структура автономного учреждения образец

Содержание

Особенности и характеристика автономных учреждений

Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.

Что такое автономное учреждение

В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:

СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.

Особенности и характеристика учреждений автономного типа

Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.

ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.

Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

Классификация автономных учреждений

Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:

В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.

Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.

Система управления

Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:

Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.

Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.

Список функций наблюдательного совета:

Бухгалтерский учет и налогообложение

Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:

Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:

КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).

Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:

Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.

КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.

Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.

Источник

Устав автономного учреждения

Добавлено в закладки: 0

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) автономными учреждениями считаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией (далее – РФ), субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, спорта и физической культуры, а также в иных сферах. То есть автономные учреждения в основном осуществляют свою деятельность в «некоммерческих» сферах. А согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения является деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых данное автономное учреждение создано.

Автономное учреждение проводит свои действия в согласии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, посредством выполнения работ, оказания услуг в сферах,

Автономное учреждение может быть организовано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

Структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов обусловлены уставом автономного учреждения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Органами автономного учреждения по закону считаются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также другие предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

Создание автономного учреждения

Создание автономного учреждения «с нуля» происходит на основании решения соответствующего органа управления, в подчинении которого находится данное автономное учреждение. В этом случае решение о создании автономных учреждений федерального подчинения принимает Правительство РФ, а решение по созданию автономного учреждения, находящегося в подчинении субъекта РФ или муниципального образования, принимает соответствующий субъект РФ/муниципальное образование.

Если же в автономное учреждение преобразовывается государственное или муниципальное учреждение, то решение должно быть принято именно тем соответствующим органом, в подчинении которого они находятся.

Наибольший интерес представляет создание федеральных автономных учреждений. Их создание или реорганизация регулируются нормой Постановления Правительства РФ от 10.10.2007 № 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения» (далее – постановление № 662). Согласно п. 2 данного постановления решение о создании федерального автономного учреждения принимает Правительство РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти. Если же создается федеральное автономное учреждение путем изменения статуса существующего федерального государственного или казенного учреждения, то решение принимает Росимущество. Кроме того, постановление № 662 указывает, что в этом случае федеральной службе или федеральному агентству не требуется получать разрешения или согласования процедуры с профильным федеральным министерством, в подчинении которого они находятся.

Согласно п. 3 постановления № 662 федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения. Также он осуществляет текущий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью федерального автономного учреждения.

Органом управления, осуществляющим руководство текущей деятельностью федерального автономного учреждения, является его руководитель (исполнительный орган), который назначается на должность по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения. На основании ч. 2 ст. 8 Закона № 174-ФЗ в федеральном автономном учреждении высшим органом управления является наблюдательный совет, а также иные необходимые органы управления, связанные с отраслевой спецификой федерального автономного учреждения (ст. 10 Закона № 174-ФЗ).

В автономное учреждение может быть преобразовано и унитарное предприятие. Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ) решение о реорганизации государственного унитарного предприятия принимает собственник его имущества. Согласно ст. 29 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества. В ряде случаев в автономные учреждения преобразуются те унитарные предприятия, которые по характеру и направлению своей деятельности не могут приносить прибыль.

Учредитель (собственник) также может изъять находящееся в оперативном управлении или бессрочном пользовании (это земельные участки) имущество у автономного учреждения. Процедура изъятия может быть «запущена» в тех случаях, когда автономное учреждение не использует выделенное ему имущество.

Для федеральных автономных учреждений задания формируются на основании общей формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Данное постановление облегчает жизнь как финансово-экономическому блоку федеральных ведомств, так и самим автономным учреждениям. В частности, состав показателей должен быть единообразным для автономных учреждений одной отрасли, вводится механизм качества предоставления государственных услуг автономным учреждением, финансируются только те государственные услуги, которые включены в утвержденный перечень государственных услуг.

Устав автономного учреждения

В автономном учреждении организовывается наблюдательный совет в количестве не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, члены исполнительных органов государственной власти или члены органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

В число наблюдательного совета автономного учреждения так же входят представители других государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения.

Число представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Число представителей работников автономного учреждения не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждённый его учредителем. Устав автономного учреждения обязан содержать следующие сведения:

Источник

Отличия автономного и бюджетного учреждения простыми словами

Действующее законодательство регламентирует работу разных видов государственных учреждений, среди которых стоит выделить бюджетные и автономные. Они отличаются определенными особенностями. В последнее время государство старается переводить бюджетные организации в автономные. Это обусловлено возможностью эффективного управления. Чтобы определить выгоду этого процесса, стоит понимать главные отличия автономных учреждений и бюджетных учреждений.

Разница между автономным и бюджетным учреждением

Такие учреждения отличаются определенными особенностями. При этом важно понимать, в чем заключаются отличия ГБУ от ГАУ, МБУ от МАУ, ГБУЗ от ГАУЗ. Ниже эти особенности определены простыми словами.

Обозначение и задачи

Бюджетным учреждением называют некоммерческую государственную или муниципальную организацию, которая создается с целью оказания услуг или выполнения работ в разных сферах. В эту категорию входят образовательные, спортивные, научные учреждения. Так, многие школы или вузы считаются бюджетными. Их финансовое обеспечение базируется на бюджетных средствах того или иного уровня.

Под автономным учреждением понимают некоммерческую компанию, учредителем которой становится государство или муниципальное образование. Главной задачей работы такого учреждения считается выполнение работ и оказание услуг в разных сферах.

Собственниками таких предприятий считаются Российская Федерация и муниципалитет. При этом автономная организация отличается от бюджетной уровнем независимости от государства. Также разница кроется в финансово-хозяйственной самостоятельности.

Система управления

По законам РФ, автономная организация непременно имеет коллегиальный орган – наблюдательный совет. Он контролирует работу руководителя и деятельность организации. К тому же такое учреждение не может иметь больше 1 учредителя.

Какие права и обязанности имеют учреждения

Объем прав относительно распоряжения имуществом у рассматриваемых учреждений совпадает. Однако автономной организации разрешается без согласия собственника распоряжаться недвижимостью, которая была куплена за собственные средства. Бюджетным организациям требуется получать согласие на распоряжение имуществом вне зависимости от источника поступления средств, используемых на его приобретение.

Особенности осуществления приносящей доход деятельности

Муниципальным и государственным организациям разрешается осуществлять деятельность, которая приносит доход только для достижения целей, поставленных на этапе их создания. Деятельность, которая приносит доход, должна им соответствовать. Ее требуется указывать в учредительной документации. Доходы, которые предприятие получает от своей деятельности, и имущество, приобретенное за счет таких средств, переходят в его распоряжение.

Нормативные акты

Деятельность государственных бюджетных организаций регламентируется Законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Определение автономного учреждения закреплено в Законе N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года.

Бухгалтерский учет

Эта сфера деятельности регламентируется Законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года. Бюджетные организации осуществляют операции с поступающими средствами через лицевые счета, которые отрываются в Федеральном казначействе. Также их допустимо открывать в финансовом органе субъекта РФ. Автономным учреждениям разрешается дополнительно открывать счета в кредитных организациях.

Различие в уплате налогов

К рассматриваемым учреждениям выдвигаются одинаковые требования в отношении налогообложения. При этом они платят следующие налоги:

Отличительной особенностью автономных организаций считается возможность перехода на упрощенную систему налогообложения. При этом для бюджетных учреждений она отсутствует.

Выгода и преимущества

Каждая из форм собственности характеризуется определенными особенностями. При этом автономные предприятия считаются более выгодными.

Автономного учреждения

К плюсам этой формы относят следующее:

Бюджетного

Несмотря на очевидные плюсы автономной формы, использовать ее могут далеко не все предприятия. Если сфера деятельности организации не входит в законодательно установленный перечень, переходить на автономную форму нельзя. При этом важно понимать, что финансово-хозяйственная самостоятельность бюджетных организаций сильно ограничена.

Методы определения учреждений

Для бюджетных и автономных организаций характерны определенные особенности. Чтобы определить, к какой форме собственности относится предприятие, рекомендуется внимательно изучить учредительную документацию.

Сравнительная таблица

Наиболее значимые отличия рассматриваемых форм собственности представлены в таблице:

Критерий Автономные организации Бюджетные организации
Закон о государственных закупках Разрешается работать по 223-ФЗ. Требуется работать по 44-ФЗ.
Получение займов и кредитов Разрешается получать заемные средства. Имеют законодательные ограничения на получение кредитов.
Распоряжение имуществом Способны самостоятельно распоряжаться недвижимостью, купленной за собственные средства. Требуется получать согласие на пользование недвижимым имуществом, вне зависимости от источника средств для его приобретения.
Расчетный счет Разрешается открывать счета в кредитных компаниях. Требуется обращаться по таким вопросам в казначейство.
Налогообложение Разрешается пользоваться упрощенной системой. Нельзя применять упрощенную систему.

Источник

Автономные учреждения

«Аудит и налогообложение», 2010, N 5

Основные отличия бюджетных и автономных учреждений

Как известно, бюджетные учреждения в основном финансируются из бюджета. Согласно ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения включает финансирование из бюджета следующих расходов:

Согласно ст. 2 Закона N 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Как указано в ст. 3 Закона N 174-ФЗ, имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

В силу ст. 4 Закона N 174-ФЗ учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью.

