ableton что за программа

Ableton что за программа

Десятая версия популярной программы Ableton Live была анонсирована еще осенью прошлого 2017 года, однако полноценный релиз состоялся лишь сейчас, в феврале 2018 года. До этого времени новая версия находилась на этапе бета-тестирования, в котором приняло огромное количество пользователей со всего мира. Текущее обновление программы Ableton Live достаточно крупное и нацелено, главным образом, на удобство работы. В десятую версию добавили множество самых разнообразных возможностей, облегчающих творческий процесс, от элементарного изменения цветовой гаммы интерфейса, до совершенно новой функции захвата CAPTURE.

Так или иначе, все известные и популярные музыкальные программы заимствуют друг у друга наиболее востребованные возможности и функции. Безусловно, для всего профессионального сообщества это идет лишь на пользу, так как не смотря на совершенно различные концепции, позволяет пользователю с привычным удобством работать в разных приложениях. Тем не менее говорить об универсальности и взаимозаменимости, увы, не приходится, существующие программы пока еще отличаются значительно.

Основная часть новых возможностей программы Ableton Live 10 связана с оптимизацией рабочего процесса и, главным образом, повторяет успешные наработки других известных DAW. Однако это не делает текущее обновление менее интересным, скорее наоборот, говорит об адекватности разработчика и правильном направлении развития программы.

Итак, перейдем непосредственно к новой версии программы Ableton Live 10. Как и прежде, программа доступна в трех вариантах: Intro, Standard и Suite, которые отличаются возможностями и стоимостью. В приведенной сравнительной таблице перечислены основные отличия этих версий.

Intro Standard Suite
Стоимость $99 $449 $749
Основные функции и режимы 16 аудио и MIDI дорожки
8 сцен
2 посыла и возврата
4 моно входа
4 моно выхода
Capture
Неограниченное количество Audio и MIDI дорожек
Неограниченное количество сцен
12 посылов и возвратов
256 моно входов
256 моно выходов
Capture
Complex warp
Audio-slicing
Audio to MIDI
Неограниченное количество Audio и MIDI дорожек
Неограниченное количество сцен
12 посылов и возвратов
256 моно входов
256 моно выходов
Capture
Complex warp
Audio-slicing
Audio to MIDI
Max for Live
Библиотека более 5 ГБ и 1500 звуков более 10 ГБ и 1800 звуков более 70 ГБ и 5000 звуков
Програмные инструменты Drum Rack
Impulse
Instrument Rack
Simpler
Drum Rack
Impulse
Instrument Rack
Simpler
External Instrument
Drum Rack
Impulse
Instrument Rack
Simpler
External Instrument
Analog Collision
DrumSynths
Electric
Operator
Sampler
Tension
Wavetable
Аудио эффекты Audio Effect Rack
Auto Filter
Auto Pan
Beat Repeat
Chorus
Compressor
EQ Three
Erosion
Flanger
Gate
Grain Delay
Limiter
Looper
Phaser
Ping Pong Delay
Redux
Reverb
Saturator
Simple Delay
Tuner
Utility
Audio Effect Rack
Auto Filter
Auto Pan
Beat Repeat
Chorus
Compressor
EQ Three
Erosion
External Audio Effect
Flanger
Gate
Grain Delay
Limiter
Looper
Phaser
Ping Pong Delay
Redux
Reverb
Saturator
Simple Delay
Tuner
Utility
Drum Buss
Dynamic Tube
EQ Eight
Filter Delay
Frequency Shifter
Glue Compressor
Multi-band Dynamics
Overdrive
Resonators
Spectrum
Vinyl Distortion
Vocoder
Audio Effect Rack
Auto Filter
Auto Pan
Beat Repeat
Chorus
Compressor
Convolution Reverb
EQ Three
Erosion
External Audio Effect
Flanger
Gate
Grain Delay
Limiter
Looper
Phaser
Ping Pong Delay
Redux
Reverb
Saturator
Simple Delay
Tuner
Utility
Drum Buss
Dynamic Tube
EQ Eight
Filter Delay
Frequency Shifter
Glue Compressor
Multi-band Dynamics Multichannel Audio
Overdrive
Resonators
Spectrum
Vinyl Distortion
Vocoder
Amp
Cabinet
Corpus
Echo
Pedal
MIDI эффекты Arpeggiator
Chord
MIDI Effect Rack
Note Length
Pitch
Random
Scale
Velocity
Arpeggiator
Chord
MIDI Effect Rack
Note Length
Pitch
Random
Scale
Velocity
Arpeggiator
Chord
MIDI Effect Rack
Note Length
Pitch
Random
Scale
Velocity
Envelope
Envelope Follower Expression Control
LFO
MIDI Monitor
Note Echo
Shaper

Производитель начиная с текущей версии Ableton Live 10 полностью отказывается от 32-битных версий программы, даже в урезанном варианте Ableton Live Intro. Это связано с ограничением операционной системы использования в 32-битных приложениях 4 ГБ оперативной памяти. Превышение использования этого объема неминуемо приводит к падению программы. Видимо, производитель устал в техподдержке отвечать на одни и те же вопросы и просто прекратил поддержку 32-битных версий своей программы. При использовании в 64-битной версии эксклюзивных или раритетных 32-битных плагинов производитель рекомендует воспользоваться адаптерами jBridge или 32 Lives.

В первую очередь, необходимо отметить изменения в дизайне программы. Особенно эффективно это повлияло на режим Arrangement. Секвенсор Ableton Live 10 теперь имеет более общепринятый и традиционный вид, с привычным отображением всех групп и треков. По умолчанию автоматизация не отображается на дорожке и вызывается отдельной командой для всех треков. А вот Fade In и Fade Out наоборот стали всегда доступными для каждого сегмента аудио дорожки и редактируются привычным способом.

Из наиболее интересного следует упомянуть об использовании нового шрифта Ableton Sans, а также новых пресетах цветового оформления оболочки программы и более богатом выборе цветовых оттенков для треков. Также в новой версии была решена проблема некорректного масштабирования на дисплеях с ультравысоким разрешением.

Работа в проектах с автоматизацией стала более гибкой и совершенной. Существенно улучшилась навигация, в частности стали доступны привычные по многим аналогичным программам гибкие возможности масштабирования и перемещения по треку. Стала доступным возможность одновременного редактирование нескольких MIDI-треков. А перетаскивание какого либо фрагмента MIDI- и Аудио-трека в пустое поле создает идентичную дорожку со всеми наложенными на нее эффектами и задействованной автоматизацией. Все это наконец-то мы увидели и в Ableton Live 10.

В новой версии программы Ableton Live 10 появилась очень интересная функция Capture, позволяющая захватить MIDI- события, сыгранные на MIDI-контроллере и импортировать их в проект синхронизируя с темпом. Приведенный видеоролик хорошо иллюстрирует возможности данной функции.

В левом верхнем углу появилось новое меню Collections, позволяющее создать до 7 дополнительных пользовательских закладок, в которые можно помещать семплы, инструменты, эффекты и папки для быстрого доступа к ним. До этого момента в программе полностью отсутствовала система рейтинга или пользовательской сортировки. Появившиеся маркеры позволяют сгруппировать в отдельные категории наиболее важные и часто используемые эффекты, семплы или инструменты. В современных условиях, когда объемы используемого материала и инструментарий увеличиваются с каждым днем это особенно важно.

Очень важно, что теперь Max for Live полностью интегрирован в программу и для его работы не требуется производить никаких дополнительных установок. Среди эффектов всегда доступны Effect Envelope Follower, LFO и Shaper, а из инструментов представлена серия ударных DS.

В текущем обновлении программы появилось несколько новый инструментов. В их числе созданный разработчиками Ableton таблично-волновой синтезатор Wavetable. В его основе лежат два модифицируемых осциллятора с большим количеством различных форм волны и дополнительный саб осциллятор. Синтезатор интересен простым и наглядным управлением всех имеющихся настроек, использованием интересных фильтров и матрицы модуляции. Примеры звучания можно найти на сайте производителя.

Кроме этого были добавлены три новых эффекта.

Эффект Echo эмулирует звучание классических аналоговых и цифровых аппаратных дилеев. Эффект может похвастать большим количеством дополнительных параметров и настроек, позволяющих использовать Echo в художественных целях.

Эффект Drum Buss представляет собой специализированный компрессор для ударных, с возможностью насыщения спектра гармониками, в том числе и в низкочастотной области. Эффект Pedal эмулирует гитарные педали с характерным звучанием Overdrive, Distortion и Fuzz. Аудио примеры всех вариантов обработки в новых эффектах доступны на сайте производителя.

Были расширены возможности метронома. Из контекстного меню теперь можно изменить звук и количество долей, а также появился новый режим метронома, работающий только во время записи.

Из наиболее интересных изменений новой версии следует также выделить возможность переименовывания аппаратных выходов и входов звукового устройства. Долгожданный экспорт в MP3 и FLAC. Сохранение истории undo даже после сохранение проекта и возможность бэкапа проектов, правда в ручном режиме при сохранении проекта. Время открытия больших проектов сократилось в несколько раз, благодаря оптимизаци загрузки семплов и графической составляющей. Кроме этого было добавлено много новых возможностей для работы в программе с помощью фирменного контроллера Ableton Push 2. В частности была добавлена возможность конвертации аудио в MIDI, с помощью кнопки Convert. Назначение цветных меток корневой папки из браузера, возможность перемещения трека одной рукой, режим Split Stereo Pan Mode. Добавлена визуализация встроенных в Live инструментов, включая Wavetable и новые эффекты. Также был добавлен новый режим отображения секвенсора, переключатель лупов и много другое.

Выводы

Мы перечислили далеко не все изменения, произведенные в новой версии программы Ableton Live 10, и постарались заострить внимание на наиболее значимых. В целом, текущее обновление получилось довольно интересным и направлено, в первую очередь, на удобство и облегчение творческого процесса. Тем не мене на ряду с массой небольших улучшений и доработок программа Ableton Live 10 получила долгожданную интеграцию с Max for Live, обновленную библиотеку, новые эффекты и инструменты, а также превосходную функцию Capture.

Ableton Live 10 по прежнему остается наиболее популярной и доступной программой c уникальными высококлассными возможностями, успешно используемыми при создании музыки и живых выступлениях. Последнее обновление лишь укрепляет позиции DAW, как профессионального приложения. Для тех, кто еще не знаком с выдающимися возможностями программы Ableton Live 10 и хотел бы на личном опыте убедиться в удобстве работы в уникальной среде доступен 30 дневный полнофункциональный триал.

Источник

Ableton: С чего начать?

Ableton Live – многофункциональная DAW программа. Она будет полезна и диджеям для сведения студийных миксов, и музыкантам для написания музыки и лайв-игры). Я постарался изложить свои знания таким образом, чтобы и вы, читатели, почерпнули нужную информацию, не забивая голову бесполезными материалами, диджей вы или музыкант.

Ableton Live – это VST-совместимый секвенсор, который всецело поддерживает стандарт виртуальных инструментов VST 2.0. Программа выполнена как в версиях для Windows, так и для MacOS и вмещает в себе широкий спектр внутренних инструментов и обработки.

В комплект входит несколько синтезаторов и солидный набор многократно применяемой обработки: эквалайзеры, фильтры, ревербераторы, дилеи, компрессор, лимитер, дисторшен, Chorus, Phaser, Flanger, а также набор других специальных эффектов для диджейской и лайв-игры.

Повторюсь, что существенный плюс Ableton Live заключается в том, что он позволит и создать обычные студийные DJ-миксы, собранные из чужих треков, и написать собственную музыку, а затем играть ее в виде лайв-сетов, собираемых из отдельных партий и разыгрываемых в живую. Существует множество программ (например, ACID и MixMeister) для создания миксов и массу различных секвенсоров для написания музыки, будь то Cubase или Logic. В Ableton Live можно записать авторские лайв-сеты. Этот инструментарий Live дает неограниченные возможности для импровизации и игры в реальном времени.

В других своих проявлениях Live является современным секвенсором со всеми соответствующими данному классу программ возможностями: работа с аудио и MIDI дорожками, VST-инструментами, обработкой, подключение внешних инструментов и полное управление по MIDI. Последняя функция в Live реализована основательно: она дает возможность назначить необходимую ручку любого инструмента на MIDI контроллер. Не смотря на то, что инструмент может не иметь встроенную возможность назначать контроллер для параметра (Latch to MIDI). Назначение реализуется встроенными средствами Ableton и не зависит от используемого инструмента.

Чтобы лайв-музыкантам и диджеям было комфортнее работать, в Ableton существенно автоматизирована и упрощена схема определения темпа (BPM) добавляемых аудиофайлов и дальнейшей их подгонки как по скорости так и тональности.

Ableton способен определять скорость самостоятельно и достаточно точно, а изменить тональность добавленного фрагмента без изменения скорости («подтьюнить») можно одной ручкой.

По мимо этого схема Drag&Drop устроена очень элементарно. Чтобы добавить в Ableton файл, VST-инструмент или эффект обработки, его можно просто «перетащить» в нужную область программы.

Удобство работы в Ableton – серьезное преимущество. Основная часть рутинных технических моментов в Ableton автоматизирована. Качество же звучания на высоте и отвечает всем необходимым требованиям к профессиональному продукту.

В общем, плюсов у этого продукта много – он очень функционален. Отсюда и такое внимание к Ableton’у со стороны многих музыкантов и диджеев мира.

Из этой статьи вы почерпнете для себя базовые знания. Их будет вполне достаточно, чтобы немедленно приступить к работе. Как настроить Ableton, смотрите в этой статье.

Браузер

Браузер управляется с помощью семи кнопок быстрого доступа к страницам. вертикально расположенных в левом верхнем углу:

Пользователь сам распределяет исходный материал по трем папкам.

Исходные сэмплы в окне браузера вы сможете прослушивать. Чтобы это сделать, активируйте кнопку Preview. При каждом выделении сэмпла он будет воспроизведен один раз. Как только сэмпл воспроизведен, его пиктограмма изменяется, появляется пометка, означающая, что сэмпл уже прослушали. Внизу на панели Status Bar отображается процесс воспроизведения и параметры сэмпла, а именно частота дискретизации и разрядность. Конечно, на концерте рабочее прослушивание сэмплов не может звучать в финальном миксе. В рамках Ableton Live этот момент решен путем маршрутизации сигнала Preview на выход Cue Out мастер-трека. Далее назначается Cue Out на любой свободный выход звуковой платы, музыкант или диджей пользуется наушниками – и готово! Начинка окна браузера (плагины, сэмплы или инструменты) перетаскивается на треки проекта. Один аудиоклип занимает один слот. Перетаскивание другого сэмпла в занятый слот заменяет клип в слоте.

РЕЖИМЫ РАБОТЫ

Ableton Live работает в режимах сессии (Session View) и аранжировки (Arrangement View), дополняющих друг друга. Режим аранжировки по интерфейсу и функциональному назначению похож на привычные аудио- и MIDI-секвенсоры. Режим сессии в свою очередь требуется для творческого манипулирования клипами в реальном времени. В нем вы можете экспериментировать, так как он облегчает процесс конструиро- вания музыки “на лету”. Рекомендую вам режим сессии выбрать как первую ступень работы над проектом в Ableton Live. К примеру, начните

с исходной аранжировки, запустите клипы в режиме сессии, а затем возвратитесь к исходной аранжировке. Помните, что все манипуляции, которые производятся над лупами в программе, могут быть записаны в режиме глобальной записи и затем представлены для дальнейшего редактирования в режиме аранжировки.

РЕЖИМ СЕССИИ

Есть среда, где в реальном времени возможны манипуляции с клипами и управление звуком. Теперь вы можете реализовать вашу музыкальную идею. В Ableton Live встроены интеллектуальные алгоритмы “эластичного” аудио. Благодаря им вы можете подогнать “непослушный” в темповом и метрическом отношении луп под темп и размер проекта. В режиме сессии треки — это обычные вертикальные линейки виртуального микшера, совмещенные с интерфейсом управления клипами. Каждый клип занимает один слот. Это несложное интерфейсное решение разгружает музыканта – избавляет его от лишних действий по управлению программой. Клипы располагаются на треках в слотах друг над другом и могут запускаться в произвольном порядке с помощью кнопок Clip Launch.

Запущенный клип отмечается подсвеченной кнопкой Clip Launch. Если клип поставлен на запуск, но еще ждет старта по сетке общего квантайза, то кнопка Clip Launch мигает. В соответствии с типом трека на MIDI-треках расположены MIDI-клипы, а на аудио треках — аудио клипы.

Запускайте клипы поодиночке с помощью кнопки Clip Launch или группами – как вам потребуется. Такие группы из клипов, звучащих одновременно, в терминологии программы называются “сцены” (Scene). Клипы одной сцены размещены на горизонтальной линии, пересекающей все треки до мастер-трека. Управление сценами осуществляется на мастер-треке с помощью кнопок Scene, что совершенно логично: общее управление звуком и музыкой сосредоточено в одном месте.

Итак, музыкальная вертикаль — звуки, воспроизводимые одновременно, – распределена в Ableton Live по горизонтали. Термин “сцена” выбран разработчиками не случайно. Ведь каждая сцена может состоять из клипов, которые звучанием сильно отличаются от предыдущих, например, вследствие применения мощных средств звуковой обработки Ableton Live. В такой ситуации смена сцены сопровождается сменой звучания. Поэтому “сцена” — это обобщенный термин, включающий в себя как музыкальную вертикаль, так и собственно звучание. Циклическое воспроизведение клипа или сцены можно остановить, соответственно, с помощью кнопок Clip Stop и Slop All Clips. Можно запускать клипы, расположенные в разных сценах (на разных горизонтальных линиях). Допустим, что вы нашли удачное сочетание клипов из разных сцен (на разных горизонтальных линиях) и хотите зафиксировать это сочетание в виде новой сцены. Такое конструирование произведения из клипов разных сцен — один из способов быстрого построения музыкальной формы в Ableton Live. Новая сцена создается с помощью команды меню Insert — Capture and Insert Scene.

Окно Clip View

Clip View открывается двойным кликом на аудио/миди-клипе в режиме Сессии или режиме Аранжировки.

Окно Clip View включает в себя основные настройки для управления звучанием и запуском клипов. Размеры этого окна при необходимости можно увеличить. Для этого перетащите границу, разделяющую микшер и окно Clip View вверх до полного исчезновения микшера или вниз до полного исчезновения окна Clip View. Для каждого клипа, выделенного в слоте (режим сессии) или на треке (режим аранжировки), вызывается соответствующее окно Clip View. Окна Clip View для MIDI-клипов и аудиоклипов имеют различия.

Давайте рассмотрим окно Clip View для аудио клипов, в минимальном виде окно Clip View состоит из панели Clip Box и секции Clip Display.

В секции Clip Display отображается форма звуковой волны сэмпла. В этой секции реализуются функции “эластичного” аудио, устанавливаются границы цикла Clip/Loop Region. Здесь же рисуются огибающие клипов. Забегая вперед, отмечу, что автоматизация в Ableton Live реализуется на двух независимых уровнях: треков и клипов. Для MIDI-клипов огибающими могут быть MIDI-контроллеры или параметры автоматизации виртуальных инструментов.

ВИРТУАЛЬНЫЙ МИКШЕР

В Ableton Live есть микшер, который в режиме аранжировки отображается в виде горизонтальных линеек в области микшера. В режиме сессии микшер выглядит традиционно, в виде верти кальных линеек. Каждый трек представлен в виде линейки виртуального микшера.

Рис. Микшер в режиме аранжировки.

Рис. Микшер в режиме Сессии.

В режиме аранжировки можно создать новый трек перетаскиванием плагина или инструмента в область Mixer Drop Area. Каждый трек (линейка микшера) имеет традиционные регуляторы громкости и панорамы. Вместо стандартной кнопки Mute в Live используется Track Activator — кнопка с обратной функцией.

В режиме Solo все кнопки Solo/Cue треков обеспечивают функцию Solo. В режиме Сuе — все кнопки Solo становятся Сuе что и отображается синим цветом. Режим Сue предназначен для концертных выступлений, когда для музыканта, управляющего программой Ableton Live, требуется отдельный мониторный контроль каждого трека. Уровень сигнала контроля изменяется регулятором Preview/Cue на мастер-треке. Напомним, что предварительное прослушивание сэмплов в браузере (Preview) тоже осуществляется через Cue-выход.

Дополнительные возможности маршрутизации предоставляют треки возврата (Returnтреки). Каждый трек имеет количество регуляторов уровня посыла равное числу Return-треков. Треки возврата тоже оснащены регуляторами посыла, причем есть возможность создания обратной связи с помощью посыла с Return-трека на самого себя. Глобальные переключатели Pre/Post Toggle мастер-трека изменяют маршрут посыла с постфейдерного (по умолчанию) на префейдерный. Обратим внимание еще на одну полезную функцию — Live’s Crossfader, которая реализована как регулятор-кроссфейдер на мастер-треке, и радиокнопки А и В на остальных треках. Live’s Crossfader — это виртуальный аналог кроссфейдера типичного диджейского микшера. Каждый трек, включая треки возврата, может быть назначен в группу А или В с помощью радиокнопок. При движении кроссфейдера слева направо громкость треков группы А уменьшается до полного заглушения, а треков группы В — увеличивается, и наоборот. На громкость треков, не имеющих назначения А или B кроссфейдер не действует.

CLIP BOX

В поле Name изменяется название клипа. В поле Color можно выбрать другой цвет вместо предложенного по умолчанию. В поле Signature устанавливается музыкальный размер. Этот параметр не влияет на воспроизведение клипа и может рассматриваться как способ изменить сетку в секции Clip Display. Список Groove предназначен для выбора длительности нот грув-квантайза (в данном случае аудио). Степень квантайза за висит от настройки общего грува Global Groove Amount. Более подробнее смотрите в этой статье.

Режим Warp должен быть оптимизирован для барабанных лупов (Beats). Для естественного звучания аудиогрува нужно точное равенство между разрешением переходов (параметр Transients Resolution в режиме Beats, об этом дальше) и длительностью ноты грув-квантайза. Например, можно установить параметры Transients Resolution и Clip Groove равными 1/16. В самом низу расположены три кнопки для вызова/раскрывания трех дополнительных панелей: Launch Box, Sample Box и Envelopes Box. Более подробнее по варпингу тут.

Контролер транспонирования, Transpose изменяет питч клипа на указанное количество полутонов.

Реверсирование сэмплов. Эта функция создает новый сэмпл который проигрывается наоборот, относительно оригинального сэмпла.

LAUNCH BOX

Рис. Нажмите иконку L, чтобы получить доступ к Launch Box.

Launch Box – панель режимов запуска клипов. Чтоб вызвать панель Launch Box нужно совершить двойной шелчок по клипу.

Самый верхний элемент интерфейса — это список режимов запуска Launch Mode. Режим Trigger — нажатие кнопки Clip Launch вызывает запуск клипа. Отпускание левой кнопки мыши игнорируется. Воспроизведение клипа останавливается нажатием любой свободной кнопки Clip Stop того же трека, запуском другого клипа этого трека или кнопкой Stop All Clips мастер-трека. Трековая кнопка Clip Stop находится в секции Track Status Display. По умолчанию каждый пустой слот содержит кнопку Clip Stop. При необходимости ее можно удалить командой Edit/ Remove Stop Button. Новая запущенная сцена с удаленными на треках кнопками Clip Stop не сможет остановить соответствующие клипы.

Режим Gate — клип воспроизводится только во время удержания кнопки Clip Launch нажатой. Отпускание левой кнопки мыши вызывает остановку клипа в соответствии с настройками квантизации.

Режим Toggle (переключатель) — каждое нажатие кнопки Clip Launch запускает/ останавливает клип. Режим Repeat (повтор запуска) — до тех пор, пока кнопка Clip Launch нажата, происходит постоянный перезапуск клипа в соответствии с установками квантизации. Эффект хорошо заметен при квантизации запуска по длительностям меньшим, чем длительность самого клипа.

Кнопкой Legato включается одноименный режим сохранения синхронизации при отключенной квантизации запуска клипов. Если в списке глобальной или клиповой квантизации выбрать None, то квантизация будет отключена. Теперь запуск клипа будет происходить точно в момент нажатия кнопки Clip Launch. В режиме Legato переключение на другой клип произойдет плавно внутри цикла по текущей позиции воспроизведения. Список Clip Quantization содержит параметры сетки клиповой квантизации. Выбор в списке пункта Global отменяет режим индивидуальной квантизации.

Запуск такого клипа подчиняется общим установкам — глобальному квантайзу. Velocity Amount — степень зависимости громкости клипа от значения динамики запускающей ноты (при MIDI-управлении запуском, об этом далее). 100% —полная зависимость, 0,0% — зависимость отсутствует.

Follow Action — интеллектуальный блок, позволяющий автоматизировать процесс запуска цепочки клипов, начиная с простых логических условий для списка действий и заканчивая полной случайностью.

SAMPLE BOX

Sample Box содержит мощные инструменты виртуального редактирования клипа. Рассмотрим их по порядку.

Warp Controls — “эластичное аудио”. Если кнопка Warp не активна, то режим Warping выключен. Тогда Ableton Live воспроизводит сэмпл “в оригинале”, в собственном темпе сэмпла, который не зависит от установленного темпа проекта Live. В каких случаях это может понадобиться? Отключенный режим Warping уместен для сэмплов, не имеющих конкретной ритмической структуры. Например: отдельные звуки ударных, атмосферы, звуковые эффекты, слова, фразы и т. п. Напротив, для сэмплов с четкой ритмической структурой, а также законченных музыкальных фрагментов режим Warping должен быть включен. Режим Warping обеспечит синхронизацию материала с текущим темпом проекта. Чтобы в этом убедиться, измените темп на панели управления Control Bars. Все Warping-сэмплы (эластичные сэмплы) следуют за темпом проекта. Диапазон изменения темпа в Ableton Live : от 20 до 999 долей в минуту (bpm). Чтобы понять, как работает алгоритм “эластичного” аудио, нужно представить себе сэмпл в виде резины. Другими словами, сэмпл можно растягивать или сжимать. Причем растягивать/сжимать можно как любую часть сэмпла, так и несколько частей одного сэмпла. При этом автоматически сохранится синхронизация. “Эластичный” сэмпл легко привести в соответствие музыкальной сетке буквально “по нотам”. В поле Orig. BPM отображается темп сэмпла, который вычислила программа, Этот вычисленный темп (резуль тат интеллектуального алгоритма) — так называемое предположение Ableton Live. Чаще всего предположения программы верны и не требуют корректировки. Темп можно вводить вручную в это же поле.

Рис. Выставление “маячков” Warping.

Так как же подогнать “эластичный” сэмпл к музыкальной сетке? Для этого в Ableton Live предусмотрены два типа маркеров Grid Marker (маркер сетки), отображающий метр (метрономное время), и Warp Marker (маркер деформации), предназначенный для сжатия/растяжения сэмплов. По умолчанию сэмпл автоматически получает два Warp- маркера: в начале и в конце (маркеры 1 и 2 помечены в программе зеленым цветом). Если луп требует простой подгонки по темпу, то достаточно подвинуть финальный Warp- маркер (при этом вместе с ним сместится маркер Clip/Loop Region, отвечающий за область цикла). Анализ темпа программа выполняет на основе этих двух Warp-маркер- ов. Любой Grid-маркер преобразуется в Warp-маркер и обратно двойным щелчком мыши. Смещая Warp-маркеры, можно растягивать/ сжимать сэмплы. Если между Warp-маркерами относительно небольшое расстояние, то сэмпл растянут во времени, и наоборот. Чтобы в этом убедиться, достаточно проследить за скоростью движения курсора при воспроизведении сэмпла. В секции Track Status Display отображаются параметры лупа: слева от вращающегося круга находится число повторов (начиная с момента запуска), а справа — длина лупа в долях (beats). Если клип запускается однократно (не в цикле), то вместо круга отображается прямоугольник.

Для точной установки маркеров может потребоваться изменить масштаб отображения звуковой волны. В Ableton Live это делается просто. Курсор мыши в секции Clip Display на уровне звуковой волны приобретает форму руки с лупой. Для изменения масштаба нужно нажать и удерживая левую кнопку мыши, а затем сдвинув курсор вверх или вниз. Кроме этого, в Ableton Live предусмотрен другой вариант изменения масштаба и навигации, через Zooming Hot Spot. Размер рамки изменяется так же как и масштаб в окне Clip Display. Для быстрой навигации рамка просто перетаскивается. Чтобы полностью заполнить рамкой область Hot Spot, достаточно дважды щелкнуть внутри рамки. В том случае, если Ableton Live неверно вычислит темп лупа, можно воспользоваться кнопками “’2” (Double Original Tempo) и “:2” (Half Origi- nal Tempo).

Список Warp Mode содержит режимы функции деформации сэмпла во времени. Режим Beats предпочтителен для барабанных лупов или другого материала с четко выраженной ритмической структурой. Форма звуковой волны таких сэмплов отличается более-менее выраженными моментами атаки.

Режим Beats имеет всего один параметр настройки — Transient Resolution (разрешение переходного процесса). Под переходным процессом понимается фрагмент ритмической структуры сэмпла с относительно резким изменением амплитуды.

Режим Tones оптимизирован для звуков с выраженной высотой тона. Например, для вокала, одноголосных инструментов или басовых партий. Параметр Grain Size нужно настраивать экспериментально. Больший размер Grain Size позволяет избежать артефактов для более сложных звуков, например, партий состоящих из двух и более голосов.

Режим Texture оптимизирован для звуковых текстур: сложных полифонических партий, шумов, атмосфер. Помимо параметра Grain Size появился параметр Flux, который вносит случайность в процесс. Большие значения Flux соответствуют большему внесению случайности.

В режиме RePitch сэмпл как бы воспроизводится с измененной скоростью (меняется высота тона). Ускорение в два раза вызывает транспонирование на октаву вверх. В режиме Re-Pitch регуляторы Detune и Transpose не оказывают никакого влияния на звук.

Совет: если требуется заменить сэмпл в слоте с сохранением позиций Warpмаркеров, нужно просто перетащить выбранный сэмпл из окна Browser в окно Clip View. При этом сэмплы должны быть одинаковой длины.

НАСТРОЙКИ SAMPLE LOOP/REGION

Чтобы запустить режим цикла, кнопка Loop должна быть активна. Зацикливать можно только Warped-клипы. Поэтому если кнопка Warp не подсвечена, кнопка Loop заблокирована. В панели Loop, кроме кнопки Loop, предусмотрен еще и ввод параметров региона в формате такт: четверть: шестнадцатые. В одноименные поля вводятся четыре параметра: Start, End, Length (длина) и Offset (смещение). При вводе числовых данных маркер Clip/Loop Region ограничивает регион в соответствии с числами, также позиционируется и маркер Loop Offset — точка смещения старта.

Рис. Зона скрола и зума аудио клипа.

Смещение маркера Loop Offset вызывает автоматический перезапуск клипа. Для перемещения маркера Loop Offset нужно либо ухватиться за него мышью, либо щелкнуть в точке новой позиции маркера с нажатой клавишей Shift. Переключатель Start/Pos обеспечивает два режима управления маркером Clip/ Loop Region. В положении Start смещается только стартовая граница маркера при изменении значений в поле Start. В положении pgs смещается весь маркер Clip/ Loop Region. Кнопки со стрелками Show Loop Start. Show Loop End, Show Loop и Show Loop Offset предназначены, соответственно, для быстрого перехода к стартовой и конечной точкам лупа, быстрому изменения масштаба под размер лупа, а так же переходу к маркеру смещения Loop Offset.

Управление высотой тона и уровнем клипа (Pitch and Gain). Высотой тона клипа можно управлять с помощью регулятора Transpose. Дискретность шага — один полутон. Дополнительный регулятор Detune обеспечивает тонкую подстройку в центах (сотых долях полутона). Движок Dip Gain предназначен для виртуального изменения громкости клипа в дБ. Деструктивное редактирование сэмплов.

К Ableton Live можно подключить внешний звуковой редактор (Sample Editor). Если такая настройка произведена, то клип автоматически загружается в звуковой редактор после нажатия кнопки Edit, Эта операция требует остановки воспроизведения. Если длина сэмпла после редактирования не изменилась, то набор Warp-маркеров сохранится без изменений.

Функция реверсирования вызывается кнопкой Reverse. В первый раз эта операция выполняется в оффлайновом режиме с созданием реверсивной копии исходного сэмпла. В дальнейшем кнопка Reverse просто переназначает ссылку содержимого слота на оригинал или копию без деструктивного пересчета.

Режим High Quality Interpolation. Если кнопка High Quality Interpolation (Hi-Q) нажата (подсвечена зеленым цветом), то Ableton Live использует более качественный режим преобразования частоты дискретизации. Этот режим дополнительно загружает процессор, но при этом существенно снижаются искажения, особенно на высоких частотах. Нужно отметить, что режим High Quality Interpolation не влияет на качество алгоритма растяжения/сжатия сэмплов. Он используется только при импорте сэмплов и изменении высоты тона.

Режим Clip Start/End Fades. За этот режим отвечает кнопка Fade. Если она нажата, то программа автоматически добавляет в начале и конце клипа короткие фейды не более 20 миллисекунд. При переключении на другой клип выполняется короткий кроссфейд. Алгоритм построен таким образом, чтобы исключить “размазывание” атаки в начале клипа и заметный на слух фейд в конце. Режим Clip Start/ End Fades избавляет от щелчков на стыках клипов, поэтому отключать его без особой необходимости не следует.

Режим загрузки клипа в оперативную память. Чтобы загрузить клип в оперативную память, достаточно нажать кнопку RAM. Такое действие может потребоваться в двух случаях: из-за перегрузки дисковой подсистемы возникли сбои в воспроизведении или возникли сбои при воспроизведении клипа в режиме Legato. Чтобы воспользоваться режимом Clip RAM, нужно иметь достаточно большой объем оперативной памяти. Если ресурсы компьютера исчерпаны, лучше осуществить перезапись треков в реальном времени на один трек.

ОКНО CLIP VIEW ДЛЯ MIDI | ПАНЕЛЬ NOTES BOX

Интерфейс этого окна изменился по сравнению с окном Clip View аудиоклипов. Панель Sample Box заменена на панель Notes Box. Вместо окна Clip Display появился MIDI Note Editor, Остальные панели, Launch Box и Envelopes Box, не изменились.

Для пустых и импортированных MIDI-клипов в поле Orig. BPM устанавливается темп, равный темпу проекта, заданному в поле Tempo панели управления. Ableton Live разрешает каждому MIDI-клипу иметь свой темп. Списки MIDI Bank Select, MIDI Sub Bank Select и Program Change Select предназначены для посыла MIDI-сообщений Bank.

Редактор MIDI Note Editor MIDI-редактор Ableton, на наш взгляд, не отличается особой оригинальностью интерфейса. Однако разработчики учли особенности концертной эксплуатации MIDI-редактора в некоторых деталях его интерфейса. Большинство операций выполняет- ся с помощью карандаша в режиме Draw.

ОГИБАЮЩИЕ MIDIКЛИПА

Для редактирования огибающих MIDI-клипа предусмотрен редактор Envelope Editor, доступ к которому осуществляется кнопкой Show/Hide Envelopes Box. Если выход MIDI-трека назначен на внешнее MlDI-устройство, то огибающие — это MIDI-контроллеры. Поэтому в списке Device Chooser доступен только один пункт: MIDI Ctrl. А в списке Control Chooser осуществляется выбор MIDI-контроллера.

Теперь рассмотрим типичный пример и последовательно загрузим из окна Browser в MIDI-трек виртуальный инструмент Impulse, MIDI-плагин Velocity и аудиоплагин Compressor. Более подробно я рассмотрел эти инструменты в этой статье. Список автоматизируемых устройств Device Chooser существенно расширился. Кроме MIDI- контроллеров появились пункты Velocity (по названию MIDI-плагина), Impulse, Compressor и Mixer (так как мы загрузили виртуальный инструмент, то его аудио выход регулируется фейдерами MIDI-линейки виртуального микшера). У каждого из автоматизируемых устройств в списке Control Chooser появился свой набор параметров автоматизации. Окно Envelope Editor отображает ноты, поэтому огибающие могут быть легко привязаны к материалу.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение