форма ежедневного планирования воспитателя по фгос в доу

Особенности планирования деятельности воспитателя

План работы, согласно требованиям ФГОС, обязаны составлять все воспитатели детского сада. Планирование часто вызывает трудности, не все понимают его важность. Рассмотрим, какие виды планов существуют и что следует включить в планы воспитателю, работающему в дошкольном учреждении.

Виды планирования

В ДОУ используются трехуровневая система планирования. Она включает:

Для старшего воспитателя — это месячный или недельный план работы с воспитателями, а для воспитателя план может быть еженедельным или ежедневным и описывать работу с детьми и их родителями.

Для чего нужны планы

Не относитесь к планам исключительно как к отчетному документу, который нужно вести только потому, что этого требует начальство. Планы воспитателя — это рабочий инструмент, который помогает в достижении запланированных целей. Заранее составленный план позволит использовать все возможности для воспитания и избежать спешки, ошибок или чрезмерной нагрузки на детей. Ни одна важная задача не будет пропущена.

План облегчает воспитателю работу в группе — если каждая минута рабочего дня расписана, не нужно задумываться, что сделать сейчас и какие материалы для этого потребуются. Зная, что вы должны сегодня сделать, вы будете более собранны и спокойны.

Чтобы успешно планировать работу, используйте методические пособия, и рекомендации, которые дают старший воспитатель и методист, пройдите курсы повышения квалификации.

Источник

Документация воспитателя. Планирование работы

наталья Вязникова
Документация воспитателя. Планирование работы

Документация воспитателя ДОУ. Планирование работы.

Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами,а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:

• Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

• Конвенцией о правах ребенка;

• Трудовым Кодексом РФ;

• Законом РФ «Об образовании»;

• Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

• федеральными и региональными программами образования;

• типовым положением о ДОУ в соответствии с его видом.

• санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;

• региональными нормативно-правовыми документами;

• нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;

• локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).

Педагогическая документация.

Документацию воспитателя можно разделить на обязательную и рекомендуемую.

Обязательная документация по организации воспитательно-образовательногопроцесса включает в себя:

1. календарный план воспитательно-образовательной работы,

2. табель посещаемости детей.

3. результаты и анализ мониторинга группы (начало года-конец года).

4. протокол родительских собраний.

5. тетрадь кварцевания группы.

Документацияможет быть систематизирована в следующих папках:

планирования и анализа (02,

• организации воспитательно-образовательной работы (03).

Рекомендуемая документация по организации воспитательно-образовательногопроцесса включает в себя:

1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:

Служебные и должностные инструкции:

1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.

1.2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.

1.3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.

1.4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.

2.Общие сведения о группе:

2.1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ).

2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года).

2.3. Сетка НОД (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках).

2.4. Листы адаптации (для вновь поступивших детей).

2.5. Двигательный режим, который напоминает воспитателю, в какие нормы он должен укладываться

2.6. Сведения о детях и их родителях.

3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

3.1. Основные направления работы и годовые задачи ДОУ на текущий год.

3.2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем).

3.3. Перспективное планирование по разделам программы.

3.4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.

3.5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам окружных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения).

3.6. Рабочие программы.

3.7. Портфолио воспитанников. Материалы для диагностики по основным разделам программы.

Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.

План — это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План — это необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное- содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе ООПДО, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями.

Ошибки в Планах.

· случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;

· вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;

· перегруженность (пустота) планов;

· расписана организованная деятельность (НОД, а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;

· отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение);

· пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;

· календарные планы представлены в виде перспективных;

· нет сноски на литературу, страницу;

· не прописывается индивидуальная работа с детьми (адресность);

— не прописывается коррекционная работа для групп комбинированной и компенсирующей направленности.

Разработка календарных планов

· Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.

· Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.

·Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.

· Соответствие программно-методическому обеспечению.

· Включать все виды деятельности.

· Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:

· Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).

· Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.

· Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).

· Учтены время года и погодные условия.

· Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года.

· Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса.

· Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.

· Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке.

· Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов

· Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.

· Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.

· В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

· Должна быть прослежена взаимосвязь с родителями.

Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения

1. Титульный лист (учебный год, название группы, возраст детей, вид группы, Ф. И. О. воспитателей, квалификационная категория.)

2. Список детей группы.

3. Антропометрические данные каждого ребенка.

4. План работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

5. Расписание сетки НОД на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам).

6. Планирование специально организованных занятий (с указанием темы, даты).

7. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми.

8. Планирование самостоятельной деятельности детей.

9. Планирование комплекса гимнастик.

10. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности.

11. Взаимосвязь со специалистами.

План взаимосвязи с родителями (законными представителями) воспитанников.

Содержание взаимосвязи с родителями –полноправными участниками образовательных

отношений, планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены..

Работаможет быть расписана в различных формах проведения:

· консультации (индивидуальные, групповые,

· эпизодические беседы с родителями,

· клубы по интересам,

· развлечения и досуги,

· участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми.

· Утренний отрезок времени.

Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Перечислим виды каждого дня:

• индивидуальный диалог с каждым ребенком;

• совместная двигательная деятельность (на улице, в группе чтение или рассказывание;

• дидактические упражнения, развивающие игры;

• наблюдения (в группе, на воздухе);

• психогимнастика, упражнения на релаксацию;

• труд (различные виды);

Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы или традиции.

Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно)расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в

При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.

По содержанию утренний отрезок времени включает:

• беседы с детьми рассматривание предметов и иллюстраций,

• короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей.

Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные, то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Количество видов деятельности в утренние часы:

• в младшей и средней — 3-4 вида,

• в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.

Планирование прогулки.

Существует четыре вида прогулки:

1.Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

2. Комбинированная,состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.

3. Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.

4. Спортивная (соревнования, эстафеты).

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Общепринятая структура прогулки:

· Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

· Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Наблюдения. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут (например, рассматривание почтовых, школьных принадлежностей и прочее).

Во многих ДОУ есть прогулочные карты (фабричного изготовления или изготовленные руками воспитателей). Это очень удобно. Воспитатель в соответствии с погодными условиями выбирает подходящую карту проведения прогулки.

1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.

2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.

4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.

5. Наблюдения за трудом взрослых. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии.

При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы.

Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа):

1-я неделя — экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;

2-я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;

3-я неделя — наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);

4-я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель

предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки,придерживаясь следующей примерной структуры:

• спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);

• затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;

• трудовая деятельность детей.

Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной,разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив.

Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.

Подвижные игры. В группах каждому воспитателю необходимо иметь картотеку подвижных игр. Непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.

Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).

Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:

Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.

• Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.

• Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.

• Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей.

Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра. В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный).

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты, при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.

Индивидуальная работа по физвоспитанию. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.

Спортивные игры и упражнения проводятся ежедневно во время прогулок или в спортзале.

Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной.

Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально.

Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики,входят:

• Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.

• Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).

• Постройки из природного материала.

• Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).

• Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.

• Скрепление деталей разнообразными способами.

• Мозаики из различных материалов, пазлы.

• Игры с водой, с песком.

Работа с «печатками» разнообразных форм.

• Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.

• Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом.

Элементарная трудовая деятельность.Она может быть двух видов:

1.Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом наводят порядок на участке, работают в цветнике, на клумбе, в огороде

2.Труд в природе: дети собирают листья, сметают песок из беседки, убирают снеговые комки и т. д.

Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.

Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы.

Существует четыре вида прогулки:

1.Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

2. Комбинированная,состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.

3. Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.

4. Спортивная (соревнования, эстафеты).

Планирование второй половины дня

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планироватьи трудовую деятельность детей:

• уборку групповой комнаты;

• ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;

• стирку кукольного белья, носовых платков, лент;

• изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия,развлечения:

• кукольный, настольный, теневой театры;

• спортивные, музыкальные и литературные досуги;

• слушание аудиокассет и многое другое.

В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.

Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.

Основной критерий, по которому определяется качество хорошего плана, — это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди ребят нет скучающих и грустных —высокий профессионализм настоящего воспитателя.

Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения «Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения» 1. Нормативные документы (должностные инструкции, положение о логопедическом.

Консультация «Логопедическая документация» Для успешной результативной работы логопеду необходимо владеть умениями правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно.

Оформление журнала воспитателя «Документация воспитателя младшей разновозрастной группы» добрый день,хочу поделиться своим способом оформления » журнала документации младшей разновозрастной группы».Мой журнал состоит их папки.

Организация работы по самообразованию воспитателя плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических.

Портфолио воспитателя за период работы Портфолио воспитателя за период работы Епишиной Валерии Владимировны. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение