форма моряков российской империи

Форма моряков российской империи

В 1872 году изменили головные уборы нижних чинов. Фуражки с козырьком заменены бескозырками из тёмно-зелёного сукна с тремя белыми кантами: по краю тульи, по верхнему и нижнему краям околыша.

Жестяная кокарда располагалась теперь не на околыше, а на середине тульи. На околыше укреплялась чёрная шёлковая лента с надписью: у судовых команд — с названием корабля, у береговых — с названием экипажа, команды или учебного заведения. На концах ленты якоря.

Надписи и якоря полагались золотые. У юнкеров корпусов Корабельных инженеров и инженер-механиков, воспитанников и команды Технического училища Морского ведомства, а также чинов нестроевой роты Гвардейского экипажа надписи и якоря были серебряными.

19 августа 1874 года утвердили новое «Положение о довольствии команд Морского ведомства по части обмундирования и аммуниции», которое вступило в действие с 1 января 1875 года. Оно подробно определяло перечень вещей, выдаваемых матросам, унтер-офицерам и другим нижним чинам, порядок их заготовления и сроки службы.

Согласно ему, матросам полагались бескозырка, суконный двубортный мундир с брюками, синяя фланелевая рубаха и белая полотняная рубаха с синим кумачовым воротником, имевшим две белые полоски по краю (узкую и широкую), белые полотняные брюки, другие мелкие предметы обмундирования, сапожный товар для двух пар сапог на один год. Боцманам и унтер-офицерам, занимавшим должность фельдфебеля, вместо бескозырки полагалась фуражка с козырьком и подбородочным ремнём. В Гвардейском экипаже кроме этого в строю носили шапку типа «кепи образца 1862 года с султаном в виде кисти из конского волоса и гербом — двуглавым орлом и перекрещенными якорями. С 1873 года в центре герба помещена звезда ордена Андрея Первозванного.

Источник

ИСТОРИЯ И СЕКРЕТЫ ФОРМЫ МОРЯКОВ ТОРГОВОГО ФЛОТА

Появлению современного торгового флота предшествовала тысячелетняя история освоения водных просторов. В период с VI по XIII век племена восточных славян подробно изучили сложную сеть рек, распростершуюся от Балтийского до Черного моря, а также от Волги до Карпатских гор. Именно тогда были основаны ключевые торговые пути, через которые завозились иноземные товары и продукты. Такую инфрмацию передал marinecrew.info.

У моряков на торговых суднах в те времена не было единой формы. Стиль одежды больше диктовали климат, национальные обычаи, материальные возможности и профессиональные особенности.

К примеру, в жарких странах моряки обходились куском парусины для тела и платками. Европейские матросы носили колпаки, хлопчатобумажные рубахи и шаровары, которые сменили позже на брюки с расклешенными штанинами. А на Руси только представители купеческой гильдии, придерживались определенного стиля в одежде (сюртуки, картузы, косоворотки, сапоги с высоким голенищем, шаровары).

При Петре I началось масштабное реформирование всех структур судоходства. Регламентировал форму торгового флота вплоть до 1781 года царский «Морской устав». В те года гражданские моряки должны были носить военную морскую форму. Такой порядок объяснялся тем, что на всех торговых судах устанавливались защитные пушки, а команда матросов не только отражала атаки огнем из орудий, но и вступала в рукопашный бой.

Новая русская морская форма напоминала тогда одежду голландских матросов: черные шляпы, белые парусиновые блузы, зеленый кафтан с одним рядом пуговиц и стоячим воротником, панталоны зеленого цвета, чулки синие и коричневые башмаки с пряжками. Зимой матросам выдавали форменные тулупы. Согласно «Морскому уставу», матрос потерявший форму, подлежал суровому наказанию.

По утвержденному Екатериной II «Уставу купеческого водоходства» моряки гражданского флота продолжали носить военные костюмы, но служащие береговых администраций уже имели право облачаться в гражданское платье.

Со временем в форменную одежду были привнесены новые элементы. На смену шляпе с полями был избран шерстяной колпак с загнутыми полями и плоским верхом. В начале XIX века русские моряки примерили клеенчатые цилиндры, а позже появилась зеленая бескозырка (на ее околыше изображался номер экипажа).
В 1872 году была введена легендарная бескозырка черного цвета с лентой, подписанной согласно названию корабля. Бострог заменили на бушлат, панталоны сменили на брюки, а вместо башмаков с пряжкой еще в середине XVIII века стали носить сапоги.

В 1834 году по указу Николая I было введено «Положение о гражданских мундирах», которое регламентировало новую форму одежды для чиновников министерств, но на торговых морских судах продолжали использовать военную форму. И только в 1851 году российский император впервые утвердил образцы форменной одежды, специально разработанной для моряков Российско-американской компании (полугосударственной колониально-торговой организации), занимавшейся освоением Русской Америки, Курильских островов и прилегающих территорий. Отличительным элементом гражданской формы моряков от военной стали канты на фуражке из синего сукна, воротники, а также медные пуговицы с изображением двух якорей наперекрест и первых букв названия компании.

С 1855 года предусматривалась специальная форма для чинов торгового флота: двубортные сюртуки из темного зеленого сукна с шестью золочеными пуговицами (два якоря и буквы «А. К.»).

На углах отложного воротника сюртука из синего бархата были вышиты золотые якоря. По уставу зимой полагались темно-зеленые шаровары, а летом – белые. Фуражки носили с офицерскими кокардами, широкими золотыми галунами и ремешками на околышах. Дополнением к парадной форме быликортикии золотые плетенки (на плечи): для капитанов – сплошные и с просветами – для помощников.

В 1858 году утвердили индивидуальную форму для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». На зеленых сюртуках командного состава были нашиты большие медные пуговицы с перекрещивающимися якорями и надписью (название общества), на рукавах – две небольшие пуговицы (якорь). Боцманам и чинам унтер-офицерского ранга полагались двубортные черные куртки с медными пуговицами (буквы «К.М.» и якоря наперекрест). К слову, символика перекрещивающихся якорей имела у древних греков следующие значения: «Двумя надежнее всего» и «При великом шторме один не довлеет».

В 1881 году вводится форма для экипажей Добровольного флота, носивших до этого мундиры военно-морского образца. Покрой и цвет формы соответствовал обмундированию Морского ведомства, на пуговицах изображался якорь и литеры «Д. и Ф.».

В 1890 году установили общую форму одежды для речных капитанов, их помощников и машинистов. У морских же организаций наблюдалось немало вариаций в эмблемах, соответствующих определенным компаниям.

1899 год – период внедрения новой формы одежды для моряков РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли). Инспекторам, капитанам и их помощники, ученикам штурманов полагались черные сюртуки с позолоченными пуговицами, на которых чеканились перекрещивающиеся якоря и аббревиатура «Р.О.П.Т.». Механики носили идентичную форму с пуговицами под серебро, а боцманы облачались в черные двубортные пиджаки с медными пуговицами.

В феврале 1903 года Николай II издает указ, утверждающий форму для служащих Русского торгового флота. Обмундирование капитанов, инспекторов морской части, помощников и учеников включает двубортные сюртуки и пиджаки с золочеными пуговицами с прежним изображением. В апреле 1903 года для чинов Главного управления торгового мореплавания утверждены темно-зеленые сюртуки с шестью серебряными пуговицами (по каждому борту) с государственным гербом, ободком и якорем наперекрест с жезлом Меркурия.

В разные годы обмундирование торгового флота соответствовало форме министерств внутренних дел, финансов и путей сообщения. Поэтому очередное обновление мундиров произошло после 1905 года, когда было образовано Министерство торговли и промышленности, подструктурой которого стало Главное управление торговым мореплаванием и портами. В июле 1906 года облачились в единую форму (двубортный мундир, на позолоченных пуговицах – адмиралтейский якорь) все вольнонаемные капитаны морского транспорта, их помощники и механики.

Последняя унификация формы чиновников Министерства торговли и промышленности состоялась в 1911 году. На стандартном полукафтане появились позолоченные пуговицы, имеющие изображение двуглавого орла и жезл Меркурия наперекрест с якорем.

После событий 1917 года была осуществлена полная ликвидация символов Российской империи.

Источник

Форма моряков российской империи

В царствование императора Николая I, охватывающее вторую четверть XIX века, морской мундир, сохранив в основном тёмно-зелёный цвет, претерпел целый ряд изменений.

К концу периода на развитие формы одежды флота заметное влияние оказали новые условия службы, связанные с появлением паровых военных кораблей. В конце 1825 — начале 1826 года было приказано, чтобы «флотские линейные и морской артиллерии генералы» и их адъютанты носили не двубортные, как раньше, а однобортные мундиры, застёгивающиеся на девять пуговиц.

14 апреля 1826 года было утверждено новое «Положение о форме мундиров Морского министерства». Для всех чинов были введены также однобортные мундиры, но рисунки шитья остались прежними. Офицерам «линейной службы» (корабельному составу) и морским артиллеристам оставлены золотые эполеты и все металлические детали обмундирования, а офицерам ластовых экипажей и не числящимся в «линейной службе» — серебряные. Чиновникам приказано не иметь эполет и погон.

В морской артиллерии отличием служила красная выпушка по краям воротника. Ластовым экипажам позднее, в мае 1826 года, был определён белый цвет поля эполет, а с 1852 г. чёрный. Виц-мундиры и сюртуки оставлены двубортными. С ними носили тёмно-зелёные брюки, а адмиралам и капитан-командорам полагалось быть в такой форме при кортиках.

Офицеры созданного в 1826 году корпуса корабельных инженеров носили форму, подобную морским артиллеристам, но с се­ребряными пуговицами, эполетами и шитьём на чёрном воротнике. Кондукторы (унтер-офицеры) этого корпуса имели мундиры с красными погонами, серебряным галуном по воротнику и обшлагам, картузы с арматурой в виде якоря и двух топоров, тесаки на чёрных перевязях. Офицеры корпуса флотских штурманов с 1827 года имели чёрные воротники с красной выпушкой, но золотые пуговицы и эполеты. Для кондукторов корпуса были введены кивера с двумя перекрещенными якорями спереди.

Источник

Униформистика

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Униформистика » Униформа, снаряжение и знаки различия » Форма одежды командного строевого состава военно-морского флота

Форма одежды командного строевого состава военно-морского флота

Сообщений 1 страница 30 из 34

Поделиться106-08-2020 14:21:11

Форма одежды офицеров Российского Императорского флота 1732-1745 гг.

1. Мичман в мундире образца 1735 года;
2. Мичман в парадном мундире;
3. Мичман в строю;
4. Обер-офицер в мундире образца 1732 года;
5. Лейтенант флота;

1. Лейтенант флота в парадном мундире образца 1735 года;
2. Лейтенант флота в повседневном мундире образца 1735 года;
3. Лейтенант флота в строю в мундире образца 1735 года;

1. Капитан корабля 1732-1735 гг.
2. Капитан флота 1735-1745 гг.
3. Лейтенант морской артиллерии 1732-1735 гг.
4. Лейтенант гардемаринской роты 1732-1738 гг.
5. Лейтенант морской артиллерии 1736-1745 гг.

Первые приказы Адмиралтейств-коллегии о форме флота прозвучали в 1726 году, когда офицерам морских солдат корабельного флота и трёх галерных рот распорядились шить за свой счёт единообразные форменные кафтаны василькового цвета с красными обшлагами и красные камзолы с васильковыми штанами. Кафтаны обшивались по бортам серебряным галуном позументом. Кафтаны солдатских унтер-офицеров: сержантов, каптенармусов, подпрапорщиков и капралов, отличались от рядовых солдат, галуном, который нашивался на обшлагах и воротниках в один ряд. Чёрные треугольные солдатские шляпы украшали тесьмой и кистями, как и в сухопутных полевых полках. Роте флотских гренадеров в 160 человек полагались особые головные уборы — конические гренадерские шапки с медными высеребренными налобниками. Рядовым гренадерам шапки шили из синего сукна с красной окантовкой налобников, обшивали по швам шерстяной тесьмой, вверху головной убор украшала шерстяная кисть. У унтер-офицеров верх был из сукна, обшитый золотым позументом с шёлковой кистью, у офицеров — с позументом и золотой кистью. Гренадеры носили на плечевых перевязях кожаные сумы для гранат, а на поясе патронные сумки с медными накладками. Перевязи были лосиной кожи, у офицеров обшиты красным бархатом и золотым позументом.

Регламентацию же офицерской формы корабельных офицеров на флоте следует начинать с 1728 года, когда было определено:

«На морских, как корабельного, так и галерного флота солдат и артиллерийских служащих и на матросов надлежащий по регламенту цветной мундир строить синего цвета, а подбой и обшлага красные, и офицерам от солдат иметь мундир такого же цвета, а позумент и прочее как обер-, так и унтер-офицерам иметь против армейских таких же чинов».

Пока здесь, речь идет опять об установлении формы солдатских офицеров и унтер-офицеров, а не флотских. Тем не менее, этим решением была введена сине-красная гамма флотского мундира, которая была в ходу на продолжении нескольких лет, и было закреплено правило, одевать морскую пехоту в форму, аналогичную мундиру армейской пехоты. В ряде случаев, из-за экономии, или нехватки средств, солдатам и унтер-офицерам галерного флота с 1729 года, мундир позволили шить из зеленого сукна.

Повседневная и рабочая одежда у матросов, пушкарей и мастеровых включала в себя бостроги и штаны до колена из сукна, тика и парусного полотна, которые выдавали на срок от одного до трёх лет, а также круглые вязаные шляпы, чулки и башмаки. Всем, кроме кают-юнг, полагались высокие сапоги.

В 1735 года офицерам флота установили иметь форму, зелёный кафтан с красными обшлагами, камзолом и штанами, которую следовало носить в парадном строю и в караулах. Форма полагалась «морским корабельным, и галерным и артиллерийским, и от флота солдатских полков». Адмиралтейств-коллегия приняла решения «строить мундир только офицерам корабельного и галерного флота, а гардемаринским офицерам, комиссарам и лекарям пока форму не шить»

Штаб-офицерам: «Кафтаны зеленого и на них обшлага, и камзолы, и штаны красного доброго сукна с подбоем – кафтаны красного, а камзолы белым. Манером шить и золотым окладывать против образцов, каковы опробованы при комиссии: шляпы с золотым галуном по образцу, парики с косами, а которые имеют свои волосы, тем убирать их в косы: портупеи носить под камзолом»

Обер-офицерам: «Кафтаны, и камзолы, и штаны такого же цвета без галуна, а манером таким же, как и вышним офицерам»

Прочее: «Как штапным, так и прочим офицерам, когда будут с строю, иметь штиблеты кожаные черные, а в знатный парад без штиблетов в чулках красных и башмаки иметь тупоносые.
Шпаги иметь всем какие равные с ними рангов при сухопутной армии определены.»

Мундир 1735 года состоял из шляпы обшитой галуном, зеленого кафтана с красным отложным воротником и красными обшлагами, камзола и штанов красного цвета. В парадном варианте, вместо штиблет, носились чулки красного цвета. Капитан флота носили мундир, обшитый по борту двумя рядами галунов шириной около 1.1/2 вер. (1 вершок = 4,445 см = 44,45 мм.), а также украшенный этим галуном по обшлагам, воротнику, разрезам на фалдах и карманных клапанах. Лейтенанты флота – мундир, расшитый одним рядом такого галуна. Мичманы – мундир без галунов. Отличием всех офицеров флота, была шляпа с таким же галуном, нашитым с перегибом на оба края поля шляпы, так что галун казался в шириной не в 1.1/2 вер., а в ¾ вер.
Существуют предположения, что покрой обшлагов мичманского мундира отличался от такового от других офицеров, поскольку 20 ноября 1738 года, Адмиралтейств-коллегия приказала гардемаринам обшлага сделать маленькие, без пуговиц и без петель, разрезные «как на мичманском мундире». Возможно, это был сделано для отличия мичманов от шкиперов и мастеров, которым также полагался обер-офицерский мундир. Если это верно, то шкипера и мастера должны были носить кафтан с круглыми обшлагами, пуговицами и петлями, как штаб-офицеры. Отсутствие галунов и особый покрой обшлагов на мичманском мундире имеет параллель в британской морской форме, образца 1748 года. В Великобритании резкое отличие мундира Midshipman от мундира офицеров объяснялось тем, что звание Midshipman занимал промежуточное положение между офицерами и нижними чинами. В русском флоте 30 гг. 18 века, это было неоправданно, поскольку мичман считался полноправным офицером.

Мундир образца 1735 года распространялся на всех служащих флота, имевших чины по Табели о рангах, включая, кроме офицеров, комиссаров, лекарей, адъютантов. Мундир 1735 года регулярно обновлялся, 1 раз в три года. Поэтому к 1745 году, офицеры флота успели сносить три комплекта мундира.
Роскошная, расшитая галунами форма штаб-офицеров, вряд ли могла использоваться как повседневная. Скорее ее носили в торжественных случаях, а на кораблях надевали более скромные кафтаны без галунов.

Отредактировано Командер (03-12-2020 08:31:14)

Источник

uCrazy.ru

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

ИСТОРИЯ И СЕКРЕТЫ ФОРМЫ МОРЯКОВ ТОРГОВОГО ФЛОТА

При Петре I началось масштабное реформирование всех структур судоходства. Регламентировал форму торгового флота вплоть до 1781 года царский «Морской устав». В те года гражданские моряки должны были носить военную морскую форму. Такой порядок объяснялся тем, что на всех торговых судах устанавливались защитные пушки, а команда матросов не только отражала атаки огнем из орудий, но и вступала в рукопашный бой.

Новая русская морская форма напоминала тогда одежду голландских матросов: черные шляпы, белые парусиновые блузы, зеленый кафтан с одним рядом пуговиц и стоячим воротником, панталоны зеленого цвета, чулки синие и коричневые башмаки с пряжками. Зимой матросам выдавали форменные тулупы. Согласно «Морскому уставу», матрос потерявший форму, подлежал суровому наказанию.

По утвержденному Екатериной II «Уставу купеческого водоходства» моряки гражданского флота продолжали носить военные костюмы, но служащие береговых администраций уже имели право облачаться в гражданское платье.

Со временем в форменную одежду были привнесены новые элементы. На смену шляпе с полями был избран шерстяной колпак с загнутыми полями и плоским верхом. В начале XIX века русские моряки примерили клеенчатые цилиндры, а позже появилась зеленая бескозырка (на ее околыше изображался номер экипажа).

В 1872 году была введена легендарная бескозырка черного цвета с лентой, подписанной согласно названию корабля. Бострог заменили на бушлат, панталоны сменили на брюки, а вместо башмаков с пряжкой еще в середине XVIII века стали носить сапоги.

В 1834 году по указу Николая I было введено «Положение о гражданских мундирах», которое регламентировало новую форму одежды для чиновников министерств, но на торговых морских судах продолжали использовать военную форму. И только в 1851 году российский император впервые утвердил образцы форменной одежды, специально разработанной для моряков Российско-американской компании (полугосударственной колониально-торговой организации), занимавшейся освоением Русской Америки, Курильских островов и прилегающих территорий. Отличительным элементом гражданской формы моряков от военной стали канты на фуражке из синего сукна, воротники, а также медные пуговицы с изображением двух якорей наперекрест и первых букв названия компании.

С 1855 года предусматривалась специальная форма для чинов торгового флота: двубортные сюртуки из темного зеленого сукна с шестью золочеными пуговицами (два якоря и буквы «А. К.»).

На углах отложного воротника сюртука из синего бархата были вышиты золотые якоря. По уставу зимой полагались темно-зеленые шаровары, а летом – белые. Фуражки носили с офицерскими кокардами, широкими золотыми галунами и ремешками на околышах. Дополнением к парадной форме быликортикии золотые плетенки (на плечи): для капитанов – сплошные и с просветами – для помощников.

В 1858 году утвердили индивидуальную форму для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». На зеленых сюртуках командного состава были нашиты большие медные пуговицы с перекрещивающимися якорями и надписью (название общества), на рукавах – две небольшие пуговицы (якорь). Боцманам и чинам унтер-офицерского ранга полагались двубортные черные куртки с медными пуговицами (буквы «К.М.» и якоря наперекрест). К слову, символика перекрещивающихся якорей имела у древних греков следующие значения: «Двумя надежнее всего» и «При великом шторме один не довлеет».

В 1881 году вводится форма для экипажей Добровольного флота, носивших до этого мундиры военно-морского образца. Покрой и цвет формы соответствовал обмундированию Морского ведомства, на пуговицах изображался якорь и литеры «Д. и Ф.».

Но уже в августе 1899 года по указу Николая II для моряков Добровольного флота была утверждена иная форма. Темно-зеленый полукафтан заменили на двубортный мундир черного цвета с желтыми пуговицами, имевших изображение адмиралтейского якоря. На пуговицах Черноморско-Дунайского пароходства (1884 год) также был выбит якорь и литеры «Ч.Д.П.»

В 1890 году установили общую форму одежды для речных капитанов, их помощников и машинистов. У морских же организаций наблюдалось немало вариаций в эмблемах, соответствующих определенным компаниям.

1899 год – период внедрения новой формы одежды для моряков РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли). Инспекторам, капитанам и их помощники, ученикам штурманов полагались черные сюртуки с позолоченными пуговицами, на которых чеканились перекрещивающиеся якоря и аббревиатура «Р.О.П.Т.». Механики носили идентичную форму с пуговицами под серебро, а боцманы облачались в черные двубортные пиджаки с медными пуговицами.

Летом 1901 года была введена новая форма для учащихся морских учебных заведений: шинели, укороченные пальто и парадные мундиры, на позолоченных пуговицах которых все те же якоря наперекрест. А с сентября 1901 года преподавателям полагалось надевать темно-зеленый сюртук с золочеными пуговицами (изображение – государственный герб).

В феврале 1903 года Николай II издает указ, утверждающий форму для служащих Русского торгового флота. Обмундирование капитанов, инспекторов морской части, помощников и учеников включает двубортные сюртуки и пиджаки с золочеными пуговицами с прежним изображением. В апреле 1903 года для чинов Главного управления торгового мореплавания утверждены темно-зеленые сюртуки с шестью серебряными пуговицами (по каждому борту) с государственным гербом, ободком и якорем наперекрест с жезлом Меркурия.

В разные годы обмундирование торгового флота соответствовало форме министерств внутренних дел, финансов и путей сообщения. Поэтому очередное обновление мундиров произошло после 1905 года, когда было образовано Министерство торговли и промышленности, подструктурой которого стало Главное управление торговым мореплаванием и портами. В июле 1906 года облачились в единую форму (двубортный мундир, на позолоченных пуговицах – адмиралтейский якорь) все вольнонаемные капитаны морского транспорта, их помощники и механики.

Последняя унификация формы чиновников Министерства торговли и промышленности состоялась в 1911 году. На стандартном полукафтане появились позолоченные пуговицы, имеющие изображение двуглавого орла и жезл Меркурия наперекрест с якорем.

После событий 1917 года была осуществлена полная ликвидация символов Российской империи.

И уже в 20-х годах XX века капитаны Советского торгового флота облачаются в военные френчи (цвет – хаки). В послереволюционный период отменили все существовавшие воинские звания. Было создано новое деление чинов по категориям, перешедшее в торговый флот.

По окончании Второй мировой войны структуры Морского флота и Военно-морского флота СССР были фактически идентичны. Приказом № 481 от 05.10.1948 года регламентировались категории и правила ношения обмундирования вплоть до нового приказа 08.07.1977 года. Форменная одежда для советских моряков разрабатывалась под контролем Министерства легкой промышленности Общесоюзным Домом моделей одежды и промышленным комбинатом Черноморского морского пароходства. Все образцы изготавливали по утвержденным ГОСТам.

Ныне научные достижения позволяют создавать уникальные экземпляры формы, соответствующей высоким стандартам эргономики с использованием антиударных и разгрузочных вставок, антипиратских кевларов для вахтенных, карманов для компактных радиостанций, средств ветрозащиты и прочих инноваций.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30