форма мировоззрения выражающая признание абсолютного начала бога

Практическая

Функция науки, связанная с прогнозированием ситуаций и поиском способов их решений

прогностическая
познавательная
объяснительная
мировоззренческая
практически0действенная

Эмпирический

Теоретический

833) Автор концепции структуры научных революций:

Кун
Гуссерль
Витгенштейн
Лакатос
Поппер

Революция

836) Мыслитель, выдвинувший концепцию научно-исследовательских программ:

Лакатос
Кун
Гуссерль
Витгенштейн
Поппер

837) Мыслитель, создавший концепцию роста научного знания:

Поппер
Лакатос
Спенсер
Вебер
Конт

Фальсификация

Поппер

840) Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается:

этика
эстетика
эпистемология
гносеология
онтология

Искусство

Искусство

843) Основная функция искусства:

эстетическая
познавательная
воспитательная
описательная
объяснительная

Тоталитарное

Мораль

Мораль

847) Особенность морали, заключающееся в проникновении моральных требований во все сферы человеческой жизни:

всеобъемлющий характер
внеинституциональность
императивность
воспитательный характер
рациональность

848) Особенность морали, не относящая ее к сфере организованной деятельности людей:

внеинституциональность
всеобъемлющий характер
императивность
воспитательный характер
рациональность

849) Особенность морали, выражающая аппелирование к моральному долгу, а не к целесообразности:

императивность
внеинституциональность
всеобъемлющий характер
воспитательный характер
рациональность

850) Функция морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и саморегулирование поведения индивида:

регулятивная
прогностическая
познавательная
коммуникативная
оценочно-императивная

851) Функция морали, предполагающая оценку проявлений общественной жизни на основе нравственного освоения действительности:

оценочно-императивная
прогностическая
регулятивная
познавательная
коммуникативная

Нравственность

Религия

Либеральная

Наука

Религия

857) Мировоззрение, характеризующееся признанием Абсолютного начала, т. е. Бога :

религиозное
философское
политическое
обыденное
научное

858) Социолог, относящий к религии общественные идеи и верования, имеющие обязательный характер:

Дюркгейм
Фрейд
Фейербах
Спенсер
Вебер

859) Мыслитель, определивший религию как коллективный невроз навязчивости:

Фрейд
Фромм
Юнг
Райх
Лоуэн

Источник

Информация о курсе

Вопросы с ответами. Основы философии.

Тесты по курсу «Философия» c ответами.

Часть 1. История философии

Тема 1. Восточная философия

1. Собрание древнеиндийских источников (к. 2-н.1 тыс. до н.э.), сборники гимнов в честь богов: Веды.

2. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считают Лао-цзы – даосизм.

3. Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии – брахман.

4. Цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии: мокша.

5.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – нирвана.

6. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской

философии – это сансара.

8. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное, пассивное начало – инь.

9. Восточная философия: Буддизм; Ислам; Йога; Неоиндуизм.

10 Эзотерическая философия: Теософия; Суфизм; Агни-Йога; Живая Этика; Учение Храма.

11. Выделите верное положение. Восточному типу цивилизационного и культурного развития соответствует: традиционное общество.

12. Почитание различных объектов действительности, которым предписываются сверхъестественные свойства: фетишизм.

13. Вера в существование сверхъестественной связи группы людей и каким-то видом животных или растений – тотемизм.

14. Священная книга мусульман: Коран.

Тема 2. Античная философия

2. Первым философом античности считается: Фалес.

3. Первоначалом сущего считал воду – Фалес.

4. Мыслитель, который ввел слово «диалектика» в философию – Сократ.

5. Кто утверждал: «Я знаю, что я ничего не знаю»: Сократ.

6. Впервые к проблеме человека обратился: Сократ.

7. Первоначалом всего сущего считал апейрон – Анаксимандр.

8. Философ-софист – Протагор.

9. Первоначалом всего сущего считал огонь – Гераклит.

10. Демокрит полагал, что в основе мира лежат: атомы.

11. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые наделены соответствующей мудрой душой, считал – Платон.

12. Сила, управляющая миром в философии стоиков: Фатум.

13. Философия для стоиков есть наука: умирать.

14. Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного: Аристотель.

15. Платон полагал, что основой мира являются: идеи.

16. Хронологические рамки среднего стоицизма –2-1 вв. до. н.э.

17. Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала – Число.

18. Философ – идеал стоиков: Диоген Синопский.

20. Период всемирной истории, поставивший права и свободы в рамки правовых отношений – римский.

21. Представители философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философствовать то, что он считает выгодным и правильным: софисты.

22. Эпоха, характерная рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого: античность.

23. Смысл философии, согласно Пифагору, в поиске: истины.

25. Пифагор утверждал, что: мир есть гармония чисел.

26. Место возникновения науки считают: Древнюю Грецию.

27. Видными представителями эклектики в античном мире являются: Боэций, Цицерон, Филон.

28. В античной философии преобладала стихийная: диалектика.

Тема 3. Философия средневековья

1. Средневековый автор изречения: «Верую, чтобы понимать» — Аврелий Августин.

2. Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилась в: критике средневековой философии.

3. Философию эпохи средних веков разделяют на следующие хронологические периоды:

Ранняя патристика – 2-4 вв.

Зрелая и поздняя патристика – 4-7 вв.

Ранняя схоластика – 7-12 вв.

Расцвет схоластики – 12-13 вв.

Поздняя схоластика – 12-15 вв.

4. Понятие, характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви – символизм.

5. Философская школа в современном капитализме, исходящая из учения Ф. Аквинского – неотомизм.

6. Философ средневековья, утверждавший независимость души и тела – Аврелий Августин.

7. Как можно по Августину, перейти от «царства земного» к «царству небесному»: с помощью постоянного устремления к богу посредством молитвы.

8. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину: вера в Бога.

9. Фома Аквинский – крупный представитель теологии средневековой философии выдвигает: 5 собственных доказательств бытия Бога.

10. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными оболочками – номинализм.

11. Номинализм – направление средневековой теологической философии, сторонники которого считали, что реально существовали: единичные понятия.

12. Вера противопоставлялась в средневековье – разуму.

13. Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой – схоластика.

14. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом: предпринимательскую деятельность.

15. Представители средневековой философии: Росцелин, Оккам, Аквинский, Августин, Скот.

16. Социальная философия Августина базировалась на представлении о: целенаправленности истории.

17. Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью – средневековье.

18. Хронологические рамки патристики – 1-7 вв.

19. Форма мировоззрения, выражающая признание Абсолютного начала Бога – учение о конце мира называется: эсхатология.

20. Представители средневековой философии: Реализм: А. Блаженный, Ф. Аквинский.

Номинализм: Росцелин, Оккам.

Концептуализм: Абеляр, Скот.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения

2. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны-образца общественного устройства – Утопия.

3. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает: математика.

4. Характерная черта Ренессанса – антропоцентризм.

5. «Город Солнца», утопический роман, написал: Кампанелла.

6. Кузанский считал, что человеческое познание: беспредельно.

7. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований – утопия.

8. Направление в христианстве, появившееся в результате Реформации – протестантизм.

9. Характеристика Вселенной в философии Дж. Бруно – бесконечность.

10. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает: математика.

11. Понятие «Возрождение» означает восстановление интереса к: античности.

12. Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения – Петрарка.

13. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу – индивидуализм.

14. Философ Возрождения, утвердивший свободу воли человека как определенный фактор жизни – Мирандола.

15. Автором книги «Об обращении небесных сфер» был: Коперник.

Тема 5. Философия Нового времени

1. Метод истинного познания, по Бэкону: индукция.

2. Основной темой в Новое время стала тема: познания.

3. Труд «Новая Атлантида» написан: Бэкон.

4. Основателем рационализма считают: Декарта.

5. Философ, рассматривающий общественные явления с позиции механистического материализма – Т. Гоббс.

7. Основные неотчуждаемые права человека, по Локку – жизнь, собственность, свобода.

8. Определите предложенный Локком вариант решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой: учение о человеке как …чистой доске.

9. Окружающий человека предметный мир, по Спинозе: модусы.

10. Способ познания, у Спинозы, представляющий адекватное знание: интуиция.

11. Тенденция в философии 17-18 вв. сводить все законы природы к законам механики: механицизм.

12. Отрасль науки, развитию которой способствовала деятельность философов Нового времени: методология

14. Дуалистическая позиция характерна для – Декарта.

15. Верховная власть, по определению Д. Локка – законодательная.

16. Основой всего мироздания, по Лейбницу, являются: монады.

17. Идея экспериментального исследования возникла: в культуре Нового времени.

18. Философское направление, представители которого признавали Бога, как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не влияющий на ее бытие – это: деизм.

Тема 6. Философия Просвещения

1. Эпоха, наследниками духовных ценностей которой явились французские просветители: Возрождение.

2. Философ эпохи Просвещения, выдвинувший идею поступательного развития общества – Кондорсе.

4. Кто выдвигал «политический строй» в качестве фактора различий между народами? Вольтер.

5. «Фатальность – это вечный, незыблемый, необходимый, установленный в природе порядок», считал Гольбах.

6. Кто из деятелей французского Просвещения был организатором написания 35-томного Энциклопедического словаря – Дидро.

7. Автором произведения «Человек-машина» является: Ламетри.

8. Кто из философов разрабатывал концепцию влияния географического фактора на общество в качестве главного: Монтескье.

9. Просветители 18 в. (Вольтер, Дидро) смотрели на культуру как воплощение: разума.

10. Какую позицию по отношению к религии занимали французские просветители 18 в? Одни полностью отрицали (Мелье), другие допускали существование в качестве сдерживающего общественного фактора.

Представители французского Просвещения:

— Вольтер: видел необходимость в признании существования Бога с морально-этической точки зрения.

— Монтескье: видел влияние климата и географии на устройство общества.

— Руссо: считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность.

— Кондильяк: человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволяют человеческие возможности.

— Ламертри: выступал за полную осознаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств.

— Дидро: в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов.

— Ж. Мелье: не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога).

Тема 7. Немецкая классическая философия

1. Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю: Дух.

2. Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю: логика.

3. Труд «Философия права» принадлежит: Гегелю.

5. Представители немецкой классической философии – Фейербах, Шеллинг.

6. Способность образования понятий, суждений, правил, по Канту: априорная.

8. Субъективный принцип нравственности, по Канту: долг.

9. Центральная философская проблема Юма – познание.

10. Категорический императив И. Канта принадлежит: морали.

11. Мыслитель, считавший, что в поисках смысла истории следует исходить из ее «конца», т.е. предполагаемых результатов – Кант.

12. Представитель немецкой классической философии, основавшийся на позициях антропологического нравственно-природного разума: Фейербах?

13. Фихте является последователем: Канта.

14. Философия Фейербаха: антропологический материализм.

15. Определите предложенный Фейербахом вариант решения проблемы взаимодействия личности и общества: сначала нужно изменить сознание людей, а уж затем эти изменившееся люди изменят свое общественное бытие.

Тема 8. Философия марксизма

1. Деятельность как основа познания действительности в марксистской философии – практическая.

2. Автор произведения «Диалектика природы» — Энгельс.

3. Ступень познания, в марксистской философии, отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств – чувственная.

4. Теория, рассматривающая развитие истории как естественноисторический процесс – марксизм.

5. Основной труд К. Маркса: Капитал

7.Способ существования материи, в марксистской философии: материальность.

8. Определяющее отношение между людьми, в марксистской философии –

9. При анализе общества Маркс поставил во главу угла: общественные связи и отношения.

10. Ключевое понятие, использованное при формационном подходе к анализу общества.

11. Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное … производство.

12. Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию – немецкая классическая.

13. Время возникновения марксистской философии – 40-е гг. 19 в.

14. Критерий истины, в марксистской философии: практика.

15. Последователи марксистской философии: Лафарг, Плеханов.

16. Сознание в материалистической философии понимается как: субъективная реальность.

17. В классическом марксизме происхождение государства объяснялось: причинами социально-экономического характера.

18. Классический марксизм рассматривает человека в контексте всей совокупности: общественных отношений.

19. Определите историческое понятие, которое разрабатывается и определяется Марксом и Энгельсом: прибавочная стоимость.

20. Укажите верное положение Маркса и Энгельса: развитие происходит по законам диалектики.

21. Укажите верное понятие, которое выделяется и разрабатывается К. Марксом: отчуждение.

22. Направление социальной философии, развивающееся параллельно с позитивизмом: марксизм.

23. Кто из представителей неомарксизма обратил внимание на глубокую связь марксизма с гегелевской диалектикой? Лукач.

Тема 9. Философия 19-20 вв.

2. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективное развитие – Поппер.

3. Идеалы и ориентиры социально-культурного развития общества в неокантианстве – ценности.

4. Доминирующая сфера общества в концепции постиндустриализма – сервис.

5. Теорию Фрейда называют: психоанализ

6. Фамилия последователя З. Фрейда, развивавшего учение о «коллективном бессознательном», определяющем социальное поведение людей: Юнг.

7. Мыслитель, рассматривавший жизнь, как осуществление души в мире – Шпенглер.

8. Мыслитель, видевший смысл всемирной истории в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человека – Тойнби.

9. Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей: Ницше.

10. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки – Венская.

11. Представители фрейдо-марксизма: Райх, Маркузе.

12. Труд «Бытие и ничто» принадлежит: Сартру.

13. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания: Шопенгауэр.

14. Философия человеческого существования называется: экзистенциализмом.

15. Определите соответствие между тем, кто из философов выдвигал вместо «разума» на первый план феномены и феноменалии:

Кьеркегор – «Жизнь», «Смерть», «Страх», «Вина».

Шопенгауэр – «Воля к жизни».

Ницше – «Воля к власти».

Бергсон – «Жизненный порыв».

16. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме: подтверждения?

17. Белл выдвинул теорию: индустриального общества

18. Основателем интуитивизма считается: Бергсон.

19. Основным вопросом философии являются: иметь или быть? Что соответствует названию одной из его книг: Фромм.

20. Главная причина антропосоциогенеза по Фрейду: биологическая.

21. Позитивистские идеи Конта развивал: Спенсер.

22. Направление в теории познания 20 в., зарождение которого связано с исследованиями Ф. де Соссюра: структурализм.

23. Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логических структур языка: Витгенштейн.

24. Философия, которая стремилась показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт в развитии человечества в явлении Христа: западноевропейская христианская.

Тема 10. Русская философия

1. В 1721 г. Петр 1 заменил единоличное управление патриарха на Святейший Синод.

2. Церковные области Древней Руси: епархии.

3. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этически кодекс поведения: Мономах.

4. Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла: в 17 в.

5. Философия Ломоносова, составившая основу физической химии: корпускулярная.

6. Ученый, доказавший зависимость биологической и общественной жизни на Земле от влияния Космоса: Чижевский

7. Представитель русского космизма, первым выдвинувший идею овладения Космосом: Федоров.

8. Течение русской философской мысли 30-40-х г. 19 в., в котором вера выступает первичным фактором, обусловившим историческую деятельность народа – славянофилы.

9. Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса – западничество.

10. Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления государств, способную обеспечить целостность и устойчивость России: консерватизм.

11. Мыслитель, разработавший оригинальную философскую концепцию консерватизма – Леонтьев.

12. Один из основоположников культурологического понимания хода истории – Данилевский.

13. Русский философ 19 в., считавший религиозную веру выше разума – Соловьев.

14. «Учение о Богочеловечестве» принадлежит В. Соловьеву.

15. Основная идея философии В. Соловьева: всеединства.

16. Основная проблема, рассматриваемая Федоровым: бессмертие.

17. Западники: Белинский, Чаадаев, Грановский, Огарев.

18. Представители революционно-демократической идеологии: Герцен, Белинский.

19. Почвенники: Достоевский, Леонтьев, Данилевский, Страхов.

20. Космисты: Бугаев, Чижевский, Циолковский, Умов.

21. Религиозные философы: Флоренский, Соловьев, Лосский, Шестов.

22. Религиозная философия: Православие.

23. Кого называли «пионером» марксизма в русской философии: Плеханов.

24. Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти»: анархия.

25. Политика, по определению Ленина, есть: «участие в делах государства».

27. Представитель русской философии, утверждавший, что человек – высшее произведение природы: Чернышевский.

28. Философия в советский период:

1917-1930 – Время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма.

1930-1950 – период полной идеологизации философии.

1950-1980 – период возрождения самостоятельной философии.

Часть 2. Теория философии

Тема 11. Философия, ее функции

1.Что такое философия? Форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нем, и является теоретической основой мировоззрения.

2. Где возникла философия? В Греции, Индии, Китае.

3. Что называется предметом философии? Предметом философии называется система вопросов, которые изучает философия.

4. Общая система взглядов на мир называется – мировоззрением.

5. Мировоззрение – это совокупность принципов, убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности человека, социальных групп, класса, или общества в целом.

6. Вера в существование сверхъестественных сил, называется: религия.

7. Функция философии, которая способствует формированию целостной картины мира, представлений об ее устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром: мировоззренческая.

8. Функция философии, которая имеет целью подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать новые черты, качества, вскрывать противоречия, конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, называется: критическая.

9. Какая функция философии не относится к основным: социологическая.

10. Какая функция не относится к основным: мифологическая.

11. Какая функция не относится к основным функциям философии? Политическая.

12. Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению: социальная.

13. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира – теоретическая

14. Функция философии, которая имеет целью направленное и достоверное познание окружающей действительности: гносеологическая.

15. Функция философии, которая способствует выработке методов познания окружающей действительности, называется: методологической.

16. Понятие, характеризующее нерасчлененность мировоззренческих представлений в первобытном обществе – синкретизм.

17. Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира – это философия.

18. Какие разделы составляют общую структуру предмета философии? Учение о бытии (онтология), познании (гносеологии), человеке, обществе.

19. Философия опирается: на разум и объективные знания.

20. Какой вопрос является основным вопросом философии? Вопрос об отношении бытия и мышления.

21. Специфика философских вопросов заключается в том, что они являются: вечными.

22. Одновременно направлением в философии и философским методом является: материализм.

23. Какую роль в процессе познания играют философские знания: позволяют наиболее точно и в то же время понять сущность природы, социальных явлений.

Тема 12. Онтология. Учение о бытии и материи

1. Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает: монизм.

2. Что означает термин «онтология»? Учение о сущем.

3. Сущность вещей: скрыта.

4. Философское понятие для обозначения всего сущего: бытие.

5. Проблема бытия в философии:

В эпоху средних веков: бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир.

В эпоху Возрождения: бытие рассматривалось как физическая реальность, природа.

В философии Гегеля: подлинное бытие есть «абсолютная идея».

Марксиситкой философии: бытие – это материя.

Русской религиозной философии: бытие – духовно.

Парменид: бытие – это сущее.

Гераклит: бытие пронизано борьбой противположностей.

Демокрит: бытие есть атом.

Платон: бытие есть идея.

7. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности: категория.

8. Начиная с античности, понятие «Бытие» понималось как окружающий человека мир. В каком веке данное понимание стало характеризовать еще и внутренний мир человека – «субъективный мир»:19 в.?

9. Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющий ему материю – это объективный идеализм.

10. Существующее независимо от чего другого – субстанция.

Идеалистического монизма: Платон, Аристотель, Августин, Гегель.

Материалистического монизма: Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин.

Пантеистического монизма: Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза.

12. Определите соотношение между позициями в философии к анализу субстанций…:

Материалистический монизм – существует одна субстанция – материя.

Идеалистический монизм – существует одна субстанция – идеальное начало.

Пантеистический монизм – существует одна субстанция – Бог, отождествляемый с природой.

13. Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает: плюрализм.

14. Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса – отражение.

15. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета и явления в результате количественных изменений – скачок.

16. Действительность, сфокусированная в сознании субъекта: субъективной реальностью.

17. Действительность, существующая вне человеческого сознания называется: объективной реальностью.

18. Где может проявляться, актуализироваться и существовать бытие: в настоящем.

19. Длительность существования вещей и процессов: время.

20. Что не входит в содержание «Бытие»: общества и государства, существовавшие в прошлом.

21. Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи:

В эпоху средних веков – материя производна от Духа.

В эпоху Возрождения – материя – совокупность физических сил.

В эпоху Нового времени – материя – это субстанция.

Современное представление – материя объективная реальность.

22. Отражение присуще: всей материи.

23. Подходы к проблеме материи в философии:

Материалистический подход: материя есть основа бытия.

Объективно-идеалистический подход: материя есть порождение абсолютного духа.

Субъективно-идеалистический подход: материя есть продукт человеческого сознания.

Позитивистский подход: понятие «материя» ложно.

24. Определите соответствие между основными формами движения материи и их сущностью:

Социальная – вся совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни.

Механическая – перемещение тел в пространстве.

Биологическая – существование и развитие живых организмов.

Химическая – сложные взаимодействия молекул.

Физическая – движение теплоты, света, магнетизм, гравитация, движение атомов.

Тема 13. Философия природы

1. Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности: натурфилософия.

2. Наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды – социальная экология.

3. Фамилия немецкого биолога, впервые употребившего термин «экология»: Геккель.

4. Часть природы, вовлеченная в сферу общества, производственный процесс: географическая.

5. Философское течение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность: телеология.

6. Глобальные проблемы современности связаны с:

Взаимодействием природы и общества;

Взаимодействием социальных общностей людей;

Тема 14. Учение о развитии. Диалектика

1. Предельно общее универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности: категория.

2. Центральным понятием диалектики является: развитие.

3. Философское учение о всеобщих связях бытия и развития всего сущего: диалектика.

4. В истории философии существовала не только диалектика, но и ее противоположность – метафизика.

5. Для какого направления философии характерно непонимание всеобщей связи явлений, отрицание развития: метафизика.

6. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференциальных и автономных частей целого, обусловленных строением: организация.

8. Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события – причина.

9. Категория диалектики, парная категории «необходимое» — случайное.

10. Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез ( отрицания отрицания), по Гегелю, — развитие

11. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественного изменения – скачок.

12. Переход от одного количества к другому есть: скачок.

13. Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет: источник развития.

14. Закон «взаимного перехода количественных изменений в качественные» определяет: механизм развития.

15. Закон «отрицания отрицания» определяет: тенденции развития.

16. Степень развития свойств предмета: количество.

17. Центральным понятием диалектики является: развитие.

18. Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами есть: свойство.

19. Диалектика познания и мышления людей называется – субъективной.

20. Определите соответствие между разными периодами времени в понимании диалектики в разные времени:

· Античность – способ сочетания противоположных линий в поиске истины.

· При материализме – учение о развитии всего сущего.

· Средние века – учение о развитии всемирной истории.

· Новое время – развитие природы как целого.

Тема 15. Проблема человека

1. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания: антропоцентризм.

2. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ – антропоморфизм.

3. Учение о человеке – антропология.

4. Человек – есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду.

6. Индивидуальность – совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других.

7. Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – аскетизм.

8. Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – аскетизм.

9. Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения – гедонизм.

10. Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью освоения и преобразования: деятельность.

11. Какой уровень не обязателен для человека: педагогический.

12. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является: результатом его жизни в обществе.

13. Определяющим условием становления человека является труд, поскольку он имеет: коллективный характер.

14. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является: результатом его жизни в обществе.

15. Как соотносятся между собой понятие «практика» и «деятельность»? Понятие «деятельность» шире понятия «практика».

16. Исходной формой общественной практики: была материальная практика.

17. Укажите верное положение. Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.

18. Что побуждает человека к конкретному самоличному действию: потребность, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.

Тема 16. Сознание. Общественное сознание

19. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присуща только человеку – есть сознание.

20. Важными характеристиками и существенными свойствами сознания человека являются:

· субъективность и идеальность;

· беспредельность и открытость.

21. Что такое самосознание? Это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов.

22. «Опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию»: мышление.

23. Что такое язык? Это система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения.

24. Выделите точку зрения идеализма: Сознание может существовать до и независимо от материи.

25. Позиции в философии к проблеме сознания:

· Физикализм: сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики.

· Солипсизм: сознание индивида – единственная достоверная реальность.

· Объективный идеализм: сознание рассматривается как часть «мирового сознания»

· Умственный материализм: способность материи отражает саму себя.

26. Воспроизведение в себе других предметов есть: отражение.

27. Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного – архетип.

28. Функция морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и соморегулирование поведение индивида – регулятивная.

29. Совокупность религиозных представлений, чувств, привычек, традиций, формирующихся под воздействием носителей религиозного сознания – религиозная психология.

30. Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – политическое.

31. Политическое сознание, основанное на определенной политической концепции, отражающее политические интересы определенных социальных групп: теоретическое сознание.

32. Что не относится к формам общественного сознания: психологическое сознание.

33. Что не относится к формам общественного сознания? Астрология.

34. Выделите в предложенных суждениях точку зрения идеализма: сознание может существовать до и независимо от материи.

35. Способность общественного сознания оказывать воздействие на ход исторического процесса объясняется: активностью общественного сознания.

36. Способность общественного сознания предвосхищать будущее на основе анализа противоположных в обществе процессов, тенденций, называется: опережающим отражением общественного сознания.

37. Определите ложное утверждение: Формы общественного сознания отличаются друг от друга – по значимости в структуре общественного сознания.

38. Определите, что не входит в структуру общественного сознания: сущность общественного сознания.

39. Определите, какого закона не существует: закон независимости общественного сознания от общественного бытия.

40. Что такое самосознание: это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов.

41. Отставание от объективной логики развития общественного бытия означает: инерционность общественного сознания.

42. Что не относится к творческой функции сознания? Выработка плана действий.

43. Выделите… точку зрения идеализма: сознание может существовать до и независимо от сознания.

44. Историческая преемственность в развитии общественного сознания означает, что: старое присутствует в новом.

45. Неизменным признаком современного типа личности является: ее гражданская и политическая сознательность.

46. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах» — сенсуализм.

47. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – рационализм.

48. Форма чувственного познания – восприятие.

49. Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный воображением: представление.

50. Явление, данное в опыте чувственного познания – феномен.

51. Какой ответ на вопрос о том, что является источником познания, дает рационализм: разум.

53. Метод, основанный на выдвижении из ложных, но исключительно и неккоректно поданных как истинных посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу называется: софистикой.

54. Какое из приведенных ниже суждений является философским: мир познаваем.

55. Согласие с каким утверждением означает агностицизм? Сущность вещей принципиально непознаваема.

56. Определите, что не относится к чувственным формам познания? Понятие.

57. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил: релятивизм.

58. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках: софизм.

59. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности, называется: познанием.

Тема 18. Научное познание

60. Частичное, неполное знание об объекте – относительная истина.

62. Соединение человеческой мысли с внешним миром есть: истина.

63. Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания: истина.

64. Выделите верное положение. Истина – это правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества.

65. Критерием истины в философии: выступает практика.

66. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности – субъективная.

67. Форма рационального познания – теория.

68. Система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте: теория.

69. Уровень познания, объясняющий и обосновывающий внутренние признаки вещей и явлений – теоретический уровень.

70. Вид познавательной деятельности, изучающий объект как целостность, располагающей собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер, называется: теоретическим уровнем познания.

71. Научное познание всегда осуществляется с помощью: разума.

72. В процессе познания какое-либо понятие: не изменяется.

73. Науку можно определить как: сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

74. Мышление специальными понятиями, как инструментами познания, есть: наука

75. В течение длительного времени господствующим типом историко-научных исследований было: хронологическое описание успехов той или иной науки.

76. Научная проблема в узком значении: форма мышления, характеризующая недостаточность имеющих средств достижения цели научного познания.

77. Научная проблема в широком смысле: затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования.

78. Философское направление, утверждающее, что подлинное знание – совокупный результат специальных наук – позитивизм.

79. Смена научной парадигмы – революция.

80. Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений – аксиологическая.

81. Сторона социального познания, объясняющая бытие общества, закономерности и тенденции его функционирования и развития – социальная.

82. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования: методология.

83. Что такое методология? Наука о методах познания.

85. Для выявления общих закономерностей развития научного познания методология науки опирается на: математический метод исследования.

86. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области: обобщение.

87. Умозаключения бывают: дедуктивными и индуктивными.

88. Общие методы научного познания применяются: в философском познании.

89. Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для: сциентизма.

90. Антисциентизм толкует науку как: силу, чуждую и враждебную сущности человека.

91. Одним из важнейших отличительных качеств научного познания является: систематизированность

92. Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями: гипотеза.

93. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы: анализ.

94. Описательные научные теории решают задачу: упорядочивания относящихся к ней фактов.

95. Переход от математики к естествознанию в качестве образца для исследования динамики научного познания связан: с результатом развития естествознания.

96. Отображение объекта в форме какого-либо языка: формализация.

97. Способ достижения результатов в познании и на практике называется: методом.

98. Фактор, являющийся важнейшим содержанием общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории: производство.

99. Основой материального производства аграрной цивилизации были: земледелие и скотоводство.

100. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление…, называется: социальной философией.

101. Философия мыслителя, который первым ввел в науку термин «социология»: Конт.

102. Цели коллектива задаются: обществом.

103. Выделите верное положение: Семья – это основная ячейка общества.

104. Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации – это социальная: статика? или динамика?

105. Понятие, обозначающее сложившуюся в обществе систему устойчивых связей, социальных групп и институтов: социальная сфера?

106. Возможность перехода от одной социальной группы в другую, называется: социальной мобильностью.

107. Совокупность средств и методов осуществления государственной власти: режим.

108. Концепция, утверждающая первичность прав и свобод человека: либеральная.

109. Выделите верное положение: Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в ней общностей, взятых в их взаимодействии.

110. Укажите ложное положение: социальная система не относится к разряду самоуправляемых.

111. Область деятельности и взаимоотношений в обществе, которая связана с существованием больших групп людей носит название: социальная сфера.

112. Каких потребностей не существует? Потребностей сложных и элементарных.

113. Непрерывно возобновляющаяся в процессе производства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части – народонаселение.

114. Определите верное утверждение: в качестве генеральной общности демографической структуры общества выступает: народонаселение.

115. Совокупность форм организации жизни и деятельности людей есть: общество.

116. Естественным условием существования самого общества является: природа.

117. То, с помощью чего преобразовывается природа: производительные силы.

118. Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг: производственные отношения.

119. Для исследования материального производства в социальной философии используют понятие: способ производства.

120. Исторической наукой установлено, что классы возникли: в период разложения родового строя.

121. Главный вопрос политики: о государственной власти.

122. Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг – материальная.

123. Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования – политическая сфера.

124. Сфера общественной деятельности, обеспечивающая блокирование разрушительных тенденций во всех областях общественного развития – регулятивная.

125. Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – политическое.

126. Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством – право.

127. Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни: реформа.

128. Застой в обществе, экономике, производстве – стагнация.

129. Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами – революция.

130. Сфера деятельности, определяющая формы, задачи, содержание деятельности государства – политическая.

131. Государственный строй, основанный на однопартийной системе и навязанной государством идеологии: тоталитаризм.

132. Экономические отношения, в основе которых лежит общественное разделение труда: производственные.

133. Создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете: Мальтус.

134. Социолог, относящий к религии общественные идеи и верования, имеющие обязательный характер: Дюркгейм.

135. Начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его частях, носящий количественный характер – изменение.

136. Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства: эгалитарная.

137. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью – воли, авторитета, насилия: власть.

138. Форма правления, предполагающая сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию: монархия.

139. Основной институт политической системы общества, организующий и направляющий совместную деятельность и отношения людей: государство.

140. Какой признак является главным для характеристики класса: место класса в исторически определенной системе производства.

141. Выделите правильное суждение: экономический способ производства включает в себя: производительные силы и производственные (экономические) отношения.

142. Определите ложное положение в отношении государства и экономики: государство может не вмешиваться в экономическое развитие страны.

143. Определите ложное утверждение: политический строй общества определяет технологический способ производства.

144. Процесс создания материальных благ: производство.

145. Что не входит в этническую структуру общества: партия.

146. Выделите верное положение. В структуре материального производства следует различать: технологический способ производства и экономический способ производства.

147. Общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством…: гражданское.

148. Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса производства: потребление.

149. Основополагающий стимул развития производства: потребность

151. Многообразие форм и проявлений политической жизни в обществе, означает: политический плюрализм.

152. Укажите верное положение: Исторический процесс совершается закономерно.

Тема 20. Личность и общество

153. Любая личность уникальна.

154. Личность не растворяется в обществе.

155. Главным результирующим свойством личности выступает: мировоззрение.

156. Взаимосвязанный процесс становления человека и общества: антропосоциогенез.

157. Какой составляющий элемент не обязателен для характеристики личности: космобиологический.

158. Главным результирующим свойством личности выступает: мировоззрение.

159. Что побуждает человека к конкретному самоличному действию: потребность, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.

160. Какой признак является главным для характеристики класса: место класса в исторически определенной системе производства.

161. Определите ложное утверждение, социальная роль личности как труженика в решающей степени зависит: от биологически врожденных программ.

162. В каждом коллективе возможны: разногласия и противоречия.

163. Связь личности и общества опосредована: первичным коллективом.

164. Общество не может дать человеку больше того, что человек дает ему.

165. Каких потребностей не существует? Потребности сложные и элементарные.

166. Связи и зависимости между участниками трудовой деятельности: профессиональные отношения.

167. Процесс усвоения индивидом предметной системы знаний, норм и ценностей, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества: социализация.

168. Взаимоотношение человека и общества: существенным образом изменяется в ходе истории.

169. Фамилия мыслителя, разработавшего идею многообразия типов культур – Данилевский.

170. Культура: это совокупность всех видов преобразовательной деятельности…и т.д.

171. Исходной формой и первоисточником культуры является: человеческий труд.

172. Культура существует как: система

173. Функция культуры, регулирующая поведение отдельных индивидов и целых социальных групп: нормативная функция.

174. Функция культуры, заключающаяся в том, что многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использование этого знания на практике – познавательная.

175. Функция культуры, позволяющая людям вступать в общение друг с другом, называется: коммуникативная.

176. Можно ли свести все культурные явления к рациональному уровню человеческого познания? Нельзя.

178. Одна из первых формул, выражающих специфику культуры, звучала так: «культура контра натуре».

179. Духовная культура это: совокупность всех знаний, все формы мышления и вся сфера мировоззрения.

180. Материальная культура – вся совокупность материальных благ, средства их производства.

181. Закодированные в данной культуре безусловные ценностные феномены называются: символами.

182. Понятия «культура» и «цивилизация» стали различать в философии: 20 в.

183. Выдающиеся личности: влияют на культуру.

184. Современная наука: не обладает исчерпывающей типологией культур, не обладает их полной классификацией.

185. Выделите верное положение. Западному типу цивилизационного развития соответствует: техногенное общество.

186. Сегодня в мире: происходит процесс взаимодействия культур.

187. Стержнем культурных ценностей, объединяющим их воедино, является: Гуманистическое понятие нравственности.

188. Специфика культурных процессов 20 в. отразился в понятии: массовая культура.

189. По Тойнби, устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходством образа жизни, географическими, историческими рамками, называется: цивилизация.

190. Автор теории «локальных культур»: Шпенглер

191. Цивилизационный подход к анализу общества был предложен: Шпенглером.

192. Философское течение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность: телеология.

193. Философия мыслителя, который первым ввел в науку термин «социология»: Конт.

194. Почитание различных объектов действительности, которым приписывают сверхъестественные свойства: фетишизм.

21. Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи:

· В эпоху средних веков – материя производна от Духа.

· В эпоху Возрождения – материя – совокупность физических сил.

· В эпоху Нового времени – материя – это субстанция.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение