 гг. на этих трех предприятиях было изготовлено около 24 000 Т-34-85, из них 274 командирских танков с радиостанцией РСБ-1 (РСБ-ФЗТ) и 330 ОТ-34-85 с огнеметной установкой.

Серийное производство танка продолжалось на заводах № 183 и № 174 до 1946 г., а на заводе № 112 — до середины 1950 г. Всего за послевоенные годы было выпущено около 4500 танков Т-34-85.

Башня Т-34-85 заметно больше, чем у Т-34-76. По этому принципу их различить легче всего

Послевоенное использование танка Т-34-85

В годы войны около 500 танков были переданы в польские и чехословацкие формирования на территории СССР. Небольшое количество новых тридцатичетверок использовались вермахтом и его союзниками.

С 1951 по 1958 гг. Т-34-85 выпускался в Чехословакии на заводе ЧКД. С 1952 по 1959 — производство танка было налажено в Польше на заводе Burnar Labedy. Всего в Чехословакии было произведено 3150 танков и модификаций на его основе, В Польше — 1380.

Танк составлял основу советского танкового парка до середины 50-х годов 20-го века и официально снят с вооружения Российской Армии только в 1993 г.

Поставлялся на экспорт в страны варшавского договора, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии. Благодаря своим уникальным боевым и эксплуатационным качествам до сих находится на вооружении армий некоторых стран (включая Вьетнам, Гвинею, Йемен, КНДР, Кубу, Лаос, Мали и Намибию).

Танк участвовал во всех более или менее значимых вооруженных конфликтах и войнах после второй мировой войны. На основе Т-34-85 разработаны и серийно производились самоходная артиллерийская установка СУ-100, самоходный поворотный кран СПК-5 и СПК-5/10, эвакуационный танковый тягач Т-34-Т.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Источник

Т 34 образца 1943 года чертежи

Танк Т-34 был скомпонован по классической схеме с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Форма его корпуса и башни была признана и противниками и союзниками наиболее удачной для своего времени с точки зрения снарядостойкости и считалась образцом для подражания. Но чудес не бывает, и за все приходиться платить. В данном случае — забронированным объемом. Выгодный, с точки зрения снарядостойкости, большой наклон лобовой брони вкупе с неудачным, хотя и конструктивно более простым — продольным — расположением массивного 12-цилиндрового двигателя и трансмиссии, сократил объем боевого отделения и не позволил разместить люк механика-водителя на подбашенном листе корпуса.

Средний танк Т-34 СТЗ выпуска 1942 года. 3-я гвардейская танковая бригада, Калининский фронт, весна 1942 года.

Характерные особенности танка Т-34 производства СТЗ выпуска 1942 года.

В результате люк выполнялся в лобовом листе, что существенно снижало его снарядостойкость. Боевое же отделение Т-34 было наименьшим, по сравнению со всеми средними танками, принимавшими участие во Второй мировой войне! Кроме того, из-за смещения боевого отделения в носовую часть корпуса экипаж и вооружение были подвержены воздействию продольных колебаний корпуса в большей степени, чем при переднем расположении трансмиссии.

Теснота башни и боевого отделения в целом существенно уменьшали все достоинства мощной 76-мм пушки, обслуживать которую было просто неудобно. Но главное — ограниченный объем башни не позволил разместить в ней третьего члена экипажа, и наводчик орудия совмещал свои обязанности с обязанностями командира танка, а порой и командира подразделения.

Литая «улучшенная» башня Уралмашзавода. 1942 год.

Принятые экипажами танки на железнодорожных платформах в сдаточном цеху завода № 183. Нижний Тагил, зима 1943 года.

Танк Т-34 с «улучшенной» башней из состава 106-й танковой бригады. Сентябрь 1942 года.

Справедливости ради, надо сказать, что несомненным достоинством кормового расположения моторного и трансмиссионного отделений является удобство доступа и обслуживания двигателя и агрегатов трансмиссии. Так, у Т-34 вся крыша МТО состояла либо из съемных деталей, крепившихся болтами, либо откидных на петлях.

Танк Т-34 с «улучшенной» башней.

Танк Т-34 со штампованной башней производства УЗТМ покидает сборочный цех Челябинского Кировского завода, август 1943 года.

Танк Т-34 выпуска 1943 года с командирской башенкой на занятиях в одной из частей Советской Армии. 1950-е годы.

Кроме того, соседство моторного и трансмиссионного отделений позволяло разместить в последнем ряд агрегатов систем питания, смазки и охлаждения. В Т-34, например, в 1942 году в трансмиссионном отделении были размещены два немаленьких воздухоочистителя «Циклон».

Вместе с тем, кормовое расположение трансмиссии существенно усложняло приводы управления. Тяги к главному фрикциону, коробке передач и механизмам поворота танка проходили по всей длине корпуса, а доступ к ним был затруднен.

Один из первых танков Т-34-85 с пушкой Д-5Т на полигоне в Кубинке. Хорошо видны типичные лишь для этой модификации маска пушки, расположение сильно смещенных вперед командирской башенки и дополнительного топливного бака, а также выполненные из прутков рымы для демонтажа башни. Смотровая щель в левом борту башни характерна только для сормовских машин с пушкой Д-5Т.

Советские танки в горах Трансильвании. 2-й Украинский фронт, Румыния, лето 1944 года. Это машина ранних выпусков, о чем можно судить по пушке С-53, отсутствию бонок для крепления запасных траков на лобовой броне корпуса и приборам наблюдения МК-4 без крышечек.

Для предохранения от поперечного изгиба их изготавливали массивными, разделяли системой переходных валиков на ряд участков. Увеличение люфтов в шарнирных соединениях, незначительные разрегулировки приводов нарушали правильное переключение передач. Возможен был и отказ приводов управления от случайных причин: попадания посторонних предметов (например, стреляных пулеметных гильз) между тягами и днищем. По опыту эксплуатации танков с кормовым расположением трансмиссии, свыше 50 % всех неисправностей приходилось на разрегулировку приводов управления.

Нельзя признать удачным компоновочным решением и побортное расположение топливных баков, да еще в боевом отделении и без выгородок. Не от хорошей жизни танкисты стремились перед боем заполнить баки до отказа — пары солярки взрываются не хуже бензиновых, сама солярка — никогда.

В Т-34-85 был устранен основной недостаток — теснота боевого отделения и связанная с ней невозможность полного разделения труда членов экипажа. Достигли этого за счет увеличения диаметра башенного погона с 1420 до 1600 мм, а также установки новой трехместной башни значительно больших, чем у Т-34, размеров.

Башня завода «Красное Сормово» с пушкой Д-5Т. У первых выпущенных машин имелся только один башенный вентилятор.

Т-34-85 позднего выпуска 1944 года. Нештатные грязевые щитки установлены, видимо, в ходе ремонта. Довольно редкий снимок, на котором хорошо видны полностью открытые «ресницы» — броневые крышки призм приборов наблюдения механика-водителя.

При этом конструкция корпуса и компоновка в нем узлов и агрегатов сколько-нибудь существенных изменений не претерпели. Следовательно, сохранились, а отчасти даже усугубились, и все недостатки, свойственные машинам с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Если у Т-34 распределение весовой нагрузки на опорные катки было более или менее равномерным, то у Т-34-85 из-за смещенной к носу большой и тяжелой башни передние катки были перегруженными. Слишком большой вылет пушки за габариты танка приводил к опасности утыкания ее в грунт при движении танка через естественные и искусственные препятствия, а также ограничивал свободу маневрирования в узких проходах.

