форма материи появившаяся вместе с человеком называется биологической космической социальной

1. Общество как определенный этап человеческой истории может быть

2. Общество как совокупность частей и элементов является

3. Что является высшим критерием общественного прогресса

4. Пациента, которого обследует врач, можно назвать

5. Верны ли суждения?

А. Человек и личность – это тождественные понятия.

Б. Человек – это социальное существо, биологические факторы не влияют на поведение.

6. Назовите автора высказывания: \»Сущность человека не есть абстракт, прису-щий отдельному индивиду. В действительности своей она есть совокупность всех общественных отношений\».

7. К потребностям человека, обусловленным его социальную сущность, относит-ся потребность

8. Чувственное познание мира осуществляется на основе

9. Рациональное познание осуществляется на основе

10. Какой признак не обязателен для научной теории:

11. Верны ли суждения?

А. Только наука способна адекватно познавать действительность.

Б. Наука способна познавать только массовые, повторяющиеся явления; единичные, уникальные явления познаются другими путями.

Выберите верный вариант и укажите в бланке ответов:

12. Национальной религией является

13. Отрицательной стороной обыденного мировоззрения является

14. Названы виды искусства. Укажите лишнее:

15. Верны ли суждения?

А. Культура – это поток идей, переходящих от индивида к индивиду по-средством символических действий, слов или подражания.

Б. Культура – это сумма всех видов деятельности людей, обычаев, верова-ний, заний.

Выберите верный вариант и укажите в бланке ответов:

16. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

17. Если центральный банк продает большое количество государственных цен-ных бумаг на открытом рынке, то он преследует при этом цель

18. Государственный долг – это сумма предшествующих

19. Закон спроса предполагает, что:

20. В социальную структуру не входят

21. Деление общества на группы называется

22. Ущемление прав социальной группы по признаку расовой принадлежности называется

23. На социальный статус человека не влияет

24. К политическим правам человека относятся

25. Федерация представляет собой

26. Суверенитет является признаком:

27. Высшим представительным и законодательным органом власти Российской Федерации является:

28. Какой орган правомочен признать гражданина недееспособным?

29. С какого возраста лицо может подвергнуться административной ответствен-ности?

30. Среди перечисленного ниже институтом права является:

1) динамичная система

2) совокупность людей, объединенных историческими формами их взаимо-связи и взаимодействия

3) «коллектив коллективов»

4) все перечисленное

2. Какая из приведенных характеристик не свойственна традиционному обществу

1) экстенсивная технология

2) тесная связь человека с природой, приспособление к окружающей среде

3) «власть выше закона»

4) «закон выше власти»

3. Под общественным прогрессом понимают

1) устойчивость общественного развития

2) определенный этап цивилизационного развития

3) эпоха индустриализации

4) переход к более совершенному

4. К числу глобальных проблем не относится

1) угроза ядерной войны

2) нехватка природных ресурсов

3) угроза терроризма

4) замена религиозной идеологии атеизмом

5. Верны ли суждения?

А. После появления кроманьонца биологическая эволюция человека прекратилась.

Б. После появления кроманьонца ведущая роль принадлежит социальной эволю-ции.

Выберите верный вариант и укажите в бланке ответов:

4) оба суждения не верны

6. Форма материи, появившаяся вместе с человеком, называется

7. Верны ли суждения?

А. Любой человек является личностью.

Б. Личностью человек становится при взрослении.

В. Личность есть совокупность индивидуальных черт.

Г. На становление личности в первую очередь влияют семья и родственники.

Выберите верный вариант и укажите в бланке ответов:

8. К экзистенциальным относятся потребности в

9. К формам чувственного познания не относится

10. Что из перечисленного служит основанием для формирования житейского знания:

2) представления о прекрасном и безобразном

3) научно обоснованные факты

4) лабораторный эксперимент

11. Философ Сократ говорил: \»Меня считают самым умным среди эллинов, потому что я знаю, что моя мудрость ничего не стоит\», Это высказывание отражает следующий подход к проблеме познаваемости мира:

1) человек вообще не в состоянии познать окружающий мир

2) мудрецу ясно, что за границами познанного всегда остается непознанное

3) человек не может познать ничего, кроме собственных ощущений

4) человеческий разум всемогущ, ему доступна абсолютная истина

12. Какое определение истины является правильным?

1) Истина – это соответствие предмета самому себе.

2) Истина – это знание, с которым все согласны.

3) Истина – это простое и экономное описание потока чувственных переживаний человека.

4) Истина – это то, что очевидно, что нельзя представить себе иначе.

13. Массовая культура создается с целью

1) более полного удовлетворения потребностей человека

2) поиска новых форм самовыражения

3) получения прибыли

4) для создания хорошего настроения

14. Религия основывается на

1) знании объективных законов

4) вере в реальность сверхъестественного

15. Одушевление природы называется

1) увеличение объема рабочего времени

2) технологические изменения в производстве

3) увеличение объема применяемого капитала

4) рост квалификации рабочей силы

17. Определите утверждение, относящееся к микроэкономике.

1) Успех каждой фирмы на рынке определяется тем, насколько точно и свое-временно учитываются интересы потребителей

2) Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития страны является показатель валового внутреннего продукта на душу населения

3) Ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции

4) Чтобы обеспечить стабильный экономический рост, необходимо снизить темпы инфляции

18. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правитель-ством, то экономика:

19. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если

1) величина спроса равна величине предложения

2) цена равна издержкам плюс прибыль

3) уровень технологии меняется постепенно

4) не верен ни один из названных вариантов

20. Пассажиры автобуса являются социальной группой

21. Причиной социального деления общества называют естественное и социальное не-равенство людей

1) представители марксистской школы

2) философы – экзистенциалисты

3) сторонники теории стратификации

4) все ответы неверны

22. Наследственная принадлежность к определенной группе характеризует

1) поездка к родственникам

2) туристическая поездка

3) переезд к месту новой работы

24. Политический плюрализм выражается

1) в федеративном устройстве государства

2) в осуществлении принципа независимости судебной власти

3) в наличии многообразия общественных интересов и их конкуренции в по-литической сфере

4) в регулярном проведении выборов в органы власти

25. Отличительным признаком правового государства является

1) выборность законодательного органа

2) взаимная ответственность государства и личности

3) наличие двухпалатного парламента

4) закрепление основ государственного строя в Конституции

26. Особенность действия Конституции как основного закона государства состоит в том, что

1) ее положений достаточно для регулирования любого вопроса в каждой сфере общественной жизни

2) положения, включенные в нее, не могут быть изменены

3) ее принимает парламент страны

4) она определяет основы общественного и государственного строя страны

27. Высшей формой непосредственного выражения власти народа является

2) опрос общественного мнения

4) деятельность Гражданского Форума

28. К какому виду правонарушений относится вовлечение несовершеннолетних в со-вершение преступления?

29. В чем заключается разница между правоотношением и отношением субъектов?

1) инициатива участников отношения

2) наличие или отсутствие договора

3) урегулированность отношения нормами права

4) нет правильного варианта ответа

30. Депутатом Государственной думы может быть гражданин достигший

1. Переход к производящему хозяйству называется

1) социальной революцией

2) аграрной революцией

3) культурной революцией

4) промышленной революцией

2. Под прогрессом понимается

1) циклическое развитие

2) возвращение к «золотому веку»

4) состояние стабильности

3. Определите неверное утверждение

1) каждое новое поколение включается в уже сложившиеся общественные от-ношения

2) знания, трудовые умения, нормы морали являются продуктами обществен-ного развития

3) жизнь общества не подвержена изменениям

4) нет человека – нет общества

4.Отношения между обществом и природой характеризуются

1) господством человека над природой

2) влиянием природной среды на общественное разделение труда

3) полной независимостью общества от природы

4) отсутствием связи общественного развития с природой

5. Верны ли следующие суждения об уровне развития способностей человека?

А. Уровень и степень развития способностей человека выражают понятия таланта и гениальности.

Б. Уровень и степень развития способностей человека зависят исключительно от генетических программ.

Выберите верный вариант и укажите в бланке ответов:

4) оба суждения не верны

6. Верно ли суждение:

А. Человек есть продукт биологической эволюции.

Б. Человек есть продукт социальной эволюции.

Выберите верный вариант и укажите в бланке ответов:

4) оба суждения не верны

7. Наиболее научно обоснованна версия

1) божественного сотворения человека

2) инопланетного происхождения жизни

3) творческого импульса, особых условий Земли

4) происхождения человека в результате эволюции

8. Производственная деятельность, членораздельная речь и мышление появились у че-ловека

2) раньше появилась производственная деятельность

3) сначала появилась речь

4) мышление привело к выделению человека из мира животных

9. Формой чувственного познания является

10. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?

А. Критериями истинности знания являются простота, ясность и непротиворечи-вость знания.

Б. Критерием истинности знания является соответствие знания общепринятым представления.

Выберите верный вариант и укажите в бланке ответов:

4) оба суждения не верны

11. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Одной из целей науки является практическое освоение окружающего мира.

Б. Научные открытия всегда востребованы практикой.

Выберите верный вариант и укажите в бланке ответов:

4) оба суждения не верны

12. Методом эмпирического познания не является

13. Первоначально культурой называли

1) способы возделывания почвы

3) умение слагать гимны

4) ораторское искусство

14.Культура в широком смысле – это

1) все виды преобразовательной деятельности

2) производство духовных ценностей

3) образованность человека

4) умение вести себя в обществе

15. Наиболее устойчивая часть культуры – это

2) духовные ценности

4) культурные традиции

16. Религиозная вера включает в себя

А) убеждение в истинности религиозного учения

Б) знание основных догматов

В) следование нормам нравственности

Г) соблюдение религиозных обрядов

Из указанных ниже выберите правильный вариант ответа:

17. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:

2) централизованное планирование

3) частная собственность

4) свобода предпринимательского выбора

18. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе

4) международных финансов

19. Изменения в уровне реальной зарплаты можно определить, сопоставляя изменения в уровне номинальной зарплаты с изменениями в

1) уровне цен на товары и услуги

3) ставках налогообложения

4) ни один из ответов не является верным

20. На величину какого из следующих элементов ВНП оказывают наибольшее влияние изменения в уровне ставки процента?

1) потребительские расходы

3) государственные расходы

21. К социально–демографической структуре не относится

22. Социальное неравенство – это

1) неравномерное распределение ресурсов, которыми обладает общество

2) разница в физическом развитии людей

3) различный этнический состав общества

4) разный уровень интеллекта

23. Приход к власти в результате революции новой социальной группы характеризует социальную мобильность

24. Маргиналами называют

1) членов правительства

2) лиц, склонных к нарушению социальных норм

3) выдающихся людей

4) лиц, утративших свой прежний социальный статус

25. Верны ли следующие суждения об унитарных государствах?

А. В унитарных государствах власть концентрируется в центральных органах.

Б. В унитарных государствах отсутствует административно-территориальное де-ление.

Из перечисленных ниже выберите верный вариант и укажите в бланке ответов:

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

26. Верны ли следующие суждения?

А. Политическая партия как институт политической системы обладает пра-вом на разработку и принятие корпоративных норм.

Б. Политическая партия как институт политической системы представляет и отстаивает различные корпоративные интересы на политической арене.

Выберите верный вариант и укажите в бланке ответов:

4) оба суждения не верны.

27. Высшим представительным и законодательным органом власти Российской Феде-рации является:

1) Федеральное Собрание РФ

2) Конституционный суд РФ

3) Счетная палата РФ

4) Общественная палата РФ

28. Какая отрасль права регулирует правовое положение детей?

3) административное право

29. В каком из ниженазванных случаев гражданин может приобрести дееспособность в полном объеме ранее достижения установленного законом возраста 18 лет?

1) В случае получения паспорта

2) В случае поступления в институт

3) В случае поступления на работу

4) В случае вступления в брак

30. Укажите подзаконный нормативный акт

2) Указ президента о назначении…

3) Постановление Правительства РФ «О трудовых книжках»

4) Федеральный закон

Человек Познание Куль-тура Экономика Социальные взаимоотношения Политика Право

Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ

1 2 4 4 8 1 12 1 16 4 20 4 24 3 27 2

2 1 5 4 9 3 13 2 17 3 21 3 25 2 28 2

3 4 6 4 10 1 14 3 18 4 22 2 26 4 29 4

Источник

Как называется профессия человека который выращевает лен?

Как называется профессия человека который выращевает лен.

Когда и где появились первые права человека?

Когда и где появились первые права человека?

Как называют человека который рассказывает новости по телевизору мимикой и жестами?

Как называют человека который рассказывает новости по телевизору мимикой и жестами.

От животного человек отличается : а) орудийной деятельностью ; б) приспособительным поведением ; в) стадной жизнью?

От животного человек отличается : а) орудийной деятельностью ; б) приспособительным поведением ; в) стадной жизнью.

Членораздельная речь и мышление появились у человека : а) одновременно ; б) раньше появилась производственная деятельность ; в) сначала появилась речь.

Форма материи, появившаяся вместе с человеком, называется : а) биологической ; б) анатомической ; в) социальной.

Индивидом человек становится : а) после рождения ; б) после получения образования ; в) достигнув определенного возраста.

Форма правления при которой власть сосредоточена в руках одного человека осуществляется единоличное правление называется :

Как появились нормы поведения человека?

Как появились нормы поведения человека.

Почему родину называют матерью?

Почему родину называют матерью?

Форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству?

Форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству.

Назовите формы рельефа которые были созданы человеком?

Назовите формы рельефа которые были созданы человеком!

Источник

1. Верно ли суждение?

А. Человек есть продукт биологической эволюции.

Б. Человек есть продукт социальной эволюции.

2. Наиболее научно обоснованная версия:

а) божественного сотворения человека;

б) инопланетного происхождения человека;

в) творческого импульса, особых условий Земли;

г) происхождения человека в результате эволюции.

3. От животного человек отличается:

а) наличием органов чувств;

б) орудийной деятельностью;

в) приспособительным поведением;

4. Производственная деятельность, членораздельная речь и мышление появились у человека:

б) раньше появилась производственная деятельность;

в) сначала появилась речь;

г) мышление привело к выделению человека из мира животных.

5. Верно ли суждение?

А. После появления кроманьонца биологическая эволюция человека прекратилась.

Б. После появления кроманьонца ведущая роль принадлежит социальной эволюции.

6. Форма материи, появившаяся вместе с человеком, называется:

7. Бытие — это философская категории, отражающая:

а) существование человека;

в) развитие неживой природы;

г) существование чего-либо вообще.

а) единичный представитель человеческого рода;

б) представитель конкретной профессии;

в) член какой-либо корпорации;

г) человек, получивший хорошее воспитание.

9. К биологическим потребностям человека не относится:

б) продолжение рода;

в) получение профессии;

10. Индивидом человек становится:

б) после получения образования;

в) достигнув определенного возраста;

г) заняв руководящую должность.

11. Личность формируется под воздействием:

б) биологической программы;

г) собственных взглядов и убеждений.

12. Основная характеристика личности:

в) способность к творчеству;

13. Верно ли суждение?

А. Социализация индивида осуществляется в результате целенаправленного воздействия общества.

Б. Социализация индивида осуществляется под воздействием законов природы.

14. Социализация человека начинается:

а) в детском возрасте;

б) после получения образования;

в) в результате начала трудовой деятельности;

г) после достижения зрелого возраста.

15. Верно ли суждение?

А. Свобода человека не предусматривает ответственности за его действия и поступки.

Б. С развитием свободы ответственность человека увеличивается.

16. Какие суждения верны?

A. Любой человек является личностью.

Б. Личность есть совокупность индивидуальных черт.

B. Личностью человек становится при взрослении.

Г. На становление личности в первую очередь влияют семья и родственники.

17. Верны ли суждения?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

г) оба суждения неверны.

18. К социальным относятся потребности человека:

19. Верны ли суждения о человеке?

А. Можно быть духовно богатым человеком и творить недобрые дела.

Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.

г) оба суждения неверны.

21. Инженер А. потерял работу в связи с закрытием предприятия и, не найдя работу по специальности, вскоре серьезно заболел. Врачи предположили, что болезнь вызвана невозможностью заниматься привычным делом. Данная ситуация является примером проявления человека как существа:

22. Что из указанного ниже отличает понятие «воспитание» от понятия «социализация»?

а) осознание и целенаправленное воздействие на человека окружающих людей;

б) приобщение личности к миру культуры;

в) освоение человеком ценностей, способов и форм деятельности;

г) усвоение и воспроизводство социального опыта.

23. Что из перечисленного является проявлением сознательного?

а) способность человека точно воспроизводить действительность в мышлении;

б) желания, стремления, переживания, в которых человек обычно не признается себе;

в) сновидения, оговорки, влечения;

г) неконтролируемые процессы, функции и состояния.

24. Человек отличается от любого животного тем, что:

а) производит свою собственную окружающую среду;

б) изменяет окружающий мир;

в) производит себе подобных;

г) способен действовать универсально;

д) действует по своим потребностям;

е) может действовать не только по потребностям, но и по своей воле и фантазии.

25. Социальная сущность человека:

а) всегда была присуща человеку как виду;

б) неизменна и всегда составляет его отличительное качество;

в) имеет конкретно-исторический характер;

г) является абстрактом, присущим отдельному индивиду;

д) является выражением совокупности всех общественных отношений.

26. Различают три близких понятия: человек, индивид, личность. Человек представляет собой:

а) свободно-творческое и морально-ответственное существо;

б) лицо, обладающее совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств;

в) субъект деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств;

г) неповторимое сочетание особенностей характера и психического склада, отличающее одного индивидуума от другого.

27. Понятие «личность» соотносится со следующими суждениями:

а) выявление собственного индивидуального, ни к чему не сводимого субъективного «Л»;

б) самоидентичность телесного и духовного, уникальная гармония плоти и духа;

в) выражение в индивидуальности «Я» памяти культуры и деятельности, что обеспечивает возможность быть субъектом в социокультурной среде.

28. Homo sapiens переводится как:

а) человек действующий;

б) человек разумный;

в) человек способный.

30. Верны ли следующие суждения о происхождении человека?

А. Человек является продуктом биологического развития.

Б. Человек является продуктом культуры.

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

31. Верны ли следующие суждения о длительности процесса социализации?

А. Социализация продолжается от рождения до 25 лет.

Б. Социализация продолжается от рождения до старости.

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

32. Человека объединяет с другими животными наличие:

г) трудовой инстинкт.

33. Верны ли суждения о характере взаимодействия понятий индивидуальность и личность?

А. Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.

Б. Личность и индивидуальность включают в себя понятие индивида.

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

34. Человек согласно современным представлениям есть существо:

35. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность невозможна без ответственности.

Б. Личность невозможна без гражданства.

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

36. Верны ли суждения о формировании личности?

А. Моральная личность неизбежно формируется в результате образования.

Б. Моральная личность неизбежно формируется в результате внутреннего духовного развития.

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

37. В индивидуальности человека выражается:

а) его принадлежность к человеческому роду;

б) его гражданский статус в единстве прав и обязанностей;

в) неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств;

г) его принадлежность к определенной социальной группе.

38. Какой признак характеризует человека как личность?

а) активная жизненная позиция;

б) физическое и психическое здоровье;

в) принадлежность к виду Homo sapiens;

г) особенности внешности.

а) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму;

б) темперамент человека, его характер;

в) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке;

г) совокупность человеческих потребностей и способностей.

40. Признаками, отличающими человека от животного, являются:

а) проявление активности;

в) приспособление к среде обитания;

г) взаимодействие с окружающим миром.

41. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

42. Деятельность человека и поведение животного характеризуются:

а) выдвижением целей;

б) механизмом самоконтроля;

в) осознанным выбором средств;

г) удовлетворением потребностей.

43. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как:

44. Верны ли следующие суждения?

А. Социальное и биологическое в человеке неразрывно связаны.

Б. Главным в характеристике личности является ее социальная сущность.

г) оба суждения неверны.

45. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

а) действие механизмов наследственности;

б) работа органов чувств;

в) обменные процессы;

г) творческая активность.

46. Отличительным признаком понятия «личность» является:

а) характер эмоционального восприятия;

в) природные задатки;

г) социальная направленность.

47. Верны ли следующие суждения?

А. Прямохождение и подвижная кисть руки отличают человека от других живых существ.

Б. Человек в отличие от животного обладает сознанием и речью.

г) оба суждения неверны.

1. К каждому определению, данному под пунктами А, Б, В, подберите соответствующие понятия из пунктов Г, Д, Е.

A. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.

Б. Претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов.

B. Познание личностью своих собственных возможностей, качеств.

2. К каждому определению, данному под пунктами А, Б, В, подберите соответствующие понятия из пунктов Г, Д, Е.

A. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого человека.

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода.

B. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

А. Н. Леонтьев «Индивид и личность»

Итак, в основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, индивиды, однако, отнюдь не являются простой «калькой» этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, не среды, взятой самой по себе.

Все это достаточно известно, и если я все же начал с понятия индивида, то лишь потому, что в психологии оно употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном или о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения: кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не фигуральное только выражение, но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида, раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни: личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся. Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Это положение может быть, однако, интерпретировано по-разному. Одна из возможных его интерпретаций состоит в следующем: врожденный, если можно так выразиться, индивид не есть еще индивид вполне «готовый», и вначале многие черты его даны лишь виртуально, как возможность; процесс его формирования продолжается входе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру: личность якобы и является результатом процесса вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды. Именно эта интерпретация свойственна в той или иной форме большинству современных концепций.

Другое понимание состоит в том, что формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, эффективности и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, словом, многообразно меняются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.

Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности.

Вопросы и задания к тексту

— Что подразумевает автор под понятием «индивид»?

— Что подразумевает автор под понятием «личность»?

— Как соотносятся эти понятия, по его мнению?

Источник

Операционные системы и программное обеспечение