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Таким образом, автономным учреждениям ассигнования из бюджетов не предоставляются. Учредитель автономного учреждения предоставляет последнему имущество, обеспечивает расходы, связанные с содержанием этого имущества. Причем обеспечение расходов осуществляется в виде субсидий, выделяемых на основании ст. 78.1 БК РФ.

Главное же отличие автономных и бюджетных учреждений заключается в большей свободе в отношении использования переданного им имущества.

Так, доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, а имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением только недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем.

Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Таким имуществом автономное учреждение может распоряжаться только с согласия его учредителя.

Виды особо ценного движимого имущества по отношению к федеральным автономным учреждениям определены Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 N 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения».

При определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений подлежит включению в его состав:

При этом к особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также имущество, приобретенное федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии суставом деятельности.

Также следует отметить, что автономное учреждение в отличие от бюджетного имеет право на участие в уставном (складочном) капитале других юридических лиц, на передачу имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника, а также может привлекать заемные средства, поскольку не является бюджетным учреждением.

Бюджетное учреждение на основании п. 4 ст. 161 БК РФ не имеет права получать кредиты (займы). Прямого указания на то, что автономные учреждения могут пользоваться кредитами, Закон N 174-ФЗ не содержит. Однако в ст. 14 этого Закона есть такое понятие, как крупная сделка, в том числе связанная с привлечением заемных денежных средств. Следовательно, автономные учреждения могут привлекать заемные денежные средства.

Согласно п. 5 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам и обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При их недостаточности субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Другими словами, кредиторы могут предъявить соответствующие требования к собственнику бюджетного учреждения, который полностью и всем своим имуществом отвечает по долгам созданного им учреждения.

Автономное же учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением его собственником или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

Следует отметить, что как собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам, так в свою очередь и автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества.

Обратите внимание: действующее законодательство не предусматривает принудительной ликвидации учреждения по требованию его кредиторов, в том числе путем банкротства.

Рассмотрим основные различия ведения бухгалтерского учета автономными и бюджетными учреждениями.

Автономные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете, которое на сегодняшний момент представлено Законом N 129-ФЗ.

При этом учет в автономных учреждениях должен осуществляться на основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и использовании своего имущества в порядке, определяемом Правительством РФ.

Кроме того, для автономных учреждений установлен конкретный перечень документов, к которым руководство таких учреждений должно обеспечить свободный доступ средств массовой информации. К таким документам относятся:

Отсюда следует, что автономные учреждения в отличие от бюджетных подлежат обязательной аудиторской проверке.

Автономное учреждение вправе в установленном порядке открывать счета в кредитных организациях.

На основании изложенного можно сделать вывод, что автономным учреждениям предоставлены более широкие полномочия для участия в имущественных отношениях, что позволяет им работать более оперативно по сравнению с бюджетными организациями аналогичного профиля.

Порядок формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения

На основании п. 5 ст. 4 Закона N 174-ФЗ условия и порядок формирования задания учредителя для государственных (муниципальных) автономных учреждений определяются:

Согласно утвержденным условиям и порядку устанавливается содержание задания учредителя, обусловленное необходимостью исполнения расходных обязательств РФ.

В соответствии с действующим законодательством предусматривается выделение средств не на содержание автономных учреждений, как таковых, а на финансирование выполнения задания учредителя, то есть финансирование их деятельности по предоставлению услуг населению, определенных на основе нормативов затрат.

Указанное Положение определяет условия и порядок формирования задания федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции и полномочия учредителя, в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядок финансового обеспечения выполнения задания.

Задание учредителя является обязательным для федерального автономного учреждения.

Учредитель устанавливает в задании требования к качеству или объему (составу), условиям, порядку и результатам оказания автономным учреждением услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах, а также определяет порядок контроля за исполнением задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.

Согласно п. 3 Положения о формировании задания федеральным органом исполнительной власти задание содержит:

Задание на оказание услуг физическим и юридическим лицам также содержит:

Рекомендуемая форма задания на оказание услуг федеральным автономным учреждением приведена в Приложении 1 к Методическим рекомендациям по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 424.

Согласно этим Рекомендациям, если законодательством РФ предусмотрено оказание услуги на платной основе, в задании должен быть заполнен разд. 5, где указываются предельные цены (тарифы) на оплату услуг.

Что касается автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, а также муниципальных автономных учреждений, для них задание формируется в аналогичном порядке.

Таким образом, учредители автономных учреждений могут установить задание не только на услуги, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета, но и на платные услуги при условии, что законодательством РФ предусмотрено оказание государственной услуги на платной основе.

На основании п. 4 Положения о формировании задания федеральным органом исполнительной власти задание устанавливается в соответствии с основной деятельностью, предусмотренной уставом федерального автономного учреждения. В случае необходимости задание включает несколько разделов (по видам услуг, работ), которые оформляются в соответствии с п. 3 данного Положения.

Задание учредителя в отношении автономного учреждения устанавливается с учетом:

Учредитель вправе изменять задание в установленном порядке, если это не приведет к увеличению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на оказание услуг (выполнение работ).

Согласно п. 7 Положения о формировании задания федеральным органом исполнительной власти учредитель утверждает задание после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и доводит его до федерального автономного учреждения до начала финансового года.

Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления федеральному автономному учреждению:

Субсидии перечисляются в установленном порядке на счет, открытый федеральному автономному учреждению в кредитной организации.

Расчет размера указанных субсидий производится учредителем на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках задания и нормативных затрат на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Предоставление федеральному автономному учреждению субсидий в течение финансового года осуществляется на основании соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий.

Учредитель вправе уточнять и дополнять соглашение с учетом отраслевых особенностей.

Периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и размеры субсидий определяются указанным соглашением.

Предпринимательская деятельность автономного учреждения

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 7-ФЗ автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана данная организация.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Автономная некоммерческая организация согласно п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ создается для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. В противном случае автономная некоммерческая организация будет обвинена в нарушении требований действующего законодательства.

Так, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 23.06.2008 по делу N А14-5930/2007/232/19 суд сделал вывод, что некоммерческой организацией осуществлялась деятельность (перевозка грузов автотранспортом, оказание услуг строительными механизмами и техникой, монтаж газооборудования, ремонтные работы), целями которой не являлась защита прав и интересов инвалидов, достижение инвалидами равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества и интеграция инвалидов в общество. При осуществлении указанных видов деятельности не были заняты (трудоустроены) инвалиды, им не предоставлялись какие-либо льготы, и лишь незначительная часть доходов от данной деятельности использовалась для достижения уставных целей (4% от стоимости объема выполняемых работ).

Учитывая эти факты, судебные инстанции обоснованно сделали вывод о нарушении организацией п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ.

Если определенный вид деятельности является лицензируемым (например, образовательная, медицинская), право на ее осуществление согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ, возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

Так, например, согласно п. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» только с момента получения лицензии (разрешения) образовательное учреждение вправе заниматься образовательной деятельностью.

Без лицензии образовательное учреждение может оказывать лишь некоторые виды образовательных услуг: организовывать разовые лекции, проводить стажировки, семинары и другие виды обучения, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации.

Следовательно, если автономное учреждение занимается образовательной деятельностью, подлежащей лицензированию, к моменту возникновения такой деятельности необходимо получить соответствующую лицензию.

Обратите внимание: за осуществление образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии) автономные некоммерческие организации и автономные учреждения могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 14.1 или ст. 19.20 КоАП РФ.

При отражении на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по предпринимательской деятельности автономные некоммерческие организации и автономные учреждения используют обычные в этом случае проводки.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для учета доходов автономного учреждения, полученных от предпринимательской деятельности, применяется счет 86 «Целевое финансирование», субсчет 2 «Прибыль (убыток) по предпринимательской деятельности».

Дополнительно к субсчету 86-2 «Прибыль (убыток) по предпринимательской деятельности» могут быть открыты следующие субсчета второго порядка:

86-2-1 «Прибыль от предпринимательской деятельности»;

86-2-2 «Убыток от предпринимательской деятельности».

По истечении года наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает итоги деятельности организации, утверждает годовую бухгалтерскую отчетность и принимает решение о направлении прибыли на конкретные цели, предусмотренные уставом. В то же время право самостоятельного расходования полученной прибыли на нужды автономного учреждения может быть предоставлено и ее руководителю.

Полученная прибыль на основании утвержденной сметы распределяется и направляется либо на финансовое обеспечение уставной деятельности некоммерческой организации в последующие периоды, либо на покрытие убытков, возникших в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу ст. 2 Закона N 174-ФЗ доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено данным Законом.

При осуществлении предпринимательской деятельности автономные некоммерческие организации и автономные учреждения в бухгалтерском учете могут использовать следующие проводки:

— по окончании отчетного месяца:

— по окончании отчетного года:

Источник

Операционные системы и программное обеспечение