счет фактура когда выписывается за оказание услуг по договору

Кто должен составлять счета-фактуры на услуги

Составление счета-фактуры на услуги, если налогоплательщик работает с НДС, является такой же необходимостью, как и при продаже товаров или выполнении работ. Соответственно, эта обязанность действительна:

Налогоплательщики, работающие на УСН, патентной системе, в общем случае освобождены от уплаты НДС. Но есть ряд ситуаций, предопределяющих возможность возникновения и у них обязательства по уплате налога.

Составлять счета-фактуры на услуги потребуется организациям и ИП, являющимся плательщиками НДС, при оказании ими услуг:

Счета-фактуры, составляемые по услугам, подчиняются общим для таких документов принципам их применения и правилам оформления. Однако имеют ряд особенностей в заполнении.

С 01.07.2021 действует новый бланк счета-фактуры, в т.ч. корректировочного, в редакции постановления Правительства РФ от 02.04.2021 № 534. Обновление бланка вызвано внедрением системы прослеживаемости товаров. Использовать новый бланк обязаны все налогоплательщики, даже в случае, если товары не включены в систему прослеживаемости. Подробнее об изменениях в счетах-фактурах мы рассказали здесь.

Скачать новый бланк счета-фактуры можно кликнув по картинке ниже:

Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по оформлению каждой строки обновленного счета-фактуры. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Какие виды счетов-фактур на услуги устанавливает НК РФ

Счета-фактуры, выписываемые на услуги, так же как и составляемые при продаже товаров или работ, делятся на 3 вида:

Оформление документа каждого из этих видов имеет свою специфику.

Заполнение счета-фактуры по факту оказанных услуг

Полный перечень реквизитов счета фактуры, приведенный в п. 5 ст. 169 НК РФ, предполагает, что в этом документе должны быть указаны:

Специфика оформления счетов-фактур по услугам заключается в том, что часть этих реквизитов либо не заполняется вообще, либо допускает некоторые отступления от общих правил, т. е.:

Наименование услуги, фигурирующее в счете-фактуре, должно соответствовать указанному в договоре на ее оказание (письмо Минфина России от 26.07.2011 № 03-07-09/22).

Образец заполнения счета-фактуры на услуги в 2020-2021 годах можно скачать в КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ к системе.

Заполнение счета-фактуры по предоплаченным за услуги суммам

Принципиальных отличий в заполнении документа, составляемого по факту оказания услуги, и авансового счета-фактуры немного:

Таким образом, при формировании авансового счета-фактуры на услуги можно ставить прочерки везде, кроме пунктов, в которых приводятся:

ВАЖНО! Ставка налога должна быть обозначена в авансовом счете-фактуре за услуги как 20/120 или 10/110, а не как привычные многим налогоплательщикам 20 или 10% (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Заполнение корректировочного счета-фактуры на услуги

В корректировочном счете-фактуре на услуги должны найти отражение:

Образец заполнения корректировочного счета-фактуры, созданный на актуальном бланке, смотрите в материале «Образец заполнения корректировочного счета-фактуры».

А о различиях между корректировочным и исправленным счетом-фактурой читайте в статье «В каких случаях используется исправленный счет-фактура?».

Как заказчику оформить счета-фактуры на услуги по посредническому договору, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

Итоги

Счета-фактуры в связи с услугами оформляют плательщики НДС, используя при этом все 3 вида этого документа: основной, авансовый, корректировочный. Специфика отражения в них данных по услугам заключается в том, что не все их реквизиты оказываются обязательными для заполнения.

Источник

Порядок и сроки выставления счетов-фактур в 2020-2021 годах

Срок выставления счета-фактуры равен 5 календарным дням, отсчитываемым со дня наступления события, в связи с которым счет-фактура оформляется (пп. 1 и 2 ст. 6.1, п. 3 ст. 168 НК РФ), то есть:

Считается ли при определении этого 5-дневного срока сам день отгрузки, получения аванса и т.п., см. здесь.

Сроков для оформления счета-фактуры в других ситуациях, обязывающих к его составлению, НК РФ не устанавливает.

При этом по общему правилу счет-фактура выставляется по каждому событию отдельно, но допускается и составление одного документа на все отгрузки, произведенные в адрес одного покупателя в течение дня (письмо Минфина России от 02.05.2012 № 03-07-09/44). Если же отгрузка является непрерывной (энергоресурсы, аренда), то счет-фактура, так же, как и отгрузочный документ, может быть оформлен один за месяц или квартал (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-07-11/65642, от 25.06.2008 № 07-05-06/142 и от 17.02.2009 № 03-07-11/41).

В какой срок выставить счет-фактуру по строительно-монтажным работам для собственного потребления, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В первых двух случаях (при отгрузке и авансе) составляют обычный счет-фактуру, а в третьем случае (при изменении количества или цены) — корректировочный.

С 01.07.2021 действует новый бланк счета-фактуры, в т.ч. корректировочного, в редакции постановления Правительства РФ от 02.04.2021 № 534. Обновление бланка вызвано внедрением системы прослеживаемости товаров. Использовать новый бланк обязаны все налогоплательщики, даже в случае, если товары не включены в систему прослеживаемости. Подробнее об изменениях внесенных в документ читайте здесь.

Скачать новый бланк счета-фактуры можно кликнув по картинке ниже:

Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по оформлению каждой строки обновленного счета-фактуры. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Главный вопрос: когда лучше оформлять счет-фактуру

Главным вопросом, который возникает в связи со сроком, отведенным для выставления счета-фактуры, является вопрос соответствия этого срока и даты, указываемой в документе. Выбирать приходится, как правило, из двух вариантов:

Оформлять счет-фактуру лучше одной датой с документами-основаниями по следующим причинам:

На необходимость совпадения дат документов, оформляемых при посреднической деятельности, указано в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Последствия нарушения срока выставления счета-фактуры

Наказания за нарушение срока выставления счета-фактуры действующим законодательством не предусмотрено (письмо Минфина России от 17.02.2009 № 03-07-11/41).

Однако если нарушен 5-дневный срок на стыке налоговых периодов, то ИФНС может попытаться наказать продавца за отсутствие счета-фактуры по пп. 1 и 2 ст. 120 НК РФ, начислив ему штраф от 10 000 (при однократном нарушении) до 30 000 руб. (при систематических нарушениях). Во избежание этого документ, оформляемый с опозданием, лучше делать с указанием в нем правильной даты, даже в ущерб последовательности нумерации. Если следствием выставления счета-фактуры в другом налоговом периоде будет занижение налоговой базы, то штраф может составить 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ). То есть до составления налоговой декларации необходимо сверить и увязать учетные цифры реализации и относящегося к ней налога с аналогичными данными книги продаж. Это позволит выявить недостающие документы и дооформить их до сдачи отчетности.

В своевременном получении счета-фактуры заинтересован покупатель, для которого он предназначен и который поторопит поставщика с его предоставлением. В то же время препятствием для вычета НДС нарушение срока выставления счета-фактуры продавцом не будет.

О последствиях выставления «отгрузочного» счета-фактуры раньше установленного срока рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению. Это бесплатно.

Итоги

НК РФ устанавливает 5-дневный срок (в календарных днях) для оформления счета-фактуры, привязывая его отсчет к дате наступления того события, в связи с которым происходит оформление. Открытым при этом остается вопрос о конкретной дате создания, указываемой в счете-фактуре: либо она совпадает с датой события, либо нет. По ряду причин предпочтительным следует считать оформление комплекта документов, связанных с одним и тем же событием, одной датой.

Источник

В каких случаях нужно выставить счет-фактуру покупателю

Компании, которые осуществляют операции, облагаемые НДС, в том числе освобожденные от уплаты этого налога, а также организации, которые получили авансы от своих покупателей (заказчиков), должны выставлять счета-фактуры.

Компании, которые осуществляют операции, облагаемые НДС, в том числе освобожденные от уплаты этого налога, а также организации, которые получили авансы от своих покупателей (заказчиков), должны выставлять счета-фактуры (ст. 145, п. 1, 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ).

Помимо указанных организаций, счета-фактуры должны выставлять и компании, которые реализуют от своего имени товары (работы, услуги) по посредническому договору. Конечно, при условии, что комитент (принципал) применяет ОСНО (п. 1 ст. 169 НК РФ, п. 20 раздела II Приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

На практике возникают ситуации, когда помимо первичных счетов-фактур организациям следует выставлять корректировочные счета-фактуры. Например, такие документы нужно предоставить покупателям, если случилась недопоставка товаров или в заключенном договоре изменилась стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) (п. 3 ст. 168 НК РФ, письма Минфина России от 12.05.2012 № 03-07-09/48, от 12.03.2012 № 03-07-09/22).

Внимание

Если покупатель (заказчик) не является плательщиком НДС или освобожден от уплаты этого налога, то продавец (исполнитель) может не выставлять ему счета-фактуры — при условии, что между ними подписано соглашение о невыставлении счетов-фактур. К такому выводу пришли в Минфине (п. 3 ст. 169 НК РФ, письмо Минфина России от 16.03.2015 №03-07-09/13808).

Также счет-фактуру не нужно выставлять, если продавец (исполнитель), являющийся взаимозависимым лицом со своим покупателем (заказчиком), увеличивает цену на товары (работы, услуги), корректируя при этом налоговую базу по НДС. Объясняется это тем, что при такой корректировке налоговой базы сумма НДС покупателю (заказчику) не предъявляется, а значит, и оснований для выставления счетов-фактур с откорректированной налоговой базой и суммой налога нет (письмо Минфина России от 01.03.2013 № 03-07-11/6175).

Счет-фактура может быть выставлен покупателю (заказчику) как на бумаге, так и в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, приказ Минфина России от 25.04.2011 №50н, приказ ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93). Причем выставить электронный счет-фактуру покупателю нужно через уполномоченную организацию — оператора электронного документооборота (п. 1.3 Порядка, утв. приказом Минфина России от 25.04.2011 № 50н). Список таких операторов опубликован на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.

Отметим, что выставить счет-фактуру в электронном виде можно, только если покупатель согласен (п. 1 ст. 169 НК РФ, письмо Минфина России от 01.08.2011 № 03-07-09/26).

Что касается сроков, то счет-фактуру нужно выставить покупателю (заказчику) не позднее чем через 5 календарных дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг) или получения аванса в счет предстоящих поставок (п. 3 ст. 168 НК РФ). Причем исчисление срока начинается со следующего дня после отгрузки (получения аванса) (п. 6.1 НК РФ).

Диадок легко настроить под ваши бизнес-процессы. Формируйте документы и отправляйте их контрагентам или коллегам.

Источник

Момент оказания услуг для целей определения налоговой базы по НДС и выставления счетов-фактур

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов

Исходя из пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является, в том числе, день оказания услуг.

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при оказании услуг соответствующий счет-фактура должен быть выставлен не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуг.

Но что для этих целей считать моментом (днем) оказания услуг и, соответственно, когда применительно к услугам следует определять налоговую базу по НДС и выставлять счет-фактуру? На практике ответ на этот вопрос не всегда очевиден.

Помимо правильного определения налоговой базы по НДС и сроков для выставления счета-фактуры, отметим, от решения приведенного вопроса нередко принципиально зависит объем документооборота между контрагентами. Например, представим себе ситуацию, когда по договору транспортной экспедиции экспедитор ежедневно выполняет многочисленные перевозки грузов одного и того же отправителя (клиента) – оптового склада. Должен ли экспедитор выставлять счет-фактуру по факту каждой такой перевозки? Или же возможно по итогам определенного в договоре периода «закрывать» все осуществленные в данный период перевозки одним актом и на основании данного акта выставлять один счет-фактуру?

Попробуем разобраться в обозначенной теме, с учетом положений действующего налогового и гражданского законодательства, разъяснений компетентных органов, сложившейся судебной практики.

Прежде всего, необходимо определить, что есть «услуга».

Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

ФАС Московского округа в Постановлении от 26 ноября 2009 г. № КА-А40/11080-09-2 по делу № А40-5025/09-140-17 указал также, что при оказании услуги продается не результат, а действие исполнителя. Услуга представляет собой деятельность исполнителя, длящуюся во времени.

Как видим, данные сформулированные в научной литературе и судебной практике признаки в целом соответствуют определению услуги, приведенному в п. 5 ст. 38 НК РФ.

В то же время понимание услуги с точки зрения НК РФ и с точки зрения цивилистической науки в некоторых случаях может расходиться. Так, например, с позиции НК РФ аренда является услугой (такой подход однозначно зафиксирован, например, в пп. 1 п. 1 ст. 148, пп. 1 п. 1.1 ст. 148, пп. 14, 20 п. 2 ст. 149, пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ). Напротив, с позиции ГК РФ аренда, как правило, не считается услугой – договор аренды признается одной из разновидностей договоров о передаче имущества в пользование 2 (такая позиция прослеживается и в некоторых судебных решениях, например, в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 04 июля 2006 г. № 2316/06 по делу № А55-19253/04-34, от 04 июля 2006 г. № 2313/06 по делу № А55-7074/2004-43, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 октября 2003 г. № А58-1386/03-Ф02-3562/03-С1, Постановлении ФАС Уральского округа от 25 января 2005 г. № Ф09-6049/04-АК по делу № А47-11906/04, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20 июля 2005 г. № А42-2773/04-22, Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 27 марта 2006 г. № Ф08-1117/2006-474А по делу № А32-30264/2004-60/707, Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2008 г. № 07АП-284/08 по делу № А27-7198/2007-6; аналогичный подход закреплен, например, также в Письме Минэкономразвития РФ от 02 октября 2007 г. № 14902-АП/Д04).

Поскольку предметом настоящей статьи являются налогово-правовые вопросы, далее мы будем исходить из более широкого понимания услуг, воспринятого в НК РФ.

Итак, как было отмечено выше, услугам присуще свойство синхронности оказания и получения услуги – оказываемая исполнителем услуга потребляется заказчиком немедленно в процессе самого ее оказания.

Исходя из этого, услугу следует считать оказанной, когда исполнитель фактически завершил выполнение деятельности (действия), собственно и составляющей содержание данной услуги. Соответственно, момент оказания услуги – это момент завершения деятельности (действия) исполнителя.

Такой подход, полагаем, приемлем для целей гражданско-правового регулирования.

Но для налогово-правовых целей определение момента оказания услуги как момента фактического завершения деятельности (действия) исполнителя не всегда логично. В бухгалтерском и налоговом учете определяющим является не столько сам по себе факт завершения той или иной хозяйственной операции, сколько первичный учетный документ, оформленный в отношении данной хозяйственной операции.

Полагаем, именно дату оформления первичного учетного документа (по результатам оказания услуги) по общему правилу следует считать днем оказания услуги и, соответственно, именно этот день является моментом определения налоговой базы по НДС и началом исчисления пятидневного срока для выставления счета-фактуры.

Такой подход подтверждается, например, в Письмах Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 03-07-11/68585, от 13 января 2012 г. № 03-07-11/08, Письме МНС России от 31 марта 2004 г. № 03-1-08/878/16, Письме УМНС РФ по г. Москве от 07 сентября 2004 г. № 24-11/57756, Постановлении ФАС Центрального округа от 06 июня 2011 г. по делу №А35-5723/2009.

Однако, на практике оказание услуги нередко оформляется в два «этапа»: сначала оформляется документ, подтверждающий фактическое завершение того или иного действия исполнителя, а затем – документ, фиксирующий качество, объем и связанную с ними стоимость оказанной услуги (как правило, акт об оказании услуги).

Так, если снова взять в качестве примера транспортно-экспедиционные услуги, обычной является ситуация, когда перевозка груза фактически завершена, груз выдан грузополучателю по количеству тарных мест, соответствующие товарная накладная или товарно-транспортная накладная полностью оформлены и подписаны, но по условиям договора транспортной экспедиции грузополучателю предоставляется определенное время для внутритарной проверки груза (на предмет утраты и (или) повреждения груза), после чего, с учетом выявленных несоответствий либо иных фактов некачественного оказания услуги, между клиентом и экспедитором подписывается акт об оказании транспортно-экспедиционных услуг. Что в данном случае считать моментом оказания услуги – момент завершения перевозки (с оформлением товарной накладной или товарно-транспортной накладной) или момент подписания акта об оказании транспортно-экспедиционных услуг? Соответственно, когда следует определять налоговую базу по НДС и выставлять счет-фактуру?

Полагаем, в приведенной ситуации правильнее и логичнее ориентироваться именно на акт об оказании транспортно-экспедиционных услуг (а не на момент фактического завершения перевозки). Такой вывод следует, например, из Постановления ФАС Московского округа от 31 августа 2009 г. № КА-А40/6905-09 по делу № А40-33682/08-129-108, в рамках которого суд определил дату оказания транспортно-экспедиционных услуг именно по дате, указанной в акте приемки услуги.

Аналогичная позиция применена ФАС Московского округа в Постановлении от 26 ноября 2009 г. № КА-А40/11080-09-2 по делу № А40-5025/09-140-17 по отношению к услугам по подаче и уборке вагонов-цистерн: суд указал, что для целей исчисления НДС днем оказания услуги следует считать не день составления натурных листов, железнодорожных накладных и железнодорожных квитанций, фиксирующих завершение фактических действий по подаче (уборке) вагонов, а дату, указанную в акте об оказании услуг.

Есть также ряд «длящихся» услуг, текущее оказание которых не требуется оформлять первичными учетными документами. Например, это аренда (напомним, для целей исчисления НДС аренда является услугой): арендодатель и арендатор заключают договор аренды, подписывают акт приема-передачи объекта аренды и, соответственно, аренда длится вплоть до расторжения договора аренды и (или) возврата арендатором арендодателю объекта аренды. Помесячные акты об оказании арендных услуг составлять не требуется. Как быть в этом случае, учитывая, что налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ)?

Применительно к таким ситуациям (в отношении длящихся в течение нескольких налоговых периодов по НДС услуг – аренда, охрана и т.п.) Минфин России указывает, что днем оказания услуги (моментом определения налоговой базы) и, соответственно, началом течения пятидневного срока для выставления счета-фактуры возможно считать последний день налогового периода, в котором оказывались данные услуги (например, Письма Минфина России от 28 февраля 2013 г. № 03-07-11/5941, от 25 июня 2008 г. № 07-05-06/142). Такой же вывод содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 08 декабря 2008 г. № КА-А41/11402-08 по делу № А41-К2-4341/08.

Изложенное можно резюмировать в виде следующей таблицы по определению момента оказания услуг (для целей определения налоговой базы по НДС и выставления счетов-фактур):

Особенности оказания и оформления (фиксации) услуги

Момент определения налоговой базы по НДС («по отгрузке») и начало течения пятидневного срока для выставления соответствующего счета-фактуры

Подтверждающая правоприменительная практика

Услуги, оказание которых фиксируется первичным учетным документом (по унифицированной либо утвержденной налогоплательщиком форме или по произвольной форме, в том числе в форме акта об оказании услуги)

Дата завершения оказания услуги, указанная в первичном учетном документе

Письма Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 03-07-11/68585, от 13 января 2012 г. № 03-07-11/08, Письмо МНС России от 31 марта 2004 г. № 03-1-08/878/16, Письмо УМНС РФ по г. Москве от 07 сентября 2004 г. № 24-11/57756, Постановление ФАС Центрального округа от 06 июня 2011 г. по делу №А35-5723/2009

Услуги, оказание которых оформляется в два «этапа»: сначала оформляется документ, подтверждающий фактическое завершение того или иного действия исполнителя, а затем – итоговый документ, фиксирующий качество, объем и связанную с ними стоимость оказанной услуги (как правило, акт об оказании услуги)

Дата, указанная в акте об оказании услуги (ином итоговом документе)

Постановления ФАС Московского округа от 31 августа 2009 г. № КА-А40/6905-09 по делу № А40-33682/08-129-108, от 26 ноября 2009 г. № КА-А40/11080-09-2 по делу № А40-5025/09-140-17

«Длящиеся» в течение нескольких налоговых периодов по НДС услуги, без оформления «промежуточных» первичных документов (аренда, охрана и т.п.)

Последний день налогового периода, в котором оказывались данные услуги

Письма Минфина России от 28 февраля 2013 г. № 03-07-11/5941, от 25 июня 2008 г. № 07-05-06/142, Постановление ФАС Московского округа от 08 декабря 2008 г. № КА-А41/11402-08 по делу № А41-К2-4341/08

По вопросам налогового консультирования обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru

1 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева. М.: «Проспект», 2010. С. 479.

2 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева. М.: «Проспект», 2010. С. 208.

Источник

Счет фактура когда выписывается за оказание услуг по договору

НК РФ Статья 169. Счет-фактура

1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в соответствии с установленными форматами и порядком.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, исчисленных сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Корректировочный счет-фактура, составленный при изменении стоимости отгруженных товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, в том числе в случае изменения цены и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров, является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Об осуществлении налогоплательщиками обязанностей, связанных с реализацией товаров, подлежащих прослеживаемости, см. Письмо ФНС России от 30.06.2021 N ЕА-4-15/9208@.

1.1. При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, выставляются в электронной форме, за исключением случаев:

1) реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

2) реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

Об осуществлении налогоплательщиками обязанностей, связанных с приобретением товаров, подлежащих прослеживаемости, см. Письмо ФНС России от 30.06.2021 N ЕА-4-15/9208@.

1.2. Организации и (или) индивидуальные предприниматели при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

2. Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи. Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 245-ФЗ, от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Невыполнение не предусмотренных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи требований к корректировочному счету-фактуре, выставленному продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету продавцом суммы налога.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящего пункта применяются также к счетам-фактурам, корректировочным счетам-фактурам, выставляемым налогоплательщиком покупателю, исполняющему обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Налогоплательщик (в том числе являющийся налоговым агентом) обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж:

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2014 N 81-ФЗ, от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 238-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ, от 30.05.2016 N 150-ФЗ, от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 30.05.2016 N 150-ФЗ)

2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае определения ими налоговой базы как суммы дохода, полученной в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо являющихся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае, если при определении ими налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

В журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур не подлежат регистрации счета-фактуры, выставленные на сумму дохода в виде вознаграждения при исполнении указанных в настоящем пункте договоров.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, указанных в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

(п. 3.1 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Иностранные организации, подлежащие постановке на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, счета-фактуры не составляют, книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, не ведут.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения оплаты, частичной оплаты или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реквизиты, позволяющие идентифицировать документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав;

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания);

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1) наименование валюты;

(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

6.2) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

(пп. 6.2 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 56-ФЗ)

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) страна происхождения товара;

14) регистрационный номер декларации на товары;

(пп. 14 в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 15 введен Федеральным законом от 30.05.2016 N 150-ФЗ)

16) регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;

(пп. 16 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

17) количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;

(пп. 17 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

18) количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

(пп. 18 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

5.1. В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

4.1) наименование валюты;

(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4.2) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

(пп. 4.2 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 56-ФЗ)

5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

5.2. В корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, должны быть указаны:

1) наименование «корректировочный счет-фактура», порядковый номер и дата составления корректировочного счета-фактуры;

2) порядковый номер и дата составления счета-фактуры (счетов-фактур), по которому (которым) осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) наименования, адреса и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания), по которым осуществляются изменение цены (тарифа) и (или) уточнение количества (объема);

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) количество (объем) товаров (работ, услуг) по счету-фактуре (счетам-фактурам) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания) до и после уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) наименование валюты;

6.1) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 56-ФЗ)

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога до и после изменения цены (тарифа);

8) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) без налога до и после внесенных изменений;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

12) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) разница между показателями счета-фактуры (счетов-фактур), по которому (которым) осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налогоплательщик вправе составить единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) страна происхождения товара;

(пп. 14 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

15) регистрационный номер декларации на товары;

(пп. 15 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

16) регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;

(пп. 16 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

17) количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;

(пп. 17 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

18) количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

(пп. 18 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

6. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 9 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Источник

Операционные системы и программное обеспечение