ст 395 нк рф льготы по земельному налогу для юридических лиц

Статья 395. Налоговые льготы

1. Освобождаются от налогообложения:

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

Комментарий к ст. 395 НК РФ

Общероссийские общественные организации инвалидов тоже освобождены от налога, но при этом число их членов должно составлять не менее 80 процентов инвалидов и их законных представителей.

Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, не уплачивают налог в отношении земельных участков, используемых ими в образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целях социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Если право на налоговую льготу возникло или прекратилось в течение налогового (отчетного) периода, налогоплательщик исчисляет сумму налога в отношении льготного участка с учетом коэффициента использования налоговой льготы (К1). Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. Месяц возникновения и месяц прекращения права на льготу принимается за полный месяц. Формула для расчета налоговой базы выглядит так:

Значение данного коэффициента применяется для исчисления земельного налога в десятичных дробях с точностью до сотых долей (подп. 12 п. 13 приложения N 2 к Приказу Минфина России от 19 мая 2005 г. N 66н).

Судебная практика по статье 395 НК РФ

Полномочия арендодателя по договорам аренды земельных участков в соответствии с законом Республики Башкортостан от 29 апреля 2014 г. N 90-з переданы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которая отказала Башкирской региональной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в установлении льготы в виде понижающего коэффициента по вышеуказанного договору при наличии у общественной организации права на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии со статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями статей 209, 421, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», решения муниципалитета города Ярославля от 07.11.2005 N 146 «О земельном налоге». При этом, установив, что договор аренды земельного участка для целей эксплуатации временной постройки заключен сторонами по заявлению предпринимателя, на основании решения Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2011 по делу N А82-1476/2011, схема расположения земельного участка утверждена до 01.03.2015, спорный участок не является собственностью Российской Федерации, обоснованно пришли к выводам о том, что установленный условиями договора срок действия не противоречит нормам права, подлежащим применению при разрешении настоящего спора и не нарушает прав и законных интересов предпринимателя, оснований для применения льготы при расчете размера арендной платы не имеется.

Истец является организацией, которая вправе претендовать на получение налоговой льготы, поименованной в статье 395 НК РФ.
Земельный участок, являющийся предметом спорного договора аренды передан в пользование ООО «Профилакторий «Эдельвейс», осуществляющего санаторно-курортную деятельность. Вследствие фактического использования указанного имущества коммерческой организацией судами сделан вывод о том, что земельный участок не используется истцом для осуществления уставной деятельности.

Источник

Ст 395 нк рф льготы по земельному налогу для юридических лиц

НК РФ Статья 395. Налоговые льготы

1. Освобождаются от налогообложения:

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 108-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Пп. 4 п. 1 ст. 395 (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога за налоговый период 2021 года.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 10 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 11 введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ)

(п. 12 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 297-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 13 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 373-ФЗ)

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

(п. 2 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 353-ФЗ)

Источник

Статья 395 НК РФ. Налоговые льготы (действующая редакция)

1. Освобождаются от налогообложения:

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

Комментарий к ст. 395 НК РФ

Статья 395 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые освобождаются от налогообложения в отношении конкретных земельных участков.

— учреждения, исполняющие наказания;

— территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Перечень автомобильных дорог общего пользования закреплен в Постановлении Правительства РФ от 17.11.2010 N 928.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также в статье 6 Закона N 257-ФЗ закреплено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В случае возникновения споров относительно применения пункта 2 статьи 395 НК РФ судам необходимо исследовать два фактора:

Во-первых, право налогоплательщика земельного налога на льготу, закрепленную указанной нормой.

Во-вторых, вопрос об объекте налогообложения, его фактическом нахождении.

Проиллюстрируем данное примером из судебной практики.

Пример из судебной практики.

Так, Постановлением ФАС Московского округа от 26.06.2014 N Ф05-7809/13 по делу N А41-9846/12 было частично отказано в удовлетворении требований истца об отмене решения налогового органа, которым ему был доначислил земельный налог в связи с неправомерным использованием налоговой льготы, установленной пунктом 2 статьи 395 НК РФ, ввиду нахождения на земельном участке автомобильной дороги.

Судебные инстанции исходили из того, что применение льготы по земельному налогу возможно при условии, что земельный участок организации занят автомобильной дорогой, одновременно являющейся как дорогой общего пользования, так и государственной дорогой. При этом положения пункта 2 статьи 395 НК РФ не ставят право на применение льготы в зависимость от того, на каком праве принадлежит организации сам земельный участок, занятый поименованной дорогой.

Пунктом 10 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Таким образом, именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.

Общество, считая, что спорный земельный участок не подлежит обложению земельным налогом в силу пункта 2 статьи 395 НК РФ ввиду нахождения на нем автомобильной дороги, должно было доказать это обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.

Также в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 N 15АП-2980/2015 по делу N А53-9929/2014 дается толкование пункту 2 комментируемой статьи.

Апелляционная жалоба, поданная в суд, мотивирована тем, что судом первой инстанции не учтены принудительно изъятие земельного участка у собственника и отсутствие в спорный период зарегистрированного решения или соглашения о выкупной цене, на основании которого возможен переход права собственности на часть земельного участка в муниципальную собственность, то есть общество было лишено возможности произвести действия по переоформлении права собственности на спорный участок, на что указал суд первой инстанции. Общество считает, что вправе применять налоговую льготу по п. 2 ст. 395 НК РФ в рассматриваемый период. Взимание налога на землю с изъятого у общества земельного участка противоречит принципу экономического основания налогов, что следует позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.03.2014 N 112992/12.

Однако кассационная инстанция указала, что именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.

Общество, считая, что спорный земельный участок не подлежит обложению земельным налогом в силу пункта 2 статьи 395 НК РФ ввиду нахождения на нем автомобильной дороги, должно было доказать указанное обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.

Таким образом, собственник земельного участка (его части) обязан платить земельный налог до момента перехода права собственности на отчужденный земельный участок (его часть) к иному лицу.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Государственная регистрация прав на земельный участок является единственным доказательством существования зарегистрированного права и служит основанием для исчисления земельного налога.

В пункте 4 комментируемой статьи закреплено освобождение от налогообложения земельным налогом религиозных организаций в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Также необходимо руководствоваться Положением о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В соответствии с Законом N 125-ФЗ религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

На основании статьи 1 Закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Однако необходимо обратить внимание, что если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, или жилые дома для проживания лиц, осуществляющих богослужение, то налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке, то есть право на льготу в виде неналогообложения земельным налогом такая религиозная организация утрачивает.

Так, в письме Минфина России от 12.08.2013 N 03-05-05-02/32556 разъяснено, что в отношении жилого здания, принадлежащего религиозной организации на праве собственности, в котором зарегистрированы для проживания физические лица и осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии, а также земельного участка, находящегося в собственности религиозной организации и занимаемого таким жилым зданием, не могут применяться соответственно положения пункта 2 статьи 381 и пункта 4 статьи 395 НК РФ.

Возможен такой случай, когда на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, расположены не только объекты благотворительного значения, но и другие. Например, для производства религиозной литературы. В данном случае религиозная организация освобождается от налогообложения земельным налогом в отношении и такого земельного участка в целом, а не только в той части, которая используется зданием и строениями для благотворительных целей.

Что касается определения средней численности работников, то она рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.

Однако необходимо обратить внимание, что Постановлением Правительства РФ установлен исчерпывающий перечень товаров, при производстве которых указанные выше организации не освобождаются от налогообложения земельным налогом (Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 N 223 «Об утверждении перечня товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров»).

В пункте 6 статьи 395 НК РФ установлено, что также освобождаются от налогообложения земельным налогом организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов.

Основной задачей деятельности организаций народных художественных промыслов является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов.

Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обращаем внимание, что перечень таких изделий закреплен в Перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержденном Приказом Минпромторга РФ от 15.04.2009 N 274.

К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, в том числе:

— изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без сочетания с ручными способами декорирования изделий;

— изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах без сочетания с ручным исполнением;

— изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления или без применения других способов ручной декоративной обработки металла;

— керамические изделия, изготовленные посредством литья без последующей росписи, лепки или без применения иных способов ручного декорирования изделий;

— другие изделия, изготовленные механическим способом с использованием мотивов народного искусства.

В пункте 7 комментируемой статьи установлено, что физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р.

Пример из судебной практики.

Так, в Апелляционном определении Кемеровского областного суда от 14.08.2014 по делу N 33-8086 дается толкование пункту 7 комментируемой статьи. Данным Определением суда было отказано в удовлетворении требований истца о признании права на льготу по земельному налогу.

Суд разъяснил, что предоставление налоговой льготы коренным малочисленным народам связано не только с их национальной принадлежностью, но и с местом проживания в определенных районах Севера и приравненных к нему областях, перечень которых указан в распоряжении Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р, с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что не имеется совокупности оснований для признания за Н. права на налоговую льготу по земельному налогу, одним из которых является проживание на территориях традиционного расселения своих предков, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В перечне видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации такой вид деятельности, как сдача в аренду нежилого здания под магазин, не указан.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку истцом не доказано, что часть земельного участка, указанная в жалобе, используется им для осуществления традиционных.

При этом под особой экономической зоной данный Закон понимает часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Законодатель выделяет следующие типы особых экономических зон:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны.

Правовой статус отдельных особых экономических зон регулируется специальными законами. Так, например, существует Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Обращаем внимание, что пункт 9 статьи 395 НК РФ начал применяться только с 1 января 2012 года.

В письме Минфина РФ от 13.02.2012 N 03-05-04-02/14 разъяснено, что земельные участки, принадлежащие на праве собственности организации, являющейся резидентом особой экономической зоны, образованные при разделении прежнего земельного участка, на который распространялось положение пункта 9 статьи 395 НК РФ, также должны освобождаться от налогообложения в соответствии с пунктом 9 статьи 395 НК РФ, на срок, указанный в данном пункте статьи 395 НК РФ. Аналогичный подход к применению налоговой льготы, установленной пунктом 9 статьи 395 НК РФ, должен применяться при налогообложении земельного участка, образованного при слиянии нескольких земельных участков.

Организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» на основании пункта 10 статьи 395 НК РФ, освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом.

В случае если арендатор такого земельного участка утрачивает статус участника проекта «Сколково», то автоматически управляющая компания утрачивает право на применение льготы по пункту 10 статьи 395 НК РФ.

Понятие резидента промышленно-производственной особой экономической зоны мы уже приводили, когда рассматривали предыдущую категории плательщиков земельного налога, имеющих право на льготу, предусмотренную статьей 395 НК РФ. Напоминаем, что данное понятие содержится в Законе N 116-ФЗ.

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти выдает резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны. Форма свидетельства утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комментируемая статья дополнена подпунктом 12, который был введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Решение о создании свободной экономической зоны в виде зоны экспортного производства, свободной таможенной зоны производственного типа или свободной таможенной зоны торгового типа на территории государства принимается уполномоченным государственным органом в соответствии с национальным законодательством и государственной программой создания и развития свободных экономических зон.

При этом выделяются следующие виды таких зон:

— зона экспортного производства;

— свободная таможенная зона производственного типа;

— свободная таможенная зона торгового типа;

— специальная экономическая зона.

При этом часть 1 статьи 6 вышеназванного Закона понимает под субъектами предпринимательской деятельности на территории свободной экономической зоны зарегистрированные и осуществляющие в ней производственную, торговую и иную деятельность лица независимо от их организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским законодательством государства, и филиалы иностранных юридических лиц, которые аккредитованы в свободной экономической зоне в соответствии с законодательством государства.

Управление свободной экономической зоной осуществляется администрацией свободной экономической зоны. Функции администрации свободной экономической зоны осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти территориально-административной единицы, на территории которой создается свободная экономическая зона, в соответствии с положением об администрации свободной экономической зоны, разрабатываемым в порядке, предусмотренном законодательством государства о территориально-административных единицах, на территории которых создается свободная экономическая зона, по согласованию с правительством государства.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение