складская программа wms что это

Складская программа WMS: что это такое, и как она работает

Warehouse Management System (WMS) — это информационная система, предназначенная для автоматизации управления складскими процессами и инфраструктурой склада в целом. Система состоит из аппаратной и программной части. Под аппаратной подразумеваются терминалы сбора данных, серверы для хранения информации и другое оборудование, применение которого необходимо для автоматизированной работы складского комплекса. Программная часть — это IT-решения, которые позволяют организовать централизованное управление всеми складскими процессами и максимально эффективно использовать инфраструктуру склада.

За время существования складских программ, WMS прошли путь от простейших утилит, которые хранили информацию о перемещении товаров, введенных вручную, до сложных систем, способных самостоятельно ставить задачи персоналу, формировать запросы на пополнение складских запасов, комплектовать отправления, быстро решать производственные вопросы.

Преимущества и функциональность WMS

Если говорить о том, что представляет собой основная функция программы WMS и всей системы в целом, то это, бесспорно, актуализация данных об остатках, хранящихся на территории склада. Но возможности программно-аппаратного комплекса этим не ограничиваются.

Система WMS — и программы, и используемое оборудование — облегчает и упрощает работу склада на любом из технологических этапов: приемки грузов, размещения и хранения продукции, обработки поступающих запросов, отгрузки товаров и их перемещения по складской территории.

Типичными функциями WMS считаются:

Преимущества внедрения WMS — это использование эффективных алгоритмов работы склада и снижение затрат на выполнение того или иного действия. Благодаря автоматическому учету производимых операций и оптимизации складских процессов, применение Warehouse Management System исключает:

Но давайте подробно рассмотрим именно программную составляющую WMS и разберем, как подобрать ПО, полностью соответствующее требованиям вашего бизнеса.

WMS: зачем нужна программа управления складом

Внедрение таких систем как ВМС, включающих программы для склада, позволяет оптимизировать использование складских помещений и ускорить формирование заказов любого объема. С их помощью руководитель получает точную информацию о месте нахождения той или иной продукции, управляет перемещением товаров даже с ограниченными сроками годности.

Но складская система WMS способна быстро и четко выполнять не только вышеперечисленные задачи. Автоматическая идентификация продукции, контроль исполнения поставленных задач, стратегия размещения новых поступлений и другие функции также входят в «зону ответственности» программной части ВМС-системы.

Какие задачи решает складская программа WMS

Понятие «управление складом» включает более обширный перечень задач, чем «складской учет». Если во втором случае подразумеваются контроль за остатками продукции на складе и оформление товаросопроводительной документации, то в первом имеется в виду, как минимум, автоматическая идентификация товаров и новых поступлений.

Программа WMS — это часть системы управления складом, направленная на решение большинства типовых задач без участия сотрудников компании:

Принципы работы складской системы WMS

Архитектура подобной складской программы строится следующим образом:

Адресный склад DataMobile — программное решение для вашего склада

Если на маленьком складе, где хранится с парой сотен наименований, легко запомнить местонахождение того или иного товара, то на большой территории, предусматривающей размещение десятков тысяч объектов, сложно найти даже один из них.

Для решения подобных проблем и организации динамического адресного хранения был разработан модуль Адресный склад DataMobile. Программа содержит в базе данных полную топологию склада с учетом зон разгрузки, погрузки и хранения и позволяет в любой момент получить актуальную информацию по каждой складской ячейке и товарным остаткам.

Адресный склад DataMobile — это дополнительный модуль для типовых конфигураций 1С, не поддерживающих динамического адресного хранения. Он поддерживает возможность категоризации продукции по партиям, что исключает смешение товаров по любым характеристикам (срокам годности, цветам, размерам и пр.). Система позволяет одновременно работать пользователям двух групп — диспетчерам, которые формируют задания и добавляют их в программу, и кладовщикам, которые просматривают поручения и отмечают их выполнение.

Модуль Адресный склад DataMobile моментально обрабатывает всю поступающую информацию, что позволяет:

Модуль Адресный склад DataMobile считается оптимальным решением для большинства складов — его можно быстро адаптировать под изменяющиеся условия бизнеса. Программное решение позволяет менять настройки, может использоваться с основным ПО DataMobile версий Online Lite и Online и предусматривает интеграцию с конфигурациями:

Решение включает:

Важно! Наши специалисты проверяют вашу конфигурацию 1С. В большинстве случаев интеграция с модулем Адресный склад DataMobile требует индивидуального подхода. Мы можем модифицировать блок адресного хранения под нетиповые или самописные конфигурации. При необходимости разрабатываем дополнения — например, модуль контроля сроков годности (или программное решение с любым другим набором функций).

Источник

WMS система. Эффективное управление складом

Для подавляющего большинства бизнесов, связанных с производством и реализацией товаров, управление складским хозяйством остается одним из «проблемных мест». Дилемма между обеспечением бесперебойности производственных и бизнес-операций и оптимизацией расходов на содержание складских мощностей усиливается в условиях широкой номенклатуры сырья, материалов, комплектующих, изготовленной продукции, товаров под реализацию.

Решить эту дилемму, сделав управление складским хозяйством максимально эффективным при минимальных затратах, позволяют современные комплексные управленческие решения – WMS-системы.

Автоматизация складской логистики в 1С

Что такое WMS-системы?

Аббревиатура WMS расшифровывается как Warehouse Management System – то есть «система складского менеджмента». Под этим термином подразумевается программный комплекс, обеспечивающий автоматизацию функционирования информационной подсистемы предприятия, связанной с комплексом задач и функций, лежащих в русле складских (а отчасти – и логистических) бизнес-процессов.

Иными словами, это программное обеспечение, максимально автоматизирующее работу склада, что позволяет существенно сэкономить рабочее время складских работников (а, следовательно, оптимизировать их штат), избежать ошибок, ведущих к дополнительным затратам (просроченный товар, ошибки при комплектации заказов), а также сократить до минимума «человеческий фактор» (строгий учет и контроль за поступлением, перемещением и отгрузкой).

Архитектура WMS-систем строится по тому же принципу, что и архитектура других автоматизированных информационных систем поддержки бизнес-процессов. В ней можно выделить три блока:

Как это работает?

Складское хозяйство структурируется по основным бизнес-процессам: прием (товара, сырья, комплектующих, материалов, готовой продукции); размещение; хранение; дополнительная обработка (если того требует технология хранения); комплектация и упаковка (для товаров и изготовленной продукции); отгрузка покупателю или передача в производство; инвентаризация.

В зависимости от масштабов и специфики бизнесов, для которых они предназначены, WMS системы подразделяются на:

Сегодня на рынке представлено несколько десятков WMS-систем от различных разработчиков, например, программный комплекс БИТ.WMS или «1С: WMS Логистика. Управление складом 4». Функционал большинства из них приблизительно одинаков, поэтому главный момент, на который стоит обратить внимание, это гибкость и адаптивность WMS-системы, от которой зависит то, насколько она будет способна подстроиться под особенности конкретного бизнеса, а, следовательно, и то, насколько она будет удобна для персонала и менеджеров.

ПО «1С: WMS Логистика. Управление складом 4», как и другие программные продукты системного интегратора 1С, в полной мере отвечает принципам гибкости и адаптивности, что позволяет использовать этот комплекс для автоматизации складской работы широкого спектра корпоративных клиентов: от крупных логистических центров до небольших магазинов с узкой товарной номенклатурой.

Возможности WMS-систем

WMS-системы обеспечивают полную автоматизацию задач, которые решают складские работники, а также имеют ряд дополнительных функций, обеспечивающих прозрачность ведения складского хозяйства и повышение общей эффективности блока бизнес-процессов «Склад-логистика».

Основной функционал WMS-системы охватывает:

Использование WMS-систем не только повышает эффективность функционирования складского хозяйства, но и расширяет возможности, обеспечивая максимальную прозрачность, оперативность работы и полную интеграцию с учетными и управленческими программными решениями, используемыми компанией.

Автоматизация складской логистики в 1С

Области применения WMS-систем

WMS-системы все шире используются не только крупными логистическими центрами, но и компаниями с достаточно небольшими масштабами деятельности (магазин с ограниченным ассортиментом, небольшие торгово-производственные компании).

При этом появляются специализированные решения не только для корпоративных клиентов, работающих в сфере торговли, но и для производственных предприятий, специфика бизнеса которых предполагает наличие на складе достаточно широкой номенклатуры материалов, сырья, расходников, деталей, комплектующих и узлов, используемых в производственном процессе, которые требуют строгого учета и соблюдения условий хранения.

Кроме того, если производственная компания не работает строго под отправку заказчику, произведенная продукция также проходит этап складирования. Поэтому складское хозяйство крупных производственных компаний может быть даже более сложным, чем у торговой компании средних размеров, что также делает актуальным использование WMS-систем, учитывающих специфику такого рода бизнеса.

Эффективность внедрения WMS-систем

Системы автоматизации управления складом – это именно тот тип информационных систем для бизнеса, эффект от внедрения которых ощущается не в долгосрочном периоде, а буквально сразу после установки и обучения персонала.

В чем выражается экономический эффект от WMS-систем?

Польза от применения WMS-систем очевидна. Самое главное, подобрать оптимальный для конкретного бизнеса программный продукт, в котором будет наличествовать весь необходимый функционал.

«1С: WMS Логистика. Управление складом 4» от компании «Первый Бит»

Компания «Первый Бит» – признанный лидер в российском сегменте реализации комплексных решений для автоматизации бизнес-процессов и информационной поддержки менеджмента.

Решение позволяет:

Поскольку решение «1С: WMS» разработано исходя из передовых технологий организации работы склада, оно требует, чтобы на складе использовались:

Каждый работник склада (кладовщик, комплектовщик, сборщик) должен иметь радиотерминал, что обеспечивает ускоренный процесс передачи сформированных заданий и оперативную обратную связь с информацией о выполненных работах и соответствующих корректировках в базе данных склада. Создание складских задач управленческим персоналом и их обработка сотрудниками склада осуществляются при этом точно и оперативно. Диспетчер при этом осуществляет общую координацию и контроль, а также принимает участие в решении нестандартных ситуаций.

Программный комплекс рассчитан на автоматизацию работы одного склада. Если компания имеет несколько складских помещений, необходимо создавать отдельную информационную базу под каждый из них (с поддерживаемым обменом данными).

Программный комплекс поддерживает зонирование складского помещения в зависимости от задач: на зону выгрузки, зону приемки, зону контроля качества, зону хранения, зону сборки, зону отгрузки, зону некондиции и др.

Источник

Что такое WMS-система: как пользоваться программой для управления складом

Конкуренция на современном складском рынке заметно увеличивается, в связи с чем руководство компаний, заинтересованных в повышении конкурентоспособности, предпринимают ряд мер для ускорения логистических процессов, снижения издержек и облегчения администрирования. Сегодня существует большое количество методик, каждая из которых обещает отличный результат и гарантированное достижение поставленной цели. Однако несмотря на большой выбор, именно warehouse management system (перевод — «система управления складом») пользуется наибольшей популярностью среди операторов.

И это вполне оправданно, так как система способна разом создавать большое количество задач, значительно повышая эффективность рабочего процесса. С ее помощью можно объединить в один блок логистические процессы и всю бухгалтерию, благодаря чему значительно облегчается администрирование бизнеса. Но несмотря на большую распространенность, многие современные потребители не до конца знакомы с этим вопросом.

Компания «Клеверенс» поможет решить проблемы WMS-систем с помощью платформы Mobile SMARTS.

Софт может быть использован в качестве front-end для терминалов сбора данных. Это удобно, например, при отсутствии Wi-Fi связи. Программа прекрасно справляется с этой задачей, передавая данные по беспроводной сети полностью или частично.

Вторым плюсом является разнообразие оборудования, которое интегрировано с Mobile SMARTS. Количество уже давно перевалило за 300 моделей. Это, безусловно, расширяет рынок сбыта для WMS-компаний.

Программный продукт «Склад 15», например, помогает решать задачи складской автоматизации. Софт уже интегрирован с большим количеством систем, такими как 1С, ERP и WMS, и список постоянно пополняется.

WMS (ВМС)-системы управления складом — что это такое и в чем отличия от ERP

Из чего состоит складская ВМС-программа

Ее внедрение дает возможность обеспечить планирование действий и полный контроль за всеми единицами склада, его сотрудниками, транспортными средствами и другими составляющими логистики. Она включает в себя 2 основных компонента.

В состав аппаратной инфраструктуры WMS входят сканеры и принтеры штрихкодов, сервера, радиопередатчики, терминалы сбора информации, клиентские устройства (портативный компьютер, телефон и многое другое) и RFID-чипы, которые можно наклеить на товар или отдать работникам для контроля их локализации.

На основании размера складского помещения и требований его хозяина, ВМС-программа для склада может иметь различную комплектацию. Как правило, программные продукты бывают трех основных типов.

Помимо базовой комплектации, можно добавить дополнительное конвейерное, весовое и другое оборудование. Но важно понимать, что за расширенную версию необходимо заплатить дополнительную сумму. Как правило, переплата получается весомой, однако эта покупка гарантированно себя окупает.

Источник

Что такое WMS?

WMS — аббревиатура от английского «Warehouse Management System», или «система управления складом». Часто можно встретить русскоязычную аббревиатуру СУС, а некоторые производители относят свои системы даже не к WMS, а к IMS (inventory management system), WCMS (warehouse complex management system), и так далее. Те, кто чуть больше остальных погружен в складскую тематику, при упоминании об управлении складом сразу вспоминают радиотерминалы, этикетки, штрихкоды и прочие обязательные атрибуты внедрения. Те, кто погружен меньше, ассоциирует выражение «управление складом» со «складским учетом», что порой приводит к некоторым терминологическим разногласиям: если штрихкоды — это отсылка на технологии автоматической идентификации, то «складской учет» чаще ассоциируется с оформлением товаросопроводительной документации и ведением информации о складских остатках.

Перед тем, как мы перейдем к первому разделу, хотелось бы сказать, что статья не ставит перед собой цель рассмотреть весь возможный функционал. Она является, скорее, ознакомительной – как раз для тех, кто слышал или знает общие слова о WMS, но хочет узнать больше.

Автоматическая идентификация

Если говорить простым языком, то суть АИ можно определить прямо из названия. На склад приходят разнообразные грузы, и одна из важнейших задач — это идентифицировать параметры каждого груза на входе и выходе. В качестве параметра чаще всего выступает наименование и логистическая упаковка, чуть реже — сроки годности и даты производства, завод-изготовитель, номер производственного лота, и прочее. Естественно, для передачи этих данных между участниками логистической цепи невозможно использовать централизованное хранилище данных, ввиду чего информацию приходится размещать прямо на единичной, групповой и/или транспортной упаковке в виде этикетки или радиометки. Чаще всего используются этикетки со штрихкодом, хотя порой удается встретить товары, маркированные радиометками (например, пошитая в Европе одежда). Так как радиометки используются крайне редко, на продукции можно найти еще и штрихкод. Таким образом, если у нас нет оборудования для чтения радиометок, мы можем использовать штрихкод.

Штрихкоды бывают разных форматов, но чаще всего используется EAN-13 и EAN-128. Первый обычно включает в себя информацию о продукте и логистической единице, а второй является так называемым «блочным» кодом, и может быть представлен даже не одной, а несколькими этикетками, где каждая последующая будет дополнять предыдущую. Блочный код делится на сегменты, отделяемые друг от друга специальными символами-сепараторами, и каждый сегмент содержит идентификатор типа данных, а также сами данные. Идентификатором типа данных может быть «товар», «срок годности», «дата производства», и многое другое. Так как содержание кода EAN-128 является стандартизированным, этот код часто используется у производителей.

Контроль исполнения

Есть такой класс информационных систем управления, как «системы контроля исполнения». Их задача заключается в том, чтобы при помощи разнообразных инструментов (сканеры штрихкода, контрольные числа и так далее) убедиться в том, что поставленная задача была выполнена исполнителем. Как раз с целью контроля исполнения, на складе штрихкодом маркируются все объекты, с которыми сотрудники могут выполнять какие-либо операции. Например, свой штрихкод получает каждая ячейка склада (складское место), где могут быть размещены грузы. Давайте теперь подумаем, как же мы проконтролируем исполнение задачи на размещение груза в ячейку? Раскладывая эту задачу на простые составляющие, имеем:

1) Сотрудник подошел к заданному грузу, находящемуся в заданном месте
2) Сотрудник переместился с грузом к заданной ячейке
3) Сотрудник разместил груз в ячейке

Таким образом, для обеспечения контроля исполнения нам потребуется штрихкод не только у ячейки, но еще и у груза. Если мы дадим сотруднику возможность на каждом этапе осуществлять сканирование штрихкода специальным сканером, то сможем определить, что он:

1) Подошел к той ячейке, откуда необходимо извлечь груз (сканирование ШК исходной ячейки)
2) Взял правильный груз (сканирование ШК груза)
3) Доставил груз к целевой ячейке (сканирование ШК целевой ячейки)

В зависимости от предприятия и типа склада, который мы автоматизируем, может использоваться самое разнообразное оборудование: радиотерминалы, информационные киоски, системы pick-by-light, put-to-light, а также банальные компьютеры с подключенным USB-сканером, расположенные близко к исходным и целевым ячейкам. Чаще всего, однако, можно встретить именно радиотерминалы — специальные промышленные КПК с встроенным сканером штрихкода (и не только — в зависимости от комплектации). Все радиотерминалы подключены к общей радиосети, так что сотрудник получает на экран терминала указания в пошаговом режиме: «Подойдите к месту… и сканируйте его ШК», «Возьмите груз… и сканируйте его ШК», «Разместите в ячейке… и сканируйте ее ШК». Помимо контроля исполнения, мы получаем еще и полезную статистику о времени перемещения сотрудника между ячейками, а также затратах времени на каждом этапе выполнения задачи. Главное — не увлечься слишком сильно, так как сканирование штрихкода тоже занимает некоторое время, и на тех складах, где выполняется большое количество операций — например, 20 000 операций в смену, — задержка даже в 2 секунды даст 40 000 секунд издержек, что превышает 11 ресурсо/часов.

Сквозная диспетчеризация

Принимая во внимание, что каждый сотрудник оснащен радиотерминалом, и выполняет задания в пошаговом режиме, пора бы задуматься о том, откуда эти задания поступают. Функционал диспетчеризации является одной из фундаментальных возможностей WMS, и именно корректно настроенный и эффективный алгоритм распределения текущего объема задач между исполнителями позволяет складу работать быстро и качественно. Представим себе сотрудника на, скажем, погрузчике. Погрузчик ездит по складу и имеет возможность ставить и снимать со стеллажей грузы, а также перемещать их между напольными ячейками. Далеко не все актуальные на текущий момент задания имеют одинаковый приоритет: есть более приоритетные (если подъехала машина и ждет, пока мы отгрузим товар), и менее приоритетные (у соседних с этой машиной ворот недавно закончили принимать товар, и там стоят грузы для размещения). Алгоритм диспетчеризации может пойти несколькими путями:

1) Выполнять все задачи по FIFO (задачи выполняются в той последовательности, в которой создавались)
2) Сначала расставить пришедший на склад товар, а потом отправить исполнителя на отгрузку (можно и в обратной последовательности)
3) Выполнить весь перечень задач в «попутном» режиме

Теперь подробнее про «попутный» режим: грузы для размещения в машине, которая ждет отгрузки, находятся на складе, в так называемой «зоне экспедиции отгрузки». Представим, что это места на фронтальных стеллажах, находящиеся близко к воротам. Мы берем груз, завозим его в транспорт (или подвозим грузчикам на ворота), затем берем с соседних ворот другой груз для размещения, ставим его недалеко от следующего груза из зоны экспедиции отгрузки, и продолжаем процедуру отгрузки, перемежая ее — таким образом — с процедурой расстановки с приемки. Часто этот функционал называется «чередованием задач» (task interleaving), и именно возможность его гибкой настройки и наличие готовых алгоритмов характеризует действительно хорошую WMS.

Помимо перемещения грузов погрузчиком, существует множество и других операций, которые могут выполняться сотней сотрудников в параллельном режиме. В этом случае, важно так распределить задачи, чтобы не только обеспечить требуемую приоритезацию, но еще и не допустить таких элементарных глупостей, как отправка нескольких исполнителей в одну и ту же аллею (проход между стеллажами), где они будут толкаться и мешать друг другу. На этом месте, грамотный читатель наверняка прокомментирует, что важно не только избавиться от столкновений, но еще и распределять грузы по складу так, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на имеющуюся площадь, но одно другое не исключает, а дополняет, что мы и увидим, когда будем говорить о стратегиях размещения.

Стратегии размещения

Здесь придется немного отвлечься, и рассмотреть нынешнюю классификацию WMS. Как правило, в большинстве случаев выделяют 3 класса: «коробочные» системы, адаптируемые и заказные. «Коробочные» продукты имеют фиксированную логику, которая меняется только при помощи настройки параметров. Адаптируемые системы предлагают широкие возможности конфигурирования алгоритмов при помощи правил и конструкторов, а заказные пишутся под конкретного заказчика, и — помимо фиксированной логики, — часто не имеют даже базового инструментария для оперативного внесения изменений.

Почему я обратился к классификации систем, когда глава посвящена стратегиям размещения? Потому что большинство пользователей WMS под «стратегией размещения» привыкли видеть именно то, что предлагается самыми дешевыми системами «коробочного» уровня, вроде такого: «Первый – в зону набора, остальные – в хранение», «Ставить рядом с таким же товаром», «Тяжелые – вниз, легкие – вверх», и так далее. Самое существенное ограничение такого представления – это смешение «теплого» с «мягким». Например, мы вполне можем захотеть все одновременно: размещать тяжелые – вниз, легкие – вверх, ставить вновь поступившие грузы рядом с такими же товарами, и первые пришедший груз поставить в зону набора, чтобы потом не тратить время на пополнение. Именно поэтому, в адаптируемых системах понятие «стратегии» очень условно: можно сконструировать десятки и даже сотни правил, которые будут выстраивать логику именно так, как это сейчас необходимо. В этом – огромное преимущество адаптируемых систем перед коробочными, когда речь идет о складе коммерческой грузопереработки, который оказывает услуги по хранению и обработке грузов (так называемые 3PL-склады). Ведь когда на склад приходит новый поклажедатель (клиент склада), у него может быть самая разная продукция: от гаек и консервов до охлажденного мяса. Бывают ситуации, когда размещать грузы приходится с учетом таких невообразимых атрибутов, как первые несколько символов наименования товара.

Тем не менее, какой бы система не была, одним из ее важных преимуществ будет наличие уже готовых правил (вариантов), которые можно использовать – это сильно сэкономит время при подготовке системы к эксплуатации.

Стратегии резервирования

Процедура резервирования позволяет зафиксировать определенное количество (объем, вес) товара в пользу некоего документа, операции или иного объекта учета. Так как в системе управления складом учет остатков имеет довольно серьезную степень детализации, включая информацию о местоположении груза, резервировать товар сразу с учетом всего объема деталей является не совсем корректным. Начнем с того, что в систему управления складом поступает некий документ, на основании которого мы должны выполнить резервирование. Допустим, это будет заказ клиента на отгрузку определенного количества товара. Сначала мы должны убедиться, что указанное количество есть на складе, иначе нет никакого смысла отправлять этот документ в работу. Именно этот вариант резервирования, который устанавливает резерв на уровне товара и неких основных параметров учета, часто называется «резерв верхнего уровня». Он обычно выполняется по следующим параметрам:

1) Товар (материал)
2) Склад (если система обслуживает несколько физических складов)
3) Владелец запаса (поклажедатель)
4) Вид / категория запаса (свободно используемый, подозрение на брак, карантин, уцененный и т.п.)
5) Номер или код партии (возможно, составной атрибут)

Перечислять список можно сколь угодно долго, ведь развитые системы управления могут учитывать множество параметров учета запаса, и даже расширять этот перечень без необходимости программирования.

Как видно, резерв верхнего уровня создается под документ, так как документ – это самый верхний (укрупненный) уровень детализации в системе управления, которой приходится работать на уровне атомарных операций. Но именно для выполнения атомарных операций требуется создание резервов и на «нижнем» уровне, который включает в себя идентификатор ячейки и груза. Дело в том, что на один и тот же груз могут существовать несколько заданий, и нельзя допустить, чтобы в одно место были направлены два сотрудника, один из которых вдруг на подходе к ячейке выяснит, что для исполнения задания товара там явно недостаточно. Причем, некоторые системы накладывают резерв на уровне зоны склада, выстраивая задания в реальном времени, и именно у таких систем возможны вышеуказанные конфликты.

Естественно, резерв верхнего уровня должен учитывать резерв нижнего уровня, поэтому два резерва редко сосуществуют – чаще происходит их преобразование с одного уровня в другой. Именно в рамках этого преобразования, система должна определить, в каких зонах склада какие именно операции потребуется выполнить. Например, требуется отгрузить 1000 штук, а на одной палете размещается 600 штук. В коробке вмещается 40 штук. Таким образом, система управления должна найти одну целую палету на 600 штук, а еще 400 штук набрать десятью коробками. Так как набрать товар с большой высоты крайне затруднительно (можно использовать специальную технику или – банально – лестницу, но техника имеет высокую стоимость, а лестница подразумевает очень низкую производительность), для набора коробок и / или штук используют нижние ярусы, позволяющие сотруднику среднего роста дотянуться до требуемых грузов.

Опять же, в зависимости от класса системы, стратегия может быть представлена фиксированным алгоритмом с вариантами настроек, либо гибкой логикой правил. Стратегия резервирования чаще всего привязывается к конкретной зоне склада, поэтому получается список «обзора» системой зон склада с указанием на то, как именно в данной зоне будет резервироваться товар, например:

1) Резервирование целыми палетами в зоне хранения (более высокий приоритет)
2) Резервирование по FEFO (first expired – first out) в зоне набора (менее высокий приоритет)

В адаптируемых системах с большой степенью вероятности будет присутствовать возможность создать правила в привязке к произвольным атрибутам, а не только к типу заказа или товару, как это реализуется в дешевых «коробочных» вариантах. Таким образом, опять возвращаемся к 3PL-складам, где гибкость играет большую роль в конкурентоспособности, и лишний раз констатируем, что для подобных объектов адаптируемые системы являются наиболее подходящими.

Формирование заданий

После того, как было выполнено преобразование из резерва верхнего уровня в резерв нижнего уровня, мы получим два типа заданий: задания на перемещение целых палет (которые можно выполнить при помощи подъемно-транспортного оборудования, далее – ПТО), и задания на набор (отбор, пикинг, комплектацию заказов – терминов много). Теперь возникает следующая задача: задания требуется объединить в группы по ряду признаков, чтобы обеспечить их эффективное исполнение.

Про задания на перемещение мы уже упоминали, и они очень сильно упрощают любую дальнейшую оптимизацию тем, что за одно перемещение оператор ПТО может взять только одну палету, так что улучшить что-то можно, только выстраивая задания в определенной последовательности. Конечно, есть вариант техники с длинными вилами (можно взять две палеты за раз), а также низких палет (несколько палет ставятся друг на друга, и техника их перевозит), но обзор подобных алгоритмов я бы отнес на следующий раз.

Задания на набор поистине открывают простор для творчества. Дело в том, что зоны набора для транспортных, групповых и единичных упаковок могут быть как раздельными, так и совмещенными. Какие-то зоны находятся на одном уровне склада, и один сотрудник может осуществлять набор одновременно во всех этих зонах, а какие-то разделены по уровням (например, многоуровневый мезонин для штучного набора), и один исполнитель никак не сможет попасть в другую зону склада. Помимо этого, единицы разных габаритов набираются в принципиально разную тару. Если транспортные и групповые упаковки обычно набираются на крупные товароносители (например, деревянные поддоны), то штучные и мелкоштучные единицы могут набираться в коробки или лотки.

Итак, системе необходимо объединить задания по зонам исполнения, затем – сгруппировать по общему признаку (на одних складах используется позаказный отбор, а на других – набирается сразу весь рейс). Далее, в зависимости от зоны и – как мы уже говорили – упаковки, необходимо подобрать оптимальную тару для набора, и распределить задания по единицам тары. После этого, система формирует комплект тары под исполнителя, и только после всех обозначенных шагов мы получаем готовое задание для исполнителя. Обратите внимание, что исполнитель не будет листать на своем радиотерминале список заказов, и не будет принимать решение о том, в какой последовательности ему необходимо выполнять задачи. Алгоритм его работы будет выглядеть примерно так:

1) «Возьмите: 1 поддон, 2 лотка»
Исполнитель берет поддон и 2 пластиковых лотка, сканируя их штрихкоды и подтверждая системе корректность типоразмеров.
2) «Идите к месту X»
Исполнитель сканирует штрихкод места
3) «Возьмите товар Y в количестве Z, и подтвердите количество»
На этом этапе, исполнитель может изменить количество набранного товара. Может возникнуть ситуация, когда в ячейке он не найдет требуемое количество, и система должна предложить ему альтернативу, если таковая есть.
4) «Положите указанное количество на поддон / в лоток N, и сканируйте его штрихкод»
Исполнитель сканирует штрихкод поддона или лотка – в зависимости от того, что указывает система, и подтверждает, что отбор произведен в корректную тару
5) …
Опять же: разные системы – разный уровень детализации и вариантов, но именно система «решает», какие задания, в какой последовательности и в какую тару будет собирать конкретный сотрудник.

Управление зоной консолидации

Как мы уже говорили, задания могут быть сгруппированы абсолютно по-разному. Один исполнитель может набирать одновременно 4 лотка, принадлежащие разным заказам, и – более того – разным рейсам. Другой исполнитель будет собирать транспортные упаковки по нескольким разным заказам на один поддон, чтобы оптимизировать пробеги по складу. На выходе же все грузы должны быть рассортированы так, чтобы их удобно было загружать в транспорт и – соответственно – выгружать из транспорта.

Тот, кто занимается набором, не должен о всем этом задумываться. Система должна выдать ему четкое задание: подойти к конкретному месту в зоне консолидации, выгрузить туда 1 лоток, в другое место – еще 2 лотка, и в третье – последний. Следующий сотрудник получит информацию о том, как распределить собранные на поддон транспортные упаковки по ячейкам той же зоны. Результат – мы получаем оптимально рассортированные грузы, которые можно подвозить к транспорту и загружать, будучи уверенными в том, что система выдержала правильную сортировку (первыми загружаются грузы по тем заказам, которые будут выгружены из транспорта последними).

Источник

Операционные системы и программное обеспечение