форма 2 ниокр опк справка обоснование

Содержание

Как работать с НИР и ОКР в сфере гособоронзаказа: особенности выполнения и учёта

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) подразумевают создание продукции и технологий новых видов, усовершенствование имеющихся характеристик. Ключевые слова здесь — «создание» и «усовершенствование». Внедрение новых технологий к НИОКР относиться уже не будет.

Разработки НИОКР в рамках гособоронзаказа должны соответствовать ряду условий:

В контракте на проведение НИОКР прописываются условия, связанные с правом собственности на результаты интеллектуальной деятельности и работ. Назначается руководитель темы. Он должен заниматься организацией и контролем НИОКР. В рамках НИР эти функции выполняет научный руководитель, при проведении ОКР — главный конструктор.

Нормативно-правовая база и порядок выполнения НИОКР в сфере ГОЗ

Порядок выполнения НИР и ОКР в сфере ГОЗ определен государственными военными стандартами (ГОСТ РВ). Также есть определённые требования к порядку выполнения работ (таблица 1).

Таблица 1. Стандарты и особенности НИОКР

Стандарт, определяющий порядок выполнения работ

Порядок выполнения и особенности

ОКР разделяется на этапы. Каждый из них объединяет работы, направленные на получение определённых конечных результатов. Этапы могут быть следующие:

Аналогично с ОКР, каждый этап в НИР является объектом самостоятельного целевого планирования и финансирования и характеризуется определённым результатом и.

Для выполнения НИР необходим исходный документ. Им служит техническое задание (ТЗ)

Результаты работы проверяют с помощью макетов, моделей и экспериментальных образцов.

Завершённым НИР считается в случае, если его результаты нашли применение.

При ценообразовании и подсчёте себестоимости следует руководствоваться «Типовыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно — технической продукции» (утв. Миннауки РФ 15.06.1994 N ОР-22-2-46) и протоколом ВПК от 19 декабря 2012 года N 13.

Состав затрат определяется в соответствии с приказом Минпромторга № 334 и протоколом ВПК от 26 января 2011 года № 1с.

Как рассчитывается НДС по НИОКР

Налоговым законодательством РФ НИОКР, относящиеся к гособоронзаказу, освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДФЛ) (ст. 149 НК РФ).

Суммы «входящего» НДС, используемые в облагаемых и необлагаемых НДС операциях, учитываются раздельно в соответствии со статьёй 170 НК РФ.

Как вести бухгалтерский учет расходов

Бухгалтерский учёт НИР и ОКР в ГОЗ следует вести в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».

В пункте 9 ПБУ 17/02 перечислены расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Среди них: затраты на зарплату и другие выплаты сотрудникам; отчисления на социальные нужды, стоимость спецоборудования и оснастки; общехозяйственные расходы, стоимость материально-производственных запасов и услуг сторонних организаций и т.д.

Данные расходы накапливаются на счете 08 (субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»). Работы, выполненные сторонними организациями следует учитывать по дебету счета 08 и кредиту счета 60 после подписания акта приема-сдачи.

После принятия решения об использовании результатов исследований в производстве, они списываются в дебет счета 04.

Аналитический учет расходов на НИОКР следует вести обособленно по видам работ и договорам (заказам) согласно пункту 5 ПБУ 17/02 в соответствии с требованиями п. 27 Типовых отраслевых методических рекомендаций (утв. Миннауки РФ 15 июня 1994 г. № ОР-22-2-46).

Если результатом НИОКР являются нематериальные активы, они учитываются по правилам ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Работы, которые дали положительный результат, но в качестве материальных активов быть учтены не могут, учитываются по правилам ПБУ 17/02.

Если исследования не привели к положительному результату, они учитываются в составе прочих расходов за тот отчетный период, в котором были прекращены работы (п. 7 ПБУ 17/02). В этом месяце в бухгалтерском учете следует сделать запись по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

При расчёте налога на прибыль по работам, не давшим положительного результата, расходы учитываются в течение года с первого числа месяца, следующего за месяцем завершения исследований (п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ).

Узнайте больше об особенностях ценообразования, обосновании затрат по НИР и ОКР, подготовке РКМ, бухгалтерском и налоговом учёте при выполнении НИОКР оборонного значения на курсе «Особенности НИР и ОКР в сфере Гособоронзаказа» в Учебном центре «Финконт».

Источник

Форма 2 ниокр опк справка обоснование

Обзор документа

Методические рекомендации по осуществлению контроля за планированием, обоснованием бюджетных ассигнований и использованием средств федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (утв. Федеральным казначейством 29 декабря 2017 г.)

I. Общие положения

2. Настоящие Методические рекомендации устанавливают:

рекомендации по осуществлению в соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутреннего государственного финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, выделенных на НИОКР;

3. При проведении мероприятий по осуществлению контроля за использованием средств федерального бюджета, выделенных на НИОКР, осуществляется проверка соблюдения требований следующих нормативных правовых (правовых) актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения (применительно к теме контрольного мероприятия):

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год (годы);

правила предоставления субсидий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. №112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»;

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»;

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 260н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»;

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 259н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов»;

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».

Также при проведении указанных мероприятий осуществляется проверка соблюдения требований соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на НИОКР.

4. По усмотрению проверяющего в целях оценки действий (бездействия) объекта контроля и доказывания выявленных нарушений анализируется (применительно к теме контрольного мероприятия) соблюдение положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы, связанные с выполнением НИОКР:

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее Закон № 127-ФЗ);

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 327 «О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения»;

постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1195 «О представлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах»;

постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения»;

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»;

государственный стандарт Российской Федерации «ГОСТ 15.101-98 «Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ»;

государственный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 15.301-2016. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство»*;

государственный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 15.011-96. «Государственный стандарт Российской Федерации. Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения»;

государственный стандарт Российской Федерации «ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;

государственный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 15.201-2000. «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство» (утратил силу с 1 июля 2017 года в связи с изданием приказа Росстандарта от 31 октября 2016 г. № 1541-ст.);

иные нормативные правовые акты в сфере выполнения НИОКР.

Изучение указанных документов способствует формированию доказательственной базы, но включение в представления и предписания выводов о нарушении положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не относится к полномочиям Федерального казначейства, не допускается.

В случае выявления признаков нарушений указанных законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, приведенных в настоящем пункте, информация направляется в соответствующие государственные органы.

6. При проведении контроля за планированием, обоснованием бюджетных ассигнований и использованием средств федерального бюджета на выполнение НИОКР рекомендуется изучить следующие документы объекта контроля (с учетом его правового положения):

положение об объекте контроля, утвержденное нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение об объекте контроля, утвержденное соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя или устав юридического лица и учредительные документы;

документы учетной политики объекта контроля;

приказы о назначении состава инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации активов и обязательств объекта контроля применительно к предмету контроля;

утверждаемые главными распорядителями средств федерального бюджета перечни научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

должностные регламенты (инструкции) служащих (работников) объекта контроля, деятельность которых связана с предметом контроля;

договоры о материальной ответственности служащих (работников) объекта контроля, деятельность которых связана с учетом результатов НИОКР;

документы, подтверждающие полномочия руководителя и главного бухгалтера объекта контроля (приказы о назначении на должность, должностные регламенты (инструкции) и пр.);

бюджетную (бухгалтерскую) отчетность за проверяемый период;

государственное задание, отчет о выполнении государственного задания;

бюджетную смету на соответствующий финансовый год;

план финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;

главную книгу, регистры бюджетного (бухгалтерского) учета, первичные учетные документы;

планы закупок, планы-графики закупок;

правовой акт главного распорядителя средств федерального бюджета об утверждении требований к закупаемым им, его территориальными органами и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями (при их наличии) отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг);

правовой акт главного распорядителя средств федерального бюджета об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций соответствующего главного распорядителя бюджетных средств, его территориальных органов и подведомственных ему казенных учреждений (при наличии);

документы о приемке выполненных НИОКР (их отдельных этапов);

иные документы объекта контроля, относящиеся к предмету контроля.

7. Вопросы, изложенные в Методических рекомендациях, являются примерными вопросами, которые могут быть проверены при проведении контрольного мероприятия с учетом темы контрольного мероприятия и предмета контроля. Конкретные вопросы, проверяемые в рамках контрольного мероприятия, содержатся в приказе о назначении контрольного мероприятия и программе контрольного мероприятия.

II. Термины и определения

12. Иные термины и понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, имеют то же значение, что и в БК РФ, федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год (годы), Законе № 127-ФЗ, Законе № 44-ФЗ (за исключением термина «объект контроля», применяемого в значении, установленном в БК РФ), Правилах осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1092, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, регламентирующих осуществление внутреннего государственного финансового контроля и выполнение НИОКР, нормативных правовых актах Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правовых актах Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, регламентирующих осуществление внутреннего государственного финансового контроля.

III. Вопросы, которые могут быть изучены при проведении контрольного мероприятия

III.1. Общие вопросы

13. В ходе подготовки к проведению контрольного мероприятия осуществляется предварительное изучение объекта контроля и предмета контроля, в том числе анализ информации об объекте контроля, имеющейся в открытом доступе, и сведений из информационной системы Федерального казначейства «Автоматизированная система Федерального казначейства» и иных информационных систем, владельцем или оператором которых является Федеральное казначейство. При проведении данных действий рекомендуется:

— определить источники информации о деятельности объекта контроля;

— осуществить сбор и предварительный анализ необходимой информации о сфере деятельности объекта контроля с учетом специфики предмета контроля;

— сформировать перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов объекта контроля, регламентирующих деятельность объекта контроля в части, касающейся предмета контроля.

14. В ходе подготовки к проведению контрольного мероприятия рекомендуется определить, закреплено ли учредительными документами и (или) положениями об объекте контроля и его структурных подразделениях за объектом контроля выполнение НИОКР собственными силами.

В случае выявления обозначенных фактов необходимо проверить, передано ли объектом контроля выполнение НИОКР, осуществление которых закреплено в положениях или учредительных документах, устанавливающих полномочия объектов контроля, внешним организациям.

15. В рамках осуществления контрольного мероприятия проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению законности соответствующих финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Контрольные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и осуществления других действий по контролю.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.

Изучение законности соответствующих действий объекта контроля целесообразно проводить в порядке, в котором они совершались (осуществлялись) объектом контроля, установленном соответственно БК РФ, Законом № 44-ФЗ, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

III.2. Контроль планирования расходов и обоснования бюджетных ассигнований на НИОКР

III.2.1. Контроль планирования бюджетных расходов

16. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

Подпунктами 1 и 4 пункта 2 статьи 158 БК РФ предусмотрено, что распорядитель бюджетных средств осуществляет в том числе:

— планирование соответствующих расходов бюджета;

Согласно статье 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана). Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган.

17. При проверке планирования главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в части, касающейся предмета контроля, определяется факт соблюдения им методики планирования, установленной соответствующим финансовым органом, с учетом особенностей, установленных статьей 174.2 БК РФ.

Согласно пункту 6 Положения о составлении проекта федерального бюджета субъектами бюджетного планирования являются федеральные министерства, а также федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

20. В рамках контроля составления проектов бюджетов на основании государственных программ в части, касающейся предмета контроля, необходимо проверить соблюдение субъектом бюджетного планирования требований, предусмотренных статьями 172, 179 БК РФ, Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588.

В рамках контроля составления проектов бюджетов на основании ведомственных целевых программ в части, касающейся предмета контроля, проверяется соблюдение субъектом бюджетного планирования статьи 179.3 БК РФ, Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239.

III.2.2. Контроль обоснования бюджетных ассигнований

21. Контрольные мероприятия по соблюдению требований бюджетного законодательства при осуществлении планирования расходов на НИОКР осуществляются в отношении главных распорядителей бюджетных средств, в том числе субъектов бюджетного планирования, получателей бюджетных средств.

22. В отношении субъектов бюджетного планирования осуществляется проверка:

— соблюдения сроков, объема, достоверности информации, предоставляемой в Министерство финансов Российской Федерации для формирования проекта федерального бюджета в части расходов на НИОКР, в том числе обоснования бюджетных ассигнований по расходным полномочиям «Проведение фундаментальных научных исследований» и «Проведение прикладных научных исследований» с указанием сведений о непосредственных и конечных результатах исполнения расходных полномочий;

— соблюдения требований порядка формирования реестра расходных обязательств, утвержденного Постановлением № 621, в части расходов на НИОКР.

23. В отношении главных распорядителей бюджетных средств осуществляется проверка:

— соблюдения требований формирования и ведения реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствии с утверждаемым главным распорядителем бюджетных средств порядком;

— соблюдения требований порядка составления, утверждения и ведения сметы, установленного главным распорядителем средств бюджета;

— соблюдения порядка формирования и утверждения государственных заданий, установленного соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации), местной администрацией (в отношении муниципальных бюджетных учреждений, автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности). При проверке федеральных государственных учреждений необходимо учитывать требования Постановления № 640;

— наличия порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.

25. В отношении получателей бюджетных средств осуществляется проверка:

— соблюдения требований порядка составления бюджетной сметы, установленного главным распорядителем бюджетных средств;

— подготовки предложений в адрес главного распорядителя (распорядителя) по изменению бюджетной росписи.

III.З. Контроль в сфере закупок

26. В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом № 44-ФЗ, БК РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

27. В соответствии с пунктом 1 статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.

28. В рамках контроля соблюдения БК РФ необходимо проверить соблюдение получателями бюджетных средств положений статьи 73 БК РФ, согласно которой они обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов, которые должны содержать:

— краткое наименование закупаемых работ;

— наименование и местонахождение подрядчиков;

— цену и дату закупки.

29. В рамках контроля, осуществляемого в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, при планировании и осуществлении закупок НИОКР необходимо осуществить контроль в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона № 44-ФЗ, и обоснованности закупок;

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона № 44-ФЗ;

3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Рекомендации по осуществлению контроля в соответствии с пунктами 1-5, 7 части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ приведены в разделах III.3.1-III.3.7 настоящих Методических рекомендаций.

Рекомендации по осуществлению контроля в соответствии с пунктом 6 части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ приведены в подразделе III.4.2 настоящих Методических рекомендаций.

III.3.1. Проверка соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона № 44-ФЗ, и обоснованности закупок

30. При проверке соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона № 44-ФЗ, и обоснованности закупок проверяется:

обоснование объекта и (или) объектов закупки в соответствии с частью 2 статьи 18 Закона № 44-ФЗ, при формировании плана закупок;

обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта в порядке, установленном статьей 22 Закона № 44-ФЗ в соответствии с частью 3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ, при формировании плана-графика закупок;

соблюдение порядка и формы обоснования закупок, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

III.3.2. Проверка соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона № 44-ФЗ

32. При осуществлении проверки соблюдения установленных требований к закупкам НИОКР (в том числе предельных цен) и нормативных затрат в отношении закупок НИОКР при обосновании объекта (объектов) закупки в ходе формирования плана закупок необходимо проверить их соответствие требованиям правовых актов главного распорядителя бюджетных средств, принимаемых в соответствии:

с Правилами определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. № 1084.

34. При осуществлении контроля следует обратить внимание на то, что согласно подпункту «в» пункта 6, пунктам 7 и 10 Общих правил определения нормативных затрат к видам нормативных затрат относятся затраты на НИОКР.

35. При осуществлении контроля соблюдения правил отнесения затрат к затратам на НИОКР следует также учитывать, что возможные виды указанных затрат предусмотрены пунктом 10 Общих правил определения нормативных затрат.

Кроме того, необходимо учитывать, что согласно Закону № 127-ФЗ:

III.3.3. Контроль в отношении обоснования начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, включенной в план-график

36. При осуществлении контроля в отношении обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на закупку НИОКР проверяется соблюдение заказчиком требований статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

При проверке НМЦК по закупке НИОКР, определенной и обоснованной нормативным методом, необходимо проверить соблюдение установленных главным распорядителем бюджетных средств требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).

37. При проверке обоснования НМЦК по закупке НИОКР, определенной и обоснованной методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), необходимо проверить соблюдение заказчиком требований, установленных частями 2-6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

38. При проверке обоснования НМЦК по закупке НИОКР, определенной и обоснованной затратным методом, необходимо проверить соблюдение заказчиком частей 10-11 статьи 22 Закона № 44-ФЗ и обоснованность отнесения затрат к затратам на НИОКР.

III.3.4. Контроль применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта

39. При осуществлении контроля применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения подрядчиком условий контракта проверяется соблюдение объектом контроля частей 6-9 статьи 34, части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

III.3.5. Контроль соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги условиям контракта

40. При осуществлении контроля соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги условиям контракта проверяется соблюдение объектом контроля пункта 1 части 1, частей 3, 4-6, 8 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

41. В рамках проверки соответствия выполненных работ условиям контракта необходимо проверить соответствие выполненных работ условиям контракта.

При отнесении работ к НИОКР необходимо обращать внимание на фактическое содержание выполненных работ.

При этом если в соответствии с контрактом на выполнение НИОКР заказчику передаются права на результаты работ, следует осуществить проверку отсутствия факта использования подрядчиком (иными организациями) результатов работ.

42. В ходе контрольного мероприятия необходимо изучить комплект документации, предоставленной исполнителем/подрядчиком по результатам выполнения работ, на достоверность и полноту.

Отчет о выполнении научно-исследовательских работ должен соответствовать общим требованиям ГОСТ 7.32-2001 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

43. При проверке соответствия выполненных работ условиям контракта необходимо установить, выполнены ли объектом контроля мероприятия по оформлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов и предусмотренные Правилами осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233.

Также необходимо проверить исполнение при приемке выполненных работ требований о направлении в письменной форме в адрес государственного заказчика организацией-исполнителем отчетов о патентных исследованиях в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения».

44. Вопросы соответствия выполненных работ условиям контракта изучаются с учетом требований, установленных соответствующим техническим заданием, и положениями ГОСТ 15.101-98 «Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ», ГОСТ Р 15.301-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство», ГОСТ Р 15.201-2000. «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство».

Так, при изучении вопросов соответствия выполненных работ условиям контракта необходимо обратить внимание на следующее:

— осуществлена ли приемка НИОКР в порядке, определенном в технических заданиях на НИОКР и контракте на ее выполнение;

— произведена ли оценка результатов разработки комиссией, в состав которой входят представители заказчика, разработчика и изготовителя (состав комиссии формирует и утверждает заказчик или, при согласии заказчика, разработчик);

— приняты ли этапы НИР комиссией, необходимость создания которой, ее состав и сроки работы устанавливает руководство исполнителя НИР по согласованию с заказчиком. Оформлены ли результаты приемки актом приемки этапа НИР, утверждаемым руководством исполнителя НИР (утвержденный акт является основанием для того, чтобы считать этап НИР завершенным);

— осуществлена ли при приемке НИР оценка научно-технического уровня исследований, обоснованность предлагаемых решений и рекомендаций по реализации и использованию результатов НИР для создания конкурентоспособной продукции и услуг. Оформлен ли комиссией акт приемки НИР, подписанный председателем и всеми членами комиссии и утверждаемый руководством исполнителя НИР или заказчиком (датой окончания НИР считают дату утверждения акта приемки НИР).

45. В случае выявления несоответствия выполненных работ условиям контракта в целях проверки возможных причин указанного нарушения целесообразно проверить действия заказчика по приемке результатов исполнения контракта (его отдельных этапов) на соответствие частям 6-8 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

46. В ходе проверки главных распорядителей бюджетных средств рекомендуется проверить соблюдение требований Порядка подтверждения главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими финансовое обеспечение НИОКР гражданского назначения и выполняющими функции заказчика таких работ, соответствия сведений об указанных работах, внесенных в единую государственную информационную систему учета НИОКР гражданского назначения, условиям государственных контрактов на выполнение НИОКР, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31 марта 2016 г. № 341.

47. Также в ходе контрольного мероприятия необходимо проверить проведение объектом контроля экспертизы результатов исполнения контракта (его отдельных этапов) в соответствии с частями 3-5 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

48. В случае выявления несоответствия поставленного товара, результатов выполненных работ, оказанных услуг условиям контракта в целях проверки возможных причин указанного нарушения целесообразно проверить действия заказчика по приемке результатов исполнения контракта (его отдельных этапов) на соответствие требованиям, установленным частями 6-8 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

III.3.6. Контроль своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги

49. При осуществлении контроля своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги необходимо проверить соблюдение требований Инструкции № 157н, Инструкции № 162н, Инструкции № 191н, Инструкции № 33н, приказа № 52н.

Особенности осуществления проверки правильности бюджетного учета изложены в разделе III.4.2. «Контроль правильности осуществления бюджетного учета и составления отчетности» настоящих Методических рекомендаций.

Кроме того, при осуществлении контроля полноты и достоверности отражения в документах учета поставленных товаров, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги необходимо оценить соответствие фактически поставленных товаров, фактически выполненной работы (ее результата) или фактически оказанной услуги отражению их в документах учета.

III.3.7. Контроль соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки

50. При осуществлении контроля соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки проверяется соблюдение объектом контроля статьи 13 Закона № 44-ФЗ, а именно использование выполненной работы (ее результата) для:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящего подраздела государственных программ;

3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с вышеуказанными пунктами 1 и 2 настоящего подраздела функций и полномочий.

При этом производится проверка наличия и содержания документов, сформированных в деятельности объекта контроля, об использовании выполненной работы, подтверждающих (опровергающих) соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

51. Необходимо учитывать, что согласно пункту 5.8.7 ГОСТ 15.101-98 «Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ» результаты законченной НИР реализуют в соответствии с рекомендациями, изложенными в акте приемки НИР.

Законченную НИР считают реализованной, если в соответствии с целями, поставленными в НИР, ее результаты использованы при разработке:

— основных направлений или федеральных (региональных, межгосударственных) целевых программ развития техники;

— новых (модернизации существующих) образцов продукции или их составных частей;

— технических заданий, по которым разрабатывают новые (модернизируют существующие) образцы продукции;

— решения о коренном изменении направлений отдельных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ;

— технических заданий на другие НИР;

— нормативных, технических и организационно-методических документов (стандартов, положений, методик, инструкций, руководств), используемых при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте продукции;

— программ и методик испытаний новых (модернизированных) образцов продукции.

52. Оценку соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки в отношении ОКР необходимо производить с учетом акта о результатах приемочных испытаний, который составляется в соответствии с пунктом 7.4. ГОСТ Р 15.301-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство» и содержит, в том числе:

— рекомендации о возможности дальнейшего использования опытных образцов продукции;

— рекомендации по изготовлению установочной серии и ее объему при выполнении работ по постановке продукции на производство.

III.4. Контроль исполнения бюджета по расходам

При этом в рамках осуществления контроля составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета необходимо проверить соответствие действий главных распорядителей средств федерального бюджета требованиям статьи 219.1 БК РФ и Приказа № 187н.

54. В случае, если финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) при организации исполнения бюджета по расходам предусмотрено утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования), необходимо проверить соответствие действий финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в части, касающейся предмета контроля, требованиям соответствующих правовых актов финансового органа.

В частности, при осуществлении контроля исполнения федерального бюджета необходимо проверить соответствие действий главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета в части, касающейся предмета контроля, требованиям Порядка утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета предельного объема оплаты денежных обязательств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. № 204н, Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденного Приказом № 104н.

55. В рамках осуществления контроля исполнения бюджетной сметы казенным учреждением необходимо проверить соответствие действий главного распорядителя средств федерального бюджета и уполномоченных им распорядителя средств федерального бюджета, руководителя учреждения статьям 161, 221 БК РФ, Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. № 112н, и порядку составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений, утвержденному соответствующим главным распорядителем бюджетных средств.

III.4.1. Контроль целевого использования (расходования) средств федерального бюджета

56. В рамках осуществления контроля целевого использования (расходования) средств федерального бюджета необходимо учитывать, что, исходя из подпункта 241 пункта 5(1).2 раздела III Указаний № 65н, расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий на оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений на аналогичные закупки подлежат отражению по виду расходов 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы».

При этом расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенные согласно Указаниям № 65н к иным элементам видов расходов, отражаются по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Таким образом, расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе расходы на оплату контрактов, не являющихся контрактами о выполнении НИОКР, заключаемых в целях закупки товаров, работ, услуг для обеспечения выполнения НИОКР, следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» классификации расходов бюджетов.

57. В случаях неоднозначности толкования тех или иных понятий в сфере науки либо при отсутствии в нормативных правовых актах определений тех или иных понятий в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности целесообразно обращаться за разъяснениями в Минобрнауки России, за которым в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, закреплены полномочия по нормативно-правовому регулированию в обозначенной сфере.

58. В случае необходимости разъяснения порядка применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоения кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, целесообразно обращаться за разъяснениями в Министерство финансов Российской Федерации.

59. При осуществлении контроля целевого использования (расходования) средств, предоставленных из федерального бюджета, необходимо учитывать, что нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

При этом в соответствии с пунктом 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» необходимо учитывать, что если, исходя из содержания перечней расходов бюджета, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации, наименований статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью классификации операций сектора государственного управления участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей классификации операций сектора государственного управления, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.

III.4.1.1. Контроль обоснованности предоставления субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями

60. В рамках осуществления контроля соблюдения целей, порядка и условий предоставления и использования субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями необходимо проверить исполнение главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств и получателем субсидии обязанностей, предусмотренных статьей 78.1 БК РФ и договором (соглашением) о предоставлении субсидии.

III.4.1.2. Контроль эффективного использования бюджетных средств

61. В рамках контроля эффективного использования бюджетных средств осуществляется проверка соблюдения главным распорядителем (распорядителем, получателем) бюджетных средств принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 БК РФ, и обязанности указанных участников бюджетного процесса по обеспечению результативности использования бюджетных средств, предусмотренной статьями 158, 162 БК РФ.

При оценке эффективности и результативности использования средств, предоставленных на НИОКР необходимо осуществление оценки достижения результатов (показателей), установленных государственными программами и государственными заданиями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.3 БК РФ оценка эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, осуществляется с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

В этой связи, в случае если финансирование НИОКР осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в рамках государственной поддержки инновационной деятельности, оценку эффективности их использования необходимо осуществлять с учетом положений статьи 16.5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

При осуществлении контроля эффективности использования бюджетных средств рекомендуется учитывать позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указанную в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно которой, оценивая эффективность использования бюджетных средств объектом контроля необходимо учитывать, что конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

III.4.2. Контроль правильности осуществления бюджетного (бухгалтерского) учета учета и составления отчетности

62. При осуществлении контроля правильности ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности необходимо проверить соблюдение требований Инструкции № 157н, Инструкции № 162н, Инструкции № 191н, Инструкции № 33н

Проверка составления бюджетной (бухгалтерской)отчетности проводится, в том числе на предмет соблюдения требований, установленных Инструкцией № 191н, Инструкцией № 33н полноты и достоверности информации в ней отраженной, правильности ее оформления и сопоставимости с показателями предыдущих отчетных периодов.

64. В результате НИОКР, выполняемых объектом контроля как самостоятельно, так и с привлечением научных организаций, могут быть получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, и результаты, подлежащие правовой охране.

Перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средствах индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность), установлен статьей 1225 ГК РФ.

65. При оценки правильности осуществления объектом контроля бюджетного (бухгалтерского) учета необходимо учитывать, что НИОКР, не давшие ожидаемых и (или) предусмотренных договором (государственным контрактом) результатов (в случаях, если договор (государственный контракт) исполнен) или незаконченные и не оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке НИОКР не относятся к нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету (пункт 57 Инструкции № 157н).

66. Для проверки правильности учета НИОКР в качестве нематериальных активов, должно быть установлено выполняются ли объектом контроля условия, предусмотренные пунктом 56 Инструкции № 157н, а именно выполнены ли требования, касающиеся правовой охраны результатов НИОКР (т.е. учреждение должно иметь в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора).

Таким образом при отнесении объектом контроля результатов НИОКР к нематериальным активам необходимо проверить соблюдение требований, установленных пунктами 56, 57 Инструкции № 157н.

68. В случае выявления фактов, когда в результате выполнения НИОКР созданы результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном законодательством порядке, необходимо информировать о выявленных нарушениях в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности Федеральную службу по интеллектуальной собственности (за исключением случаев, когда результаты НИОКР направлены для оформления в соответствующий государственный орган).

Также необходимо обратить внимание на необходимость принятия объектом контроля к учету объектов созданных в результате осуществления НИОКР, в том числе незапланированных изначально (побочных результатов НИОКР).

69. При проверке правильности учета НИОКР необходимо учитывать, что единицей (бюджетного) бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.

Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора (государственного (муниципального) контракта), предусматривающего приобретение (отчуждение) в пользу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, учреждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (на средство индивидуализации), либо в ином установленном законодательством Российской Федерации порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций (пункт 58 Инструкции 157н).

При осуществлении контрольных мероприятий необходимо учитывать, что затраты на выполнение НИОКР группируются в соответствии с типовыми Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации от 15 июня 1994 г. № ОР-22-2-46.

В случае если финансирование НИОКР осуществляется за счет нескольких источников финансирования (например, за счет средств федерального бюджета и средств от приносящий доход деятельности) следует обратить внимание на требования, установленные в документе, являющимся правовым основанием предоставления средств федерального бюджета (отчуждение в пользу Российской Федерации), в части наличия требований об обособленном учете таких средств и требований о передаче прав и результатов НИОКР в пользу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и непосредственно исполнителя.

70. В отношении нематериальных активов необходимо проверить правильность начисления амортизационных отчислений.

На основании пункта 60 Инструкции № 157н срок полезного использования нематериальных активов в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету и начисления амортизации определяется комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения исходя из:

— срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

— срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;

— ожидаемого срока использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, получать экономические выгоды.

71. Нематериальные активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования. По указанным нематериальным активам в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования устанавливается из расчета десяти лет.

III.4.3. Инвентаризация результатов НИОКР

72. В ходе контрольного мероприятия необходимо проверить соблюдение объектом контроля требований Положения об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 7, и разработанных в соответствии с ним Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденных распоряжением Минимущества России № 1272-р, Минпромнауки России № Р-8, Минюста России № 149 от 22 мая 2002 года.

Руководитель
Федерального казначейства
Р.Е. Артюхин

Обзор документа

Разработаны методические рекомендации по осуществлению Федеральным казначейством контроля за планированием, обоснованием бюджетных ассигнований и использованием средств федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Речь идет о внутреннем государственном финансовом контроле за использованием средств федерального бюджета, выделенных на НИОКР, а также о контроле при планировании и осуществлении закупок НИОКР.

Перечислены вопросы, которые могут быть изучены при проведении контрольного мероприятия.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение