Как называется программка в балете

ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНАЯ (разговорн. «программка») – своеобразный печатный путеводитель зрелищного мероприятия (спектакля, концерта, эстрадного или циркового представления).

Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит следующие сведения: название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля – режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя и сведения об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера – человека, ответственного за техническое проведение спектакля.

Программа может включать и дополнительные сведения: дату премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля. В программу могут быть включены краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).

Программы балетных и оперных спектаклей, как правило, включают в себя либретто – краткий пересказ содержания спектакля.

Программы цирковых представлений и концертов содержат фамилии постановочной группы всего сценического действия, перечень номеров и фамилии исполнителей (с указанием их званий и титулов).

Основное содержание театральной программы может быть вынесено и на афишу спектакля (сведения об авторе пьесы, руководстве театра и постановочной группе; реже – об актерах-исполнителях).

Программы спектаклей могут быть размещены в буклетах, посвященных конкретному театру или фестивалю, а также в средствах массовой информации (журналах, газетах, ИНТЕРНЕТ-сайтах, радио- и телевизионных передачах), посвященных досугу и зрелищным искусствам.

В кинематографическом и телевизионном искусстве роль программы исполняют титры фильма или передачи.

Издание программы преследует несколько целей: информацию зрителей; рекламу конкретного зрелищного действа; соблюдение авторских прав его создателей.

Отсутствие в программе фамилии того или иного автора спектакля является нарушением закона об авторских правах. В спорных случаях автор имеет право снять свое имя из программы или афиши. Так, например, при выпуске на телеэкран т.н. «продюссерской» версии фильма Азазель режиссер А.Адабашьян снял свое имя из ее титров. Трехсерийная версия демонстрировалась вообще без упоминания имени режиссера в титрах фильма.

Театральные программы могут издаваться в виде отдельных периодических изданий, или приложений к ним.

Источник

Словарь основных балетных терминов

Балерины всегда танцуют на цыпочках. Не проще ли было бы брать девушек ростом повыше? — пошутил один комик. На самом деле, двигаются они не на цыпочках, а на пуантах. А мы расскажем что-такое пуанты, и что обозначают все эти красивые балетные термины.

Как медики изучают латынь одновременно со специальным образованием, так балетным артистам можно посоветовать учить французский, тогда в танцевальном классе не понадобится объяснять хореографию. Вокабуляр балета почти весь пришел из французского языка, и буквально описывает как выглядят движения.

В старинном балете термины отражали какой-либо образ, например: движение кошки ( фр. pas de chat), рыбы ( фр. pas de poisson), ножниц ( фр. pas de ciseaux) и другие.

А вот примеры общепринятых современных понятий:

Аттитюд (Attitude — поза, позиция, манера)

Одна из основных поз, при выполнении которой работающая нога, согнутая в колене, поднята на какую-либо высоту, при этом опорная нога стоит на целой ступне, полупальцах или пальцах, руки находятся в положении arrondie.

Арронди (arrondie — округлый) — округлённое положение руки.

Aрабеск (arabesque — арабский)

Поза, в которой танцовщик стоит на одной ноге, вторая отведена назад, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону.

Батманы (Battements — биение, удары)

Группа движений, вырабатывающих силу, выворотность, резкость и эластичность мышц. Характеризуются взмахами ноги вперед, назад или в сторону.

Бризэ (от Briser — разбивать или brise — лёгкий ветер)

Маленький прыжок, с продвижением вперед или назад за ногой.

Вариация (Variation) — короткий, но законченный виртуозный танец для одного или нескольких исполнителей. Обычно является частью Pas de deux, Pas de trois, Grand Pas, но возможен в качестве самостоятельного эпизода.

Глиссад (Па) (Glissade, от glisser — скользить)

Прыжок с продвижением, начинающийся и заканчивающийся в 5-й позиции. Или движение, состоящее из открывания одной ноги в каком-либо направлении на demi-plié и последующего шага на полупальцы в том же направлении с подтягиванием другой ноги в 5-ю позицию.

Деми-плие (demi-plié) — то есть полу-присед. Французская приставка “полу-” может использоваться и с другими терминами.

Дивертисмент (Divertissement — развлечение)

Ряд танцевальных номеров, следующих один за другим; концертная программа, состоящая из различных по жанру и характеру танцевальных номеров.

Кордебалет (corps de ballet, букв. — состав балета). Основная часть труппы, артисты, исполняющие вместе массовые сцены.

Круазэ (Croisée, от croiser — скрещивать)

Поза классического танца, выстраиваемая из 5-й позиции отведением ноги вперёд либо назад. Поза может быть выполнена и в воздухе, на прыжке.

Па (Pas — движение, шаг).

Просто движение, лейтмотив, на котором строится танец; в более общем смысле — законченная танцевальная фраза или целая композиция.

Pas de deux (букв. «танец двоих»)

Музыкально-танцевальная форма, принятая в балете с XIX века, состоящая из Entrée (начало), Adajio (адажио-дуэтного танца), Variation (вариации балерины и танцовщика), Coda (заключительной части).

Плие (Plié, от plier — сгибать [колени]). Приседание на двух ногах в любой из существующих позиций.

Пуанты — женские балетные туфли. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы (фр. sur les pointes — на кончиках пальцев/на носках)

Фуэтэ (Fouetté — от фр. fouetter — взбивать)

Движение, которое исполняется балериной на пуантах в финале Pas de deux. Ряд последовательных туров на месте, свободная нога делает махи, помогая вращению.

Источник

Программа балетного спектакля

Создание драматургии балетного спектакля, как и всякого другого произведения театрального искусства, начинается с рождения замысла. Замысел обязательно должен включать в себя тему и идею будущего произведения.

Возникший замысел воплощается автором в программе (либретто). Программа балетного спектакля представляет собой литературное сочинение и является первым звеном в цепи творческих процессов, предшествующих появлению нового хореографического сочинения на сцене.

Программа содержит подробное изложение сюжета, последовательное описание событий (фабулу) спектакля с указанием времени, места действия и социальной среды, развернутую характеристику основных образов (действующих лиц), четкое обозначение основного конфликта и расстановку борющихся сил.

В программе следует определить жанр будущего спектакля.

Балетное искусство предполагает многообразие жанров: не только хореографические драмы, трагедии и комедии, но и легендарные, и сказочные, и романтические, и фантастические сюжеты, созвучные идейно-эстетическим запросам советских зрителей, вполне закономерны на балетной сцене. В балетах же, создающихся по произведениям классической или современной литературы, сами литературные жанры могут придать стилевую определенность их художественному воплощению в музыке и хореографии спектакля.

Как вы знаете «Шопениана» вызвала множество подражаний: всякие «Шубертианы», сюиты на музыку Бизе, Штрауса и проч. Но ничего подобного шедевру Фокина не было создано.

Пересказать содержание «Шопенианы» невозможно, но тему, смысл этого хореографического произведения мы понимаем, глубоко чувствуем.

С легкой руки Фокина на Западе распространились одноактные «абстрактные» балеты в огромном количестве. Фокин же, как истинный художник, вкладывал в каждое свое произведение, пусть это и были одноактные балеты, большой смысл, искал форму, точно соответствующую именно данному произведению, хотя и увлекался стилизацией формы. Красочность и живописность у него выступали на первый план. Здесь, как я уже говорил, сказалось влияние художников «Мира искусства» и их главы Александра Бенуа.

Но вернемся к вопросу о балетной программе. Драматургия, заложенная в ней, определит в дальнейшем драматургию музыкальную и хореографическую. Поэтому все достоинства, так же как и недостатки, программы могут перейти в музыку и хореографию балетного спектакля. Вот почему очень важно, прежде чем композитор начнет писать музыку, тщательно проверить, насколько в предложенной программе соблюдены законы балетного искусства и, разумеется, насколько она соответствует его специфике.

В прошлом программу очень часто составляли сами балетмейстеры, как, например, Дидло, Петипа и другие, заимствуя сюжеты в большинстве случаев из мифологии или же из классической и современной литературы. Ж.-Ж. Новерр писал: «Мы уже говорили, что от драматического произведения всегда ожидается действие, страсти, интрига, без таковых пьеса не может надолго задержать внимание зрителя.


Ш. Дидло

1 ( Новерр Ж. Ж. Письма о танце.)

И в наше время мы встречаем на афишах имена современных балетмейстеров, выступающих в качестве авторов или же соавторов программы.


М. Петипа

Известно, что даже самых талантливых композиторов постигала неудача, когда они сочиняли музыку, имея программу драматически слабую. Так, например, получилось с «Гаянэ» А. Хачатуряна, хотя композитором была написана замечательная музыка.

Неудачи многих балетов на современную тему можно объяснить в большинстве случаев именно слабостью драматургии программы.

Нельзя путать понятия «программа» с понятием «сценарий» или «композиционный план». Если в программе, как я уже говорил, мы имеем дело с литературным описанием сюжета будущего балета, то сценарий есть подробная, специальная разработка этого сюжета на отдельные музыкально-танцевальные номера. Поэтому, если программа может быть написана любым драматургом, над сценарием обязательно должен работать специалист-хореограф. Сценарий в балете называется композиционным планом. Композиционный план пишется для композитора, который будет сочинять музыку, и понятно, что и он еще не заключает в себе хореографии. Только получив музыку, балетмейстер начинает сочинять хореографический текст будущего балета.

Драматургу, собирающемуся написать программу балета, прежде всего необходимо понимать и чувствовать природу музыкально-хореографического театра, его возможности и специфику. Желательно, чтобы он был музыкален, то есть обладал способностью представлять себе характер музыки задуманного балета. Кроме того, он должен представить себе будущий спектакль, образы его героев в их действенном, пластическом развитии, то есть в танцах и сценах.

Сочинять программу балета по литературному материалу или по народной легенде, сказке балетному драматургу много легче, чем создавать оригинальные сочинения. К сожалению, балетный театр почти не имеет талантливых профессиональных драматургов. Только тогда, когда к нам придут такие писатели-драматурги, можно будет надеяться, что балетный репертуар пополнится интересными оригинальными сочинениями с современными сюжетами. Балетмейстеры могут помочь им ознакомиться со спецификой балетного спектакля.

На этом поприще плодотворно трудились Н. Д. Волков, перу которого принадлежат программы балетов «Пламя Парижа» (совместно с В. В. Дмитриевым), «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Золушка», «Барышня-крестьянка», а последней работой был «Спартак», и П. Ф. Аболимов: он написал программы для балетов «Медный всадник», «Мирандолина», «Доктор Айболит», «Берег счастья» и др.

Художник В. Дмитриев написал программу балета «Утраченные иллюзии» по О. Бальзаку; Ю. Слонимский является автором программ балетов «Юность» и «Сказка о попе и работнике его Балде» для М. Чулаки, «Берег надежды» для А. Петрова, «Тропою грома» для Кара Караева, «Икар» для С. Слонимского. Назым Хикмет по своей одноименной пьесе создал программу балета «Легенда о любви», музыку к которому написал А. Меликов.

Этими именами, конечно, не исчерпывается список балетных «либреттистов», как их принято называть: часто балетмейстеры пытаются сами писать программы. Так, Ю. Григорович свои балеты в большинстве случаев значительно изменяет, пересматривает программу или заново пишет ее сам. Им написана программа «Ивана Грозного», и музыку для этого балета он скомпоновал из музыки С. Прокофьева для одноименного кинофильма.

И. Смирнов написал программы «Сампо» для Г. Синисало, «Сильнее любви» для того же композитора, «Водяная» для Э. Багирова и ряд других.

Разумеется, хорошо, когда сам балетмейстер обладает талантом и умением драматурга, но это случается далеко не всегда, и потому вопрос с балетными драматургами по-прежнему стоит остро.

Источник

Классический балет: краткий словарь

Путеводитель VTBRussia.ru по ключевым балетным терминам

В мире существуют сотни балетных трупп, чьи спектакли ежедневно собирают огромные залы и вызывают волны восторженных публикаций в соцсетях и пиратских видео в YouTube. Все это не мешает классическому балету оставаться «вещью в себе» для неискушённой публики. В балете чаще всего видят средство кратковременного спасения от повседневности, красивое и не обремененное смыслом, — и понимают под ним исключительно спектакли, «приплывшие» в современность из XIX века. Все прочее — постановки XX столетия, а также те балеты, что сочиняются на наших глазах, — выглядит необязательными заметками на полях великой и слегка запылившейся Классики.

В словарь VTBRussia.ru не вошли сугубо профессиональные термины, то есть названия отдельных движений и поз (кроме единственного, «арабеск»). Гораздо важнее было ответить на вопросы: из каких структур состоит классический балетный спектакль? Как мы воспринимаем этот театральный феномен? Основная идея: классический балет — сумма законов и определенный тип мышления, который проявляется независимо от эпохи. Иначе говоря, классические балеты сочиняются и сегодня, а наличие расписных холстов на сцене и тюлевых пачек на танцовщицах — еще не гарантия того, что перед нами настоящий классический балет, а не подделка. Достаточно присмотреться.

адáжио

Развернутый номер в медленном темпе, чаще всего — дуэт центральных персонажей, иногда в сопровождении кордебалета. В спектакле это момент поэтической остановки времени, момент любования пластической фигурой. Адажио часто включают в развернутую танцевальную структуру pas classique, классического па (см.)

антрé

Танцевальный выход персонажей, первая часть «классического па». От французского «выступление», «вход».

Подробнее о pas classique и его ключевых терминах (па-де-дé, па-де-труá, па-де-катр, большое па) — в самом конце словаря.

арабéск

Одна из основных поз классического танца (см.). Рабочая нога поднята назад, руки в удлиненном положении (алонжé) отведены — одна в сторону или назад, другая вперед. Разные комбинации рук и рабочей ноги образуют четыре арабеска. Наиболее часто на сцене встречается первый арабеск: например, эта поза является ключевой в композиции картины «Царство теней» в балете «Баядерка» (см. белый балет). Понятие происходит от французского arabesque, «восточный», и родственно с термином «арабеска», означающим растительный орнамент.

балери́на

Танцовщица, занимающая высшее положение в иерархии труппы. Также — исполнительница главной партии в балетном спектакле. В русском языке закрепился и плеоназм «прима-балерина» — калька с итальянского выражения «prima ballerina assoluta» (первая абсолютная танцовщица), неофициального титула, возникшего в прессе в конце XIX века. Некорректно называть балеринами всех танцовщиц.

балетмéйстер

Хранитель и репетитор чужой хореографии. В широком смысле — знаток балетного ремесла, носитель хореографической школы. Балетмейстер не сочиняет собственную хореографию — не путать с хореографом (см.)

белый балет

Выражение, которое употребил писатель и критик Вадим Гаевский в книге «Дивертисмент». Белый балет как устойчивый элемент хореографического спектакля возник в 1830-е годы: развернутые танцевальные композиции при участии кордебалета, который облачен в одинаковые белые костюмы и призван изображать фантастических существ или одушевленные природные силы — сильфид, теней, нереид, лебедей, снежинок. В широком смысле это философская категория, танцевальный акт отмены быта, отрешения от житейских страстей.

В ХХ веке «белый балет» превратился в определенный тип классического балетного спектакля: «Шопениана» Михаила Фокина, «Серенада» Джорджа Баланчина, «Сюита в белом» Сержа Лифаря. Метаморфозы белого балета можно наблюдать и в недавних произведениях — например, в балетах Вячеслава Самодурова «Вариации Сальери» и «Приказ короля». Костюмы исполнителей при этом не всегда могут иметь белый цвет.

«В белом балете красота отделена от красок телесности и от красок крови. В белом балете красота сближена с цветом летящего снега и недоступных горных вершин. Белый балет исходит из рисунка самой балетной позы. Балетмейстерами руководит вкус к строгим линиям и нарастающий интерес к скрытым от непосвященных профессиональным секретам. Белый балет — спектакль о тайнах балета. Предметом балетного театра оказывается он сам. В белом зеркале кордебалетных композиций — “больших классических па” — балет узнает свою красоту и свой подлинный образ. Когда кордебалет становится в арабеск, оркестр звучит патетически: это миг истины, явление балета как чистого жанра» (Вадим Гаевский, «Дивертисмент», 1982)

бессюжетный балет

Просторечное обозначение балетов, в которых нет литературной фабулы, персонажи не носят конкретных имен, а содержание заключается во взаимодействии музыки и пластики, в том, как сформировано пространство и разворачивается время. Более корректные определения — абстрактный, ненарративный балет. См. также сюжетный балет.

вариáция

Краткий сольный (реже парный или тройной) номер, демонстрация виртуозности. В отличие от музыкального термина употребляется в единственном числе: в балетной вариации нет темы, которая подвергается метаморфозам. Вариативность — в возможности замены отдельных сегментов хореографии.

гротéск

Один из пяти базовых танцевальных языков классического балета наряду с классическим, харáктерным, историческим танцем и пантомимой (см.) Для танца гротеск характерны ломаная, эксцентричная пластика, преувеличенная жестикуляция, неправильные с точки зрения балетных правил позиции ног и рук. Примеры: партия Феи Карабос в «Спящей красавице», заглавная партия в «Шурале», миниатюры Леонида Якобсона, партии Мачехи и сестер в разных постановках «Золушки».

деми́-соли́ст, деми́-соли́стка

Танцовщик или танцовщица, занимающие промежуточную ступень иерархии между корифеями и солистами. Выступают в вариациях или ансамблевых номерах, где заняты от двух до восьми исполнителей — обычно им предоставляются партии безымянных друзей/подруг центральных персонажей.

дивертисмéнт

Сюита разнохарактерных танцев. Внутри большого спектакля может служить для нагнетания атмосферы и ускорения действия либо, наоборот, в качестве оттяжки кульминации. Примеры — сюита национальных танцев в третьей картине «Лебединого озера», танцы сказочных персонажей в третьем акте «Спящей красавицы». В форме дивертисмента может быть построен целый балет (Divertimento №15 Баланчина). Слово происходит от итальянского «увеселение».

драмбалéт

Жаргонное определение для спектаклей, в которых последовательно излагается мелодраматическая фабула, а на сцене детально показаны бытовые приметы конкретных времени и места. Изначально слово «драмбалет» применялось с уничижительным оттенком к отечественным постановкам 1930–1950-х годов и обозначало конкретное направление в советской хореографии; наиболее известные его образцы — «Пламя Парижа» Василия Вайнонена, «Бахчисарайский фонтан» и «Медный всадник» Ростислава Захарова, «Лауренсия» Вахтанга Чабукиани, «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского.

историко-бытовой танец

Исполняемые в балетном спектакле салонные и придворные танцы минувших эпох — менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез и многие другие. Обычно предусматривают использование обуви на низком каблуке и составляют контраст классическим ансамблям на пуантах. Сюита историко-бытовых танцев открывает второй акт «Спящей красавицы»; ряд подобных танцев ввел Сергей Прокофьев во второй акт «Золушки». Позировки менуэта можно увидеть в балете Уильяма Форсайта Steptext.

классическая постановка

В просторечии — спектакль с живописными декорациями и танцовщицами в пачках, — либо постановка, имеющая отношение к XIX веку. В этом ложном смысле «классическая постановка» противопоставляется «современным постановкам» или «модерну».

В строгом смысле это каноническое, вошедшее в репертуарную традицию хореографическое произведение или интерпретация того или иного музыкального произведения. Например, классические постановки «Ромео и Джульетты» Прокофьева (то есть партитуры ХХ века) принадлежат Леониду Лавровскому и Кеннету Макмиллану. В пачках там не танцуют.

Другой пример. Существует классическая версия «Жизели», авторами которой считаются Жан Коралли, Жюль Перро и Мариус Петипа — ее можно увидеть в Мариинском театре. Однако «Жизель», которую в 1982 году сочинил Матс Эк и в которой опирался на структуру и смысловые пласты балета Коралли–Перро–Петипа, также вошла в культурный обиход и может быть названа классической — в отличие от «Жизели» Акрама Хана, который в 2018 году тоже сделал ремейк старинного спектакля. С третьей стороны, Алексей Ратманский готовит в Большом театре постановку «Жизели» (премьера которой состоится при поддержке банка ВТБ), впервые в мировой практике опираясь на хореографическую нотацию 1860-х годов. То есть его постановка визуально будет следовать канону (та самая «классика» в обывательском смысле), основа мизансцен и хореографии сохранится, но от спектакля Мариинского театра все это будет, по-видимому, довольно сильно отличаться.

классический танец

Главный пластический язык в классическом балете. (Важно понимать, что классический балет как вид искусства не сводится к одному классическому танцу.) В его основе — принцип выворотности (ноги, по сравнению с природным положением, развернуты в тазобедренном суставе наружу), разработанная система поз и движений, пуантная техника у женщин, а также основанная на всем перечисленном система ежедневного тренажа.

В современном виде классический танец сложился в первой трети XIX столетия. В ХХ веке его выразительные средства и технические приемы расширялись — результат этого процесса получил название «неоклассический танец» и связан в первую очередь с именем хореографа Джорджа Баланчина, — но базовые положения и принципы остались неизменными. В балетах наших современников Алексея Ратманского, Кристофера Уилдона, Юрия Посохова, Вячеслава Самодурова, Алексея Мирошниченко главенствует именно классический танец.

кóда

Заключительная часть pas classique или всего балета. Исполняется в быстром темпе, чаще всего в двух частях. Восклицательный знак, эмоциональная кульминация, где зрителю «бьют по нервам»: для коды хореограф и исполнители припасают самые эффектные трюки, в том числе серию фуэте. Слово происходит от итальянского «хвост».

кордебалéт

Массовый персонаж балетного спектакля. Также — низшее и наиболее многочисленное подразделение балетной труппы. Слово происходит от французского «тело балета».

корифéй

В балетной труппе — промежуточная ступень между кордебалетом и деми-солистами. В кордебалетных композициях корифеи занимают место впереди или по краям линий, служа ориентиром для перестроений остальных исполнителей.

костюм балетный

Традиционный женский наряд называется тюни́к, в просторечии — пачка: несколько слоев тюля в форме блина или колокола, пришитых к лифу. Мужская униформа в классических спектаклях — трико, колет и мягкие туфли.

либрéтто

Сценарный план балета, в котором разработана повествовательная линия (если она имеется), а также выстроена музыкальная и хореографическая конструкция. Краткое содержание, опубликованное в программке, не является либретто. В так называемых абстрактных балетах (см. бессюжетный балет) краткое содержание вообще невозможно напечатать (иначе придется признать, что все идеи произведения можно выразить письменно и нет никакой необходимости в музыке и танце), — но это не значит, что у абстрактного балета нет сценария.

модéрн (танец)

Исторический термин — танцевальное течение первой трети ХХ века, противопоставившее себя классическому балету и связанное в первую очередь с именем американского хореографа и танцовщицы Марты Грэм. Начиная с 1980-х годов некоторым балетным спектаклям в отечественных театрах даются подзаголовки «модерн-балет» с целью уберечь их от сравнения с балетами прошлого.

Часто слово «модерн» ошибочно применяют ко всему, что не является в обывательском понимании «классикой» — к балетам, где живописная декорация не изображает интерьер или пейзаж, а балерины не носят пачки (даже если танцуют на пуантах).

музыкальных и пластических линий схождение и расхождение

Главный и постоянный сюжет, источник смыслов, оправдание существования балетного искусства. Формулировка принадлежит Вадиму Гаевскому.

пантоми́ма

Один из базовых пластических языков в классическом балете — система условных жестов, призванных передать бытовую речь и обозначить очередной поворот сюжета. В чистом виде, хотя и сильно урезанная, пантомима сохранилась в редакциях балетов XIX века — «Сильфиде», «Жизели», «Пахите», «Баядерке», «Спящей красавице», «Лебедином озере», «Раймонде». Начиная с 1910-х годов пантомима уже не использовалась в чистом виде, образуя гибридные формы с танцем: см. «Бахчисарайский фонтан» Захарова, «Ромео и Джульетту» Лавровского, повествовательные балеты Кеннета Макмиллана и Фредерика Аштона, балеты Юрия Григоровича, «Светлый ручей» и «Утраченные иллюзии» Алексея Ратманского.

полупáльцы

Положение ступни, при котором пятка отделена от пола. Один из важных элементов сценического танца. Наиболее наглядный пример: на полупальцах исполняются вращения в мужском танце. Некорректная формулировка — «на цыпочках».

премьéр

Танцовщик, занимающий высшую ступень в иерархии балетной труппы — визави и партнер балерины.

психологизм

Термин, часто употребляемый по отношению к балетам с литературной фабулой (см. сюжетный балет), но не имеющий точного определения. Выражение психологизма часто усматривают в экспрессивной мимике и жестикуляции персонажей, иллюстративно-патетической манере пластики, использовании музыки, которую можно определить как «трагическую» (Чайковский, Берг, Шостакович, Шнитке, Пярт). По советской традиции психологизм воспринимается как безусловное достоинство и ценность балетного спектакля, однако это сомнительный тезис (см. бессюжетный балет, музыкальных и пластических линий схождение и расхождение).

пуáнты

Обувь с твердым носком; жаргонное название — пальцы («танцевать на пальцах», «пальцевая техника»). Разработанная техника танца на пуантах — отличительный признак женского классического танца. Мужчины танцуют на пуантах только в качестве пародии либо в комических балетах, сообразно сюжетным положениям (например, в «Светлом ручье» Алексея Ратманского).

реконструкция

Условное обозначение постановок, авторы которых пытаются максимально вернуть музыкально-хореографическое произведение к изначальному виду — воссоздать оригинальные декорации и костюмы, скорректировать или восстановить хореографию и мизансцены. Примеры: «Спящая красавица» и «Пробуждение Флоры» в Мариинском, «Коппелия» в Большом. Настоящая реконструкция старинного балетного спектакля невозможна: можно приблизиться к визуальному сходству, но нельзя восстановить исполнителей и зрителей прежних времен.

русский классический балет

Корпус балетов XIX века, подписанных именами хореографов Мариуса Петипа, Льва Иванова и Александра Горского: «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Тщетная предосторожность», «Коппелия», «Пахита». Все эти балеты многократно редактировались в советское время — поэтому в подлинном виде русский классический балет сегодня не существует.

содержание

Сумма идей, выраженных в хореографическом произведении. Содержание балета (как и любого произведения искусства) не сводится к либретто, сюжету, краткому содержанию.

соли́ст

Ранг в балетной иерархии, предшествующий статусу балерины и премьера. Солисты исполняют вторые по значимости партии в классических балетах, а также сольные вариации безымянных персонажей. Повелительница дриад и цветочницы в «Дон Кихоте», Фея Сирени в «Спящей красавице», Бирбанто и Али в «Корсаре», Ганс и исполнители крестьянского па-де-де в «Жизели» и т.д.

сюжетный балет

Просторечное определение балетов, в которых рассказывается история, персонажи имеют конкретные имена и вступают в бытовые взаимоотношения. Такой нарративный балет часто основан на известном литературном произведении: «Манон», «Анна Каренина», «Ромео и Джульетта». Часто нарративный балет представляется профессионалам и зрителям как более развитая форма балетного спектакля по сравнению с бессюжетным балетом. На практике деление балетов на бессюжетные и сюжетные не имеет смысла — формы и виды балетных постановок куда разнообразнее. Как определить Impressing the Tzar Форсайта, «Русские сезоны» Алексея Ратманского, Woolf Works Уэйна Макгрегора, «Приказ короля» Вячеслава Самодурова? И с другой стороны: много ли осталось от Сервантеса в классическом «Дон Кихоте» Александра Горского, или произведением движет некая внутренняя логика? Любой балет, даже если его участники не носят имен и не связаны семейно-родственными или профессиональными узами, развивает сразу несколько сюжетов, тем, эмоциональных линий — обнаружить и осмыслить их всегда доверено зрителю.

танцóвщик

Обозначение исполнителя-мужчины в классическом балете. Некорректные варианты: танцор, балерун, болеро.

техника — образ

Распространенный тип суждения об исполнителях: «Балерина N достойно преодолела технические сложности партии NN, однако создала недостаточно убедительный образ». В таких случаях под образом понимается умение танцовщика или танцовщицы активно выражать бытовые эмоции мимикой и жестикуляцией. Такое отделение техники от образа имеет отношение к пониманию балетного искусства как целого: его природа такова, что техническая сторона в первую очередь и формирует сценический образ, и одно без другого не существует — так же как форма неотделима от содержания.

фуэтé

В классическом танце — тип вращения, исполняемого на одной точке. Наиболее популярна разновидность фуэте, в котором рабочая нога совершает хлещущие движения вокруг опорной ноги: она встречается в «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Пахите», других балетах и па-де-де. Фуэте возникает в качестве кульминации в коде pas classique, — но вовсе не является главным элементом балетного спектакля.

харáктерный танец

Один из пластических языков классического балета — стилизованные пляски в национальном характере: испанские, венгерские, цыганские, русские и другие. В конце XIX века характерные пляски были обязательной частью новых балетов и оттеняли классические ансамбли — см. сюиты национальных танцев в «Лебедином озере», испанские танцы в «Дон Кихоте». Элементы характерного танца иногда внедрялись в чисто классическую пластику, главный пример — классическое венгерское па в финале «Раймонды». В советские годы появился ряд балетов, где характерный танец был главным пластическим языком: «Лауренсия», «Гаяне», «Испанские миниатюры».

хореóграф

Автор не существовавших прежде хореографических произведений. Не путать с балетмейстером.

хореогрáфия

Па, позы и переходы, составленные в комбинации, определенным образом сопряженные с музыкой, имеющие законченную форму. (Иногда употребляется термин «хореографический текст».) Другое значение — сфера, связанная с сочинением танца. Выражение «заниматься хореографией» в значении «посещать танцевальный кружок» не имеет отношения к профессиональному балету.

Pas classique (па класси́к, «классическое па»)

Основная композиционная единица в классических балетах. Сформировалась во второй половине XIX века. Вне зависимости от количества участников имеет типовое строение:

Иногда в эту структуру могут включаться дополнительные части, иногда исключаются антре или вариации. Очень редко происходит перемена порядка, например, вариации идут впереди адажио (см. «Сильвию» Фредерика Аштона).

Количество участников определяет разновидности pas classique — па-де-де (дуэт), па-де-труа (трио), па-де-катр (четыре исполнителя) и так далее. Наиболее развернутая по времени и количеству участников форма — гран-па, то есть «большое па». Гран-па — центральная часть композиции балетов «Жизель» (ансамбль вилис во втором акте), «Баядерка» (картина «Царство теней»), «Лебединое озеро» (большое па лебедей во второй картине), «Пахита», «Дон Кихот», «Раймонда» (Классическое венгерское па). Часто форма pas classique организует балетный спектакль целиком: «Аполлон» Баланчина — классический па-де-катр, его «Вальпургиева ночь» — гран-па.

Pas classique — хореографический универсум, законченное смысловое целое, не требующее подпорок и оправданий в виде литературной фабулы, бутафории, декораций и исторической костюмировки. Аналог — сонатная форма в классической музыке.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение