Программа 500 дней в чем суть

Программа “500 дней”

Всего получено оценок: 183.

Всего получено оценок: 183.

Программа 500 дней была разработана в 1990 году советскими экономистами Григорием Явлинским и Станиславом Шаталиным. Она предполагала введение в стране ряда мер по переходу от плановой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Практического применения она не получила. Рассмотрим краткое содержание этой программы.

Предыстория и ситуация в стране

В СССР с рубежа 1920–1930-х годов была плановая социалистическая экономика. Всего было реализовано 12 пятилетних планов.

Рис. 1. Программа 500 дней.

Последний из них пришелся на годы Перестройки, 1985–1990 гг. Собственно, по мере его реализации начался спад экономики, но в 1989 году он еще слабо ощущался, зато был очевиден кризис в снабжении городов. В 1990 году добавилось еще две проблемы:

Группа по разработке программы была создана по решению Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. Предполагалось, что переход к рыночной экономике в СССР будет происходить за счет государства, а не за счет простых граждан.

Председателем Государственной комиссии по экономической реформе стал относительно молодой экономист Григорий Явлинский 1952 года рождения.

Собственно программу предложил академик Станислав Шаталин. В его группе был один экономист-женщина — Татьяна Ярыга. Помимо этого, в разработке программы принимал участие Евгений Ясин, который позже, в 1994–1997 годах, возглавлял министерство экономики РФ.

Особенности программы

Датой завершения работы над программой можно считать 1 сентября 1990 года. Она была утверждена Верховным Советом РСФСР и отправлена на рассмотрение Верховному Совету.

Согласно программе «500 дней», переход к рыночной экономике следовало проводить в четыре этапа:

В программе предполагался экономический союз республик на основе единой валюты, а также единого законодательства и обороны. Совет Министров СССР предполагалось ликвидировать, а руководство народным хозяйством передать совету глав правительств каждой республики да еще и с расширением автономии. Михаил Горбачев не поддержал программу из-за влияния ВПК.

Фактически в конце 1991 года был сделан выбор в пользу программы шоковой терапии. Ее автором стал молодой экономист Е. Т. Гайдар. Осуществление программы началось с января 1992 года, когда отпустили цены, но это вызывало высокий уровень инфляции. Гайдар краткий период на рубеже 1991–1992 года руководил Министерством финансов.

Одновременно с программой «500 дней» шла работа над проектом реформы экономики под авторством Николая Рыжкова — «Основные направления развития». В ее разработке принимал участие Леонид Абалкин. Он планировал шесть лет на введение рыночных механизмов.

Что мы узнали?

Авторами программы «500 дней» были С. Шаталин и Г. Явлинский. Ее целью был переход от плановой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Программу 500 дней кратко изучают в школьном курсе истории 9 и 11 классов.

Источник

Программа «500 дней»

Программа 500 дней (другое название – «Проект Шаталина – Явлинского») – законопроект, который разрабатывался группой экономистов при поддержке Б. Ельцина для введения на территории СССР рыночной экономики. Фактически в программе говорилось о том, что все проблемы в СССР связаны с одним только фактором – плановой экономикой. Нужно перевести ее на рыночные рельсы, после чего последует неминуемый рост. Сама программа реализована не была, но то, что происходило в России после распада Союза – является ничем иным, как программой «500 дней», только в немного измененной реальности. Дальше я расскажу подробнее о данной программе, ее основных положениях, этапах и ситуации в стране, которая предшествовала данному проекту.

Суть программы

Программа 500 дней базировалась на трех принципах:

Проект «Шаталина – Явлинского» говорит о том, что государственную собственность нужно распродать, избавить государство от функций регулирования рынка, от влияния на финансовую и кредитную политику, удалить государство из сельского хозяйства, ввести понятие частной собственности и защиту его законодательством.

Разработчики

Авторами программы 500 дней выступили следующие люди:

Вся эта группа, с легкой руки Бориса Ельцина, стала называться группой «Шаталина – Явлинского». Выбрали 2 фамилии, наиболее авторитетных людей из всего списка.

Если посмотреть на этот список, а особенно на человека, который его возглавляет, то все они объединены современным термином «либералы». Эти товарищи ругают современную власть, но забывают, что программа 500 дней хоть официально проведена и не была, но по факту события 90-х это и есть эта программа,, когда государство уходит в сторону, создаются рыночные механизмы на основе частной собственности, а экономика превращается в торгашескую «купи-продай».

Подготовка программы и поручение на ее разработку

27 июля 1990 года Горбачев и Ельцин дают поручение Шаталину разработать программу перевода экономики СССР на рыночную основу. Изначально сами идеи программы были разумными, поэтому даже консерваторы ЦК КПСС выступили с ее поддержкой. В поручении на разработку программы 500 дней Горбачев делал упор на реализацию следующих идей:

В конце хочу привести цитату из работы Шаталина в период создания программы 500-от дней. Вот что в ней говорится о правах советского общества:

Советское общество должно жить хорошо прямо сейчас, а не в далеком будущем. Поэтому мы инициируем план перевода экономики СССР на рыночную основу, делая главный упор на реализацию именно этого права.

Очень красивые слова, которые разумны, но реализация которых была невозможна. Более того, сам проект «500 дней» полностью противоречил этим словам. Ниже мы будем говорить об этапах данного проекта, и вы это увидите.

Реализация программы

Реальная разработка программы началась сразу же после поручения поручений от Горбачева (27 июля 1990 года). Работа над программой была закончена 31 августа 1990 года. Вдумайтесь, пожалуйста, в следующую фразу – программа кардинального изменения экономики СССР, с полным ее переоснащением, с переходом на новые рельсы и с принципиально новыми элементами управления страны была разработана за 1 месяц! Нельзя в такие сроки разработать проект такой важности, чтобы он был всеобъемлющим и качественным. Поэтому есть только 2 логичных вывода: программа была недоработанной, или разрабатывалась заранее.

11 сентября 1990 года Верховный Совет РСФСР утверждает программу 500 дней и перенаправляет ее на утверждение в Верховный Совет СССР (кстати программу утвердили практически единогласно, только 1 человек проголосовал против).

Фактически «500 дней» были заблокированы Горбачевым, на которого давили консерваторы, имеющие большой вес в Партии, и понимающие, что эта программа ставила крест на стране, и ни какого развития она дать не могла.

Важный момент. 9 октября 1990 года Верховный Совет РСФСР обратился к гражданам с заявлением, что программа 500 дней это единственный путь к спасению страны, и если ВС СССР эту программу не поддержит, то РСФСР будет ее реализовывать самостоятельно.

Этапы и характеристика программы 500 дней

Программа предусматривала 4 основных этапа:

Рассмотрим каждый этап отдельно.

Первый этап программы 500 дней.

Первые 100 дней называются «Программа чрезвычайных мер». В момента запуска данной программы Президент СССР подписывает основные законные, которые начнут перевод экономики СССР с плановой в рыночную:

Второй этап программы 500 дней

100 – 250 дней называются «Либерализация цен и введение финансовых ограничений». На этом этапе решаются следующие задачи:

Важный момент, который реализовывался на данном этапе – усиление роли местного бюджета. Деньги из союзного и республиканского бюджета в массе своей перетекали в местные бюджеты. И на местах уже должны были решать как и на что тратить деньги. То есть начинался полный беспредел, когда чиновники на местах сами решали что и как делать, абсолютно не думая о государстве.

К концу данного этапа предполагалось приватизировать более 50% предприятия, а также полностью уничтожить концерны, ассоциации и прочие структуры.

Третий этап программы 500 дней

250 – 400 дней называются «Стабилизация рынка». К 400-му дню должны были быть достигнуты следующие показатели:

Очень важный момент для понимания на этом этапе – план 500 дней говорил о том, что на третьем этапе должна прекратить существовать монополия. Все промышленные предприятия и производственные объединения, которые являются монополистами, должны быть уничтожены. Это является настоящим предательством, поскольку предлагалось буквально следующее – все крупные предприятия либо уничтожить, либо продать, чтобы не было монополии.

Следующий важный момент – к концу третьего периода государство должно было утратить контроль за ценами на 80% продукции и услуг! Предполагалось, что цены государство будет устанавливать на газ, нефть, некоторые сорта металлов, некоторые сорта хлеба, основные (подчеркиваю) медикаменты, учебники, масло, сахар. Также частично только сохранялся контроль за ценами транспортных компаний и коммунальных услуг.

На этом же этапе рубль должен был становиться полностью конвертируемым. Разработчики программы 500 дней аргументировали это так:

То есть, все то, от чего мировая экономика страдает сегодня – все это было предложено для России. Причем предлагалось это как единственный путь к спасению страны.

Четвертый, заключительный, этап программы

На этом этапе продолжались процессы, которые развивались на предыдущих трех этапах. Теперь же шла стабилизация, в результате которой в стране уже должен был быть заложен фундамент для дальнейших действий. Предполагалось, что по истечении 500 дней рыночная ситуация стабилизируется и экономика перейдет к стадии активного роста.

Результаты и возможности программы

Несмотря на то, что программа «500 дней» не была реализована, мы вполне можем говорить о результатах, к которым она привела в случае начала ее реализации в СССР. Дело в том, что единственный тормоз данной программы – переворот и развал Союза. Но давайте еще раз посмотрим на этапы реализации программы и на события 90-х. Приватизация была проведена, децентрализация – проведена, продажа земель – проведена, перевод предприятия в акционерные общества и продажа – выполнено, защита права собственников – реализовано, отказ от регулирования цен – выполнено, и так далее. То есть все пункты, которые были заложены в «500 дней» были реализованы сразу после развала СССР, и примерно в те самые 500 дней.

Скажите, что Явлинский и Шаталин готовили проект для СССР, а не отдельно для России? Аргумент весьма слабый, особенно если вспомнить постановление ВС РСФСР от 9 октября 19990 года, в котором прямо говорится, что если Горбачев не даст «добро» программе, Россия ее реализует самостоятельно.

Порыв народа России понятен и должен быть сопоставим с порывами других народов Союза. Мы надеемся, что наше начинание будет поддержано, ведь вместе всегда работать легче. В противном случае, если руководство СССР откажется от реализации данной идеи, Россия с 1 ноября 19990 года самостоятельно начать экономическую реформу, в рамках которой осуществится переход к рыночной системе.

Верховный Совет РСФСР, 9 октября 1990

Источник

Программа 500 дней

§ Предыстория

Тяжелый экономический кризис конца 1980-х подталкивал к поиску путей реформирования советской экономики. Довольно красочно ситуацию иллюстрирует статистика продаж пищевой продукции, опубликованная в журнале «Вопросы экономики» в 1990 г.

Число товаров, по которым велось наблюдение

В том числе продавалось без перебоев

В 1989 г. решением Первого Съезда народных депутатов СССР была создана ГКЭР (Государственная комиссия по экономической реформе») 3 В состав этой комиссии вошли видные ученые экономисты того времени А.Аганбегян, С. Шаталин, В. Мартынов, Р. Евстингеев и др. В комиссию был так же привлечен Григорий Явлинский, возглавлявший до этого отдел в Госкомтруде.

Тем не менее, была создана исследовательская экспертная среда, дискуссии в которой, постепенно стали приводить к появлению различных экономических программ и предложений. Одной из таких программ и стала так называемая «программа 500 дней» Шаталина-Явлинского. При этом надо сказать, что еще с 1988 академик Шаталин был знаком с Горбачевым и был его советником.

Вот как сам Михаил Сергеевич описывает «подключение» Шаталина: «Где-то в конце 1988-го — начале 1989 года академик стал моим неформальным советником по экономическим, и не только экономическим, вопросам. К зарождению концепции Явлинского Шаталин не имел прямого отношения. Он был подключен к этой работе, что называется, на ходу. С большим рвением отнесся к новому поручению, и с этой точки зрения вполне обосновано, что «500 дней» стали называть программой Шаталина — Явлинского.» 5

§ Суть программы 500 дней

В первую очередь, следует сказать, что название «программа 500 дней» не было официальным. Официальным названием документа было «Переход к рынку концепция и программа». Уточнение про определённое количество дней прикрепилось позже в виде своеобразного маркера. Далее следует остановиться на положениях этой программы т.е. собственно что она предлагала.

Приватизация и институт частной собственности. Понятно, что в СССР практически всё было в государственной собственности, соответственно программа предусматривала приватизацию государственных активов. Отдельно оговаривался добровольный характер приватизации. Для того, чтобы в процессе приватизации смогли участвовать не только единицы, обладающие сверхкрупными запасами денег, предусматривались различные формы перехода собственности, такие как например аренда или выкуп в кредит. Широкий охват приватизации понимался как своеобразный акт социальной справедливости, форму «закрепления права человека на его долю в национальном богатстве страны». 7

Понятно, что для того, чтобы что-то продать нужно хотя бы преблизительно оценить стоимость продаваемого. Соответственно для продажи гос. собственности требовался качественно проведённый процесс инвентаризации. В программе отдельно оговаривалось каким образом инвентаризация должна была проходить и какими органами власти проводиться. Ключевую роль в процессе оценки должны были сыграть местные Советы.

Право на экономическую деятельность. Предпринимательская деятельность декриминализовывалась. В свою очередь, равенство прав участников экономической деятельности гарантировалось. Трудовые коллективы после обращения в Фонд государственного имущества получают возможность перевести своё предприятие из государственной собственности в частную.

Свободное ценообразование. В отличии от предыдущих попыток реформирования экономики программа Шаталина предлагала не косметическую коррекцию (например в сфере ценообразования), а полноценный переход к рыночной экономике. К 1990-му году стало очевидно, что регулируемое повышение цен всё равно не приводит к заполнению полок в магазинах. Т.е. отсутствует механизм свободного ценообразования (так называемые «ножницы Маршала»). Продавцы считают установленную цену слишком низкой и всё равно «приберегают» товар насколько это возможно разумеется. Нет мотивации для увеличения производства. Отдельно оговаривалось, что отпуск цен будет начинаться от менее социально значимых тогваров к более значимым.

Экономические права Республик и Союзного Центра Этот пункт был, возможно, самым слабым уязвимым местом программы. Из-за развернувшихся политических противоречий между Республиками и Центром вопрос полномочий и компетенций был крайне конфликтным. К тому же постоянно меняющаяся ситуация (объявления независимости, избрание новых органов власти и т д.) делали даже самый детально прописанный сценарий неактуальным в течении короткого промежутка времени. Программа закрепляла за республиками ответственность за ситуацию на своей территории.

Что касается Союзного центра, то он должен был действовать в рамках прав, делегированных республиками, управлять общесоюзным имуществом и обеспечивать согласованность в ходе проведения реформ. При этом рыночная экономика предполагалась как наиболее оптимальный фундамент для «добровольного объединения суверенных республик в рамках обновленного Союза». 8

§ Этапы

Проводить изменения предлагалось поэтапно. Всего 4 этапа:

Очевидно, что все перечисленные активные реформы нуждались в определённой поддержке со стороны государства, которая так же была прописана составителями проекта. В первую очередь регулирующую функцию продолжал выполнять госзаказ. Этот казалось бы уходящий в прошлое экономический рычаг должен был сыграть стабилизирующую роль в процессе перехода к новой экономике. Однако, теперь госзаказ должен был осуществляться на основе договорной цены.

С одной стороны, госзаказ предохранял от простоя, привыкшие работать по такой схеме предприятия, но в то же время договорная цена внедряла рыночную культуру отношений. Заниматься размещением госзаказов и составлением договоров должна была Государственная контрактная система. Таким образом, видно, что государство всё ещё оставляло за собой ключевые рычаги управления экономикой.

Предусматривалась так же определённая финансовая подстраховка предприятий с помощью специальных стабилизационных фондов. Источниками средств для этих «кубышек» должны были стать целевые бюджетные ассигнования, выручка от продажи облигаций, организуемых ими лотерей. Предполагалось что такие фонды будут рассматривать обращения государственных предприятий на определённых условиях. Т.е. финансовую поддержку должны были получать не все подряд а те кто сформулирует «детально обоснованные просьбы» и будет при этом реально затронут переходом в новую экономическую систему. Кроме того, предполагалось поощрение «на всех уровнях» создания предпринимателями рыночной инфраструктуры т.к. для новой мобильной экономики требовались новые склады, базы и т д.

До 1 января 1991 г должен был быть принят Закон «Об основах антимонопольного законодательства в СССР», который бы определял черты недобросовестной конкуренции и соответственно задавал бы ясные правила игры в плане честного коммерческого соперничества.

Понятно, что все эти «меры», «способствования» и «поддержки» требовали серьезных вливаний в Союзный бюджет. Его предполагалось отчасти пополнить за счёт Общесоюзного Федерального налога + сокращения на 80 % помощи другим государствам. (СССР активно спонсировал компартии в разных странах мира, снабжал дружественные государства оружием) + годовой мораторий на принятие новых бюджетных программ стоимостью более 100 млн.р. + сокращение расходов бюджета, признанных неэффективными.

§ Судьба проекта

Таким образом, Союзное руководство подсознательно или рационально чувствовало угрозу в этом проекте. В итоге нежелание «остаться за скобками» будущих экономических перемен, вероятнее всего, и склонило чашу весов против этой программы на Сюзном уровне.

Так же дискуссионным остаётся вопрос о том, с чего следовало начинать переход к рынку: с либерализации цен или приватизации? В 1992 г. в ходе реформ Гайдара первичным стала либерализация цен, приватизация пошла позже, в то время как в проекте Шаталина-Явлинского приватизация должна была быть выполнена на первом этапе, а уже либерализация цен на втором. Т.к. отпуск цен в отсутствии массового собственника мог привести к более долгому процессу образования рыночных цен. Иными словами, дискуссия о том была ли «программа 500 дней» упущенным шансом или нереализуемой утопией будут еще продолжаться довольно долго.

§ Авторы «программы 500 дней»

В конце опубликованной программы содержится список её составителей, это: С. Шаталин, Н. Петраков,Г. Явлинский, С. Алексашенко, A. Вавилов, Л. Григорьев, М. Задорнов, B. Мащиц, А. Михайлов, Б. Федоров, Е. Ясин, В. Мартынов, Т.Ярыгина. 11

Кроме того, составителями программы от имени Союзных Республик были:

Продукты питания 1985 1988 Январь-июнь 1989

Явлинский Г., Федоров Б., Михайлов А., Задорнов М., Ярыгина Т.;

Источник

500 дней (программа)

Содержание

Суть программы

Программа содержала принципиальную новую экономическую доктрину, по мнению авторов, заключающуюся в «движении к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей», и ставила «задачу: все, что возможно, взять у государства и отдать людям» (Введение к Программе: Человек, свобода, рынок).

В целом программа содержала следующие предложения:

Рабочая группа по созданию программы была образована по инициативе и совместным решением М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина. По её признанию, программа не была бы подготовлена без их совместной поддержки.

Часто единоличное авторство программы ошибочно приписывают Григорию Явлинскому — председателю Государственной комиссии по экономической реформе, однако программа была предложена Станиславом Шаталиным и доработана его рабочей группой. Перед началом работы над проектом Горбачёв заверил Шаталина, что серьёзно относится к радикальному реформированию советской экономики.

В своих основных пунктах программа «500 дней» повторяет программу Бальцеровича, разработанную в 1989 г. министром и экономистом Лешеком Бальцеровичем для быстрого разгосударствления социалистической экономики Польши. [источник не указан 133 дня]

К 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. Одновременно, по поручению председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, разрабатывался альтернативный проект — «Основные направления развития». Рыжков заявил, что в случае непринятия его он уйдёт в отставку. В качестве компромисса Михаил Горбачёв предложил объединить две программы в единую программу Президента СССР.

В своем анализе разработчики Программы опиралась на информацию, полученную из министерств и ведомств по 21 запросу, подписанному академиком Шаталиным. Информацию в полном объёме представили организации СССР: банки — Промстройбанк, Сбербанк, Госбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк; Госкомстат СССР, МИД СССР, Госкомиссия СМ СССР по продовольствию и закупкам.

Некоторые организации её не представили (Госплан СССР, Внешэкономбанк, Министерство обороны СССР, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС), представили частично (Совет Министров СССР) или представили второстепенные материалы (Министерство финансов СССР, Госкомцен СССР) (раздел V Программы).

В заключительной части «Введения» рабочая группа признала, что у «программы есть недостатки, но верит, что окончательную её доработку осуществит уже жизнь. Ограниченный месяцем срок нашей работы, отсутствие важной информации не позволили нам сделать большего».

Программа широко обсуждалась общественностью, и её основные положения — масштабные разгосударствление и приватизация государственного имущества, внешнеэкономические преобразования, реформа ЖКХ, земельная реформа и др. — были реализованы фактически ввиду отсутствия других концепций реформирования.

Вот как описывалась процедура приватизации в Программе:

Источник

30-летие программы «500 дней»: неудачная попытка реформировать советскую экономику

В чем была суть программы «500 дней»

Создание программы поддерживали и Михаил Горбачев, и Борис Ельцин. Именно по их поручению и была сформирована рабочая группа. «Лицом» группы стал Григорий Явлинский: программа «500 дней» дала старт политической карьере прежде мало кому известного молодого экономиста. С 14 июля 1990 года Явлинский занимал пост заместителя председателя Совета Министров РСФСР – неплохо для 38-летнего, на тот период, человека.

Однако, хотя молва приписывала в то время авторство программы именно будущему лидеру «Яблока», в действительности над ней работал целый коллектив, а ключевую роль, помимо Явлинского, играл академик Станислав Шаталин. Именно его заверил Горбачев в своей поддержке программы рыночных преобразований в СССР. Кроме Шаталина и Явлинского в разработке программы участвовали Евгений Ясин, Сергей Алексашенко, Борис Федоров, Андрей Вавилов, Михаил Задорнов и ряд других экономистов.

— писал в своих воспоминаниях один из авторов программы и впоследствии вице-премьер российского правительства, ныне покойный Борис Федоров.

Плюсы и минусы программы

Безусловным плюсом программы было то, что она предлагала экономические преобразования в масштабах всего Советского пространства, то есть речь о возможном распаде СССР не шла, и авторы программы рассчитывали преобразовать экономику всех союзных республик.

Шаталин и команда предлагали сначала провести приватизацию и сформировать класс собственников, а затем либерализовать цены, что, по их расчетам, привело бы к снижению цен за счет растущей конкуренции между продавцами. Но, как известно, страна пошла по другому пути: Егор Гайдар, наоборот, сначала «отпустил цены», что и привело к их колоссальному росту.

Прямое противодействие реализации программы оказал Николай Рыжков – в то время председатель Совета министров РСФСР. Он потребовал реализации собственной программы, подразумевавшей сочетание элементов рыночной и плановой экономики. Свою программу Рыжков отстаивал очень активно и в результате пригрозил Горбачёву уходом в отставку.

В итоге Горбачев решил создать комиссию, которая бы совместила две программы. И это оказалось фатальным и для программы Рыжкова, и для программы «500 дней»: сначала, в октябре 1990 года, в отставку подал Григорий Явлинский, затем в декабре у Рыжкова случился инфаркт и Горбачев 14 января 1991 года снял его с поста руководителя советского правительства.

Часть положений программы, впрочем, была реализована позже, уже после распада Советского Союза. В постсоветской России были проведены и либерализация цен, и приватизация собственности. Только делалось все уже не постепенно, а резко, без переходного периода, что привело к очень печальным последствиям для российской экономики, и многие эти последствия, включая последствия приватизации, наша страна, что называется, разгребает до сих пор.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение
Республика Представители