Путей выхода из этого положения два: либо увеличить длину отделения управления (или боевого), что неизбежно приведет к увеличению общей длины танка и ухудшению его маневренных качеств за счет возрастания соотношения L/B — длины опорной поверхности к ширине колеи (у Т-34-85 оно близко к оптимальному — 1,5), либо кардинально изменить компоновку моторного и трансмиссионного отделений, развернув, например, двигатель поперек корпуса.

Танк Т-34-85 выпуска 1945 года в экспозиции Имперского военного музея в Лондоне. 2005 год.

Это было сделано на отечественных средних танках Т-44 и Т-54, принятых на вооружение соответственно в 1944 и 1945 годах. На столь кардинальную перекомпоновку танка Т-34 во время войны не пошли, и, наверное, это было правильным решением. Вместе с тем диаметр башенного погона, при сохранении неизменной формы корпуса, у Т-34-85 был практически предельным, что не позволяло разместить в башне артсистему более крупного калибра. С появлением Т-34-85 возможности модернизации «тридцатьчетверки», во всяком случае по вооружению, были исчерпаны полностью.

Источник

Т 34 образца 1943 года чертежи

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Т-43. Невезучий танк Морозова.

В декабре 1941 г. КБ завода №183 получило задание спроектировать улучшенную версию танка Т-34 с точки зрения стоимости и защищенности. Проект был выполнен довольно быстро. Новый танк снова получил индекс Т-34М, но его отличия от серийной “тридцатьчетверки” были менее радикальными.
Пятикатковая ходовая часть осталась почти изменений, но вместо пружинной подвески планировали использовать торсионную вместе с новой коробкой передач, позволявшей переключать скорости на ходу (КПП серийного Т-34 такой возможности не имела). Существенно изменилась компоновка танка. Она стала более плотной, а кроме того, из состава экипажа был удален стрелок-радист (один хрен с радиостанциями было очень туго), что позволило высвободить немного место внутри боевого отделения и уменьшить массу. Одновременно толщину брони в лобовой части корпуса довели до 70 мм, бортов и кормы – до 60 мм. Таким образом данные мероприятия позволяли вплотную приблизиться по бронированию к тяжелому танку КВ-1, при значительно меньшей массе и более высокой скорости. Проект был представлен на заседании 2-го отдела НКТП в феврале 1942 г., но утвержден не был.

Эскизный чертеж и макет танка Т-34М. Февраль 1942 года.


Одним из факторов, побудивших наркомат отказаться от реализации Т-34М, послужили возросшие требования к среднему танку. Опыт боёв с немецкими войсками, активно применявшими 50-мм и 75-мм противотанковые орудия, вновь заставил пересмотреть вопрос о защищенности Т-34. Весной того же года было подготовлено новое техническое задание, предусматривавшее увеличение толщины брони до 60-80 мм, максимальной скорости – до 50 км\ч, гарантированный пробег – до 1500-2000 км. Особое внимание уделялось устранению ещё одного большого недостатка, каким являлась “слепота” при обзоре с мест водителя и командира. При этом, новый танк должен был сохранить силовую установку, катки, траки, возимый ЗИП и элементы интерьера.
Новый танк завода № 183 получил индекс Т-43 и во многом повторял недавно отвергнутый проект Т-34М (правда, до конца 1942 г. новый танк именовался в документах завода и НКТП Т-43 (Т-34М). Собственно, это и был Т-34М, только укомплектованный новой башней, с увеличенными топливными баками, улучшенной боеукладкой и радиостанцией типа 9 Р. Второй вариант проекта был одобрен в июне 1942 г. на коллегии НКТП, а затем и лично И. Сталиным, который (как сказано в рапорте) и установил срок изготовления опытного образца – к 7 ноября 1942 г.

Пока шла проработка проекта А. Морозов по согласованию с В. Малышевым, начальником спецбюро НКТП (ОГК НКТП) С. Гинзбургом и при одобрении руководства завода, принял решение по отработке принципиально новых узлов танка Т-43 на имеющихся серийных танках Т-34.
С трехместной башней танка Т-43, выполненной по типу башен немецких средних танков и танка Т-50 (с командирской башенкой по центру кормовой части башни), дело обстояло не вполне гладко. Было получено три варианта, отличавшихся технологией изготовления (литая или сварная) и способом крепления (приварная или отлитая вместе с крышей). Башенка по типу Т-50 была отвергнута достаточно быстро, поскольку она не имела вентиляционного и эвакуационного люков, поэтому дальнейшие работы решили сконцентрировать на её кормовом расположении. Впрочем, и здесь не обошлось без проблем – перемещение башенки назад вызвало затруднения с регулировкой положения командирского сидения по вертикали, да и место расположения оказалось не слишком удачным.

Вот эта чудная машина с башней танка Т-43 первого варианта


Далее был построен опытный вариант танка Т-34С (“скоростной”), оснащенный новой 5-скоростной КПП, которая идеально ложилась на место старой. Испытания этого танка продемонстрировали его улучшенные эксплуатационные параметры. Правда, вопреки названию «скоростной», максимальная скорость танка не достигла требуемого значения (зарегистрирован рекорд в 54,5 км/ч), но скорость на пересеченной местности увеличилась заметно (с 12-15 км/ч до 18-24 км/ч). Возросла и проходимость танка.

К моменту утверждения чертежей Т-43 (сентябрь-октябрь 1942 г.) все основные агрегаты нового танка были опробованы и их работоспособность не вызывала сомнений. А 5-скоростные КПП, созданные для Т-43, были поставлены с марта-июня 1943 г. в массовое производство для Т-34.
Еще до окончания испытаний новой башни и 5-скоростной КПП, ввиду тяжелого положения на фронте, было принято решение спешно ввести все новшества Т-43 в серийное производство Т-34, и в октябре 1942 г. на испытания вышел танк, получивший название опять же Т-34С. Он нес 5-скоростную КПП и трехместную башню Т-43 второго образца, лобовую броню толщиной 60 мм, но прежний натяжной механизм и катки с внутренней амортизацией.
Но этот улучшенный танк уже не имел резервов по дальнейшей модернизации, так как даже с броней 45 мм его масса превысила предел в 32 тонны. Кроме того, его механизмы работали недостаточно надежно, а эргономика рабочих мест оставляла желать лучшего. Поэтому с декабря 1943 г. все работы по дальнейшей модернизации танка Т-34 были свернуты, тогда как создание Т-43 форсировано.

Танки Т-43 (слева) и Т-34С (справа) перед совместными испытаниями. Зима 1942/43 гг.

Компоновка танка Т-43. 1942 г.

Этот прототип легко отличить по отсутствию люка-лаза механика водителя на лобовом листе корпуса.


До государственных испытаний танк допущен не был, а НКТП настоял на изготовлении нового танка, получившего индекс Т-43 улучшенный, с целью установки башни с кругом обслуживания диаметром 1600 мм для свободного размещения в ней третьего члена экипажа, с новой радиостанцией и введения гусеницы цевочного зацепления.
Работы над ним начались в январе – феврале 1943 г. и были проведены в чрезвычайно сжатые сроки.
Увеличенная башня для танка была разработана под руководством В. Ниценко. Вооружение его оставалось прежним – 76-мм танковая пушка Ф-34 и два пулемета. К 1 апреля 1943 г. УЗТМ отлил 10 увеличенных башен В. Ниценко, а к июню таких башен было заказано еще 50.
Поскольку башня являлась наиболее сложным узлом в новом танке, А. Морозов вновь настоял на изготовлении двух «ездящих лабораторий» из корпуса Т-34 и увеличенной башни Т-43. Для того чтобы сделать такой гибрид, корпус Т-34 был несколько изменен, на нем была установлена новая крыша с отверстием под башню диаметром 1600 мм. А так как высота кольцевого основания башни Т-43 была меньше, чем высота надмоторного кожуха Т-34, то для обеспечения вращения башни кольцевое основание было дополнено кольцевой вставкой (шайбой). Первый танк Т-34 с новой башней закончил первый этап испытаний к 15 мая 1943 г. Башня оказалась удачной. Почти все механизмы в ней работали безупречно, лишь одностворчатый люк командира, требовавший уравновешивания, было рекомендовано заменить двухстворчатым (по типу люка завода № 112 для танка Т-34).
Новый корпус Т-43 был дополнен полноценным люком механика-водителя вместо люка-пробки, оснащен усиленными торсионами. В июне 1943 г. танк, прежде носивший в наркомате индекс Т-44, был переименован в Т-43-II, или Т-43 эталонный.

Эталонный танк Т-43 (Т-43-II) во время испытаний. Август 1943 г.


Т-34-76 с башней «гайкой» и T-43-II после совместных испытаний. Август 1943 г.

Для проведения испытаний в производстве было заложено сразу два эталонных танка, изготовление которых некоторое время сдерживалось непоступлением дизелей В-2-520 с ЧКЗ. В результате только один танк был укомплектован этим двигателем.
Кроме того, ввиду появления на фронте немецкого тяжелого танка «Тигр» начались спешные изыскания резервов по перевооружению танков более мощными артсистемами и тут же последовало предложение Ф. Петрова об установке 85-мм пушки в увеличенную башню Т-43 при условии размещения в башне двух человек. Однако в жестко отведенные сроки – к 1-5 июля 1943 г., 85-мм орудие для Т-43 готово не было.
Сборка танков проходила в нервозной обстановке, так как их производство находилось под особым контролем наркомата. Поэтому все «нестыковки» и текущие изменения, вносимые в проект, требовали согласований на самом верхнем уровне.
Чертеж внешнего вида танка Т-43-II.

Согласно докладу командира рота была отправлена на фронт 19 августа, а вернулась в распоряжение НКТП 5 сентября. На фронте рота активностью не отличалась и находилась большей частью в резерве Центрального фронта. Но, несмотря на тесную опеку, роте все-таки довелось участвовать в нескольких боевых столкновениях с немецкими войсками. Так, экипаж Т-43 младшего лейтенанта Мажорова был награжден орденами и медалями (они уничтожили три немецких противотанковых орудия и 2 БТР или БА). От ответного огня немецких войск почти все танки роты получили от 1 до 11 попаданий, но броня их корпусов пробита не была. По возвращении роты ее командир, капитан Волосатов, дал танкам Т-43, танкам-истребителям Т-34/57 и командирскому танку самый благожелательный отзыв, отметив лишь вооружение танков Т-43 76-мм пушкой недостаточным.
Выпуск танков Т-43 предполагалось организовать параллельно с выпуском Т-34, для чего был составлен специальный график. Согласно планам первые 10 машин должны были быть выпущены к исходу августа 1943 г., но изготовление этой серии вскоре было остановлено распоряжением И. Сталина.
На 1 сентября 1943 г. в распоряжении Наркомата танковой промышленности имелось 3 танка Т-43 (один – эталонный и два – серийных), а также один танк Т-43-1 (в истории танкостроения на заводе № 183 указано лишь 2 изготовленных Т-43, но в отчете об опытных работах за 1943 г., предоставленном В. Малышеву, фигурирует 2 танка Т-43, 1 танк Т-43 эталонный и 1 танк Т-43 опытный).

Танки Т-34 с башней на погоне 1600 мм с вооружением из 76-мм пушки Ф-34М и 85-мм пушки Д-5Т. Осень1943 г.

Танк Т-43 с орудием Д-5Т и Т-34-76 на совместных испытаниях.


Источники:
М. Свирин «Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943-1955 гг.» Яуза/Эксмо. 2008 г.
М. Свирин «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.» Яуза/Эксмо. 2006 г.
«Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998 г.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение