Сравни чего больше графических редакторов или прикладных программ

Урок информатики на тему «Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования». 8-й класс

Класс: 8

Цель:

объяснить, что такое программное обеспечение и зачем оно существует;

научить различать системное, прикладное ПО.

Задачи:
Образовательные – познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО», закрепить полученные знания.

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

Тип урока: урок формирования знаний.

Каналы общения_____ учитель – ученик, ученик – учитель, класс – учитель, ученик – ученик, ученик – ПК.

Психологический аспект – восприятие – осмысление – запоминание, воспроизведение, обобщение – систематизация – практическое применение.

Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал.

I. Организационный момент

Организация рабочих мест.

II. Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

III. Актуализация знаний

1. Повторение материала по теме «Устройства компьютера».

Задание 1: Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств, названия которых приведены ниже (соедините стрелками).

Задание 2: «Что это за устройство и для чего предназначено?»

1) Трекбол — указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям. Трекбол функционально представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь.
2) Графопостроитель, плоттер — устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации. Графопостроители рисуют изображения с помощью пера (пишущего блока).
3) Тачпад, сенсорная панель — указательное устройство ввода, применяемое чаще всего в ноутбуках. Как и другие указательные устройства, тачпад обычно используется для управления «указателем» путем перемещения пальца по поверхности устройства.
4) Графический планшет — это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер. Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера. Также может прилагаться специальная мышь.

IV. Формирование новых знаний

V. Совершенствование новых знаний, работа в паре

Задание 1

А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.
Ответ: проверка диска на фрагментацию
Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор
В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка

Задание 2

Сравните, чего больше:

А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: прикладных программ
Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ

Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения.

Задание 4 (работа в группе)

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу)

Системы программирования Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом

Системы программирования Выпускной, 11 класс, готовит фотоальбом и собирает воспоминания о школьной жизни Web – дизайнер создает сайт известной фирмы Школьник играет в компьютерную игру

Системы программирования Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки

Задание 5 (Индивидуальная работа за компьютером)

Открыть готовый текстовый документ, заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере.

Программное обеспечение

Пример Операционная система Архиватор Антивирусная программа Коммуникационная программа Система программирования Текстовые редакторы Графические редакторы Редактор презентаций Электронные таблицы Электронное учебное издание Игра Редакторы работы со звуком Редакторы работы с видеоинформацией

VI. Подведение итогов урока

1) повторить пройденный материал, используя конспект урока (Слайд 12)

2) рассмотреть основные вопросы к уроку (Слайд 13)

3) оценивание работы учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание

§9.10
Постройте схему, описывающую состав программного обеспечения компьютера, прислать по электронной почте. В схеме вставить логотипы программ.

Источник

Презентация к уроку

Цель: Объяснить, что такое программное обеспечение и зачем оно существует. Научить различать системное, прикладное ПО.

Задачи:

А) Образовательные – познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО», закрепить полученные знания;
Б) Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли;
В) Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

Организация рабочих мест.

II. Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

III. Повторение материала

1. Повторение материала по теме «Устройства компьютера».

Задание 1: Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств, названия которых приведены ниже (соедините стрелками). Приложение 1.

Задание 2: «Что это за устройство и для чего предназначено?» Приложение 2.

IV. Объяснение нового материала

2. Объяснение нового материала по теме «Программное обеспечение компьютера». Для этого используются презентация по теме урока, практические задания на компьютере и с использованием интерактивной доски, цифровые образовательные ресурсы.Слайд 1

Вначале рассматривается теоретический материал по теме:

А) дается понятие – программа, программное обеспечение. Слайд 2
Б) классификация компьютерных программ. Слайд 3
В) понятие, классификация, примеры системного программного обеспечения. Слайды 4, 5, 6
Г) основные понятия программирование, язык программирования, система программирования, назначение и режим работы систем программирования. Слайды 7, 8
Д) понятие прикладных программ, классификация приложений, примеры. Слайды 9, 10, 11

V. Обобщение новых знаний

Для этого учащимся предлагается выполнить следующие задания. Задания проверяются после их выполнения. Задания можно выполнять по группам.

Задание 1: (работа в паре).

А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.
Ответ: проверка диска на фрагментацию

Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор

В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка

Задание 2: (работа в паре)

Сравните, чего больше:

А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: прикладных программ

Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ

Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения. Приложение 3.

Задание 4: (работа в группе):

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу). Приложение 4.

Задание 5 (работа в группе): Заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере. Приложение 5.

VI. Подведение итогов урока

повторить пройденный материал, используя конспект урока (Слайд 12), рассмотреть основные вопросы к уроку (Слайд 13), оценивание работы учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание

постройте граф, описывающий состав программного обеспечения компьютера.

Список литературы:

Источник

Текстовый редактор, Microsoft Access.

Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа. Ответ: табличный процессор В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка Ответ: программа-оболочка

Просмотр содержимого документа
«Текстовый редактор, Microsoft Access.»

Для этого учащимся предлагается выполнить следующие задания. Задания проверяются после их выполнения. Задания можно выполнять по группам.

Задание 1: (работа в паре).

А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.
Ответ: проверка диска на фрагментацию

Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор

В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка

Задание 2: (работа в паре)

Сравните, чего больше:

А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: прикладных программ

Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ

Задание 4: (работа в группе):

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу).

Задание 5 (работа в группе): Заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере

VI. Подведение итогов урока

повторить пройденный материал, используя конспект урока (Слайд ), рассмотреть основные вопросы к уроку (Слайд ), оценивание работы учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание

постройте граф, описывающий состав программного обеспечения компьютера.

Источник

Программное обеспечение компьютера

Просмотр содержимого документа
«Программное обеспечение компьютера»

Программное обеспечение компьютера

Что требуется компьютеру, кроме аппаратного обеспечения, для работы?

Конечно же, ряд определённых программ.

Сегодня на уроке мы узнаем, какие программы обязательно нужны компьютеру для его работы, а без каких программ можно и обойтись.

На какие группы можно разделить такие программы, рассмотрим некоторые из них.

Узнаем, научимся, сможем!

Выберите из списка компьютерные программы.

Понятие программного обеспечения

Системное программное обеспечение Системное программное обеспечение включает в себя операционную систему и сервисные программы.

Наиболее распространённые ОС для персональных компьютеров:

Системное программное обеспечение

Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом.

языки программирования (формальные языки)

для разработки компьютерных программ на языке программирования,

называют системой программирования

Создание, отладка и выполнение

Прикладное программное обеспечение

Программы, с помощью которых пользователь

может работать с разными видами информации,

принято называть прикладными программами

Приложения общего назначения

Сравните, чего больше:

А) Графических редакторов или прикладных программ? Ответ: прикладных программ

Б) Антивирусных программ или системных программ?

Ответ: системных программ

В одном из произведений А. П. Чехова, текст которого приведён в подкаталоге Проза, есть герой по имени Архип Елисеич. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора или браузера выясните название этого произведения.

Выполните задание, распаковав архив на своём компьютере.

Источник

Программное обеспечение

Материал для формирования у учащихся понятие «программное обеспечение»; виды ПО и назначение

Содержимое разработки

Тема: Программное обеспечение.

Цель: сформировать у учащихся понятие «программное обеспечение»; указать на виды ПО и назначение.

I. Теоретический материал.

Компьютер – это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того, чтобы компьютер мог работать с информацией – получать ее, хранить, передавать, обрабатывать – его необходимо научить выполнять все эти действия. Научить – значит построить работу компьютера по инструкции, в которой указано, что надо делать. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном компьютеру, т.е. сообщать ему, как надо обрабатывать данные для получения желаемого результата. Такая инструкция называется программой. Компьютер без программ – это груда железа. И только программы делают его нашим помощником, другом и советчиком.

Самые первые программы разрабатывались на машинном языке, где слова этого языка представляют собой последовательность нулей и единиц, и не все люди могли заниматься их разработкой, только профессиональные программисты.

В 60-е годы началась разработка языков программирования высокого уровня, которые позволили существенно облегчить работу программистов, и создание программ стало доступно даже для начинающих пользователей компьютера.

Программа – это последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки информации.

Все программы хранятся во внешней и постоянной памяти компьютера. Но, для того, чтобы компьютер мог выполнить ту или иную обработку информации по соответствующей программе, она должна быть помещена в оперативную память компьютера.

Все используемые в компьютере программы называются программным обеспечением.

Все программное обеспечение делиться на три класса:

Системное ПО – является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера. Без него невозможно взаимодействовать ни с одним устройством ЭВМ. Именно системное ПО руководит слаженной работой всех элементов компьютерной системы, как на аппаратном уровне, так и на программном.

Системное программное обеспечение.

Комплекс программ, распределяющих ресурсы компьютерной системы и организующих работу других программ

Программы, обеспечивающие более комфортное общение пользователя с командами ОС

Проверяют работу основных устройств компьютера

Программы обнаружения компьютерных вирусов и их уничтожения

Программы обслуживания дисков

Программы проверки целостности логической и физической структуры дисков, дефрагментация

Программы упаковки файлов и группы файлов для уменьшения занимаемого ими места на диске

Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или инженера-конструктора, и многое-многое другое.

Прикладное программное обеспечение

Программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов

Программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме

Средства ввода, поиска, размещения и выдачи больших массивов данных

Компьютерная графика и анимация

Средства создания неподвижных и движущихся изображений

Средства создания презентации

Программы создания и показа наборов слайдов

Программы для работы в компьютерной сети

Системы автоматизированного проектирования (САПР)

Средства проектирования электронных схем, машин, механизмов

Помогают процессу обучения

Программы для организации досуга и обучения

Инструментарий программирования – это средства, предназначенные для создания ПО, т.е. того же системного и прикладного ПО. Его составляют разнообразные языки и среды программирования.

Переводчики программ языков программирования и машинные коды

Средства поиска и исправления ошибок

Интегрированные среды разработки приложений

Объектно-ориентированные языки программирования

Средства создания программ для компьютера

II. Закрепление изученного

Задание № 1. Найди лишнее

А) Тестовый процессор, Miсrosoft Access, графические редакторы, отладчик, переводчик.

Б) Операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.

В) Отладчик, транслятор, языки программирования, программа-оболочка.

Задание № 2. Сравни, чего больше:

А) Графических редакторов или прикладных программ?

Б) Антивирусных программ или системных программ?

В) Отладчиков или языков программирования?

Задание № 3. Работа по группам.

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях:

Источник

Операционные системы и программное обеспечение