42 что представляет собой список в windows

Объекты ОС Windows

Под объектом в Windows понимают все то, с чем оперирует ОС Windows: программу, группу программ, диск, папку, файл, документ, значок, фрагмент текста, рисунок, ярлык. Каждый объект имеет свой значок, который позволяет не только видеть, с каким объектом приходится работать, но и выполнять многие операции с самим объектом. Значки сопровождаются метками с именем того объекта, который они представляют.

Файл – это логически связанная совокупность данных или программ, для размещения которой во внешней памяти выделяется именованная область. Файл имеет уникальное имя и является основной структурной единицей операционной системы.

Приложение – это программа или комплекс взаимосвязанных программ для создания и модификации объектов (документов), а также для управления объектами определенного типа.

Документ – это файл, созданный в среде приложения и содержащий информацию определенного вида. Документами могут быть тексты, рисунки, таблицы, звуки и т.п.

Папка – это хранилище объектов: ярлыков, файлов, значков устройств (дисков, принтеров, компьютеров сети), других папок. Папки образуют древовидную структуру, на верхнем уровне иерархии которой находится Рабочий стол, являющийся корневой папкой для всех других папок.

Ярлык – ссылка на какой-либо объект (папку, программу, документ), вторичное (дополнительное) изображение этого объекта, указывающая на его местоположение. Он представляет собой значок со стрелкой в нижнем углу и обеспечивает быстрый доступ к соответствующему объекту. Объект и его ярлык обычно находятся в разных местах файловой структуры. Ярлык хранится в файле объемом 1 Кбайт. Его можно легко создать, переместить или удалить, что никак не повлияет на связанный с ним объект.

Так как в имени файла можно использовать точки, то расширением имени файла являются символы, расположенные справа от последней точки. Расширение может содержать до 255 символов.

Расширение указывает на тип файла. Каждому зарегистрированному в Windows типу соответствует свое графическое изображение – значок. Рядом со значком находится метка, в поле которой содержится имя файла или папки. По расширению имени файла операционная система определяет, какая программа должна быть использована для его открытия:

Значок Расширение имени файла Описание
Папка (закрытая и открытая).
exe, com, bat Исполняемые файлы. Запускаются на выполнение и написаны в машинных кодах. Обычно, каждое приложение Windows имеет собственный значок.
txt Текстовый файл. Открывается простейшим текстовым редактором Блокнот (Notepad).
bmp, jpg Точечные рисунки. Открываются графическим редактором Paint.
doc Документ Microsoft Word. Открывается текстовым редактором Microsoft Word.
xls Таблица Microsoft Excel. Открывается табличным редактором Microsoft Excel.
rar Архивный файл. Открывается программой-архива­тором WinRar.
незарегестри­рованный Windows не знает, какой программой открывать файл.

Объекты Windows обладают свойствами. Свойства объекта можно просмотреть, открыв контекстное меню этого объекта и выбрав из него команду Свойства. В диалоговом окне Свойства объединена справочная информация об объекте и некоторый набор инструментов, позволяющий изменить его свойства. Поскольку объектом может быть и диск, и Рабочий стол, и приложение, и документ, и многое другое, то естественно, в каждом конкретном случае формируется индивидуальный набор свойств.

Так, например, в диалоговом окне свойств файла (см. рис. 3.1) и папки можно узнать тип, размер, дату создания и изменения, атрибуты (только для чтения, архивный, скрытый, систе­мный); для диска – узнать его объем, сколько имеется свободного места; для ярлыка – имя указываемого объекта. Свойствами обладают и такие объекты Windiws, как окна папок, панель задач. В окнах свойств объектов можно настраивать параметры экрана и устройств, подключенных к компьютеру.

3.2. Программы-оболочки Проводник и Мой компьютер

К встроенным программным оболочкам ОС Windows относятся такие программы как Проводник (Explorer) и Мой компьютер (My computer). Они предоставляют пользователю альтернативные возможности по работе с файловой системой Windows: просматривать структуру файловой системы на данном компьютере, а также на всех компьютерах, связанных сетью; управлять папками и файлами (открывать, удалять, копировать, переименовывать, печатать, создавать новые файлы различных типов и папки); управлять отображением структуры файловой системы; форматировать дискеты; просматривать Web-страницы в Интернет; активизировать окно панели управления и принтеров, чтобы изменить конфигурацию системы и получить доступ к управлению локальными и сетевыми ресурсами.

Эти программы разработаны на основе одной программы, отображение которой на экране можно менять в зависимости от задач, решаемых пользователем.

Программа Мой компьютер (см. Рис. 3.2. 1) запускается двойным щелчком по значку этой программы на Рабочем столе.

Рис. 3.2. 1. Окно программы Мой компьютер.

Программа Проводник запускается следующими способами:

2. Двойным щелчком по значку ярлыка этой программы, расположенного на Рабочем столе.

3. Щелчком по значку программы Проводник, расположенного на панели задач.

4. Двойным щелчком (при нажатой клавише Shift) по значку Мой компьютер или ярлыку папки.

Окно программы Проводник (Explorer) имеет две панели (см. Рис. 3.2. 2). В левой панели (под заголовком Папки) отображается иерархическая структура файлов и папок, хранящихся как на винчестере компьютера, так и на внешних носителях информации (дискете, компакт-диске и т.п.). При наличии подключенных сетевых дисков они также отображаются в данном перечне. Компьютеры, входящие в состав локальной сети, показаны в папке Сетевое окружение.

В правой части окна видно содержимое папки, выделенной курсором в левой панели. Это же содержимое отображается в левой части, если раскрыть текущую папку, щелкнув мышью на значке «+», расположенном слева от папки, при этом он заменится на значок «». Щелчок по значку «» соответственно закрывает содержимое папки. Значок «+» слева от значка папки также является признаком того, что внутри этой папки есть подпапки.

Просмотреть содержимое папки в правой панели окна Проводника можно двойным щелчком по значку папки.


Рис. 3.2. 2. Окно программы Проводник.

В состав главного меню Проводника входят следующие пункты:

Файл – с помощью команд этого меню можно выполнять файловые операции (создание новых объектов, архивацию, открытие, быстрый просмотр, удаление, переименование, пересылку, печать и т.п. выделенного объекта (объектов), просмотр свойств). Набор команд в меню зависит от выделенного объекта.

Правка– позволяет отменить последнее действие (команду), работать с буфером обмена (команды: Вырезать, Копировать, Вставить), выделить все объекты, отменить их выделение.

Вид– команды этого меню позволяют настраивать представление данных в окне Проводника (отображение панелей инструментов, адресной строки, строки состояния, выбор размеров и порядка расположения значков объектов, представление окна в виде Web-страницы, настройка свойств папки).

Сервис – содержит команды, позволяющие осуществлять поиск необходимых данных, подключение или отключение сетевых дисков, редактирование свойств папки.

Справка – выбор команды Центр справки и поддержки открывает окно справочной системы по работе в Windows XP. Команда О программе открывает окно, содержащее краткую информацию о системе.

Контекстное меню содержит команды, наиболее часто употребляемые при работе с выбранным объектом.

Панель инструментов Проводника содержит кнопки, позволяющие быстро запускать те или иные его функции. Некоторые из них дублируют команды главного либо контекстного меню. Команда меню Вид/Панели инструментов/Настройка открывает окно Настройка панели инструментов, в котором можно добавить кнопки на имеющуюся панель инструментов или удалить их с нее (кнопки Добавить, Удалить), изменить порядок следования кнопок на панели инструментов (кнопки Вверх, Вниз), выбрать нужный режим отображения надписей к кнопкам (поле Текст кнопки), установить требуемый размер значков (поле Размер значков).

Адресная строка позволяет открыть папку, файл в локальном компьютере или в сети, узел в Интернете. Для этого используйте раскрывающийся список поля адреса (кнопка ).

В строке состояния может отображаться следующая текущая информация: размер выделенного объекта, количество объектов в выделенной папке, количество выделенных объектов, более полная справочная информация о выбранной команде меню.

Источник

Объекты ОС Windows;

СПОСОБЫ РАБОТЫ С ОБЪЕКТАМИ WINDOWS

ОБЪЕКТЫ И ПРОГРАММНЫЕ ОБОЛОЧКИ ОС WINDOWS.

Завершение работы на компьютере

1.Закрыть все работающие программы.

2.Нажать кнопку Пуск.

3.Из Главного меню выбрать Выключение, затем щелкнуть по кнопке Выключение.

Под объектом в Windows понимают все то, с чем оперирует ОС Windows: программу, группу программ, диск, папку, файл, документ, значок, фрагмент текста, рисунок, ярлык. Каждый объект имеет свой значок, который позволяет не только видеть, с каким объектом приходится работать, но и выполнять многие операции с самим объектом. Значки сопровождаются метками с именем того объекта, который они представляют.

Файл – это логически связанная совокупность данных или программ, для размещения которой во внешней памяти выделяется именованная область. Файл имеет уникальное имя и является основной структурной единицей операционной системы.

Приложение – это программа или комплекс взаимосвязанных программ для создания и модификации объектов (документов), а также для управления объектами определенного типа.

Документ – это файл, созданный в среде приложения и содержащий информацию определенного вида. Документами могут быть тексты, рисунки, таблицы, звуки и т.п.

Папка – это хранилище объектов: ярлыков, файлов, значков устройств (дисков, принтеров, компьютеров сети), других папок. Папки образуют древовидную структуру, на верхнем уровне иерархии которой находится Рабочий стол, являющийся корневой папкой для всех других папок.

Ярлык – ссылка на какой-либо объект (папку, программу, документ), вторичное (дополнительное) изображение этого объекта, указывающая на его местоположение. Он представляет собой значок со стрелкой в нижнем углу и обеспечивает быстрый доступ к соответствующему объекту. Объект и его ярлык обычно находятся в разных местах файловой структуры. Ярлык хранится в файле объемом 1 Кбайт. Его можно легко создать, переместить или удалить, что никак не повлияет на связанный с ним объект.

Так как в имени файла можно использовать точки, то расширением имени файла являются символы, расположенные справа от последней точки. Расширение может содержать до 255 символов.

Расширение указывает на тип файла. Каждому зарегистрированному в Windows типу соответствует свое графическое изображение – значок. Рядом со значком находится метка, в поле которой содержится имя файла или папки. По расширению имени файла операционная система определяет, какая программа должна быть использована для его открытия:

Значок Расширение имени файла Описание
Папка (закрытая и открытая).
exe, com, bat Исполняемые файлы. Запускаются на выполнение и написаны в машинных кодах. Обычно, каждое приложение Windows имеет собственный значок.
txt Текстовый файл. Открывается простейшим текстовым редактором Блокнот (Notepad).
bmp, jpg Точечные рисунки. Открываются графическим редактором Paint.
doc Документ Microsoft Word. Открывается текстовым редактором Microsoft Word.
xls Таблица Microsoft Excel. Открывается табличным редактором Microsoft Excel.
rar Архивный файл. Открывается программой-архива­тором WinRar.
незарегестри­рованный Windows не знает, какой программой открывать файл.

Объекты Windows обладают свойствами. Свойства объекта можно просмотреть, открыв контекстное меню этого объекта и выбрав из него команду Свойства. В диалоговом окне Свойства объединена справочная информация об объекте и некоторый набор инструментов, позволяющий изменить его свойства. Поскольку объектом может быть и диск, и Рабочий стол, и приложение, и документ, и многое другое, то естественно, в каждом конкретном случае формируется индивидуальный набор свойств.

Так, например, в диалоговом окне свойств файла (см. рис. 3.1) и папки можно узнать тип, размер, дату создания и изменения, атрибуты (только для чтения, архивный, скрытый, систе­мный); для диска – узнать его объем, сколько имеется свободного места; для ярлыка – имя указываемого объекта. Свойствами обладают и такие объекты Windiws, как окна папок, панель задач. В окнах свойств объектов можно настраивать параметры экрана и устройств, подключенных к компьютеру.

3.2. Программы-оболочки Проводник и Мой компьютер

К встроенным программным оболочкам ОС Windows относятся такие программы как Проводник (Explorer) и Мой компьютер (My computer). Они предоставляют пользователю альтернативные возможности по работе с файловой системой Windows: просматривать структуру файловой системы на данном компьютере, а также на всех компьютерах, связанных сетью; управлять папками и файлами (открывать, удалять, копировать, переименовывать, печатать, создавать новые файлы различных типов и папки); управлять отображением структуры файловой системы; форматировать дискеты; просматривать Web-страницы в Интернет; активизировать окно панели управления и принтеров, чтобы изменить конфигурацию системы и получить доступ к управлению локальными и сетевыми ресурсами.

Эти программы разработаны на основе одной программы, отображение которой на экране можно менять в зависимости от задач, решаемых пользователем.

Программа Мой компьютер (см. Рис. 3.2. 1) запускается двойным щелчком по значку этой программы на Рабочем столе.

Рис. 3.2. 1. Окно программы Мой компьютер.

Программа Проводник запускается следующими способами:

2. Двойным щелчком по значку ярлыка этой программы, расположенного на Рабочем столе.

3. Щелчком по значку программы Проводник, расположенного на панели задач.

4. Двойным щелчком (при нажатой клавише Shift) по значку Мой компьютер или ярлыку папки.

Окно программы Проводник (Explorer) имеет две панели (см. Рис. 3.2. 2). В левой панели (под заголовком Папки) отображается иерархическая структура файлов и папок, хранящихся как на винчестере компьютера, так и на внешних носителях информации (дискете, компакт-диске и т.п.). При наличии подключенных сетевых дисков они также отображаются в данном перечне. Компьютеры, входящие в состав локальной сети, показаны в папке Сетевое окружение.

В правой части окна видно содержимое папки, выделенной курсором в левой панели. Это же содержимое отображается в левой части, если раскрыть текущую папку, щелкнув мышью на значке «+», расположенном слева от папки, при этом он заменится на значок «». Щелчок по значку «» соответственно закрывает содержимое папки. Значок «+» слева от значка папки также является признаком того, что внутри этой папки есть подпапки.

Просмотреть содержимое папки в правой панели окна Проводника можно двойным щелчком по значку папки.


Рис. 3.2. 2. Окно программы Проводник.

В состав главного меню Проводника входят следующие пункты:

Файл – с помощью команд этого меню можно выполнять файловые операции (создание новых объектов, архивацию, открытие, быстрый просмотр, удаление, переименование, пересылку, печать и т.п. выделенного объекта (объектов), просмотр свойств). Набор команд в меню зависит от выделенного объекта.

Правка– позволяет отменить последнее действие (команду), работать с буфером обмена (команды: Вырезать, Копировать, Вставить), выделить все объекты, отменить их выделение.

Вид– команды этого меню позволяют настраивать представление данных в окне Проводника (отображение панелей инструментов, адресной строки, строки состояния, выбор размеров и порядка расположения значков объектов, представление окна в виде Web-страницы, настройка свойств папки).

Сервис – содержит команды, позволяющие осуществлять поиск необходимых данных, подключение или отключение сетевых дисков, редактирование свойств папки.

Справка – выбор команды Центр справки и поддержки открывает окно справочной системы по работе в Windows XP. Команда О программе открывает окно, содержащее краткую информацию о системе.

Контекстное меню содержит команды, наиболее часто употребляемые при работе с выбранным объектом.

Панель инструментов Проводника содержит кнопки, позволяющие быстро запускать те или иные его функции. Некоторые из них дублируют команды главного либо контекстного меню. Команда меню Вид/Панели инструментов/Настройка открывает окно Настройка панели инструментов, в котором можно добавить кнопки на имеющуюся панель инструментов или удалить их с нее (кнопки Добавить, Удалить), изменить порядок следования кнопок на панели инструментов (кнопки Вверх, Вниз), выбрать нужный режим отображения надписей к кнопкам (поле Текст кнопки), установить требуемый размер значков (поле Размер значков).

Адресная строка позволяет открыть папку, файл в локальном компьютере или в сети, узел в Интернете. Для этого используйте раскрывающийся список поля адреса (кнопка ).

В строке состояния может отображаться следующая текущая информация: размер выделенного объекта, количество объектов в выделенной папке, количество выделенных объектов, более полная справочная информация о выбранной команде меню.

Источник

Приложение

Основные термины и понятия Windows

• Действия с помощью мыши

Операционная система

Операционная система (ОС) – это комплекс программ, обеспечивающих пользовательский интерфейс, ввод и вывод информации, работу с файлами, выполнение прикладных программ, подключение компьютера к сети и координацию работы аппаратных средств. Помимо Windows существуют и другие операционные системы. Наиболее известные альтернативы – Linux и MacOS (устанавливаемая на компьютерах Apple). Однако, по статистике, с каждой из них в мире работают не более 4 % пользователей, так что на сегодняшний день компания Microsoft с ее Windows фактически монополист на рынке операционных систем.

Программа

Программа – это последовательность машинных инструкций (системы команд, понятных процессору), предназначенная для выполнения определенной задачи. Как правило, программа оформлена в виде одного или нескольких исполняемых файлов, которые после установки приложения на компьютер записываются на винчестер. Совокупность программ именуется программным обеспечением (ПО).

Все существующее программное обеспечение можно разделить на системное и прикладное. Системное ПО отвечает за контроль над работой всех компонентов компьютера и их взаимодействием между собой. Прикладное ПО ориентировано на решение определенных пользовательских задач. Его работу, в свою очередь, контролирует системное ПО. К классу системного ПО относится операционная система, среди прикладных программ можно выделить приложения для работы с текстовыми документами, проведения вычислений, графические пакеты (средства обработки изображений), мультимедийные программы и др.

Для запуска прикладной программы пользователь обращается к исполняемому файлу, в результате чего приложение загружается в оперативную память. Операционная система загружается в память автоматически при включении компьютера и обеспечивает корректное функционирование как самого компьютера, так и прикладных программ.

Интерфейс пользователя

Интерфейс пользователя – это совокупность средств и правил обмена информацией между пользователем и компьютером. Интерфейс определяет, каким образом отображается информация и какова технология ввода данных от пользователя.

В MS-DOS, операционной системе от Microsoft, существовавшей до появления Windows, применялся текстовый интерфейс. Пользователь мог общаться с машиной, только вводя с клавиатуры различные команды. Результат выполнения этих команд и сообщения системы также отображались в виде текста. Таким образом, работая в MS-DOS, на черном экране можно было видеть только бегущие строки текста (рис. П.1). Наряду с однозадачностью (единовременным выполнением только одной программы) и невозможностью работать с графикой главным недостатком MS-DOS была необходимость изучения синтаксиса всех команд и правил их ввода, что, несомненно, осложняло работу новичков.

Рис. П.1. Текстовый интерфейс MS-DOS

На смену MS-DOS с ее текстовым интерфейсом пришла Windows – операционная система с графическим интерфейсом пользователя (GUI – от англ. Graphical User Interface). Отличие графического интерфейса от текстового заключается в том, что все объекты и средства обмена данными между пользователем и компьютером представлены в виде графических компонентов экрана: значков, окон, меню, кнопок, списков. Отныне пользователю не нужно знать, какую команду следует ввести, например, чтобы открыть ту или иную папку, – достаточно просто навести указатель мыши на ее значок и дважды щелкнуть кнопкой мыши. Навигацию между графическими объектами в среде Windows можно осуществлять и с помощью клавиатуры, однако сегодня это уже не актуально, так как гораздо удобнее использовать мышь.

Действия с помощью мыши

В тексте книги при описании различных действий вы неоднократно встретитесь с указаниями «щелкните кнопкой мыши…», «дважды щелкните кнопкой мыши…», «щелкните на…», «нажмите…», «перетащите объект». Кратко рассмотрим, как выполняются эти операции. Чтобы щелкнуть кнопкой мыши на указанном объекте, нужно навести на него указатель мыши и кратковременно нажать левую или правую кнопку мыши (в зависимости от того, какой от вас требуется щелчок). Под двойным щелчком подразумевается быстрое двойное нажатие левой кнопки мыши после наведения указателя на объект. В рекомендациях «щелкните на…» и «нажмите…» имеется в виду щелчок левой кнопкой мыши. Для перетаскивания объекта следует навести на него указатель, щелкнуть кнопкой мыши (при этом объект будет выделен) и, продолжая удерживать ее нажатой, «передвинуть» объект в другую позицию перемещением мыши.

Файл – это логически обособленная, именованная совокупность данных (текстовых, графических, звуковых, видеоданных), которая может храниться на различных носителях информации (жестком диске, компакт-диске, «флэшке», дискете) и рассматривается при хранении и обработке как единое целое. Чтобы было понятнее, рассмотрим следующую аналогию. Каждую книгу на полке, фотографию в альбоме, фильм на DVD или песню на компакт-диске мы воспринимаем как нечто целое, неделимое. То же самое делает и компьютер. Если текст (изображение, фильм, песня и т. д.) хранится на компьютере, то машина воспринимает его как единое целое – файл, и работает с ним как с чем-то неделимым (открывает содержимое полностью, переносит при запросе пользователя из одного места в другое так же, как и человек, открывая книгу для прочтения, не вырывает из нее несколько листов и перекладывает с полки на стол целиком, не разрывая ее на части).

Файловая система

Файловая система – это правила, определяющие, каким образом будет организовано хранение данных на дисках. Поскольку данные хранятся в виде файлов, файловая система определяет их формат – максимально возможные размер, длину имени и другие характеристики. Файловая система FAT32 допускает максимально возможную длину файла 127 символов, NTFS (более совершенная, чем FAT32) – 254 символа.

Значки устройств

Значок – это небольшой графический элемент, который указывает на приложение, документ, каталог, устройство или какой-то другой объект. Любой значок имеет подпись, которая является именем представляемого объекта. Значки в Windows служат для обозначения самых разнообразных объектов: устройств, файлов, папок, ярлыков.

В среде Windows жесткому диску вашего компьютера, устройствам, предназначенным для работы со сменными носителями (дисководу, оптическому приводу), а также внешним носителям данных (например, «флэшке» или цифровому фотоаппарату), когда они подсоединены к компьютеру, присваивается имя, состоящее из заглавной латинской буквы и двоеточия, а также значок. Чтобы открыть окно, представленное на рис. П.2, и ознакомиться со значками устройств, нажмите кнопку Пуск и выберите пункт Компьютер.

Рис. П.2. Значки устройств

По умолчанию жесткому диску операционная система присваивает имя C: (также он именуется как Локальный диск). Если жесткий диск вашего компьютера разбит на несколько разделов, то в только что открытом окне вы увидите столько значков Локальный диск, сколько разделов имеет винчестер. Каждый раздел именуется в алфавитном порядке, начиная с буквы C:.

Дисководу для дискет всегда присваивается имя A: (а также Диск 3,5). Фактически это имя задается для дискеты.

Оптический привод получает букву, следующую по алфавиту за буквой, которой обозначен жесткий диск (или его последний раздел). Так, если винчестер не разбит на разделы, оптический привод (как и компакт-диск) будет назван D:, если же жесткий диск имеет два раздела – С: и D:, то оптическому приводу будет присвоено имя Е:. Подключаемые к компьютеру внешние носители информации («флэшки», цифровые камеры) распознаются системой как съемные диски и именуются следующими по алфавиту буквами после той, которая стоит в имени привода компакт-дисков.

Все носители информации – жесткий диск, компакт-диск, «флэшки», дискеты принято называть общим словом диски. Чтобы увидеть содержимое диска, нужно дважды щелкнуть кнопкой мыши на его значке.

Значки файлов

Любой файл в Windows также представлен значком и имеет уникальный идентификатор, состоящий из имени файла и расширения, который можно видеть в подписи к значку при включенном отображении расширений (рис. П.3). О том, как включить отображение расширений, читайте в гл. 3.

Рис. П.3. Примеры значков файлов

Имя файла отделяется от расширения точкой и находится слева (например, в записи Документ Word.docx имя файла – Документ Word). Оно может состоять из русских и латинских букв, цифр и знаков препинания, за исключением символов «\», «/», «:», «*», «?», «»», « », «|». Длина имени файла зависит от выбранной при установке Windows файловой системы.

Расширение файла – это три или более символа, которые стоят справа от точки (в нашем примере – docx) и указывают на тип файла.

С точки зрения пользователя удобно выделить два типа файлов, с которым приходится работать.

Файлы программ. Из всего многообразия файлов, отвечающих за работу приложения, пользователь имеет дело с исполняемыми файлами. Практически для любой программы этот файл имеет расширение EXE (часто файл называют ЕХЕ-файлом). Запуск такого файла приводит к запуску приложения. На рис. П.3 последний значок– пример EXE-файла. Обычно каждый разработчик создает для исполняемого файла свой уникальный значок-логотип. Дважды щелкнув кнопкой мыши на значке ЕХЕ-файла, вы запустите приложение.

Документы. Это файлы, которые содержат необходимую пользователю информацию: текст, таблицы, графику, музыку, видео. Большинство таких файлов создается в среде определенной программы. Windows, учитывая расширение файлов, ассоциирует их с тем или иным приложением. После двойного щелчка кнопкой мыши на значке документа сначала запускается программа, в которой был создан файл, и только потом открывается сам файл. Некоторые файлы можно открыть с помощью той или иной программы, несмотря на то что они не создавались пользователем в каком-либо приложении (например, фотографии, перенесенные с камеры на компьютер, фильмы). Файлы, созданные в определенной программе или же просто ассоциированные с конкретным приложением, имеют один и тот же значок, заданный программой. Так, все документы, созданные в текстовом редакторе Word, будут иметь значок, изображенный пятым на рис. П.3. Все веб-страницы, сохраненные из Интернета в виде веб-архивов, будут иметь такой же значок, как первый на рис. П.3.

Работая на компьютере, вы со временем запомните, какие значки имеют файлы того или иного типа, и по их виду сможете быстро ориентироваться, что содержит файл – текст, изображение, видео или музыку. Точно так же очень быстро вы научитесь определять содержимое файла по его расширению. Ниже перечислены расширения, с которыми вы будете сталкиваться чаще всего:

• DOC, TXT – текстовые документы;

• XLS – файлы электронных таблиц Excel;

• HTM, HTML – веб-страницы;

• AVI, MPEG, MPG – видеозаписи;

• MP3, WAV, WMA – звуковые файлы;

• JPG, BMP, GIF – изображения;

Значки папок

Поскольку на дисках обычно хранится огромное количество файлов, их необходимо упорядочивать, чтобы избежать путаницы и долгого поиска нужного файла. Для этого служат папки (точно так же, как и в жизни, – документы одной тематики принято складывать в одну папку).

Поскольку папки необходимы для группировки файлов, они тоже хранятся на дисках и обозначаются специальными значками. Саму область данных диска, в которой размещаются файлы и папки, принято называть корневой папкой.

Вид значков папок зависит от типов файлов, хранящихся внутри, и наличия вложенных папок. Личные папки пользователя имеют особые зеленые значки (рис. П.4).

Рис. П.4. Примеры значков обычных папок и личных папок пользователя

Каждая папка имеет собственное имя, которое задается по тем же правилам, что и имя файлов. Внутри каждой папки могут размещаться не только файлы, но и другие папки, которые, в свою очередь, также могут содержать папки. Такая структура получила название дерево папок. Иногда папки называют директориями или каталогами.

Значки ярлыков

Если вы работаете с документами, которые находятся в одной из далеко «спрятавшихся» папок, то, чтобы открыть файлы, приходится каждый раз перемещаться по длинной цепочке папок, а это отнимает время и достаточно неудобно. Для быстрого доступа к необходимым объектам пользователь может создать ярлык и поместить его на Рабочий стол.

Ярлык – это маленький файл, в который записывается путь к файлу, папке, сетевому подключению или устройству. Дважды щелкнув кнопкой мыши на ярлыке, вы запустите файл или же выполните какое-то другое действие в зависимости от того, на какой объект ссылается ярлык. Значок ярлыка имеет такой же вид, как и значок связанного с ним объекта, единственное отличие – маленькая стрелка в левом нижнем углу значка, позволяющая отличить объект от ярлыка (рис. П.5).

Рис. П.5. Ярлык для папки, текстового документа, сетевого подключения, жесткого диска и ЕХЕ-файла

Ярлык служит защитным барьером для объекта, так как при случайном удалении ярлыка сам объект остается на прежнем месте.

Буфер обмена

Буфер обмена – это специальная область оперативной памяти компьютера, в которой хранятся данные, предназначенные для перемещения или копирования как между окнами разных приложений, так и в одном и том же окне.

В любой программе при выполнении команды Вырезать происходит удаление объекта из текущего положения и помещение его в буфер обмена. Команда Копировать помещает в буфер обмена копию выделенного объекта. С помощью команды Вставить можно вставить находящийся в буфере обмена объект в другое окно либо в другое положение в этом же окне.

Любое действие на компьютере (работа с программой, настройка системы, подключение к Сети) пользователь выполняет в окне. Окно – это ограниченное пространство прямоугольной формы на экране, в котором отображается содержимое объекта, запрошенного пользователем.

Окна Windows можно условно разделить на два типа: программные и диалоговые. Программное окно открывается при запуске приложения и содержит необходимые инструменты для выполнения различных действий. В программном окне открываются документы, созданные или просматриваемые в данном приложении.

Диалоговое окно появляется при вызове большинства инструментов приложений, а также при обращении к настройкам Windows. Оно содержит элементы управления, применив которые пользователь может указать системе, какое именно действие и с какими параметрами следует выполнить.

Кстати, само название операционной системы – Windows – переводится с английского как окна, что прямо указывает на способ общения пользователя с компьютером через окна.

Программные окна

Структура программных окон едина для большинства приложений, поэтому, изучив один пример, вы без труда сможете сориентироваться в окне любой программы.

Рассмотрим компоненты программных окон на примере стандартного приложения Windows – текстового редактора WordPad (рис. П.6). Для его открытия выполните команду Пуск > Все программы > Стандартные > WordPad.

Рис. П.6. Компоненты программного окна

Заголовок окна – верхняя область окна, которая содержит название программы и ее значок. Если в окне данной программы открыть документ, то в заголовке через дефис справа от названия приложения отобразится имя открытого файла. С помощью заголовка можно перемещать окно по экрану: наведите указатель мыши на любой участок заголовка, щелкните кнопкой мыши и, удерживая ее нажатой, переместите мышь в нужном направлении. Вслед за ней переместится и окно. Данная операция возможна, только когда окно программы не развернуто во весь экран.

Кнопки управления окном – располагаются в правой части заголовка окна и служат для изменения состояния окна.

– позволяет свернуть окно программы в кнопку на Панель задач. Чтобы вернуть окно в исходное состояние, нужно нажать его кнопку на Панели задач.

– отвечает за полноэкранный режим отображения окна. Если окно приложения занимает часть экрана, вы можете развернуть его во весь экран, нажав данную кнопку. Перейти в полноэкранное представление можно, дважды щелкнув кнопкой мыши на заголовке окна программы.

– появляется на месте кнопки Развернуть при переходе в полноэкранный режим отображения окна. С ее помощью можно вернуться в прежнее состояние, когда окно занимает часть экрана. Такой режим еще называют многооконным, поскольку при одновременном открытии нескольких приложений на экране можно видеть их окна, накладывающиеся друг на друга. В многооконном режиме для переключения в окно другого приложения достаточно щелкнуть кнопкой мыши на любом его видимом участке. При этом окно станет активным – переместится на передний план, будут доступны инструменты приложения.

– служит для закрытия окна приложения. Соответственно при ее нажатии происходит завершение работы программы.

Строка меню – содержит пункты меню, в которых находятся команды, отвечающие за выполнение различных операций с содержимым окна. Меню разных программ различаются между собой, однако некоторые разделы меню одинаковы для большинства приложений (Файл, Правка, Вид, Справка) и содержат стандартные команды. Чтобы задействовать команду меню, необходимо навести указатель мыши на название меню, щелкнуть на нем кнопкой мыши, в раскрывшемся перечне команд переместиться к нужной и также щелкнуть на ней кнопкой мыши.

Панель инструментов – обычно на нее вынесены кнопки и раскрывающиеся списки для обращения к наиболее часто используемым командам меню. Если на кнопке или списке нет надписи, четко указывающей на их функции, можно навести на элемент указатель мыши: при незначительной задержке указателя появится всплывающая подсказка, в которой можно прочесть, за что отвечает кнопка или список. В некоторых приложениях присутствуют несколько панелей инструментов.

Рабочая область – служит для отображения содержимого окна. При работе с документами в различных программах в рабочей области отображается содержимое файла (в нашем случае – набранный текст).

Полосы прокрутки и расположенные на них кнопки прокрутки – появляются в том случае, когда размер окна меньше отображаемого в нем содержимого. С их помощью можно перемещаться по рабочей области окна к нужному объекту. Чтобы переместиться по вертикали, наведите указатель мыши на кнопку прокрутки вертикальной полосы, щелкните на ней и, удерживая нажатой кнопку мыши, двигайте мышь в нужном направлении (вверх или вниз), вслед за ней будет прокручиваться и содержимое окна. Аналогично можно перемещаться влево/вправо с помощью горизонтальной кнопки прокрутки.

Функции вертикальной полосы прокрутки полностью выполняет колесико мыши: прокручивая его, вы можете перемещаться по документу вверх/вниз.

Строка состояния – находится в нижней части окна и предназначена для вывода разного рода служебной информации, содержание которой зависит от того, в каком приложении работает пользователь.

Границы окна – узкие линии, обозначающие область окна на экране. Перетаскивая границы окна, можно изменять его размеры произвольным образом. Чтобы перетащить границу в нужном направлении, подведите к ней указатель мыши, при этом он примет вид

(в зависимости от того, горизонтальная граница или вертикальная). Затем щелкните кнопкой мыши и, удерживая ее нажатой, переместите границу в новое положение. Перетаскивать можно любую из сторон прямоугольника – окна.

Уголок изменения размера окна – перетаскивая данный уголок, можно менять размеры окна одновременно по горизонтали и вертикали.

Диалоговые окна

Структура диалоговых окон несколько отличается от структуры программных окон. В них отсутствует строка меню, панель инструментов, строка состояния, из кнопок управления окном в заголовке есть только кнопка Закрыть. Название диалогового окна чаще всего соответствует команде, с помощью которой оно было вызвано.

В рабочей области диалогового окна обычно присутствует один или несколько стандартных для Windows элементов управления, которые позволяют задать необходимые параметры для выполнения того или иного действия. Рассмотрим все элементы управления, с которыми вы встретитесь, работая в Windows.

Кнопка – важнейший элемент управления, присутствующий во всех диалоговых окнах (рис. П.7). Надпись на кнопке указывает, какое действие будет выполнено при ее нажатии. В разных диалоговых окнах назначение кнопок всегда узко специфично, однако практически во всех окнах присутствуют три стандартные кнопки:

Рис. П.7. Кнопки диалоговых окон

– ОК – закрывает диалоговое окно с сохранением всех измененных параметров;

– Отмена – отвечает за закрытые окна без сохранения изменений (аналогична кнопке Закрыть);

– Применить – отвечает за вступление измененных параметров в силу, однако окно остается открытым.

Обратите внимание, на рис. П.7 кнопка ОК выделена. Это означает, что она активна и для ее нажатия можно воспользоваться клавишей Enter. В любом диалоговом окне одна кнопка всегда является активной. Если какая-либо кнопка недоступна, она окрашена в серый цвет, как кнопка Применить на рис. П.7.

Вкладка – в диалоговых окнах, содержащих большое количество настроек, элементы управления группируются на вкладках. Если окно с вкладками рассматривать как брошюру с несколькими страницами, то вкладка представляет собой страницу такой брошюры, имеющую ярлык с названием (рис. П.8).

Рис. П.8. Вкладки окна свойств папки

Чтобы перейти с одной вкладки на другую, нужно щелкнуть кнопкой мыши на ее названии в верхней части диалогового окна.

Список – содержит перечень возможных параметров какой-либо настройки, из которых пользователь может выбрать нужный. Список бывает обычным (рис. П.9, слева) и раскрывающимся (рис. П.9, справа). Чтобы увидеть все пункты раскрывающегося списка, нужно щелкнуть на нем кнопкой мыши. Чтобы изменения, выбранные в списке, вступили в силу, необходимо нажать кнопку Применить или ОК.

Рис. П.9. Пример обычного (слева) и раскрывающегося (справа) списков

Текстовое поле – в него с клавиатуры вводятся имена, адреса и другие характеристики, которые в дальнейшем будут использоваться настраиваемым объектом (рис. П.10). Чтобы набрать в поле нужный текст, наведите на него указатель мыши и выполните щелчок кнопкой мыши. При этом в поле начнет мигать курсор, свидетельствующий о том, что можно приступить к вводу.

Рис. П.10. Текстовое поле

Числовое поле – служит для изменения числового значения какого-либо параметра. Справа от числового поля есть две маленькие кнопки со стрелочками, нажимая которые можно уменьшать или увеличивать значение (рис. П.11). Нужное число можно также ввести с клавиатуры.

Рис. П.11. Числовое поле

Флажок – маленькое окно с именем, указывающим на то, какое действие будет выполнено при установленном флажке. В диалоговых окнах встречаются как одиночные флажки, так и целые группы (рис. П.12). Для установки флажка нужно щелкнуть кнопкой мыши на маленьком окне или имени рядом с ним. При этом в окне появится галочка, а действие, описанное в имени флажка, будет выполняться. Для отмены действия необходимо снять флажок, щелкнув на нем кнопкой мыши вновь.

Рис. П.12. Группа флажков

Переключатель – представляет собой группу, состоящую из названия параметра или объекта и нескольких вариантов его функций. Каждый вариант имеет маленькое круглое окно и имя, в котором четко описано выполняемое действие при выборе этой функции (рис. П.13). Чтобы задать значение параметра, необходимо щелкнуть кнопкой мыши на круглом окне или на расположенном справа от него имени. При этом в окне появится точка.

Рис. П.13. Переключатель

Регулятор – позволяет изменять величину параметра в заданном интервале значений. Регулятор имеет название, шкалу изменения величины параметра и ползунок (рис. П.14). Чтобы установить нужное значение параметра, щелкните кнопкой мыши на ползунке и, удерживая ее нажатой, переместите его к другой отметке.

Контекстное меню

Контекстное меню – это меню, которое появляется при щелчке правой кнопкой мыши на любом из объектов Windows. Из самого названия меню следует, что его содержание зависит от того, на каком объекте был выполнен щелчок.

Контекстное меню содержит команды, отвечающие за выполнение тех действий, которые могут быть применены к данному объекту. Так, если вы щелкнете правой кнопкой мыши на значке файла, то в контекстном меню увидите команды, отвечающие за открытие (Открыть), перемещение (Вырезать, Копировать, Вставить), переименование (Переименовать), удаление файла (Удалить), просмотр его свойств (Свойства), отправку файла по электронной почте или на съемный носитель (рис. П.15). Кроме того, для некоторых программ (антивирусов, архиваторов, программ обмена мгновенными сообщениями через Интернет), установленных на компьютере, в контекстное меню файла помещены важнейшие команды (проверка на вирусы, архивация файла, отправка его собеседнику через интернет-пейджер). Для выбора нужной команды достаточно подвести к ней указатель и щелкнуть кнопкой мыши. Щелкнув правой кнопкой мыши на Рабочем столе, вы увидите иной набор команд, отвечающих за вид, сортировку значков на Рабочем столе, вставку объектов из буфера обмена, создание папки, файла и ярлыка, а также команду Персонализация, которая открывает окно настройки параметров Рабочего стола.

Рис. П.15. Контекстное меню файла

Чтобы скрыть контекстное меню, достаточно щелкнуть кнопкой мыши в любой области за его пределами.

Источник

Операционные системы и программное обеспечение