форма донского казачьего войска

Содержание

Всевеликое Войско Донское

Юртовое казачье общество «Михайловский юрт»

Move site, choose language.

Икона дня

Православный календарь

Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).

Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.

Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.Ряд.:2_Кор., 178 зач., V, 1–10.Лк., 40 зач., IX, 1–6.

7/20 ноября исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (1946).

Донская икона Божией Матери

По преданию икона Донской Божьей Матери была преподнесена православными казаками-бродниками Московскому князю Дмитрию Ивановичу (в последствие названному «Донским») перед Куликовской битвой.

Ближайшие Православные праздники

ПОЗДРАВЛЕНИЯ

ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ КАЗАКОВ И КАЗАЧЕК НАШЕГО ЮРТА!

Ноябрь 2021

Крапивин Дмитрий Григорьевич

Краснов Олег Александрович

Синельников Сергей Анатольевич

Слышкин Виктор Федорович

Марчуков Федор Яковлевич

Поляков Владимир Павлович

Жаринов Анатолий Александрович

Курин Сергей Валерьевич

Дьяконова Наталья Алексеевна

Тарасов Владимир Иванович

Холина Наталья Александровна

Сеничкин Виктор Иванович

Кучеренков Юрий Николаевич

Ремизов Андрей Викторович

Егоров Александр Геннадьевич

Ануфриев Сергей Владимирович

Семисотова Наталья Сергеевна

Малышкин Анатолий Владимирович

Шведов Юрий Петрович

Прокопнев Анатолий Алексеевич

Чекунов Николай Иванович

Гугняев Сергей Михайлович

Гудков Валерий Николаевич

Юров Александр Константинович

Ивин Виктор Валентинович

Свиридов Александр Владимирович

Объедков Владимир Александров.

Попов Михаил Ванифатьевич

Харитонов Евгений Юрьевич

Косырев Алексей Сергеевич

Борцов Сергей Иванович

Топилин Михаил Анатольевич

Борисов Александр Сергеевич

Ястребова Ольга Анатольевна

Меньков Михаил Иванович

Самонина Татьяна Михайловна

Макарихин Вячеслав Олегович

Гостевая книга

Нажмите на картинку и заходите в гости!

Волгоградская областная еженедельная общественно-политическая газета

Усть-Медведицкая газета

Официальная страница в VK

Вольная Медведица

Канал на YouTube «Душа моя — КАЗАЧЕСТВО»

Православие.Ru — Встреча с Православием.

Казачий Информационно — Аналитический Центр

Источник

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира

Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военой службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме.

Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с «воротом» — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.

Костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.

Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.

Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: «По синю морю гулять, зипунов-то доставать». Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.

В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.

В зимнее время казаки носили шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя.

Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.

Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Помимо одежды они заботились и о прическе. Волосы на голове постригали кружком, «под горшок». Любили носить бороды среднего размера. Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Усы являлись предметом особой казачьей гордости.

Реформы Петра I в области костюма, предписывавшие повсеместное употребление немецкого платья и запрет на бороды, не коснулись территории Войска Донского. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы.

Старинный костюм донского казачества сохранялся до 18 в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за «зипунами», на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.

Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. Сначала установили общую форму только для трех полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростовского. В 1774 г. для этих трех полков ввели единую форму, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом. С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка — опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти.

Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение 19 в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.

Длинный, слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.

Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.

Обычной повседневной формой казака была гимнастерка, до 1907 года белая, затем защитного цвета, а также шаровары синего цвета с красными лампасами и ремень с пряжкой. Казачий мундир, или чекмень, был без пуговиц и застегивался на крючки. Обшлаги и ворот чекменя были обшиты кантом, на вороте имелось петлицы из тесьмы с каждой стороны.

Д

Современная форма донских казаков: синий мундир, красные лампасы, синий погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем.

Костюм и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое… Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё.

Источник

Одежда Донских казаков

Описание одежды Донских казаков и казачек

Казаки донских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.
Одежду донских казачек составляла рубашка, юбка и кофта. На праздники женщины надевали кружевную юбку и кирасу (короткую кофту). Дамы обязательно надевали фартук. Если в гардеробе была красная одежда, то она автоматически становилась лучшей.

История одежды Донских казаков и казачек

Подробнее по теме публикации смотрим на видео…

Интересное видео по теме Одежда Донских казаков

Благодарим автора за интересное видео и подписываемся на канал.

Смотрите также:

Гладко выбритая голова и ниспадающий чуб были характерной чертой донского казака. Как назывался такой чуб? Зачем он был нужен и какова его история? Вот некоторые…

История и значение казачьей серьги Серьга в ухе казака указывала на его положение в семье. Если казак носил серьгу в левом ухе, это означало, что…

Источник

Указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 171
«О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

14 октября 2010 г., 4 февраля 2021 г.

В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

а) форму одежды членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

б) знаки различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

а) порядок изготовления предметов формы одежды, знаков различия по чинам и знаков различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, определяется соответствующими казачьими обществами;

б) форма одежды, знаки различия по чинам и знаки различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам лиц, не являющихся членами казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, не могут быть аналогичными форме одежды, знакам различия по чинам и знакам различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также сходными с ними до степени смешения;

в) изготовление предметов формы одежды и знаков различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, осуществляется за счет средств соответствующих казачьих обществ и их членов;

Информация об изменениях:

г) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации утверждает:

описание предметов формы одежды, знаков различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и порядок ношения формы одежды, утвержденной настоящим Указом;

форму одежды, знаки различия по чинам членов окружных (отдельских) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, но не входящих в состав войсковых казачьих обществ, в соответствии с утвержденными настоящим Указом формой одежды и знаками различия по чинам членов казачьих обществ, а также описание предметов формы одежды, знаков различия по принадлежности к указанным окружным (отдельским) казачьим обществам и порядок ношения формы одежды членов этих казачьих обществ.

Информация об изменениях:

4. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 18, ст. 2016);

Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1739 «О внесении дополнения и изменения в Положение о порядке присвоения чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 102);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1740 «О внесении изменений и дополнений в акты Президента Российской Федерации по вопросам казачества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 103);

Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2001 г. N 308 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1215);

пункт 5 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 21 марта 2005 г. N 316 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 13, ст. 1135);

пункт 4 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 485 «О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2222).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Источник

Униформа донских казаков, знамена

Униформа донских казаков, знамена

По мере усиления «регулярства» больше внимания уделялось единообразию одежды.«…В царствование Императрицы Екатерины II казаки уже выходят на службу в платье однообразного покроя с цветом сукна и приклада по войскам. Например, для Войска Донского: кафтан голубой, отвороты, обшлага и подкладка красные, оторочка желтая, полукафтанье и шаровары голубые, сапоги желтые, кушак малиновый, шапка серая, верх голубой» <44>.

Впрочем, синий или голубой цвета в то время еще не устоялись. Так, в 1784 г. «ее величество жалует каждому казаку зеленого солдатского сукна на чекмень по образцу казачьему» <45>.

Но через десять лет, во время очередного раздела Польши, казаки опять носили мундиры синего цвета, из-за чего поляки иногда принимали их за своих <46>.

В 1801 г. всех военнослужащих казаков заставили одеть новую однообразную форму одежды, приобретаемую за свой счет. В новую форму входили: шапка меховая из черной смушки с красным суконным шлыком, свисавшим направо, с кожаным подбородным ремнем, застегивавшимся справа на луженую пуговицу. В парадной форме к шапке полагались белый султан (носили слева) и этишкет, как на кивере у пехоты. Вне строя казаки носили фуражку с высокой мягкой тульей из синего сукна (околыш красный, козырек из черной кожи с черным подбородным ремнем, который застегивался на обтяжную или металлическую пуговицу на левой стороне).

Полукафтан из темно-синего сукна застегивался на груди на крючки. Воротник, погоны и прямые обшлага темно-синие с красной выпушкой.

Кафтан (чекмень) имел длинные полы, покрой верхней части как у полукафтана, носился с 1 сентября по 1 мая. Часто кафтан был без погон, для утепления пристегивали подкладку или подбивали мехом. В начале 1812 г. вместо высоких и скошенных воротников ввели низкие и прямые.

Шаровары из темно-синего сукна, широкие, на выпуск, с однорядным красным лампасом.

Кушак красный шерстяной.

Сапоги короткие без шпор.

Снаряжение казаки имели из черной кожи, на перевязи лядунки носился вензель императора Александра I в венке и цепочка. На практике казаки зачастую использовали снаряжение восточного образца с перевязями и портупеями из ремней, тесемок и шнуров.

Урядники Донских полков носили обмундирование, как у казаков, но на воротнике и в обшлагах имели серебряные галуны, султан на шапках был двухцветный — белый с черным верхом; на сапоги им полагались шпоры.

Офицерское обмундирование отличалось тем, что на воротнике и обшлагах кафтанов и полукафтанов были вышиты две серебряные петлицы с украшением в виде листьев и цветов; на плечах полагалось иметь серебряные шнуры, свитые вдвое, наподобие жгута. Султан на шапке носился волосяной, белого цвета, но с примесью черного и оранжевого цветов у основания. Этишкет полагался серебряный. На сапоги полагались шпоры. Лядуночная перевязь украшалась серебряными бляхами и цепочками. На саблю полагался темляк, который представлял собой черную тесьму с серебряной прострочкой по краям, с плоской серебряной кистью.

Обмундирование казачьих генералов отличалось от офицерского богатым серебряным шитьем на воротнике, обшлагах и карманных клапанах кафтана в виде дубовых листьев, как это было на мундирах армейских генералов. К парадной форме добавлялся особого вида султан из пучка прямых белых страусиных перьев, с примесью у основания черных и оранжевых петушиных перьев. Он вставлялся в особую металлическую трубку — челенгу, украшенную накладным черным двуглавым орлом и серебряным орлиным крылом.

Обмундирование Лейб-гвардии Казачьего полка отличалось по цвету. Рядовые носили красные полукафтаны и темно-синие шаровары без лампасов. На красном воротнике и обшлагах желтые гвардейские петлицы. Вместо погон — желтые гарусные (шерстяные) эполеты уланского типа. Чепраки и подушки на седлах красные с желтой обкладкой. На голове лейб-казаки носили высокие шапки (кивера) с покрытием из барашковых смушек.

13 февраля 1809 г. командовавший Лейб-гвардии казачьим полком полковник Эльмурзин «за нахождением в отпуску» командира полка В.В. Орлова-Денисова представил «командиру» 1-й дивизии генералу Уварову «по приказанию Его Императорского Высочества Государя Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича построенный для Лейб-гвардии Казачьего полка образцовый мундир (т.е. образец нового мундира)».

15 апреля того же года было утверждено для полка новое обмундирование:

«а) Для рядовых — кафтан синий; полукафтанье алое, тот и другое со стоячим воротником, разрезными обшлагами и красными с желтым узором нашивками; шаровары синие; эполеты по образцу гвардейских уланских с медными, вылуженными пуговицами; кушак белый; шапка из черной смушки, с красным верхом, с белым, а в корню черным и оранжевым, волосяным султаном, с желтыми и красными, перемешанных цветов, этишкетами, и с черным, подбородным ремнем, застегивавшимся, у правой стороны, на луженую пуговицу; шинель серая, с красным клапаном на воротнике и с красным погоном на левом плече…

б) Для унтер-офицеров — то же, что и для рядовых, но с прибавлением серебряного галуна на воротнике и обшлагах; этишкеты белые, с примесью черного и оранжевого цветов, и султан белый, с верхушкою из черного и оранжевого волоса.

в) Для трубачей — то же, что и для унтер—офицеров, но с прибавлением крылец синего цвета и нашивок из гвардейского басона: на груди, крыльцах, рукавах и всех швах; также вместо белых султанов они имели красные.

г) Для обер-офицеров — кафтан, полукафтанье и шаровары, цветами и покроем одинаковые с вышеописанными, — первые с шитьем прежнего узора на воротнике и обшлагах; эполеты серебряные, по образцу обер-офицерских в прочей гвардии; султан — как у рядовых; этишкеты серебряные, с примесью черного и оранжевого щелка; лядунка, прежняя, только черный бархат заменен синим, и на звезде — орел золотой — вместо серебряного; перевязь к лядунке, обшитая таким же бархатом, с серебряным, во всю ее ширину, галуном, и с серебряными же бляхами, цепочками и протравниками.

д) Для штаб-офицеров — то же, что и для обер-офицеров, но эполеты с бахромою.

е) Для генералов — то же, что и для всех офицеров, но с серебряным, генеральским шитьем по краям воротника и обшлагов и на карманных клапанах кафтанов; эполеты с толстою канителью; этишкеты серебряные; челенг из белых, а к низу из черных и желтых перьев, как было на киверах и шапках генералов гусарских…»

«11-го Сентября Лейб-гвардии Казачьему полку даны фуражные шапки, одного образца с введенными, в это время, во всей армии, но красные; с околышем и выпушкою синими, а у нижних чинов еще с номером эскадрона на околыше из желтого снурка, а в начале 1812 года — воротники у кафтанов, полукафтаньев и шинелей повелено носить ниже прежних, застегнутыми на крючках; у нижних чинов с прямыми, всей гвардии присвоенными нашивками, а у офицеров с прежним серебряным шитьем; также этишкеты на шапки рядовых даны совсем желтые, на шапки унтер-офицеров— желтые с пестрыми кистями и гайками, а офицерам — совсем серебряные» <48>.

В Атаманском полку рядовые казаки были одеты в темно-синие полукафтаны и шаровары. Лампасы на шароварах, лопасть на шапке, выпушка на воротнике и обшлагах, а также на погонах и чепраках — светло-синие. Приборный металл белый. Вооружены они были саблями, карабинами, пистолетами и пиками с красными древками.

У офицеров Атаманского казачьего полка на воротнике и обшлагах в один ряд шло серебряное шитье Войска Донского. Вместо эполет они носили погоны из переплетенных серебряных шнуров.

Современник, впервые увидавший в сражении при Гейльсберге Матвея Платова во главе Атаманского полка, вспоминал: «Он пронесся мимо нас на рысях, со своим Атаманским полком. Матвей Иванович Платов был сухощавый, уже немолодой человек, ехал, согнувшись, на небольшой лошади, размахивая нагайкой. Все казаки Атаманского полка носили тогда бороды, и не было бороды в полку (выше) пояса. Казаки одеты были в голубые куртки и шаровары, на голове имели казачьи бараньи шапки, подпоясаны были широкими патронташами из красного сафьяна, в которых были по два пистолета, а спереди патроны. У каждого казака за плечами висела длинная винтовка, а через плечо на ремне нагайка со свинцовок) пулею в конце, сабля на боку и дротик в руке, наперевес.

Шпор не знали тогда казаки. Люди были подобранные, высокого роста, плотные, красивые, почти все черноволосые. Весело и страшно было смотреть на них!» <49>.

Форма донских артиллеристов практически не отличалась от формы в казачьих полках. Это были шапки из черных смушек высотой в 5 вершков с белыми султаном и этишкетом, с красным верхом; но чаще казаки носили фуражку с красным околышем, черным козырьком и высокой прямой тульей; синего цвета куртки с красной выпушкой на воротнике и обшлагах; погоны темно-синие, без выпушки; синие шаровары, подшитые черными леями, с красными лампасами, заправленные в сапоги; светло-синий пояс (практически отличие заключалось в цвете пояса и в отсутствии выпушек на погонах). Седло и чепрак у них были казачьи, как в донских конных полках. Артиллеристы были вооружены саблями и пистолетами.

Добиться единообразия в одежде было трудно. Некоторые казаки выходили в поход без формы. Командир полка Власов 3-й, приняв полк, доносил с похода в марте 1812 г.: «Всех тех казаков, кои не имеют у себя мундиров, буду стараться по всей возможности исправить оными» <50>.

Позже, во второй половине XIX века проявилась другая крайность. Первый донской атаман неказачьего происхождения М.Г. Хомутов в целях «развития и поддержания казачьего духа» приказал казакам носить военную форму не только на службе, но и вне ее, даже в отставке. Вскоре постоянно сменяемая по мере смены старого царя новым военная форма стала казачьим национальным костюмом. Даже сейчас, в начале XXI века старики казачьего происхождения ходят у себя в хуторах в «камуфляже».

С другой стороны, подчеркивая свои былые вольности, казаки при первой возможности щеголяли неуставными атрибутами формы. Так, в начале XX века хорошим тоном считалось явиться домой со службы в сапогах с «наставленными» выше колена голенищами, в фуражках немецкого образца (вместо своих форменных «хлеборезок») и с затупленными наконечниками пик.

И. Бабель, наблюдая за казаками во время Гражданской войны, отметил: «Описать убранство их коней, сабли в красном бархате, кривые сабли, жилетки, ковры на седлах. Одеты убого, хотя у каждого по 10 френчей, такой шик, вероятно» <51>.

«Чрезвычайно пестрой была знаменная система казачьих и иррегулярных войск» <52>.

С ранних времен казачьей истории наряду с собственными войсковыми знаменами казаки имели знамена, пожалованные казакам русскими царями. Выступление в поход под царским знаменем означало, что казаки выполняют государеву службу, действуют от царского имени.

Расцветка донских полков отличалась большим разнообразием, разнообразной была и символика. По воспоминаниям А.К. Денисова, на знамени его полка, например, было изображение Божьей матери <53>.

Существовали войсковые знамена, пожалованные всему Войску Донскому. «Донское войско имело войсковые знамена 1803 года (четыре), пожалованные на замену пришедшим в ветхость образцам 1722, 1733, 1746 и 1764 годов. В 1811 году пожаловано войсковое знамя Донскому войску за подвиги в войну 1807 года. Оно было сделано по образцу знамени того же войска, данного за кампанию 1799 года. Отличие этих двух знамен состояло в том, что на новом знамени не было Мальтийского креста, гроссмейстерских корон, изменились вензеля и черная лента была заменена на Георгиевскую. В 1806 году пожалованы первые Георгиевские знамена казачьим Донским полкам Ханжонкова и Сысоева, по одному на полк, за подвиг при Шенграбене. Знамена эти были подобны первым пехотным Георгиевским знаменам, пожалованным за этот подвиг, но штофные, сплошь белые без креста, углов, вензелей с венками в углах, на оборотной стороне вместо герба в венке имели императорский вензель в сиянии и были обшиты золотой бахромой. Атаманский полк, как исключение, получил в 1814 году

Георгиевское знамя (и к нему еще бунчук) совсем особого типа — голубое, с золотой бахромой с изображением Спасителя и надписью из Священного Писания. В 1817 году Войску было пожаловано Георгиевское знамя, подобное образцу 1811 года, но на георгиевской ленте надпись: «Верноподданному Войску Донскому в ознаменование подвигов оказанных в последнюю Французскую войну, в 1812, 1813 и 1814 годах» и в навершии вместо вензеля императора Александра I георгиевский крест. В 1813 году пожаловано Георгиевское знамя полку Дячкина, сделанное по образцу регулярных, но сплошь зеленое, штофное, с бахромой, вензелями на серебряном поле, с гербом на одной стороне и крестом на другой, с надписью: «Храброму Донскому Дячкина полку». В том же году пожалованы Георгиевские знамена четырем другим Донским полкам: Власова 3-го, Жирова, Иловайского 11-го и Грекова 18-го, сделанные точно по рисунку кавалерийских штандартов, но лишь белого цвета и с крестом на одной стороне вместо герба, с надписью: «За отличную храбрость и поражение неприятеля в Отечественную войну 1812 года». Такого же типа знамена, но «За отличие» при Краоне и Лаоне пожалованы в 1816 году еще двум полкам: Мельникова 4-го и Мельникова 5-го» <54>.

Читайте также

Участие донских казаков вместе с русскими войсками во взятии Казани в 1552 году.

Участие донских казаков вместе с русскими войсками во взятии Казани в 1552 году. Русь в это время оправлялась от татарской неволи. Города русские Смоленск, Рязань, Москва, Новгород были один от другого независимы. Князья, правившие этими городами, часто враждовали друг с

Жизнь донских казаков при царе Феодоре Иоанновиче. Появление на Дону «голытьбы»

Жизнь донских казаков при царе Феодоре Иоанновиче. Появление на Дону «голытьбы» Грозен, но и велик был царь Московский Иоанн IV. Всю жизнь вел он войны с соседями Московского государства, стремясь расширить его. От татар он отнял всю Волгу с городами Казанью и Астраханью;

Жизнь и обычаи донских казаков во время борьбы за Азов

Жизнь и обычаи донских казаков во время борьбы за Азов В это время смелых походов под Азов на Дону никто не занимался хлебопашеством и степь лежала целинная, не распаханная. Народа было еще немного. Все войско насчитывало около десяти тысяч человек. Жили охотою, рыбной

Поголовный поход донских казаков на Индию 1801 г.

УХОД ДОНСКИХ КАЗАКОВ ИЗ–ПОД ВЛАСТИ ХАНОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

УХОД ДОНСКИХ КАЗАКОВ ИЗ–ПОД ВЛАСТИ ХАНОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ После смерти хана Джанибека Золотая Орда быстро шла к окончательному упадку, и права на ханский стол стали предъявляться со стороны крымских и казанских ханов, потомков Чингиз–Хана. Между претендентами начинались

ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА, ЕГО МЕРЫ ПРОТИВ ДОНСКИХ КАЗАКОВ И НАЧАЛО СМУТНОГО ВРЕМЕНИ (1591 год)

ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА, ЕГО МЕРЫ ПРОТИВ ДОНСКИХ КАЗАКОВ И НАЧАЛО СМУТНОГО ВРЕМЕНИ (1591 год) Царь Федор не оставил прямого наследника на престол. После его смерти русский народ присягнул его жене, царице Ирине, сестре Бориса Годунова. Царствовавшая 736 лет династия,

ПОДГОТОВКА ДОНСКИХ КАЗАКОВ КО ВЗЯТИЮ АЗОВА

ПОДГОТОВКА ДОНСКИХ КАЗАКОВ КО ВЗЯТИЮ АЗОВА Донскими казаками было задумано важное предприятие — захват Азова, и к этому походу началась тщательная подготовка. Не было достаточно боевых припасов, и казаки с этой целью отправили в Москву станицу с атаманом Иваном

Униформа СА

Униформа СА Первая униформа СА представляла собой полевую форму кайзеровской армии. Китель и штаны образца 1918 г. шились из серо-зеленой ткани. Ношение парадной формы кайзеровской армии не допускалось. Основной одеждой в весеннее, осеннее и зимнее время была удобная

ГЛАВА I. Прошлое донских казаков

ГЛАВА I. Прошлое донских казаков Места, где жили казаки. — Татары. — Кто такие казаки. — Жизнь старых донцов. — Поиски за добычей. — Присяга русскому Государю. — Казачьи полки. — Земледелие на Дону. — Образование других войск.Лейб-Гвардии Атаманский полк с самого

Боевое содружество донских казаков и казаков других войск в наполеоновских войнах

Боевое содружество донских казаков и казаков других войск в наполеоновских войнах Общая численность казачьих войск в российской армии к началу Отечественной войны 1812 г. составляла 117 тыс. человек.Казачьи полки других войск зачастую входили в иррегулярные конные

Выход донских казаков от Немана на линию Эльбы, прикрытие развертывания союзных армий

Выход донских казаков от Немана на линию Эльбы, прикрытие развертывания союзных армий Донские казаки пересекли границы России и начали освободительный поход в Германию в начале декабря 1812 г.К этому времени соотношение сил противоборствующих сторон разительно

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДОНСКИХ КАЗАКОВ И ЭЛИТНОЙ ЛЕГКОЙ КАВАЛЕРИИ ЕВРОПЫ

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДОНСКИХ КАЗАКОВ И ЭЛИТНОЙ ЛЕГКОЙ КАВАЛЕРИИ ЕВРОПЫ Донские казаки во время «Саксонской кампании» 25 мая (6 июня) 1813 г., вступив в командование объединенными союзными русской и прусской армиями, М.Б. Барклай де Толли распорядился, чтобы М.И. Платов представил

Приложение 6 Версии боя пяти донских казаков со взводом немецких драгун 30 июня 1914 г.

Приложение 6 Версии боя пяти донских казаков со взводом немецких драгун 30 июня 1914 г. Версия историка Г.Л. Воскобойникова[54]«3-й Донской казачий полк двигался в авангарде дивизии. Казачий разъезд из шести человек под командой К. Крючкова[55], благополучно перейдя границу

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. — Описание их страны и селитьбы. — Самозванец на Дону. — Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. — Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. — Быт польских и литовских панов. — Самозва

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. — Описание их страны и селитьбы. — Самозванец на Дону. — Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. — Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. — Быт

Источник

Операционные системы и программное обеспечение