Проанализируйте стихотворение к н батюшкова мои пенаты что в нем является программным

Анализ стихотворения «Мои пенаты» (К. Батюшков)

Автор: Guru · 29.08.2018

Константин Николаевич Батюшков к большому удивлению литераторов оказался тем автором, наследие которого не «на слуху». Конечно, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Есенин удостоились большей известности в современном обществе, но это еще не означает, что поэзия Батюшкова менее профессиональна или же поверхностна. Этого поэта нужно уважать, прежде всего, за его строгость — он ни единого раза не отступил от собственного идеала создания стихотворного Текста, о котором следует рассказать отдельно.

История создания

Стихотворение «Мои пенаты» написано автором в период 1811-1812 годов, в это время уже достаточно зрелый поэт (на тот момент Батюшкова исполнилось 24 года) находился в имении сестёр, в Хантаново. Находясь вдали от Петербурга, Константин Николаевич все глубже тонул в чувстве одиночества, он начинает все чаще вспоминать просвещенную интеллигенцию большого города и литературные вечера в компании таких же, как и он поэтов.

Из-за переполняющих чувств, которые легко модно сравнить с лёгкой ностальгией, Батюшков и начинает писать стихотворение, обращённое к знаменитым авторам того времени — Карамзину, Жуковскому, Вяземскому, Дмитриеву. В произведении присутствуют и иные имена, но Батюшков обращается именно к этим авторам, ведь это стихотворение он приложил к письмам, которые отправил всем 4 личностям.

Жанр, направление и размер

Данное стихотворение следует выделить из массы лирических произведений Константина Николаевича, ведь «Мои пенаты» — своеобразное воплощение идеала традиции русского послания. Батюшков, можно сказать, показал всему русскому литературному миру, как должно строиться послание, поэтому жанр стихотворения определятся сам собой.

Говоря о направлении лирики Константина Батюшкова, стоит отметить, что поэт чаще всего обращался к философской лирике, ставил перед собой те вопросы, на которые ответ найти просто невозможно — смысл жизни, ее скоротечность, природа эмоций и чувств. Кроме того, это произведение анакреонтическое. То есть, в нем изобилуют отсылки к древнегреческой культуре, философские мотивы и типичные для древнегреческой мифологии образы.

Также стоит отдельно упомянуть, что Батюшков практически всегда писал в стихотворном размере ямб. Сам автор говорил, что размер выбирает поэта, что только один стихотворный размер способен передать голос литератора.

Образы и символы

Система образов и символов в данном стихотворении очень сложная. Из-за достаточно большого объёма, каждый из образов представлен очень подробно.

Темы и проблемы

Автор делит 2 мира «гостей» своеобразные 3 ступени.

Основная идея

Главная мысль стихотворения — доказать то, что истинная радость жизни в земных и обыденных вещах, ради которых не стоит тратить деньги, жить в роскоши и злате. Все, что действительно может быть дорого человеку — жизнь, во всех ее проявлениях. Автор призывает читателей видеть смысл бытия в обыденных вещах — в дружбе, в любви, в творчестве.

Может показаться, что стихотворение носит излишне дидактический характер, но это не совсем так, Батюшков очень мастерски обходит тот момент, когда он, как автор, должен занять ту или иную сторону. Каждый человек выбирает свою судьбу сам.

Средства художественной выразительности

Данное стихотворение изобилует изобразительно-выразительными средствами, рассмотрим многочисленные эпитеты и метафоры.

Автор говорит о том, что любовь и дружба наполняют «сердце тихим жаром», метафорично описывая силу этих чувств и их тёплое, успокаивающее воздействие на человека. «Свидетель славы и суеты мирской» — человек, который одновременно свободный жить во славе и в серых буднях, истинный счастливец. Особой образностью наполнено выражение «ложиться в прах». Автор говорит об этом в контексте с эпикурейцами, отводя им недолгую жизнь и скорую трансформацию в прах.

В данном стихотворении огромное количество средств художественной выразительности, все перечислять долго, так что если вам понадобится что-то конкретное, то напишите об этом в комментариях, добавим.

Источник

Проанализируйте стихотворение К. Н. Батюшкова »Мои пенаты» Что в нём является программным для всего творчества поэта?

Анализ стихотворения Батюшкова «Мои пенаты»
Хрестоматийные строки поэтического послания были написаны в 1811—12 гг., когда автор жил в Хантаново, пошехонском имении своих сестер.

«Мои пенаты» определили особенности развития жанра стихотворного послания в русской традиции: ответные отклики батюшковских адресатов, Жуковского и Вяземского, также написаны трехстопным ямбом, воссоздающим атмосферу непринужденного дружеского общения. Аллюзиями на строки анализируемого произведения насыщены опыты Пушкина-лицеиста. Не только французская поэзия, но творчество старшего соотечественника и коллеги обусловили обращение юного автора к антологическим темам.

В первых строфах моделируется основная антитеза текста: незатейливый, скромный быт и спокойный образ жизни героя-поэта противопоставлен пышному интерьеру владений царедворцев, их бесконечным хлопотам о богатстве и карьере.

Особое внимание уделяется описанию темного и тесного, но уютного «приюта» эпикурейца, для характеристики которого используются лексические средства с семантикой небогатой, скудной домашней обстановки. Лирический герой доволен своим положением: находясь в идеализированном пространстве, он энергичен, радостен, любим, полон творческих сил.

Смешение реалистических деталей и атрибутов античной мифологии является существенной приметой художественного мира «Пенатов». Явные и противоречивые стилевые контаминации — объект критических замечаний, сформулированных зрелым Пушкиным. В интерьере античного жилища появляется стол, покрытый рваной скатертью, а хозяина хижины навещает старый солдат, играющий на балалайке, — столкновение разнородных деталей производит нежелательный комический эффект.

За любовными сценами, в которых возникает условный женский образ Лилы, следуют строфы, посвященные божествам, покровительствующим земным талантам. Галерея портретов поэтов-современников открывается обращением к Державину, охарактеризованному перифразом «парнасский исполин» и сравнением с лебедем. В многообразии интонаций и стилевых решений субъект речи видит основное достоинство державинских творений. Участниками поэтического хора становятся еще восемь авторов, каждому из которых воздаются похвалы.

Герой призывает лирических адресатов, добрых товарищей, единомышленников и «философов-ленивцев», к наслаждению земными радостями. Эпикурейца не тревожит мысль о конечности человеческого бытия: не стоит скорбеть о безвременном уходе тех, кто был счастлив при жизни.

Источник

Константин Батюшков

Мои Пенаты (+ Анализ)

«Мои пенаты»
Константин Батюшков

Послание к Жуковскому и Вяземскому

Отечески Пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи,
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
О боги! будьте тут
Доступны, благосклонны!
Не вина благовонны,
Не тучный фимиам
Поэт приносит вам;
Но слезы умиленья,
Но сердца тихий жар,
И сладки песнопенья,
Богинь Пермесских дар!
О Лары! уживитесь
В обители моей,
Поэту улыбнитесь –
И будет счастлив в ней.
В сей хижине убогой
Стоит перед окном
Стол ветхой и треногой
С изорванным сукном.
В углу, свидетель славы
И суеты мирской,
Висит полузаржавый
Меч прадедов тупой;
Здесь книги выписные,
Там жесткая постель –
Всё утвари простые,
Всё рухлая скудель!
Скудель. но мне дороже,
Чем бархатное ложе
И вазы богачей!.

Отеческие боги!
Да к хижине моей
Не сыщет ввек дороги
Богатство с суетой;
С наемною душой
Развратные счастливцы,
Придворные друзья
И бледны горделивцы,
Надутые Князья!
Но ты, о мой убогой
Калека и слепой,
Идя путем-дорогой
С смиренною клюкой,
Ты смело постучися,
О воин, у меня;
Войди и обсушися
У яркого огня.
О старец, убеленный
Годами и трудом,
Трикраты уязвленный
На приступе штыком!
Двуструнной балалайкой
Походы прозвени
Про витязя с нагайкой,
Что в жупел и в огни
Летал перед полками,
Как вихорь на полях,
И вкруг его рядами
Враги ложились в прах.
И ты, моя Лилета,
В смиренной уголок
Приди под вечерок
Тайком переодета!
Под шляпою мужской
И кудри золотые
И очи голубые
Прелестница, сокрой!
Накинь мой плащ широкой,
Мечем вооружись
И в полночи глубокой
Внезапно постучись..
Вошла – наряд военный
Упал к ее ногам,
И кудри распущенны
Взвевают по плечам,
И грудь ее открылась
С лилейной белизной:
Волшебница явилась
Пастушкой предо мной!
И вот с улыбкой нежной
Садится у огня;
Рукою белоснежной
Склонившись на меня,
И алыми устами,
Как ветер меж листами,
Мне шепчет: «я твоя,
Твоя, мой друг сердечной. »
Блажен, в сени беспечной,
Кто милою своей,
Под кровом от ненастья,
На ложе сладострастья,
До утренних лучей
Спокойно обладает,
Спокойно засыпает
Близь друга сладким сном.

Уже потухли звезды
В сиянии дневном,
И пташки теплы гнезды,
Что свиты под окном,
Щебеча покидают
И негу отрясают
Со крылышек своих;
Зефир листы колышет,
И всё любовью дышет
Среди полей моих;
Всё с утром оживает,
А Лила почивает
На ложе из цветов…
И ветер тиховейной
С груди её лилейной
Сдул дымчатый покров…
И в локоны златые
Две розы молодые
С нарциссами вплелись;
Сквозь тонкие преграды
Нога ища прохлады,
Скользит по ложу вниз…
Я Лилы пью дыханье
На пламенных устах,
Как роз благоуханье,
Как нектар на пирах.
Покойся, друг прелестной,
В объятиях моих!
Пускай в стране безвестной,
В тени лесов густых,
Богинею слепою
Забыт я от пелен:
Но дружбой и тобою
С избытком награжден!
Мой век спокоен, ясен;
В убожестве с тобой
Мне мил шалаш простой;
Без злата мил и красен
Лишь прелестью твоей!

Мечта (Подруга нежных муз, посланница небес…) (Элегия) (+ Анализ)

Без злата и честей
Доступен добрый Гений
Поэзии святой,
И часто, в мирной сени,
Беседует со мной.
Небесно вдохновенье;
Порыв крылатых дум!
(Когда страстей волненье
Уснет… и светлый ум,
Летая в поднебесной,
Земных свободен уз,
В Аонии прелестной
Сретает хоры Муз!)
Небесно вдохновенье,
За чем летишь стрелой,
И сердца упоенье
Уносишь за собой? –
До розовой денницы
В отрадной тишине,
Парнасские царицы,
Подруги будьте мне!
Пускай веселы тени
Любимых мне певцов,
Оставя тайны сени
Стигийских берегов,
Иль области эфирны,
Воздушною толпой
Слетят на голос лирный
Беседовать со мной.
И мертвые с живыми
Вступили в хор един!…
Что вижу? ты пред ними,
Парнасский исполин,
Певец Героев, славы,
В след вихрям и громам,
Наш лебедь величавый,
Плывешь по небесам.
В толпе и Муз и Граций,
То с лирой, то с трубой,
Наш Пиндар, наш Гораций,
Сливает голос свой.
Он громок, быстр и силен,
Как Суна средь степей,
И нежен, тих, умилен,
Как вешний соловей.
Фантазии небесной
Давно любимый сын,
То повестью прелестной
Пленяет Карамзин;
То мудрого Платона
Описывает нам,
И ужин Агатона,
И наслажденья храм;
То древню Русь и нравы
Владимира времян,
И в колыбели Славы
Рождение Славян.
За ними Сильф прекрасной,
Воспитанник Харит,
На цитре сладкогласной
О Душеньке бренчит;
Мелецкого с собою
Улыбкою зовет,
И с ним, рука с рукою,
Гимн радости поет.
С Эротами играя
Философ и Пиит,
Близь Федра и Пильпая
Там Дмитриев сидит;
Беседуя с зверями
Как счастливый дитя,
Парнасскими цветами
Скрыл истинну шутя.
За ним в часы свободы
Поют среди певцов
Два баловня природы,
Хемницер и Крылов.
Наставники-Пииты,
О Фебовы жрецы!
Вам, вам плетут Хариты
Бессмертные венцы!
Я вами здесь вкушаю
Восторги Пиерид,
И в радости взываю:
О музы! я Пиит!

Пробуждение (Элегия) (+ Анализ)

Дата создания: вторая половина 1811 г. – первая половина 1812 г.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение