Программа 2030 что это

«Приоритет-2030»: как построить экономику знаний

Объявлены результаты программы «Приоритет-2030», направленной на формирование группы университетов-лидеров в создании новых знаний и технологий для внедрения в экономику. Они будут вырабатывать решения и для системы высшего образования, распространяя лучшие исследовательские и инновационные практики, сделают регионы привлекательными для жизни и работы.

Программа реализуется в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Общее финансирование программы «Приоритет-2030» до конца 2022 года составит свыше 47 млрд руб., и это настоящие инвестиции в построение экономики знаний. Цель — сформировать в стране не менее ста прогрессивных университетов к 2030 году. В этом году заявки подал 191 вуз. Отбор на получение базовой части гранта в размере 100 млн руб. в год прошли 106 вузов.

Хочу отметить, что из них 39 находятся в Москве и Санкт-Петербурге, а остальные в более чем 40 городах России. Региональные университеты включились в программу — надеюсь, это приведет к позитивным изменениям образовательного ландшафта страны. Кроме того, 46 университетов получили и специальную часть гранта — по направлениям «Исследовательское лидерство» и «Территориальное и/или отраслевое лидерство». Победителей этих категорий делили на три группы: те, кто вошел в первую, получат 994 млн руб., во вторую — 426 млн руб., в третью — 142 млн руб.

Решение о распределении по группам принимал совет, учрежденный в рамках программы, на основе таких критериев, как амбициозность целей и результатов, потенциал университета, степень проработанности проекта, взаимодействие с региональными властями и организациями, участие в консорциумах.

Для участия нужно было представить действующую программу развития университета или проект такой программы, в нее должны были входить целевая модель, стратегические проекты, мероприятия и показатели эффективности. Принципиально, что в критериях отбора делался акцент и на способность университетов привлекать финансирование, а это предполагает работу в кооперации с промпартнерами, понимание современных рынков и продуктов. Оценивать показатели эффективности планируется на основе таких параметров, как объем исследований и разработок, доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет, число студентов, получивших дополнительную квалификацию или обучающихся по программам, связанным с получением цифровых навыков, также будут учтены публикации и объем доходов от интеллектуальной деятельности.

Правительство и Минобрнауки впервые выстроили систему работы с заявками в онлайн: личный кабинет, вебинары — весь документооборот проходил в закрытой электронной системе и фиксировался через цифровую подпись. Все работало не в логике «черного ящика», куда сдаешь и не знаешь, что там дальше происходит; наоборот, была постоянная обратная связь, информирование. В общей сложности состоялось семь вебинаров, проводились индивидуальные онлайн-консультации, публиковались информационно-разъяснительные материалы.

Участие министра Валерия Фалькова и его заместителей в подготовительных мероприятиях «Приоритет-2030», в защите программ говорит о том, что на вузы делается реальная ставка. Это сигнал нам, университетам: страна ждет прорывов, ждет людей и команд, которые способны обеспечить развитие. Как отмечал вице-премьер Дмитрий Чернышенко, за счет широкого географического охвата программа будет способствовать сбалансированному развитию науки и университетов всех регионов.

Всем хотелось бы, конечно, чтобы было поддержано больше вузов, но ресурсы всегда ограничены. Прошли университеты, которые оказывают наибольшее влияние на регион, отрасль, на достижение целей национального развития. Так, мы замахиваемся на привлечение человеческого капитала и создание экосистемы, которые позволят сделать Томск системообразующим элементом «сибирской метрополии» и утвердить наши амбиции как глобального научно-технологического центра с лидерством в экспорте технологий и образования.

Для участия в программе «Приоритет-2030» отобрали четыре томских вуза: Томский государственный университет (ТГУ), Томский политехнический университет (ТПУ), Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) и Сибирский государственный медицинский университет (СибГМУ), пятый вуз — архитектурно-строительный — еще кандидат, а в регионе всего шесть вузов. Уже три года мы работаем над проектом «Большой университет Томска», определяем приоритеты, раскрываем друг другу карты, чтобы увидеть, кто на что делает ставки, и договориться. Мы сформировали сильную систему, которая позволяет нам вместе ответить на те вызовы, на которые по отдельности университеты ответить не могут. Наверное, поэтому томские программы высоко оценила комиссия.

Одним из стратегических проектов в программе ТГУ стала «Инженерная биология 2.0». Разработка направления позволяет решать разные задачи промышленности — от создания новых медицинских препаратов, например антибиотиков, к которым бактерии не смогут выработать резистентность, до получения новых видов экологичных продуктов и биотоплива. Это сложный дорогостоящий проект, в реализации которого будет участвовать как «Большой университет Томска», так и другие академические и промышленные партнеры. Так, ТУСУР выиграл грант Минобрнауки РФ в размере 320 млн руб. на создание генетического принтера. Партнерами ТУСУРа в проекте выступаем мы и СибГМУ, Курчатовский институт, Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и АО «НПФ «Микран».

Как ранее обращал внимание Валерий Фальков, при отборе оценивались программы развития вузов, а не предыдущие заслуги. Поэтому рассматривались программы, которые отвечают на современные вызовы, коррелируют со стратегией научно-технологического развития. Упор делался не только на существующие показатели, но и на готовность учреждения к трансформации и интеграции в экономическую и социальную повестку региона.

Отдельно отмечу важность того, что комиссия прослушивала презентации всех вузов-участников. Традиционно университеты ориентируются на учредителя как на верховную власть, а чтобы университет перестроился и принял ответственность за свою жизнь и развитие региона, и нужна была такая трудоемкая и публичная процедура.

Для усиления своих заявок вузы могли сообщать и о консорциумах с Академией наук. Томский консорциум объединяет шесть университетов и целый ряд академических институтов. Это первый в России альянс, участники которого не связаны на административной основе, но объединены на уровне стратегических приоритетов. Так, в климатических исследованиях лидер ТГУ, но в проекте участвуют все научные институты по профилю. Если, например, политехнический берет ответственность за водородную тематику, у нас там есть свой блок, касающийся проектирования водородного двигателя, который мы усиливаем своими компетенциями. И так по всем ключевым проектам.

В томских вузах создают совместные программы, общую аспирантуру и открывают инфраструктуру друг для друга. В таких проектах участвуют не только вузы Томска — возникающие консорциумы включают и другие университеты страны, зарубежные учебные заведения и бизнес-партнеров, например в их числе «Мираторг», «Сибарго», «Газпром нефть», «Росатом», Стэнфордский и Лёвенский университеты, лондонский университет Goldsmiths.

Новый технологический уклад приходит в нашу жизнь — обеспечить благосостояние сможет тот, кто умеет получать знания и быстро переводить их в технологии и продукты для жизни. «Приоритет-2030» нацелен на формирование в России такого сетевого двигателя экономики знаний.

Источник

Проект Детство-2030

Доброго времени и суток! Тема данной статьи будет готовящийся российский форсайт-проект «Детство-2030». Почему так важна эта тема? Что это за проект? И в чём суть его? И прочие вопросы постараюсь раскрыть в написанной статье.

Данная тема пока не настолько сейчас освещена и обсуждаема в интернете, также представлено мало статей (за исключением официального сайта организаторов, см. ссылку в конце). Во-первых, чем важна данная тема сейчас. Данный проект позиционируется, как стратегия государства по изменению развития страны и регулирования этого изменения. Можно сказать, что это то, как будет действовать государство в политическом плане на определённые примерно 20 лет. То есть до 2030 года. Почему так и проект называется «Детство 2030».

Данный проект был продемонстрирован на известной выставке ЭКСПО в Шанхае, которая состоялась в мае 2010 года. Там была представлена в общем плане стратегия России в плане политики на настоящее и будущее время, рассказано про цели, которые будут достигаться и какие будут представлены меры достижения и многое прочего, что сейчас постараюсь рассказать.

По заявленному организаторами целью проекта является изменение приоритетов и пересмотр взглядов в плане жизни и развитии детей, приоритетное внимание вопросу детства и значительная коррекция среды, в которой дети развиваются, это и затронет вопросы воспитания родителями и многое другое. Будет проведена многолетняя работа по смене идеологии и парадигмы общества, также будут искоренять традиционные взгляды в плане направленности проекта. Чтобы продемонстрировать предлагаемую стратегию создатели создали специальную, так называемую, дорожную карту.

«Дорожная карта», описывающая в общих чертах стратегию развития страны

Немного пройдёмся по дорожной карте:

На данный год планируется провести политику улучшения адаптации мигрантов в нашей стране, большое привлечение мигрантов, особенно специалистов, и их последующее трудоустройство в нашей стране. Планируется много программ по облегчению возможности миграции в нашу страну, это и затронет правил регистрации для миграции. Также активная программа влияния (конечно же, через СМИ) на российских граждан, чтобы вырабатывалось положительное отношение к миграции, разным видам культуры, уменьшению языкового барьера. Также была высказана идея про специальное устройство, которое позволяет слышать речь и мгновенно её переводить пользователю как метод стирания языкового барьера.
В плане демографии рассматриваются вопросы повышения рождаемости. Через родное многим СМИ планируется воспитывать народ провести активное влияние для повышения интереса к репродуктивности заведению собственных детей. Для этого обещают сделать как и психологическую программу помощи молодым семьям, также решить политический вопрос в плане абортов, то есть сделать их намного меньше, решение медицинских вопросов в плане лечения бесплодия.
Также в дорожной карте описаны организаторами последствия, в случае невыполнения изложенных программ. Предполагают, что граждане станут просто безразличными к миграции, мигрантов будет только интересовать столицы или вообще сократится миграция. Также будут нарастать проблемы с отрицательной рождаемостью страны. В конечном итоге — страна станет «экономическим карликом».

В плане культуры и творчество обещают провести работу для дошкольного развития, также и школьного и повсеместно работы над появлением талантов и их поддержанию. Увеличение занятости детей в различных специализированных кружках и им подобных в целях развития у них талантов. Что, конечно, действительно в стране наблюдается проблема слабого развития (особенно в провинциях) дошкольного и школьного населения. А многие дети особенно уже с малых лет используют современные гаджеты, но по назначению — единицы. Что, практически, отмечают создатели проекта. Также предлагается приглашение известных творческих людей (в том числе и мигрантов) и культурных личностей для работы с детьми в целях обучения.

В плане градостроительства освещают проблему развития детей при различных городских условиях, которые наблюдаются в России. Это как культурно-развлекательная программа для детей различного возраста (особенно тинейджеров подросткового), комфортные дома для проживания семей с детьми, адаптивная структура городского расположения для детей, предоставление высокотехнологичной среды образования. Развитие коммуникационных технологий в плане ориентации в городе.

В данном пункте рассматриваются проблемы приоритета детства по отношению в различных социальных областях. Также затрагивается вопрос ответственности родителей по отношению к детям, приводя примеры халатства родителей из новостных лент, отношение к проблеме детства и психологии детей в ранних годах. Проблема
Предполагаются изменения в плане влияния на людей с целью изменить взгляды и приоритеты в плане воспитания детей. Также планируется коррекция сферы социальной помощи и работы соответствующих служб. Также изменение семейных прав и осведомление людей о своих правах. Создание программы обучения родительству на ранних этапах социализации детей.

Здесь затрагиваются популярные на данный момент проблемы образования. К ним относятся: системы оценивания знаний, эффективность обучения, недостаточность оснащения образовательного процесса высокими и передовыми технологиями, недостаточность квалификации преподавательского состава. Также заявлена ими проблема неэффективность классово-урочной системы, так как по их мнению это ведёт к воспитыванию наёмных рабочих, прививая элементарные знания, а порой и знания, которые отстают чуть ни на век от современного развития.
Для решения проблем, связанных с образованием, планируется пересмотреть коммерциализацию образования с целью повышению доступа к ним людям различных социальных статусов, что относится и к дополнительному образованию, детским лагерям, секциям и прочее. По их мнению, современная система образования должна превратиться из системы учреждений, которые транслируют знания, в особое пространство для обмена знанием участников образовательного процесса. Обучение должно быть максимально основано на личном жизненном опыте ребенка, учитывать его потребности и интересы. Также большое внедрение дистанционных систем образования, прививание компьютерной грамотности с детского возраста. Также планируется способствовать созданию сетей образовательных центров современного детства.

Раскрываются проблемы оказания медицинских услуг и неэффективность работы медслужб. Также освещается вопрос вреда экологической атмосфере, как например, опасное влияние некоторых промышленных предприятий на окружающую среду, в том числе и на здоровье людей. Тема самым тут тоже затрагивается вопрос здоровья детей в плане детства. Также малое представление народа об экологическом мировоззрении.
В данном плане планируются методы как по образовательному освещению людей об экологических вопросах, так и минимизации экологических рисках.

Рассматривается проблема влияния производства продукции для благополучия и воспитания детей. По их мнению, сейчас индустрия в плане детства всё больше предоставляет некачественную продукцию и также частные предприятия, работающие в области предоставления товаров и услуг, ориентированы не на благополучие и не ориентированы на вопросы детства.
Для решения проблем бизнеса планируется введение госрегулирования частных предприятий, усиление роли общественных институтов в обсуждении оказания государственной поддержки производителям по ведению социально ответственного бизнеса, мониторинг производителей и дистрибьюторов, введение стандартов качества, которым должны соответствовать частные предприятия, господдержка детских товаров и услуг.

Затрагивается вопрос социального статуса и влияния на образования и развития талантов. Общество делится на «бедных и богатых», отсутствие доступности эффективного образования из-за социального статуса, эффективное образование позиционируется, как фильтр элит, который делит людей по происхождению, статусу и обеспеченности. Формируется отпечаток у подрастающего поколения, что «на всё нужны деньги и родственники-чиновники» для достижения определённого статуса нужны связи, деньги и статус родителей, также отличное здоровье. Также отмечается проблема обучения и работы, когда бизнес слабо связан с высшей школой, тем самым после учёбы невозможно устроится по специальности на работу.
Решением данных проблем видят переориентирование социальных служб, её модернизацию социальную защиту детства, предоставлением возможностей эффективного образования. Также введение норматива финансирования каждого ребенка по всем типам и видам образовательных услуг. Создание механизмов регулирования горизонтальной социальной мобильности семей с детьми. Различные механизмы социального регулирования.

Данный проект очень подробно расписан и конечно же сопровождается красивыми словами и примерами из СМИ. Но всё ими сказанное можно обобщить в следующее:

Также было отмечено, что в ходе любых предпринятых действий в рамках своей стратегии, будет анализироваться и оцениваться изменения после внедрения определённых решений, возможно вполне данный проект планируется продолжаться и после 2030 года, но, наверно, под другим названием и будут готовиться другие действия, в зависимости от оценки результатов после применения стратегии, как это отразится на стране и народе и положении страны на Мировой арене.

В статье аналитического интернет-ресурса «Эксперт Online» отмечается, что в форсайт-проекте содержится много «модных» слов, а его существенная часть посвящена их толкованию. Автор статьи называет Детство-2030 «образцовым вертолётом из веток и листьев». Согласно статье, содержательная часть проекта, претендующая на самобытность, содержит некие «нехитрые пощёчины общественной морали».

Вот такие вот интересные нововведения планируются в России, насколько серьёзно это планируется, пока неизвестно. Но мы следим этим.

Источник

mr7.ru: Форсайт-проект «Детство 2030» пугает родителей чипизацией мозга детей

«Геноцид!» — так на XVII Всекубанских Кирилло-Мефодиевских чтениях и Всероссийском родительском форуме в Москве в конце 2011 года клеймили Форсайт-проект «Детство 2030». Проект, предложенный к обсуждению Общественной палатой РФ взрывает все традиционные представления о семье и образовании.

Его идеи изложены в так называемой Дорожной карте — схеме развития детства в России до 2030 года на сайте проекта detstvo2030.ru (сайт прекратил свое существование).

Кураторы проекта — Благотворительный фонд «Мое поколение», созданный в 2005 году президентской администрацией и некая Международная методологическая ассоциация. Руководитель проекта — Алина Радченко, руководитель Аппарата общественной палаты Российской Федерации, а сама палата — главный партнер проекта.

Дорожная карта (этапы в разное время существования проекта менялись, но «МР» собрал все, что были указаны авторами проекта):

2018 — виртуальная имитация жизни, устройство для загрузки информации на кору головного мозга

2020 — возможность полной роботизации и автоматизации, многообразие форм совместной жизни, дети растут в воспитательных сообществах, дети в разных вопросах и в разное время становятся самостоятельными (12–30 лет), дети смогут зарабатывать деньги в Интернете, а любую профессию можно будет освоить в виртуальной реальности

2023 — появление робота-ребенка и робота-няни

2025 — дети могут рождаться с заданными характеристиками, дети смогут участвовать в создании вещей, устройств и интерфейсов, воспитанием и уходом за детьми смогут заниматься роботы, способности ребенка можно увеличивать за счет технологических новаций, признание родительства профессией, запуск образовательных программ для родителей

2030 — чипизация человека, генная модификация человека

«Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями. Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности, улучшением качества жизни, и таким образом сокращать социальные расходы государства» (эту фразу из реальной «Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года» можно было прочитать на сайте еще несколько месяцев назад).

Помимо этих этапов, идеологи проекта предлагают

Презентация форсайт-проекта «Детство 2030» произошла на IX Всероссийской выставке научно-технической молодёжи 24-27 июня 2009 года. Он также был представлен от имени России на всемирной выставке научных достижений «Экспо-2010» в Шанхае.

Что будет дальше

Общественная программа «Детство» пока не предполагает прямой реализации в виде каких-то законопроектов. Как пишут идеологи, пока цель — конструктивный диалог между экспертами, политиками, представителями органов государственной власти, родителями.

«Основная задача — встряхнуть общество, донести, что детские проблемы заслуживают более серьезного внимания, системной проработки и принятия решений уже сегодня».

Мнения экспертов

Павел Правосудов, главный редактор журнала «Технологии в электронной промышленности»

Как я понял речь идет о коммуникационном чипе, позволяющем стыковаться с сетью. Мне кажется, авторы программы пересмотрели анимэ. Чипы уже вовсю вживляют животным, например, собакам или коровам. В чипах содержится различная информация о них, например, на случай, если собака потеряется.

Перспектива вживить такой чип человеку на первый взгляд кажется ахинеей, но трудно представить, что будет в головах у чиновников к 2030 году. Во всяком случае, теоретически вживить чип под кожу с биометрическими и любыми данными можно человеку уже сейчас.

«Выключить» чип при этом довольно сложно, скорее всего, его можно только убрать. Что же касается чипизации мозга и влияния через чип на саму личность человека — это фантастика.

Возможностей соединения нервной ткани с электронными системами нет, и вряд ли они появятся, так что говорить о влиянии на способности нельзя. Есть потенциальные технологии вживления электроники для сокращения мускулов, но не более того.

Олег Тиходеев, кандидат биологических наук, доцент кафедры генетики и селекции СПбГУ

На сегодняшний день любые работы по получению генетически модифицированных людей официально запрещены на международном уровне. Изменится ли отношение к этому вопросу в ближайшие 20 лет, я не знаю. Пока что серьезных оснований для этого нет.

С сугубо технической точки зрения, генетическая модификация человека вполне возможна, но только на уровне одноклеточного зародыша. Взрослого человека или хотя бы новорожденного ребенка модифицировать уже поздно: он состоит из многих миллиардов клеток, а изменить нужно каждую (иначе останутся исходные наследственные задатки).

В настоящее время работы по выявлению генов, контролирующих психику человека, находятся еще в самом начале. Уже выявлено около 15 генов, принимающих участие в контроле таких аспектов поведения как внимание, память, способность быстро переключаться на новые задачи, алкоголизм, склонность к перееданию.

Но влияние каждого из этих генов совсем невелико, поскольку любая черта человеческой психики совместно контролируется многими десятками генов. Поэтому вопрос о рождении детей с заданными психическими свойствами — еще очень далекая фантазия.

Но, несмотря на обывательские страхи перед генетикой поведения человека, исследования в этой области нужно всячески развивать. Без детального изучения молекулярно-генетических основ поведения человека мы никогда не научимся лечить или хотя бы временно замедлять такие печально известные и широко распространенные заболевания как болезнь Альцгеймера и многие другие ей подобные.

Мое личное мнение: поскольку проект был запущен в 2008 году, его общая идеология очень похожа на тогдашние попытки реформировать все школьное образование. Исходная идея, по-видимому, заключалась в следующем: провозгласить некие супер-глобальные задачи, чтобы на них выделили побольше денег, а что с ними дальше будет. А конкретные результаты, как обычно, никого не интересовали.

Михаил Эпштейн, директор образовательного центра «Участие», кандидат педагогических наук

С рядом положений-предположений «Детство 2030» я согласен. Например, с неэффективностью классно-урочной системы и системы оценок, поддерживаю переход от стандартизированного образования к индивидуальным траекториям. Согласен, что надо менять архитектуру школ.

Многие исследователи, просветители и прочие деятели про это давно говорят. Некоторые даже в локальных «опытах» реализуют. Но когда это случиться системно — не знаю. Может быть и к 2030-му году.

Про семью и родительство — тенденции, по-моему, отмечены верно. Про это уже многие говорят, а государство проблемы не замечает, ну такое у нас государство.

А вот что такое «компетентное родительство» — не очень понимаю. Как в традиционных российских условиях может оцениваться «добросовестность выполнения родителями своих обязанностей» — не понимаю, и опасаюсь.

Про то что «К 2020 году дети смогут зарабатывать деньги в Интернете» верю, да это уже и сегодня происходит. Что касается всяких чипов и роботов. С одной стороны, это научная фантастика, с другой — мы же видим: что раньше было фантастикой, начинает на наших глазах становиться реальностью. Все эти «чипы» и всякая «виртулаьность» и правда становятся реальностью, хотя конечно до полной «чипизации» еще далеко.

Думаю, что проект — это анализ тенденций, а не план конкретных действий. Поэтому, я не склонен раздувать проблему. Помните, у Жванецкого : безопасно делать прогнозы про 2050 год — вряд ли кто-то из тех, кто сегодня слушает, доживет..

Источник

Операционные системы и программное обеспечение