форма моряков разных стран

ИСТОРИЯ И СЕКРЕТЫ ФОРМЫ МОРЯКОВ ТОРГОВОГО ФЛОТА

Появлению современного торгового флота предшествовала тысячелетняя история освоения водных просторов. В период с VI по XIII век племена восточных славян подробно изучили сложную сеть рек, распростершуюся от Балтийского до Черного моря, а также от Волги до Карпатских гор. Именно тогда были основаны ключевые торговые пути, через которые завозились иноземные товары и продукты. Такую инфрмацию передал marinecrew.info.

У моряков на торговых суднах в те времена не было единой формы. Стиль одежды больше диктовали климат, национальные обычаи, материальные возможности и профессиональные особенности.

К примеру, в жарких странах моряки обходились куском парусины для тела и платками. Европейские матросы носили колпаки, хлопчатобумажные рубахи и шаровары, которые сменили позже на брюки с расклешенными штанинами. А на Руси только представители купеческой гильдии, придерживались определенного стиля в одежде (сюртуки, картузы, косоворотки, сапоги с высоким голенищем, шаровары).

При Петре I началось масштабное реформирование всех структур судоходства. Регламентировал форму торгового флота вплоть до 1781 года царский «Морской устав». В те года гражданские моряки должны были носить военную морскую форму. Такой порядок объяснялся тем, что на всех торговых судах устанавливались защитные пушки, а команда матросов не только отражала атаки огнем из орудий, но и вступала в рукопашный бой.

Новая русская морская форма напоминала тогда одежду голландских матросов: черные шляпы, белые парусиновые блузы, зеленый кафтан с одним рядом пуговиц и стоячим воротником, панталоны зеленого цвета, чулки синие и коричневые башмаки с пряжками. Зимой матросам выдавали форменные тулупы. Согласно «Морскому уставу», матрос потерявший форму, подлежал суровому наказанию.

По утвержденному Екатериной II «Уставу купеческого водоходства» моряки гражданского флота продолжали носить военные костюмы, но служащие береговых администраций уже имели право облачаться в гражданское платье.

Со временем в форменную одежду были привнесены новые элементы. На смену шляпе с полями был избран шерстяной колпак с загнутыми полями и плоским верхом. В начале XIX века русские моряки примерили клеенчатые цилиндры, а позже появилась зеленая бескозырка (на ее околыше изображался номер экипажа).
В 1872 году была введена легендарная бескозырка черного цвета с лентой, подписанной согласно названию корабля. Бострог заменили на бушлат, панталоны сменили на брюки, а вместо башмаков с пряжкой еще в середине XVIII века стали носить сапоги.

В 1834 году по указу Николая I было введено «Положение о гражданских мундирах», которое регламентировало новую форму одежды для чиновников министерств, но на торговых морских судах продолжали использовать военную форму. И только в 1851 году российский император впервые утвердил образцы форменной одежды, специально разработанной для моряков Российско-американской компании (полугосударственной колониально-торговой организации), занимавшейся освоением Русской Америки, Курильских островов и прилегающих территорий. Отличительным элементом гражданской формы моряков от военной стали канты на фуражке из синего сукна, воротники, а также медные пуговицы с изображением двух якорей наперекрест и первых букв названия компании.

С 1855 года предусматривалась специальная форма для чинов торгового флота: двубортные сюртуки из темного зеленого сукна с шестью золочеными пуговицами (два якоря и буквы «А. К.»).

На углах отложного воротника сюртука из синего бархата были вышиты золотые якоря. По уставу зимой полагались темно-зеленые шаровары, а летом – белые. Фуражки носили с офицерскими кокардами, широкими золотыми галунами и ремешками на околышах. Дополнением к парадной форме быликортикии золотые плетенки (на плечи): для капитанов – сплошные и с просветами – для помощников.

В 1858 году утвердили индивидуальную форму для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». На зеленых сюртуках командного состава были нашиты большие медные пуговицы с перекрещивающимися якорями и надписью (название общества), на рукавах – две небольшие пуговицы (якорь). Боцманам и чинам унтер-офицерского ранга полагались двубортные черные куртки с медными пуговицами (буквы «К.М.» и якоря наперекрест). К слову, символика перекрещивающихся якорей имела у древних греков следующие значения: «Двумя надежнее всего» и «При великом шторме один не довлеет».

В 1881 году вводится форма для экипажей Добровольного флота, носивших до этого мундиры военно-морского образца. Покрой и цвет формы соответствовал обмундированию Морского ведомства, на пуговицах изображался якорь и литеры «Д. и Ф.».

В 1890 году установили общую форму одежды для речных капитанов, их помощников и машинистов. У морских же организаций наблюдалось немало вариаций в эмблемах, соответствующих определенным компаниям.

1899 год – период внедрения новой формы одежды для моряков РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли). Инспекторам, капитанам и их помощники, ученикам штурманов полагались черные сюртуки с позолоченными пуговицами, на которых чеканились перекрещивающиеся якоря и аббревиатура «Р.О.П.Т.». Механики носили идентичную форму с пуговицами под серебро, а боцманы облачались в черные двубортные пиджаки с медными пуговицами.

В феврале 1903 года Николай II издает указ, утверждающий форму для служащих Русского торгового флота. Обмундирование капитанов, инспекторов морской части, помощников и учеников включает двубортные сюртуки и пиджаки с золочеными пуговицами с прежним изображением. В апреле 1903 года для чинов Главного управления торгового мореплавания утверждены темно-зеленые сюртуки с шестью серебряными пуговицами (по каждому борту) с государственным гербом, ободком и якорем наперекрест с жезлом Меркурия.

В разные годы обмундирование торгового флота соответствовало форме министерств внутренних дел, финансов и путей сообщения. Поэтому очередное обновление мундиров произошло после 1905 года, когда было образовано Министерство торговли и промышленности, подструктурой которого стало Главное управление торговым мореплаванием и портами. В июле 1906 года облачились в единую форму (двубортный мундир, на позолоченных пуговицах – адмиралтейский якорь) все вольнонаемные капитаны морского транспорта, их помощники и механики.

Последняя унификация формы чиновников Министерства торговли и промышленности состоялась в 1911 году. На стандартном полукафтане появились позолоченные пуговицы, имеющие изображение двуглавого орла и жезл Меркурия наперекрест с якорем.

После событий 1917 года была осуществлена полная ликвидация символов Российской империи.

Источник

Из истории морской формы

Каждый предмет морской формы имеет свою особую историю.

Тельняшка

Начнем с «морской души» — тельняшки. Ведь это первое, что всегда отличает моряка! У нас она появилась во времена расцвета парусного флота, а точнее — в 1875 г. В ее покрое, выборе материала и расцветки ярко отразилась специфика нелегкой морской службы. Плотно облегая тело и руки, вязаная (трикотаж) тельняшка не стесняет движения; хорошо сохраняет тепло и в то же время летом в ней не очень жарко; она прочна, легко стирается. И «главное» — красива.

Не случайна привычная расцветка тельняшки. Начало ей положили «бостроги» — рабочие куртки, изготовляемые из полосатого бело-синего тика. Работа с парусами на высоте была делом сложным. Чтобы действовать согласованно, матросам нужно было хорошо различать друг друга, а с палубы — нужно было видеть всех работающих наверху. Это и облегчалось пестрой расцветкой. На фоне парусов бросался в глаза синий цвет, в сумерки — белый. Наконец, эти цвета символизируют родную сердцу моряка стихию, а если говорить о форме наших моряков, то и цвета советского Военно-Морского Флага.

Не раз нашим морякам приходилось покидать палубы своих кораблей и сражаться с врагами на суше. Но и под армейской гимнастеркой защитного цвета они носили флотскую тельняшку, напоминающую о славных традициях советских моряков.

Справка языковеда. Тельняшка — бытовое сокращение от «нательная рубашка».

Форменный воротник

Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г., сначала только для гребцов на командирских катерах и шлюпках. Воротник был тогда гораздо более широким, чем сейчас, и закрывал плечи по всей их ширине, играя роль зонтика. Происхождение такого прямоугольного воротника связано с тем, что английские и французские моряки носили косу, смазывая волосы жиром, чаще всего тюленьим. Чтобы жирная коса не оставляла следов на одежде, и придумали кожаный воротник, свободно спадающий на спину. Его вскоре оценили по достоинству; он мог защищать не только спину от сальных пятен и дождя, но и шею и лицо От ветра и брызг. Моряки старых парусных кораблей, не раздевавшиеся на время отдыха, укладывались спать, положив под голову одну половину воротника и прикрываясь сверху другой.

Носили его исключительно с фланелевками, которые надевались лишь в холодную погоду: это объясняет его практическое назначение — предохранять плечи и спину гребца, не стесняя движений при гребле.

Широко распространено мнение о том, что три белые полоски на воротнике в русском флоте установлены в память о трех его выдающихся победах — при Гангуте, Чесме и Синопе. Однако это не подтверждается какими-либо документами.

Первая полоска (кант) появилась в 1850 г., когда для фланелевок корабельных команд пароходных дивизий ввели воротники разного цвета.

В 1882 г. синий воротник с тремя полосками получил весь флот. Почему именно с тремя? Только потому, что с тремя, конечно же, красивее, чем с одной.

Справка языковеда. Воротник — от «ворот», вертеть, оборачивать шею. Кстати сказать, в древнерусском языке «ворот» и означало «шея».

Форменка

Легкая белоснежная форменная рубаха всегда выглядит свежо и празднично. Она как часть выходной одежды введена в 60-х годах прошлого столетия. До нее матросы носили белые рубахи, полностью повторявшие национальную русскую рубашку с небольшим стояче-отложным воротником.

В 1856 г. вместе с клеенчатыми широкополыми шляпами и папашами появились белые форменки из плотного полотна. С самого начала шились они без застежек— с большим вырезом на груди, чтобы легче было их быстро надевать (чтобы закрыть грудь, пришлось тельняшку поднять «под шейку»), с полукруглым (а затем квадратным) синим воротником и синими обшлагами.

Справка языковеда. Форменка, понятно,— от «формы», а вот это слово оказывается латинским и ведет историю от древнегреческого «формос»; так называли корзину, в которую укладывали отжатую массу при «формовке» сыра. Римляне и сам сыр называли тем же словом «форма», а у французов и сейчас сыр — фромаж.

Эмблема — якорь

У каждого флота своя форма, но для всех флотов мира общей эмблемой является стилизованное изображение якоря. Почему именно якоря?

Это — символ надежды, спасения и благополучного окончания плавания. С древнейших времен считали, что якорь обладает магической силой. Корабль, бросивший якорь и удерживаемый им, можно было считать спасенным, как бы ни штормило в открытом море. Этот символ и стали наносить на ленты, погоны, бляхи и другие предметы, входящие в комплект формы одежды моряков военных и торговых флотов.

Справка языковеда. «Якорь», заимствованный из древнеисландского языка, — один из древнейших морских терминов («якори» упоминаются, например, в договоре Олега с греками в 907 г., т. е. задолго до Петра); на всех европ. языках это слово звучит примерно одинаково и восходит к греческому «агкира».

Бушлат

Предшественниками современного двубортного суконного полупальто — бушлата были просторные и удобные кафтаны — бостроги петровских времен (это была удлиненная куртка сначала серого цвета, а затем с синими и белыми полосами). Под названием «рабочее пальто» бушлат ввели в 1851 г. для матросов сначала только так называемых рабочих экипажей. Развитие техники, необходимость длительной работы на палубе при обслуживании механизмов обусловила распространение короткой, удобной и теплой верхней одежды, получившей вскоре новое название «бушлат» или «брушлат», хотя в ходу остались и другие названия; матросский мундир, матросское пальто и т. п. Черный цвет сукна избран не случайно: он лучше сохраняет тепло. Бушлат матросу — первый друг; в шторм не взмокнешь, в мороз — не замерзнешь.

Справка языковеда. Некоторые ученые считают, что «бушлат» — переоформление под влиянием привычного для нас слова «халат» (заимствованного из турецкого языка) немецкого «бушурунк» (матросская куртка).

Фуражка и бескозырка

Первым рабочим головным убором русского матроса была мягкая зеленая шляпа с полями — простая и удобная, почти не отличавшаяся от тех, которые носили крестьяне. Офицеры щеголяли в треуголках, они же служили и парадным головным убором матросов. Так или иначе шляпы продержались на флоте с петровских времен свыше 150 лет, хотя и претерпели целый ряд изменений.

Фуражка появилась сначала в армии — в последние годы XVIII века. По уставам тех времен все конные войсковые соединения выделяли солдат-фуражиров, на обязанности которых было снабжение фуражом. Перетаскивать мешки, имея на голове громоздкую каску, кивер и т. п., было крайне неудобно. Именно поэтому «изобрели» так называемые «фуражные шапки», представлявшие собой остроконечный суконный колпак, для уменьшения высоты перегнутый пополам. Отсюда недалеко и до еще более удобной плоской фуражки.

На флоте удобство головного убора было крайне важным показателем. Через пятнадцать лет после фуражиров — в 1811 г.— и на матросах появились первые фуражки-бескозырки из темно-зеленого сукна. В 1872 г. мягкая фуражка-бескозырка с лентой на околыше и кокардой, укреплявшейся на тулье над лентой, была введена как единый головной убор для всего рядового состава.

Белый кант на фуражке имеет историю, связанную с петровскими временами. Своим «возлюбленным чадам» — отличившимся в первых баталиях на море гвардейцам Преображенского и Семеновского полков Петр I пожаловал белый кант.

С 1840 г. на околыше стали писать номер экипажа или заглавные буквы названия части. Белый чехол появился на Каспии, затем его ввели для моряков Черноморского флота и гораздо позднее — для балтийцев.

На кораблях парусного флота матросам приходилось много работать наверху. Тогда-то и возникла мысль снабжать головные уборы завязками в виде лент. Прежде чем подниматься по вантам, матросы обвязывали эти ленты вокруг шеи.

Надпись на ленте ведет историю с 1806 г.: при осаде англичанами одной из французских крепостей ее непреклонные защитники повязали на свои шляпы ленточки с золотой надписью — «решительные». Со временем на лентах стали писать названия кораблей, что оказалось очень удобным во всех отношениях. Первоначально сами ленты были разноцветными. После гибели адмирала Нельсона английские офицеры в знак постоянного траура повязали на тульи шляп черные ленты, а у матросов появились черные шейные галстуки-платки. Строгие темные ленты на головном уборе прижились у моряков едва ли не всех стран.

Справка языковеда. Как уже ясно, «фуражка» — производное от прозаического и далекого от морской тематики французского слова «фураж». Бескозырка — от слов «без козырька», причем «козырек» когда-то ничего общего с головным убором не имел: «козырем» называли высокий стоячий воротник и это слово корнями связано со словами «коза», «кожа».

Брюки

В наш язык слово «брюки» попало из голландского языка во время петровских реформ, поэтому в русских словарях 1789, 1803 и даже 1834 гг. все еще приходилось объяснять, что брюки — это «матросские штаны».

Наличие спереди откидного клапана (лацбанта) позволяло свободно перемещаться по реям и узким проходам, не рискуя зацепиться за что-либо. Широкий, свободный покрой матросских брюк, как и фланелевок, также продиктован практическими соображениями. В море бывает дорога каждая секунда. Надо иметь такую форму, которую можно надеть практически мгновенно.

В эпоху парусного флота матросы чаще ходили босые, а деревянные палубы то и дело скатывали и мыли. Чтобы не замочить брюк, матросы подворачивали их до колен, а это можно было сделать только при достаточной их ширине. Очень важно, что широкие брюки легко снять в воде при падении за борт. Так или иначе, но современное стремление заузить их (опять-таки, как и фланелевку) противоречит настоящим морским традициям.

Еще довольно молода заглаживаемая на флотских брюках складка: эта «новинка» появилась лишь в начале XX века и сразу же придала морскому костюму удивительную законченность и элегантность.

Справка языковеда. Голландское слово «брюки», поначалу бывшее, как мог убедиться читатель, чисто морским термином, происходит от латинского, где употреблялось в том же значении. В современном морском языке есть еще и термин «брюканец» — мягкая зашивка для герметизации места прохода мачты через палубу и т. п.

Источник

Как выгдялит парадная военная форма в разных странах: Помпоны, медвежьи шапки, перья павлина и др изыски

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Греция

Ватикан

«Пехотная когорта швейцарцев священной охраны Римского папы» — единственный в настоящее время вид вооруженных сил Ватикана. Историки считают ее старейшей армией в мире, хотя все ее «силы» составляют около ста человек. Основал эту армию была еще в 1506 году воинственный папа Юлий II, который вел непрерывные войны все десять лет своего правления. Швейцарцы считались в то время лучшими солдатами в Европе, их охотно нанимали на службу многие правители. Только в XIX веке Швейцария официально завершила практику найма своих солдат и отменила все договоры. Для Папы Римского тогда было сделано исключение, и сегодня его личная гвардия – это единственное подразделение швейцарцев, несущее службу в другом государстве.

Сегодня, чтобы попасть в это элитное подразделение, кандидат должен точно соответствовать множеству параметров: рост – не ниже 174 см, среднее образование, предварительная служба в армии, хорошие рекомендации, отсутствие усов, бороды, длинных волос и жены (впрочем, последней можно обзавестись во время службы, но только по специальному разрешению). Вероисповедание тоже, разумеется, важно. Красочная средневековая форма, по легенде, шьется до сих пор по рисункам самого Микеланджело, хотя исторических свидетельств этому нет. Но зато точно известно, что металлические шлемы, которые доставляли массу неудобств в жару (они раскалялись на солнце), заменили не так давно на пластиковые, которые печатают в ружейных мастерских на 3D-принтере.

Великобритания

Еще одно старинное подразделение, которое охраняет самого монарха – это Королевская гвардия Великобритании. Традиция личной охраны короля зародилась еще около трех веков назад, когда «первое лицо государства» частенько участвовало в боевых действиях и вставал вопрос защиты его на поле боя. Поэтому солдат в такие полки всегда отбирали очень тщательно. Сегодня Британская гвардейская дивизия состоит из двух конных и пяти пехотных полков. Форма у всех пехотинцев очень похожа (различают их по расположению пуговиц).

Республика Корея

Длиннополый халат Турумаги на самом деле маскирует настоящие доспехи: металлические пластинки, крепятся к нему с внутренней стороны. Такая конструкция обеспечивала защиту даже от мушкетных пуль. Сегодня точно не известно, «бронируются» ли халаты гвардейцев или эта традиция осталась в прошлом. А вот ватные сапоги хва, подбитые толстой буйволиной кожей (почти наши валенки), до сих пор являются вариантом очень функциональной обуви, способной защитить от непогоды, но при этом – легкой и удобной.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Форма морского флота (история, современная форма для матросов, старшин, офицеров, женская форма, что в нее входит и т.д.

Форма военных моряков – предмет гордости всех, кто когда-либо соприкасался с морской службой. Строгость и сдержанность не создают впечатления уныния, а золотые нашивки и погоны – привлекают внимание. Почему военная форма моряков черного цвета и как она появилась? Об этом и многом другом – пойдет речь в статье.

Исторический экскурс

Военно-морской флот появился у России довольно поздно. В самом конце XVII века, когда страны Европы уже успели исследовать почти весь земной шар, открыть большинство континентов и завоевать обширнейшие колонии. Появлением флота мы обязаны инициативе и неукротимой воле молодого императора Петра I, с детства влюбленного в романтику морских странствий и осознавшего, что без выхода в мировой океан Империя рискует превратится в колонию более развитых стран.

Первая форма морского флота была разработана самим Петром, по образцу формы голландских матросов, с которыми он тесно общался во время Великого Посольства 1697-1698 годов. Костюм состоял из коротких серых панталонов, нитяных чулок, куртки серого или зеленого цвета и широкополой шляпы-треуголки. В холодное время года поверх блузы надевался камзол зеленого цвета.

Подобная военная форма моряков просуществовала с небольшими изменениями почти полвека. Только в середине XVIII века красные панталоны уступили место белым.

К концу правления Великой Императрицы Екатерины II треуголки, панталоны и чулки в мужской одежде вышли из моды. Форма морского флота начала приобретать более традиционные формы. В начале XIX века короткие штаны были заменены на брюки прямого кроя. У моряков появилась роба – повседневная форма одежды, шившаяся из грубой парусины серого цвета. Для выхода на берег матросы поверх робы (или вместо – в теплое время года), надевали белый блузон с широким отложным воротником лазурного цвета.

К середине 60-х годов позапрошлого века в форменном обмундировании военных моряков появляется тельняшка – хлопковая или полушерстяная нательная рубаха без воротника, с нанесенными на неё горизонтальными темно-синими полосами.

Не смотря на свое более чем сомнительное происхождение – одеяние маргинальных слоев населения и каторжников, тельняшка впервые была утверждена в качестве элемента морской формы Наполеоном III в 1859 году. Через несколько лет тельняшка была заимствована русскими моряками и стала самым узнаваемым элементом военно-морской формы.

В эти же годы были заимствованы у французских моряков бушлаты, заменившие собой длиннополые шинели, неудобные при работе на судах, блуза с отложным воротником и глубоким вырезом на груди и брюки-клеш.

Современная форма морского флота

Повседневная форма морского флота (образца 2015 года)

Комплект повседневной формы служащих рядового и старшинского состава ВМФ состоит из:

Рубаха

Брюки

Про матросские брюки и их покрой существует несколько легенд. Первая относится ко временам Петра I, вторая – Екатерины II. Обе связаны с пикантными ситуациями, свидетелями которых были монаршьи особы. На самом деле, специфический покрой флотских брюк связан с безопасностью. Матросу, упавшему за борт, гораздо проще освободится от обуви – скинуть туфли и расстегнуть застежки по боковым швам, нежели расстегивать пуговицы, скрытые под планкой гульфика. Брюки имеют широкие петли ( шлевки ) в которые продевается ремень.

Воротник ( гюйс )

Особая гордость моряков. Изготавливается из х/б ткани с подкладкой. Имеет петлю и пуговицы для крепления к вороту форменных фланелевых рубах и рабочей робы. Входит в комплект парадно-выходной формы.

Бушлат и шинель

Традиционная одежда моряков – укороченная куртка – бушлат, шьется из шинельного сукна черного цвета. Носится поверх блузы в холодное время года (осень-весна).

Шинель – черного цвета, носится под ремень. Используют в зимнее время.

Головные уборы

Традиционный головной убор матроса – бескозырка. В последние годы она несколько потеснена беретами и пилотками, которые более практичны в тесных помещениях боевых кораблей. Для зимы предусмотрена меховая шапка-ушанка черного цвета. Попытки ввести в форменную одежду моряков вязанные шапочки, взамен ушанкам – не были восприняты моряками и не прижились.

Обувь

На флотском жаргоне матросские ботинки именуются «гадами» или « прогарами ». Изготавливаются из юфтевой кожи. Имеют толстую подошву. До 2014 года изготавливались со шнуровкой. Современная обувь имеет резиновые вставки, обеспечивающие быстрое надевание и снимание в экстремальных ситуациях. Для матросов несущих службу на берегу в комплект одежды входят юфтевые сапоги, а для тех, кто участвует в заграничных походах в тропические страны – облегченные сандалии.

Ремень

Обязательный атрибут форменной одежды – ремень. Изготавливается из свиной или коровьей кожи. Застежка в виде бляхи с нанесенной на неё рифленой эмблемой ВМФ России.

Парадная военная форма моряков

Форма морских офицеров

Образец стиля, классических пропорций и преданности традициям. Может быть, в зависимости от сезона черного или белого цвета. Парадная форма допускает сочетание белого кителя и черных брюк.

Форма морского флота для женщин

Традиционно для женщин на военных кораблях места не было. Однако, веяния XXI века пополнили ряды морских офицеров и контрактников представительницами прекрасного пола. Для них разработана специальная форма, учитывающая флотские традиции, но также и особенности строения женской фигуры:

Женское обмундирование ВМФ (летнее)

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Источник

Операционные системы и программное обеспечение