что за программа гармония в школе

Программа «Гармония»

Программа «Гармония» для начальной школы представляет собой единый учебно-методический комплекс по 12 дисциплинам.

Программа «Гармония» для начальной школы

В 2016 году программа «Гармония» была исключена из перечня рекомендованных. Обучение по ней может проводиться до 2021 года.

Содержание статьи

Цель и основные принципы программы «Гармония»

Программа базируется на 2 главных принципах:

Главными задачами программы являются:

Особенности программы и УМК

При работе по программе «Гармония» ведется динамическое оценивание успехов школьника. Все выполненные работы ученика собираются в портфолио, характеризующее общий уровень развития.

В состав программы входят 12 учебников по различным дисциплинам, программы, рабочие тетради, методрекомендации, дополнительные обучающие материалы, критерии проверки знаний и оценки работ.

Авторы программы «Гармония»

Концепция программы «Гармония» была предложена доктором педагогических наук Н. Истоминой. Она собрала коллектив авторов, учителей и методистов, работающих в системе развивающего обучения.

Истомина Наталья Борисовна

Когда возникла программа «Гармония»

Программа «Гармония» в 2009 г. была утверждена Министерством образования РФ. Все учебники, входящие в ее состав, были включены в перечень рекомендуемых на 2010-2011 учебный год. В 2016 году программа была исключена из перечня рекомендованных, однако обучение по ней может проводиться до 2021 г.

Плюсы и минусы программы

К положительным характеристикам программы можно отнести следующие:

Среди негативных аспектов можно выделить:

Отзывы учителей, родителей и учеников о программе «Гармония»

Программа неоднозначно воспринимается как родителями и учителями, так и самими учащимися. Учителя, как правило, акцентируют внимание на возможность формирования творческого мышления, но подчеркивают полное отсутствие преемственности со средней школой. В методическом плане наиболее дискуссионным является транскрипционный метод обучения правилам русского языка.

Для родителей непривычен сам подход к обучению: вместо традиционного заучивания от детей требуется понимание, способность критического мышления и навык самостоятельного поиска информации. Многие родители затрудняются с проверкой домашних заданий, так как не понимают сути задания. Нарекания вызывает и чрезвычайная сложность самостоятельного изучения темы при пропуске урока.

Единого мнения о программе у обучающихся по «Гармонии» школьников тоже нет. Оценки варьируются от крайне восторженных до однозначно негативных.

Подготовка к освоению программы

Для успешного освоения программы школьник к началу обучения должен обладать следующими навыками:

К сожалению, подготовка дошкольников к обучению по программе «Гармония» полностью ложится на плечи родителей.

1 комментарий

Источник

Программа «Гармония»

Образовательная программа «Гармония» эффективна для детей с интеллектом норма (N), с развитым наглядно-образным, практическим и логическим мышлением, с высокими стартовыми возможностями, богатым словарным запасом, развитой оперативной и долговременной памятью.
УМК:
— математика, авторы: Истомина Н. Б, Нефедова И. Б;
— русский язык, авторы: Соловейчик М. С, Кузьмина Н. С;
— чтение, авторы: Кубасова О. В;
— окружающий мир, автор Поглазова О. Т;
— трудовое обучение, автор-составитель Конышева Н. М.

Комплект направлен на преодоление разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе соединения традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Внём реализованы принципы, в которых есть равновесие между обучением и развитием.

Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных знаний:
— целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
— приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
— активное включение в познавательную деятельность приёмов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
— соблюдение баланса между интуицией и знанием;
— разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
— опору на опыт ребёнка;
— параллельное использование различных моделей: предметных, графических, схематических и символических – и установление соответствия между ними;
— взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
— единство интеллектуальных и специальных умений;
— создание каждому ребёнку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренной программой знаний.

У дочки как раз Гармония. Уже 4-й год последний, поэтому я могу делать какие-то выводы.
Русский не сложный совершенно. Математика – не знаю…Возможно. Недавно наша учитель давала детям задачи по классической программе – говорит, что справились практически все, даже те, кто по Гармонии не всегда справлялся.
Я выбрала эту программу, тк была уверена, что она самая сбалансированая, больше гуманитарной, чем матем. направленности.

Сын учился по этой дисгармоничной программе целых 2 года! Решение о переводе в параллельный класс, где дети учатся по традиционной программе «Школа России», далось очень нелегко. Но такие издевательства над учениками и родителями и над моим любимым русским языком я больше не смогла терпеть. Фамилия Соловейчик (автор учебников и тетрадей по русскому языку)звучит для меня теперь как призыв к революции. Я возмущена тем, во что превратила эта госпожа родной русский язык! Я слышала, что она ставила одну из целей своего подхода к изучению русского языка – заинтересовать детей, сделать так, чтобы дети полюбили родной язык и легко его изучали. Всё получилось с точностью до наоборот!
Я сам – детский психолог. Проработала с детьми более тринадцати лет. В детстве мои любимым предметом был русский язык. Я любила его, участвовала в разных конкурсах. Хотела быть учителем русского языка и литературы.. Как же нужно исказить методику преподавания родного языка, чтобы дедушка с бабушкой, папа – ждали когда мама придёт с работы, чтобы понять, ЧТО надо делать! А я приходила, и у меня начинало всё закипать внутри, когда я брала в руки тетрадь или учебник Соловейчик! Родители на протяжении этих двух лет ( и я в том числе)звонили друг другу и спрашивали, что же нужно делать и как выполнять задание! Эти слова и тексты с окошками-дырками, это транскрипционное написание слов (йолка, йожик….), это прочее издевательство над русским языком и над умом родителей и детей!
Программа дисгармонична, прежде всего, из-за одной фамилии в числе разработчиков и авторов. Эта фамилия – «Соловейчик»!
Я возмущена, что такая программа рекомендована Министерством образования! Мне жаль детей, которые будут продолжать мучиться по этой программе! Они не будут любит такой русский язык ( я говорю это не голословно, поверьте – у меня была возможность беседовать с выпускниками, учившимися по этой программе).
Второго ребёнка, дочь, в этом году я отдаю в школу, где учитель будет работать по самой гармоничной программе «Школа России». Убеждена, что образовательная программа «Гармония» не соответствует основным принципам психологии и педагогики. Ведь дидактический принцип «от простого к сложному» всегда являлся основополагающим в обучении.
Ребёнок будет любит те предметы, которые он понимает, по которым он может самостоятельно выполнить задание, а не разгадывать каждый раз очередные шарады-ребусы вместе с родителями.

Уважаемые Родители, ни за что не отдавайте ваших детей на обучение по программе Гармония. Проклянете все на свете. Берегите мозги ваших деток от маразма и даунизма. Моя дочь закончила 4 класс по этой программе, я далеко не педагог, но смогла бы дать больше знаний за эти годы. В результате ребенок сказал, что она бы с удовольствием снова пошла бы в 1 класс, чтоб начать все заново т. к. Ни чего не поняла. А между тем за уроками сидела по 6-7 часов, вместе сидели. Бросила все кружки и занятия, но и это как видете не помогло. А девочка очень сообразительная, но понять то, что даже иногда не понимают сами преподаватели, так и не смогла. С большим разочарованием ищем теперь обычную, старую, добрую школу.

По программе «Гармония» я работаю с детьми второй год, – комментирует учитель начальных классов школы № 549 г. Москвы Елена Борисовна Иванова-Бородачева. – Мне и детям эта программа очень нравится. Считаю, что весь материал комплекта хорошо адаптирован для школьников. Плюсы: во-первых, идет опережающее обучение. Во-вторых, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Например, в слове, где учащийся не знает какую букву написать, он ставит «окошко» (автор Соловейчик М. С.). Далее ребенок уже вместе с учителем разбирает возникшие вопросы, вспоминает правила и заполняет «окошко». Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике (автор Истомина Н. Б.) решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов. Сейчас решается вопрос о содержании контрольных работ, их соответствия программам и системам обучения.

Источник

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…

Особенности обучения по образовательной программе «Гармония»

Начальная школа — период, когда закладываются основы знаний и навыков для дальнейшего обучения. Образовательный процесс, построенный по программе «Гармония», поможет научить детей любить учёбу и самостоятельно оценивать итоговые и промежуточные этапы работы.

Суть образовательной программы «Гармония»

Программа «Гармония», которая была утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 году, создана Натальей Борисовной Истоминой и представляет собой учебно-методический комплект, составленный в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и требованиями ФГОС. В УМК входят двенадцать учебников разных авторов:

Кроме того, по всем предметам представлены: программа, учебные тетради, методические пособия, электронные ресурсы, пособия для оценки результативности полученных знаний.

С помощью такого учебно-методического комплекта авторы «Гармонии» помогают решать следующие задачи:

Портфолио используется для оценки успехов ученика

В качестве оценочного механизма используется портфолио школьника. В него включаются работы ребёнка, сделанные в ходе учебного процесса и в дополнительное время (на факультативных занятиях, во время самостоятельного творчества), стартовые, промежуточные и итоговые диагностические результаты, итоги систематического наблюдения за учеником (оценочные таблицы, листы наблюдений за освоением материала, аналитические данные школьного психолога и других специалистов), а также сведения, характеризующие внеурочную или досуговую деятельность обучающегося. Этот вид оценки — динамический, постоянно корректируемый и дающий представление о развитии личности, стремлении к новым свершениям и качеству полученных знаний.

Плюсы и минусы системы для начальной школы

Образовательная программа «Гармония» может быть выбрана за счёт многих положительных моментов, присущих этой системе:

Конечно, не обходится и без отрицательных моментов, среди которых можно выделить такие:

Многие родители жалуются на то, что делать задания с ребёнком по УМК «Гармония» очень трудно

Применение системы в младших классах

Построение урока с помощью образовательной программы «Гармония» выполняется с учётом следующих методических рекомендаций:

Оценивание результатов школьника должно отвечать таким требованиям:

Нюансы внедрения программы в первом классе связаны с проблемами, которые могут иметься у детей и их родителей. Ребята, не умеющие формулировать мысли, боящиеся дискутировать и высказывать личное мнение, могут чувствовать себя не в своей тарелке. Задача учителя на первом году обучения — раскрепостить школьников, дать им возможность «почувствовать вкус» самостоятельного мышления и получения верного решения.

Групповые обсуждения на уроках — важная часть занятия, построенного по программе «Гармония»

Отношение родителей может стать «тормозящим» фактором, особенно если они сами обучались по традиционным схемам. Если взрослые высказывают свои отрицательные мнения об образовательной программе при детях, то это ещё больше осложняет ситуацию. Поэтому в учебниках системы «Гармония» помещены письма-обращения к родителям, предостерегающие от возможных ошибок и разъясняющие некоторые особенности программы.

Примерная структура занятия

Вот как может быть построен урок математики в 1 классе по теме «Целое и части»:

Мнения об образовательной программе

Программа обучения в начальной школе «Гармония» воспринимается учителями и родителями неоднозначно. Вот какие мнения можно найти в интернете.

Отзывы учителей

Большинство учителей, выбравших программу «Гармония» для работы, результатами учеников довольно

Работаю по программе «Гармония» шестой год, впечатления самые лучшие. Великолепный русский язык, система которого позволяет развивать орфографическую зоркость, грамотность, устную и письменную речь детей. Не знаю, почему говорят, что дети не пишут. Это не так, в системе предусмотрены блоки уроков по развитию речи, например, написание диктантов разного вида, дети сами составляют тексты. Математика тоже очень хорошая и формирует прекрасные вычислительные навыки, задачи дети решают при помощи моделирования или составления опорных схем. Я работала по разным программам и выбор для себя сделала. А то, что нет преемственности со средней школой, это проблема не только «Гармонии», но и других программ: даже если у УМК есть завершённая линия, это не значит, что предметники станут по ней работать.

Елена Ковалёва

https://vk.com/topic-30566674_25074532

Кто-то за «Гармонию», а кто-то против, кому-то учиться тяжело, а кому-то легко – это нормально. Главное, чтобы учитель понимал, чему учить и как. Я работаю по «Гармонии» больше десяти лет, и она мне нравится, хотя первый раз, когда рассматривала комплект, думала, как вы, что это ужас. Потому что воспитывалась по другой, советской системе — на, готовое получи и выучи, а зачем и что оно даёт — неизвестно. И когда, прийдя домой, многий материал я не понимала, сидела сама разбиралась. Поверю, что многие дети могут скучать, а некоторые не могут понять (хотя во многих случаях просто не хотят). Все разные и способности отличаются, но есть учитель, который знает своих учеников, он должен готовить материал как для сильных, так и для слабых учащихся. Программа «Гармония» рассчитана на детей, а не на взрослых с уже сформированными взглядами и знаниями, чей мозг не всегда пускает то, что расходится с присущими нормами и правилами. Когда дети слышат от родителей, что изучают они бред и знания не получают, они совершенно перестают учиться.

Ирина Проценко

https://vk.com/topic-30566674_25074532

Отзывы родителей

Татьяна

http://1form.ru/2010/02/prog-garm/

Ужасная программа! У нас третий класс. Задания вводят в ступор и ребёнка, и меня, особенно по русскому языку. Например, сегодня: прочти текст, в первый столбик выпиши слова с «окошками» (в тексте пропущены буквы на месте орфограмм), во втором объясни выбор буквы, в третий выпиши слова с правильным написанием. Где вы видели ребёнка начальной школы, чтобы со своим почерком он умудрился на одной странице уместить три столбика? По-моему, большинство детей пишет достаточно крупно. В результате получается ТАКОЙ текст, в котором ни дети, ни учитель не ориентируются. Уроки делаем очень долго. И всегда проблема с написанием. Очень долго думаем, как должно выглядеть правильно сделанное задание. У моего ребёнка проблема следующая: понять, что же от неё хотят в итоге. Если ей объяснишь, всё выполняется молниеносно. Вот только на контрольной учитель не утруждается объяснять задания.

Тата

http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=23888384

А нам повезло с учителем. Дочь закончила четвёртый класс и поступила в лицей. Учились по программе «Гармония». С русским языком вообще никаких проблем не было. В первом классе я тоже удивлялась транскрипциям, йотированным звукам и так далее, но потом с удивлением обнаружила, что дочь очень грамотно пишет. А в пятом классе, когда дети на первых уроках стали изучать транскрипции, у неё одной из класса проблем не было. Педагог спросил: «Что, наверное, «Гармония» в школе была?». Надо отдать должное первой учительнице, на уроках математики мы пользовались не только учебниками данной программы, но и «Школой России». Английский тоже в тандеме с другой программой. Во втором классе почему-то окружающий мир стали изучать по Плешакову, но тут же вернулись к «Гармонии». А учебники по чтению вообще замечательные. Уроки с дочкой я не делала, она в школе всё понимала, а если я и пыталась помочь, то осознавала, что оказываю медвежью услугу, только путала больше. Вывод: всё зависит от учителя, как он преподносит материал, и учебники тут ни при чём. Итоговые контрольные даже слабые дети писали на четвёрки. В результате в классе шесть отличников и много хорошистов. Я боялась, что оценки завышены, но очередной год показал: и лицейскую программу мы тянем не хуже.

Наталья

http://1form.ru/2010/02/prog-garm/

Учебно-методический комплект «Гармония» нацелен на то, чтобы совместить традиционную и развивающую формы обучения. Родители, отдавшие своих детей в класс с образовательным процессом, построенным по такой программе, смогут быть уверены в том, что школьники научатся самостоятельно доходить до правильного решения, логически мыслить и аргументировано дискутировать.

Источник

Школьный гид

Программа «Гармония» (ФГОС)

УМК «Гармония» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:

— Русский язык.
Букварь. Авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.
Русский язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
— Литературное чтение. Автор: Кубасова О.В..
— Математика. Автор: Истомина Н.Б.
Информатика (2-4 классы). Авторы: Нателаури Н.К., Маранин С.С.
— Окружающий мир. Авторы: Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д.
Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Авторы: Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В.
— Технология. Автор: Конышева Н.М.
— Музыка. Авторы: Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.
— Изобразительное искусство. Авторы: Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В.

Все учебники системы «Гармония», кроме учебников «Математика» Истоминой Н.Б., «Основы религиозных культур и светской этики» Ворожейкиной Н.И. и др., «Изобразительное искусство» Копцевой Т.А. и др., включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345).

Ранее в систему также входили УМК «Физическая культура» Тарнопольской Р.И., Мишина Б.И. и УМК «Французский язык» (2-4 классы) Владимировой В.Г., Григорьевой Е.Я.

УМК «Гармония» выпускает издательство «Ассоциация XXI век». С 2019 года основным владельцем издательства является ООО «Бином. Лаборатория знаний».

Учебники программы «Гармония» являются методическим средством, позволяющим реализ овать современные требования к содержанию и организации образования младших школьников и тем самым обеспечить достижение предусмотренных ФГОС результатов начального образования – личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В дидактике, теории воспитания, в психологии обучения и развития, а также в специальных областях знания, лежащих в основе учебных дисциплин, накоплено значительное количество ценнейших идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий. Однако реализация этих идей в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов.

Поэтому одной из главных задач авторов программы «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные ус­ловия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В УМК «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необхо­димым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Рассматривая учебные книги, входящие в УМК (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы программы «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
— целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
— приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
— активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
— соблюдение баланса между интуицией и знанием;
— разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
— опору на опыт ребенка;
— параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
— взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
— единство интеллектуальных и специальных умений;
— создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.

В состав учебно-методических комплектов по всем предметам учебного плана входят: программа, учебники, учебные тетради к ним, методические пособия, электронные образовательные ресурсы, пособия для оценки достижения планируемых результатов образования.

На сайте образовательной системы «Гармония» размещены «Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония»», методическая помощь и электронное сопровождение к урокам. Методические рекомендации к образовательной системе Гармония можно скачать с сайта издательства «Бином. Лаборатория знаний».

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Источник

Операционные системы и программное обеспечение