форма мировоззрения формирующаяся стихийно у каждого человека в процессе его жизни

Мировоззрение человека

Понятие мировоззрения

Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.

Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.

Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).

Факторы формирования мировоззрения:

Социальное окружение, в котором находится человек.

Условия социума, в которые помещена личность.

Структура мировоззрения

Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:

принципов (точки зрения);

убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);

духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);

Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:

стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);

осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).

Уровни мировоззрения

Различают два уровня мировоззрения:

Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.

Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.

Три функции мировоззрения

Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.

У мировоззрения человека есть три функции:

Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.

Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.

Практическая — влияние на действия человека.

Элементы мировоззрения

Мировоззрение человека можно разделить на элементы:

Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.

Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.

Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.

Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.

Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).

Способы мышления

В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:

Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.

Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.

Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.

Типы мировоззрений

В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.

Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.

Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.

Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.

Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.

Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.

Таблица характеристик мировоззрений

У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.

Источник

Мыслитель, первым заявивший, что он не мудрец, а любитель мудрости, поскольку мудрость дана лишь богам

Особая форма понимания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия

Система знаний о наиболее общих характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни

Термин «философия» в переводе с греческого означает

Человек, впервые назвавший себя философом

Основной вопрос философии в определении Энгельса

+: О соотношении материи и сознания

Мыслитель, который обозначил основной вопрос философии, разделяющий всех философов на два лагеря

Важнейшие характеристики философских проблем

Соответствие между историческим периодом и предметом философии

L1: Античность R1: проблемы первоначала

L2: Средневековье R2: проблемы христианства

L3: Новое время R3: проблемы познания

L4: Современность R4: проблемы иррационального

Соответствие между философом и его пониманием предмета философии

L1: Пифагор R1: число

L2: Платон R2: мир идей и мир вещей

L3: Августин Блаженный R3: Град Земной и Град Божий

L4: Г.В.Ф. Гегель R4: Абсолютный дух

Хронологическая последовательность понимания предмета философии

1: мир идей и мир вещей

2: Град Земной и Град Божий

4: производственные отношения

Хронологическая последовательность понимания предмета философии

1: проблемы первоначала

2: проблемы христианства

3: проблемы познания

4: проблемы иррационального

Метод философии, в котором вещи и явления рассматриваются всесторонне, с учетом противоречий и изменений

Отличительные особенности философских проблем в сравнении с проблемами частных наук

Метод философского познания

Функции философии

Функция философии, которая формирует представление об устройстве мира и месте в нем человека

Функция философии, связанная с разработкой проблемы ценностей в жизни человека

Функция философии истории, которая позволяет предсказывать дальнейшее развитие общества

Функции философии, вырабатывающие основные методы познания окружающей действительности

Функция философии, формирующая представление об устройстве мира и месте в нем человека

Функция философии, которая формирует представление о мире

Функция философии, способствующая приращению нового знания

Функция философии, отвечающая, за соотношение методов, сочетание их в процессе познания

Функция философии, отвечающая за поиск целостности, единства

Функции философии, состоящие в исследовании проблемы жизни и смерти человека

Функции философии, заключающиеся в разработке представлений о Добре и Зле

Функция философии, связанная с проблемами научного познания

Функция философии истории, которая позволяет судить об истории, опираясь на ценностный идеал

Функция философии, которая позволяет предсказывать дальнейшее развитие истории

Соответствие между функцией и ее значением

L1: эпистемологическая R1: проблемами научного познания

L2: мировоззренческая R2: представление о мире

L3: эвристическая R3: приращение нового знания

L4: аксиологическая R4: представление о добре и зле

Соответствие между функцией и ее значением

L1: прогностическая R1: предсказание развития общества

L2: методологическая R2: соотношение методов в познании

L3: интегрирующая R3: поиск целостности

L4: гуманистическая R4: проблемы жизни и смерти

Становление философии

Наиболее общие представления человека о мире и месте человека в нем

Совокупность взглядов на мир, общество, человека, на его место в мире и обществе

Мировоззрение, где преобладает вера

Мировоззрение, специфическими чертами которого являются вера и культ

Особенности философского подхода к пониманию мира

Определяющие черты философских проблем

Предмет философского мировоззрения

Форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил

Тип мировоззрения, основными характеристиками которого являются рационализм и практическая значимость

Принципы из которых исходит философское мировоззрение

Характеристики религиозного мировоззрения

+: не смешивает земное и сакральное

Отличительные черты мифологического мировоззрения

Формы мировоззрения, в которых истины не требуют доказательства

Мировоззрение, основанное на художественно-эмоциональном переживании мира и на общественных иллюзиях

Форма мировоззрения, не смешивающая земное и божественное

Форма мировоззрения, основанная на здравом смысле и опыте повседневной жизни

Форма мировоззрения, характеризуемая неразделенностью земного и сакрального

Мировоззрение, которое обусловлено переходом от чувственных образов к понятиям и от ассоциативных связей – к логическим

Форма мировоззрения, формирующаяся стихийно у каждого человека в процессе его жизни

Система образов и представлений, посредством которых осознается мир в его целостности и единстве

Явления, которые появляются в период «осевого времени»

Характеристика исторического развития с точки зрения мифологии

Соответствие между понятием и его содержанием

L1: бог сотворил мир и продолжает управлять им R1: теизм

L2: бог является творцом мира, но не управляет им R2: деизм

L3: бог тождественен с природой R3: пантеизм

L4: бог не существует R4: атеизм

Соответствие между типом мировоззрения и его характеристикой

L1: мифологическое R1: основано на художественно-эмоциональном переживании мира

L2: религиозное R2: характеризуется наличием веры и культа

L3: обыденное R3: формируется стихийно у каждого человека

L4: научное R4: характеризуется рациональностью и практической значимостью

Онтология

Раздел философии, исследующий наиболее общие проблемы бытия

Раздел философии исследующий проблемы субстанции

Перевод термина «онтология» с греческого языка

Установите соответствие между содержанием раздела и его названием

L1: учение о бытии R1: онтология

L2: учение о познании R2: гносеология

L3: учение о человеке R3: антропология

L4: учение об обществе R4: социальная философия

Функция философии, связанная с проблемами познания

Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие проблемы познания

Раздел философии, предметом которого является наука ###

Раздел философии, разрабатывающий проблемы познания

Перевод термина «гносеология» с греческого языка

Основные проблемы гносеологии

+: истина и заблуждение

Центральное понятие в гносеологии

Направление в философии, согласно которому наука рассматривается в качестве наивысшей ценности

Соответствие между разделом философии и его предметом

L1: онтология R1: бытие

L2: гносеология R2: познание

L3: аксиология R3: ценности

L4: антропология R4: человек

L5: праксиология R5: деятельность

Антропология

Раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы человека

Раздел философии, посвященный исследованию нравственных ценностей

Центральное понятие аксиологии

Раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы человека

Источник

Мировоззрение, специфическими чертами которого являются вера и культ.

Хронологическая последовательность понимания предмета философии

1: проблемы первоначала

2: проблемы христианства

3: проблемы познания

4: проблемы иррационального

Метод философии, в котором вещи и явления рассматриваются всесторонне, с учетом противоречий и изменений.

Отличительные особенности философских проблем в сравнении с проблемами частных наук.

16) Метод философского познания.

Функция философии, которая формирует представление об устройстве мира и месте в нем человека.

Функция философии, связанная с разработкой проблемы ценностей в жизни человека.

19) Функция философии истории, которая позволяет предсказывать дальнейшее развитие общества.

20) Функции философии, вырабатывающие основные методы познания окружающей действительности.

21) Функция философии, формирующая представление об устройстве мира и месте в нем человека.

22) Функция философии, которая формирует представление о мире

23) Функция философии, способствующая приращению нового знания

24) Функция философии, отвечающая, за соотношение методов, сочетание их в процессе познания

Функция философии, отвечающая за поиск целостности, единства

26) Функции философии, состоящие в исследовании проблемы жизни и смерти человека

27) Функции философии, заключающиеся в разработке представлений о Добре и Зле.

28) Функция философии, связанная с проблемами научного познания

29) Функция философии, которая позволяет предсказывать дальнейшее развитие истории.

30) Соответствие между функцией и ее значением.

R1: проблемами научного познания

R2: представление о мире

R3: приращение нового знания

R4: представление о добре и зле

R5: поиск целостности

31) Соответствие между функцией и ее значением

R1: предсказание развития общества

R2: соотношение методов в познании

R3: поиск целостности

R4: проблемы жизни и смерти

R5: приращение нового знания

32)Наиболее общие представления человека о мире и месте человека в нем.

33) Совокупность взглядов на мир, общество, человека, на его место в мире и обществе.

34) Мировоззрение, где преобладает вера.

Мировоззрение, специфическими чертами которого являются вера и культ.

36) Особенности философского подхода к пониманию мира

37) Определяющие черты философских проблем

38) Предмет философского мировоззрения

39) Форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил

40) Тип мировоззрения, основными характеристиками которого являются рационализм и практическая значимость

41) Принципы из которых исходит философское мировоззрение

42) Характеристики религиозного мировоззрения.

+: не смешивает земное и сакральное

43) Отличительные черты мифологического мировоззрения.

44) Формы мировоззрения, в которых истины не требуют доказательства.

45) Мировоззрение, основанное на художественно-эмоциональном переживании мира и на общественных иллюзиях.

46) Форма мировоззрения, не смешивающая земное и божественное.

47) Форма мировоззрения, основанная на здравом смысле и опыте повседневной жизни.

48) Форма мировоззрения, характеризуемая неразделенностью земного и сакрального

49) Мировоззрение, которое обусловлено переходом от чувственных образов к понятиям и от ассоциативных связей – к логическим

50) Форма мировоззрения, формирующаяся стихийно у каждого человека в процессе его жизни

51) Система образов и представлений, посредством которых осознается мир в его целостности и единстве

52) Явления, которые появляются в период «осевого времени»

53) Характеристика исторического развития с точки зрения мифологии

54)Соответствие между понятием и его содержанием

L1: бог сотворил мир и продолжает управлять им

L2: бог является творцом мира, но не управляет им

L3: бог тождественен с природой

L4: бог не существует

55) Соответствие между типом мировоззрения и его характеристикой

R1: основано на художественно-эмоциональном переживании мира

R2: характеризуется наличием веры и культа

R3: формируется стихийно у каждого человека

R4: характеризуется рациональностью и практической значимостью

R5: целостное восприятие мира

56) Раздел философии, исследующий наиболее общие проблемы бытия

57) Раздел философии исследующий проблемы субстанции

58) Перевод термина «онтология» с греческого языка

59) Установите соответствие между содержанием раздела и его названием

L2: учение о познании

L3: учение о человеке

L4: учение об обществе

R4: социальная философия

60)Функция философии, связанная с проблемами познания.

61) Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие проблемы познания

62) Раздел философии, предметом которого является наука

63) Раздел философии, разрабатывающий проблемы познания

64) Перевод термина «гносеология» с греческого языка

65) Основные проблемы гносеологии

+: истина и заблуждение

66) Центральное понятие в гносеологии

67) Направление в философии, согласно которому наука рассматривается в качестве наивысшей ценности

68) Соответствие между разделом философии и его предметом

69)Раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы человека

70) Раздел философии, посвященный исследованию нравственных ценностей

71) Центральное понятие аксиологии

72) Раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы человека

73) Раздел философии, предметом исследования которого являются ценности

74) Проблема, которую разрабатывает философская антропология

76) Автор высказывания «познай самого себя»

77) Раздел философии исследующий наиболее общие проблемы функционирования и развития общества

78) Раздел философии, изучающий основные законы развития общества

79) Раздел философского знания, связанный с постижением смысла и закономерностей исторического процесса

80) Область философского знания, посвященная синтезу и интерпретации истории

81) Раздел философии, изучающий историческое бытие как универсальный всечеловеческий опыт

82) Предмет социально-философского знания

83) Область философского знания, которая является одновременно синтезом и интерпретацией истории

84) Предмет изучения праксиологии

85) Раздел философии, связанный с постижением смысла и закономерностей исторического процесса

86) Проблемы философии истории

+: смысла и цели истории

87) Время, когда философия истории формируется как светская наука

88) Два полюса в китайской философии на которые распадается Ци.

89) Конечная цель, спасение от перерождений в индийской философии

90) Философские школы в Индии, которые не считали себя наследниками традиции Вед

91)Философские школы в Индии, которые считали себя наследниками традиции Вед

92) Священная книга брахманизма и индуизм

93) Восточная философия, для которой характерно устремление к внутреннему самоуглублению и самосовершенствованию

94) Восточная философия, для которой характерна практическая направленность, ориентация на самоосуществление в земной жизни

95) Учение, основоположником которого является Лао-цзы

96) Характерные черты философии Китая

97) Характерные черты философии Индии

98) Учение о переселении душ

99) Настика это

+: философская школа, отрицающая Веды

100) Астика это

+: философская школа, опирающаяся на Веды

101) Нирвана в индийской философии

+: высшее благо для всех живых существ.

102) Название книги высказываний Конфуция

+: Беседы и изречения

103) Соответствие между понятиями восточной философии и определениями

R1: перевоплощение души

R2: индивидуальная судьба человека

R3: принцип сыновней почтительности;

R4: высшее благо для человека

104) Соответствие между направлением индийской философии и понятием

105) Соответствие между философской школой и ее основателем

R1: Сидхархха Гаутама

R3: Кун-Цзы (Конфуций)

106) Направление в русской философии, сторонники которого отстаивали необходимость развития России в направлении, пройденном западной цивилизацией

107) Направление в русской философии, ориентированное на выявление самобытности России

108) Философ, положивший начало спору западников и славянофилов

109) Идея, наиболее характерная для русской культуры и философии

110) Установите соответствие между философом и его учением

R1: непротивление злу насилием

R2: учение о воскрешении предков

R3: учение о ноосфере

R4: учение о всеединстве

R5: учение о субстанции

111) Установите соответствие между направлением философии и его представителем

L1: религиозная философия

112) Направление философии, которое считает ее проблемы бессмысленными

113) Основоположник философии революционной деятельности

114)Направление в философии, рассматривающее ее проблемы как беспредметные, бессмысленные

115) Соответствие между философом и философским направлением

R1: античный космоцентризм

R2: рационализм Нового времени

R3: философия субъективного духа

R4: философия революционной деятельности

R5: философия Просвещения

116) Установите соответствие между автором и произведением

R2: Критика чистого разума

R3: Мир как воля и представление

R5: Так говорил Заратустра

117) Особенность современной философии

118)Направления в современной философии

119) Представители философии экзистенциализма

120) Направления современной философской мысли

121) Мыслитель, который полагал, что культура в отношении поведения людей подавляет их естественные инстинкты и влечения

122) Культурные универсалии в психоанализе К.Г. Юнга

123) Немецкий экзистенциалист, автор работы «Смысл и предназначение истории»

124) Уровень развития производительных сил и средств производства выступают критерием оценки общественного

125) Понятие в марксизме, обозначающее отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ

126) Понятие в марксизме, обозначающее отношения между людьми на базе сложившегося разделения труда

127) Понятие в марксизме, обозначающее людей с их знаниями, умениями и навыками к труду и средства производства

128) Совокупность производственных отношений, составляющих экономическую основу общества

129) Идеи, организации и учреждения, формы общественного сознания, идеологические отношения в философии марксизма

130) Специфический способ жизнедеятельности человека в марксизме

131) Отношения, которые с точки зрения марксизма являются определяющими в системе общественных связей

132) Определяющий фактор процесса общественного развития в марксизме

+: производство материальных благ

133) Философское направление, в котором впервые было введено понятие «общественное бытие»

134) Направление в философии, сыгравшее определяющую роль в формировании социологии

135) Направление в современной философии, для которого характерно определение общества через языковые игры

136) Направление в философии, в рамках которого было разработано понятие «общественно-экономическая формация»

137) Направление в философии, представителями которого был сформулирован тезис: «Существование предшествует сущности»

138) Философское учение, которое говорит, что существование предшествует сущности

139) Представители философии экзистенциализма

140) Термины, характерные для экзистенциализма

141) Соответствие между философским направлением и основным понятием

142) Философское учение, где основным является вопрос о существовании человека

143) Философское направление, представителем которого является Э.Гуссерль

144) Понятие, рассматриваемое в качестве философской категории, характеризующее факт существования

145) Философское направление, которое представляет Э. Гуссерль

146) Направление философии, основной категорией которого является «существование»

147) Направления, возникшие в философии XX века

148) Философское направление XX века, ориентированное на идеалы научности и на неприятие философских проблем

149) Философские направления, предметом исследования которых является личность, человек

150) Тип философского мировоззрения, для которого характерно стремление найти единую космическую первооснову

151) Философ Древней Греции, с именем которого связывают возникновение философии

152) Центры возникновения философии

153) Предмет исследований у досократиков

154) Тип мировоззрения философии Античности

Источник

Операционные системы и программное обеспечение