строфическая форма в музыке

Тема 8. Строфическая, сквозная и смешанные формы.

В условиях повторения одной и той же музыкальной строфы с разным поэтическими строфами музыка куплета отражает содержание текста обобщенно, концентрированно. Две разновидности куплетной формы:

а) куплетная форма без припева;

б) куплетная форма с припевом.

Куплетная форма в песне – характерные особенности мелодики, ритмики, структуры.

Куплетная форма в романсе. Более тесная, чем в песне, связь текста и музыки. Типичность обращения к куплетной форме при наличии образного параллелизма в тексте.

Сочетание музыкальной обобщенности и целостности с отражением развития сюжетной линии текста, его психологических нюансов.

Куплетно-вариационная форма. Неизменная мелодия и варьируемое сопровождение, в котором изменения согласованы с развитием текста. Относительность разделения функций обобщения и детализации между мелодией и сопровождением. Примеры обращения к куплетно-вариационной форме в опере и камерно-вокальной музыке.

Куплетно-вариантная форма. Существенные преобразования не только фактуры сопровождения, но и самой мелодии, ее характера и интонационного содержания. Наиболее распространенные приемы видоизменения куплета: изменение ладовой и тональной окраски, “прорастание”.

Особенности применения этого типа формы при наличии в тексте предпосылок для сквозного развития музыки и при их отсутствии.

Взаимопроникновение принципов куплетно-вариантной и куплетно-вариационной формы. Слияние куплетной вариантности с принципами других форм (сложный период, трехчастная, рондо, соната без разработки).

Два основных принципа:

Сквозная строфическая форма. Разновидность сквозной формы, основанная на сопоставлении крупных, структурно оформленных эпизодов, значительно контрастирующих между собой.

Особенности строения стиха, типичные черты мелодики.

Факторы, обоспечивающие целостность формы:

Сквозная нестрофическая форма. Разновидность сквозной формы, основанная на принципе последования кратких, разомкнутых музыкальных построений, не образующих законченных форм в результате детального следования за текстом.

Контрастная разновидность – текучесть многоэлементного тематизма, отсутствие крупных структурно оформленных, замкнутых разделов, преобладание небольших фрагментов, объединенных развитием текста.

Неконтрастная разновидность – мелодика декламационного типа; небольшие масштабы произведений, отличающихся мелодико-тематической, темповой и фактурной однородностью. Типичность этой формы для психологической лирики, не имеющей сюжетного развития.

Взаимодействие композиционных принципов разных форм: сквозного развития с одной стороны и репризности – с другой.

Типичность перехода от одного принципа формообразования к другому в последней строфе.

Смешение принципов куплетной и сквозной формы. Образование модулирующей смешанной формы с композиционным сдвигом из куплетной формы в варьированную строфу, из куплетной в сквозную строфическую, из варьированной строфической в сквозную. Появление куплетности и образование обособленного эпизода внутри сквозной формы. Образование многосоставного куплета. Преобразование запево-припевочного принципа на основе сочетания обновляющегося (в соответствии с логикой сквозного развития) запева и неизменного (в соответствии с логикой куплетности) припева.

Формы, основанные на пересечении сквозного развития и репризной повторности:

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Формы вокальной и хоровой музыки

Специфика вокальных форм обусловлена синтетичностью жанра: взаимодействием музыки и поэзии с отличительными принципами формообразования.

Основные – куплетнаяформа истрофическая.Суть их в неизменно повторяющемся музыкальном материале на разные слова (т.е. с меняющимся поэтическим текстом).

I куплет II куплет

Куплет объединяет обычно 1-2 строфы поэтического текста.

По структуре куплет (соотношение запева и припева) может быть различным.

Структурой запева может Роль припева в этом случае может выпол-

быть замкнутое предложение. нять повторение последней фразы, иногда – полное повторение запева хором, или с

подводкой («Гулял по Уралу Чапаев-герой»).

Запев может быть в структуре припев – повторение второго предложения.

периода, Припевом может быть фраза-дополнение как бы третье предложение, образующее сложный период («Зачем тебя я, милый мой, узнала»).

Наконец, запев и припев могут быть на самостоятельном муз. материале, т.е. две разные темы, не образующие форму («Песня о Родине» Дунаевского»).

Встречается два припева в куплете, точнее, припев к припеву; иногда он в качестве инструментального отыгрыша (Алябьев. «Соловей», Глинка. «Венецианская ночь»).

Строфическая форма,когда в повторяющемся музыкальном материале нет деления на запев и припев:

I строфа II строфа III строфа

А А А и т.д. В музыкальной строфе, как и в куплете, одна, две (иногда и более) поэтические строфы. Форма строфы может быть одночастная, двухчастная.

Иная терминология в фольклористике.

А.Ф.Камаева и Т.Ю.Камаевой. М.,2005. с. 29-35.

Термин «строчная форма» используется и в профессиональной академической музыке (А.П.Милка.С-Пб).Строчной принцип формообразования отличает хоровые произведения Ипполитова-Иванова «Крестьянская пирушка», «О лебеди белой». В инструм. музыке – «Мужик на гармонике играет» Чайковского (Детский альбом.)

Сквозная форма –форма вокальной музыки, развертывание муз.материала в которой полностью подчинено развитию содержания (сюжета) поэтического произведения (обычно сложного композиционно). (Шуберт. Баллада «Лесной царь»)

В вокально-хоровой музыке столь же широко используются формы инструментальной музыки.

Вокальная музыка, повторяем, – жанр синтетический, жанр взаимодействия музыки и поэзии. В связи с этим,

Источник

I часть II часть III часть

3-хчастная форма простая 2-х или повторение I части

Наглядным примером для разбора простой 3-хчастной репризной формы может послужить произведение Ф. Пуленка “Страшна мне ночь”.

Первая часть сочинения представлена в виде 8-тактового периода

ü делимого на два предложения,

ü повторного строения,

ü однотонального (а-moll),

ü незамкнутого (каденция на D).

Кадансы в конце 1 и 2 предложения автентические.

Вторая часть – 6-тактовый период, неделимый, незамкнутый (каденция на D). Таким образом, готовится III часть, представляющая собой период из 6-ти тактов, делящийся на 2 предложения, неквадратный (3+3). Повторяется только начальный тематический материал 1 предложения I части, поэтому можно сделать вывод, что реприза сокращена.

Второе предложение III части завершается полной заключительной несовершенной каденцией.

Примеры хоровых произведений, в которых используется 3-хчастная простая репризная форма: Р. Шуман “Где солнца светлый луч”, В. Калинников “Элегия”, “Нам звёзды кроткие сияли” (тональная реприза), А. Давиденко “На десятой версте”, С. Танеев “Вечер” (зеркальная реприза), Р. Щедрин “Первый лёд” (сокращённая реприза), Ц. Кюи “Васильки на полях”, П. Хиндемит “Всё пролетает”.

КУПЛЕТНАЯ ФОРМА.

Куплетная форма – это форма, в которой все строфы литературного текста сопровождаются одним и тем же музыкальным материалом. Куплет состоит из запева и припева, обычно строится в форме периода или простой 2-хчастной формы.

Чаще встречается в жанре песни, реже – в романсах. Куплетная форма широко распространена в народной песне.

Разновидности куплетной формы:

ü Куплетно-вариационная – структура куплетной формы (запев, припев) с варьированием сопровождения (фактура, ритм, гармония) и сохранением вокальной мелодии без изменений. Используется в обработках народных песен и в хоровых произведениях, написанных в жанре песни.

Например: Украинская народная песня в обр. Н. Леонтовича “Щедрик”, белорусская народная песня в обр. А. Гречанинова “Перапёлка”, белорусская народная песня в обр. Н.Куликовича “Ой, рана на Йвана”, белорусская народная песня в обр. А. Богатырёва “Што то за хлопец, што за дзяучына”, Н. Римский-Корсаков “Старая песня”, Й Брамс “Розмарин”.

ü Куплетно-вариантная – структура куплетной формы, но видоизменяется не только фактура, но и сама мелодия, её характер, интонационное содержание; припев при этом может сохранять своё первоначальное изложение.

Например, К. Дебюсси “Я тамбурина слышал звон”, Г. Свиридов “Как песня родилась”.

ФОРМА РОНДО

Например: П. Чесноков “Зелёный шум”, М. Равель “Рондо”, Н. Римский-Корсаков “Проводы масленицы” из оперы “Снегурочка”.

СКВОЗНАЯ (СТРОФИЧЕСКАЯ) ФОРМА

Основные черты сквозной формы:

ü непрерывность музыкального развития;

ü совпадение разделов литературного текста с градацией музыкальных предложений;

ü отсутствие повторности музыкального материала.

Например, В. Калинников “Звёзды меркнут и гаснут”, Ф. Пуленк “Грусть”, П. Чайковский “Что смолкнул веселия глас?”, В. Мурадели “Ответ на послание Пушкина”.

ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Разновидности полифонических форм:

ü Канон – полифоническая форма, которая основана на поочерёдном проведении одной и той же темы во всех голосах, при этом каждый проводящий тему голос вступает раньше, чем она закончится у предыдущего голоса.

ü Фуга – полифоническая форма, основанная на поочерёдном проведении одной, реже двух и более тем во всех голосах по определённому контрапунктическому и тонально-гармоническому плану.

Фуга содержит следующие композиционные элементы:

тема, ответ, противосложение, интермедия, стретта и делится на

экспозиционный, развивающий и завершающий разделы.

Классический тип фуги встречается в хоровых концертах Д. Бортнянского, М. Березовского, С. Дегтярёва. Хоровую фугу часто можно встретить в кантатно-ораториальных и оперных хорах (у С. Танеева, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки др.).

ü Фугато – полифонический эпизод или часть музыкального произведения в виде экспозиции фуги, часто встречающийся в хоровых произведениях. Вступления темы не всегда придерживаются тонико-доминантовых отношений, обязательных для фуги.

Например, М. Людиг “Лес”, А. Ленский “Девятое января”, А. Давиденко “На десятой версте”, Д. Шостакович “Казнённым” (Iчасть – фугато).

ü Фугетта – маленькая фуга.

СОВМЕЩЕНИЕ ФОРМ

В хоровой музыке часто встречаются произведения, имеющие черты различных форм. Например, куплетно-вариационная форма с чертами трёхчастности (А. Дворжак “Зачарованный пастух”); сложная 3-хчастная с зеркальной репризой с чертами сонатности (С. Танеев “Посмотри, какая мгла”); сочетание сложной 3-хчастности и рондо (П. Чесноков “Дубинушка”); куплетно-вариантная форма с чертами сонатности (Н. Римский-Корсаков “Татарский полон”) и др.

Анализ мелодии.

Мелодиейназывают музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Нужно определить местоположение мелодии в хоровой партитуре.

Мелодия характеризуется следующими элементами, которые необходимо учитывать при её анализе:

1. Особенности звуковысотной линии, т.е. мелодические интервалы и их последовательность. Существуют следующие типы мелодического движения:

ü восходящее и нисходящее;

ü волнообразное (сочетание восходящего и нисходящего движения);

ü поступенное (движение по соседним тонам);

ü скачкообразное (широкие интервальные скачки);

2. Метроритмическое строение мелодии – единообразие и разнообразие:

ü ровная ритмика (умеренность, степенность, устойчивость);

ü пунктирный ритм – прямой , обратный , двойной (оживлённость, движение);

ü синкопа (взволнованность);

ü триоль, квинтоли, секстоли (оживляют звучание, экспрессивность);

ü ритмический повтор – остинато (многократное повторение одного звука).

ü ладовая переменность (народные песни);

ü лады народной музыки (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский);

ü аккордовые и неаккордовые звуки;

ü хроматические вспомогательные и проходящие звуки;

!4.Приемы мелодического развития:

ü буквальная повторность;

ü видоизменённая повторность;

ü варьирование (вариационность и вариантность);

Мелодическая волна – это совокупность восходящего движения (нарастания), вершины (кульминации) с нисходящим движением (спадом). Наиболее напряжённые моменты в развитии мелодии в музыкальной форме называются кульминацией.

Типы мелодических кульминаций:

ü вершина-горизонт (народные песни);

ü в точке золотого сечения (классическая кульминация);

ü в народных песнях широкий заключительный ход на септиму вверх (р.н.п. “Ах ты, ноченька”);

Однако в хоровых произведениях встречаются бескульминационные мелодии, не имеющие кульминационной точки. Например, псалмодирование (речитация).

Уточнить в ходе анализа мелодии её взаимосвязь с литературным текстом, указать примеры (проставить такты) в изучаемом произведении.

Анализ метра и ритма.

В первую очередь, определить вид метра:

ü строгий (акценты долей следуют равномерно – музыка XVII-XIX веков);

ü свободный (акценты долей следуют неравномерно – музыка XIX-XX веков);

ü единый (простой, сложный);

ü несимметричный (5-ти, 7-ми, 11-тидольный);

ü полиметрия – одновременное сочетание нескольких метров;

ü метр высшего порядка (временная единица – простые такты, входящие в сложный, а не доля);

ü связь с жанровыми истоками (частушки, танцевальная музыка).

Связать размер стиха и метр изучаемого произведения.

Определить вид ритма (равномерный или неравномерный), преобладание того или иного ритмического движения:

ü триоли, секстоли, квинтоли;

ü гемиола (в трёхдольный такт внедряются двудольные мотивы);

ü связь с жанром (марш, вальс, полонез и др.);

Источник

Сравнение музыкального и поэтического текста

Композиторы чаще обращаются в вокальной музыке к поэзии, а не прозе. Стихи – это ритмизованный текст, ритмическая организация порождает смысловую многозначность, метафоричность, что роднит поэзию с музыкой.Привлекают произведения с явными речевыми интонациями: вопросами, обращениями, восклицаниями; с повторностью в тексте.

Важно понять, что делает композитор с литературной основой: раскрывает содержание поэтического сочинения, переводя его на язык музыки или что-то другое. Есть много примеров, когда один и тот же текст использовали разные авторы.

Композитор раскрывает подтекст. В музыкальном произведении возникает отчасти свое содержание. Автор находит важные для его понимания смысловые акценты, подчеркивает ключевые для такого прочтения слова, повторяя их или целые строки, организует систему музыкально-выразительных средств.

Если сравнить музыкальный и поэтический тексты в целом, то во втором – выше конкретность, информативность (количество образов, перечисленных событий, описаний), быстрее протекает художественное время – можно сказать, как Пушкин: “Шли годы…”, и – перенестись в другую ситуацию.

Тема 14. Собственно вокальные музыкальные формы

В вокальной музыке встречаются формы разной природы, есть такие же, как и в инструментальной (простые, сложные, рондо, сонатная, фуга и др.), а есть сугубо вокальные (например, куплетная) илисобственно вокальные музыкальные формы.

О строфичности и строфической форме

Строфичность – это деление на равные и подобные части. Строфа – это то, что относится к структуре стихотворения, то есть, понятие, взятое из литературы. Композитор, используя поэзию, часто опирается на строфичность текста, поэтому ее можно рассматривать как общий принцип построения вокальных произведений. Однако реализоваться он может в разных музыкальных формах: собственно-вокальных и вокально-инструментальных. И сложно утверждать о таком виде как строфическая форма.

Классификация вокальных форм европейской музыки

I. Тексто-музыкальные формы (хоровая музыка средневековья и Возрождения)
II. Инструментально-вокальные (простые, сложные)
III. Собственно вокальные
1. Куплетная форма: a) простая куплетность; b) куплетно-вариационная; c) куплетно-вариантная; Куплетность с припевом и без припева 2. Сквозная форма: a) cтрофическая; b) неcтрофическая (контрастная, неконтрастная) 3. Смешанная форма (модулирующая)

Куплетная форма

Используется в песнях, иногда в романсах. Музыка обобщенного характера, что позволяет повторять ее с новым текстом. Количество куплетов различное. Форма куплета – период, простая двухчастная, возможна периодическая структура, в народной песне – 1 или 2 фразы.

Сквозная форма

В сквозной форме развертывание текста сопровождается постоянным обновлением или изменением музыки, поэтому развитие носит более свободный характер. Композитор, строя форму, может опираться на строфы текста. Если количество частей соответствует количеству строф (или полустроф), то образуется сквозная строфическая форма.

Если композитор не придерживается этого правила, а текст членит иначе, в соответствии со своим замыслом, то образуется сквозная нестрофическая форма.

Бывает две разновидности такой формы: контрастная и неконтрастная. Это связано с характером музыки. Неконтрастный вид встречается в оперных монологах и романсах лирико-психологического типа.

Дата добавления: 2016-09-26 ; просмотров: 3964 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Музыкальные формы

Понятие «музыкальная форма» имеет несколько значений:

Классический период.

Основной тип классического периода представляет квадратный период (4т.+4т.) из двух предложений. Для классического периода характерно точное или видоизмененное повторение материала первого предложения (сходны обычно начала предложений, каденции (окончания), как правило, отличаются). Период, в котором начала предложений сходны, называется периодом повторного строения.

Фраза= 2 такта

Предложение= фраза+фраза= 4 такта

Период= предложение+ предложение= 8 тактов

Примеры периодов повторного строения:

Простая двухчастная форма (АВ)

Простой двухчастной формой называется форма, состоящая из двух частей, первая (А) из который излагает тему (чаще всего в форме периода), а вторая (В) развивает ее и затем завершает в основной тональности. Такая форма часто встречается в вокальных жанрах, в различных танцах (мазурке, вальсе и др.), в пьесах-миниатюрах и т.д..

Простая двухчастная форма делится на два основных вида: репризная и безрепризная. (реприза- это повторение начальной темы или ее части в конце произведения)

Безрепризная простая двухчастная форма состоит из двух разных частей и не имеет репризного замыкания, то есть в ней нет повторения материала первой части.

Репризная простая двухчастная форма также состоит из двух разных частей, но в заключительном построении формы возвращается одно из предложений первой части, чаще первое- возникает реприза.

Одним из ярких примеров двухчастной формы является песня «Пусть всегда будет солнце»:

Простая трехчастная форма (АВА).

Простой трехчастной формой называется форма, состоящая из трех частей, каждая из которых обычно не сложнее периода. Сфера применения такой формы в музыке довольно широка. Её можно встретить в вокальной и инструментальной музыке, в самостоятельных произведениях (например, в инструментальной миниатюре- мазурках, вальсах, польках, прелюдиях, этюдах, ноктюрнах и др.)

Каждая из частей простой трехчастной формы выполняет определенную функцию: в первой части излагается тема, во второй (середина)- происходит развитие темы первой части или (реже) вводится новая тема, в третьей части (реприза)- возвращается основная тональность и почти всегда основная тема.

В качестве примера можно привести Мазурку op.7 №1 Шопена, для которой характерно повторение первой части, а потом второй и третьей вместе:

Сложная трехчастная форма (АBА)

Сложная трехчастная форма— это форма, состоящая из трех частей, изложенных в простой форме, крайние из которых построены на одной теме и контрастируют со средней частью.

Сложная трехчастная форма- самая распространенная из сложных песенных форм. В инструментальной музыке эта форма встречается в маршах, прелюдиях, ноктюрнах, экспромтах и др., в танцах-мазурках, вальсах, полонезах. В сонатно-симфоническом цикле в сложной трехчастной форме сочиняются менуэты, скерцо, а иногда и медленные части.

Вступление и кода (завершение) встречаются в сложной трехчастной форме довольно часто. Они более типичны для самостоятельных пьес и редки для частей сонатно-симфонического цикла, написанных в сложной трехчастной форме. Вступление тематически может быть самостоятельно или связано с одной тем формы. Кода обычно строится на темах первой части или трио. Иногда в ней используется материал и той и другой части (чаще всего это первая часть).

Пример сложной трехчастной формы- Вальс op.69 №2 Шопена:

Сложная двухчастная форма (АВ)

Сложной двухчастной называется форма, состоящая из двух контрастных частей, каждая из которых построена на самостоятельной теме и имеет песенную структуру.

Встречается она довольно редко, преимущественно в вокальной музыке- в романсах и оперных номерах: ариях, дуэтах, ариозо. Изредка форма встречается в инструментальной музыке.

Например, Ноктюрн op.32 №1 Шопена:

Характерные черты формы:

Пример сложной двухчастной формы- Ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из оперы «Пиковая дама» Чайковского:

Вариационная форма (А А1 А2 А3…)

Вариационная форма- это форма, складывающаяся из изложения темы и ее дальнейших видоизмененных повторений, называемых вариациями (вариация-(лат.variatio) изменение).

Вариации могут представлять самостоятельное произведение, но могут также являться частью более крупного сочинения, например, симфонии, сонаты, кантаты, оперы.

В качестве примера вариационной формы можно послушать «Болеро» Равеля:

Форма рондо.

Рондо ( в переводе с французского означает «круг») называется форма, в которой неоднократные проведения главной темы (рефрена) чередуются с несколькими побочными темами (эпизодами).

Одна из самых популярных форм рондо- это форма большого рондо (чередования главной и двух (реже трех) побочных тем, связанных ходами).

Форма рондо: А В А С А.

Рондо может быть регулярным (главная тема возвращается после побочных тем последовательно) и нерегулярным (свободное чередование, возможен пропуск главной или одной из побочных тем).

Форма рефрена может быть простой двухчастной, реже рефрен предстает в форме периода. При повторении рефрен может сокращаться, варьироваться (часто фактурно), разрабатываться.

Эпизоды строятся на самостоятельной теме, излагаются в новой тональности и контрастны по отношению к рефрену.

Связки (ходы)служат для создания непрерывности развития, текучести формы, а также естественным тональным переходам от темы к теме.

Примером формы рондо является рондо «Ярость по поводу потерянного гроша» Бетховена:

Источник

Операционные системы и программное обеспечение