форма нкпс образца 1943 года

Содержание

Форма нкпс образца 1943 года

Во время Великой Отечественной войны был возрожден ряд дореволюционных традиций, немыслимых в довоенные годы. Этим давалось понять, что Советский Союз является, в известной степени, наследником и преемником Российской империи. В соответствии с данной концепцией, в 1943 году были произведены изменения в военной и ведомственной униформе, придававшие ей стиль, близкий к бытовавшему в 1910-е годы, но не повторявший его буквально.

Введение новой формы Приказом НКПС № 711Ц от 13.09.1943 года «О выполнении Указа Президиума Верховного совета СССР от 04.09.1943 года «О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта»» [Скачать] совпало с передачей промышленных железных дорог из составов своих наркоматов в состав НКПС СССР. Этому предшествовало объявление Указа Президиума Верховного совета СССР от 15.04.1943 года «О введении военного положения на всех железных дорогах».

Звания не изменялись автоматически с изменением должности. Устанавливались предельные сроки пребывания в каждом персональном звании, по окончании которых проводилась переаттестация, не прошедшим которую очередное звание, как правило, не присваивалось. По истечении повторного срока пребывания звании, не прошедший аттестацию работник смещался на более низкую должность. За особые заслуги или выдающиеся успехи в работе к званию могли представить досрочно и вне очереди.

Ко всем званиям, кроме генерал-директора путей сообщения и вице-генерал-директора путей сообщения, добавлялось определение принадлежности к соответствующей отраслевой службе: генерал-директор административной службы третьего ранга, директор-подполковник пути и строительства, техник-лейтенант тяги, техник второго ранга связи, бригадный движения. Рядовой состав именовался просто работниками железнодорожного транспорта.

Персональные звания являлись пожизненными, лишение звания производилось только по приговору суда. Для высшего начальствующего состава в этом случае требовалось ещё и специальное правительственное постановление.

1. Рядовой работник железнодорожного транспорта;
2. Бригадный тяги;
3. Старший бригадный тяги;
4. Техник тяги 3 ранга;
5. Техник тяги 2 ранга;
6. Техник тяги 1 ранга;
7. Техник-лейтенант тяги;
8. Инженер-лейтенант тяги;
9. Инженер-капитан тяги;
10. Инженер-майор тяги;
11. Директор-подполковник тяги;
12. Директор-полковник тяги;
13. Генерал-директор тяги 3 ранга;
14. Генерал-директор тяги 2 ранга;
15. Генерал-директор тяги 1 ранга;
16. Вице-генерал-директор путей сообщения 2 ранга;
17. Вице-генерал-директор путей сообщения 1 ранга;
18. Генерал-директор путей сообщения.

Немного ниже пуговиц крепились впервые введенные эмблемы принадлежности к той или иной отраслевой службе железнодорожного транспорта. До этого, еще с последней четверти XIX века, службы традиционно различались по присвоенным им цветам кантов, что создавало известные неудобства при переходе из одной службы в другую.

Погонные эмблемы принадлежности к службам НКПС (МПС) образца 1943 года

Форма одежды личного состава железнодорожного транспорта подразделялась на парадную и повседневную, в свою очередь подразделявшуюся на зимнюю и летнюю. Приказ предусматривал парадную форму для всех категорий железнодорожников, но реально ей обеспечивались только генералы, работники треста спальных вагонов прямого сообщения и, возможно, сотрудники Наркомата и иные аппаратчики, в той или иной степени исполнявшие парадные функции. Поэтому для различных торжественных мероприятий старший и средний начальствующие составы традиционно использовали светлую летнюю форму.

Темно-синие ткани, использовавшиеся для пошива предметов зимнего обмундирования, имели очень темный, почти иссиня-черный (так называемый «провальный») оттенок. Однако у работников службы тяги встречалась форма и чисто черного цвета, служившая обычно в качестве рабочей. Светло-коричневые ткани, использовавшиеся для летнего обмундирования, имели бежевый цвет, нередко с белесоватым или сероватым оттенком, причем в окраске и тоне встречались варианты. Проводникам для работы по обслуживанию пассажиров полагались полотняные белые куртки, а летние гимнастерки могли иметь белый цвет.

Во все времена железнодорожники, особенно младший состав, одевались, мягко говоря, как Бог на душу положит. Во время Великой Отечественной войны железнодорожники из-за нехватки ведомственной формы нередко носили армейское обмундирование, но со своими знаками различия. Начальствующему составу по форме полагалось ношение брюк навыпуск, но во время грязных работ допускалось их ношение заправленными в сапоги, считавшиеся спецобувью. Младший состав носил вместо шаровар бриджи армейского покроя без кантов, начсостав носил офицерские бриджи с кантами. Кители начальствующего состава иногда имели на груди накладные карманы, применялись на железной дороге и кители флотского образца. Ношение форменной одежды при исполнении служебных обязанностей было строго обязательным, но, как и в армии, отклонения от правил ношения ее железнодорожниками имели место по самым различным причинам.

Приказ определял нормы вещевого снабжения железнодорожников.

В комплект форменной одежды высшего, старшего и среднего командно-начальствующих составов входили:

Оригинальный китель высшего начсостава образца 1943 года

Пояс парадный с кортиком образца 1943 года

В комплект форменной одежды младшего начальствующего и рядового составов входили:

Форма образца 1943 года

Пряжка ремня образца 1943 года

Знаки на головной убор и оригинальная фуражка высшего начсостава НКПС (МПС) образца 1943 года

Форма НКПС (МПС) образца 1943 года

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.09.1943 года были утверждены нагрудные знаки: Отличный административный работник, Отличный вагонник, Отличный восстановитель, Отличный движенец, Отличный паровозник, Отличный путеец, Отличный связист и Отличный строитель.

Знаки были введены «в целях поощрения особо отличившихся лиц начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта».
Право награждения Знаком было предоставлено народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений народного комиссариата путей сообщения (НКПС), начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов, а также начальникам служб. Вручение знака продолжилось и после переименования НКПС в Министерство путей сообщения (МПС) в 1946 году.
Согласно Положению о нагрудном знаке, это отличие являлось наградой для особо выдающихся работников служб железнодорожного транспорта. Им награждались представители начальствующего и рядового состава служб железнодорожного транспорта, систематически показывавшие высокие образцы:

• воинской дисциплины, отличного выполнения Правил технической эксплуатации;
• быстрого продвижения поездов и точного выполнения графика движения;
• выполнения и перевыполнения государственных заданий по погрузке, выгрузке и передаче поездов.

Нагрудный знак также вручался за ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствовавшие повышению производительности труда.
Самое первое вручение Знаков состоялось 29.10.1943 года в четвертьвековой юбилей ВЛКСМ – ведомственные награды, включая и описываемую, получили 825 особо отличившихся молодых железнодорожников. Уже через неделю, 07.11.1943 года, в рамках празднования 26-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции состоялось первое массовое награждение Знаком.

Нагрудные знаки для отличившихся работников железнодорожного транспорта имеют эллиптическую форму, изображающую оксидированное паровозное колесо, стоящее на рельсе.

В верхней части расположен развевающийся флаг, покрытый рубиново-красной эмалью, с золочеными краями и надписью золотыми буквами: «Отличный». По краям знаков изображены золоченые елочки.

Внизу на оксидированном, покрытом красной эмалью отрезке рельса помещается одна из следующих надписей позолоченными буквами: «паровозник», «движенец», «путеец», «связист», «вагонник», «строитель», «восстановитель», «административный работник».

В нижней части колеса, на спицах, наложена позолоченная эмблема: французский ключ и молоток.

Выше ступицы изображены эмблемы, соответствующие отраслям хозяйства железнодорожного транспорта:

Пространство внутри колеса покрыто белой эмалью.

С обратной стороны знака, в середине, нарезан штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.

Знак вручался вместе с удостоверением НКПС или МПС в твердой коленкоровой обложке с тисненным изображением награды и названием выдавшего ведомства. Фотографии оно не имело, от руки вносились фамилия и инициалы награжденного, его должность, дата и номер приказа. На удостоверениях, выданных от имени НКПС, присутствовали также графы для указания краткого обоснования награждения и номера Знака (хотя он был неномерным). В графе “№___” зачастую проставлялся номер приказа, в соответствии с которым осуществлялось награждение, иногда она оставалась незаполненной. В случае невозможности вручения удостоверения утвержденного образца, отличнику вручался Знак с упрощенным временным удостоверением из картона.

Вручение знака продолжалось до осени 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09.1957 года “О нагрудных знаках для поощрения работников железнодорожного транспорта” награждение нагрудными знаками МПС было прекращено. Вместо него отличникам отрасли стал вручаться единый нагрудный знак “Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта”, учрежденный в апреле 1957 года.

О награждении Знаком объявлялось в приказе с занесением соответствующей записи в трудовую книжку. За очередные достижения производилось повторное награждение Знаком.

Источник

Униформистика

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

НКПС 1943 г.

Сообщений 1 страница 30 из 51

Поделиться106-01-2021 04:06:06

Китель и фуражка Нкпс образца ’43г.
Всё нормально?


Поделиться206-01-2021 09:41:39

Если кокарда-техзнак латунная, то да.

Разве что цвет фуражки кителю не соответствует.

Отредактировано Komsomolets (06-01-2021 09:49:51)

Поделиться306-01-2021 10:07:52

Но я лично думаю что фуражка ОБР-43г и выпуска начало 60х всё же отличаются.

Поделиться406-01-2021 12:30:52

Год и не заметил на штампе. С 63 года фуражка черного цвета.

Поделиться506-01-2021 12:57:16

Цитаты из Приказа №711 ц от 13 сентября 1943 г.:

«Фуражка изготовляется из тонкой шерстяной ткани тёмно-синего цвета, с чёрным бархатным околышем для ношения с мундиром и кителем тёмно-синего цвета и из тонкой шерстяной ткани светло-коричневого цвета для ношения с летним кителем того же цвета.
Для ношения с белым кителем на тулью фуражки в летнее время надевается съёмный чехол из белой ткани без цветного канта по краю донышка.
По краям донышка тульи и по верху околыша фуражки канты из светло-зелёного сукна.»

Поделиться606-01-2021 12:58:00

Поделиться706-01-2021 15:57:52

На белом чехле звездочка должна быть или нет?

Поделиться806-01-2021 17:04:13

Поделиться906-01-2021 17:05:37

На белом чехле звездочка должна быть или нет?

В приказе не оговаривается.

Отредактировано Дядя Митяй (06-01-2021 17:05:49)

Поделиться1006-01-2021 17:12:19

— на воротнике и обшлагах нет светло-зеленого канта;

Видимо это не всегда соблюдалось. У меня у кителя 43 года на обшлагах кантов так же нет.

Отредактировано Komsomolets (06-01-2021 17:13:05)

Поделиться1106-01-2021 17:15:33

Видимо это не всегда соблюдалось. У меня у кителя 43 года на обшлагах кантов так же нет.

Отредактировано Komsomolets (Сегодня 19:13:05)

То, что не соблюдалось, не спорю. Причем никогда не соблюдалось, сам ходил с неприказными полупогонами.
Я написал про несоответствие приказу.

Поделиться1206-01-2021 17:18:12

Отредактировано Komsomolets (Сегодня 19:13:05)

опять же по приказу.
Пуговицы 1,8 см (так в приказе), золоченые.

Поделиться1306-01-2021 18:33:12

Какие канты на белом кителе?

Они поплывут после первой же стирке.

Поделиться1406-01-2021 18:40:02

— на воротнике и обшлагах нет светло-зеленого канта;

На х/б кителе белого цвета кантов быть не должно.

Поделиться1507-01-2021 19:41:48

Отредактировано Дядя Митяй (07-01-2021 19:42:53)

Поделиться1608-01-2021 11:43:57

приказе не оговаривается цвет кителя, у которого предусмотрен кант.

В приказе цвет не оговаривается, однако на практике белые кителя кантов не имели, ни в армии, ни в ведомствах. Ответ на этот вопрос дают ТУ.

Поделиться1708-01-2021 12:04:46

Я как то показывал белый китель с кантами(светлый) и что с ним бывает поле стирки.

Поделиться1809-01-2021 07:45:48

Поделиться1909-01-2021 16:54:59

На первом фото на белом кителе вообще погоны синии.

Поделиться2009-01-2021 17:32:59

На этом фото большое разнообразие формы,а белый китель одет под повседневные брюки и фуражку.

Поделиться2109-01-2021 18:56:40

Поделиться2210-01-2021 06:36:42

Отредактировано Дядя Митяй (10-01-2021 06:37:38)

Поделиться2310-01-2021 11:02:23

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что приказ о форменной одежде не соблюдался досконально

Приказ о форменной одежде соблюдался, просто нужно знать историю появления белых кителей, а также то, что на белых кителях канты не ставились. При этом на кителях серого цвета канты никто не отменял. Что касается ношения синих погон на белых кителях, то опять же в приказе не сказано, что белый китель есть предмет сугубо выходной формы одежды.

Поделиться2410-01-2021 12:40:39

Поделиться2510-01-2021 15:05:15

А у товарища справо орден Ленина на груди.

Поделиться2610-01-2021 16:30:28

А у товарища справо орден Ленина на груди.

Товарищ слева чуть позже тоже будет награждён орденом Ленина.

Поделиться2710-01-2021 17:00:30

Товарищ слева чуть позже тоже будет награждён орденом Ленина.

За выслугу лет и безупречную работу?

Поделиться2810-01-2021 17:11:33

За выслугу лет и безупречную работу?

Вероятно. Точную формулировку не знаю. Но орден сохранился.

Поделиться2910-01-2021 18:17:39

. на белых кителях канты не ставились.

. приказ о форменной одежде не соблюдался досконально.

Не одно ли и то же?
Впрочем, дальше все может скатиться в демагогию и схоластику. Поэтому предлагаю, если Вы не против, закончить здесь обсуждение белого кителя.

Поделиться3010-01-2021 19:00:25

Спасибо за информацию и фото.
Готовлю выставку форменного костюма Нкпс-Мпс как дополнения в музей в зале железной дороги.
Исходя из выше сказанного,было нарушение формы и этот образец можно подкрепить фото из архива.
На обсуждение скину ещё образцы формы,не судите строго.

Источник

Аукцион и форум предметов истории

Униформа погоны головные уборы

1. Китель подполковник танкист, образца 1943 года.

Китель инд. пошива. Отличное состояние.

Оригинальный, родной знак «Гвардия» на войну. Есть 100% инфа о наградах владельца.

Цена 17000 руб.+почтовые расходы.

2. Комплект униформы старшего сержанта НКВД, образца 1943 года

ВЫБЫЛ

3. Комплект униформы старшего лейтенанта артиллерии, образца 1943 года

Гимнастёрка из ленд лизовской ткани. Пуговицы пластик, ленд лиз.

Цена 15000 руб.+почта

Возможно фуражка и шинель не с одного комплекта.

На шинели отсутствует хлястик, отсутствующие пуговицы в кармане.

На фуражке ЧЁРНАЯ выпушка.

Цена за всё 10000 руб.+почтовые расходы.

5. Шерстяная фуражка образца 1941 года.

ВЫБЫЛА

Вопросы,предложения, доп фото, в личку.

Цена 1500 руб.+почта. За границу обговаривается отдельно.

7. Фуражка ВВС обр. 1949 года.

Хорошее состояние.
Цена 13000 руб.+ почта.

8. Фуражка неопознанная, непонятная.

На запчасти или восстановление.

Цена 3000 руб.+почтовые расходы.

9. Пилотка суконная, для нач. состава образца 1942 года.
Хорошее состояние. Клеймо плохо читаемое.

ВЫБЫЛА

Цена 4000 руб.+почта

11. Погоны техник артиллерист обр.1946

Цена 6500 руб.+почтовые расходы.

12.Комплект погон обр.1943

Погоны новые, не ношенные, на нитках.

Цена за всю кучу 2500 руб.+почтовые расходы.

13. Майор авиации об. 1946г.
Цена 6000 руб.+почта

14. Капитан инженерных войск, об. 1946г.
Цена 6500 руб.+почта

15. Ст.лейтенант ВВС об. 1946г
Цена 6000 руб.+почта

16. Лейтенант автобата об. 1946г
Цена 6500 руб.+почта

17. Лейтенант тех. службы ВМФ об. 1943г.
Цена 6500 руб.+почта

18. Погоны генерал майор АБТВ об. 1943г.
Цена 9500 руб.+почта

19. Походное генеральское снаряжение обр. 1940 года

Цена 18000 руб.+почтовые расходы.

20. Подвес обр. 1949 года.

Цена 8000 руб.+почтовые расходы.

21. Рубаха нательная.

ВЫБЫЛА

22. Полевая сумка образца 1923 года.

Состояние удовлетворительное. Штампов,клейм нет. На металлических элементах, следы коррозии.

Кожа не в люксе, но и не дубовая. Хлястик клапана колхозно перепрошит. Отсутствуют основания клёпок, чехла компаса.

ВЫБЫЛА

23. Милицейский планшет, 30е годы.

Очень хорошее состояние.

Выбыл

Лот №1 доукомплектован погонами.

добрый день
,размер формы ст лейтенанта какой 9рост,плечи тд)

Темы с аналогичным тегами РККА, НКПС, НКВД

Деталь

Ремень парашютный РККА

Пано из петлиц и кубарей ркка

Топор ркка

Жестяные полевые звезды на пилотку военного выпуска

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Источник

Форма нкпс образца 1943 года

РККА: общение, обсуждение, интересная информация и фото.

Типовой перечень предметов вещевого имущества, составляющих одеяние младшего начальствующего и рядового состава Красной Армии для лета и зимы на мирное и военное время.
(введен Приказом Наркома Обороны СССР № 005 от 1 февраля 1941 года)
ДЛЯ РЯДОВОГО СОСТАВА ЛЕТОМ на военное время:

1. Пилотка хлопчатобумажная цвета хаки.
2. Шинель суконная серого цвета или куртка ватная двубортная цвета хаки (в тылу).
3. Гимнастерка хлопчатобумажная цвета хаки.
4. Шаровары хлопчатобумажные цвета хаки.

5. Рубаха нательная.
6. Кальсоны нательные.
7. Портянки хлопчатобумажные.
8. Полотенце хлопчатобумажное.

9. Сапоги юфтевые (кирзовые) или ботинки с обмотками.

10. Ремень поясной кожаный или тесьмяный.
11. Ремень брючный тесьмяный.
12. Ремень для скатки шинели тесьмяный.
13. Плечевые лямки тесьмяные.
14. Ранец-рюкзак.
15. Сумка продуктовая.
16. Фляга с чехлом.
17. Котелок металлический.
18. Подшлемник полушерстяной.
19. Плащ-палатка с прибором.
20. Мешочек для ружейных принадлежностей.
21. Мешок сухарный.
22. Мешочек для сахара.
23. Мешочек для соли.
24. Медальон.

ДЛЯ РЯДОВОГО СОСТАВА ЗИМОЙ на военное время:

1. Шапка-ушанка из искусственного меха серого цвета.
2. Шинель суконная серого цвета или куртка ватная двубортная цвета хаки (в тылу).
3. Гимнастерка хлопчатобумажная цвета хаки.
4. Шаровары суконные цвета хаки.
5. Перчатки двупалые зимние на трикотажном полушерстяном полотне.

6. Рубаха нательная.
7. Кальсоны нательные.
8. Рубаха теплая (бумазейная или трикотажная).
9. Кальсоны теплые (бумазейные или трикотажные).
10. Портянки байковые или суконные.
11. Портянки летние хлопчатобумажные.
12. Полотенца хлопчатобумажные.

III. Теплые вещи (в холодных районах)

13. Телогрейка ватная.
14. Шаровары ватные.
15. Рукавицы меховые.
16. Полушубки (отпускаются по особому назначению).

17. Валенки (отпускаются по особому назначению).
18. Сапоги юфтевые (кирзовые) или ботинки с обмотками.

19. Ремень поясной или тесьмяный.
20. Ремень брючный тесьмяный.
21. Ремень для скатки шинели тесьмяный.
22. Плечевые лямки тесьмяные.
23. Ранец-рюкзак.
24. Сумка продуктовая.
25. Фляга с чехлом.
26. Котелок металлический.
27. Шлем стальной с чехлом.
28. Подшлемник полушерстяной.
29. Плащ-палатка с прибором.
30. Мешочек для ружейных принадлежностей.
31. Мешок сухарный.
32. Мешочек для сахара.
33. Мешочек для соли.
34. Медальон.

Гимнастерка с петлицами и знаками различия род войск
рядовой пехота РККА на 41-й

Примечание. Пуговицы на рубахе должны быть металлические, оксидированные, малого размера со звездой, образца, установленного приказом РВС СССР 1924 г. № 992.

— Пилотка рядового РККА

Введена приказом Наркома Обороны СССР №176 от 3 декабря 1935 года. Пилотка для командного состава изготовляется из шерстяной ткани, однородной с френчем (гимнастеркой). Цвет пилотки: для командного состава воздушных сил — синий, для командного состава авто-бронетанковых войск — стальной, для всех остальных — хаки.

Пилотка состоит из колпака и двух бортиков. Колпак делается на хлопчатобумажной подкладке, а бортики из двух слоев основной ткани. Спереди пилотка имеет звезду из сукна (являющейся «подкладкой» металлической звезде красного цвета), а по верху бортиков и швам колпака — канты. Цвет звезды и кантов — по роду войск. У артиллеристов суконная звезда чёрная, канты красные. У пехотинцев и суконная звезда и канты малиновые.

Отменена приказом Наркома Обороны СССР №005 от 1февраля 1941года. — «Переход на новые виды обмундирования начать с 1 октября 1941г. и полностью закончить к концу 1942г. Выдачу вновь вводимых на снабжение предметов обмундирования производить по истечении сроков носки предметов старой формы.»

Пилотка для рядового и младшего командного состава также введена приказом №176 от 3 декабря 1935года. Пилотка состоит из колпака и двух бортиков. Колпак делается на хлопчатобумажной подкладке, а бортики из двух слоев основной ткани. Спереди крепится красноармейский значок — красная пятиконечная звезда при повседневной форме одежды и с февраля 1941г. звёздочка защитного зелёного цвета.

Шинель рядового РККА (или телогрейка с воротником, петлицами и знаками различия на них.). А лучше иметь и то и то.

Шинель однобортная из шинельного сукна серого цвета. Введена приказом РВС СССР №733 от 18 декабря 1926г. Воротник отложной. Застежка потайная на пяти крючках. Карманы долевые прорезные без клапанов. Рукава с настроченными прямыми обшлагами. Сзади складка оканчивается шлицей. Хлястик пристегивается к столбикам на две пуговицы.

Ватник:
Первым образцом этого нового вида зимнего обмундирования стала куртка ватная обр. 1935г. Куртка изготавливается из трико-диагонали меланжевой водоупорной пропитки цвета хаки. На каждом борту куртки имееются по пять сквозных петель и пять больших форменных пуговиц. Отложной воротник застегивается на один металлический крючок и петлю. Со стороны нижнего воротника имеется хлястик (вертушка). Куртка имеет два боковых косых, прорезных кармана с прямыми клапанами. На полах и спинке имеется настроченная кокетка. Спинка стачная. На спинке, под углами кокетки до низа, настрачиваются две планки из основного материала по линии стачки. На планках на уровне талии оставляются отверстия для продевания поясного ремня. На боковых швах пришиваются по одному металлическому крючку для поддерживания поясного ремня. Куртка имеет двушовные рукава без обшлагов, с полухлястиком, вшитым в передний шов рукава, и застегивающийся на одну петлю и большую форменную пуговицу. Воротник, борта, клапаны, верх карманов, полухлястик рукава, настрочка ремней и кокетка прострачивались на расстоянии 0,5 см от края. Низ куртки подгибается на 2,5см.
Следующим образцом стала куртка ватная стёганная, введённая приказом Наркома Обороны СССР №283 от 25 августа 1941г. Куртка со стояче-отложным воротником. Стан куртки прямой, простёганый на вате паралельными строчками, застегивается на пять пуговиц. С боков пол имеются пристроченные карманы, вшитые в боковые швы. На талии для поддержания ремня имеются две боковые шлевки. Рукава заканчиваются внизу небольшой шлицей и манжетами, застегивающиеся на одну пуговицу шлевкой, пришитой к концу наружней половинки манжета.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение