считал что урок это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия

Урок как форма обучения. Методические материалы по педагогике

Приведена классификация различных типов уроков, их особенности

Просмотр содержимого документа
«Урок как форма обучения. Методические материалы по педагогике»

УРОК КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

1. Подходы к определению «урок», структура урока.

В России, как и большинстве стран мира, широкое распространение получила такая форма организации обучения, как урок. Эта форма была теоретически обоснована Я. Коменским в классно-урочной системе обучения и воплощена им на практике.

В дидактике имеются различные определения понятия об уроке:

В.А. Сластенин и В.П. Каширин определяют урок как такую форму организации педагогического процесса, «при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».

По М.И. Махмутову, «урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса направленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания».

И.Ф. Харламов определяет сущность рассматриваемого понятия следующим образом: «Урок – это основная коллективная форма организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки, твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом».

Структура урока — совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока, она зависит от целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, уровня подготовки и развития учащихся.

Наиболее сложной, разветвленной является структура комбинированного урока. На данном уроке ставятся разнообразные дидактические задачи, для решения которых требуется создание различных учебных ситуаций.

Комбинированный урок может состоять из следующих этапов:

1. Организационный – дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке (приветствие, установление внимания, порядка и т.д.).

2. Проверка выполнения домашнего задания – дидактическая задача – проверка правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение (собеседование по изученному, анализ выполненных упражнений и т.д.).

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация знаний, мотивация предстоящей работы.

4. Изучение материала – дидактическая задача – формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях. Основными способами деятельности учителя и учащихся могут быть объяснение, проблемное изложение, работа с учебником, учебными пособиями, беседа.

6. Закрепление и систематизация знаний – дидактическая задача заключается в организации осмысления и применения знаний, выработки умений. Этому способствуют ответы на вопросы, выполнение упражнений репродуктивного и творческого характера.

7. Информация о домашнем задании – дидактическая задача – нацеливание на самостоятельную работу с учебниками и дополнительной литературой по дальнейшему усвоению знаний и способов их использования.

8. Итог урока – дидактическая задача этого этапа состоит в анализе результатов работы, оценке учебных достижений отдельных учащихся.

2. Признаки и характеристики урока как формы обучения

Специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм:

постоянная группа обучающихся;

руководство учителем познавательной деятельностью каждого из них с учетом индивидуальных особенностей на основе коллективной работы по единой программе обучения;

твердый порядок обучения и овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

Урок как основной элемент классно-урочной системы организации обучения имеет ряд характеристик:

временные рамки (строго 45 минут, за исключением 30-минутных уроков для учащихся первого класса в первой четверти и для детей с ослабленным здоровьем в специальных школах);

— на уроке как правило присутствует постоянный состав учащихся (приблизительно не более 35 человек) примерно одного возраста и уровня обученности);

— на уроке изучается учебный материал по одному предмету по единой для всех программе;

— урок имеет дидактическую структуру (четко определенные на основе решаемых дидактических задач этапы, например, организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, его закрепление, обобщение, объяснение домашнего задания, итоги урока, организованное его завершение – этапы так называемого комбинированного урока, в рамках которого учитель ставит дидактическую цель закрепить ранее изученное и на этой основе изучить новое);

— творцом, организатором и руководителем урока является учитель;

— на уроке всегда ставится три цели – образовательная, развивающая и воспитательная, то есть он в своей основе направлен на обучение, развитие и воспитание учащихся.

Признаки современного урока (дополнительно, по новым ФГОСам):

В качестве основных характеристик школьного занятия XXI века учителя называют:

1) новый тип отношений между учителем и учениками, основанный на сотрудничестве и сопровождении (а не проведении урока);

2) принципиальную интерактивность, которая проявляется не столько в технических, сколько в коммуникативных аспектах;

3) практическую ориентированность на решение жизненных, а не узко-учебных задач;

4) равнозначность различных источников информации и форматов их обработки и представления;

5) совместный поиск, проверка и формализация эффективных способов решения задач (проблем).

Урок постепенно превращается в цикл организованного образовательного общения и взаимодействия, приводящего к практически значимому для всех участников результату.

То есть перестает быть «уроком» в классическом смысле: парты рядами, доска впереди, учитель возле нее «глаголет истину», ученики получают знания. Заходя в учебные кабинеты многих школ, мы все чаще оказываемся в иных – ненормативных – пространствах, где мебель свободно конструируется под конкретные задачи, и за одну перемену возникают мобильные рабочие зоны, конференц-площадки или уголки релаксации…

Современный учитель в ходе урока действует не как агент взрослого всезнающего мира, а, скорее, как «сталкер», выводящий к желаемой цели, но всегда оставляющий за учеником право главного выбора.

Анализ опыта самых эффективных школ и педагогов позволяет выделить ряд признаков, задающих рамки становления современного урока:

выбор учениками «пространства» действия (классный кабинет, мастерская, библиотека, лаборатория и т.п.);

гибкий подход к срокам освоения отдельных тем и курсов («опережающие» графики, основанные на интенсивных методах обучения и самостоятельной работы);

выбор учащимися форм и способов контроля и оценки (из нескольких вариантов);

работа во временных разновозрастных коллективах, сформированных под конкретные образовательные задачи;

проектные технологии как основа школьных занятий и самоподготовки;

интерактивные, социально-моделирующие типы занятий;

практика шефства и поддержки старших учеников-тьюторов;

организация «тренажеров социального опыта» – проектов и акций, имитирующих реальные взрослые практики и приносящих конкретный общезначимый результат (школьных фирм, мастерских, агитбригад, творческих коллективов и др.).

3. Классификации типов уроков

В отечественной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков:

Наиболее стройную и сохраняющую свое научное значение классификацию уроков дал К.Д. Ушинский.

Он выделял следующие типы уроков:

1. Уроки смешанные (имеют целью повторение пройденного, объяснение и закрепление нового учебного материала).

2. Уроки устных и практических упражнений (основная дидактическая цель – закрепление знаний, умений и навыков).

4. Уроки оценки знаний, умений и навыков (дидактическая цель – контроль, оценка и коррекция результатов учебно-познавательной деятельности школьников).

В современной дидактике в основном сохраняется разработанная К.Д. Ушинским классификация, однако она представлена в несколько усовершенствованном виде.

Наиболее признанной в современных условиях является классификация уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Г. И. Щукина, В. А. Онищук):

4. Нестандартные уроки

Понятие о нестандартном уроке возникло в 80-х годах прошлого века в связи с необходимостью стимулирования, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

До введения закона о всеобщем среднем образовании многие учащиеся иногда получали неполное среднее образование и овладевали основами каких-то профессий, не требующих высокой квалификации.

При развивающемся научном прогрессе общество столкнулось с тем, что высокий уровень полного среднего образования стал жизненной необходимостью для каждого человека.

Перед средней школы встала проблема обучения всех, независимо от наличия или отсутствия потребности в обучении, учебной мотивации, способности или неспособности к учению.

Нужно было искать пути формирования положительного отношения учащихся к процессу образования, к нелегкому учебному труду. Традиционные уроки не могут обеспечить решение проблемы активизации познавательной деятельности школьников и актуализации для них процесса образования..

Сущность нетрадиционного урока заключается в том, что при сохранении основных характеристик урочного занятия этот урок не вписывается по своей структуре в традиционную классификацию и носит творческий, необычный характер.

В учебном пособии по педагогике Н.И. Прокопьева и Н.В. Михалковича дается следующее определение нестандартного, нетрадиционного урока: «Это урок, который не относится ни к одной из известных классификций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на активном взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. И, наконец, он основан на том, что ученик есть не только объект, но и субъект учебной деятельности»

Особенности нестандартного урока:

на основании полученных знаний вырабатываются умения и практические навыки;

используются активные методы обучения (побуждающие к самостоятельному поиску, творческой деятельности);

учебно-познавательная деятельность носит сознательный характер.

Привычной, традиционной структуры в нестандартном уроке может и не быть вовсе, но всегда есть организационные моменты в начале и в конце урока.

Урок представляет из себя совместную творческую работу учителя и учащихся. Учитель разрабатывает принципиально новый урок, которой можно назвать авторской разработкой.

Такому уроку присущи нетрадиционность, новизна, сильное эмоциональное влияние на обучающихся, а также максимальная продуктивность при достижении образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения.

Разработка и проведение нестандартных уроков под силу профессиональным учителям с большим творческим потенциалом.

Наиболее часто встречающиеся в педагогической практике следующие виды нетрадиционных уроков:

— уроки, построенные в виде игры (деловой игры, конкурса, состязания и т.д.);

интегрированные уроки (учебное занятие проводится на межпредметной основе двумя или несколькими учителями в одном классе. Например, интегрированный урок может проводиться по истории, литературе и английскому языку одновременно по теме «Творчество В. Шекспира»; по истории, литературе, математике и химии по теме «Жизнь и творчество М. Ломоносова» и т.д.);

уроки-исследования (на уроках ученики разбиваются на группы теоретиков, экспериментаторов, практиков, проводящих исследования в рамках определенной проблемы по изучаемой теме; они разрабатывают под руководством учителя теоретические основы исследуемого вопроса, проводят эксперименты, подсчеты, делают выводы и обобщения);

уроки-концерты, театрализованные действия (дидактические театры).Такие уроки чаще всего проводятся по предметам гуманитарно-эстетического цикла: по литературе, языкам, музыке, живописи. Их цели в большей мере определяются как воспитательные и развивающие – эстетически воздействовать на сознание и эмоциональную сферу обучающихся, развивать эстетический вкус, приобщать к художественному творчеству;

панорамные уроки характеризуются как учебные занятия, позволяющие сделать в течение небольшого времени полный общий обзор изучаемой темы либо проблемы, вопроса. Этот обзор может проводиться виде устного журнала, монтажа из сообщений школьников и иллюстративного материала;

уроки-диспуты, уроки-конференции позволяют использовать домашнюю самостоятельную подготовку учащихся по программному материалу.

Общие дидактические требования к проведению нетрадиционных уроков:

1. Нестандартным не может быть каждый урок (хотя в каждом уроке учителя-профессионала могут находиться элементы нестандартного урока). Нетрадиционный урок проводится не чаще 2 – 3 раз в четверть на основании учебного материала, наработанного учителем с учащимися в процессе достаточно большого периода времени.

2. К нестандартным урокам учитель и учащиеся должны тщательно готовиться. Проводится большая подготовительная работа с учащимися: заранее даются определенные задания.

3. Организация нестандартного урока, его структура должны продумываться в определенной логике и четко осуществляться.

4. Нестандартные уроки должны проводиться в рамках учебной программы по предмету с привлечением дополнительного материала.

Уроки нестандартного типа прочно вошли в практику обучения и воспитания учащихся. Организация и проведение таких уроков в соответствии с рассмотренными нами дидактическими требованиями дает хорошие результаты в плане активизации и стимулирования учебно-познавательной, мыслительной деятельности учащихся, способствует развитию их творческого потенциала.

5. Конспект урока, требования к конспекту урока

Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока. Конспект отражает основные этапы урока:

постановка цели урока;

опрос обучающихся по заданному на дом материалу;

объяснение нового материала;

закрепление учебного материала;

Цель, задачи и методы должны соответствовать теме учебного занятия и возрасту учащихся.

Цель и задачи должны быть четко сформулированными и достижимыми.

Важным элементом является наличие мотивации к изучению той или иной темы.

Ход учебного занятия должен способствовать последовательному достижению цели и реализации поставленных задач.

Схема конспекта урока (из Письма Минобразования):

Организационный момент, включающий:

постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

— определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

— описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

— определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

— описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

— описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

— описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

— постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

— определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

— изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

— описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

— описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

— описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

— описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

— постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

— определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

— описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

— описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

— описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Задание на дом, включающее:

— постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

— определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

— определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Источник

Урок как целостный педагогический процесс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок как целостный педагогический процесс

Преподаватель 1 кв.категории

Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. (Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.).

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель — это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально)результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться, как это было в период, когда деятельность преподавания рассматривалась только как передача учащимся готовых выводов науки и «целям организации» занятий — «изучить такой-то объем нового материала», «повторить такие-то разделы программы» и т.п. Такая постановка цели урока в современной школе несостоятельна.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Так, для того чтобы достичь цели урока по математике, необходимо продуманно решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности. То же относится и к цели второго урока.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Дидактические и учебные задачи в целостной структуре урока выступают таким образом основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действия как учителя, так и учащихся

Источник

Операционные системы и программное обеспечение