фракция это конституционное право

ФРАКЦИЯ

Смотреть что такое «ФРАКЦИЯ» в других словарях:

ФРАКЦИЯ — (лат. fractio, от fractus сломанный). 1) часть целого, обломок, величина меньше единицы. 2) самостоятельный отдел парламентской партии, состоящий из людей единомыслящих и расходящихся во взглядах с главной партией. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Фракция — Фракция часть сыпучего или кускового твёрдого материала (например, песка) либо жидкой смеси (например, нефти), выделенная по определённому признаку. Так, фракции могут разделяться по размеру частиц или зёрен при ситовом анализе… … Википедия

Фракция — – совокупность абразивных зерен, размеры которых находятся в установленном интервале. Примечание. Размер абразивных зерен в установленном интервале условно называют размером зерен фракции. [ГОСТ 21445 84] Фракция – совокупность зерен (гранул)… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ФРАКЦИЯ — 1. ФРАКЦИЯ1, фракции, жен. (лат. fractio излом) (полит.). 1. Организованная группа членов какой нибудь партии в парламенте или другом представительном учреждении. Социал демократическая фракция в Государственной Думе. Парламентская фракция… … Толковый словарь Ушакова

ФРАКЦИЯ — 1. ФРАКЦИЯ1, фракции, жен. (лат. fractio излом) (полит.). 1. Организованная группа членов какой нибудь партии в парламенте или другом представительном учреждении. Социал демократическая фракция в Государственной Думе. Парламентская фракция… … Толковый словарь Ушакова

фракция — См … Словарь синонимов

Фракция — (от лат. fractio разламывание) 1) объединение (группировка) внутри политической партии, в парламенте (парламентская фракция). 2) (устар.) группа людей, объединенная профессиональными, цеховыми интересами. Политическая наука: Словарь справочник.… … Политология. Словарь.

фракция — Совокупность абразивных зерен, размеры которых находятся в установленном интервале. Примечание Размер абразивных зерен в установленном интервале условно называют размером зерен фракции [ГОСТ 21445 84] фракция Часть пробы для испытания, отделенная … Справочник технического переводчика

ФРАКЦИЯ — (от латинского fractio разламывание), 1) (устаревшее) группа людей, объединенная профессиональными, цеховыми интересами. 2) Часть политической партии, выступающая с политической программой, отличной от общей линии партии. 3) Группа депутатов… … Современная энциклопедия

ФРАКЦИЯ — часть сыпучего или кускового твердого материала (песка и др.) либо жидкой смеси (нефти и др.), выделенная по определенному признаку. Напр., фракции разделяются по размеру частиц или зерен при ситовом анализе, по плотности при гравитационном… … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Глава 3. Фракции

(наименование главы в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981)

1. Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, и депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, выдвигавшиеся политической партией в качестве кандидатов в составе федерального списка кандидатов, и все депутаты Государственной Думы, выдвигавшиеся этой политической партией в качестве кандидатов по одномандатным избирательным округам (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 4–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5792).

2. Полное наименование фракции должно соответствовать наименованию политической партии, указанному в уставе политической партии. Фракция вправе иметь установленное положением о фракции краткое наименование, соответствующее ее полному наименованию (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 4–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5792).

3. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции фракция может образовывать руководящий орган (руководящие органы). Руководитель фракции вправе иметь до тридцати помощников на общественных началах по работе в субъектах Российской Федерации (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2017 года № 1005–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 9, ст. 1334).

4. В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 января 2008 года № 35–5 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 3, ст. 151).

5. Деятельность фракции организуется ею в соответствии с Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», настоящим Регламентом, положением о фракции.

6. Фракция принимает положение о фракции на организационном собрании большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, избранных в Государственную Думу в составе федерального списка кандидатов от соответствующей партии, и депутатов Государственной Думы, выдвигавшихся этой партией в качестве кандидатов по одномандатным избирательным округам. В положении о фракции устанавливаются (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 4–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5792):

а) полное и краткое (если оно имеется) наименование фракции;

б) структура фракции;

в) порядок избрания руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции;

г) порядок избрания руководящих органов фракции (если они имеются);

д) порядок избрания (назначения) лиц, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;

е) порядок принятия решений фракции;

ж) иные положения, касающиеся внутренней деятельности фракции.

7. Решения фракции принимаются, как правило, открытым голосованием. Фракция может принять решение о проведении тайного голосования. Решения фракции принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, входящих во фракцию, если иной порядок принятия решений не предусмотрен настоящим Регламентом, положением о фракции.

8. Фракции информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту о решениях по вопросам организации своей деятельности (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

(Статья 16 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981.)

1. Регистрацию фракции осуществляет Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. После прекращения полномочий Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы учет изменений в составах фракций и положениях о фракциях осуществляет Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту. По поручению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту Аппарат Государственной Думы вносит соответствующую информацию в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

2. Для регистрации фракция представляет:

а) составленный на день открытия первого заседания Государственной Думы список депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов соответствующей политической партии, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе;

б) составленный на день открытия первого заседания Государственной Думы список депутатов Государственной Думы, выдвигавшихся в качестве кандидатов соответствующей политической партией по одномандатным избирательным округам;

в) письменные заявления депутатов Государственной Думы о вхождении во фракцию в случае, предусмотренном частью первой 1 статьи 16 настоящего Регламента (если таковые имеются);

г) протокол организационного собрания фракции, включающий решения об утверждении состава фракции, о принятии положения о фракции, об избрании руководителя фракции, заместителя (заместителей) руководителя фракции, об образовании руководящих органов (если они имеются), о лицах, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;

е) положение о фракции.

(Часть вторая в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 4–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5792.)

3. Регистрация фракций производится не позднее двух рабочих дней со дня представления во Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы документов, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Если фракция не прошла процедуру регистрации до прекращения полномочий Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, ее регистрацию осуществляет Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

(Статья 17 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981.)

1. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фракции, подав в Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту письменное заявление о выходе из состава фракции. Днем выхода депутата из состава фракции считается день регистрации заявления депутата Государственной Думы о выходе из состава фракции в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

2. В случае выхода депутата Государственной Думы из состава фракции в соответствии с частью первой настоящей статьи, а также в случае несоблюдения депутатом Государственной Думы требований части 2 статьи 71 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия депутата Государственной Думы прекращаются. Проект постановления Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы вносится на рассмотрение палаты Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту. Днем прекращения полномочий депутата Государственной Думы считается день принятия соответствующего решения Государственной Думой (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

(Статья 18 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981.)

Источник

Общие положения

1. Государственная Дума является палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов.

2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума, палата) самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Регламентом.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее — государственная гражданская служба), заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480).

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции в Государственной Думе (далее – фракции) в порядке, установленном Федеральным законом от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») и настоящим Регламентом (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата Государственной Думы устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», другими федеральными законами и настоящим Регламентом (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901).

Государственная Дума может иметь свои печатные и электронные издания (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 апреля 2011 года № 5110–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 16, ст. 2240).

Источник

Основы конституционного строя Российской Федерации

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

Конституция РФ состоит из:

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

Источник

Конституционно-правовой статус фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Понятие, цели и функции фракций и депутатских объединений, их классификация и типы в Государственной Думе Российской Федерации. История возникновения и развития фракций политических партий современности, особенности и содержание их правового статуса.

Функционирование парламентского механизма непосредственно связано с существующей в государстве партийной системой. В странах с многопартийными системами, формирование, внутренняя организация и деятельность парламента связаны с образованием депутатских объединений, при этом главным критерием их создания является именно партийная принадлежность депутатов.

Депутатские объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации играет важную роль в решении важных вопросов, касающихся функционирования парламента и его взаимодействия с другими органами государственной власти. Тот факт, что большая часть депутатов является членами фракций и депутатских групп, позволяет характеризовать эту палату как самый политизированный орган власти.

Регламентом Государственной Думы депутатские объединения наделены целым рядом полномочий, которые можно рассматривать как гарантии парламентской деятельности политических партий.

Вместе с тем, почти десятилетний опыт деятельности депутатских объединений в Государственной Думе показывает, что эффективность работы данных парламентских структур на сегодняшний день недостаточно исследована, в том числе и с позиций комплексного подхода. Недостаточно урегулирован статус депутатских объединений: в федеральных законах отсутствуют нормы, регламентирующие основы создания, функционирования и прекращения деятельности фракций и депутатских групп.

Таким образом, специальное изучение конституционно-правового статуса депутатских объединений (фракций и депутатских групп) в Государственной Думе РФ имеет актуальный характер. Актуальность темы, ее сложность и дискуссионность, научная и практическая значимость, а также недостаточная разработанность явились основанием для выбора ее в качестве темы исследования.

— анализ литературных источников и нормативно-правовых актов по рассматриваемому вопросу;

— определение правового статуса фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

— изучение роли и значения фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Объектом исследования являются фракции и их роль в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Степень разработанности исследования. В последние годы принципы формирования, структурирования и деятельности Государственной Думы нашли освещение в работах С.А. Авакьяна, A.C. Автономова, М.В. Баглая, H.A. Васецкого, A.B. Выстроповой, Б.Н. Габричидзе, В.Д. Горобца, И.В. Гранкина, Б.П. Елисеева, В.А. Елчева, В.И. Ивановой, Ю.К. Краснова, А.Е. Козлова, Е.И. Козловой, Б.М. Лазарева, А.П. Любимова, М.И. Пискотина, A.C. Пиголкина, C.B. Полениной, P.M. Романова, Т.С. Румянцевой, И.П. Рыбкина, Г.Н. Селезнева, И.М. Степанова, Ю.А. Тихомирова, Я.Н. Уманского, Т.Я. Хабриевой, В.Е. Чиркина, А.Н. Шохина и др.

Признавая вклад этих ученых в разработку проблемы функционирования парламента Российской Федерации, и в частности Государственной Думы, тем не менее приходится считать, что она является недостаточно изученной в части образования и функционирования депутатских объединений.

Большой вклад в исследование истории образования и деятельности депутатских объединений (фракций) в российских дореволюционных Государственных Думах внесли работы таких авторов, как В.А. Демин, O.A. Исхакова, В.А. Козбаненко, Н.И. Лазаревский, О.Г. Малышева, В.А. Патентов, Д.В. Петрова, Е.А. Скрипилев, А.Ф. Смирнов, О.И. Чистяков и др.

Зарубежный опыт структурирования и организации деятельности парламентов исследовался В.Б. Евдокимовым, А.Д. Керимовым, А.И. Ковлером, А.Е. Козловым, М.А. Крутоголовым, Б.С. Крыловым, Н.С. Крыловой, М.А. Могуновой, Ю.П. Урьясом, Ю.А. Юдиным и др.

Нормативно-правовую и информационную базу исследования составили: Федеральные конституционные и Федеральные законы Российской Федерации, нормативные акты зарубежных стран, материалы периодической печати, а также внутренние документы фракций и депутатских групп.

1. Теоретические аспекты изучения фракций и депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

1.1 Понятие фракций и депутатских объединений

фракция депутатский политический партия

На основе анализа конституционно-правового статуса депутатских объединений в Государственной Думе можно сформулировать их определения.

1.2 Фракции Государственной Думы Российской Федерации

К депутатским объединениям Государственной Думы, нижней палаты органа законодательной власти Российской Федерации, относятся фракции и депутатские группы. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

В Думах 1-4 созывов депутатское объединение могло быть сформировано на основе партии или избирательного блока, прошедшего в Думу по общефедеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным округам. Депутаты, не вошедшие во фракции, могли образовывать депутатские группы. Согласно постановлению Думы от 29 декабря 2003 года, численный порог для формирования депутатской группы был повышен: регистрации подлежали депутатские группы численностью не менее 55 депутатов.

В предыдущих Думах не было ни одной депутатской группы, состоящей не менее чем из 55 депутатов в течение всего срока деятельности легислатуры. Это означало, что у беспартийных депутатов не оставалось другого выбора кроме как присоединиться к пропрезидентской партии. Эта норма способствовала вступлению многих депутатов-одномандатников во фракцию «Единой России».

В Государственной Думе 5 созыва депутатские объединения в виде фракций образуются только на основе политических партий, получивших места в Государственной Думе. В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы.

Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции. В части материально-технического обеспечения деятельности первый заместитель руководителя фракции, являющийся руководителем внутрифракционной группы, численность, которой превышает численность любой фракции в Государственной Думе, за исключением фракции, в составе которой была создана данная внутрифракционная группа, приравнивается к руководителю фракции.

Право депутатов покидать депутатское объединение и входить в новое целенаправленно урезалось с помощью внесения различных изменений в регламент работы Думы и законодательство о партиях и выборах. Изменение правил также позволило предотвратить усиление оппозиционных политических сил, которые ранее могли переводить близких им депутатов в подчиненные им в законодательном собрании объединения.

В настоящее время в случае выхода депутата Государственной Думы из состава фракции, а также в случае несоблюдения депутатом Государственной Думы требований части 2 статьи 7 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия депутата Государственной Думы прекращаются.

В Государственной Думе нынешнего, пятого созыва существуют четыре фракции:

— «Единая Россия» (315 человек; возглавляет Грызлов Б.В.), имеющая в своем составе четыре депутатские группы (возглавляют Рязанский В.В., Пехтин В.А., Чилингаров А.Н., Яковлева Т.В.);

— КПРФ (57 человек; руководитель Зюганов Г.А.),

— ЛДПР (40 человек; руководитель Лебедев И.В.);

— «Справедливая Россия» (38 человек; руководитель Левичев Н.В.).

2. Конституционно-правовой статус фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

2.1 История возникновения фракций политических партии в России

По сравнению с ведущими европейскими странами, первое общенациональное представительство в России возникло достаточно поздно. Создание в системе государственной власти Российской Империи Государственной Думы как высшего представительного учреждения с законосовещательными функциями открывало новые возможности для деятельности политических партий. Партийные фракции в Государственной думе создавались первыми российскими политическими партиями, созданными в 1905-1906 годах.

Именно благодаря активной деятельности политических партий Государственная Дума сразу стала структурироваться по политическому признаку.

Структурное построение фракций приобрело четкие очертания в период II Государственной Думы. Стали избираться руководящие органы, комиссии, подкомиссии и секции по отдельным вопросам. Высшими органами фракций были собрания депутатов, являющихся их членами. К руководящим же органам относились президиум или совет, комитет или бюро фракции, именно на них была возложена координирующая функция по руководству деятельностью фракции в целом. Комиссии фракций играли роль предварительных инстанций для разработки и обсуждения какого-либо законопроекта.

Членом фракции мог быть депутат, который, во-первых, официально записался в ее состав; во-вторых, он должен был подчиняться партийной дисциплине; в-третьих, регулярно посещать собрания фракции; в-четвертых, депутат должен был признавать программу и устав партии. В целях обеспечения финансовой самостоятельности в некоторых фракциях для депутатов вводилась обязанность уплаты членских взносов.

В самом зале заседаний депутаты размещались по фракциям. Также фракциям предоставлялись помещения для своих внутренних заседаний. Все фракции были представлены в Совете старейшин палаты. С учетом фракций избирались думские комиссии, а также представители Думы в различных административных коллегиях. В Государственной Думе сразу же укоренился обычай, согласно которому все руководящие должности, включая председателей комиссий, считались «добычей» фракций. Фракции стремились к тому, чтобы их представители находились во всех комиссиях.

Фракции не имели конституционного статуса, так как ни в одной редакции Основного закона, ни в законодательных актах об учреждении Государственной Думы о политических партиях, также как и о создании ими партийных фракций, нет ни одного упоминания. Даже несмотря на то, что правовые основы думской деятельности и правила парламентской процедуры игнорировали их, политические группы являлись неотъемлемой частью парламентской практики Государственной Думы.

2.2 Правовой статус фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Государственная Дума самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. В своей работе Государственная Дума руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, а также Регламентом Государственной Думы, принятым постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Так, в частности, деятельность нижней палаты парламента, основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Многопартийность выступает как форма политической демократии и важнейшей предпосылкой легитимного формирования органов государственной власти.

Сама проблема парламентской деятельности политических партий, механизма образования и функционирования политических фракций, является одной из важнейших и дискуссионных в современной науке.

Парламент, как главный элемент представительной демократии, не может считаться демократически избранным без соперничества партий в борьбе за депутатские мандаты. Политические партии для того и создаются, чтобы посредством выборов своих сторонников в законодательные органы участвовать в управлении государством.

Объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, образуют фракцию. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов.

Современное парламентское право признает фракции важнейшим структурным подразделением парламента. Фракциям предоставляется ряд прав и привилегий, реализация которых обеспечивает их активное участие в организации и деятельности палаты, так же работа фракций упорядочивает деятельность современного российского парламента.

Конституционно-правовой статус фракций политических партий определяется совокупностью правовых норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах, характеризующих положение фракций в структуре парламента, а также регулирующих отношения, которые складываются в процессе осуществления членами фракций своих законодательных и представительных функций.

В конституционно-правовом статусе фракций следующие четыре элемента:

1) место в обществе и государстве, социально-политическая роль и назначение;

2) общая правоспособность и дееспособность, которая проявляется в юридической легитимации;

3) права и обязанности или компетенция и ответственность;

4) гарантии устойчивости и реальности правового состояния, представляющие собой систему правовых условий, средств и способов, обеспечивающих их развитие, а так же нормальное и должное функционирование по выполнению своего предназначения.

В качестве примера для изучения правового статуса и роли фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, может быть рассмотрена роль фракций в законодательной деятельности.

Изучив вопрос об участии парламентских фракций в законодательной деятельности Государственной Думы третьего созыва, можно придти к следующим выводам:

1) фракции и отдельные парламентарии обычно занимались подготовкой проектов Федеральных законов, которые коренным образом меняли принципы, порядок и методы регулирования отдельных сфер общественных отношений, в качестве ответного шага на внесение соответствующих документов Президентом или Правительством РФ;

2) роль центристских и примыкавшим к ним демократических объединений сводилась к практически безоговорочной поддержке проектов Федеральных законов, внесенных в Думу Президентом или Правительством Российской Федерации;

3) роль левой оппозиции в Госдуме третьего созыва заключалась в сопротивлении курсу Президента и Правительства и формулировании альтернативы ему;

4) голосование по важнейшим вопросам повесток дня пленарных заседаний Думы носило конъюнктурный характер.

Сам законотворческий процесс в Государственной Думе третьего созыва имел свои отличительные черты. В первую очередь, следует отметить усиление роли Совета Госдумы. От решения именно этого органа зависело рассмотрение законопроектов на пленарных заседаниях парламента. После лишения спикера права решающего заседания на Совете центристские фракции активно использовали данный орган для недопущения рассмотрения ряда проектов, подготовленных их оппонентами.

Отсутствие противопоставления депутатского корпуса в целом исполнительной ветви власти привело к снижению числа Рассмотренных и принятых законодательных инициатив популистского содержания. Все более явным становился крен в сторону конформизма.

Анализируя роль фракций в структуре и законотворческой деятельности Госдумы третьего созыва можно сделать следующие выводы.

Во-первых, формирование пропрезидентского большинства в Думе привело к тому, что Администрация Президента Российской Федерации стала основным центром принятий решений в российском парламенте. Законодательный процесс стал практически полностью управляемым исполнительной ветвью власти.

Во-вторых, принятие нормативно-правовых актов в парламенте было обусловлено соображениями политической конъюнктуры.

В-третьих, положение регламента Госдумы о равенстве статуса депутатских объединений не реализовывалось на практике, т.к. реальное влияние фракций определялось количеством депутатов, входящих в них, солидарностью при голосовании, а также участием в коалициях.

В-четвертых, как и в прежних Думах, законотворческая деятельность фракций была детерминирована программами партий, сформировавших данные фракции.

Следует отметить, что в 2000-2003 гг. были заложены предпосылки для снижения роли Думы как законодательного органа. Дискуссии всё больше становились формальностью, а не обязательным условием работы. Образование центристского большинства еще более закрепляло подчиненное и приниженное положение Госдумы по отношению к исполнительной ветви власти.

Подводя итог, следует отметить, что под фракцией в РФ понимается объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов.

В первые дни работы Государственная Дума 1-го созыва приняла решение предоставить официальный статус фракциям, созданным на основе избирательных объединений, прошедших в Государственную Думу по общефедеральному округу (независимо от численности) и группам, насчитывающим не менее 35 депутатов.

При смешанной избирательной системе, которая в настоящее время существует в России, такие депутатские объединения, как фракции являются обязательной структурной частью Государственной Думы. Что касается депутатских групп, то в принципе они могут и отсутствовать в структуре Государственной Думы. Их наличие зависит от воли парламентариев. Как отмечает В.Н. Лысенко, благодаря избранию половины депутатов Государственной Думы по избирательным спискам, все они довольно четко распределились на фракции и депутатские группы, в основном соответствующие политическим и социальным реалиям российского общества на данном этапе развития.

Ст. 32 Конституции РФ гласит: «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих исполнителей». Это право реализуется прежде всего в период выборов с помощью политических партий, главной целью которых является интеграция интересов граждан, а не просто выдвижение кандидатов в депутаты. Нельзя превращать политические партии в инструмент добывания депутатских мандатов.

Следует особо отметить, что в условиях начального этапа формирования многопартийной системы России депутатская фракция в Государственной Думе играет чрезвычайно важную роль как непосредственно в процессе становления самой политической организации, которую она представляет, так и в дальнейшей политической судьбе этой организации в целом. От эффективности и качества законодательной работы фракции во многом зависит степень влияния политической организации на развитие социально-экономической и политической ситуации в стране, а следовательно, и ее значимость и место в политической системе.

Исходя их того, что законодательство является важнейшим средством политического управления, именно законодательная работа фракции должна определять публичное лицо политической организации парламентского типа. Только конкретные результаты законодательной работы реально отражают истинную политическую идеологию и способность организации действенно и конструктивно представлять и отстаивать общезначимые интересы определенных слоев гражданского общества.

В заключении работы хотелось бы отметить, что конституционно-правовой статус депутатских объединений представляет собой совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ и других законодательных актах, характеризующих их положение в структуре парламента, а также регулирующих отношения, которые складываются в процессе осуществления членами депутатских объединений.

В настоящее время в Российской Федерации более подробно круг общественных интересов, возникающих в связи с созданием, деятельностью и ликвидацией депутатских объединений, регулируется Регламентом Государственной Думы, который является базовым нормативным актом, формулирующим основные понятия в данной сфере. И именно на базе этого нормативного акта в диссертации анализируются основные понятия и термины, необходимые для изучения особенностей конституционно-правового статуса депутатских объединений в современных условиях.

Вместе с тем, в Регламенте урегулированы самые общие вопросы, касающиеся условий образования фракций, организации их деятельности в парламенте, права по формированию руководящих органов парламента и его постоянных комиссий, по составлению повестки дня, участию в дебатах, а также вопросы создания вспомогательного аппарата фракций и их финансирование. При этом, внутренняя организационная структура фракций, проведение заседаний и принятие решений, фракционная дисциплина и другие вопросы Регламент не затрагивает.

Список использованных источников

3. Авакьян С.А. Конституционный нигилизм в думском варианте // Рос. газета. 3 апреля. 2008. С. 4.

4. Авакьян С.А. Размышления о статусе депутата Федерального Собрания Российской Федерации // Российская Федерация. 2004. №2. С. 58-59.

9. Голосов Г.В., Шевченко Ю.Д. Политические институты и мотивация законодательной деятельности в российском парламенте // Общественные науки и современность. 2010. №6. С. 84-100.

12. Гранкин И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. №1. С. 39-51.

15. Козлов А.Е. Депутатские фракции в парламентах // Российская Федерация. 2004. №1. С. 59-61.

20. Нисневич Ю.А. Депутатские формирования в законодательном процессе // Открытая политика. 2008. №7-8. С. 2-10.

21. Нисневич Ю.А. Законодательная деятельность как ключевой фактор в деятельности политической партии // Власть. 2003. №7. С. 42-47.

Размещено на stud.wiki

Подобные документы

Порядок формирования и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Характеристика ее внутренней организации и порядок работы. Изучение конституционно-правового статуса депутатских объединений (фракций и депутатских групп).

курсовая работа [39,7 K], добавлен 14.04.2014

Понятие фракций и депутатских групп. Депутатские объединения как элемент механизма государства, их роль в деятельности Государственной Думы Российской Федерации. Прогноз развития депутатских групп и фракций, рекомендации по их дальнейшей деятельности.

курсовая работа [77,1 K], добавлен 07.02.2016

Особенности политической жизни России в начале XIX века. Анализ правых партий в России. Особенности образования и существования, общая характеристика и деятельность третьей государственной думы 1907 – 1912. Численность фракций в государственной думе

реферат [39,4 K], добавлен 09.12.2008

Понятие, виды и принципы формирования депутатских объединений, правовое регулирование их статуса. Регламентация внутренней деятельности данных структур. Анализ и классификация полномочий и форм деятельности парламентских фракций и депутатских групп.

курсовая работа [42,1 K], добавлен 18.11.2014

Понятие и содержание конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, их эволюция и изменение состава. Компетенция России и ее субъектов. Классификация и особенности правового статуса отдельных видов субъектов Российской Федерации.

курсовая работа [77,6 K], добавлен 15.11.2011

Высшие законодательные органы Российской Федерации. История Государственной Думы России. Процедуры назначения должностных лиц, вопросы внутреннего распорядка. Конституционный статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

курсовая работа [42,9 K], добавлен 24.01.2011

Понятие парламента, двухпалатная структура Федерального Собрания. Порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы. Компетенция Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

курсовая работа [60,2 K], добавлен 26.01.2011

История возникновения и особенности становления парламентаризма в России. Анализ основных элементов конституционно-правового статуса нижней палаты Государственной Думы РФ, её структуры, порядка формирования, полномочий и роли в законодательном процессе.

курсовая работа [45,2 K], добавлен 18.05.2010

Современные правовые основы статуса члена Совета Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок наделения, прекращения полномочий депутата Государственной Думы и ЧСВ. Представители от законодательного органа власти субъекта государственной Федерации.

курсовая работа [58,0 K], добавлен 30.12.2016

Понятие и основные стадии законодательного процесса: инициатива, предварительное рассмотрение законопроекта Государственной Думой и принятие (одобрение) закона. Повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом или Президентом Российской Федерации.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 16.09.2014

Источник

Операционные системы и программное обеспечение