счета налогового учета в бюджетном учреждении

Содержание

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Особенности правового регулирования бухучета в бюджетных организациях на 2021 год

ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ применим к бюджетным учреждениям. В нем отражены все основные принципы и правила ведения бухучета в нашей стране.

Специфическим НПА, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, является Единый план счетов (и инструкция к нему), утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Единый план счетов). А единым он является для всех бюджетных структур, которые согласно п. 2 ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

Кроме того, для каждого вида этих организаций есть свой частный план счетов:

В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее — Указания), разъясняется порядок применения бюджетных кодов.

Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, содержит формы отчетности и правила их заполнения.

Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетных структур.

Учитывая все вышепоименованные НПА, бухгалтер бюджетного учреждения должен составить учетную политику на год.

Что учесть при оформлении учетной политики на 2021 год, смотрите в образце от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кроме того, существует ряд правовых актов для отдельных отраслей и прочих частных НПА.

Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Поскольку основные принципы, следовать которым требуется при организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, изложены в законе № 402-ФЗ, общем для всех организаций, остановимся подробнее на структуре счетов и составлении проводок.

В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация. Она необходима для сопоставимости показателей бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. На ее основе разработаны счета бухучета в бюджетных учреждениях.

В Указаниях приведена структура кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). КБК состоит из 20 разрядов, номер счета бухучета — из 26 разрядов. С помощью разрядов 1–17 номера счета бюджетного бухучета кодируется классификационный признак поступлений и выбытий. Они соответствуют разрядам 4–20 КБК. На схеме ниже это показано наглядно.

Источник

Налоговый учет в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена новая глава 25 «Налог на прибыль организаций», которая начала свое действие с 1 января 2002 г. Статьей 313 главы 25 НК РФ введено понятие «Налоговый учет» и установлена обязанность ведения налогового учета налогоплательщиками с целью исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

При этом данные налогового учета могут быть получены на основании данных бухгалтерского учета. В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

И положения главы 25 НК РФ, и выпускавшиеся в дальнейшем методические рекомендации по ведению налогового учета опирались на правила и методику ведения бухгалтерского учета в коммерческом секторе (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина Росси от 31.10.2000 № 94н, Положения по бухгалтерскому учету и др.). С 1 января 2003 года вступило в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, применение которого позволило отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

С вводом в действие главы 25 НК РФ, а затем ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» их положения были реализованы в типовых учетных конфигурациях системы «1С:Предприятие 8». Ведение налогового учета в «1С:Предприятии» актуализировалось по мере изменения законодательства и совершенствовалось в новых версиях программы.

В программных продуктах «1С» для ведения бюджетного учета традиционно решалась задача автоматизации именно бюджетного (бухгалтерского) учета, поскольку существенные различия в правилах бюджетного учета и коммерческого бухгалтерского учета затрудняли автоматизацию налогового учета на основании данных бюджетного учета.

С введением в действие нового Единого плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бухгалтерский учет государственных (муниципальных) учреждений нового типа стал более приближен к коммерческому учету.

При реализации методологии ведения налогового учета в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» разработчиками фирмы «1С» был применен 10-летний опыт автоматизации налогового учета в «1С:Предприятии», реализован такой же план счетов и регистры налогового учета, как в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия 8».

Рассмотрим основные инструменты для ведения налогового учета, реализованные в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».

Налоговый учет в бюджетных государственных учреждениях

Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена новая глава 25 «Налог на прибыль организаций», которая начала свое действие с 1 января 2002 г. Статьей 313 главы 25 НК РФ введено понятие «Налоговый учет» и установлена обязанность ведения налогового учета налогоплательщиками с целью исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

При этом данные налогового учета могут быть получены на основании данных бухгалтерского учета. В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

И положения главы 25 НК РФ, и выпускавшиеся в дальнейшем методические рекомендации по ведению налогового учета опирались на правила и методику ведения бухгалтерского учета в коммерческом секторе (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина Росси от 31.10.2000 № 94н, Положения по бухгалтерскому учету и др.). С 1 января 2003 года вступило в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, применение которого позволило отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

С вводом в действие главы 25 НК РФ, а затем ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» их положения были реализованы в типовых учетных конфигурациях системы «1С:Предприятие 8». Ведение налогового учета в «1С:Предприятии» актуализировалось по мере изменения законодательства и совершенствовалось в новых версиях программы.

В программных продуктах «1С» для ведения бюджетного учета традиционно решалась задача автоматизации именно бюджетного (бухгалтерского) учета, поскольку существенные различия в правилах бюджетного учета и коммерческого бухгалтерского учета затрудняли автоматизацию налогового учета на основании данных бюджетного учета.

С введением в действие нового Единого плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бухгалтерский учет государственных (муниципальных) учреждений нового типа стал более приближен к коммерческому учету.

При реализации методологии ведения налогового учета в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» разработчиками фирмы «1С» был применен 10-летний опыт автоматизации налогового учета в «1С:Предприятии», реализован такой же план счетов и регистры налогового учета, как в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия 8».

Рассмотрим основные инструменты для ведения налогового учета, реализованные в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».

Налоговый учет налога на прибыль по приносящей доход деятельности

Начиная с версии 1.0.10 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», в ней предусмотрена возможность ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций в соответствии с нормами главы 25 НК РФ с целью автоматического расчета налоговой базы и суммы налога и составления налоговой декларации в соответствии с законодательством РФ.

Для ведения налогового учета в плане счетов (ЕПСБУ) типовой конфигурации применяются новые забалансовые счета налогового учета с префиксом «Н»: Н01-Н99, НЕ, НПВ (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент плана счетов налогового учета

Как уже было отмечено выше, для ведения налогового учета в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» применяются такие же счета, как в программе «1С:Бухгалтерия 8». Поэтому номера счетов налогового учета с префиксом «Н» соответствуют номерам плана счетов, утвержденного приказом Минфина Росси от 31.10.2000 № 94н.

При этом для счетов налогового учета установлено соответствие счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета. Это позволяет для ведения налогового учета (НУ) доходов и расходов применять те же документы, что и для бухгалтерского учета. С этой целью было доработано более 50 документов, формирующих проводки.

Методика учета, реализованная в программе, предполагает ведение налогового учета одновременно с бухгалтерским. Операции по приносящей доход деятельности (КФО=2) отражаются одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

Отражение доходов и расходов в налоговом учете

Проводки по счетам налогового учета формируются документами на основе данных бухгалтерского учета. Для отражения операции, формирующей доходы или расходы в налоговом учете, в большинстве документов дополнительные данные не требуются.

В некоторых документах необходимо дополнительно заполнить реквизиты налогового учета, например, статью прочих расходов.

В документе Услуги сторонних организаций счет и аналитика налогового учета могут быть указаны явно, чтобы обеспечить различный порядок отражения расходов в бухгалтерском и налоговом учете (см. рис. 2).

В документах, формирующих затраты (налоговую базу по расходам), указываются счет и вид затрат бухгалтерского учета. По счету бухгалтерского учета определяется счет налогового учета, по виду затрат определяется вид расходов в налоговом учете. Если ведется учет по видам деятельности с разным порядком налогообложения, дополнительно указывается вид деятельности в зависимости от настроек учетной политики по налоговому учету.

Отражение записей по счетам НУ в бухгалтерской справке можно установить опционально.

В налоговом учете отражаются также внереализационные доходы и расходы.

Регламентные операции налогового учета

Автоматизированы регламентные операции налогового учета. Для ежемесячного списания убытков прошлых лет (при необходимости), расчета базы по налогу на прибыль и суммы налога на прибыль, закрытия в конце года счетов налогового учета применяются одноименные документы.

Для ввода регламентных операций налогового учета рекомендуется использовать Помощник закрытия периодов, в который включены регламентные операции налогового учета.

Следует отметить, что документ Расчет налога на прибыль не только рассчитывает сумму налога на прибыль к уплате в федеральный бюджет и в бюджет субъекта РФ, а также формирует проводки по начислению налога на прибыль на счетах бухгалтерского учета (Дебет 401.10, Кредит 303.03) по КПС и КЭК исходя из приходящейся на них доли прибыли.

Декларация по налогу на прибыль

В программе предусмотрено автоматическое заполнение налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Для составления декларации предназначен регламентированный отчет Прибыль группы отчетов Налоговая отчетность.

Автоматически по данным налогового учета заполняются следующие разделы:

Подготовленную в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» декларацию можно выгрузить для отправки по телекоммуникационным каналам связи или распечатать на машиночитаемом бланке.

Ввод начальных данных налогового учета для бюджетного учреждения

Если дата начала ведения налогового учета превышает дату начала ведения бухгалтерского учета, необходимо не только выполнить настройки налогового учета, но и ввести начальные данные налогового учета.

С его помощью пользователь может установить дату начала ведения налогового учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»; выполнить необходимые настройки налогового учета:

Таким образом, программа «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» позволяет автоматизировать и существенно упростить ведение налогового учета по налогу на прибыль.

Подробную информацию о методике налогового учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» можно прочитать на ИТС-бюджет.

Начиная с выпуска за апрель 2012 года на ИТС-бюджет публикуются также ответы на вопросы по ведению налогового учета.

Источник

Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Должно быть получено согласие собственника:

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

С 2021 года планируют внести правки в некоторые КОСГУ. Какие нововведения планирут ввести узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Источник

Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

Для каждой из них есть и свой частный ПС:

Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

План счетов бюджетного учета — 2020-2021

Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.

ПС состоит из 5 разделов:

В нефинансовые активы входят:

Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте.

Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н утвержден ФСБУ для организаций госсектора «Непроизведенные активы». Изначально планировалось, что вести учет в соответствии с ним бюджетники начнут с 01.01.2020. Однако позднее дату начала применения стандарта перенесли на 01.01.2021 (приказ Минфина России от 10.12.2019 № 218н). Как применять новый ФСБУ на практике, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.

Финансовые активы включают в себя:

Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.

В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.

Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.

Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:

То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.

Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

Состав и структура счета бюджетного учета

Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Источник

Операционные системы и программное обеспечение